120
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 37.026.7:004.9
Т. В. Палиева, О. А. Реутская
МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ
В статье рассмотрены как теоретические, так и технологические аспекты проблемы разработки и применения интерактивных презентаций при организации самостоятельной учебной работы школьников. Определены цель, педагогические условия, этапы разработки и применения, преимущества, требования и структура комплексной интерактивной учебной презентации. Данные положения легли в основу модели применения интерактивных презентаций в самостоятельной учебной работе.
Введение
Информатизация системы образования в Республике Беларусь является одним из основных направлений совершенствования качества и повышения эффективности обучения подрастающего поколения. Систематические исследования в области применения информационных технологий в сфере образования ведутся около пятидесяти лет. В настоящее время существует ряд научных работ по компьютеризации учебно-воспитательного процесса (В. В. Александров, А. А. Андреев, В. П. Беспалько, Р. Вильямс, И. Г. Захарова, В. В. Гузеев, А. П. Ершов, П. В. Кларин, Т. М. Круглик, Е. С. Полат, В. Н. Пунчик, И. В. Роберт и др.), в которых освещаются теоретические и методические аспекты презентационных технологий.
Учебные презентации подразделяются на два вида: презентации-визуализации и интерактивные презентации [1], [2]. Презентации-визуализации, которые сопровождают объяснение учителя или выступление ученика, наиболее часто используются в образовательном процессе. Еще один вид презентаций - интерактивная презентация -на практике используется реже, так как способы ее создания, логика построения, структура, технология применения ещё недостаточно разработаны.
С сентября 2011 по май 2012 гг. в Республике Беларусь на базе выбранных экспериментальных площадок начнет работу программа «Один компьютер -один ученик», которая предполагает использование в школе персональных нетбуков. Цель эксперимента - определение педагогической целесообразности и выявление наиболее эффективных способов применения персональных компьютеров в учебном процессе. Однако уже сегодня очевидно, что организация обучения с использованием персональных компьютеров - это недалекое будущее. В таких условиях интерактивная презентация получит широчайшее применение. В настоящее время при недостаточной оснащенности школ специальным оборудованием интерактивные презентации могут применяться в системе домашней учебной работы.
Проблема подготовки учащихся к осуществлению самостоятельной учебной работы является актуальной в связи с необходимостью качественного развития у подрастающего поколения творческой активности, способности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, что обусловлено требованиями общественного прогресса. Однако вопросы организации самостоятельной работы учащихся средствами интерактивных презентаций еще не разработаны. Поэтому цель нашего исследования - разработать модель применения интерактивных презентаций в самостоятельной работе учащихся.
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
121
Результаты исследования и их обсуждение
Презентация, в процессе демонстрации которой есть возможность изменять последовательность предъявления слайдов, называется интерактивной. Интерактивность достигается за счет структуры гипермедиа, что предполагает наличие гиперссылок, или специальных управляемых кнопок, которые позволяют учащимся самим выбирать последовательность слайдов.
Слайды могут содержать объекты самого разного типа, например: текст, таблицы, графики, диаграммы, графические изображения, видео- и аудиоматериалы, фотодокументы и др. Также в интерактивной презентации может быть звуковая запись (дикторский текст, музыкальное произведение и др.).
Интерактивный характер презентации предоставляет возможность ученику принять непосредственное участие в ходе усвоения учебного материала, что делает процесс обучения более активным, в отличие от презентаций-визуализаций, в которых учащиеся выполняют пассивную роль и воспринимают уже «готовые» знания. Таким образом, интерактивные презентации наилучшим образом приспособлены для использования в процессе организации самостоятельной учебной деятельности.
Для создания эффективной модели применения интерактивных презентаций в самостоятельной учебной работе необходимо определить основные теоретические положения организации самостоятельной работы учащихся.
В педагогической науке на сегодняшний день нет однозначного определения понятия «самостоятельная работа». Б. П. Есипов, Н. Ю. Лейкин определяют самостоятельную работу как форму организации обучения, Л. В. Григоренко, Л. В. Жарова, П. И. Пидкасистый и др. - как средство или метод, а Л. С. Дергач, Т. А. Ильина, Р. Б. Срода и др. - как особый вид деятельности. Обобщая существующие трактовки понятия «самостоятельная работа», мы пришли к следующему определению. Самостоятельная учебная работа - это особым образом организованная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, основанная на осознанной индивидуально-групповой познавательной активности учащихся по освоению знаний, умений и навыков, способов их получения и представления.
В данном определении одним из ключевых является понятие «познавательная активность». Современная педагогическая наука рассматривает познавательную активность не только как деятельность, но и как особое свойство личности (Г. Д. Кирилова, В. И. Лозовая, А. В. Троцко, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова и др.). Анализ педагогических исследований дает возможность сделать заключение, что эффективная организация самостоятельной работы учащихся является важнейшим условием проявления и повышения познавательной активности. Поэтому нами была сформулирована следующая цель применения интерактивных презентаций в самостоятельной работе учащихся: развитие внутренних механизмов познавательной активности и познавательных способностей учащихся, овладение способами пополнения и обновления знаний, формирование и совершенствование практических умений и навыков.
Различают три уровня самостоятельной учебной работы: контролируемая самостоятельная работа, управляемая самостоятельная работа и самообразование. На всех этих уровнях могут использоваться различные компьютерные учебные технологии, в том числе и интерактивные презентации.
Так, контролируемая самостоятельная работа предполагает непосредственный текущий пошаговый контроль учителя над формированием определенных способов деятельности, осуществляемых по алгоритму. Управляемая самостоятельная работа предполагает формирование умений и навыков выполнения инвариантных типов заданий с элементами творчества и исследовательской деятельности.
Развитая потребность и способность к самообразованию - конечная цель организации самостоятельной работы учащихся. При самообразовании учащийся
122
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
самостоятельно ставит цель обучения и выбирает приемы и методы ее достижения. Содержание самообразования не предусмотрено учебными программами, результаты не контролируются учителем.
Интерактивные презентации с успехом могут использоваться на всех перечисленных выше уровнях. Но по содержанию и структуре интерактивные презентации для каждого уровня будут иметь отличия в зависимости от поставленных задач обучения.
Применение интерактивной презентации требует специальных условий организации. Так как интерактивная презентация создается для самостоятельной индивидуальной работы или работы в малых группах, ее применение на уроках возможно только при полной компьютеризации класса. Тогда каждый ученик, находясь за персональным компьютером, работает с интерактивной презентацией под непосредственным руководством и контролем учителя. В таких условиях интерактивные презентации могут использоваться как на уроках, так и на факультативных занятиях, занятиях предметного кружка и др.
Второй формой организации самостоятельной работы средствами интерактивной презентации является домашняя учебная работа. Разработанные интерактивные презентации на электронных носителях передаются учащимся с четкими инструкциями по организации самостоятельной учебной деятельности. Требуют уточнения сроки работы с материалом и способы проверки качества его усвоения. Такие задания привлекают учеников своей нестандартностью.
В зависимости от выполняемой дидактической задачи интерактивная презентация может быть:
• обучающей (позволяет учащемуся самостоятельно усвоить новую тему);
• обобщающей (применяется для обобщения и систематизации знаний);
• консультационной (предназначена для преподнесения новой информации в мультимедийной форме);
• контролирующей (используется для определения уровня знаний, умений и навыков учащихся на основе выполнения стандартизированных заданий) [2, 185].
Также интерактивные презентации могут быть комплексными, в которых интегрируются все перечисленные выше виды.
Нами разработана структура комплексной интерактивной презентации, которая включает:
• титульный слайд;
• навигацию;
• оглавление;
• задания предварительного допуска (проверка знаний и умений, необходимых для работы с основным содержанием презентации);
• учебный информационный материал, связанный между собой гиперссылками;
• глоссарий;
• задания по формированию практических умений и навыков;
• контрольные и тестовые блоки;
• подсказки;
• ключи к заданиям, скрытые паролем;
• информационные ресурсы по теме для углубления изученного материала или гиперссылки на различные базы данных, электронные справочники и др.
Если персональные компьютеры, на которых работают учащиеся с интерактивными презентациями, имеют доступ к Интернет-ресурсам, то в этом случае возможно включение гиперссылок на сайты с определенной информацией, расширяющей и углубляющей учебный материал.
Интерактивная презентация также может быть частью целого электронного учебно-методического комплекса. Тогда с помощью гиперссылок ее содержание
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
123
может быть связано с другими объектами комплекса, а также с презентациями единого тематического блока, что позволяет видеть целостность и системность изучаемого материала.
Предложенная нами структура интерактивной комплексной презентации позволяет осуществлять дифференцированный подход при организации самостоятельной учебной работы. Создавая подобные презентации, учитель может включать задания различного вида и уровня сложности. Например, для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему упражнений, которая бы содержала в себе алгоритмы выполнения заданий и, постепенно усложняясь, приводила к усвоению материала на базовом уровне. Для учеников, имеющих способности и желание изучать материал на более высоком уровне сложности, можно включить дополнительные упражнения с применением заданий творческого характера, обеспечив их предварительно дополнительной информацией. Таким образом, созданная на основе дифференцированного подхода интерактивная презентация дает возможность индивидуализировать и варьировать как содержание образования, так и применяемые методы и средства предоставления учебного материала, а также контроля по его усвоению. Такая организация учебной работы позволяет каждому ученику не только формировать, закреплять, углублять знания и способы их применения на практике, но и приобретать умения и навыки организации самостоятельной работы.
Интерактивные презентации имеют ряд преимуществ:
• индивидуализация темпа обучения;
• дифференциация содержания образования;
• высокая визуализация обучения;
• значительная информативность;
• фрагментарность учебного материала, его строгая дозированность по слайдам позволяет преподносить информацию небольшими порциями, что способствует повышению качества его усвоения;
• интерактивность дает возможность удовлетворять разнообразные познавательные интересы детей;
• при возникновении затруднений в понимании, запоминании, применении учебного материала у учащегося есть возможность вернуться к необходимому слайду для уточнения, разъяснения и т. п.;
• формирование у учащихся информационной культуры;
• формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Эффективность использования интерактивных презентаций при организации самостоятельной учебной работы зависит от соблюдения ряда педагогических условий :
• техническое обеспечение данного вида работы;
• соответствующая профессиональная готовность педагогических кадров, способных как создавать интерактивные презентации, так и организовывать эффективную работу по их применению;
• учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся;
• учет особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
• использование интерактивных презентаций в сочетании с другими методами и формами организации самостоятельной работы учащихся.
Для достижения наилучшего результата интерактивная презентация должна обладать следующими качествами:
• эргономичностью (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям как по дозировке учебного материала, так и по дизайну его оформления (выбор цветового решения, размер шрифтов, расположение объектов, включение анимации и видеоматериала, звукового сопровождения и др.));
• простой системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации;
• структура интерактивной презентации должна соответствовать общедидактическим и методическим требованиям;
124
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
• содержание всей презентации и ее отдельных слайдов должно соответствовать целям и задачам обучения;
• содержательная сторона интерактивной презентации должна соответствовать принципам научности и доступности;
• наличие в интерактивной презентации проблемных ситуаций позволяет стимулировать мотивацию у учащихся к самостоятельной учебной деятельности и активизировать её.
Создание и применение в учебном процессе интерактивных презентаций является творческим процессом, требующим от педагогов определенных знаний, умений и навыков, среди которых:
• хорошее владение одной из компьютерных программ, в которых создаются данные презентации (Microsoft PowerPoint, Macromedia Flash, Photodex ProShow Producer);
• знание учебного материала, положенного в основу интерактивной учебной презентации;
• умение определять цели учебной презентации и в соответствии с ними разрабатывать её структуру;
• умение обобщать, анализировать, систематизировать, кратко, точно, грамотно и доступно излагать информацию, структурировать ее, логически и методически верно распределять в презентации с учетом целей и задач обучения;
• знание принципов и правил эргономики презентации;
• умение реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации через регулирование объема, содержания и способов подачи учебного материала;
• умение организовывать самостоятельную работу учащихся с применением интерактивных презентаций.
Процесс разработки и применения интерактивных презентаций в самостоятельной учебной работе учащихся включает следующие этапы:
1. Конкретизация целей обучения и применения интерактивной презентации в самостоятельной работе учащихся.
2. Выявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся, для которых предназначена интерактивная презентация.
3. Разработка концепции интерактивной презентации.
4. Структурирование и систематизация учебного материала, который будет положен в основу интерактивной презентации.
5. Определение требований к содержанию интерактивной презентации и форме предъявления информации, выявление необходимого количества заданий и порядка их предоставления для закрепления знаний и формирования умений и навыков.
6. Продумывание уровней и способов дифференциации содержания учебного материала и практических заданий, включенных в интерактивную презентацию.
7. Создание интерактивной презентации с учетом общедидактических, методических и эргономических требований.
8. Апробация интерактивной презентации в индивидуальной работе с учащимися под непосредственным контролем учителя.
9. Корректировка содержания, структуры и навигации интерактивной презентации (если необходимо).
10. Определение методов организации самостоятельной работы учащихся с использованием интерактивных презентаций.
11. Выявление способов обеспечения обратной связи и осуществления контроля за результатами самостоятельной работы учащихся.
12. Непосредственная организация управляемой самостоятельной работы учащихся с интерактивной презентацией.
13. Контроль качества самостоятельной учебной работы учащихся и оценка её результатов.
ПЕД
ЛГ Л Т^ТТТТТТ Т СТ ТТ Л ТЭЛПГТ
125
Этапы разработки и применения ИП:
Педагогические условия использования ИП:
• техническое обеспечение данного вида работы;
• соответствующая профессиональная готовность педагогических кадров, способных как создавать интерактивные презентации,
так и организовывать эффективную работу по их применению;
• учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся;
• учет особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
• использование интерактивных презентаций в сочетании
с другими методами и формами организации самостоятельной работы учащихся.
Конкретизация целей обучения и применения ИП.
Выявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся; Разработка концепции ИП.
Структурирование и систематизация учебного материала для ИП.
Определение требований к содержанию ИП и форме предъявления информации. Продумывание уровней и способов дифференциации содержания учебного материала и практических заданий, включенных в ИП.
7. Создание ИП с учетом общедидактических, методических и эргономических требований.
8. Апробация ИП в индивидуальной работе с учащимися под непосредственным контролем учителя.
9. Корректировка содержания, структуры и навигации ИП (если необходимо).
10. Определение методов организации самостоятельной работы учащихся с использованием ИП.
11. Выявление способов обеспечения обратной связи и осуществления контроля результативности самостоятельной работы учащихся.
12. Непосредственная организация управляемой самостоятельной работы учащихся с ИП.
13. Контроль качества самостоятельной учебной работы учащихся и оценка её результатов.
Рисунок - Модель применения интерактивных презентаций (ИП) в самостоятельной учебной работе
126
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Выводы
Структурирование изложенных в статье результатов исследования позволило нам сформулировать модель применения интерактивных презентаций в самостоятельной учебной работе школьников (см. рисунок).
Применение интерактивных презентаций при организации самостоятельной работы способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала, содействует развитию активности и самостоятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению. При использовании интерактивных презентаций реализуется один из фундаментальных принципов обучения - принцип индивидуализации. Все эти возможности интерактивная презентация приобретает только при условии ее грамотного моделирования и дидактически верного исполнения. Компетентно разработанная интерактивная презентация способна активизировать и оптимизировать процесс обучения, повысить качество самостоятельной работы учащихся.
Литература
1. Круглик, Т. М. Компьютерные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / Т. М. Круглик, А. Ю. Зуенок. - 2-е изд., испр. - Минск : БГПУ, 2010. - 102 с.
2. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : курс лекций для студентов пед. спец. вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. - Минск : Экоперспектива, 2010. - 196 с.
Summary
The theoretical and technological aspects of problems of development and application of interactive presentations for organization of independent educational schoolchildren’s work are examined in this article. The aim, pedagogical conditions, stages of development and application, advantages, objectives and structure of complex interactive educational presentations are defined. These positions underlay for model of application of interactive presentations in independent educational work.
Поступила в редакцию 23.08.11.