Научная статья на тему 'Модель профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза'

Модель профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PROFESSIONAL LEGAL TRAINING / MODEL / DIDACTIC PROVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагина Ольга Владимировна

В статье предложен авторский подход к построению профессионально направленного преподавания курса «Правоведение», построенный на основе общепринятого в педагогической науке представления о модели как системе. В качестве основного элемента модели рассматривается дидактическое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулагина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is considered to offer the authors approach to Science of Law professionally oriented teaching course based on common pedagogical criteria of the model as a system. As the main model element didactic maintenance is taken into account.

Текст научной работы на тему «Модель профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза»

Примечания

1 ГОС ВПО 692 пед/сп (новый). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032100.00 Математика с дополнительной специальностью. Введ. 2005-01-31. М., 2005.

2 См.: Кондаурова И.К. Система профессионально-методической подготовки будущих учителей математики и информатики в классическом университете / И.К. Кондау-рова // Современные проблемы математического образования: вопросы теории и практики / Под ред. проф. И.Г. Липатниковой. Екатеринбург, 2010. С.134-149.

3 См.: Авторские программы дисциплин, объединяемых кафедрой математики, и методики ее преподавания / Под ред. Е.С. Петровой, И.К. Кондауровой. Саратов, 2001.

4 См.: Кондаурова И.К. Теория и методика обучения математике / И.К. Кондаурова, Е.С. Петрова. Саратов, 2003.

5 См.:Капитонова Т.А. Элементарная математика / Т.А. Капитонова, И.К. Кондаурова, С.В. Лебедева. Саратов, 2004;

Кондаурова И.К. Творческие задания по теории и методике обучения математике / И.К. Кондаурова, Е.С. Петрова. Саратов, 2003.

6 См.: Кондаурова И.К. Профессиональная подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями / И.К. Кондаурова, О.М. Ку-либаба. Саратов, 2008.

7 См.: Капитонова Т.А. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки учителя математики / Т.А. Капитонова, И.К. Кондаурова, О.М. Кулибаба, С.В. Лебедева. Саратов, 2007.

8 См.: Капитонова Т.А., Кондаурова И.К., Лебедева С.В. Указ. соч.; Кондаурова И.К., Петрова Е.С. Творческие задания...

9 См.: Кондаурова И.К. Средства, формы, методы и технологии профессионально-методической подготовки будущих учителей математики в условиях классического университета / И.К. Кондаурова, О.М. Кулибаба // Профессиональное образование. Столица. Новые исследования в образовании. 2008. №8. С.19-21.

УДК 377.112.4

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА

О.В. Кулагина

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова E-mail: [email protected]

В статье предложен авторский подход к построению профессионально направленного преподавания курса «Правоведение», построенный на основе общепринятого в педагогической науке представления о модели как системе. В качестве основного элемента модели рассматривается дидактическое обеспечение. Ключевые слова: модель, профессионально-правовая подготовка, дидактическое обеспечение.

The Professional Legal Training Model for the Agrarian University Students

O.V. Culagina

The article is considered to offer the author's approach to Science of Law professionally oriented teaching course based on common pedagogical criteria of the model as a system. As the main model element didactic maintenance is taken into account. Key words: professional legal training, model, didactic provision.

В теоретическом обосновании построения модели профессионально направленного преподавания курса «Правоведение» в неюридическом вузе мы исходили из общепринятого в педагогической науке представления о модели как системе, включающей в себя цели, содержание, способы и средства, а также результаты образовательного процесса

(О.С.Анисимов1, В.И.Загвязинский2, Н.В.Мо-лоткова3, В.М. Монахов4 и др.). Модель как формализованная структура будет работать только при условии ее содержательного наполнения. Под структурой будем понимать описание связей между элементами (компонентами) проектируемой модели, обозначение ее «архитектуры», иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта. В основу построения модели профессионально направленного преподавания курса «Правоведение» положены идеи опережающего, стратегического, ценностно ориентированного управления, единства стабилизации и развития образования через его обновление, приоритета гуманистических целей и принципы целенаправленности и прогностично-сти, системная диагностика.

© О.В. Кулагина, 2010

О.В. Кулагина. Модель профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза

С учетом специфики проектируемого образовательного процесса выделяем следующие основные элементы модели: методологические основы профессионально направленного преподавания; цели и задачи правовой подготовки; дидактическое обеспечение, диагностика и коррекция результата.

В качестве системообразующего фактора нами рассматривается деятельность специалиста в условиях современной правовой среды, определяющего направленность всех элементов модели на достижение конечного результата обучения, основным критерием которого является уровень сформированно-сти правового сознания.

На первом, подготовительном этапе проектирования модели профессионально-направленного преподавания курса «Правоведение» основное внимание уделяется заданию целей. Под итоговой целью правовой подготовки специалиста мы понимаем сфор-мированность у выпускника учебного заведения определенного уровня правового сознания. Основаниями для такого целеобразо-вания организации правовой подготовки специалиста в рамках профессионально-направленного преподавания курса «Правоведение» является учет следующих факторов:

актуальность проблемы формирования правовой подготовки специалиста и её активная теоретическая разработка педагогической наукой;

острая потребность в специалистах с высоким уровнем правового сознания, обусловленная современными социально-экономическими условиями, трансформируемыми в социальный заказ к системе правового образования в неюридических вузах;

динамизм современной правовой жизни общества, который детерминирует необходимость усиления внимания к проблемам формирования правового сознания в условиях становления и развития правового государства и гражданского общества.

Реализация модели профессионально направленного преподавания курса «Правоведение» предполагает учет общедидактических и собственно методических принципов. При проектировании модели мы основываемся на общепринятых определениях дидактических

и методических принципов (В.П. Беспалько5, В.А. Сластенин6, В.В. Юдин7 и др.). Дидактические принципы формулируются на основе закономерностей обучения.

Методические принципы реализации модели рассматриваются на основе системного подхода в виде иерархии основных дидактических, общеметодических и частноме-тодических принципов. Сообразуясь с основными дидактическими принципами, выделяются общеметодические, определяющие подходы к организации и функционированию модели в целом. Соответственно им формируются частнометодические принципы, на основе которых организуется развитие и функционирование модели, и методические принципы, специфические для определенного аспекта правовой подготовки.

Дидактическое обеспечение является основным элементом модели. Оно состоит из двух блоков - содержательного и организационно-процессуального. Компоненты учебно-методического комплекса, составляющего ядро структуры содержательного блока, представляют собой систему средств обучения, ориентированную на использование новых информационных технологий. Эти средства совместно с учебно-методической литературой, программным обеспечением учебного курса и средствами научной организации труда педагога и обучающихся составляют учебно-методический комплекс (УМК). Вся совокупность компонентов УМК разбита на три модуля.

Первый модуль - учебные и методические пособия для преподавателя и обучающегося - включает в себя учебники, справочники, дидактические материалы; тематические методические пособия, конспекты лекций; научную, методическую и правовую литературу. Все это может находиться на современных (магнитных и лазерных дисках, видеопленках и т.д.) и на традиционных (печатные материалы) носителях информации.

Второй модуль - система средств обучения - составляют пособия для изучения теоретического материала, условно разбитые на традиционные и современные. К традиционным относятся: печатные пособия (таблицы, плакаты и раздаточный материал -

Педагогпка

113

дидактические карточки, индивидуальные карточки с вопросами и задачами для контрольных и самостоятельных работ и пр.); учебные диафильмы, диапозитивы, кинофильмы и т.д.; материалы для графо- и эпи-проекторов, звуковые записи учебного содержания. К современным: учебные видеофильмы, мультимедийные материалы; обучающие и контролирующие компьютерные программные средства.

Программное обеспечение курса ориентировано: на поддержку изучения теоретических вопросов, выработку практических умений решения специфических задач и т.п.; на обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию контроля; на работу с информационно-поисковыми системами. Главное в настоящее время - это умелое сочетание традиционных и современных средств обучения.

Перспективным направлением в современном образовании является внедрение систем мультимедиа, которые обогащают учебный процесс: 1) существованием общедоступных библиотек аудиовизуальных иллюстративных учебных и методических материалов; 2) выбором в любой последовательности из баз данных необходимой аудиовизуальной информации; 3) перестановкой и комбинированием информации, включающей текстовую, графическую, мультипликационную и др.

Использование современных средств обучения предполагает принципиально новый уровень организации учебного процесса в учебной среде, обеспечивающей применение широкого спектра новых информационных технологий (ИТ) наряду с традиционными. С их помощью оказывается возможным введение в процесс обучения изображений объектов реальной действительности, демонстрирование большой аудитории различной информации. Процесс внедрения ИТ немыслим без средств телекоммуникаций.

Третий модуль - система средств научной организации труда преподавателя и обучающегося - включает в себя разнообразные средства современной техники, помогающие преподавателю выполнять «рутинную» работу (выполнение печатных работ, размножение раздаточного учебного материала, хранение и оперативный поиск учебно-справочного материала и т.п.). В настоящее время повсеместно происходит создание телекоммуникационной сети средств новых ИТ, которая позволяет перейти на качественно новый уровень обмена информацией между участниками образовательного процесса. Целью создания такой сети является: обеспечение возможности информационного обмена преподавателей и обучающихся как в нашей стране, так и за рубежом по различным вопросам обучения и преподавания правовых дисциплин; удовлетворение практических потребностей в доступном банке программных средств; участие в конференциях, обмен новыми формами и методами обучения.

Примечания

1 Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов. М., 1991.

2 Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования / В.И. Загвязинский // Моделирование социально-педагогических систем: Материалы региональной науч.-практ. конф. Пермь, 2004. С.6-10.

3 Молоткова Н.В. Модель методической системы правовой подготовки специалиста в условиях системы среднего профессионального образования / Н.В. Молоткова, И.С. Разуваева. URL: http://www.education.rekom.ru/6_2006/ 74.html

4 Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. 2001. №5. С.75-100.

5 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. Воронеж, 1973.

6 Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]. М., 2000.

7 Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. М., 1978.

114

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.