УДК 378.14
Харина Марина Викторовна
Вологодский государственный педагогический университет
marinav-eng@yandex.ru
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье выполнен анализ понятия иноязычной коммуникативной компетенции специалистов технического профиля, представлен компонентный состав данной компетенции и модель ее развития в техническом вузе, предусматривающая активное использование средств новых информационных технологий в процессе обучения. Рассмотрены некоторые аспекты практической реализации представленной модели.
Ключевые слова: ключевые компетенции, иноязычная коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция, информационная обучающая среда, модель развития компетенции
В современных условиях конкурентоспособность специалиста с высшим образованием определяется, прежде всего, его компетентностью, которая предполагает обладание не только профессиональными, но и ключевыми (общекультурными) компетенциями, в том числе, коммуникативными способностями, умениями и навыками. Терминологический аппарат компетентностного подхода в настоящий момент находится в стадии становления, поэтому в научной литературе встречаются различные термины для обозначения данной группы компетенций, например, «коммуникативные компетенции» (А.В. Хуторской), «компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы» (И.А. Зимняя), «компетенции культуры социального взаимодействия» (Ю.Г. Татур).
В психологии и социологии существуют разные точки зрения на соотношение понятий «общение», «коммуникация» и «социальное взаимодействие», большинство исследователей считает эти термины очень близкими по смыслу, но не тождественными. Тем не менее, бесспорно, что для выпускников технических вузов обладание коммуникативными компетенциями является обязательной частью профессиональной квалификации, при этом социальное взаимодействие предполагает, в первую очередь, деловые контакты специалистов в процессе решения профессиональных технических задач.
Интеграционные процессы, происходящие в глобальном экономическом и научно-техническом пространстве, усиливают значимость международных контактов специалистов технического профиля. В связи с этим, актуализируется задача подготовки студентов технического вуза к плодотворному общению с представителями
других языков и культур. В силу того, что акты коммуникации с представителями родной и «другой» культуры имеют различную природу, причем проблема не сводится только к языковому различию (обстоятельный анализ этого феномена содержится в работах ГВ. Елизаровой, В.В. Сафоновой), необходимость отдельного исследования ИКК как важной составляющей коммуникативной компетенции не вызывает сомнений. Однако, наличие различных дефиниций заставляет еще раз коснуться этой проблемы.
Наряду с понятием ИКК как равноправные используются термины «иноязычная компетенция» и «коммуникативная компетенция», рассматриваемая только в аспекте иноязычного общения (М.Н. Вятютнев, В.В. Сафонова, И.И. Ха-леева и др.). Многими исследователями отдельно рассматривается межкультурная компетенция как одна из ключевых компетенций выпускников вузов, однако всеми признается неразрывная связь между ИКК и межкультурной компетенцией. В частности, ГВ. Елизарова пишет: «Межкуль-турная компетенция не имеет аналогии с коммуникативной компетенцией носителей языка и может быть присуща только медиатору культур -языковой личности, изучающей некий язык в качестве иностранного» [2, с. 236].
В последние годы в публикациях довольно часто встречается еще один термин - «межуль-турная коммуникативная компетенция» (О.Р Бондаренко, К.В. Голубина, К.М. Ирисханова, И.Л. Плужник). Авторы рассматривают данную компетенцию применительно к студентам языковых специальностей, для которых она является профессиональной, а не ключевой (общекультурной). Студенты технического вуза при крайне ограниченном объеме дисциплин гуманитарного цикла, в том числе дисциплины «Иностранный
язык», не смогут развить полноценную межкуль-турную коммуникативную компетенцию, кроме того, в деловом общении инженеров некоторые компоненты этой компетенции будут избыточны. В целях разграничения компетенций выпускников языковых и неязыковых вузов к последним принято применять термин ИКК. Тем не менее, мы признаем необходимость усиления межкуль-турного компонента в процессе развития ИКК студентов технических вузов.
Сначала кратко остановимся на тех факторах, которые обуславливают особенности развития ИКК студентов технического вуза. По нашему мнению, эта тема слабо освещена в литературе, однако имеется ряд работ, содержащих анализ данной проблемы. Обобщая материал публикаций, а также личный опыт автора, отметим основные моменты.
Во-первых, для технического вуза, как и других неязыковых вузов, характерна значительная дифференциация стартового уровня развития ИКК у первокурсников [1]. В языковом вузе эта проблема стоит не так остро, поскольку абитуриенты предъявляют сертификат ЕГЭ (или сдают экзамен) по иностранному языку, что гарантирует определенный уровень ИКК, достаточный для дальнейшего успешного обучения. В неязыковом вузе стартовый уровень развития ИКК не проверяется при поступлении, поэтому на первом занятии по иностранному языку первокурсники, как правило, проходят входное тестирование. При применении международной классификации уровней владения иностранным языком, в пределах одной студенческой группы могут быть зафиксированы уровни от А1 (уровень выживания) до В2 (пороговый продвинутый).
Во-вторых, по результатам анкетирования и опросов можно сделать вывод и о значительной дифференциации уровня мотивации к развитию ИКК, причем он часто зависит от уровня владения иностранным языком, вследствие чего студенты с самым низким стартовым уровнем, не веря в свои силы, в процессе обучения еще более отдаляются от своих «продвинутых» одногруппников, усиливая уровень дифференциации.
В-третьих, количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка, в техническом вузе крайне ограничено, кроме того, имеет место нарушение принципа непрерывности в обучении из-за отсутствия закрепленной
в образовательном стандарте обязательной иноязычной подготовки на старших курсах вуза.
В-четвертых, когнитивный стиль студентов технических вузов имеет свои особенности. Как показывают исследования, студенты технических специальностей имеют хорошее логическое мышление, развитое при изучении точных наук, умеют выражать мысли точно и лаконично, они владеют новыми информационными технологиями и с удовольствием их применяют, однако, в среднем, у них менее развита эмоциональная сфера, чем у студентов-гуманитариев, их коммуникативные способности на родном языке часто нуждаются в дополнительном развитии [6].
Перечисленные выше факторы определяют высокую сложность, многофакторность и изменчивость процесса развития ИКК студентов технического вуза. В поисках эффективных способов управления данным процессом следует обратить особое внимание на современные информационные технологии. Исследованию данной проблемы посвящено большое количество публикаций, однако на настоящий момент отсутствуют апробированные технологии развития ИКК с учетом специфики конкретных специальностей, активно использующие возможности электронных обучающих средств. Как следствие, внедрение информационных технологий в процесс обучения зачастую происходит бессистемно, что не позволяет достичь ощутимого эффекта.
По нашему мнению, средства информационных технологий должны служить эффективному решению дидактических задач в процессе обучения, а следовательно, стать органичной частью педагогической технологии развития ИКК. Такой подход предполагает создание единой информационной обучающей среды (ИОС). В публикациях по проблемам формирования и использования ИОС отмечается, что она позволяет рационально организовать работу студентов, интегрировать различные методы и формы обучения [3]. Мы считаем, что современный уровень развития информационных технологий позволяет сформировать среду обучения с учетом всех особенностей развития ИКК в техническом вузе, опираясь на принципы профессиональной направленности, междисциплинарности, индивидуализации и дифференциации обучения, активизации самостоятельной работы студентов.
В такой ИОС средства для развития ИКК должны быть интегрированы с электронными обучаю-
Иноязычная коммуникативная компетенция выпускника
технического вуза
язы ковая
грамматическая
фонетическая
лексическая
орфографическая
Лингво-
профессиональная
общепрофессиональная
специальная
информационная
<=>
социокул ьтурная
социолингвистическая
лингвострановедческая
общекультурная
речевая
дискурсивная прагматическая стратегическая
Рис. 1. Компонентный состав ИКК выпускника технического вуза
щими ресурсами по различным дисциплинам, что предоставляет возможности для установления естественных междисциплинарных связей. Ведение базы данных нормативных требований к результатам обучения, текущего состояния развития ИКК и динамики развития личности каждого студента позволит формировать и своевременно корректировать индивидуальные траектории обучения.
Все условия для формирования интегрированных ИОС уже имеются практически во всех технических вузах - развитая информационная сеть, подключенная к Интернет, наличие программного обеспечения учебного назначения, квалифицированный кадровый состав. Намного более сложными являются дидактические проблемы использования средств информационных технологий в процессе развития ИКК.
Учитывая высокую сложность процесса развития ИКК с использованием информационной
обучающей среды, целесообразно использовать педагогическое моделирование как основу для разработки технологии обучения. Согласно П.И. Образцову, основными компонентами модели ИОС в вузе являются модель учебной дисциплины («чему учить»), модель обучаемого («кого учить») и модель процесса обучения («как учить») [4]. Во многих публикациях (А.Г Атанов, М.Г. Коляда) модель учебной дисциплины называется моделью предметной области обучения, которая может быть и междисциплинарной.
Рассмотрим подробнее каждый из компонентов. В поисках ответа на вопрос «чему учить?» требуется определить компонентный состав ИКК выпускника технического вуза. За основу мы приняли описание коммуникативной компетенции, предложенное В.В. Сафоновой [5]. По нашему мнению, оно является полным, логичным, обозначения соответствуют терминологии, ис-
Рис. 2. Междисциплинарный характер ИКК
Целевой блок
Цель: развитие ИКК студента технического вуза
Задачи:
- обучение чтению, письму, говорению, аудированию с учетом профессионального контекста
- воспитание толерантности, установки на взаимопонимание с иностранными партнерами
- развитие когнитивной, эмоционально-волевой, деятельностной, мотивационной сфер
Методологические подходы:
- системный
- личностно-деятельностный
- компетентностный
Принципы:
- профессиональной коммуникативной направленности
-дифференциации и индивидуализации
- активизации самостоятельной работы
- междисциплинарности
А£
Содержательный блок
учебные материалы по лексике, грамматике, страноведению
система учебных задач - ситуаций профессионального технического общения
система аутентичных технических текстов (статьи, техническая документация, инструкции
по эксплуатации оборудования и программного обеспечения , материалы Википедии на
английском языке)
и
Организационный блок >
Формирование информационной обучающей среды , интегрированной с обучающими ресурсами по профессиональным дисциплинам
-и
Процессуальный блок Аудиторные занятия Самостоятельная работа
__________________________метод ы_______________
- объяснительно-иллюстративный
- проблемного изложения
- эвристический
- репродуктивный
- исследовательский
формы
- проблемная лекция-семинар
- дискуссии по научно-техническим проблемам
- ролевые игры-ситуации профессионального общения
- доклады, защиты проектов
- работа с обучающими программами
- работа с профессиональными программными продуктами с англоязычным интерфейсом -решение задач по профессиональным дисциплинам с условиями на английском языке
- переписка по электронной почте
- участие в форуме
- поиск информации в англоязычном секторе Интернет
- подготовка технических проектов на английском языке
средства
средства наглядного представления учебного материала (презентации, слайды, видео- и аудиоматериалы
V.
—
обучающие программы, электронные УМК программные продукты с англоязычным интерфейсом, Интернет-ресурсы, электронные словари, энциклопедии, электронная почта, форумы
ж:
Контрольно-корректировочный блок
Диагностика стартового уровня , формирование индивидуальных траекторий
Постоянно осуществляемый контроль, корректировка индивидуальных траекторий
Формы: тесты, опросы, наблюдение, анкетирование ,беседа
Результативный блок
Результат: уровень развития всех компонентов ИКК, достаточный для успешного межкультурного профессионально -ориентированного общения
Рис. 3. Модель развития ИКК студентов технического вуза на основе ИОС
пользуемой в рамках проектов Совета Европы. Однако специфика профессионального общения инженеров требует определенного пересмотра компонентного состава ИКК, принимая во внимание, что для успешности общения не требуется владения в совершенстве всеми нюансами иностранного языка, но значительную роль играют профессиональные компетенции, знание иноязычной профессиональной лексики, умения строить речевые стратегии и т.д. В связи с этим в структуре ИКК выделим дополнительный линг-во-профессиональный компонент, согласившись с термином, который использует А.С. Андриенко [1]. В результате получим структуру ИКК выпускника технического вуза, изображенную на рисунке 1.
Приведенная на рисунке 1 схема позволяет определить сферы ответственности различных дисциплин за развитие компонентов ИКК и выделить особую роль дисциплины «Иностранный язык» (рис. 2).
Можно сделать вывод, что в процессе развития ИКК в интегрированной информационной обучающей среде иностранный язык выступает в качестве связующего звена между дисциплинами гуманитарного и профессионального циклов. Интегрированный характер среды позволяет реально воплотить принцип междисциплинарности.
Реализация принципов индивидуализации и дифференциации обучения, активизации самостоятельной работы требует пристального внимания к личности обучаемого в рамках личностноразвивающего подхода, что обуславливает необходимость анализа личностной модели студента технического вуза. На наш взгляд, использование средств информационных технологий позволяет аккумулировать, а затем анализировать индивидуальные особенности студента при помощи модели, включающей следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный (мотивация к развитию ИКК, толерантность, коммуникабельность);
- эмоционально-волевой (способность к решению проблем, целеполагание, планирование, рефлексия);
- когнитивный (память, внимание, мышление, воображение);
- регулятивно-деятельностный (инициативность, добросовестность, аккуратность).
Все личностные характеристики, входящие в состав данной модели, поддаются количествен-
ному или качественному измерению, динамику их развития можно диагностировать, а затем использовать для своевременной корректировки индивидуальных траекторий обучения.
На основе рассмотренных выше моделей сформируем модель развития ИКК студентов технического вуза, которая является основным предметом данной статьи (рис. 3).
Представленная нами модель была реализована в Вологодском государственном техническом университете при обучении студентов направлений «Автоматизация и управление» и «Информатика и вычислительная техника». В состав ИОС были включены следующие элементы: учебник по грамматике английского языка с учетом профессиональной лексики и тесты, подготовленные в среде дистанционного обучения Moodle; сетевая программа Dialang (разработанная в рамках проекта Совета Европы Lingva2), используемая с целью оценки уровня владения языком и уровня самооценки; обучающие программы : English for Communication, Reward Intern@tive, English Platinum Deluxe и др.
Как показывают результаты эксперимента, использование данной модели положительно влияет на развитие всех составляющих ИКК и личностных характеристик студентов, способствует повышению мотивации к обучению.
Библиографический список
1. А ндриенко А. С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно-модульной технологии обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.
2. ЕлизароваГ.В. Формирование межкультур-ной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Дис. . д-ра пед. наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - СПб., 2003. -371 с.
3. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: Дис. ... канд. пед. наук / Российский университет дружбы народов. - М., 2003. - 204 с.
4. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел: Орел-ГТУ 2000. - 145 с.
5. СафоноваВ.В. Коммуникативная компетен- 6. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили. О при-
ция: современные подходы к многоуровневому роде индивидуального ума. - 2-е изд., перераб. описанию в методических целях. - М.: Изд-во НИЦ и доп. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
«Еврошкола», 2004. - 236 с.
Царёв Евгений Александрович
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На основе изучения теоретико-методических предпосылок поставленной проблемы, организации физкультурно-спортивной работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе и результатов социологического анализа отношения старшеклассников, их родителей и учителей физкультуры общеобразовательных школ г. Костромы к организации физкультурно-спортивной работы в школе и ее роли в социальном становлении и развитии человека определены педагогические условия эффективности процесса управления социальным становлением и развитием личности старшеклассников в ходе организации физкультурноспортивной работы в школе. Одно из основных условий - создание положительной мотивации у старшеклассников к занятиям физкультурноспортивной деятельностью.
Понятие деятельность неразрывно связано с понятием мотива. Немотивированной деятельности не бывает. В работах многих педагогов и психологов показано, что успех в любой деятельности зависит прежде всего от наличия мотивов.
Для успешного формирования мотивов любого вида деятельности недостаточно лишь вовлекать личность в эту деятельность. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать.
Под мотивами деятельности в психологии подразумеваются причины, побуждающие личность к данной деятельности, а под мотивацией - процесс побуждения личности к этому виду деятельности. Этот процесс включает в себя:
- осознание и оценку мотива, оценку и анализ объектов, способов и условий деятельности;
- оценку предполагаемых результатов, трудностей и собственных возможностей.
Мотивационная сфера рассматривается как совокупность всех мотивов, присущих личности.
Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы. В наиболее широком смысле мотивация определяется как детерминация поведения.
Создание положительной мотивации у старшеклассников предполагает решение проблемы мотивационного обеспечения этой деятельности.
Мотивационный аспект, лежащий в основе любой деятельности, был и остается в центре внимания психолого-педагогической науки. Сначала остановимся на физкультурно-спортивной деятельности как разновидности деятельности учебной.
Учебная деятельность является ключевым понятием в решении педагогических проблем. В целом можно констатировать тот факт, что после многолетних исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.А. Кирсанов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, ГИ. Щукина, Д.Б. Эльконин) в научном знании сложилась концепция учебной деятельности, определены ее структура (учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные операции, действия контроля и оценки) и функциональные особенности (развивающая функция, функция целостного развития и совершенствования всех сущностных сил субъекта деятельности, функция социализации учащегося). На базе основных принципов психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), в контексте психологической теории деятельности (В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев), теории поэтапных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) был определен новый подход к проблеме уче-