Научная статья на тему 'Модель развития малого и среднего бизнеса'

Модель развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1156
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS MODEL DEVELOPMENT / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT MODEL / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAMARA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунин Сергей Валерьевич

Рассматривается ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в Самарской области. Теоретические вопросы моделирования в области управления жизненным циклом предприятий малого и среднего бизнеса. В статье предлагается модель развития субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT MODEL OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The current situation with the development of small and medium-sized businesses in the Samara region. Theoretical modeling issues in the field of life-cycle management of small and medium-sized businesses. The article consider the model of development of a small business.

Текст научной работы на тему «Модель развития малого и среднего бизнеса»

изысканий данного направления. Экономическое поведение в целом, и оппортунистическое поведение в частности, ограничивается сложившимися социальными нормами или институтами.

Доказано, что социальные нормы могут снижать и предотвращать оппортунистическое поведение со стороны экономических субъектов. Для борьбы с оппортунизмом разрабатываются соответствующие инструменты управления, основанные на представлении о неустранимости сущностных характеристик индивида: рациональности и принципе максимизации полезности. При построении системы правильных стимулов экономическому агенту должно быть выгодно избегать реализации оппортунистического поведения.

Оппортунистическое поведение способно сделать совершенно непривлекательным инвестиционный климат, поставить под угрозу бюджет страны, то есть привести к серьезным экономическим потерям.

Следовательно, снижение случаев реализации оппортунистического поведения и издержек от него является значимым фактором для эффективности функционирования экономических систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996.

2. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С.45.

3. Demsetz H. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution. American Economic Review, 1997, vol. 87, No 2, pp. 426-429.

4. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.

5. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 3.

6. Уильямсон О.И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, Осень 1993, т.1, вып. 3. - с.39-49.

7. Levinson A. Happiness, behavioral economics, and public policy / National Bureau of Economic Research // 1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138 August 2013.

8. Королев А.И. Тенденции оппортунистического поведения в условиях экономики неравновесности / диссертация кандидата экономических наук: 08.00.01 -Саратов, 2007. - 170 стр.

THE INFLUENCE OF INSTITUTIONAL STRUCTURE ON THE COSTS OF OPPORTUNISTIC BEHAVIOR

© 2014

N.S.Grigoreva, post-graduate student

Kazan Federal University, Kazan (Russia) O.V.Grigoreva, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: This paper describes the influence of the type of institutional structure on the costs of opportunistic behavior in the economic system. It is revealed that the amounts of the costs of opportunistic behavior of economic agents below in the regulatory institutional structure in comparison with the liberal institutional structure.

Keywords: opportunistic behavior, opportunism, institutions, costs of opportunistic behavior.

УДК 332.012.23

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

© 2014

С.В. Дунин, инженер-программист

ЗАО «КОМСОФТ», Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассматривается ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в Самарской области. Теоретические вопросы моделирования в области управления жизненным циклом предприятий малого и среднего бизнеса. Рассмотрена возможная модель развития субъекта малого предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, модель развития, эффективность, Самарская область.

В предпринимательской деятельности, всегда присутствуют некоторые характеристики и параметры, которые не могут выражены четкой формализацией, как то имиджевые характеристики самой фирмы или ее продукции, общий климат во внутренних взаимоотношениях в коллективе организации, социально-психологический климат и т.д. Эти характеристики разумно анализировать методами экспертного моделирования, когда группа экспертов сравнивает объект с неким идеальным объектом, сформировавшимся в их представлениях на основе профессиональных знаний, квалификации и опыта [1, с.31].

Многие исследовательские подходы используют имитационное моделирование - метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. К ним относятся, в частности, метод системной динамики, метод дискретно-событийного моделирования, агентное моделирование и другие методы.

По мнению авторов [2, с.312], модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе, это упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в

нём процессов, явлений. Модель представляет собой систему элементов, воспроизводящую свойства, функции и взаимосвязи предмета исследования.

Вся деятельность малых и средних предприятий и их развитие осуществляется в условиях интенсивной конкуренции, что в свою очередь обуславливает непродолжительность экономического жизненного цикла услуг. Это обстоятельство ограничивает возможности предприятий малого и среднего бизнеса в области стратегического планирования, так как сильно снижает длительность рассматриваемого перспективного периода и вынуждает систему управления предприятием искать дополнительные резервы для обеспечения тактической маневренности производственного процесса. В действующих условиях становится крайне актуальной проблема увеличения жизненного цикла выпуска товара (оказания услуги), формирующего устойчивость предприятия в динамичных условиях конкурентной среды и позволяющего полностью использовать преимущества стратегического планирования, в том числе и в маркетинге [3, с.18].

Одним из способов управления жизненным циклом продукции предприятий малого и среднего бизнеса яв-

ляется метод системного моделирования, обеспечивающий возможность научной постановки долгосрочных целей предприятия, точного установления причинно-следственных связей, охватывающих элементы действующей бизнес-процессов.

Одной из особенностей субъектов малого и среднего бизнеса является выстраивание основных ориентиров их деятельности на потребности прежде всего местных, региональных рынков. При наличии развитого крупного промышленного сектора, тем не менее, опрос поддержки малого и среднего предпринимательства в Самарской области остается одной и приоритетных задать всех ветвей региональной власти. И здесь очевидно, что именно власти субъектов Федерации, региональные власти, должны в основном обеспечивать правовое регулирование мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Согласно Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговое регулирование, сбор налогов с субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется согласно Федеральным законам и постановлениям. На уровне субъектов Федерации, местный уровень, делегирована возможность прямого субсидирования малых и средних предприятий.

В целом в Российской Федерации создана достаточная система правового регулирования мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Но, тем не менее, показатели развития малого и среднего бизнеса говорят о назревшей необходимости дальнейшего её совершенствования.

Возможная децентрализация государственного управления, передача значительной части компетенций центра на региональный и муниципальный уровни максимально приблизит местные власти к гражданам. В свою очередь, обеспечение быстрого и надежного доступа граждан на всей территории страны с помощью новейших компьютерных технологий позволит установить общение с государственными органами, минуя расстояния и существенно сокращая время. Новые информационные технологии и средства связи открывают определенные возможности для центральной администрации в этом плане. Возможность получения любой информации, интересующей гражданина, в интернете, в силах сблизить центр и жителей отдаленных уголков страны.

Стремление использовать в своей производственной деятельности Интеренет должно естественным образом возрастать по мере увеличения числа занятых и объемов выполняемых работ. В свою очередь, тенденция распространения и относительного удешевления персональной компьютерной техники, мобильных устройств, несомненно, способствует доступности информации для малых и средних предприятий, меняя формат и качество процесса управления в лучшую сторону [4, с.76].

В Самарской области малый и средний бизнес в основном ориентируются на классическую плановую модель, развитие предпринимательского типа, а так же модель развития, основанную на обучение на опыте.

Развитие или модель предпринимательского типа состоит из изучения законов функционирования рынков и тщательный анализ рыночных тенденций, с последующей разработкой модели существующего рынка и формирования стратегии, которая может осуществляться с помощью различных методов оптимизации, имитации, экспертного или интуитивного моделирования, моделирования в составе бизнес-плана будущего поведения, разработки детального сценария и выработки конкретных решений и операций в рамках моделируемого сценария.

Использование модели основанной на обучении на опыте предполагает рассматривать два основных аспекта: первый связан с развивающимся повторением определения стратегии, когда одновременно осуществляются два процесса: повторение логики, методики, механизма

и процедур, и развитие модельных построений, их качественные и структурные изменения; второй рассматривает необходимость и возможность учета внешнего давления, влияющего на процесс реализации сомой модели, которая управляется на основе приобретенного опыта в области текущего выполнения.

Использование маркетингового подхода в построении развитию малого и среднего бизнеса управленческие решения принимаются на базе маркетинговых исследований рынка. Маркетинг необходимо рассматривать на основе системного подхода, базирующегося на применении системного анализа, программного и целевого метода разработки и принятия управленческих решений. Маркетинговые исследования обеспечивают установление правильного направления выбора маркетинговой стратегии, точной оценки ее действенности, создают предпосылки для принятия оптимальных решений в области маркетинга и позволяют определить эффективность их реализации.

Применение описательных моделей находит широкое применение в практике маркетинговых исследований, дает представление о зависимости объема потребления товаров и услуг от различных как внутренних, так и внешних факторов.

Раскрытие развития предпринимательской деятельности и ее отдельных направлений применяется в наиболее информативных динамических моделях. С помощью моделей этого типа можно прогнозировать изменения конъюнктуры рынка и процессов развития бизнес-системы, разрабатывать общую так и частную стратегию предпринимательства, строить дальнейшие планы, а также решать задачи экономического программирования и регулирования. Исследуется динамика потребительского спроса и структуры сегментов, внешней конкурентной среды и текущих условий. Эти модели позволяют предсказать наиболее существенные тенденции в развитии объекта, как замедление и ускорение роста, присутствующую цикличность или ее отсутствие.

Модель образованную совокупностью моделей и подсистем, связанных между собой потоками продуктов и услуг можно представить в виде сетевой модели, которая позволяет отразить взаимосвязанность и конкретность стратегий развития, характеризует деятельность подсистем с необходимыми направлениями и возможными результатами. В случае такого подхода альтернативные варианты принятия управленческих решений, оцениваемые с помощью сетевой модели будут представлять собой наборы изменений по отношению к эстраполяционному варианту потоков. При этом направление управляющего воздействия непосредственно связано с регулированием информационных и материальных потоков с целью повышения их эффективности.

В Самарской области региональными властями приняты и находятся в реализации несколько областных целевых программ в секторе развития малого и среднего бизнеса: «Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 20122015 годы», «Областная целевая программа «Программа развития торговли в Самарской области» на 2012-2015 годы», «Областная целевая программа «Субсидирования создания рабочих мест в монопрофильных городских округах Самарской области» на 2013-2015 годы». Предстоит работа по развитию целевых программ, как то по дальнейшей их доработке, продлению сроков исполнения либо замещению действующих программ новыми в периоде после 2015 года. При этом важно учесть уже имеющийся опыт работы и реальные результаты в секторе развития малого и среднего предпринимательства.

В области успешно функционирует фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области», осуществляющий бесплатные консультационные услуги предпринимателям малого и среднего бизнеса. Так же в фонде доступны бесплатные

семинары, тренинги, мастер-классы, функционируют другие программы обучения. При фонде функционирует «Центр поддержки экспортеров». Основной задачей центра является помощь предпринимателям-экспортерам Самарской области в выходе предприятий на иностранный рынок. Специалисты цента и компании-партнеры помогают провести оценку экспортного потенциала компании, проводят консультации в области бухгалтерского учета при ведении внешнеэкономической деятельности, помогают в подготовке и переводе всешнеэкономических контрактов [5, с.142].

Органы власти выступают гарантом для предпринимателей в малом и среднем бизнесе по созданию условия и формированию благоприятного предпринимательского климата. Уже как аксиома преподносится тезис о том, что необходимо еще более упростить процедуру регистрации малых предприятий, сократить число контролирующих органов, а так же упростить процедуру лицензирования и сократить количество лицензируемых видов деятельности. И, в месте с тем, в отношениях органов власти и предпринимательского сообщества сохраняются отдельные черты, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.

Характерной чертой современной ситуации взаимоотношения власти и бизнес сообщества является то, что основная масса инициатив по улучшению предпринимательского климата и дальнейшего развития спускаются «сверху в низ». Инициативы приобретают форму прямых распоряжений и становятся обязательными для исполнения. Не заостряя внимание на качестве и результате инициатив от вышестоящих органов власти, отметим сами методы реализации программ. В обществе очень мало, или вообще отсутствуют центры влияния, способные самостоятельно выдвигать серьезные инициативы по улучшению предпринимательского климата, что является явным показателем неразвитости институтов гражданской инициативы и наличия определенной дистанции между органами государственной власти и бизнес сообществом.

Органы власти совершенно искренне уверены, что создавая благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, выполняют руководящую и направляющую роль, чем способствуют созданию хорошего инвестиционного климата. Но при этом совершенно очевидно, что взгляд на текущие проблемы только с одной стороны не может кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону. Крайне желательно более широкое и активное вовлечение предпринимательского сообщества к законотворческой инициативе, разработке программ развития региона.

В настоящее время в Самарской области действую организации в том числе занимающиеся развитием инновационной инфраструктуры. При этом сдерживающим фактором развития именно инновационного бизнеса является отсутствие механизмов внедрения инновационных решений.

Инновационный малый бизнес, в силу своей специфики, особенно испытывает острую нехватку в качественном законодательном регулировании. И крайне нуждается в принятии на региональном, а так же федеральном уровне, актов о господдержке в области инновационной деятельности [6-10]. Отсутствие федерального закона не позволяет сформировать нормативную систему на региональном уровне. Региональные нормативные акты хоть и содержат перечень критериев инновационных предприятий, но не дают возможности полноценного решения вопроса поддержки инновационной деятельности в области малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями поддержки малого и среднего бизнеса должны стать:

- продолжение процесса по совершенствованию нормативно правовой базы для малых и средних предприятий;

- максимальное сокращение административных ба-

рьеров;

- повышение информированности и доступности информации различного рода для владельцев бизнеса. Расширение сети бесплатных для предпринимателей, финансируемых из областного бюджета, информационных ресурсов, в том числе ресурсов нормативно-правовой направленности;

- распространение положительного опыта и стимулирование обмена в среде предпринимателей навыками и опытом успешной деловой практики.

Недостаточно высокий уровень предпринимательской активности сохраняется в России во все последние годы. Так же развитие малого и среднего бизнеса идет не достаточными темпами как в основных рыночных секторах, в производстве, так и в прочих локальных инфраструктурных секторах, например в жилищно-коммунальном хозяйстве. Здесь малые и средние компании могут играть значительную роль, как для создания новых рабочих мест, так и формирования новых инновационных кластеров [11, с.135].

Поддержка предпринимательства и малого и среднего бизнеса представляет из себя один из важных элементов политики по стимулированию экономического развития Самарской области и служит обеспечению постоянного расширения базы для экономического роста. В секторах, может быть достигнут наибольший эффект для социально-экономического развития, а также там, где имеется неиспользованный потенциал следует уделять особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства.

В Самарской области уже имеются и получили развитие многие инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, такие как бизнес-инкубаторы, фонды поддержки предпринимательства, но их потенциал остается недостаточно раскрытым. В большинстве случаев предприниматели весьма низко оценивают эффективность предпринимаемых региональными властями усилий по развитию и стимулированию предпринимательства и поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо сделать программы поддержки более доступными и эффективными, увеличить масштаб, в том числе за счет финансовых аспектов, добиться более высоких результатов, повысив механизмы реализации программ, например путем регулярного мониторинга эффективности и результативности, с непосредственным привлечением участников предпринимательского сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилов Д.Л., Курганский А.А. Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и тенденции развития // Вектор науки Тольяттинского государствен-ного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 29-32.

2. Глухова А.А., Бурганова Ю.А., Кулагина А.В., Макеева Ю.Н. Эффективность использования инновационных финансовых продуктов в деятельности организаций в условиях кризиса // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. С. 310-318.

3. Глухова А.А. Управление энергоемкостью ЖКХ в регионе на основе процессного подхода // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. № 6. С. 15-20.

4. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.

5. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.

6. Плотникова И.А. Актуальные проблемы становления семейного бизнеса: региональный аспект // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2013. № 7 (11). С. 330-336.

7. Руденко А.А. Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы и направления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 288-293.

8. Игнатов В.С. Информационная поддержка малого бизнеса в экономике АПК // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 309-312.

9. Павлов А.Ю., Кудрявцев А.А. Управление бизнес-процессами на основе модели «регион - квазифир-

ма» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 265-271.

10. Каримова А.И. Устойчивое развитие малого предпринимательства и его влияние на экономику региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 135-137.

11. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

© 2014

DEVELOPMENT MODEL OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

S.V. Dunin, Software Engineer

CJSC «Comsoft», Togliatti (Russia)

Annotation: The current situation with the development of small and medium-sized businesses in the Samara region. Theoretical modeling issues in the field of life-cycle management of small and medium-sized businesses. The article considers a possible model of development of a small business.

Keywords: entrepreneurship, small and medium business model development, efficiency, Samara region, development model.

УДК 33.065

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

© 2014

С. А. Ерилин, финансовый директор группы компаний «Бизнес партнер», магистрант А. В. Лятин, начальник отдела андеррайтинга ЗАО «ФИА-БАНК», магистрант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования кредитного риска как экономической категории. Представлены три подхода к определению кредитного риска: детермированный факторный, стохастический и аллокационный. Определена проблематика необходимости выявления, оценки и управления кредитными рисками для российских банков.

Ключевые слова: кредитный риск, экономическая категория, риск-менеджмент, детерминированный факторный подход, поле кредитных рисков.

Трансформационные процессы, происходящие в российской банковской сфере в последние годы, оказывают сильное влияние на формирование кредитно-финансовой системы. В связи с этим, кредитный риск стал объективной реальностью кредитной системы, затрагивающей практически каждый коммерческий банк. Актуальность исследования проблематики кредитного риска постоянно повышается по следующим причинам.

Во-первых, происходящее постоянное изменение внешних факторов, таких как мировая кредитно-финансовая политика, оказывает непосредственное влияние на формирование поля кредитных рисков.

Во-вторых, так же регулярно происходят изменения в инновационной и инвестиционной политике России.

В-третьих, неуклонный рост интереса к вопросам проблематики кредитного риска, по мере усиления интенсивных факторов развития экономики.

Проблематика кредитного риска требует научных рекомендаций, основанных на изучении взаимосвязи кредитных рисков с условиями кредитно-финансовой политики, экономическими отношениями субъектов и правовой основы развития экономики.

С развитием банковской сферы, актуализируется проблема роста степени кредитного риска. При этом результативность банковской деятельности имеет прямую зависимость от оптимизации управления кредитными рисками. [1]

Проблематика вопросов связанных с управлением кредитными рисками в современной России стоит достаточно остро. Для каждого российского банка актуальным является вопрос управления кредитным риском, и в этой связи возникает необходимость формирования и использования новых методов и инструментов, позволяющих качественно и своевременно проводить оценку и анализ кредитных рисков, а так же осуществлять управление кредитными рисками.

Кредитный риск — это риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора. [2] Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода кредитования. При предоставлении коммерческого кредита риск возникает с момента продажи и остается до момента получения последнего платежа по сделке.

Показатели, характеризующие кредитный риск, позволяют оценить эффективность проводимой финансово-кредитной политики коммерческого банка. Рядом с характеристикой риска как вероятности положительных или отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате выбора и реализации определенный решений, кредитный риск можно рассматривать как неотъемлемый элемент всей деятельности коммерческого риска.

С точки зрения банков, кредитные операции входят в состав самых прибыльных. [3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе осуществления кредитной деятельности банк формирует основную часть чистой прибыли, влияющей на объем отчислений в резервные фонды и объем выплаты дивидендов акционеров банка.

Так же, причиной роста актуальности проблем, связанных с кредитными рисками является усиление нестабильности и непредсказуемости развития общей экономической стратегии. Усиление государственного надзора и создание эффективных правовых механизмов позволяет повысить степень выявления и предупреждения кредитного риска.

Как правило, в основе возникновение серьезных финансовых трудностей коммерческих банков, находятся проблемы связанные с кредитованием. У каждого коммерческого банка возникают кредитные отношения, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.