А. А. Хусайнова
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы системно-деятельностной организации психологопедагогического и интерактивного сопровождения профессионально-педагогического взаимодействия студентов с обучающимися.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, педагогическая практика, готовность к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися, психолого-педагогическое и методическое сопровождение.
Смена образовательных приоритетов актуализирует необходимость выявления наиболее эффективных методов и технологий профессиональной подготовки будущих бакалавров к активной и успешной профессиональной самореализации. Системнодеятельностная организация педагогического процесса в вузах предполагает изменение соотношения теоретической и практической подготовки студентов. Особую значимость приобретает готовность к реализации профессиональных основ различных форм производственной и педагогической практик.
Для системно-деятельностной организации профессионального обучения педагогическая практика имеет важное смысловое значение, так как позволяет моделировать условия будущей профессиональной деятельности, способствующие осознанию студентами личностного отношения к успешной профессиональной самореализации. Это возможно в том случае, если запускаются адаптационные механизмы, которые создают эффективную индивидуально-личностную модель взаимодействия с обучающимися в любой профессиональной ситуации. Реализация этой модели, с точки зрения М. А. Галановой [1], Ю. Л. Блиновой [2], обеспечивает формирование субъектной позиции студента во время педагогической практики и является важным фактором его готовности к интерио-ризации нормативно-правовых норм и традиций профессиональной среды, позволяет идентифицировать его позицию, сложившуюся в процессе теоретического обучения, с реальной ситуацией профессионально-педагогического взаимодействия с обучающимися.
Системно-деятельностная основа организации профессионального обучения студентов во время педагогической практики, по мнению Т. В. Машаровой [3], Н. Ф. Радионовой [4], Л. Ф. Спирина [5], П. Д. Васильевой [6], предусматривает освоение будущими бакалаврами механизма профессионально-педагогического взаимодействия с обучающимися и построение индивидуально-личностной стратегии деятельностной самореализации. В связи с этим необходима реализация технологий психолого-педагогического и методического сопровождения студентов во время педагогической практики, позволяющего целенаправленно развивать ценностно-смысловые установки на осуществление профессионально-педагогической деятельности. Так, в частности, по мнению Д. А. Леонтьева, развитие ценностно-смыслового содержания профессионально-педагогической деятельности дает возможность говорить о ее личностном смысле как «субъектно-оценочном, со-знательно-избираемом отношении к деятельности» [7].
Основываясь на сущности процесса психолого-педагогического и методического сопровождения студентов в процессе практики и результатах исследований, проведенных М. В. Лазаревой [8], О. Л. Жук [9], М. К. Толетовой [10], в качестве основополагающих принципов ее системно-деятельностной организации можно выделить следующие: деятельностную самореализацию, индивидуально-личностную направленность взаимодействия, компетентностную основу взаимодействия, акмеологичность и аксиологичность взаимодействия, его рефлексивность.
Принцип деятельностной самореализации раскрывает механизм эффективного проявления студентов в различных видах учебного и профессионально-педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Взаимодействие в деятельности выполняет имитационно-адаптационную и социализирующую функции готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому сотрудничеству с обучающимися.
Принцип компетентностной основы взаимодействия, по мнению С. И. Кудинова, обеспечивает качество сопровождения профессиональной подготовки студентов [11]. Это позволяет создать условия для формирования и развития их профессиональных компетенций.
Принцип индивидуально-личностной направленности взаимодействия предполагает признание уникальности личности студента и необходимости поиска индивидуальноличностных технологий этого взаимодействия.
Принцип акмеологичности и аксиологичности взаимодействия обусловлен повышением значимости в профессиональном образовании концепций гуманизации и «психологизма» [12], характеризующих педагогический процесс с позиции обращения к личности студента, его мотивам и потребностям. Развитие личностного смысла профессиональной деятельности, ее мотивационной обусловленности и ценностного отношения к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися позволяет обеспечить готовность будущих бакалавров к такому взаимодействию.
Принцип рефлексивности взаимодействия обусловливает возможность самоанализа и пересмотра собственной позиции будущими бакалаврами в учебно-профессиональной деятельности и в профессионально-педагогическом взаимодействии с обучающимися. Этот принцип реализуется в процессе осмысления студентами внутреннего соответствия избранной деятельности, в принятии обучающимися себя в качестве субъектов взаимодействия, способности выстраивать это взаимодействие в соответствии с предметной ситуацией, побуждении будущих педагогов к творческому преобразованию собственной деятельности. Ю. Н. Кулюткин и В. П. Бездухов выделяют рефлексию как одно из профессионально значимых качеств личности учителя, так как выдвигают на первый план рефлексивное управление деятельностью ученика [13].
Соблюдение данных принципов позволяет студентам реализовать процесс профессионального саморазвития в ходе педагогической практики на основании имеющихся у них способностей и возможностей развития, учитывать психофизиологические предпосылки развития их образовательных возможностей, различный уровень имеющихся у них знаний, умений и компетенций.
Реализация данных принципов способствует также созданию условий для субъектного и личностно ориентированного профессионально-педагогического взаимодействия с обучающимися, расширению образовательных возможностей будущих бакалавров в аспекте развития профессионально значимых умений и компетенций и предполагает признание студентами необходимости саморазвития.
Обобщение имеющихся выводов и результатов психолого-педагогических и методических исследований по сопровождению профессионально-педагогического взаимодействия будущих бакалавров с обучающимися в процессе практики позволило разработать программу «Психолого-педагогическое и методическое интерактивное сопровожде-
ние профессионально-педагогического взаимодействия студентов и обучающихся». Она была реализована в процессе практики студентов направления «Педагогическое образование» образовательных профилей «Биология», «Химия». Осуществление данной программы предполагает три этапа: подготовительный, практико-экспериментальный и заключительный.
В ходе подготовительного этапа педагогической практики решались актуальные вопросы, соответствующие уровню развития у студентов готовности к профессиональнопедагогическому взаимодействию с обучающимися. В соответствии с результатами анализа достижений студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, педагогического наблюдения и предварительной диагностики их мотивации и их профессиональной направленности было выявлено, что около 35 % обучающихся в вузе имеют низкий уровень и около 60 % средний уровень готовности к профессиональнопедагогическому взаимодействию с обучающимися. При этом у 58 % будущих бакалавров были отмечены трудности методического характера, проблемы при планировании и организации совместной деятельности с другими субъектами взаимодействия, самоорганизации и эмоционально-волевой саморегуляции. У 26 % студентов отсутствует четко выраженная внутренняя мотивация к учению и педагогической профессии, что можно принять в качестве одной из причин недостаточного уровня сформированности практических умений и компетенций и трудности в реализации теоретических знаний.
Исходя из данных результатов в ходе подготовительного этапа практики основной акцент был сделан на решение вопросов самостоятельного планирования студентами деятельности (учебной, воспитательной, научно-исследовательской, рефлексивной) на период практики, их психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения, преодоления дидактических, организационно-методических и личностных трудностей взаимодействия с обучающимися.
Для этого в качестве основных организационных форм подготовки студентов к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися использовались лекция, пресс-конференция и моделирование ситуаций психолого-педагогического и методического сопровождения, которые позволили адресно и дифференцированно информировать их по наиболее актуальным для них вопросам и развивать необходимые им умения и компетенции.
Для преодоления трудностей взаимодействия с обучающимися в группах применялись также имитационный тренинг, игровое проектирование и кейс-метод. Данные методы позволили студентам выделить наиболее сильные и слабые стороны своей теоретической и практической подготовки к работе с учебно-техническим оборудованием, к межличностному взаимодействию в рамках педагогических ситуаций и определить направления работы с модераторами практики в соответствии с собственными потребностями с фиксацией в рабочем дневнике.
Практико-экспериментальный этап реализации программы включает в себя три направления работы.
1. Работа с учителями-предметниками и классным руководителем, основная цель которой заключается в изучении студентами нормативно-правовой, учебно-методической, психолого-педагогической практики, реализуемой в общеобразовательном учреждении. В связи с этим в программе предусмотрено консультирование и проведение мастер-классов выдающимися педагогами.
2. Работа с модераторами практики, направленная на психолого-педагогическое и методическое интерактивное сопровождение психолого-педагогического взаимодействия студентов с обучающимися. При этом программа предполагает организацию различных форм консультативных часов с модераторами. На начальных этапах практики с момента посещения уроков учителя-предметника до проведения собственных уроков
предусмотрена информационно-аналитическая работа со студентами, которая предполагает формирование критического мышления, основ методического проектирования уроков, навыков натуральных и мультимедийных демонстрационных объектов, аналитического отбора дидактических материалов при планировании уроков и моделирования собственной профессионально-педагогической деятельности. В качестве основных методов, обеспечивающих информационно-аналитическое сопровождение студентов, выделим следующие: лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-беседа, имитационные упражнения, игровое проектирование, деловые игры.
Дальнейшая работа модераторов со студентами строится на их психологопедагогическом сопровождении, в рамках которого происходит преодоление как методических, так и личностных трудностей, возникающих у студентов в ходе урочного и внеурочного взаимодействия с обучающимися. При этом основной акцент делается на развитии рефлексивных способностей, оценивании результатов деятельности и личных достижений, формулировании оценочных суждений и актуальных потребностей, проектировании педагогической и научно-исследовательской деятельности, формировании системы знаний о практической реализации методических подходов. При этом наиболее эффективные, на наш взгляд, методы, которые позволяют студентам рефлексировать, свободно высказывать собственное мнение, дискутировать, оценивать, рассуждать, - это метод круглого стола, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, имитационные упражнения, метод мозгового штурма.
3. Профессионально-педагогическое взаимодействие студентов с обучающимися, способствующее накоплению будущими специалистами практического опыта, развитию у них организаторских, коммуникативных, регулятивных умений, а также общекультурных и профессиональных компетенций проведения консультативной и научноисследовательской работы с детьми.
Заключительный этап реализации программы предполагает консультативную работу модераторов и учителей со студентами по результатам практики, подготовку отчетных материалов, проведение самоанализа и взаимоанализа результатов практики в студенческой группе в рамках круглого стола, беседы, кооперативного обучения. При подведении итогов практики важно обобщение опыта профессионально-педагогического взаимодействия студентов с обучающимися, выделение наиболее проблемных вопросов, определение перспектив развития и направлений дальнейшей работы, которая возможна при совместной деятельности в рамках лекции-пресс-конференции, лекции-визуализации, лекции-дискуссии.
Как показало проведенное исследование, эффективная реализация разработанной программы, способствующей раскрытию готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися, возможна в случае:
- обеспечения осознанной потребности студентов к проявлению внутренней мотивации к реализации потребности в профессиональном саморазвитии на основе профессионально направленного взаимодействия с модераторами практики;
- выявления ведущего мотива учебно-профессионального самоопределения студентов на основе реализации их научно-исследовательского потенциала;
- реализации модели компетентностного сопровождения студентов в процессе анализа их индивидуально-личностных трудностей;
- обеспечения готовности студентов к профессионально значимой самоорганизации и саморегуляции в процессе профессионально-педагогического взаимодействия с обучающимися.
Таким образом, процесс профессионально-педагогического взаимодействия с обучающимися предполагает реализацию специально разработанной модели субъектного и
личностно ориентированного психолого-педагогического и методического сопровождения студентов в процессе педагогической практики.
Список литературы
1. Галанова, М. А. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов педвуза в процессе педагогической практики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Галанова М. А. - Уфа, 2006. - 173 с.
2. Блинова, Ю. Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение / Ю. Л. Блинова. - Казань : ТГГПУ, 2010. - 202 с.
3. Машарова, Т. В. Профессиональное становление личности в системе непрерывного образования: поиски, решения, перспективы : моногр. / Т. В. Машарова, Е. А. Сырцева. - Киров : КГУ, 2008. - 224 с.
4. Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии : науч.-метод. пособие / под ред. Н. Ф. Радионовой. - СПб. : Книжный Дом, 2008. - 192 с.
5. Спирин, Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 34 с.
6. Васильева, П. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе как самоорганизующаяся система : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Васильева П. Д. - СПб., 2004. -384 с.
7. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд., испр. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
8. Лазарева, М. А. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Лазарева М. В. -М., 2009. - 195 с.
9. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. -Минск : РИВШ, 2009. - 336 с.
10. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки /
В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.
11. Кудинов, С. Самореализация как системное психологическое образование / С. Кудинов // RELGA. - 2007. - № 16. - URL: http://relga.ru
12. Хуторской, А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся /
А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. - 2012. - № 2. - URL:
http://www.eid0s.ru/j0urnal/2012/0329-10.htm
13. Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. - Самара : СамГПУ, 2002. - 400 с.
Хусаинова Анастасия Александровна
магистрант,
Пензенский государственный университет E-mail: anastasia-dash@mail.ru
Khusainova Anastasiya Aleksandrovna
master degree student,
Penza State University
УДК 378.147.88 Хусаинова, А. А.
Модель психолого-педагогического и методического сопровождения студентов в процессе педагогической практики / А. А. Хусаинова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). -
С. 60-64.