Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1, том 1, 2017 УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
УДК: 339.9
ББК: 65.01
Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНО-КЛАСТЕРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ1
Afonichkin A.I, Afonichkina E.A.
DEVELOPMENT MODEL CORPORATE AND CLUSTER ECONOMIC SYSTEMS
Ключевые слова: корпорации, корпоративные системы, экономические системы, тренды развития ТНК, корпоративно-кластерные структуры, модель развития.
Keywords: corporations, corporate systems, economic systems, trends of development of multinational corporation, corporate and cluster structures, development model.
Аннотация: в статье дается обоснование и интерпретация модели развития корпоративно-кластерных экономических систем, проводится систематизация элементов модели и выявляются условия формирования и устойчивого развития таких экономических систем в зависимости от целей, структуры, типа стратегических зон хозяйствования и степени согласованного взаимодействия структурных элементов таких систем.
Abstract: in article justification and interpretation of model of development of corporate and cluster economic systems is given, systematization of elements of model is carried out and conditions of formation and a sustainable development of such economic systems depending on the purposes, structures, type of strategic zones of managing and extent of the coordinated interaction of structural elements of such systems come to light.
Введение. В современной мировой экономике развитие новых территорий и зон хозяйствования является одним из важных ключевых факторов дальнейшего роста национальных экономик. В условиях исчерпания ресурсных факторов развития ядром для продолжения такой промышленной политики развития является освоение новых территориальных зон хозяйствования. Именно такие территории, как Арктическая зона вызывает интерес для промышленного роста экономики стран, причем такие зоны могут служить генератором инновационных процессов в сопутствующих отраслях мировой экономики.
Такой интерес связан с тем, что процесс глобализации приводит к увеличению расходов на сферу производства, услуг, финансов, причем доля промышленности в структуре валового внутреннего продукта индустриально развитых стран снижается.
В данных условиях возрастает роль таких стратегических зон хозяйствования (СЗХ), продукция и ресурсы которых являются стратегически важными для организации производства
международных и национальных предприятий отраслей обрабатывающей промышленности, как одного из важнейших факторов стимулирования развития промышленности.
Именно такие тенденции лежат в основе процессов формирования и усиления роли крупных потенциально привлекательных и стратегически важных зон хозяйствования в международной экономике. Усиление конкуренции и переход к высокотехнологическим факторам формирования конкурентных преимуществ стимулирует развитие таких зон хозяйствования и усиливается роль территорий и заинтересованных международных корпораций в увеличении экономического потенциала развития как отдельных секторов экономики, так и экономических регионов.
Возникает новый уровень интеграции, когда интегрируются отраслевые (горизонтальные или вертикальные) экономические системы типа корпорация со стратегически важными перспективными регионами, определяемых как СЗХ. Необходимо сознательно формировать политику стимулирования эффективной дея-
1 Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда «Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ (проект №14-38-00009)». Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
тельности таких интегрированных экономических систем. Тем самым возникают новые формы и интеграционные структуры в виде интеграции стратегически важных зон хозяйствования и крупных корпоративных систем, которые можно обозначить как корпоративно-кластерные системы [3, 4].
Технология кластерного развития в настоящее время является одним из подходов к формированию инфраструктурных объектов экономики и создания потребительской ценности. Такой кластерный подход развития ограниченной территории или/и концентрированных отраслей в виде предпринимательской сети позволит снизить временные, финансовые, управленческие и трудовые затраты, усилить взаимодействие и согласованность участников кластерных сетей, более эффективно формировать результативные ценности, в том числе с учетом возможной синергии взаимодействия [1]. Создание кластеров является также одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития региона.
Рассматривая понятие кластера в контексте регионально-отраслевого развития в виде интеграции территории с корпоративными системами, будем считать, что кластер - это комплекс экономических систем, связанных отраслевыми (отраслевой кластер) и/или территориальными (территориальный кластер) социально-экономическими или функциональными отношениями (функциональный кластер), элементы которого связаны бизнес-цепочками и сочетают формальную самостоятельность и конкуренцию с единым или распределенным центром управления и развития, в рамках которых согласовывают собственные и общие интересы, цели функционирования и генерируют синергию взаимодействия.
1. Проблемы развития СЗХ. Одним из ключевых факторов структурных изменений и является процесс интеграции, определяющий условия адаптации корпораций и регионов к требованиям международной конкуренции.
В этом случае региональные аспекты отражают специфику стратегических зон хозяйствования деятельности ТНК и создают основу формирования специфических кластеров при выделении их в структуре региона. Эти процессы позволяют изменять свою производственную, организационную, сбытовую структуру и политику, формировать прирост активов и ресурсов для усиления конкурентных преимуществ на рынке.
Базой развития любой корпорации, в том числе и ТНК, является стратегия экономическо-
го развития всех её участников, задающая направления и приоритеты развития, инструменты и механизмы реализации. Стратегия интеграционного развития предполагает объединение своих активов, ресурсов в комплекс совместных бизнес-цепочек, и независимо от того, какие стимулы двигают процессами интеграции, совместная деятельность требует сбалансированных согласованных усилий для достижения эффективной деятельности [3].
Анализ корпораций, действующих на мировых рынках и занимающих лидирующие позиции в нескольких направлениях деятельности, показывает наличие у них системных и организационных конфликтов при приближении кризисных состояний, обусловленных внешними факторами. Без организации эффективного взаимодействия между различными направлениями бизнеса, между производством и управлением, что особо важно в сложноорганизованных системах, где выделены отдельные управленческие бизнес-процессы (управляющая компания и пр.), вынужденные изменения системы могут привести не к процессам развития, а к стагнации, ослаблению своих рыночных позиций по основным направлениям деятельности.
В практике при построении корпоративно-кластерных экономических систем (К-КЭС) используют различные виды взаимодействия между структурными элементами, нормы права, степени взаимовлияния и владения имущества, корпоративного управления и структуры, могут получаться различные виды экономических структур [3,4].
Таким образом, широкое понятие интеграции и интеграционного процесса предполагает формирование некоторой целостной системы (К-КЭС), обладающей теми свойствами, которыми её наделили участники интеграции. Сфокусировав в качестве активов интеграции стратегические цели участников экономической или социально-политической интеграции, можно говорить об установлении отношений между системой стратегических целей некоторого экономического объекта и возможностями (потенциалом) некоторой группы участников-элементов системы эти цели удовлетворить.
Систематизация и классификации сложноструктурированных экономических систем дает возможность выделить типовые механизмы формирования, управления и развития, оценить структуры и компоненты, определить их место в международной экономике и дать подход к универсальной классификации интегрированных экономических систем с обоснованием характеристики, типа и вида систем. Так, в работе [8] проведен анализ и установлено соответствие
классам эквивалентности групп экономических систем по отдельным признакам систематизации.
Одной из важных групп класса К-КЭС является транснациональные компании (ТНК), определяющие приоритеты международного развития экономики. Теория и практика управления развитием ТНК показывает, что наблюдаются новые факторы и условия, определяющие тренды, приоритеты, темпы и эффективность развития, которые позволяют согласовывать не только внутри- и внешнекорпоративные связи в процессе управления, но и использовать конкурентные преимущества тех или иных территориальных образований, являющихся стратегическими зонами хозяйствования таких корпоративных систем.
В последнее время в национальной экономике формируется тренд точечного экономического развития, где в качестве точки роста выбираются либо отдельная отрасль, либо интегрированные (вертикально или горизонтально) экономические системы (в том числе ТНК), либо компактные территориальные образования (кластеры). С одной стороны, это оправдано с точки зрения более простой организации процесса развития такого объекта. Все эти точечные объекты развития не могут быть рассмотрены в смысле процессов управления развитием, локально, а необходимо их исследовать комплексно, в связке с сопутствующими экономическими системами.
Рассматривая проблемы развития ТНК, необходимо учитывать внешнее окружение, взаимодействие с которым и дает ту синергию, которая проявляется развитием таких интегрированных экономических систем. В качестве факторов внешнего окружения в большинстве случаев при функционировании ТНК обычно выступает категория - кластер. Поэтому в соответствии с полнотой учета факторов формируемых в экономическом кластере, определяющем стратегические зоны хозяйствования ТНК, будет определяться и эффективность такого комплекса (ТНК - кластер). В этой связи необходимо дать краткий анализ особенностей такой связки и исследовать взаимовлияние этих категорий в процессе управления развитием, тем более инструментарий кластерного управления часто используется в зарубежной практике.
Так, в работе [9,11,12] проводится подробный анализ особенностей институциональной среды развития промышленно-инновационных кластеров в Европе и дается оценка влияния кластерного развития на инновационный потенциал европейских стран. В [13] дается описание воз-
можного распределения функций государства и частных предприятий при создании кластеров муниципального обслуживания (транспортных, энергетических и др.).
Результаты исследования межфирменной кооперации как фактора развития межрегиональных кластеров приведены в [5]. Анализ показывает наличие признаков кластера в сфере ИТ, но не в области обрабатывающей промышленности. В работе [14] рассматриваются кластерное управление в регионе, его организация и особенности формирования.
В работе [8] показано, что анализ экономических, социальных и политических факторов территориального развития в последнее время требует анализа и оценки уровня потенциала экономического роста СЗХ и территорий развития, что требует формирования новой методологии стратегического развития таких новых стратегических территорий.
В работе [2, 4, 10] показано, что базовым фактором развития сложноорганизованных стратегических зон хозяйствования (СЗХ) является, несомненно, его экономический потенциал (ЭП), отражающий не только наличие, но и возможности их использования для экономического развития. В качестве базовых элементов потенциала развития определим: ресурсы, активы, возможности (финансовые, инновационные, инвестиционные, технологические и пр.), нормативные значения темпов роста, баланс роста по направлениям, цикловые особенности развития и пр.
Будем считать, что базовые элементы потенциала развития являются универсальными для различных типов экономических систем.
В качестве конкретного объекта исследуем такой вид ЭС, как Арктическая зона, в рамках которой оперируют транснациональные и национальные корпорации. Это объясняется тем, что барьеры входа на СЗХ типа Арктическая зона - весьма высоки, даже в рамках мировой экономики.
В работах по проблематике экономического развития Арктических территорий [6,7] дается анализ подходов развития именно территории, а не интеграции СЗХ и ТНК в виде корпоративно-кластерной экономической системы. Учитывая, что важным фактором развития таких систем является потенциал развития, проведем анализ подходов к категории «потенциал развития», на базе которого нами выделены следующие признаки типизации потенциала экономического развития, приведенные на рисунке 1.
Потенциал экономического развития экономических систем <4- Цели (целевые показатели) роста и развития
Тип экономического субъекта, его структура, характеристики деятельности и политики управляемых изменений
<-
Функциональная ориентация развития
Характер (тип) процесса развития
<-
Этапы развития
4- Темпы роста (развития) в рамках этапа развития
Стратегия, механизмы и инструменты управления развитием
Рисунок 1 - Признаки и характеристики типизации потенциала экономического развития
экономической системы
Сами признаки более подробно охарактеризованы в работе [2] и определяют направления, тип развития, обеспечение производственными ресурсами и технологией управления, цели, политику и стратегию развития. Кроме того, потенциал развития задает также источники и возможности его реинвестирования по направлениям и функциям развития, а также обеспечивает процесс развития в долгосрочном устойчивом режиме, циклы которого определяют тенденции роста на данном этапе, формирующие обобщенный процесс развития. Именно эти фазы развития приводят к принципиальным изменениям внутренних ценностей и целевых ориентиров экономической системы как объекта развития.
А размер потенциала роста, виды и механизмы целевых изменений ЭС, присущих каждой фазе изменений и задающих виды, темпы и саму модель роста, определяют типологию политики управления развитием. Следует также отметить, что результаты развития по каждому этапу могут воздействовать и на последующие фазы, либо увеличивая результативность последующего этапа, если возникает мультипликативный (синергетический) эффект, либо возникают риски, снижающие вероятность формирования требуемого результата.
Суммируя вышеизложенное, экономический потенциал развития ЭС является одним из важных факторов управления развитием и задает критерии формирования стратегий развития ТНК, учитывающий также уровень синергети-ческого эффекта. В литературе существуют различные авторские трактовки и уточнения содержательных аспектов категории экономического потенциала: от определения достигнутого уровня развития до использования потенциальных возможностей (производственных и управленческих) в процессе развития ЭС. Его базовой целью всегда является развитие ЭС, причем желательно устойчивое, сбалансированное и равновесное. Именно с этих позиций категория по-
тенциала развития, его характеристики, закономерности влияния на процесс развития исследованы пока недостаточно, поэтому необходимо более подробно исследовать его сущность и составляющие элементы, оценить количественные и качественные параметры и вывить взаимосвязи с процессом управления развитием.
2. Условия формирования модели. Учет территориальных компонентов конкурентных преимуществ элементов структуры ТНК, таких как: размещение производства вблизи доступных источников сырья, энергии, квалифицированного персонала; возможность влияния на рыночные регуляторы и потребительские предпочтения; возможности административного регулирования инновационного и инвестиционного развития, и пр. усиливают функциональные компоненты самих структур и увеличивают потенциал развития (возможности развития) материнской компании ТНК.
Такое многообразие видов экономических факторов конкурентного развития (развития конкурентных преимуществ ТНК) требует единой концепции развития, учитывающей и подходы к управлению территориями, и подходы к развитию самих ТНК, чтобы оптимально решать весь комплекс проблем развития ТНК на различных рыночных сегментах и экономических территориях. Проблема эффективного решения взаимоувязанного развития территорий и ТНК должна учитывать также и баланс интересов данных хозяйствующих субъектов как в области социально-экономического управления, так и получаемых ценностей. Нестабильность хозяйствующих систем усиливают необходимость создания моделей управления К-КЭС, эффективно решающих региональные социально-экономические проблемы и проблемы своего устойчивого развития на уровне структуры и процессов согласованного управления.
В этой связи в экономической науке усиливается внимание к теоретической проработке методов управления развитием сложных эконо-
мических комплексов, связанных с территориальной организацией процессов управления и регулирования. Именно на этом уровне необходимо искать баланс интересов территории и ТНК (его структурных элементов) и формировать рамки их взаимодействия, участвовать в определении границ регулирования этой деятельности, определять последовательную долгосрочную стратегию сбалансированного экономического развития, способствуя тем самым рациональному формированию процессов устойчивого развития.
Основным приоритетом такого развития и является устойчивое и функционально-территориальное сбалансированное экономическое развитие К-КЭС для всех участников этих взаимосвязей: территория, потребитель, ТНК. Причем приоритеты согласования должны быть ориентированы именно в таком порядке, чтобы обеспечивать потребности участников такой международной интеграции и необходимо разрабатывать социальные и экономические требования для участия на данной территории и требования к участникам. В рамках разработки таких требований необходимо учесть все возможности для долгосрочного и сбалансированного совместного развития в рамках разрабатываемых стратегий территориального развития, отраслевых программ, стратегий развития крупных производственных комплексов, финансовых институтов, технологических и инновационных парков.
Если для ТНК приоритетно одно или несколько направлений развития, совпадающих по интересам с территориальными программами, то в рамках стратегии территориального развития будут интересны и иные аспекты развития, например, социальные, муниципальные, коммунальные и пр. Учет территориальных интересов для ТНК требует проведения СВОТ - анализа возможностей различных территорий как сегмента базирования и оценивания их по условиям, степени воздействия, процессам административного регулирования, предлагаемым программам поддержки и регионального развития. Этот комплекс условий отражает содержание территориальной политики устойчивого развития, которая должна учитывать следующие направления:
- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития региона и повышения его конкурентоспособности;
- обеспечение территории ресурсами развития;
- формирование промышленных и инновационных точек роста;
- формирование рациональной инфра-
структуры территории (транспорт, связь, энергетика);
- обеспечение открытого информационного пространства.
3. Модель корпоративно-кластерной ЭС. Такая модель должна обеспечивать преимущественно тройственную сбалансированную модель развития, имеющую возможности и условия для согласованной деятельности по экономическому развитию каждого элемента. Таким образом, модель развития К-КЭС может быть описана следующим функционалом:
ВкКЭС = ф (ККЭСвнтр ср, Тпр Ппп^ (1)
где - ВккЭС - модель развития К-КЭС,
ККЭСвнтр ср., - внутренние (конкурентные) факторы развития К-КЭС,
Тпр, - территориальные приоритеты (конкурентные факторы) развития,
Пппч - предпочтения потребителей рыночного сегмента).
Эффективность К-КЭС, кроме их внутренних конкурентных преимуществ, зависит во многом от возможностей и желания территориальной политики по развитию данного бизнес-направления и определяется теми ценностями, которые формирует ТНК для территории (насыщение рынка, увеличение финансовых потоков, увеличение налоговой базы и пр.). Это требует интеграции деятельности и согласованного сотрудничества всех участников модели (1) на различных уровнях и направлениях деятельности, несмотря на сложность осуществления организации всех процессов управления развитием, но дает значительно больший синер-гетический эффект от такого сотрудничества.
Если модель (1) рассматривать не только в рамках одной территории, но учитывать возможности объединения нескольких территориальных сегментов, отражающих единую функциональную производственную или товарную политику по одному или нескольким приоритетным направлениям развития, то категория территории может быть заменена категорией -кластер. Тогда модель (1) может иметь следующий вид:
БкКЭС = ф (ККЭСвнтрср[{Т1пр}Ф ^^ {ТЫпр}
или
иТНК =
ф ([{Тпр} ф,.., {ККЭСвНтрср}, {ТМпр}Ф ], Пппч), (2)
где ([{Т1пр}Ф ^^ {ККЭСвнтр ср},{ТЫпр}Ф ] —
обозначает объединение территорий или их сегментов вокруг функций ТНК, что собственно и отражает стратегические зоны хозяйствования ТНК.
А саму модель можно интерпретировать как модель корпоративно-кластерного развития ТНК, учитывающей интересы её стратегических зон хозяйствования (СЗХ), где под СЗХ понима-
ем территориальные сегменты, удовлетворяющие целям ТНК и согласованные с целями территориального развития.
Тогда модель (2) можно интерпретировать также как модель развития ТНК, учитывающей интересы стратегических зон хозяйствования (СЗХ), где под СЗХ понимаем территориальные сегменты, удовлетворяющие целям ТНК и обеспечивающим выполнение своих локальных стратегических целей территориального разви-
тия. А модель (2) можно определить как кластерную модель развития ТНК. При этом необходимо учитывать, что взаимосвязи между элементами модели могут быть как вертикальными, так и горизонтальными, так и перекрестными и связывать факторы, параметры, цели, возможности и ресурсы развития. Обобщенную структуру модели К-КЭС можно представить в виде следующей схемы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Обобщенная структура модели К-КЭС
На представленном рисунке выделены территории, в рамках которых имеются стратегические интересы в зонах (СЗХ). Все СЗХ связаны между собой и с ТНК взаимосвязями, отражающими финансовые, управленческие, материальные потоки, необходимые для развития. Продукция ТНК ориентирована как на территориальные рынки, так и на международные.
В рамках СЗХ имеются интересы финансовые, производственные, инновационные, минимизации затрат, административные, сбытовые, товарные и пр.
Практические модели таких процессов можно видеть в процессе создания комплексных систем управления развитием промышленно-торговых комплексов, производственных систем, финансовых и инвестиционных компаний, в организации и управлении которых участвуют также и органы государственного управления.
Именно такие инновационно-ориентированные комплексы имеют потенциал развития, требуемый для опережающего или устойчивого развития всех связанных компонент модели, а в некоторых странах такие модели являются точками роста экономики.
Анализ применения моделей такого типа показывает, данная концепция развития ТНК используется в качестве базовых элементов стратегий экономического развития некоторых стран мира. Хорошие результаты показывают
модели развития, в том числе и для Арктической зоны в Финляндии, Швеции, Канаде.
В России модели кластерного развития ТНК существуют, но в ограниченном виде и только для добывающих отраслей, что дает небольшую синергию развития. Большинство моделей кластерного развития ориентированы на корпоративные системы межрегионального типа, но не международные. Если в качестве связующего звена модели (2) будет не просто корпоративная система, а К-КЭС, имеющая международный статус, её возможности развития дадут больший импульс роста и согласованного развития самих СЗХ при наличии обоюдного интереса в развитии.
В качестве необходимых и достаточных условий существования модели типа (2) можно определить следующие: наличие структурных элементов ТНК на территории, определяющего долговременную стратегию развития; локализация стратегических интересов по функциям и зонам хозяйствования; формирование комплекса экономических взаимосвязей, отражающих интересы участников (ТНК, территории, стратегические зоны хозяйствования, потребители); устойчивость интересов и ценностей при развитии взаимосвязей в рамках модели кластерной ТНК; согласование и координация взаимодействия участников в рамках модели развития при организации мировых, внутрирегиональных,
инновационных и функциональных программ развития; - эффективная система корпоративного управления, мониторинга, стимулирования и контроля бизнес-процессов модели ТНК.
При усложнении модели и комплекса взаимосвязей в структуре К-КЭС увеличиваются и затраты на управление развитием, усложняется процессы управления и организации, увеличиваются уровни управления и требуется более тщательный анализ и оценка ресурсов и направлений развития. При этом все более сложно получить эффект, а тем более - необходимый уровень синергии развития. Только при четком и сбалансированном взаимодействии элементов структуры, точной оценке требуемых экономического потенциала развития и ресурсов развития можно говорить об эффективности модели развития К-КЭС.
Выводы. Анализ типовых подходов кластерного развития показывает, что они базируются на процессах территориальной интеграции
и не учитывают иные параметры модели (2). Таким образом, в задачу формирования модели развития К-КЭС должны входить такие процедуры, как: анализ и оценка внутренних факторов развития ТНК и территории (СЗХ) (их потенциал и ресурсы развития), СВОТ-анализ территориальных приоритетов по функциональному развитию бизнес-процессов базовых ТНК; выявление стратегических зон хозяйствования ТНК; выявление потребительских предпочтений на сегментах оперирования; выявление баланса интересов участников корпоративного развития; оценка получаемых синергетических эффектов в процессе развития; формирование рекомендаций по использованию в интересах развития кластерного комплекса, мониторинг и контроль согласования интересов участников; прогноз развития комплекса на последующие периоды и оценка требуемого потенциала и ресурсов развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афоничкина, Е.А., Михаленко, Д.Г., Афоничкин, А.И. Подходы к оценке синергетических изменений в процессе интеграции / Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: труды XVI Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2011. - 328 с.
2. Афоничкина, Е.А., Афоничкин, А.И., Топорков, А.М. Моделирование структуры экономического потенциала корпоративного развития ТНК / Стратегические приоритеты развития Российской Арктики: сб. науч. тр. / под науч. ред. В.В. Ивантера. - М.: Наука, 2014. - С. 337-349.
3. Афоничкин, А.И., Михаленко, Д.Г., Афоничкина, Е.А. Управление развитием бизнес-цепочек в интегрированных экономических системах [Текст]. - Lambert Academic Publisching, Germany, Saarbrucken, 2011. - 456 с.
4. Афоничкин, А.И., Пустынникова, Е.В. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах: монография. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010. - 348 с.
5. Афоничкин, А.И., Афоничкина, Е.А. Управление портфелем стратегического развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - № 3.
6. Афоничкин, А.И., Афоничкина, Е.А., Топорков, А.М. Моделирование кластерных экономических систем в виде сетевой структуры (бизнес-сети) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - № 1.
7. Голованова, С.В., Авдашева, С.Б., Кадочников, С.М. Межфирменная кооперация: анализ развития кластеров в России // Российский журнал менеджмента. - 2010. - Том 8. - № 1. - С. 41-66.
8. Диденко, Н.И., Афоничкина, Е.А. Развитие стратегических кластерных сетей Арктической зоны хозяйствования // Вестник Международного института рынка. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2015. - № 1. - С. 13 -19.
9. Диденко, Н.И., Скрипнюк, Д.Ф. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов Арктического пространства РФ с использованием системы эконометрических уравнений / Стратегические приоритеты развития российской Арктики: сб. науч.тр. // под науч. ред. В.В. Ивантера. - М.: Наука, 2014.- С.63-77.
10. Дворцов, В.И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом". - 2008. -№2.
11. Кралич, П., Стачти, М., Хойзер, Т. Кластер по-немецки //The McKinsey Quarterly, 2001 // http://www.mckinsey.com/russianquarterly/articles/issue21/28_0210.aspx.
12. Михаленко, Д.Г., Афоничкина, Е.А. Систематизация видов интегрированных экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - № 5 (28).
13. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах // Минэкономразвития России, май 2011 г. // http://www.ved.gov.ru/ vnesheconom/pages /obzor_innov_klasteri.
14. Рекорд, С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия / С.И. Рекорд. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 109 с. (ISBN 978-5-7310-2635-2).
15. Чищеня, А. ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/practice/ppp.shtm .
16. Küpper, I., Rollinghoff, S. Cluster Management: Demands on Cities and Regional Networks // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.difu.de/node/6029.
17. Didenko, N., Kunze, K. The relationship between energy policies and quality of life in Russia / WIT Transactions on Ecology and the Environment. - 2014. - Т. 186. - С. 3-11.