УДК 796.075; 796:338.2; 796:658
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВУЗАХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Альбина Викторовна Круглий, соискатель,
Ухтинский государственный технический университет
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке модели профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к обучению в вузах нефтегазовой отрасли. Автором выявлена ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной модели профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли, с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной модели.
Ключевые слова: нефтегазовая отрасль; индивидуально-дифференцированный подход; профессиональная подготовка; специалисты пожарной безопасности.
MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF FIRE SAFETY EXPERTS WITH APPLICATION OF THE INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED APPROACH IN HIGHER SCHOOLS OF OIL AND GAS SECTOR
Albina Viktorovna Krugliy, the competitor,
Ukhta State Technical University
Annotation
The work presents the results of the conducted research on working out the model of vocational training of fire safety experts with application of the individually differentiated approach to training in higher schools of oil and gas sector. The author reveals the rank structure of the psychology-pedagogical conditions necessary for effective realization of developed model of vocational training of fire safety experts in higher schools of oil and gas sector with usage of the individually differentiated approach to the training. High efficiency of the developed model is experimentally confirmed.
Keywords: oil and gas sector, individually differentiated approach, vocational training, experts in fire safety.
Укрепление противопожарной защиты объектов нефтегазовой отрасли требует от специалистов пожарной безопасности высокой организованности, умелого применения техники и средств тушения пожаров, выдержки, психологической устойчивости, полного напряжения всех моральных и физических сил. Пожары и взрывы на объектах нефтегазовой отрасли наносят непоправимый вред экологии, большие материальные убытки, а порой сопровождаются и человеческими жертвами. Недавние события в Мексиканском заливе (взрыв на нефтегазовом комплексе весной 2010 года и многомесячная ликвидация последствий разлива нефти) свидетельствуют о том, что разработка нефтегазовых месторождений в будущем потребует создания качественно новых противопожарных систем. А это, в свою очередь, повышает требования к уровню профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности нефтегазовой отрасли.
Большая ответственность по подготовке данной категории специалистов возлагается на вузы нефтегазовой отрасли. Теорией и практикой профессионального образования установлено, что только в условиях учета индивидуальных характеристик каждого обучаемого можно добиться максимального результата в реализации его возможностей в обучении. Для качественного решения этой задачи необходимо использование индивидуально-дифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли [2,3].
Между тем, несмотря на очевидную необходимость использования индивидуально-дифференцированного подхода к профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли, мы не нашли в научной литературе работ, посвященных полноценному обоснованию путей решения данной проблемы. В исследованиях многочисленных авторов не нашли своего отражения вопросы, связанные с установлением содержания индивидуально-дифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли; с разработкой методики применения индивидуально-дифференцированного подхода к обучению данной категории специалистов; с обоснованием модели такого обучения и психолого-педагогических условий для ее реализации.
Задачи применения индивидуально-дифференцированного подхода к обучению специалистов пожарной безопасности на первоначальном этапе состояли в ознакомлении с сущностью и структурой профессиональных качеств специалиста пожарной безопасности нефтегазовой отрасли, создании первичных установок на овладение профессией, настройке мотивации на ориентиры будущей профессиональной деятельности. В дальнейшем применение индивидуально-дифференцированного подхода к обучению необходимо с целью углубления теоретических знаний по проблемам профессиональной деятельности, повышения уровня самостоятельности, развития профессиональных качеств необходимых специалисту пожарной безопасности нефтегазовой отрасли.
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что содержание индивидуально-дифференцированного подхода к профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли включает: оценку профессионального развития студентов, а также исходного уровня их подготовленности; средства, формы, методы изучения личности студента, его профессиональных и других интересов; оценку самостоятельности и ответственности студентов; контроль и мониторинг развития профессиональных качеств, навыков и умений в процессе обучения в вузе.
Основываясь на данных теоретического исследования, была разработана концептуальная модель профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к обучению в вузах нефтегазовой отрасли, которая представлена на рисунке 1.
Опрос профессорско-преподавательского состава вуза, а также сопоставление традиционного обучения и обучения с использованием индивидуальнодифференцированного подхода к профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности показали явные преимущества последнего. Таковыми являются:
- высокая степень индивидуализации обучения, основанного на педагогике сотрудничества преподавателя и студента, дающего возможность обучаемому самому определять какой, в каком объеме и как усваивать учебный материал;
- высокая активность обучения, направленного на развитие профессиональных качеств и навыков, овладение необходимыми знаниями;
- повышение мотивации, а также ответственности студента за конечные результаты своей профессиональной подготовки.
В результате опроса респондентов была выявлена ранговая структура психологопедагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной модели профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к обучению (табл.1).
Рис. 1. Концептуальная модель профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к обучению в вузах нефтегазовой отрасли
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий (п=73)_____________
Значимость (место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Высокая степень готовности преподавателей к взаимодействию с каждым студентом в процессе учебы 16,5
2 Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза для улучшения индивидуальной работы со студентами 15,3
3 Повышение уровня психологической готовности студентов к условиям будущей профессиональной деятельности в сфере пожарной безопасности 14,7
4 Эмпатичность преподавателей к студентам 12,7
5 Повышение мотивации преподавателей к психолого-педагогическому совершенствованию по вопросам реализации индивидуальнодифференцированного подхода к обучению 12,2
6 Постоянный поиск резервов повышения активности студентов к профессиональному самосовершенствованию в процессе индивидуальной самостоятельной работы 11,2
7 Определение психолого-педагогических требований к будущему специалисту пожарной безопасности нефтегазового профиля 10,3
8 Повышение уровня психолого-педагогической культуры и авторитета преподавателей вуза нефтегазовой отрасли 7,1
В процессе дальнейшего исследования, разрабатывалась методика применения индивидуально-дифференцированного подхода к обучению специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли и экспериментально проверялась ее эффективность.
Известно, что профессиональные качества могут успешно формироваться только тогда, когда вся обстановка деятельности студентов, весь учебно-воспитательный процесс в вузе максимально приближены к условиям будущей профессиональной деятельности.
Нами была разработана методика реализации индивидуальнодифференцированного подхода к обучению специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли, включающая: на первом «проектировочном» этапе - проектирование уровня сформированности профессиональных навыков и качеств, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей студентов; разработку задач профессионального совершенствования в вузе, исходя из индивидуальных интересов обучаемых; на втором «познавательном» этапе - изучение индивидуальных отличий в усвоении учебного материала и на основе этого разработку индивидуальных рекомендаций к профессиональному самосовершенствованию; на третьем «деятельностном» этапе - использование всего многообразия средств, форм и методов индивидуально-дифференцированного подхода по стимулированию студентов к овладению отдельными разделами программы профессиональной подготовки; на четвертом «корректировочном» этапе - изучение полученных результатов с помощью оценки уровня профессиональной готовности к деятельности специалиста пожарной безопасности нефтегазовой отрасли; корректировку процесса профессиональной подготовки и оказание помощи в планировании дальнейшего самосовершенствования (рис. 2).
Рис. 2. Методика применения индивидуально-дифференцированного подхода к обучению специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли
Эффективность разработанной методики реализации индивидуальнодифференцированного подхода к обучению специалистов пожарной безопасности в вузах
нефтегазовой отрасли проверялась в ходе педагогического эксперимента. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли (табл.2).
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня профессиональной подготовленности испытуемых ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента (x ± m), в баллах
№ п/п Показатели профессиональной подготовленности Начало Р Окончание Р
ЭГ КГ ЭГ КГ
1. Расчет необходимых сил и средств пожаротушения на объектах нефтегазового комплекса 3,7±0,18 3,7±0,19 >0,05 4,4±0,17 3,8±0,21 <0,05
2. Оценка принятия решения по борьбе с пожаров, с учетом имеющихся сил и средств 3,2±0,22 3,4±0,25 >0,05 4,3±0,27 3,7±0,31 <0,05
3. Расстановка сил и средств для тушения пожара на нефтегазовых объектах 3,3±0,14 3,4±0,12 >0,05 4,5±0,12 3,8±0,17 <0,05
4. Расчет линейной скорости распространения огня, скорости горения, характера и размеров пожара на нефтегазовых объектах 3,7±0,18 3,8±0,15 >0,05 4,3±0,11 3,9±0,12 <0,05
Кроме того, по мнению экспертов, у студентов экспериментальной группе отмечалось более осознанное отношение ко всем аспектам будущей профессиональной деятельности по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
Таким образом, качественное профессиональное развитие личности студентов в вузе предполагает использование индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, что позволяет в значительной степени повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности нефтегазовой отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психологических
функций человека при действии экстремальных факторов / В.И. Медведев. - Л. : Наука, 1992. - 102 с.
2. Егорычев, А.О. Психолого-педагогические основы профессиональной
подготовки студентов вуза нефтегазового профиля : монография / А. О. Егорычев ; Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина. - М. : Нефть и газ, 2003. - 143 с.
3. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессиональ-
ного развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли / Н.В.Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9:796.01
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный университет (СПГГУ)
Аннотация
В статье представлено исследование факторов адаптации спортсменов к соревновательной деятельности. Полученные результаты являются основой структурной модели адаптации спортсменов к соревновательной деятельности, определения критериев дифференцированного подхода к