Научная статья на тему 'Модель повышения эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием санаторно-курортного комплекса региона'

Модель повышения эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием санаторно-курортного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / БИЗНЕС В САНАТОРНОЙ СФЕРЕ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / MODEL / EFFICIENCY IMPROVEMENT / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / HEALTH RESORT BUSINESS / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Ольга Викторовна

В статье представлены модели повышения эффективности организационно-экономического механизма управления санаторно-курортного предприятия. Доказана связь между уровнем наполнения здравницы отдыхающими и величиной реализованного дохода. Построена модель повышения эффективности организационно-экономического механизма управления санаторно-курортного предприятия, сочетающая в себе организационный механизм и совокупность экономических методов управления, с целью обеспечения наполняемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of efficiency improvement of organizational and economic mechanism of health resort company management

The article presents the models of efficiency improvement of organizational and economic mechanism of health resort company management. The correlation between the occupancy rate and the realised gain value is considered. The author has developed a model of management efficiency improvement for health resort companies that combines an organizational mechanism and a set of economic methods of management aimed at the high occupancy.

Текст научной работы на тему «Модель повышения эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием санаторно-курортного комплекса региона»

УДК 338.48 Прохорова Ольга Викторовна

аспирант кафедры менеджмента Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Prokhorova Olga Viktorovna

PhD student, Management Department, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University

THE MODEL OF EFFICIENCY IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF HEALTH RESORT COMPANY MANAGEMENT

Аннотация:

В статье представлены модели повышения эффективности организационно-экономического механизма управления санаторно-курортного предприятия. Доказана связь между уровнем наполнения здравницы отдыхающими и величиной реализованного дохода. Построена модель повышения эффективности организационно-экономического механизма управления санаторно-курортного предприятия, сочетающая в себе организационный механизм и совокупность экономических методов управления, с целью обеспечения наполняемости.

Ключевые слова:

модель, повышение эффективности, организационно-экономический механизм, бизнес в санаторной сфере, Республика Крым.

Summary:

The article presents the models of efficiency improvement of organizational and economic mechanism of health resort company management. The correlation between the occupancy rate and the realised gain value is considered. The author has developed a model of management efficiency improvement for health resort companies that combines an organizational mechanism and a set of economic methods of management aimed at the high occupancy.

Keywords:

model, efficiency improvement, organizational and economic mechanism, health resort business, Republic of Crimea.

Существующие многочисленные модели повышения эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием построены в соответствии с двумя основными базисами:

1) рост производительности труда предприятия;

2) стремление сократить производственные расходы.

Но, использование этих базисов, как механизмов повышения эффективности хозяйствования предприятия, не в полной мере приемлемо для предприятий санаторно-курортного комплекса. Увеличение нагрузки на персонал санаторно-курортного предприятия может привести к ухудшению качества уровня обслуживания, а стремление сократить производственные затраты может снизить качество оказываемых услуг по размещению в санаторно-курортных объектах.

Следовательно, задача построения модели повышения эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием санаторно-курортного комплекса достаточно сложна и требует использования иных приемов и подходов.

О.В. Карсунцева пишет, что «модель - это упрощенное представление реального устройства или протекающих в нем процессов, явлений». Отсюда делаем вывод, что всякая модель субъективна, так как ее выбор предопределяется индивидуально-личностными особенностями исследователя; любая модель гоморфна, так как обладает не всеми, а только существенными свойствами реального объекта [1]. Р.Ф. Вильданов, А.С. Пуряев [2] отмечают, что «повышение эффективности деятельности предприятия - это категория, которая рассматривается и изучается экономикой. Лишь 40% экономических проблем решают так называемые количественные расчеты, которые используют математические методы. Остальные 60% относятся к не формализуемым или частично формализуемым задачам.

О.В. Воропаева, Э.А. Аллахвердиева [3] выделяют два вида эффективности управления: системная эффективность, которая зависит от того, насколько рационально организовано управление; операционная эффективность, то есть соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями. Авторы дают изображение модели повышения эффективности менеджмента, состоящей из стратегического управления, которое воздействует на

моделирование бизнес процессов и управлением изменениями. Эта модель очень абстрактна, и, по нашему мнению, не отражает специфики санаторно-курортного предприятия.

В.В. Гришкова [4] рассматривает схему общего механизма повышения эффективности деятельности предприятия (организации) через взаимодействие системы управления предприятием (организации), основанной на интеграции управленческих инструментов, и кластерной модели экономики региона в условиях содействия государственных структур развитию региональных кластеров. Использование кластера, пишет автор, - это возможность повысить эффективность использования потенциала развития предприятия как одного из приоритетных направлений роста конкурентоспособности и диверсификации экономики любого региона. Соглашаясь с позитивной стороной влияния кластера региона на эффективность предприятия, отметим, что санаторно-курортные предприятия получают потоки людей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровлении или «пляжных туристов» из десятков регионов страны. Именно от наполняемости здравниц зависит рост их эффективности, однако модель регионального кластера не решает проблему наполняемости.

В связи с этим целесообразно рассмотреть концептуальную модель Л.С. Лебедевой [5]. Модель взаимодействия санаторно-курортной отрасли с потребителями и объекты управляющих воздействий. В состав модели входят следующие блоки: управление маркетингом, управление стоимостью, управление персоналом, управление качеством, управление взаимоотношениями с потребителями услуг. Идея построения такой модели интересна, но автор оторвал ее от рынка санаторно-курортных услуг. Именно на рынке в условиях конкуренции выясняются престиж предприятия, его способность привлечь покупателей путевок. На рынке складывается и цена путевки из соотношения спроса и предложения; однако в модели Л.С. Лебедевой ее нет.

В модели С.К. Меретукова [6, с. 19] интересны блоки повышения экономической эффективности потенциала предприятия, такие как улучшение качества предоставления услуг, повышение уровня загрузки организаций, расширение номенклатуры санаторно-оздоровительных услуг. На наш взгляд, это правильные направления повышения эффективности системы хозяйствования предприятия санаторно-курортного комплекса.

В.А. Поздняков [7] произвел оценку эффективности программ санаторно-курортного лечения, разработанных в здравницах с учетом стандартов, утвержденных приказами Министерства здравоохранения России от 22.11.2004 № 208, 214, 220-223. Расчет экономического эффекта от уменьшения продолжительности временной нетрудоспособности в связи с заболеваемостью сотрудников органов внутренних дел произведен на основе данных всех санаторно-курортных организаций Министерства внутренних дел России. Экономическая эффективность медико-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, проводимых для сотрудников органов внутренних дел, рассматриваемая как соотношение экономического эффекта от снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности в сопоставлении с затратами на оздоровительно-реабилитационные мероприятия санаториев МВД России. Это соотношение составляет показатель в 1,8.

Рассматривая данную точку зрения, необходимо отметить, что автор не использовал в расчетах категорию человеческого капитала. В.А. Поздняков доказал, что санаторное лечение способствует снижению заболеваний сотрудников МВД, что позволяет определить эффект от лечения. Фактически этот эффект является внешним, по отношению к санаторно-курортным предприятиям. Внутренний эффект предприятия был отрицательным. Затраты на проведение медико-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в санаторно-курортных организациях МВД России составили 2 094 087 тыс. руб., но денежная выручка от реализации путевок не покрывала затраты. Убыток санаториев МВД покрывался из бюджета МВД РФ.

Причина снижения эффективности системы хозяйствования - это спад заполняемости здравниц. В.А. Поздняков пишет, что им разработана организационная модель совершенствования санаторно-курортного обеспечения системы МВД России, которая в обобщенном виде отражает весь комплекс мероприятий, направленных на совершенствование санаторно-курортного обеспечения.

В.А. Поздняков признает, что в настоящее время на первое место выступает рекреационный, досуговый компонент санаторно-курортной помощи, функции санаторно-курортного лечения смещены на задний план, хотя неизменно доказывают свою эффективность и востребованность. Следовательно, нужно акцентировать внимание на комплексном характере санаторно-курортной помощи. Проведенный нами анализ моделей повышения эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием санаторно-курортного типа показал, что данная проблема не получила окончательного решения. Именно поэтому она стала целью статьи.

Прежде всего, дадим определение понятию «санаторно-курортное предприятие». Принято считать, что учреждения рекреационного комплекса - это сложные искусственные управленческие системы, нацеленные на осуществление лечебно-профилактического процесса, лечебно-

восстановительного процесса с учетом воздействия курортных и физиотерапевтических факторов в сочетании с медикаментозными средствами. Было признано, что в системе этапной реабилитации (больница - поликлиника - курорт) санаторно-курортное лечение - это неотъемлемая часть единой системы охраны здоровья и важнейшее звено в комплексе лечебно-профилактических заболеваний, восстановления трудоспособности и укрепления здоровья населения.

В условиях рыночной экономики санаторно-курортное предприятие - это участник рынка услуг, где действуют законы конкуренции, борьба с конкурентами за право обслуживать клиента. Следовательно, санаторно-курортное предприятия представляет собой комплекс, в котором сочетаются как лечебные, так и оздоровительные функции.

Двойственный характер санаторно-курортного предприятия позволяет расширить диапазон оказываемых платных услуг по всем направлениям деятельности предприятия.

Спальный корпус (номерной фонд) наделяется системой гостиничных услуг (часть из которых платная), столовая (диетстоловая) дополняется системой ресторанных услуг, лечебный корпус имеет помимо бесплатных, входящих в стоимость путевки, диапазон дополнительных платных услуг и, наконец, центр развлекательных игр и отдыха (досуга) имеет доступ как к бесплатным развлечениям, так и платным.

Целевая функция санаторно-курортного предприятия - полное удовлетворение гостя как совокупностью лечебных факторов, так и возможностью отдыха у моря.

Нами подчеркивалось главное направление повышения экономической эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием санаторно-курортного типа - увеличение наполняемости здравницы.

Проследим влияние наполняемости коечного фонда среднестатистического предприятия санаторно-курортного комплекса Республики Крым она объем реализованных курортных услуг (рис. 1).

го ч:

I

о

-е-

о

I—

0

1

т ф

л н

о

0 ф

и;

1

с; о с

0 50 100 150 200 250

Стоимость реализован ных курортн ых усл уг одним санаторием, млн руб.

Рисунок 1 - Влияние наполняемости коечного фонда

Крымского санаторно-курортного предприятия на объем реализованных услуг (расчет по данным за июнь - сентябрь 2015 г.)

Видно, что если бы удалось обеспечить 100 %-ю наполняемость среднестатистического санаторно-курортного предприятия, то только за летние месяцы был бы получен доход от реализации услуг на сумму 198 млн рублей, но в связи со сложившейся политической ситуацией полуострова наполняемость составила около 60 %, то есть получено 115,6 млн рублей. Известно, что в Крым в 2012-2013 гг. приезжало в среднем более 6 млн человек. В 2015 г. число отдыхающих превысило 4 млн человек.

Итак, модель повышения эффективности должна включать организационный механизм санаторно-курортного предприятия, то есть организационную структуру (корпуса, отделы, службы); организационные методы (организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие, организационно-распорядительные); организационные рычаги (регламенты, нормы, инструкции, приказы, распоряжения, директивные требования и др.); организационные инструменты.

Модель должна включать методы управления экономическим механизмом функционирования санаторно-курортным предприятием: маркетинговые (обеспечивающие полное использо-

140

20

00

80

60

40

20

0

вание коечного фонда), мотивации предпринимательства (бонусы, скидки), финансовые (использование кредитных ресурсов для модернизации лечебной и гостиничной базы), административные и экономические (для мотивации и управления персоналом предприятия), хозрасчетные (покрытия произведенных затрат доходом), минимизация затрат и др.

Предложим модель организационно-экономического механизма управления санаторно-курортным предприятием (рис. 2). Из нее можно сделать вывод, что объем интегрированного потока определяется числом нуждающихся в лечении и отдыхе (заезд) и затем ежедневно повторяющегося цикла посещения ими столовой, лечебного корпуса, центра развлечений и спального корпуса. Количество циклов определяется путевкой. Затем заезд новой группы потребителей услуг, и новый цикл посещений. Регламентируется продолжительность отдыха, время приема пищи, приема врача и назначенных процедур.

Рисунок 2 - Принципиальная модель организационно экономического механизма управления санаторно-курортным предприятием (ежедневный оборот)

Каждый нуждающийся в лечении или отдыхе имеет свой индивидуальный план посещения. Изучим модель повышения эффективности организационно-экономического механизма управления маркетинговой деятельностью и системой гостиничных услуг санаторно-курортного предприятия (рис. 3).

Из рисунка видно воздействие организационного механизма системой экономических стимулов для обеспечения наполняемости коечного фонда предприятия и система экономических рычагов получения дополнительных доходов от совокупности гостиничных услуг в условиях рыночной среды.

Таким образом, нами предложена модель организационно-экономического механизма управления некоторыми подразделениями предприятия санаторно-курортного комплекса.

Выводы:

1. Обосновано представление о санаторно-курортном предприятии как об учреждении, сочетающего в себе лечебные функции (в соответствии со специализацией) и одновременно являющегося субъектом предпринимательской деятельности.

2. Доказано, что важнейшим средством повышения эффективности организационно-экономического механизма управления санаторно-курортного предприятия является полное использование коечного фонда, а также стремление к круглогодичной деятельности объекта.

3. Построена модель повышения эффективности организационно-экономического механизма управления санаторно-курортного предприятия, сочетающая в себе организационный механизм и совокупность экономических методов управления, охватывающая маркетинговую деятельность на рынке рекреационных услуг, обеспечивающая наполняемость номерного фонда.

Рисунок 3 - Модель управления повышением эффективности организационно-экономического механизма маркетинговой деятельностью и системы гостиничных услуг санаторно-курортного предприятия

Ссылки:

1. Карсунцева О.В. Организационно-экономическая модель повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия // Вектор науки ТГУ. 2014. № 1.С122-126.

2. Вильданов Р.Ф., Пуряев А.С. Модель деятельности предприятия как модель деятельности человека [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2014. №4 (36). URL: http://www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 21.12.2015).

3. Воропаева О.В., Аллахвердиева Э.А. Пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия // Вестник Казахстанско-Американского свободного университета. 2006. №4.

4. Гришкова В.В. Методические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия через интеграцию управленческих инструментов в условиях формирования кластерной модели управления экономикой региона // Вестник АГТУ. Серия: «Экономика». 2012. № 1.

5. Лебедева Л.С. Формирование маркетинга взаимоотношения с потребителями санаторно-курортных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2008.

6. Меретукова С.К. Совершенствование организации управления экономическим потенциалом санаторно-курортного комплекса: на примере Республики Адыгея. Майкоп, 2009.

7. Поздняков В.А. Медико-организационные аспекты совершенствования санаторно-курортного обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.