УДК 37.018:376
АЗЛЕЦКАЯ Елена Николаевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ГЕРАСИМЕНКО Татьяна Васильевна, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия
ТЕРЕЩЕНКО Алла Ивановна, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Elena N. AZLETSKAYA, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Tatyana V. GERASIMENKO, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia
Alla I. TERESHCHENKO, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia
MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO PARENTS OF CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Целью статьи является описание модели психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества дошкольной образовательной организации. В статье обоснована актуальность разработки и внедрения модели, описаны цели и задачи ее внедрения, а также условия реализации разработанной модели. Инновационный проект посвящен актуальному направлению дошкольной педагогики - психолого-педагогической поддержке родителей в условиях дошкольной организации. Установлено, что деятельность детско-родительской студии художественного творчества позволяет организовать действенную психолого-педагогическую поддержку родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи; создает условия для повышения их психолого-педагогической компетентности, активизации участия родителей в образовательной деятельности дошкольной организации как участников образовательных отношений. На основе анализа результатов инновационной деятельности выяснено, что совместный детско-родительский ручной продуктивный труд не только способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи ребенка, а дополнительно решает ряд задач: воспитывает у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни; формирует нравственные качества для установления положительных межличностных отношений, благоприятный психологический климат в группе; создает условия для творческого самовыражения детей; способствует оптимизации детско-родительских отношений.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка родителей, дети с тяжелыми нарушениями речи, модель, инновационная деятельность
The aim of the article is to describe a model of psychological and pedagogical support for parents with children with severe speech disorders, in condition of art studio of preschool educational organization. The article substantiates the relevance of the development and implementation of the model described in the goals and objectives of its implementation, as well as the conditions for the implementation of the developed model. Innovative project devoted to the actual direction of pre-school pedagogy - psychological and educational support for parents in terms of pre-school organizations. It is established that the activities of children's and parents' studio art allows you to organize an effective psychological and pedagogical support to parents with children with severe speech disorders. It creates conditions for improving their psychological and pedagogical competence, activating parental involvement in the educational activities of pre-school organizations as participants in the educational relationship. Based on the analysis of innovation found that the joint parent-child hand-productive work not only contributes to the development of fine motor skills of hands, which in turn has a positive effect on the development of a child's speech and further solves a number of problems: bringing up children love and respect for the traditions of people, way of life; forms moral qualities to establish positive interpersonal relationships, favorable psychological climate in the group; It creates conditions for the creative expression of children; optimizes the parent-child relationship.
Keywords: psychological and pedagogical support to parents of children with severe speech disorders, model innovation
Благодарность. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 94», Российская Федерация
Acknowledgement. Municipal budget preschool educational institution of municipal formation Krasnodar "Kindergarten № 94", Russian Federation
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы успешное обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте являются предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков. Однако практика показывает, что дошкольники с речевыми нарушениями испытывают затруднения при овладении программными требованиями дошкольной организации, в том числе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая предусматривает: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи
детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Следовательно, такие дети оказываются в не равных стартовых условиях при переходе на другой уровень образования - поступлении в школу.
Кроме того, важным аспектом ФГОС ДО является активная работа с родительской общественностью. В настоящее время мы отмечаем, что современные молодые родители испытывают значительные затруднения в процессе воспитания своих детей, особенно большие трудности испытывают молодые родители, воспитывающие детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. В связи с этим для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, особенно актуальной стала задача активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Более того актуальность данной темы обусловлена следующим: система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. В.А. Калягин и Т.С. Овчинникова в своих работах отмечают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольной организации само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка [1]. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к нему, обеспечение родителей адекватными способами коммуникации. Особенно актуально стоит вопрос применительно к семьям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вместе с тем, анализ деятельности нашей дошкольной образовательной организации свидетельствует, о том, что, с одной стороны, педагогический состав недостаточно готов к взаимодействию с родителями воспитанников как субъектами образования, с другой стороны родители воспитанников имеют не достаточный уровень психолого-педагогической компетентности для того чтобы стать полноправными участниками образовательных отношений. Таким образом, противоречие между реально сложившейся практикой МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 94» и современными требованиями к деятельности дошкольных организаций побудили нас к разработке модели психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Разработка модели психолого-педагогической поддержки родителей ведется в рамках инновационного проекта «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества».
Мы предположили, что деятельность детско-родительской студии художественного творчества позволит организовать действенную психолого-педагогическую поддержку родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи; создаст условия для повышения их психолого-педагогической компетентности, активизации участия родителей в образовательной деятельности дошкольной организации как участников образовательных отношений.
Объектом инновационной деятельности стало психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений. Субъектом - педагоги группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, дети пяти лет с ОНР II уровня, родители воспитанников. Предмет инновационной деятельности - организация совместной детско-родительской творческой деятельности, как метод психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основной целью проекта является активизация участия родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательной деятельности дошкольной организации как участников образовательных отношений; повышение их психолого-педагогической компетентности.
С целью реализации проекта мы последовательно решаем следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методические разработки по теме проекта.
2. Повысить компетенции педагогического состава МБДО «Детский сад №94» по организации работы с родителями, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать и апробировать модель психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества ДОУ.
4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
5. Активизировать участие родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательной деятельности дошкольной организации как участников образовательных отношений
В основу нашей модели психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, легла совместная детско-родительская работа с глиной, пластилином, аппликацией. Мы исходили из того, что во многих исследованиях отечественных и зарубежных ученых показано, что ручной творческий труд приводит в гармоничные отношения тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, но и готовит ребенка к письму. Кроме того, работа с пластичным материалом и элементами арт-терапии позволяет работать с большим диапазоном психологических проблем. Б.М. Теплов считал, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю [2]. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому художественное воспитание является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности и межличностных отношений.
Для реализации выстроенной нами модели психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, нами были организованы необходимые условия осуществления инновационной деятельности, которые включали в себя:
- разработку нормативных актов (положение об эффективном контракте; положение о стимулирующих надбавках; положение о творческой группе, по разработке дополнительной образовательной программы; положение о порядке инновационной деятельности; положение о методическом объединении педагогических работников; положение о должностном контроле в образовательной организации и др.);
- подготовку педагогического состава с целью повышения их профессиональных компетенций взаимодействия с родителями воспитанников как субъектами образования (мастер-классы, семинары-тренинги, тематические методические объединения и другие методы активного обучения взрослых [3];
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, т.е. сообщение им знаний и побуждение их к желанию формировать и применять психолого-педагогические умения и навыки во взаимодействии со своими детьми (организация странички на сайте ДОУ, интерактивные родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов и др.)
Наш опыт работы показывает, что реализацию целей коррекционно-образовательного процесса можно достичь посредством оказания квалифицированной психолого-педагогической поддержки родителей, помощи близким взрослым в создании комфортной для развития ребёнка среды; создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Калягин,В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия. 2007.
2. Теплов, Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика. 1985.
3. Карлаш, С.И., Азлецкая ,Е.Н. «Школа молодого воспитателя» как фактор повышения профессиональных компе-тентностей педагогов дошкольной организации // Сборник тезисов V Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М: МГУ имени М.В. Ломоносова. 2016.
REFERENCES
1. Kalyagin, V.A. Logopsihologiya: Proc. allowance for students. Executive. Proc. institutions [Logopsihologiya ucheb. posobie dlya stud. vish. ucheb. zavedeniy]. V.A. Kalyagin, T.S. Ovchinnikova. Moskva: Academy. 2007.
2. Teplov, B.M. Selected works [Izbrannie trudi]. Moskva: Education. 1985
3. Karlash, S.I., Azletskaya, E.N. "School of the young educator" as a factor in increasing the professional competence of pedagogue of preschool organization [«Shkola molodogo vospitatelya» kak faktor povisheniya professionalnih kompe-tentnostey pedagogov doshkolnoy organizacii]. Abstracts of V International scientific and practical conference "Education and training of young children" Moskva: Lomonosov MSU. 2016.
Информация об авторе
Азлецкая Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Герасименко Татьяна Васильевна, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия
Терещенко Алла Ивановна, старший воспитатель, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия
Получена: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Азлецкая Е.Н., Герасименко Т.В., Терещенко А.И. Модель психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 17-20
Information about the author
Elena N. Azletskaya, Candidate of Psychological Science, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicative Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Tatyana V. Gerasimenko, Head of Municipal Budget Preschool Educational Institution, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia
Alla I. Tereshchenko, Senior Teacher, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia
Received: 15.05.2016
For article citation:
Azletskaya E.N., Gerasimenko T.V., Tereshchenko A.I. Model' psikhologo-pedagogicheskoy podderzhki roditeley, vospityvayushchikh detey s tyazhelymi narusheniyami rechi. [Model of psycho-pedagogical support to parents of children with severe speech disorders]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 17-20