ic reference to tennis: To Tethys’s submitted for the degree of doctor ofphilosophy, Swinburne university, Melbourne, Australia.
Контактная информация: Vyacheslav-akhmerov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 15.03.2013.
УДК 796.07
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ 1-3 КУРСОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ
Руслан Султанович Ахметов, аспирант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье изложены результаты многолетних исследований, направленных на обоснование структуры и содержания педагогической модели процесса формирования профессиональноприкладной физической культуры курсантов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции. В связи с организацией в Краснодарском университете МВД России профессиональной подготовки сотрудников специальных подразделений полиции в ходе многолетних исследований разработана модель формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов. Обоснована целесообразность включения в предлагаемую структуру проективного, компетентностного, содержательного, технологического и контрольно-учетного модулей, отражающих базовые компоненты целостного педагогического процесса профессиональной подготовки. Результаты проведенных формирующих педагогических экспериментов свидетельствуют о более высокой эффективности предложенной модели базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции по сравнению с существующими в практике подходами.
Ключевые слова: базовая профессионально-прикладная физическая культура, курсанты вузов МВД России, будущие сотрудники специальных подразделений полиции, модель.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p25-30
MODEL OF THE FORMATION PROCESS OF BASIC PROFESSIONALLY -APPLIED PHYSICAL CULTURE AMONG THE 1-3 YEAR CADETS OF THE RUSSIA INTERNAL AFFAIRS MINISTRY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION -FUTURE OFFICERS OF SPECIAL POLICE DIVISIONS
Ruslan Sultanovich Achmetov, the post-graduate student,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article states the results of the long-term researches directed on justification of structure and content of pedagogical model of process of formation of professional and applied physical culture of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future staff of special divisions of police. Due to the organization at Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia of vocational training of staff of special divisions of police, the model of formation of basic professional and applied physical culture of cadets of 1-3 courses has been developed during long-term researches. Expediency of inclusion in offered structure of the projective, competence-based, substantial, technological and control and registration modules reflecting basic components of complete pedagogical process of vocational training is proved. Results of the carried out forming pedagogical experiments testify to higher efficiency of the offered model of basic professional and applied physical culture of cadets of 1-3
courses of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future staff of special divisions of police in comparison with approaches existing in practice.
Keywords: basic professionally-applied physical culture, cadets of the institutions of higher education of Russia Internal Affairs Ministry, future officer of special police divisions, model.
Важность прикладной подготовки будущих сотрудников силовых ведомств в процессе их профессионального обучения в специализированных вузах сомнений не вызывает [1, 3, 4]. В связи с организацией в Краснодарском университете МВД России профессиональной подготовки сотрудников специальных подразделений полиции в ходе многолетних исследований разработана модель формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов.
Структура педагогического процесса по формированию базовой профессиональноприкладной физической культуры курсантов 1-3 курсов - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, базирующаяся на разработанной модели, представлена на рисунке.
Модуль 1. Проективные установки процесса формирования и развития базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России.
Целью формирования и развития базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов является повышение результативности процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников специальных подразделений полиции на основе освоения ими культурологических оснований физкультурно-спортивной деятельности, способствующих повышению качества выполнения должностных обязанностей.
Базовые задачи учебно-воспитательного процесса: 1. Формирование у курсантов необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы, обеспечивающей осознанное отношение к собственному профессиональному и физкультурно-спортивному совершенствованию. 2. Обеспечение уровня теоретической подготовленности, способствующего освоению обучающимися интеллектуальных ценностей физической культуры и спорта, а также формированию мотивации к повышению результативности учебной и профессионально-прикладной двигательной деятельности. 3. Формирование и развитие профессионально важных физических, психических и двигательных качеств курсантов.
Ожидаемые результаты реализации экспериментальной модели: 1. Повышение качества процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников специальных подразделений полиции. 2. Индивидуально приемлемый уровень базовой профессиональноприкладной физической культуры курсантов. 3. Высокий уровень осознания курсантами особенностей процесса профессиональной и профессионально-прикладной физкультурно-спортивной подготовки, исключающей возникновение или сохранение у них социально незначимых мотивов. 4. Создание адекватной целям учебно-воспитательного процесса технологии мониторинга системных результатов реализации базовой личностной профессионально-прикладной физической культуры. 5. Повышение психологической устойчивости будущих сотрудников специальных подразделений к особенностям профессиональной деятельности.
Модуль 2. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки.
Тематика занятий по повышению квалификации педагогов: 1. Особенности профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений МВД России в современных общественно-политических и социально-экономических условиях. 2. Организационно-содержательные основания учебно-воспитательного процесса по формированию и развитию базовой профессионально-прикладной физической культуры будущих сотрудников специальных подразделений полиции в вузах МВД России. 3. Основное содержание экспериментальной модели формирования и развития базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих
сотрудников специальных подразделений. 4. Современные теории и концепции формирования общей и профессионально-прикладной физической культуры человека.
Рис. Структура экспериментальной модели
Модуль 3. Содержательные основы процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов.
Содержание теоретической подготовки: 1. Базовые дефиниции феномена профессионально-прикладной физической культуры. 2. Современные теории формирования общей и профессионально-прикладной физической культуры индивида. 3. Взаимосвязь составляющих производственных обязанностей с профессионально важными личностными качествами сотрудников специальных подразделений полиции. 4. Основное содержание экспериментальной методики формирования и развития базовой личностной профессионально-прикладной физической культуры курсантов. 5. Методические особенности самостоятельной работы по развитию базовой личностной профессионально-прикладной физической культуры. 6. Основные критерии оценки уровня сформированности базовой личностной профессионально-прикладной физической культуры.
Содержание практической подготовки курсантов базируется на трех основных составляющих: 1. Программный материал по физической подготовке, регламентированный Федеральными государственными образовательными стандартами. 2. Учебно-
тренировочный материал, содержащийся в стандартизированных обучающих комплексах, представленных в двух основных формах: а) учебно-тренировочные комплексы, используемые, как правило, в связи с развитием основных физических и двигательных качеств; б) комплексы-тренинги, предназначенные для развития профессионально важных психологических качеств. 3. Материал, предназначенный для самостоятельной работы.
Модуль 4. Технологические основы реализации экспериментальной методики.
Теоретическая подготовка курсантов осуществляется в ходе лекционных занятий, а также фрагментарно во время практической подготовки по определенным темам. Активизация их познавательной деятельности базируется на применении методов активного обучения. Процесс формирования необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы опирается на два основных методических подхода:
а) когнитивный, базирующийся на установленной взаимосвязи уровня мотивации индивида к определенному виду профессиональной деятельности и знаний о ее фундаментальных закономерностях;
б) индивидуализация системы оценки достижений обучающихся в учебном процессе по физическому воспитанию.
Решение собственно биологических задач осуществляется на основе комплексиро-вания учебного программного материала и содержания СОК.
Возможны следующие варианты организации занятий: а) физическая подготовка с выделением учебного времени для использования СОК фронтальным способом; б) индивидуальная коррекция на основе СОК недостатков в отдельных компонентах физической подготовленности; в) проведение академических занятий только на основе комбинирования отдельных СОК.
Рассматривая особенности проведения комплексов-тренингов, необходимо отметить, что они базируются на известных принципах [2, 5].
Планирование учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе стандартных документов.
Организация самостоятельной работы курсантов. В целях совершенствования самостоятельной теоретической работы курсантов целесообразно детально ознакомить с возможностями использования библиотечных фондов, в том числе средствами Интернет-ресурсов, а также алгоритмами поиска необходимой учебной и научно-методической литературы. Основными формами самостоятельной теоретической работы являются: ее аудиторные и внеаудиторные виды - самостоятельная работа в ходе лекционных академических занятий, методических форм обучения, работа с учебной и научнометодической литературой, подготовка сообщений и докладов. Самостоятельная практическая подготовка курсантов осуществляется на основе использования разработанных СОК по следующему алгоритму: 1. Тестирование уровня развития профессионально важных качеств на основе разработанной методики оценки уровня физической подготов-
ленности и сформированности психических качеств. 2. Расчет значений интегральных показателей. 3. Сопоставление значений интегральных характеристик с рассчитанными граничными показателями уровней их развития. 4. Составление на основе комбинирования СОК программы самостоятельной работы курсантов для нивелирования установленных недостатков. 5. Систематическая оценка изменений в уровне развития изучаемых качеств (после окончания 1 и 2 семестров годичной профессиональной подготовки). 6. Коррекция в случае необходимости индивидуальной учебно-тренировочной программы.
В случае необходимости, например в ходе самостоятельного проведения комплексов-тренингов для развития профессионально важных психологических качеств, возможно объединение курсантов в небольшие группы.
Модуль 5. Контрольно-учетный.
Для определения уровня теоретической подготовленности курсантов целесообразно использовать тестовые процедуры. Уровень мотивации обучающихся к физической культуре и спорту, а также к профессиональной прикладной физической культуре оценивается на основе алгоритма, представленного в исследовании К.Ю. Чернышенко [6]. В контексте оценки степени развития физической подготовленности курсантов необходимо использовать трехуровневую методику, включающую:
а) тестирование уровня развития отдельных мышечных групп и физических способностей, а также применение разработанных пропорциональных шкал, позволяющих перевести достижения обучающихся в сопоставительные балльные оценки;
б) расчет значений интегральных показателей уровня развития отдельных физических качеств на основе перевода результатов тестирования в баллы и их суммирования;
в) расчет значений суммарного показателя физической подготовленности на основе суммирования балльных оценок интегральных показателей;
г) определение степени сформированности компонентов базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов на основе использования значений пяти уровня из развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий).
Результаты проведенных формирующих педагогических экспериментов свидетельствуют о более высокой эффективности предложенной модели базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции по сравнению с существующими в практике подходами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
2. Грецов, А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов / А. Грецов. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
3. Петров, С.И. Формирование профессиональной готовности у сотрудников ДПС России средствами физического воспитания / Сергей Иванович Петров, Виктор Викторович Коломиец, Алексей Владимирович Шленков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 115-119.
4. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.
5. Стишенок, И. В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / И.В. Стишенок. - СПб. : Речь, 2006. - 240 с.
6. Чернышенко К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд.
пед. наук / Чернышенко К.Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O.S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (VKO) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No.9, pp. 38-42.
2. Gretsov A. (2008), Training of sure behavior for seniors and students, publishing house “Peter”, St-Petersburg, Russian Federation.
3. Petrov, S.I., Kolomiyets, V.V. and Shlenkov, A.V. (2013), "Formation of professional readiness at the staff of traffic police of Russia means of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No, 1, pp. 115-118.
4. Sivak, A.N. and Zyukin, A.V (2012), "Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia during professional formation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 9, pp. 83-86.
5. Stishenok, I.V. (2006), Self-confidence training: development and realization of new opportunities, publishing house “Rech”, St-Petersburg, Russian Federation.
6. Chernyshenko K.Yu. (2012), Formation of physical culture ofpupils of elementary grades of a pro-gymnasium on the basis of ideals and Olympus values, dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
Контактная информация: akhmetovaQ 1 @mail .ru
Статья поступила в редакцию 12.03.2013.
УДК 796.413./418
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СЛОЖНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ФАЗОЙ ПОЛЕТА НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
Владимир Сергеевич Блинков, аспирант,
Елена Юрьевна Лалаева, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В данной статье систематизированы сложные гимнастические упражнения с фазой полета на перекладине. Основная цель систематизации сложных гимнастических упражнений - распределение элементов с фазой полета в группы однотипных движений. Определив технические компоненты, входящие в состав каждого движения исследуемой группы, можно будет выделять универсальное - профилирующие движение, содержащее рациональный механизм его выполнения. Подобный порядок распределения гимнастических упражнений позволяет определить многие структурные связи между отдельными родственными упражнениями, проследить за последовательностью нарастания сложности действий в завершающих стадиях, а также выделить наиболее важные компоненты, характерные для всей группы движений.
Ключевые слова: сложные гимнастические упражнения с фазой полета, однопрофильные движения, универсальные действия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p30-34
SYSTEMATIZATION OF COMPLEX GYMNASTIC EXERCISES WITH THE FLIGHT PHASE ON THE HORIZONTAL BAR
Vladimir Sergeyevich Blinkov, the post-graduate student,
Elena Yuryevna Lalaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The given article systematizes the complex gymnastic exercises with the flight phase on the hori-
З0