УДК 378:01.8 ББК 74.480:73р32
С.А.Сабельников, Л.В. Астахова
модель развития компетенций в области управления проектами у будущих специалистов
ПО ЗАщИТЕ ИНФОРМАцИИ В ВУЗЕ
В статье представлено уточненное понятие «компетенции в области управления проектами специалиста по защите информации». Описана модель формирования компетенций в области управления проектами по защите информации, ее структурные элементы и этапы подготовки. Сформирован комплекс педагогических условий эффективной реализации модели данных компетенций.
Ключевые слова: компетенции специалиста по защите информации, модель, управление проектами.
S.A. Sabelnïkov, L. V. Astakhova
the model of forming project management
COMPETENCIES OF INFORMATION PROTECTION SPECIALISTS
The improved concept definition of competence in the field of project management of information protection specialist is presented. The model and its structural elements in the field of project management of information protection are described. The stages of competencies formation are defined. Pedagogical conditions of effective achievement the model of the competencies are formed.
Key words: competence of project management of information protection specialists, model, project management.
Современные темпы информатизации большинства сфер жизнедеятельности человекасформировали в российском обществе потребность в специалистах, владеющих широкими возможностями в сфере информационных технологий. Одновременно с развитием информационной сферы и выделением информации в категорию отдельного экономического ресурса возникает потребность в ее защите. Особую актуальность приобретает задача разработки, внедрения и сопровождения проектов в области защиты информации и подготовки специалистов, способных управлять такими проектами. Деятельность по защите информации, претерпевшая значительный изменения в начале XXI века, на сегодняшний день характеризуется объединением инженерного и управленческого компонента [1].
Объектом исследования становится сложная, многоаспектная система управления информационной безопасностью. Подобная интеграция невозможна без специалистов, обладающих компетенциями в области управления проектами по защите информации.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в рамках мероприятий по повышению национальной конкурентоспособности устанавливает реализацию следующих целевых показателей:
• сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики в 2-3 раза;
• превращение информационно-коммуникационных технологий в одну из ведущих отраслей экономики с долей в валовом внутреннем продукте более 10 %;
• превышение объемов экспорта информационных технологий над объемом импорта этих технологий [8].
Важно отметить, что приоритетным направлением Концепция определяет противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем. Следовательно, повышается потребность в качественно подготовленных специалистах по защите информации, способных противостоять экспоненциально возрастающим угрозам в информационных и телекоммуникационных системах.
В ФГОС сказано, что специалист по защите информации должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Так, ФГОС высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 60 по направлению подготовки 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем (специалист), к числу компетенций в области управления проектами относит: способность к работе в коллективе, кооперации с коллегами, способность выступать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно решать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-6); способность проводить синтез и анализ проектных решений по обеспечению безопасности автоматизированных систем (ПК-17); способность участвовать в проектировании системы управления информационной безопасностью автоматизированной системы
(ПК-21); способность участвовать в проектировании средств защиты информации и средств контроля защищенности автоматизированной системы (ПК-22); способность организовывать работу малых коллективов исполнителей, вырабатывать и реализовывать управленческие решения в сфере профессиональной деятельности (ПК-27); способность проектировать, внедрять и использовать системы мониторинга средств защиты информации и др. [11, с. 8]. Однако следует признать, что в содержании основной образовательной программы по данному направлению подготовки специалистов по защите информации и в образовательной практике компетенции в области управления проектами учитываются недостаточно, что оказывает значительное влияние на качество подготовки будущих специалистов.
Актуальность темы настоящей статьи обусловлена возникшим противоречием между потребностью современного общества в специалистах, способных обеспечить качественное управление проектом по защите информации, и недостаточным использованием возможностей вуза в развитии этой компетенции.
Проблема формирования компетенций в области управления проектами в педагогике высшей школы рассматривалась в разных аспектах: при подготовки специалистов-информатиков (А.В. Самохвалов [9]), при обучении специалистов информационных технологий коллективной разработки информационных систем (Е.В. Осокина [6]). Встречаются исследования, в которых рассматриваются технологии становления профессиональной компетентности будущего педагога на примере проектного обучения (Е.Н. Балыкина [2]). Большое количество исследований посвящены педагогическому проектированию (И.Д. Чечель [12], Н.Ю. Пахомова [7], Н.И. Лыгина [10], И.А. Колесникова [10], В.В. Юдина [14] и др.). Учеными анализируются педагогические условия применения метода проектов в ретроспективе и в современном образовательном процессе, проводится типологизация учебных проектов. В работах В.И. Загвязинского
го
Ё ф о
со
к ^ ф *
5 I
го ^
О. ГО
^ я ^
г? 1
Ю Ф О I-
>1 го * со
= ¡1 ш о н
о
го
1! ей С
со о
¡2 ^ ою
го m о х го
й <
od
со о
X
.а
ю го
U <
О
отмечается творческий характер проектирования, его связь с творческим потенциалом, воображением и интуицией [4]. Проблема формирования компетенции в области управления проектами разработана в рамках теории школьного образования. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыги-на, О.В. Чуракова, рассматривая новые технологии в образовании в контексте использования метода проектов, определяют, что метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации [3].
Давая определение понятию компетенции в области управления проектами, многие ученые отождествляют их с методами управления проектами, реализуемыми в педагогической практике. Рассмотрим позиции некоторых ученых по выделенной проблеме. Так, А.В. Самохвалов, рассматривая профессиональные компетенции проектной деятельности специалиста информатика в условиях вуза, определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является обучаемый) и ее решение, что должно завершиться реальным, видимым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [9].
Е.Н. Балыкина, рассматривая технологии становления профессиональной компетентности будущего педагога на примере проектного обучения, определяет метод проектов как систему обучения, в которой знания и умения студенты приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера (проектов) [2].
Анализ названных и других педагогических исследований показал, что проблема формирования компетенций в области управления проектами у будущих специалистов по защите информации в вузе не становилась в педагогике объектом специального исследования. В свою очередь, следует отметить, что проекты по защите информации, ровно как и педагогические проекты, имеют свою ярко
выраженную специфику, которая в первую очередь выражается в объединении взаимосвязанных по времени и ресурсам процессов, нацеленных на достижение целей защиты информации (конфиденциальность, целостность, доступность). Реализация целей проекта по защите информации зависит от видов защищаемой информации (общедоступная информация, информация ограниченного доступа) и применяемых методах (правовых, организационных и технических).
Ориентация системы профессионального образования на компетент-ностный подход формирует потребность исследования проблемы формирования компетенций в области управления проектами с точки зрения данного подхода. Компетентностный подход предполагает освоение студентами умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Данный подход направлен на развитие различных видов мышления (теоретического, критического, творческого), которые в свою очередь раскрываются при применении проектной технологии. Руководствуясь мнением авторитетных ученых, под компетентностным подходом мы будем понимать подход, акцентирующий внимание на результате обучения, рассматривающий в качестве результата не сумму усвоенной информации, а способность человека на ее основе адекватно действовать в различных ситуациях (в том числе и в ситуации неопределенности) [5]. При этом термин «компетентность» в научной литературе в большинстве случаев характеризует профессиональную деятельность человека. По мнению Г.А. Шаимовой, компетентность - это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной, продуктивной, эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны [13]. Исследуя определения компетенции, учитывая специфику проектов по защите информации, уточним понятие компетенции в области управления проектами по за-
щите информации. Компетенции в области управления проектами по защите информации - это способность специалиста применять знания, умения и личные качества для успешной профессиональной деятельности, выражающейся в объединении взаимосвязанных по времени и ресурсам процессов, нацеленных на достижение целей защиты информации (конфиденциальность, целостность, доступность) на всех уровнях, стадиях реализации проекта с определенными мерами обеспечения требуемого уровня защиты информации.
Особенностью уточненного понятия является то, что оно отражает связь компетенции в области управления проектами по защите информации с существующей структурой профессиональной деятельности специалиста в данной сфере: уровнями проектов по защите информации (операционный, проектный, программный), стадиями управления проектом по защите информации (планирование, реализация, оценка, контроль, поддержка), мерами информационной безопасности (превентивные, восстановительные, обнаруживающие, подавляющие, корректирующие).
Руководствуясь методологией дея-тельностного подхода, мы выделили в деятельности в области управления проектами по защите информации инструментальный и содержательный уровни. Инструментальный уровень - владение элементарными инструментами анализа и синтеза, организации и планирования, навыками управления информацией и элементарными компьютерными навыками. Содержательный уровень - осуществление деятельности по управлению проектами в контексте конкретной задачи по защите информации. Содержательный уровень модели отражает процесс формирования компетенций в области управления проектами по защите информации. В зависимости от этапа подготовки специалистов, на котором происходит изучение выделенных дисциплин, формируются в большей степени те или иные компетенции. Условно содержательный уровень можно разделить на базовую и вариативную составляющие.
В дополнение к структурным компонентам нами были определены и функциональные компоненты компетенций в области управления проектами по защите информации: когнитивный, интегративно-деятельностный, личностный. Когнитивный уровень включает в себя владение терминологией в сфере управления проектами по защите информации, нормативной правовой базой, знание видов информационных технологий защиты информации. Интегративно-деятельностный - понимание поставленной цели проекта по защите информации, определение набора возможных решений, анализ конкретной ситуации, выбор средств защиты. Личностный -потребность в информации в сфере защиты информации и наличие целевой установки на ее получение.
Руководствуясь уточненным содержанием базового понятия, мы разработали модель развития компетенций в области управления проектами по защите информации будущего специалиста в вузе, состоящую из целеполагания, содержательного, организационного, научно-теоретического, критериально-оценочного, результативного блоков (см. рис. 1).
Блок целеполагания определяет цель - формирование компетенций в области управления проектами у будущих специалистов по защите информации в вузе. Научно-теоретический блок включает в себя методологические подходы: компетентностный, гуманистический, междисциплинарный, дея-тельностный и проектный. Использование гуманистического подхода при формировании компетенций в области управления проектами по защите информации считаем необходимым вследствие его ориентации на формирование у студентов эвристического отношения к обучению. Анализ научных трудов и методологических принципов управления проектами по защите информации позволяет сделать вывод о том, что интеграция специалистов с существующей в проекте по защите информации системой ценностей необходима для успешной реализации его целей.
го
Ё ф о
со
к ^ ф *
5 I
го ^
О. ГО
^ я ^
г? 1
Ю Ф
о н
>1 го * со
= ¡1 ш о н
о
го
I!
ей С
со О
¡2 ^ ою
га ш о х га
Ь <
т ^
со
0
1 .0 с;
си ю га
О <
о
=г з:
го х
2 =Г
о го
0 г -е- о.
1 о * -е-
Ь 5
з- а
О с
=Г со 2 >5
^ и
3- о ГО О
™ 0)
о. 5
о 5:
т о.
¡5 I
^ и
■о <и
Ф го
4 о. с
0 Го
1 I Ь го
а У
О си
О- ГГ
с о
>5 О-
3 С
О 2
5 о
9 1
ш
<и
Блок целеполагания модели формирования компетенций в области управления проектами по защите
информации
Цель - формирование компетенций в области управления проектами по защите
информации
Задачи
формирование общекультурных компетенций
формирование профессиональных компетенций
Этапы формирования компетенций в области управления проектами по защите информации
1. Мотивационно-адаптивный этап
(1-2 курс)
2. Профессионально-
формирующий (исполнительный) этап
_(3-4 курс)_
3. Профессионально-
закрепляющий (диагностический) этап
_(5 курс)_
Содержательный блок модели формирования компетенций в области управления проектами по защите информации_
1. Базовые компетенции специалиста в области технологии защиты информации (управление монопроектом по защите информации)
2. Компетенции специалиста в области комплексной защиты информации (управление проектов / портфелем проектов по защите информации)
3. Компетенции специалиста в области управления программами проектов по защите информации
(управление совокупностью взаимосвязанных проектов по защите информации)
Базовая составляющая содержательного блока модели включает дисциплины:
«Основы информационной безопасности»
«Комплексные системы защиты информации»
«Управление информационной безопасностью»
Вариативная составляющая содержательного блока модели включает дисциплины:
«Основы управленческой деятельности»
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Организационный блок модели формирования компетенций в области управления проектами по защите информации
1. Формы:
• лекции;
• семинарские занятия;
• самостоятельная работа;
• конференция;
• НИР;
• лабораторная работа;
• доклад
2. Методы:
• метод п роектов;
• информационно-рецептивный метод;
• репродуктивный метод;
• метод п роб лемно го изложения;
• эвристический метод;
• исследовательский метод
3. Средства:
• программные продукты;
• ПК;
• мультимедиа
Критериально-оценочный блок модели формирования компетенций в области управления проектами
по защите информации
Сформи рован ность общекультурных компетенций в области управления проектами по защите информации
Сформи рован ность профессиональных компетенций в области управления проектами по защите информации
Уровни
оценки сформированное™ компетенций в области управления проектами по защите информации
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Результативный блок модели формирования компетенций в области управления проектами по защите информации
Повышение уровня компетенций в области управления проектами по защите
информации
Когнитивный компонент
Интегративно-деятельностиный компонент
Личностный компонент
Специалист по защите информации с сформированными компетенциями в области управления проектами
о
■е-
г
о. о
Е т
§ О
X и
з 5. 2-
( I о
сг о
о 5
X г
г £
О 5 * X X 5
Ч : г
9 5
-е- 1
II
¡1
Рис. 1. Модель формирования компетенций в области управления проектами по защите информации
Применение междисциплинарного подхода в процессе формирования компетенций в области управления проектами по защите информации обусловлено спецификой данных проектов, которая выражается в необходимости объединять взаимосвязанные по времени и ресурсам процессы, нацеленные на достижение целей защиты информации.
Использование деятельностного подхода в процессе формирования компетенций в области управления проектами по защите информации позволяет представить его (проект) как целостную систему, компонентами которой выступают: процессы формирования общекультурных и профессиональных компетенций планирования, организации и контроля ресурсов проекта по защите информации.
Проектный подход призван объединить два направления образования: гуманитарно-художественное и научно-техническое. Специфика проектов по защите информации выражается в том, что они находятся на стыке различных видов деятельности: технологической, управленческой и исследовательской, объединение которых позволяет достигнуть целей проекта. Следовательно, для формирования у студентов компетенций в области управления проектами по защите информации необходимо использование проектного подхода, обеспечивающего возможность построить образовательную деятельность на имитации профессиональной.
Содержательный блок модели отражает процесс формирования компетенций в области управления проектами по защите информации. В зависимости от этапа подготовки специалистов, на котором происходит изучение выделенных дисциплин, формируются в большей степени те или иные компетенции. Руководствуясь методологией деятель-ностного подхода, спецификой управления проектами и выстраивая связь с этапами подготовки специалистов, считаем необходимым классифицировать компоненты компетенций в области управления проектами по защите информации в зависимости от масштаба проектной деятельности (монопроект,
портфель проектов, программа проектов). Содержательный блок модели состоит из структурных компонентов компетенций в области управления проектами по защите информации будущего специалиста: базовые компетенции специалиста в области технологии защиты информации (знания и навыки применения мер информационной безопасности, управление монопроектом по защите информации), компетенции специалиста в области комплексной защиты информации (управление проектом или портфелем проектов по защите информации на разных стадиях), компетенции специалиста в области управления программами проектов по защите информации (управление совокупностью взаимосвязанных проектов по защите информации).
Руководствуясь структурой компонентов компетенции в области управления проектами по защите информации, в базовую составляющую содержательного блока модели мы включили курсы, входящие в профессиональный циклы подготовки специалистов: «Основы информационной безопасности» (развитие знаний и навыков применения мер по защите информации (управление монопроектами по защите информации), «Комплексные системы защиты информации» (управления портфелем проектов по защите информации) и «Управление информационной безопасностью» (управление программами проектов по защите информации). Руководствуясь тем, что компетенции в области управления проектами по защите информации являются частью управленческих компетенций [1], полагаем, что для успешного применения разработанной модели необходимо включение в вариативную часть дисциплины «Основы управленческой деятельности». Одним из ключевых факторов внешней среды, оказывающих влияние на проекты по защите информации, является постоянно совершенствующееся законодательство в данной сфере, поэтому считаем необходимым в вариативную часть включить дисциплину «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
го
Ё ф о
со
к ^ ф *
5 I
го ^
О. ГО
^ я ^
г? 1
Ю Ф
о н
>1 го * со
= ¡1 ш о н
о
го
1! ей С
со О
ою
го ш о
X
го
ь <
Ш
со о
X .0
ю го
о <
о
Организационный блок модели состоит из методов и форм организации образовательного процесса, направленных на формирование компетенций в области управления проектами по защите информации.
Критериально-оценочный блок включает в себя критерии и показатели сформированности компетенций в области управления проектами по защите информации у будущих специалистов. Руководствуясь спецификой компетенций в области управления проектами по защите информации, определённой нами ранее, к такими критериями мы относим сформированность общекультурных компетенций в области управления проектами по защите информации и профессиональных компетенций в данной сфере. Уровни сформированности компетенций представлены следующим образом:
Низкий уровень. Характеризуется не-сформированностью когнитивного компонента компетенций в области управления проектами по защите информации. Данный уровень определяется способностью к управлению проектами технологического и материально-технического обновления (монопроектами по защите информации).
Средний уровень. Характеризуется частичной сформированностью инте-гративно-деятельностного компонента компетенций в области управления проектами по защите информации. Данный уровень определяется способностью к управлению набором компонентов и умением группировать их вместе с целью эффективного управления портфелем проектов по защите информации.
Высокий уровень. Характеризуется сформированностью всех компонентов компетенции в области управления проектами по защите информации. Данный уровень определяется способностью к управлению совокупности взаимосвязанных проектов (программой проектов по защите информации) в условиях общих целей и ограничений.
Реализация разработанной модели возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
Соответствие содержания отдельных учебных дисциплин компонентам структуры компетенций в области управления проектами специалиста по защите информации.
Использование технологий проектной деятельности в организации учебного процесса по подготовке специалистов по защите информации.
Ориентация учебного процесса на использование автоматизированных систем управления проектами по защите информации.
Формирование компетенций в области управления проектами по защите информации мы разделили на три этапа, на каждом из которых учитываются целевые аспекты:
• мотивационно-адаптивный этап характеризуется направленностью методов, форм и содержания образования на решение методических задач с учетом индивидуальных особенностей учащегося и возникающих трудностей и на выработку положительной мотивации;
• профессионально-формирующий (исполнительный) этап оказывает важнейшее влияние на формирование компетенции в области управления проектами по защите информации. На этом этапе реализуется содержательный блок модели, посредством которого будущие специалисты по защите информации приобретают опыт проявления компетенций в области управления проектами в ситуациях профессиональной коммуникации, происходит выработка профессиональных знаний и умений;
• профессионально-закрепляющий (диагностический) этап представляет из себя взаимосвязь форм, средств и методов обучения, оптимально способствующих реализации спроектированного в данном исследовании содержания подготовки студентов к управлению проектами по защите информации.
Таким образом, процесс формирования компетенций в области управления проектами по защите информации будущих специалистов в вузе должен обладать когнитивной, интегративно-деятельностной и личностной составляющими. Научная новизна исследо-
вания заключается в разработанной структурно-содержательной модели формирования компетенций в области управления проектами по защите информации, включающей целевой, содержательный, организационный, научно-теоретический, критериально-оценочный и результативный блоки. В основу модели легло уточненное понятие «компетенции в области управления проектами специалиста по защите информации», сформулированное с
учетом структуры деятельности специалистов и специфики самих проектов в данной области. Реализация разработанной модели развития компетенций в области управления проектами по защите информации в вузе будет способствовать повышению качества подготовки специалистов и обеспечит согласованность номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда.
Библиографический список
1. Астахова, Л.В. Развитие управленческой компетенции специалиста по защите информации в вузе [Электронный ресурс] / Л.В. Астахова // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7662
2. Балыкина, Е.Н. Электронные учебные материалы СНИЛ «История и компьютер» Белгосуни-верситета в контексте проектного обучения [Текст] / Е.Н. Балыкина, Д.Н. Бузун // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. - Май (№33). - С. 118-139.
3. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов руководителей проектов учащихся основной школы [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Пелыгина, О.В. Чумакова; под ред. д.ф.м.н., проф. Е.Я. Когана. - Самара; М.: Учебная литература, 2006. - 176 с.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. - 192 с.
5. Окуловский, О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении [Текст] / О. И. Оку-ловский // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 499-500.
6. Осокина, Е.В. Использование метода коллективного проектирования при обучении будущих специалистов в области информационных технологий разработке информационных систем [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Осокина. — М., 2011. - 171 с.
7. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
9. Самохвалов, А.В. Метод проектов в системе профессиональной подготовки специалиста-информатика в условиях вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Самохвалов. — М., 2008. - 196 с.
10. Скок, Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина, Н.И. Колесникова, Е.В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.
11. ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем» (специалист). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 60.
12. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы [Текст] / И.Д. Чечель. - М.: Педагогика, 1998. - 85 с.
13. Шаимова, Г.А. Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой компетентности будущего специалиста [Текст] / Г.А. Шаимова // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 539-541.
14. Юдина, Н.А. Метод проектов в обучении элементам теории графов [Текст] / Н.А. Юдина // Молодой ученый. - 2015. - № 23.2. - С. 44-45.
го
Ё ф о
со
к ^
s CÜ ф *
ÜB I
го
Q. ГО &£
^ s bf
£ -Ю Ф О I-
£ я
го * со
Ф с I- ш
Ф о
SÜ3
о S
ü t Е ф
ей С
со о
OID
References
1. Astakhova L.V. The development of the information security specialist's managerial competence in the university system. Sovremennyieproblemy nauki i obrazovania, 2012. № 6. [in Russian].
2. Balykina E.N., Buzun D.N. Electronic learning materials dreamed of "History and Computer" Belarusian State University in the context of project-based learning. Information Bulletin of the Association "History and Computer", 2006. May (№33). P. 118-139. [in Russian].
3. Golub G.B., Perelygina E.A., Chyrakova O.V. Project-based learning-technology competence-oriented education: Toolkit for teachers project managers primary school pupils. M.: Uchebnaia literatura, 2006. P. 176. [in Russian].
4. Zagvyazinskii V.I. Learning theory. A modern interpretation: a textbook for students of higher educational institutions. M.: Akademia, 2001. - P. 192. [in Russian].
5. Okulovskii O.I. Competences and competence approach in teaching. Molodoi uchenyi, 2012. №12. P. 499-500. [in Russian].
6. Osokina E.V. The use of collective design for the training of future professionals in the field of Information Technology, Information Systems Development. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2011. P.171. [in Russian].
7. Pakhomova N.U. Training project method in the educational institution: Handbook for teachers and students of pedagogical universities. M.: ARKTI, 2005. P. 112. [in Russian].
8. RF Government Decree № 1662-r dated 17.11.2008, "On the Concept of the Russian Federation long-term socio-economic development for the period till 2020". [in Russian].
9. Samokhvalov A.V. Project-based learning in the system of vocational training, computer expert in the conditions of high school. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2008. P 196. [in Russian].
10. Skok G.B., Lygina N.I., Kolesnikova N.A., Nizovskaya E.V. How to design a learning process for the course: Textbook. manual for teachers. Novosibirsk: izd-vo Novosibirskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta, 1999. P.83. [in Russian].
11. GEF Higher Professional Education of the Russian Federation approved by the Ministry of Education and Science on January 17, 2011 №60 in the direction of preparation 090303 "Information Security of the automated systems" (Specialist). [in Russian].
12. Chechel I.D. Research projects in school practice. M.: Pedagogika, 1998. P. 85. [in Russian].
13. Shaimova G.A. Some problems of formation of foreign language competence of the future specialist voice. Molodoi uchenyi, 2012. № 5. P. 539—541. [in Russian].
14. Yudina N.A. Project-based learning elements of graph theory. M.: Molodoi uchenyi, 2015. № 23.2. P. 44-45. [in Russian].
Сведения об авторах: Сабельников Сергей Александрович,
аспирант,
кафедра безопасности информационных систем, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ [email protected]
Астахова Людмила Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор, заместитель декана, факультет компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Sabelnikov Sergey Alexsandrovich,
Post graduate student,
Department of Information
Systems Security,
South Ural State University
(National Research
University),
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Astahova Ludmila Viktorovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Department of Information Systems Security, South Ural State University
(National Research University) Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]