УДК 378.4
UDC 378.4
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Разуваев Станислав Геннадьевич к.пед.н., доцент
Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
В статье представлена модель профессиональной социализации будущих специалистов технического профиля в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Дается характеристика: уровней системы профессиональной социализации обучающихся; условий эффективности профессиональной социализации в условиях МОК; этапов и критериев профессиональной социализации будущих специалистов технического профиля в условиях МОК
Ключевые слова: МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
MODEL OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF FUTURE TECHNICAL SPECIALIST IN A MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX
Razuvaev Stanislav Gennadievich Cand.Ped.Sci., associate professor Penza State Technological Academy, Penza, Russia
The model of professional socialization of future technical specialists in the multi-level educational complex is presented in this article. The author characterizes the level of professional socialization system and the efficiency conditions of professional socialization in the multi-level educational complex. The author also gives the definition of the stages and the criteria of professional socialization of future technical specialists in the multi-level educational complex
Keywords: MODEL OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION, STAGES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION, EFFICIENCY CONDITIONS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION, CRITERIA OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION
Комплексное исследование процесса профессиональной социализации будущих специалистов технического профиля в условиях многоуровневого образовательного комплекса привело к необходимости разработки модели профессиональной социализации [1]. При этом, под многоуровневым образовательным комплексом нами понимается открытая многофункциональная образовательная система, интегрирующая учреждения профессионального образования и образовательные подразделения разного уровня с преемственностью и взаиморазвитием в содержании и технологиях образования при реализации вариативных образовательных программ начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования [2]. Это система, самонастраивающаяся на потребности рынка труда, расширяющая
возможности удовлетворения культурно-образовательных запросов личности и предоставляющая оптимальные условия для ее успешной профессиональной социализации.
Представляемая модель профессиональной социализации будущих специалистов в условиях многоуровневого образовательного комплекса является результатом творческого анализа конкретно-научных представлений об объекте моделирования и в обобщенном виде выражает теоретически допустимые его состояния. Очевидно, что никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в конкретных условиях. Частично компенсировать это обстоятельство может построение комплекса моделей, описывающих разные стороны моделируемого объекта.
Разработанная нами модель профессиональной социализации будущего специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса представлена на рисунке 1. В качестве подмоделей целостной базовой модели предложены: модель уровней системы профессиональной социализации обучающихся в МОК (рис.2); модель уровней системы профессиональной социализации обучающихся в учебно-профессиональной деятельности (рис.3); модель комплекса условий эффективности профессиональной социализации (рис.4); модель этапов профессиональной социализации и их содержания (рис.5); модель критериев профессиональной социализации будущих специалистов (рис.6). Подмодели могут быть при необходимости версифицированы в связи со спецификой условий и обстоятельств, в которых осуществляется деятельность конкретных образовательных комплексов.
Моделирование, будучи ключевой технологией исследования сложных систем, функционирующих под воздействием большого числа внутренних и внешних факторов, в педагогике представляет собой качественное и количественное описание структуры и свойств педагогических объектов. К педагогическим моделям предъявляются требования ингерентно-сти (согласованность создаваемой модели со средой, в которой ей предстоит функционировать), простоты (доступность идей, заложенных в модели, каждому субъекту, участвующему в ее реализации), адекватности (возможность с помощью модели достичь поставленной цели в соответствии со сформулированными критериями). В нашем случае модель и сопутствующие ей подмодели обладают, кроме того, свойствами системности, интегрированности, адаптивности, полифункциональности, вариативности. Валидность модели обеспечивалась системно-интегративным подходом к моделированию, при котором главная (центральная) модель является не простой суммой составных моделей, а системой, объединяющей составные элементы, которые сами находятся во взаимосвязи друг с другом.
Модель, обладая собственной структурой, может быть включена в систему более высокого уровня (образовательное пространство МОК) как ее органический компонент и является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой. МОК является полиструктурным и полифункцио-нальным объектом, поэтому при моделировании мы стремились отразить его деятельность только с точки зрения главной функции - профессиональной социализации, соблюдения требований к образовательному процессу в МОК с позиции эффективной реализации этой функции.
Цель: профессиональная социализация будущего специалиста в условиях МОК
8
Я"
се
м
Ч
се
Я"
о
и
«
о
Я
Л
ч
се
Я
о
и
и
а>
о
а
с
н
у
н
я
о
а
се
а
со
о
а
и
г
я
и
V
н
со
о
н
$
£
н
и
к
а
се
(Г)
ч
се
Я"
0 и
к
се
Я
а
н
4
1
Интерперсональные:
■ интеграция уровней, агентов и факторов социализации обучающихся в МОК - аксиологизация образовательного пространства МОК - целенаправленная трансляция профессиональных ценностей - педагогический акцент на развитии субъектности обучающегося
Уровни системы профессиональной социализации обучающихся в МОК (рис. 2, 3)
Т
Условия эффективности профессиональной социализации (рис.4)
Т
Этапы профессиональной социализации (рис.5)
Критерии и показатели профессиональной социализации (рис.6)
£
Результат: социально-профессиональная компетентность выпускника МОК
Рисунок 1. Модель профессиональной социализации будущего специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса
Иными словами, в разработанной нами модели отражены те аспекты деятельности образовательного комплекса, которые имеют отношение к обеспечению и оптимизации профессиональной социализации будущих специалистов.
Модель как описательный аналог процесса профессиональной социализации будущих специалистов в системе МОК содержит логически сопряженные блоки: целевой (цель, функции, принципы); организационносодержательный (содержательная стратегия, механизмы, уровни системы профессиональной социализации обучающихся в МОК, условия эффективности профессиональной социализации); результативный (представления о промежуточных - на разных этапах профессиональной социализации, и конечном ожидаемом результатах). Все блоки увязаны в одну систему для получения эмерджентного свойства - того желаемого результата, который заявлен в модели.
Принципы, на основе которых должен строиться многоплановый процесс профессиональной социализации будущих специалистов, разделены нами в модельном представлении на концептуальные и технологические. К концептуальным мы отнесли принципы: интегративности, системности, преемственности, непрерывности, культуросообразности, индивидуализации. Во вторую группу включены принципы: саморазвития, субъект-ности, социальной направленности, аксиологических приоритетов, вариативности, открытости, соуправления, корпоративности, деятельностного полифонизма. Вкупе данные принципы регулируют и концептуальную, и организационно-управленческую, и содержательную, и социальнопсихологическую стороны процесса профессиональной социализации личности.
Сквозным и базовым компонентом структуры исследуемого и моделируемого объекта (профессиональной социализации будущих специалистов в МОК), обладающим максимальной функциональной полнотой, яв-
ляется культурная социализация студентов. Обоснование данного положения представлено в теоретической части исследования.
Задачи активизации и оптимизации профессиональной социализации будущих специалистов в условиях МОК находят свое решение в содержательно-организационном аспекте (блоке) через амплификацию в сферах деятельности, общения и самосознания обучающихся.
В модели зафиксирован также факт бинарности интерперсональных (внешних по отношению к субъекту социализации) и интраперсональных (индивидуальных, внутриличностных) механизмов профессиональной социализации студента. В первую группу механизмов мы посчитали необходимым включить следующие: интеграция уровней, агентов и факторов социализации обучающихся в МОК; аксиологизация образовательного пространства МОК; целенаправленная трансляция профессиональных ценностей; педагогический акцент на развитии субъектности обучающегося. Ко второй группе механизмов (интраперсональных) профессиональной социализации студента отнесены: освоение норм морали и права; профессиональная адаптация и профессиональная индивидуализация (профессионализация) через: интериоризацию (в сфере деятельности), идентификацию (в сфере общения), рефлексию (в сфере самосознания); трансформация познавательных мотивов в профессиональные.
Отвечая требованию организационно-педагогического обеспечения интеграционных процессов в масштабах МОК, разработанная модель является интегрирующей профсоциализирующий потенциал структурных компонентов МОК, и, прежде всего, тех институциональных форм профессионального образования, которые входят в образовательный комплекс - образовательные подразделения, реализующие программы НПО, СПО, ВПО и ДПО.
Поэтому модельная система рассматривается как иерархия соответствующих систем всех уровней образовательного процесса в МОК (рис. 2):
система профессиональной социализации обучающихся на уровне многоуровневого образовательного комплекса в целом; система профессиональной социализации внутри структурных подразделений МОК, реализующих программы разных уровней (НПО, СПО, ВПО, послевузовское и дополнительное профессиональное образование); система профессиональной социализации на уровне образовательных подразделений (факультетов, центров, отделений), входящих в МОК; система профессиональной социализации на уровне интегрированных образовательных программ; система профессиональной социализации на уровне предметных областей; система профессиональной социализации на уровне личности обучающегося. Иерархические связи названных уровней основаны на принципах системности, маневренности, дополнительности. Интеграция уровней профессионального образования рассматривалась в процессе моделирования не просто как их суммирование, а как единство, целостность, обладающая общим функциональным качеством.
Рисунок 2. Уровни системы профессиональной социализации обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе На рисунке 3 представлены уровни профессиональной социализации будущих специалистов в важнейшей составляющей образовательного про-
цесса МОК - учебно-профессиональной деятельности. Таким образом, модель на рисунке 3 является частной по отношению к модели, представленной на рисунке 2. При этом в левой части модели помещена содержательная, а в правой - организационная основа уровней профессиональной социализации студентов МОК в их учебно-профессиональной деятельности.
Рисунок 3. Уровни системы профессиональной социализации обучающихся в учебно-профессиональной деятельности Ряд условий эффективности профессиональной социализации будущих специалистов в условиях МОК представлен в схематичном виде на рисунке 4. Определяющим, генеральным условием успешности профессиональной социализации студентов МОК является педагогически целесообразная амплификация их деятельности, общения и самосознания. Реализовать это определяющее условие призван комплекс частных взаимосвязанных условий: 1) достижение высокого уровня интеграционных процессов, состояний и свойств в образовательном процессе МОК; 2) преемственность содержания, форм и методов профессиональной социализации на всех уровнях профессионального образования; 3) организация воспита-
тельного пространства МОК с акцентом на профессионализации студентов; 4) утверждение концепта соподчинённости профессиональной и культурной социализации; 5) широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс МОК; 6) интегрированная система управления и самоуправления в многоуровневом образовательном комплексе; 7) оптимизация социально-педагогического и психологического сопровождения профессиональной социализации студентов; 8) реализация компетентност-ного подхода к профессиональной социализации на основе интегративных процессов в системе МОК.
Профессиональная социализация личности - длительный процесс, протекающий поэтапно; на каждом из этапов происходят конкретные преобразования в профессиональных и личностных качествах обучающихся. Это обстоятельство отражено в подмодели, представленной на рисунке 5.
Выделены следующие этапы и их содержание:
I этап - осознание личностью «запускающей» роли образования в формировании профессиональной и жизненной карьеры; активизация стремления к самоутверждению в образовательной деятельности; формирование способности к рефлексии своих возможностей в процессе профессионального обучения;
II этап - формирование реалистичного представления о профессии, понимания социальной значимости избираемой профессии; активизация субъектной позиции в решении задач профессионального образования; начало смены познавательной мотивации на профессиональную;
III этап - актуализация личностного смысла профессиональной деятельности; развитие субъектности и автономности студента в профессиональной подготовке; приобретение рефлексии практического опыта в выбранной сфере труда во время практики;
Генеральное условие- педагогически целесообразная амплификация деятельности, об тения и самосознания обучающихся
достижение высокого ур овня интеграционных процессов,
СОСТО ЯНИИ И
свойств в обр а зов і т «льном процессе МОК
пр еемств енно сть содержания, форми методов пр оф ессиональнсй
СОЩ11ЛІ131 Ці ІНШІ всех урОВНЯХ пр офессионального образования
т
организация воспитательного пр о сгр анств а МОК с акцентом на пр офессиоиалнзацп и студентов
т
утверждение концепта соподчі менно ста культурной II пр о ф есснона льноГх соцна л і із а цнн
т
широкое внедрение пнфор млционных технолопшв обра зова тельный пр оцесс МОК
т
интегрир ованная система управления и са иоупр авлеш ш в многоуровневом обра зов а т ельном комппексе
т
оптимизация социально -педагогігіеского и псих ОЛ о П14 еско го сопр овожденпя пр оф есснона л ьной социализации студентов
ре«ілпзаціш ко мпет ентно стного подхода к пр офесснональнон социализации на основе нніеграиївньїх пр оцессов в системе МОК
Рисунок 4. Условия эффективности профессиональной социализации
формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста
Рисунок 5. Этапы профессиональной социализации и их содержание
http://ej.kubagro.ru/2013/01/pdf/31.pdf
IV этап - интенсификация освоения специальных и профессиональных умений; становление чувства уверенности в себе в выполнении будущей профессиональной деятельности; продолжение формирования и утверждения профессионально-ценностных ориентаций;
V этап - готовность к продуктивному исполнению многообразных функций на уровне специальности; сформированность ценностносмысловой стороны профессиональной социализации; стремление к профессиональному успеху; готовность к профессиональному саморазвитию.
Успешное прохождение всех этапов, появление в личностной структуре новообразований, присущих каждому этапу, должно привести в конечном итоге к появлению интегрального качества будущего специалиста - социально-профессиональной компетентности.
Выделенные этапы не привязаны к традиционной «пятилетке» очной формы обучения, существовавшей до недавнего времени. Их прохождение зависит от выбранного конкретной личностью образовательного маршрута в рамках многоуровневой подготовки. Задача педагогического сопровождения - отслеживать актуализацию тех или иных личностнопрофессиональных новообразований в соответствии с данным образовательным маршрутом и, при необходимости, осуществлять педагогическую поддержку для их актуализации у личности.
Результативный блок (рис. 6) содержит описание критериев оценки эффективности профессиональной социализации обучающихся в МОК. Сложная структура профессиональной социализации личности обусловила комплексный характер критериального аппарата оценки ее эффективности. Критерии успешной профессиональной социализации разделены нами на три блока: учебно-профессиональные, социальные и личностные.
учебно-профессиональные
• познавательная и профессиональная мотивация
• владение содержанием образования
• знание инструментальных основ профессиональной деятельности
• сформированное™ базовых профессиональных компетенций
социальные
• соответствие требованиям общества к специалистам данного профиля
• сформированное™ качеств специалиста с социально-гражданской ориентацией
• достаточный для выполнения профессиональных функций уровень общей культуры
• адекватность взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом
личностные
■
• сфоршфованностьмошващюнно-ценностных основ будущей профе сспональной деятельностп
• базовые элементы профессиональной идентичности
• удовлетворенность сделанным выбором, процессом получения профессионального образованиян в дальнейшем - своей профессиональной жизнью
• готовность к профессиональному саморазвитию
Рисунок 6. Критерии профессиональной социализации личности К учебно-профессиональным критериям отнесены: познавательная и профессиональная мотивация; владение содержанием образования; знание инструментальных основ профессиональной деятельности; сформирован-ность профессиональных компетенций. Группу социальных критериев составили: соответствие требованиям общества к специалистам данного профиля; сформированность качеств специалиста с социально-гражданской ориентацией; достаточный для выполнения профессиональных функций уровень общей культуры; адекватность взаимодействия человека с другими людьми, коллективом. В комплекс личностных критериев включены: сформирован-ность мотивационно-ценностных основ профессиональной деятельности; базовые элементы профессиональной идентичности; удовлетворенность сделанным выбором, процессом получения профессионального образования и в дальнейшем (проспективная рефлексия) - своей профессиональной жизнью;
готовность к профессиональному саморазвитию. Эти критерии были положены в основу диагностических процедур, сопровождающих педагогически управляемый процесс профессиональной социализации будущих специалистов. Многоэтапное диагностическое исследование строилось на основе требований релевантности, валидности, надежности, устойчивости, корректности, взаимодополнения методов сбора и анализа данных.
Реализация модели рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса в МОК, заключающаяся в деятельности многоуровневой образовательной организации как агента профессиональной социализации и обеспечивающая ее системный эффект как на отдельных уровнях образования, так и в МОК в целом. Поскольку в условиях МОК профессиональная социализация личности происходит во взаимосвязанных системах образования, модель позволяет соблюдать преемственность этого процесса на разных уровнях организации - межинституциональном, внутриинституциональном, межуровневом, личностном. Структурное строение модели в предложенном виде обеспечивает ее устойчивость и управляемость в плане субординации и координации деятельности (вертикальный и горизонтальный векторы) всех агентов профессиональной социализации будущих специалистов в образовательном пространстве МОК.
Список литературы
1. Разуваев, С.Г. Профессиональная социализация и профессионализация в системе высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы).2012. № 4. С. 25-28.
2. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: Монография. - Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2012. 179 с.