Научная статья на тему 'Модель подготовки волейболистов к преодолению препятствий и трудностей, неожиданно возникающих в соревновательной деятельности'

Модель подготовки волейболистов к преодолению препятствий и трудностей, неожиданно возникающих в соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ И ТРУДНОСТИ / COMPETITIVE OBSTACLES AND DIFFICULTIES IN OVERCOMING / ФЕНОМЕН ПРЕОДОЛЕНИЯ / PHENOMENON / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ / VOLLEYBALL-PLAYERS' TRAINING MODEL / МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ / MODELING OF COMPETITIVE CONSTRAINTS / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ / THEORETICAL / ПРАКТИЧЕСКИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / PRACTICAL AND TESTING CLASSES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / INTELLECTUAL CHALLENGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалиева Г. А., Кузнецова З. М.

Определенное место в психолого-педагогической подготовке занимает практика обучения спортсменов преодолению препятствий и трудностей, которые могут неожиданно возникать во время соревновательной борьбы. В статье раскрыты основные характеристики игры «волейбол», дидактические особенности подготовки спортсменов, а также представлена модель подготовки волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалиева Г. А., Кузнецова З. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL VOLLEYBALL PLAYERS TRAINING TO OVERCOME OBSTACLES AND DIFFICULTIES THAT ARISE UNEXPECTEDLY IN COMPETITIVE ACTIVITIES

The definite place in the psycho-pedagogical training is the practice of athletes' training for overcoming obstacles and difficulties that may crop up during the competitive struggle. In the article the main characteristics of volleyball game, especially didactic training of athletes as well as a model of volleyball-player's training to overcome obstacles and competitive difficulties is depicted.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки волейболистов к преодолению препятствий и трудностей, неожиданно возникающих в соревновательной деятельности»

УДК 796.01:159.9

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ И ТРУДНОСТЕЙ, НЕОЖИДАННО ВОЗНИКАЮЩИХ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.А. Камалиева - старший преподаватель кафедры физической и специальной подготовки Альметьевский государственный нефтяной институт

Альметьевск

З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

MODEL VOLLEYBALL PLAYERS TRAINING TO OVERCOME OBSTACLES AND DIFFICULTIES THAT ARISE UNEXPECTEDLY IN

COMPETITIVE ACTIVITIES

G.A. Kamaliyeva - Senior Lecturer in Physical and Special Training department

Almetyevsk State Oil Institute Almetyevsk

Z.M. Kuznetsova - Doctor of Education, Professor Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: kamaliev. d@,mail. ru

Ключевые слова: соревновательные препятствия и трудности, феномен преодоления, психолого-педагогическая подготовка, модель подготовки волейболистов, моделирование соревновательных препятствий, теоретические, практические и контрольные занятия, интеллектуальные задачи.

Аннотация. Определенное место в психолого-педагогической подготовке занимает практика обучения спортсменов преодолению препятствий и трудностей, которые могут неожиданно возникать во время соревновательной борьбы. В статье раскрыты основные характеристики игры «волейбол», дидактические особенности подготовки спортсменов, а также представлена модель подготовки волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей.

Key words: competitive obstacles and difficulties in overcoming, the phenomenon, psychological and pedagogical training, volleyball-players' training model, modeling of competitive constraints, theoretical, practical and testing classes, intellectual challenges.

Summary. The definite place in the psycho-pedagogical training is the practice of athletes' training for overcoming obstacles and difficulties that may crop up during the competitive struggle. In the article the main characteristics of volleyball game, especially didactic training of athletes as well as a model of volleyball-player's training to overcome obstacles and competitive difficulties is depicted.

Изучение научно-исследовательских работ по проблеме психического напряжения, которое связано с эмоциональным проявлением [3, 4, 5, 6 и др.] позволяет считать, что состояние напряжения в процессе выполнения соревновательной деятельности чаще всего

~ 38 ~

возникает как результат труднопреодолимых препятствий на пути к достижению высокого спортивного результата.

В.В. Андреева в своем труде «Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов» [1] определяет, что для понимания действия феномена преодоления следует рассматривать явление препятствий в широком этимологическом поле. Противоречия, с которыми сталкивается человек в своей жизни, в его сознании могут быть представлены по-разному: в виде кризисов, конфликтов, стрессов, барьеров, препятствий. Каждое такое противоречие имеет в сознании человека три стороны - когнитивную, аффективную и мотивационную. Когнитивная сторона может осознаваться в виде неопределенности, ошибок, неудач, тупиков, проблем, задач, вопросов. Их общий признак - неопределенность. Аффективная сторона противоречий может быть представлена в виде переживания, беспокойства, опасений, страхов, тревог. Их общим признаком может быть беспокойство. Мотивационная сторона противоречий представлена в виде стремлений, влечений, желаний, волнений. Здесь общий признак - стремление. При этом наличие неопределенности, беспокойства и стремления рассматривается как условие и показатель актуализации феномена преодоления. В жизни субъекта неопределенность, беспокойство и стремление присутствуют одновременно и неразрывно связаны друг с другом.

Увеличение интенсивности показателей неопределенности, беспокойства и стремления приводит к изменению уровня противоречия. Происходит "сдвиг" стресса на конфликт, а с конфликта - на кризис. В свою очередь, можно говорить и о разных уровнях преодоления. Оно может быть представлено в сознании человека в виде психического напряжения (эмоционального и умственного), психического усилия (умственного усилия, чувства усилия, волевого усилия) и психической борьбы (борьбы мотивов, борьбы целей). В ситуации препятствия:

1) повышается уровень регуляции выполняемой деятельности. Осуществление привычной деятельности основывается на непроизвольном уровне регуляции. В ситуации препятствия она оказывается недостаточной, и поэтому активизируются осознаваемые компоненты деятельности;

2) формируется и усиливается энергетический потенциал деятельности;

3) активизируется мотивационный потенциал. Препятствия формируют мотивы и потребности, связанные с их преодолением. Вместе с тем, изменения мотивационной структуры сложны и динамичны. Во-первых, препятствие формирует мотивацию его преодоления. Во-вторых, препятствие усиливает уже существующую мотивацию деятельности. В-третьих, усиливается мотив, направленный на прекращение деятельности. Если препятствие оценивается как сверхтрудное, то необходимость выполнения данной деятельности ставится под сомнение;

4) активизируются когнитивные и эмоциональные структуры. Активизация когнитивных структур (возникновение проблем, вопросов, задач) является реакцией на неопределенность ситуации.

В данном случае, очевидно, то, что посильная трудность является позитивной составляющей спортивной деятельности в отношении формирования профессионально значимых качеств спортсмена. Однако даже в этом случае, по мнению автора, требуется определенная предварительная подготовка спортсмена.

Однако, в доступной нам научной, методической и другой специальной литературе не было обнаружено ни одной работы, которая была бы посвящена решению проблем подготовки спортсменов-волейболистов к преодолению стрессовых ситуаций в соревновательной деятельности или формированию готовности к успешному преодолению соревновательных препятствий и трудностей. В большинстве случаев речь идет только о том, что такая подготовка необходима.

Таким образом, дидактическими особенностями для осуществления процесса формирования состояния готовности спортсменов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей следует считать, что:

1) подготовка спортсменов является образовательным процессом;

2) содержание подготовки определяется системой специальных теоретических, практических и контрольных занятий;

3) «соревновательный метод» является обязательным элементом дидактической системы;

4) моделирование соревновательных условий, препятствий и трудностей во время тренировочных занятий должно осуществляться, учитывая уровень спортивной квалификации спортсменов;

5) волейбол, как вид спорта, требующий специальной подготовки спортсменов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей, является одним из тех спортивных специализаций, где на современном этапе отсутствует соответствующий дидактический компонент образовательной системы.

Овладение высшим мастерством в волейболе, предполагает значительные затраты занимающихся умственной, физической и нервной энергии. В этой связи обратимся к характеристике некоторых специфических черт волейбола с точки зрения психографического представления. Основные характеристики игры как специфической деятельности определяются необходимостью:

• выполнения сложных в моторном отношении действий, представляющих собой манипуляции с мячом;

• восприятия одновременно нескольких объектов (спортсмены, мяч), как в центре внимания, так и на периферии поля зрения;

• комплексного реагирования на быстрые перемещения нескольких объектов восприятия: партнеры, соперники, мяч;

• принятия тактических решений в условиях лимита времени;

• вероятностного прогнозирования (оценка будущих действий партнеров и соперников в данной тактической ситуации);

• рефлексии (рассуждение за других спортсменов, при котором создается возможность построить модель поведения другого человека по типу «я знаю, что он думает, что я поступлю так-то, а я поступлю иначе»);

• быстрого перехода от атакующих действий к защитным действиям;

• высокой ответственности действий с мячом;

• своевременного переключения на разные по биомеханическим и психологическим характеристикам действия с мячом: прием, передача, нападающий удар, блок, доигровка;

• постоянной готовности к действиям в экстремальных ситуациях (неожиданности объективного и субъективного характера) [2, 7].

Исследования Л.С. Нерсесяна показали, что время второй передачи составляет в среднем 1,3 с; приема мяча с подачи - 1,4 с; приема мяча после нападающего удара - 0,4 с. [2].

По данным В.А. Ускова, время прослеживания за полетом мяча составляет в среднем 1,2 с; время решения самой «длинной» игровой задачи - не более 0,8 с; время обработки мяча - 0,6 с [7].

Особенно отчетливо психологическая напряженность игры связана с длительностью приема мяча после нападающего удара. Выполняя это важное действие, волейболист должен воспринять все характеристики удара соперника, оценить направление полета мяча, спланировать свое действие, принять мяч так, чтобы облегчить прием мяча и выполнение второй передачи партнером. Научные исследования показывают, что такие действия в среднем занимают 0,4 с [2, 7].

Приведенные характеристики свидетельствуют о том, что волейбол предъявляет весьма жесткие требования к быстроте и точности восприятия, к интенсивности и

устойчивости внимания, к скорости и точности сенсомоторных реакций, антиципации и исключительной координации движений игрока.

Характеризуя особенности готовности спортсмена, важно выделить афферентный синтез как стадию, которая отвечает за информационную сторону обеспечения формирования практического действия. Тем более, что нейрофизиологический смысл стадии состоит в том, что она позволяет тщательно обработать, сопоставить и синтезировать всю информацию, которая необходима организму для того, чтобы совершить наиболее адекватный для данных условий приспособительный акт [5].

Следовательно, готовность - это не только знания, но и возможность спортсмена использовать интеллектуальные способности. Применительно к проблеме исследования, востребована организация процесса развития такого качества ума, как быстрота актуализации нужных связей и торможение ненужных связей для решения практических задач соревновательной деятельности, в изменяющихся обстоятельствах. Фактически спортсмен должен уметь из данной системы связей за короткое время актуализировать необходимые связи, затем новые связи, которые становятся нужными в изменившейся ситуации.

Из вышесказанного следует, что целенаправленная подготовка волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей должна включать в себя как теоретические, практические и контрольные занятия.

Кроме того, опыт подготовки спортсменов определяет, что при организации теоретических занятий необходимо учитывать, что:

1) целью является усвоение спортсменами специальных знаний о соревновательных препятствиях и трудностях и способах их преодоления; развитие интеллектуальных способностей спортсменов; формирование умений применять усвоенные знания на практике;

2) учебный материал составляют интеллектуальные задачи, как модели соревновательных препятствий и трудностей;

3) на решение каждой задачи следует отводить определенное время в зависимости от спортивного мастерства спортсмена - от 2 до 5 с;

4) на каждом занятии важно использовать одну новую, неизвестную для спортсмена, задачу и две уже известные ему задачи, что обеспечивает более прочное усвоение учебного материала;

5) процесс решения задач должен исключать групповое обсуждение - каждый спортсмен самостоятельно находит оптимальное, с его точки зрения, решение;

6) обсуждение принятого решения может осуществляться как всей группой спортсменов, так и отдельно с каждым из них, тренером (психологом) на предмет эффективности и рациональности найденного выхода из проблемной ситуации;

7) на теоретических занятиях следует использовать интеллектуальные задачи, которые по содержанию соответствуют тем, которые планируются на практических занятиях и наиболее востребованы (потенциально возможны) в реальных соревновательных условиях.

При организации практических занятий следует учитывать, что:

1) целью является формирование практических умений и навыков по преодолению соревновательных препятствий и трудностей;

2) важно проводить контроль над фактическим усвоением знаний, оценку реального уровня готовности спортсменов к успешной деятельности в экстремальных условиях;

3) основным методом является упражнение с использованием моделей экстремального характера, по содержанию схожими с моделями для теоретических занятий, оно реализуется в игровой, индивидуально-групповой форме организации занятий;

4) в каждом занятии рекомендуется использовать одну или две ситуации, планомерно вводимые тренером (психологом), но неожиданно возникающие для спортсменов.

Контрольные занятия определяются тем, что оценка уровня готовности спортсменов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей будет иметь более достоверные

значения, если внешние условия целиком соответствуют соревновательным; контрольные занятия следует проводить в виде контрольных соревнований.

Практические занятия по подготовке спортсменов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей требуют обязательной организации в заключительной части восстановительных мероприятий, которые направлены на формирование оптимального для завершения тренировки психического состояния и восстановления технических умений и навыков.

Учебная деятельность в пределах модели подготовки спортсменов-волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей, опираясь на условие реализации процесса перехода предметных (объективных) знаний в форму внутренней позиции личности (субъективные знания и опыт) через механизмы и функции сферы отношений личности и ее убеждений, характеризуется как самостоятельная деятельность обучающихся спортсменов под контролем тренера или психолога, направленная на освоение: а) объективных знаний о содержании соревновательных препятствий и трудностей и их влиянии на спортивный результат, психическое состояние и здоровье, б) объективных знаний о способах преодоления соревновательных препятствий и трудностей, их вариантов, учитывая приемы самовоздействия на психическое состояние, в) объективных умений и навыков преодоления соревновательных проблем экстремального характера, которые наиболее рациональны для данного конкретного спортсмена, исходя из его индивидуальных особенностей. При этом в этой деятельности должны быть реализованы следующие положения:

1) мотивация (внешняя и внутренняя) к познанию предлагаемого учебного материала;

2) теоретическое освоение содержания учебного задания;

3) практическое освоение содержание учебного задания;

4) усвоение учебного материала;

5) развитие специальных интеллектуальных способностей и качеств ума, формирование практических умений применять новые знания и преодолевать соревновательные препятствия и трудности.

Проведенное исследование показало, что реализация модели подготовки должна опираться на ряд методических требований, которые призваны обеспечить эффективность ее содержания (рис. 1).

1. Процесс обучения должен опираться на последовательное движение обучающихся спортсменов по уровням освоения учебной информации.

2. Учебная деятельность должна иметь индивидуально-групповую форму самостоятельной работы как основного средства решения образовательных и развивающих задач.

3. Упражнение - это основное средство занятий.

4. Контрольно-корректировочный метод включает в себя активность механизмов самоконтроля, самокоррекции и самооценки обучаемых спортсменов.

5. Содержание обучения определяется: а) познавательной активностью спортсменов, б) моделированием соревновательных условий экстремального характера; в) уровнями освоения учебного материала.

Рис. 1. Модель подготовки волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей

6. Реализация технологической разработки предусматривается в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса, учитывая распределение моделей соревновательных препятствий и трудностей по годам подготовки, исходя из их сложности и адекватности по отношению к индивидуальным особенностям спортсменов, их спортивного мастерства.

7. Обязательными средствами достижения усвоения учебного материала следует считать: а) логико-математические и вещественно математические модели соревновательных препятствий и трудностей, а также способов их преодоления; б) мотивированность и сознательность спортсменов, их стремление к познанию закономерностей преодоления соревновательных препятствий и трудностей; в) субъективность суждений спортсменов при условии выполнения тренером или психологом функций «репетитора».

Литература

1. Андреева, В.В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов / В.В. Андреева, Ю.В. Всеволодова // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 10. - С. 52-54.

2. Волейбол : учебник для высших учеб. заведений физ. культуры / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М. : Спорт-Академ-Пресс, 2002. - 368 с.

3. Гиссен, Л. Д. Время стрессов : обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л. Д. Гиссен. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 192 с.

4. Гогунов, Е.Н. Интеллектуальные задачи как педагогическое средство подготовки спортсменов к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера (на примере стрельбы из лука) : дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Гогунов. - Тольятти, 1998. - 178 с.

5. Горбунов, Л.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Советский спорт, 2006. - 296 с.

6. Горбунов, Л.Д. Психология физической культуры и спорта : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. - М. : Академия, 2009. - 256 с.

7. Подготовка волейболистов / сост. А.Г. Фурманов. - Минск : МЕТ, 2007. - 329 с.

Literature

1. Andreyeva, V.V. The phenomenon of overcoming in the psychological preparation of athletes / V.V. Andreyeva, Yu.V. Vsevolodova // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - No. 10. - P. 52-54.

2. Volleyball : textbook for higher educational. institutions of Physical Culture / ed. A.V. Belyayeva, M.V. Savina. - Moscow : Sport-Academ-Press, 2002. - 368 p.

3. Gissen, L.D. Times of stress : rationale and practical results of psycho-prevention work in sports teams / L.D. Gissen. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1990. - 192 p.

4. Gogunov, E.N. Intellectual challenges as a pedagogical tool for athletes' training to overcome extreme situations of competitive nature (for example, archery) : Dis. ... Candidate of Ped. Sciences / E.N. Gogunov. - Tolyatti, 1998. - 178 p.

5. Gorbunov, L.D. Psycho-pedagogy of sport / G.D. Gorbunov. - 2nd ed. rev. and add. - Moscow : Soviet Sport, 2006. - 296 p.

6. Gorbunov, L.D. Psychology of physical education and sport : a textbook for stud. of HEIs / L.D. Gorbunov, E.N. Gogunov. - M. : Academiya, 2009. - 256 p.

7. Preparation of volleyball-players / comp. A.G. Furmanov. - Minsk : MET, 2007. - 329 p.

Статья поступила в редакцию 20.06.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.