Научная статья на тему 'Модель прогнозирования развития машиностроения'

Модель прогнозирования развития машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛО-ГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / INNOVATION AND TECHNOLOGICAL FACTORS / UPDATING OF PRODUCTION EQUIPMENT / INVESTMENT / INVESTMENT POTENTIAL / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Почукаева Ольга Викторовна

Сформулирована концепция прогнозирования развития обрабатывающих производств, в основу которой положена доминирующая роль инновационных факторов. Приведено описание модели и пример практического применения разработанных методов при построении прогноза потенциала рынка продукции тяжелого машиностроения и его влияния на динамику макроэкономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Почукаева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering Development Forecasting Model

The concept of forecasting the development of industry in view of innovation factors is formed in this article. The description of the model and an example of its use in constructing the forecast market potential of heavy engineering products are given. Its impact on the dynamics of macroeconomic indicators is assessed.

Текст научной работы на тему «Модель прогнозирования развития машиностроения»

О-З- ^очукаева

МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ60

Концептуальный подход к построению прогноза. Машиностроение, имеет сложную отраслевую и функциональную структуру, поэтому прогнозирование развития отрасли является структурированной процедурой, включающей различные модули и использующей обширный прогнозно-аналитический инструментарий. При этом прогнозирование развития других обрабатывающих производств проводится по менее сложной, по сравнению с машиностроением, схеме. По этой причине разработанную модель прогнозирования можно считать в определенном смысле универсальной. Наиболее сложный ее вариант, предназначенный для прогнозирования развития отраслей машиностроения, выпускающих инвестиционное оборудование (тяжелое машиностроение), рассматривается ниже.

В основе метода прогнозирования лежит постулат о доминирующей роли инновационной компоненты в развитии промышленности (рис. 1). Влияние инновационного фактора на формирование спроса и предложения на внутреннем рынке является наиболее значимым как для отраслей машиностроения, так и для других обрабатывающих производств. При прогнозировании развития инвестиционного машиностроения инновационный фактор, а именно темп обновления производственного оборудования, непосредственно влияет на функцию формирования спроса. При построении прогноза для обрабатывающих производств этот фактор проявляется опосредованно, через рост потребности машиностроительных производств в материальных ресурсах.

При прогнозировании выпуска продукции инновационная компонента доминирует, так как главным фактором, определяющим динамику производства, является рост производительности труда, обеспеченный инновационно-технологическим перевооружением как в отраслях машиностроения, так и в обрабатывающих производствах. Другие прогнозируемые параметры, такие как конкурентоспособность продукции, экспорт и импорт, финансовое состояние пред-

60 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-02-00057а).

259

приятий, являются производными от общеэкономических и инновационных факторов. Механизм их формирования идентичен для всех обрабатывающих производств.

Инновационные факторы Прогнозируемые параметры

Стоимость

инвестиционного

Потребность оборудования

в инвестициях Стоимость монтажа

и пусконаладочных

работ

Рис. 1. Взаимодействие инновационных факторов и прогнозируемых параметров

Метод прогнозирования развития обрабатывающих производств, построенный исходя из доминирующей роли инновационного фактора, предназначен для отраслей, выпускающих продукцию производственно-технического назначения.

Методика формирования прогноза. Прогноз развития отраслей, выпускающих продукцию производственно-технического назначения, может быть сформирован по двум основным направлениям. Первое направление ориентировано на объем инвестиций в основной капитал, и тем самым на формирование спроса на отраслевом и

260

товарных рынках. Это направление доминировало в период активизации инвестиционной деятельности в российском реальном секторе в середине 2000-х годов. Инвестиционная активность определялась объемами финансирования обновления производственного оборудования, которые в основном зависели от собственных средств предприятий. Это обеспечило среднегодовые темпы обновления активной части основных фондов на уровне 3-5% [1]. Другое направление прогнозирования опирается на необходимость обеспечения определенных темпов технологического развития. В отличие от первого направления, где спрос является производной величиной от инвестиций, здесь потребность в инвестициях определяется, исходя из необходимости решения задач развития технологического потенциала.

Прогноз, сформированный исходя из объемов финансирования (1пу), обеспечивает следующую зависимость прогнозных показателей (РР):

РР = /(1пу),

где РР = {5, V, Ех, 1т, 1пу); {5, V, Ех, 1т, 1пу} - соответственно спрос, выпуск, экспорт и импорт продукции, инвестиции.

Варианты прогноза в этом случае будут отражать прогнозируемый уровень инвестиций. Инновационно-технологические факторы при этом не учитываются.

Если в основу формирования прогноза положена инновационная компонента, весь комплекс прогнозируемых параметров зависит от группы инновационных факторов (Рпп):

РР = / (Епп), 1т = / {Епп).

Здесь объем инвестиций является прогнозируемым параметром, производным от технологической необходимости и технологических возможностей обрабатывающих производств. Такой вариант прогноза можно считать наиболее близким к оптимальному в том случае, если целью прогноза является инновационно-технологическое развитие. Далее будем называть этот вариант прогноза модернизацион-ным. (Заметим, что при этом нет разночтений между понятиями «инновационный» и «модернизационный», поскольку модернизация осуществляется с использованием инновационно насыщенных инвестиций, а инновации трактуются не в узком смысле коммерциализации результатов НИОКР, а в терминах полного инновационного цикла - от поисковых исследований до продаж конечной продукции на рынке с последующим сервисным обслуживанием.)

Второй прогнозный вариант с учетом инновационной компоненты может формироваться, исходя из снижения уровня инвестиций. Если принять уровень инвестиций по модернизационному варианту

261

1т = 1т', а по скорректированному варианту 1т = 1т", то различия двух прогнозных сценариев можно описать в следующем виде:

1т' = / (Рпп), Рпп = / (1т")

Таким образом, корректировка инвестиций в сторону снижения их объема инициирует разработку альтернативного прогнозного сценария. Этот сценарий будет разрабатываться, исходя из возможного объема финансирования, что отсылает нас к описанному выше первому направлению построению прогноза. Однако принципиальным отличием здесь является прогноз технологических сдвигов в обрабатывающих производствах. Если традиционный способ прогнозирования на основе объема инвестиций позволяет получить объем платежеспособного спроса на инвестиционную технику, то предлагаемая модель обеспечивает возможность прогнозирования параметров технологического развития и конкурентоспособности. В свою очередь, эти параметры позволяют прогнозировать объемы выпуска, экспорта и импорта продукции.

Прогнозирование спроса. Исходным пунктом прогнозно-аналитических исследований формирования спроса на инвестиционное оборудование является утверждение о необходимости инновационно-технологического перевооружения реального сектора экономики РФ. Сформировавшаяся к настоящему времени возрастная структура активной части основных фондов в реальном секторе, и в особенности в обрабатывающих отраслях, не соответствует задачам модернизации экономики. Более того, производственный аппарат промышленности не может поддерживать необходимый уровень технологического обеспечения модернизации и не в состоянии поставлять на внутренний рынок инвестиционного оборудования конкурентоспособную продукцию в объемах, обеспечивающих уровень экономической и технологической безопасности. Поэтому задача обновления производственного оборудования является приоритетной, и темпы обновления следует считать основным фактором формирования спроса на инвестиционную технику.

В общем виде совокупная потребность в инвестиционной технике (5" ',) включает спрос внутреннего рынка и поставки оборудования на экспорт:

5', = 5 + Ех, (1)

где 5 - спрос внутреннего рынка на оборудование /; Ех, - экспорт оборудования /.

Спрос внутреннего рынка является функцией от общеэкономических и инновационных (Рпп) факторов:

5, = /(Рпп, (2)

262

Совокупность институциональных и организационно-хозяйственных мер, осуществляемых в рамках государственной промышленной политики, продуцирует комплекс общеэкономических факторов, которые определяют вектор инновационно-технологического развития промышленности. От степени поддержки приоритетных направлений модернизации реального сектора экономики будет зависеть интенсивность инновационной деятельности в отраслях, производствах и межотраслевых комплексах. В свою очередь, интенсивность инновационной деятельности обеспечит темпы обновления производственно-технической базы, от которых будет зависеть реализация мо-дернизационного или инерционного сценария развития.

Следовательно, при прогнозировании спроса внутреннего рынка инвестиционной техники комплекс инновационных факторов будет включать параметры динамики ввода новой техники в активную часть основных фондов отраслей реального сектора экономики:

F {^юбн, kiвб},

где £г-обн - коэффициент обновления (ввода) оборудования i; £гвб -коэффициент выбытия оборудования '.

Спрос внутреннего рынка на оборудование i в свою очередь будет определяться объемом новой инвестиционной техники вида i, закупаемой предприятиями в ходе реализации инновационных и инвестиционных проектов. В стоимостном исчислении годовой спрос внутреннего рынка в постоянных ценах составит:

Sit = {F'0 [(1 - £'вб) / (1 - ¿юбн)] ^обн }£'ст , (3)

где Fi0 - наличие оборудования i в составе активной части основных фондов на начало базового периода; t - год прогнозируемого периода; к^ - коэффициент адаптации учетной стоимости основных фондов и постоянных цен на оборудование i.

Такой подход к прогнозированию спроса, основанный на приоритете темпов обновления производственного оборудования как доминирующем инновационном факторе развития, ставит в качестве одной из основных задач прогнозирования определение темпов обновления оборудования в предстоящем периоде. Определение коэффициентов обновления является отправным моментов в разработке прогнозных вариантов формирования спроса. Темпы обновления производственного оборудования являются функцией от инвестиций в активную часть основных фондов.

Именно уровень финансирования проектов развития обрабатывающих производств и определяет темпы ввода новой техники и внедрения инновационных технологий. Инвестиции являются наи-

263

более значимым фактором в совокупности факторов, как способствующих повышению темпов обновления, так и ограничивающих их. К факторам, активизирующим деятельность по обновлению оборудования, следует отнести необходимость развития производственного потенциала, а именно критическое состояние производственного аппарата, низкую конкурентоспособность продукции, высокие издержки производства, вызванные применением устаревших технологий, и низкую рентабельность, которая является следствием и высоких издержек, и низкой конкурентоспособности.

Основным фактором-ограничителем является размер финансирования закупки оборудования. Другим ограничением темпов ввода нового оборудования может быть объем выпуска продукции, который при отсутствии резервов производственных мощностей может замедлить процесс замены действующего оборудования новым. Кроме того, фактором, ограничивающим темпы ввода нового оборудования, может быть состояние кадрового потенциала.

Таким образом, формирование прогнозных показателей темпов обновления производственного оборудования можно рассматривать как трехфакторную модель. В свою очередь прогнозирование темпов выбытия оборудования определяется технико-технологическими факторами и объемами выпуска продукции:

¿обн = м™, Т, V); квб = XV Т), (4)

где - объем финансирования инвестиционного проекта; V - выпуск продукции в рамках производственной программы; Т - технико-технологические факторы.

Алгоритм прогнозирования коэффициентов обновления машин и оборудования включает последовательность итераций. Первый этап формирования прогнозных вариантов предполагает выбор величины коэффициента экспертным путем. Для этого проводится ретроспективный анализ обновления производственного оборудования. Выбираются среднегодовые темпы, соответствующие периоду с наиболее высокими показателями развития производственного потенциала. Далее анализируется уровень загрузки производственных мощностей. В случае загрузки, близкой к максимальной, и при стабильном или растущем объеме выпуска, производится корректировка показателя в сторону уменьшения. Полученная в результате этой процедуры величина коэффициента обновления, принимается соответствующей модернизационному сценарию прогноза.

На втором этапе рассчитывается стоимость нового оборудования (3). Далее определяется объем инвестиций, необходимый для приобретения нового оборудования, его монтажа и осуществления

264

пуско-наладочных работ. В том случае, если требуемый объем инвестиций превышает возможный объем финансирования, проводится следующая итерация расчетов прогнозного варианта с понижением первоначального значения коэффициента обновления. Поскольку коэффициенты обновления и выбытия позиционируются как среднегодовые на определенном отрезке прогнозируемого периода, то при расчете их величины через фиксированный размер инвестиций достаточно провести расчет для первого года периода, то есть в выражении (3) t =1. Тогда процедура расчета величины коэффициента обновления оборудования i (kioÖH) примет следующий вид:

&гобн = Si / [Sil + Fío (1 - ¿вб) , (5)

Sil = InVil /[kCT (1 + ¿монт) , (6)

где Si1 - стоимость новой инвестиционной техники вида i в период t =1; Fi0 - наличие оборудования i в составе активной части основных фондов на начало базового периода; ¿вб - коэффициент выбытия оборудования i; Invi1 - объем финансирования приобретения новой инвестиционной техники вида i в период t =1; ¿ст - коэффициент адаптации учетной стоимости основных фондов и постоянных цен на оборудование i; ¿ш0нт - коэффициент затрат на установку, монтаж и проведение пуско-наладочных работ для оборудования i.

Процедура расчета коэффициента обновления может быть использована в ситуации, когда известна максимально возможная сумма финансирования проекта. Используемый в этом расчете объем инвестиций на приобретение оборудования i является не прогнозируемым показателем, а заданным параметром, ограничивающим верхний порог интервала прогнозных величин. Перерасчет коэффициента обновления в сторону снижения или увеличения может производиться, в зависимости от финансовых возможностей инвесторов как в процессе разработки прогноза, так и в ходе реализации инновационного проекта.

Существенное снижение коэффициента обновления вызовет изменение других прогнозируемых показателей. Таким образом, будет получен новый вариант прогноза, который в зависимости от степени корректировки прогнозируемых параметров может соответствовать умеренному или негативному сценарию развития.

Прогнозирование инвестиций. Инвестиции в основной капитал -это основополагающий фактор развития отраслей и производств. Объем инвестиций в активную часть основных фондов промышленных предприятий определяет интенсивность технологического развития промышленности, обеспечивая устойчивость позитивных эффектов на макро-, мезо- и микроуровне. Совокупный объем инве-

265

стиций, необходимый для финансирования проекта в период m лет (1т), рассчитывается как сумма ежегодных инвестиций:

п т

Ь»=I I тв, (7)

¿=1 /=1

где Iпv¿t — ежегодные инвестиции на приобретение оборудования ¿;

1ти = S¿t £ст (1 + ¿монт)] , (8)

где Sг■l - стоимость новой инвестиционной техники вида г в период t =1; ¿¿ст - коэффициент адаптации учетной стоимости основных фондов к постоянным ценам на оборудование ¿; £гмонт - коэффициент затрат на установку, монтаж и проведение пуско-наладочных работ для оборудования ■.

Данный подход к формированию прогнозных вариантов развития машиностроения основан на приоритете инновационных факторов, поэтому при расчете величины инвестиций исходными данными являются прогнозируемые на предыдущем этапе объемы спроса на инвестиционную технику. Процедура согласования необходимого объема инвестиций с возможным размером финансирования проекта выполняется в процессе прогнозирования коэффициента обновления на основе выражений (5), (6).

Прогнозирование выпуска продукции. Динамика промышленного производства прежде всего зависит от двух групп факторов: факторов, определяющих величину платежеспособного спроса на продукцию, и факторов, обеспечивающих производственные возможности выпуска продукции. Усиление влияния той или другой группы факторов детерминируется структурой и динамикой внутреннего рынка. Если продукция отечественных товаропроизводителей преобладает на товарном рынке, то фактор платежеспособного спроса будет оказывать существенное влияние на динамику объемов ее выпуска в условиях снижения емкости внутреннего рынка. Снижение спроса вызовет спад производства. В условиях растущего рынка на рост выпуска преобладающее воздействие будет оказывать группа факторов, обеспечивающих возможность роста производства. В этой группе факторов основное место занимают технико-технологические факторы, т.е. возможности производственного аппарата адаптироваться к растущему спросу. В том случае, когда на внутреннем рынке велика доля импортной продукции, возрастает роль производственных факторов, поскольку от них в значительной степени зависит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей.

Функцию формирования объемов производства инвестиционного оборудования (V) можно представить в следующем виде:

V, = /& ,Тг, Мг), (9)

266

где Sг - спрос на оборудование г; Тг - совокупность технико-технологических факторов производства оборудования г; Мгг - материальные ресурсы, необходимые для производства оборудования г.

Осуществление программы инновационно-технологического перевооружения отраслей реального сектора будет сопровождаться увеличением емкости внутреннего рынка инвестиционного оборудования. На первом этапе обновления производственного аппарата темпы роста спроса будут довольно высокими, а затем темпы прироста стабилизируются на уровне, обеспечивающем непрерывность технологического развития. Следовательно, при реализации инновационных и инвестиционных программ, направленных на обновление активной части основных фондов реального сектора, будет преобладать влияние производственных факторов, а именно технико-технологических факторов.

V* = Ко /КИМ /ППМг * ^гвыраб , (10)

где Vjt - выпуск оборудования г в прогнозируемом периоде ?; t - год прогнозируемого периода; V■0 - выпуск оборудования г в базовом периоде; /КИМ - индекс роста коэффициента использования производственных мощностей по выпуску оборудования г; Тпмг — индекс роста производственных мощностей по выпуску оборудования г; 1гвыраб - индекс роста производительности труда (выработки) при выпуске оборудования г.

Индекс роста коэффициента использования производственных мощностей (КИМ) зависит от наличия резерва производственного оборудования, соответствующего технологическому уровню выпускаемой продукции:

/ким = япмг ,т), (11)

где ПМг - резерв производственных мощностей вида г; Тг _ технологический уровень выпускаемой продукции вида г.

Этот индекс является прогнозируемой величиной, и в основе его расчета лежит гипотеза о возможности мобилизации резервных мощностей, которая в свою очередь основывается на результатах анализа технологического уровня производственного оборудования, предназначенного для выпуска инвестиционного оборудования г. При включении в расчет индекса КИМ прогнозируемого параметра, (11) примет вид:

/ким = КИМй(прогноз) / КИМо , (12)

где КИМ<прогноз) - коэффициент использования производственных мощностей по выпуску оборудования г в прогнозируемом периоде V, КИМ0 -коэффициент использования производственных мощностей по выпуску оборудования г в базовом периоде; t - год прогнозируемого периода.

267

В основу расчета индекса роста производственных мощностей 1пми положены коэффициенты обновления и выбытия активной части основныгс фондов:

InMit = [(1 - ¿¿вб) / (1 - ¿¿обн)^ / [С1 " ¿¿вб) / (1 " ¿¿обн)- (13)

Фактор материальных ресурсов, необходимые для вытуска инвестиционного оборудования, в свою очередь формирует спрос на продукцию в ресурсообеспечивающих отраслях. Здесь запускается механизм мультипликатора, который способствует развитию обрабатывающих производств.

Прогнозирование экспорта и импорта инвестиционной техники. Динамика этих показателей в значительной степени зависит от уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Повышение уровня конкурентоспособности создает предпосылки для роста объемов экспорта и для увеличения доли отечественной продукции на внутреннем рынке. Поэтому развитие машиностроения по модернизационному сценарию должно способствовать обеспечению позитивной динамики этих показателей.

В данной модели экспорт рассматривается как функция от конкурентоспособности продукции (К) и экономической конъюнктуры, формирующей условия функционирования товарного рынка (ЭК)

Ex= fK ,ЭК), (14)

Темпы роста экспорта при формировании прогнозные вариантов задаются эмпирически. Количественные эквиваленты среднегодовых индексов объемов экспорта (IExi) определяются на основе оценок динамики емкости внешнего рынка инвестиционного оборудования отечественных товаропроизводителей. При построении долгосрочных прогнозов учитывается влияние на темпы роста экспорта фактора растущей конкурентоспособности продукции и возможное изменение географии экспорта. Тогда объем экспорта оборудования ¿ в году t составит:

Exit = Exi0 IExi- (15)

Здесь индекс роста экспорта содержит инновационную составляющую, так как в значительной степени определяется уровнем конкурентоспособности.

Для прогнозирования импорта инвестиционного оборудования используется балансовая модель, в которой динамика объема импорта полностью увязана с динамикой совокупного спроса:

Im= Si - Vi + Exb (16)

Темп роста импорта инвестиционного оборудования определяется главным образом спросом внутреннего рынка и конкурентоспособностью продукции отечественных производителей, обеспечи-

268

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вающей импортозамещение. Однако следует учитывать, что сформировавшиеся к настоящему времени инструменты продвижения продукции на товарном рынке могут способствовать возникновению негативных факторов, изменяющих экономическую конъюнктуру таким образом, что конкурентоспособность отечественной продукции перестает быть доминирующим фактором на внутреннем рынке. В этом случае влияние инновационных факторов на рост импорто-замещения значительно снижается.

Прогнозироеание конкурентоспособности продукции. В сложившейся практике экономического анализа конкурентоспособности продукции принято использовать показатели доли импорта в спросе внутреннего рынка и доли экспорта в объеме производства. Разнонаправленные векторы этих показателей характеризует рост конкурентоспособности продукции обрабатывающих производств. Однако использование этих показателей для оценивания уровня конкурентоспособности целесообразно только на стабильном рынке, для которого характерна устойчивая динамика всех показателей. При значительных колебаниях рынка анализ динамики рассматриваемых показателей в значительной степени утрачивает актуальность. Так, если темпы роста производства будут опережать темпы роста экспорта, то доля экспорта в объеме производства будет снижаться. Это отнюдь не будет следствием снижения конкурентоспособности. Показателем, в наибольшей степени отражающим конкурентоспособность продукции на внешнем рынке, является доля продукции российского производства в совокупном спросе мирового рынка. Однако его исчисление затруднительно, ввиду недостаточности информационной базы.

В прогнозно-аналитических исследованиях для оценивания уровня конкурентоспособности продукции в определенных пределах больше подходят показатели импортозамещения. Целесообразность их использования объясняется тем, что они позволяют оценить насколько технологическое обновление производственной базы повлияло на рост объемов производства и повышение качества выпускаемой продукции. Принцип построения таких показателей позволяет получить оценку фактического замещения импортной продукции отечественными аналогами, или наоборот, снижения позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке под давлением зарубежных компаний.

Таким образом, показатели импортозамещения являются индикаторами, которые позволяют определить, имело ли место в анализируемом периоде импортозамещение или продукция отечественного производства продолжает вытесняться с внутреннего рынка.

269

Показатель прироста доли рынка (АД) характеризует прирост или снижение доли продукции российского производства на внутреннем рынке:

АД = (1 - т / 5Й) - (1 - М-0 / 5Ю) , (17)

где 1ти, 1тг0 - импорт оборудования г соответственно в прогнозируемом периоде t и в базовом периоде; 5Й 5г0 - спрос внутреннего рынка на оборудование г соответственно в прогнозируемом периоде t и в базовом периоде.

Показатель-индикатор (17) можно использовать как на растущем, так и на падающем рынке. Положительное значение индикатора свидетельствует об импортозамещении. Прирост доли рынка возможен и в том случае, когда имеет место рост объемов импорта. Такая ситуация характерна для быстро растущего рынка.

Показатель замещения растущего спроса (АД-) показывает, какая часть растущего спроса на продукцию обеспечивается ростом ее производства:

А2- = (А V- - АЕхг) / А5-, (18)

где АУг - прирост выпуска оборудования г за период; АЕхг - прирост экспорта оборудования г за период; А5г - прирост спроса на оборудование г за период.

Показатель-индикатор (18) целесообразно использовать тогда, когда векторы выпуска продукции и спроса внутреннего рынка имеют положительное направление. Для характеристики роста или снижения уровня конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей показательна динамика этого индикатора. Если замещение растущего спроса имеет положительную динамику, это означает, что прирост спроса все в большей степени обеспечивается продукцией российского производства и имеет место частичное импортозамещение.

Прогноз развития на примере тяжелого машиностроения. В настоящее время отрасли тяжелого машиностроения обеспечивают меньше половины потребности российской экономики в инвестиционном оборудовании (рис. 2). Около половины доходов от российского экспорта полезных ископаемых расходуется на импорт машинотехнической продукции [2]. За период 2005-2008 гг. рост объема производства в отраслях тяжелого машиностроения составил 135%, а импорт инвестиционного оборудования в этот период увеличился более чем в 3 раза.

Конкуренция со стороны зарубежных производителей инвестиционной техники предъявляет высокие требования к качественным и ценовым характеристикам выпускаемого оборудования. Обеспечение конкурентоспособности российских товаропроизводителей возможно только при условии инновационно-технологического пере-

270

вооружения предприятий тяжелого машиностроения и роста науко-емкости выпускаемой продукции. Иными словами, можно сказать, что рост импорта сформировал условия, когда предприятия уже не могут функционировать в инерционном режиме. Предприятия, уже осуществляющие инновационные программы развития, и те, которые в краткосрочном периоде приступят к реализации таких программ, будут выступать конкурентами на рынке промышленного оборудования наряду с зарубежными компаниями.

Рис. 2. Структура российского рынка инвестиционного оборудования в базисном периоде

Внутренний спрос и импортозамещение - две основные составляющие роста машиностроительного производства (рис. 3). Спрос на инвестиционную технику является следствием развития производственно-технической базы отраслей реального сектора. Импортозаме-щение - это результат развития отраслей машиностроения, формирующего уровень конкурентоспособности российского инвестиционного оборудования, необходимый для восстановления обеспечивающих технологическую безопасность пропорций присутствия российских и зарубежных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Фактором, сдерживающим развитие и рост конкурентоспособности российского тяжелого машиностроения является исчерпание технологических заделов, обеспечивающих до сего времени инновационный потенциал промышленности. Недоинвестированностъ НИОКР оборвала непрерывность инновационного цикла и привела к снижению кадрового потенциала науки. Восстановление инновационной сферы тяжелого машиностроения требует значительно меньших финансовых вложений, по сравнению с обновлением производственной базы, но значительно больших временных затрат. Поэтому замедление процессов инвестирования инновационной сферы чревато деградацией отрасли.

271

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПРОГНОЗА

СПРОС НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОТЕНЦИАЛ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

ИСЧЕРПАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДЕЛОВ СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОСТ СПРОСА НА ИМПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПРОГНОЗА

Рис. 3. Доминирующие факторы, влияющие на развитие тяжелого машиностроения

Таким образом, главное условие существования и развития российского тяжелого машиностроения - конкурентоспособность на внутреннем рынке - будет формироваться под воздействием: а) развития инновационной сферы, обеспечивающей рост конкурентоспособности выпускаемой продукции; б) снижения потенциала технологических заделов, приводящее к утрате конкурентных преимуществ. Усиление влияния первого фактора будет способствовать снижению влияния второго. Однако восстановление научной составляющей технологического потенциала процесс медленный и сложный. При достаточном уровне инвестирования в НИОКР в краткосрочном периоде, в середине прогнозируемого периода (2014-2016 гг.) можно надеяться на ослабление влияния негативных факторов на конкурентоспособность продукции тяжелого машиностроения.

Прогнозируемые параметры ежегодного обновления производственного оборудования на предприятиях тяжелого машиностроения предусматривают коэффициент ввода на уровне 10% и коэффициент выбытия на уровне 3,5%. Следует отметить, что 10-процентные среднегодовые темпы обновления активной части основных фондов не являются высокими. Такие темпы обновления обеспечили рост производства на ряде машиностроительных предприятий в 20072008 гг. Если среднегодовые коэффициенты обновления и коэффи-

272

циенты выбытия составят соответственно 10 и 3,5%, то это обеспечит 7% ежегодного прироста активной части основных фондов и уже в среднесрочном периоде существенно улучшит возрастную структуру производственного оборудования. Поэтому прогнозируемые темпы обновления активной части основных фондов следует признать приемлемыми для осуществления модернизационного варианта развития тяжелого машиностроения.

Прогноз потенциала тяжелого машиностроения. Заложенные в формирование прогнозного варианта темпы обновления производственной базы производителей инвестиционной техники позволят к концу прогнозируемого периода существенно улучшить структуру внутреннего российского рынка и снизить долю импорта до уровня, обеспечивающего технологическую безопасность. При реализации модернизационного варианта развития отраслей тяжелого машиностроения можно ожидать существенного увеличения выпуска продукции уже в среднесрочном периоде (рис. 4).

Млрд. руб.

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500 , - -

0

Год

Рис. 4. Потенциал рынка тяжелого машиностроения: -♦- спрос; — выпуск; — импорт

Однако темпы роста производства в первой половине прогнозируемого периода будут недостаточны для удовлетворения растущего спроса на инвестиционное оборудование. Темпы роста спроса в этот период превысят темпы роста производства. Прирост производства сможет обеспечить не более 40% прироста спроса. Однако с 2015 г. следует ожидать начала процесса импортозамещения, что будет способствовать снижению объемов импорта и улучшению структуры российского рынка инвестиционной техники.

273

Инновационно-технологическое перевооружение отраслей тяжелого машиностроения будет способствовать значительному росту эффективности производства. В первую очередь за счет влияния инновационных факторов будет обеспечен рост производительности труда и ресурсосбережения, что приведет к росту рентабельности производства. Это в свою очередь будет способствовать росту потенциала тяжелого машиностроения (рис. 5). Во второй половине прогнозируемого периода можно ожидать существенного увеличения среднегодовые приростов основные показателей производственной деятельности и инвестиционной активности.

Млрд. руб.

Выпуск Прибыль Инвестиции в ОК Инвестиционный

потенциал

Рис. 5. Среднегодовые приросты потенциала тяжелого машиностроения: Н 2011-2015 гг.; □ 2016-2020 гг.

Прогноз инвестиций в инновационно-технологическое обновление производственных мощностей тяжелого машиностроения. В основу прогноза инвестиций, необходимые для модернизации производственного аппарата отраслей тяжелого машиностроения положены параметры, определяющие потребность в новых машинах и оборудовании и структуру инвестиций в основной капитал. Для обеспечения высокой инновационной активности в отраслях машиностроения доля затрат на приобретение машин и оборудования в структуре инвестиций в основной капитал должна составлять не менее 48%. Темпы ввода и выбытия активной части основных фондов приняты на уровне, обеспечивающем ежегодную замену 10-й части производственного оборудования и среднегодовые темпы роста производственных мощностей на уровне 107%. Этот уровень прогнозных параметров позволяет определить нижний предел объема инвестиций,

274

обеспечивающий развитие отраслей тяжелого машиностроения. Инвестиции ниже этого уровня будут иметь следствием физическое и моральное старение производственного аппарата и негативную динамику конкурентоспособности отрасли, ведущую к деградации.

Можно ожидать, что годовые темпы обновления производственного оборудования и соответствующих им объемов инвестиций в процессе реализации инвестиционных программ могут существенно отличаться от прогнозируемых среднегодовых темпов. Для достижения наиболее высокой эффективности инвестиционных программ целесообразно сконцентрировать ресурсы, необходимые для обеспечения максимально возможных темпов обновления производственного оборудования и технологий, в первой половине прогнозируемого периода. Предприятия, осуществившие инновационно-технологическое перевооружение раньше других, будут иметь неоспоримое преимущество на рынках инвестиционного оборудования. Чем интенсивней будет рост конкуренции со стороны зарубежных компаний и российских товаропроизводителей, тем сложнее будет преодолевать входные барьеры рынков.

Прогноз инвестиционного потенциала. Низкая инвестиционная активность в отраслях тяжелого машиностроения (как и в других обрабатывающих отраслях) в значительной степени является следствием сложившейся практики финансирования инвестиций за счет собственных средств предприятий. В 2007-2008 гг., когда инвестиции достигли наивысшего за последние 20 лет уровня, доля собственных средств в финансировании инвестиций составляла в производстве машин и оборудования 61% [3, табл. 2. 21]. Нынешний уровень эффективности производства не обеспечивает возможности повышения инвестиционной активности. Из-за низкого уровня объемов и рентабельности производства нераспределенная прибыль, предназначенная для пополнения собственного капитала предприятий, невелика. Финансирование инвестиций осуществляется почти полностью за счет амортизационных отчислений. Поэтому в краткосрочном периоде машиностроительные предприятия будут нуждаться в значительном объеме привлеченных средств. В зависимости от того, в каком объеме и на каких условиях смогут быть привлечены средства для финансирования инвестиций, будут определены темпы обновления производственного оборудования.

Прогноз необходимого объема привлеченных средств целесообразно начать с оценки инвестиционного потенциала отраслей тяжелого машиностроения. Здесь инвестиционный потенциал следует трактовать как максимально возможный объем собственных средств

275

предприятия, который может быть в течение года израсходован на обновление основного капитала. Средства предприятия для осуществления инвестиционной деятельности складываются из амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли. Условием максимизации инвестиционного потенциала является отсутствие выплаты дивидендов и каких-либо других выплат, осуществляемых из чистой прибыли. Максимальный размер инвестиционного потенциала соответствует оптимистическому варианту прогноза.

Если предположить, что в краткосрочном периоде весь инвестиционный потенциал на предприятиях тяжелого машиностроения будет направлен на обновление технологического оборудования, то без привлечения внешних инвестиций темпы обновления активной части основных фондов могут составить в отраслях тяжелого машиностроения от 6 до 8%. Однако годовой инвестиционный потенциал расходуется не только на новые инвестиции, но и обеспечивает возврат заемных средств по инвестициям предшествующих лет. Поэтому реальные темпы обновления производственного аппарата за счет собственных средств значительно ниже необходимого уровня.

Ежегодное обновление 10% производственных мощностей создаст предпосылки для существенного роста объемов производства. Это, в свою очередь, обеспечит прирост инвестиционного потенциала. Темпы его роста в прогнозируемом периоде будут опережать темпы роста потребности в инвестициях. Уже к 2015 г. годовой объем инвестиционного потенциала превысит потребность в финансировании обновления производственного оборудования и, как ожидается, будет равен годовой потребности в финансировании совокупных инвестиций в основной капитал (рис. 6). Таким образом, вероятно в 2015 г. в тяжелом машиностроении будет достигнута точка окупаемости ежегодных инвестиций в основной капитал. Эта точка окупаемости будет началом периода, когда предприятия смогут снижать задолженность по долгосрочным обязательствам, образовавшуюся в первой половине прогнозируемого периода из-за привлечения средств для финансирования инвестиционной деятельности. В долгосрочном периоде инвестиционный потенциал превысит объем совокупных инвестиций, и будет обеспечена возможность возврата долгосрочных заемных средств и расширения инвестиционной деятельности.

Эффективность производства, являющаяся следствием инновационно-технологического перевооружения, определяет структуру формирования инвестиционного потенциала. Существенное повышение рентабельности производства в долгосрочном периоде будет доминирующим

276

фактором, влияющим на рост инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности предприятий тяжелого машиностроения.

Млрд. руб.

350 J 300 -250 -200 -150 --

100 -50

0 -

-1-1 Год

2011 2015 2020

Рис. 6. Прогноз инвестиционной деятельности: -инвестиции; — инвестиционный потенциал

Сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения -важнейшая задача, для решения которой осталось не так много времени. Проводимая в настоящее время инвестиционная политика ведет к быстрой деградации как технико-технологического, так и кадрового потенциала предприятий отрасли. Восстановление потенциала тяжелого машиностроения уже сейчас требует значительных усилий. Через несколько лет процессы деградации могут стать необратимыми.

Литература и информационные источники

1. Промышленность России. 2010. М.: Росстат. 2011.

2. Таможенная статистика Внешней торговли РФ по годам за 2005-2009 гг. М.: ФТС России.

3. Инвестиции в России. 2009. М.: Росстат. 2009.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.