РАЗДЕЛ V ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 378
Л. Ф. Дашкевич
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Современная трактовка цели обучения и ностранным языкам в школе предполагает формирование межкультурной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета [6]. В межнациональных отношениях межкультурная компетентность понимается как основа воспитания культуры межнационального общения [3, с. 356].
В условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем на все человечество, перед педагогической наукой остро встала проблема воспитания культуры межнационального общения уже на начальном этапе школьного образования.
Психологи утверждают, что уже в старшем дошкольном возрасте ребенок направлен не только на предметно-операционную среду но и на сферу отношений с другими людьми, в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, связанных с его национальной принадлежностью [5]. Следовательно целенаправленная работа по формированию культуры межнациональных отношений может проводиться с детьми, начиная с младшего школьного возраста.
Иностранный язык является одной из гуманитарных дисциплин, имеющих огромный социолизирующий потенциал, что убедительно доказано в работах современных ученых В. В. Сафоновой, Е. Н. Солововой, И. Л. Бим, М. 3. Биболетовой, Л. Г. Кузьминой, П. В. Сысоева,
Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте способствует не только развитию психических функций ребенка и его речевых способностей, но и более раннему вхождению ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке [1, с. 9-10].
Воспитание культуры межнационального общения на уроке иностранного языка в начальной школе требует специальной подготовки учителя инос-
транного языка, который хорошо знает психо-физиологические особенности детей, владеет методикой и современными технологиями обучения иностранному языку, соответствующими задачам языкового поликулыурного образования.
Однако анализ учебных программ по специальности иностранный язык и государственных вузовских стандартов позволяет сделать вывод о том, что программы монокультурны и что проблемы подготовки учителя к воспитанию культуры межнационального общения в условиях языкового поликуль-турного образования не нашли отражения в рассмотренных документах. В материалах ряда международных научно-практических конференций и конгрессов отмечается, что в существующей форме ни филологическая, ни педагогическая подготовка преподавателей в высших учебных заведениях не удовлетворяет требованиям межкультурной коммуникации [7, с. 37—43]. Таким образом, очевидна актуальность подготовки будущего учителя иностранного языка к профессиональной деятельности в поликультурной среде.
Проведенное нами исследование позволило сделать предположение о том, что подготовка учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника будет эффективной, если:
-рассматриваемая подготовка рассматривается в качестве специального компонента содержания общей профессионально-педагогической подготовки учителя иностранного языка;
- выявлены педагогические условия, способствующие формированию готовности учителя к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника;
- определен компонентный состав исследуемой гот овности;
- разработана и реализована при помощи адекватной технологии модель формирования готовности учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника.
В рамках нашего исследования мы понимаем готовность учителя к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника как сложное интегративное личностное образование, систему психических состояний и личностных свойств и качеств, которые обеспечивают успешность воспитания культуры межнационального общения.
Исходя из существующих представлений о готовности к различным аспектам профессиональной деятельности, нам представляется возможным определить структуру готовности учителя к воспитанию культуры межнационального общения, в которую включены компоненты:
- мотивационно-ценностный;
- теоретический;
- технологический;
- рефлексивно-оценочный;
- эмоционально-волевой.
Опираясь на проведенный теоретический анализ психолого-педагогичес-кой литературы, в рамках проводимого нами исследования была предпринята попытка моделирования такой педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять профессиональную подготовку учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника.
Под подготовкой учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника мы понимаем специально сконструированный дидактический процесс, направленный на вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для воспитания культуры межнационального общения в профессионально-педагогической деятельности.
Разработанная нами модель представляет собой совокупность цели, принципов, функций, условий, содержания, технологии и результата подготовки учителя к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника.
Модель предназначена для выполнения мотивационной, образовательной, исполнительной и развивающей функций.
В качестве основы построения модели выступила следующие положения:
- обучаемый изначально является субъектом познания;
- учебный процесс — это единство обучения и самообразования;
- процесс обучения может быть эффективным, если набор реализуемых им задач является функционально полным;
- в качестве приоритетов обучения выступают индивидуальность и автономность обучаемого как носителя субъектного опыта;
- моделирование процесса обучения процесса предусматривает возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально-значимых образцов усвоения и развитие обучаемого как личности благодаря постоянному обогащению, преобразованию субъектного опыта;
- основным результатом обучения является формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями;
- гуманистическая роль преподавателя заключается в том, что он не доминирует над обучаемыми, а направляет их деятельность, стимулируя и поощряя эффективные и корректируя неверные действия студентов.
Целью модели является совершенствование подготовки учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, связанных с формированием:
- мотивационной установки на организацию работы по воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника;
— системы знаний по проблеме;
— практических умений реализации межнационального воспитания;
— профессионально и социально значимых качеств личности педагога: коммуникабельности, толерантности, самостоятельности в принятии решений, готовности к сотрудничеству, креативности, гибкости и критичности мышления.
Решение этих задач обеспечивается поэтапным синтезом и реализацией составляющих модели: цели, содержания, дидактических принципов, организационно-педагогических условий, технологии, форм, методов, компонентов и уровней исследуемой готовности. Результат процесса подготовки рассматривается нами через категорию «профессиональная педагогическая готовность», которая предполагает наличие твердых положительных установок и мотивов, профессиональных знаний, общепедагогических умений и навыков, а также профессионально значимых качеств учителя.
Результатом подготовки студентов к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника является формирование соответствующей готовности, рассматриваемой нами как единство взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, теоретического, технологического, рефлексивно - оценочного и эмоционально-волевого. Все структурные компоненты тесно связаны, своеобразной основой для всех других компонентов является мотивационный компонент.
Рассматривая педагогические условия как существенный компонент, интегрирующий в себе определенную совокупность мер педагогического процесса, мы выделяем следующие организационно-педагогические условия подготовки студентов к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника:
1. насыщение содержания учебных курсов предметных дисциплин материалами культурологического содержания на основе принципа диалога культур;
2. актуализация в процессе подготовки учителя иностранного языка составляющих аспектов культуры межнационального общения: знаниевого, мировоззренческого и поведенческого;
3. направленность всего учебного процесса на формирование межкуль-турной компетентности и культуры межнационального общения на ее основе;
4. научно обоснованное включение в учебный план спецкурса «Культура межнационального общения младшего школьника».
В качестве принципов конструирования и реализации проектируемой модели в подготовке учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника нами были избраны принципы: диалогичности, субъект-субъектпых отношений, персонализации, индивидуально—творческого подхода, вариативности, технологизма.
Следующим компонентом нашей модели является содержание профессиональной подготовки учителя иностранного языка к воспитанию культу-
ры межнационального общения младшего школьника, основные направления которой составляет общекультурная, психолого-педагогическая предметная и методическая подготовка.
Общекультурная подготовка способствует овладению студентами философскими, культурологическими, социологическими, политическими, педагогическими и психологическими знаниями о всеобщей связи событий и явлений, о значении и сущности социально-культурных общностей, о закономерностях развития общества, о социально-значимых ценностях, особенностях процесса социализации ребенка младшего школьного возрастай т, д.
Психолого-педагогическая подготовка направлена на овладение будущими учителями знаниями о материалистической теории познания, педагогической методологии (фундаментальные научные положения, теории, гипотезы, методы педагогических исследований и др.); об основных нормативных документах для осуществления педагогической деятельности в начальной школе; об особенностях развития личности детей младшего школьного возраста.
Предметная подготовка направлена на приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка, на осознание понятий языковая личность, вторичная языковая личность, на ознакомление с различными вариантами произношения, со значением и употреблением слов, с проблемой выбора лексики в контексте общения, на осознание роли межкультурной компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур, на усвоение языковых реалий, связанных со страноведческой направл енн о стью.
Реализация процесса методической подготовки возможна в системе лекций, семинаров и практикумов по дисциплинам общекультурной, психоло-го-педагогической, предметной подготовки; педагогической практики, практических занятий по спецкурсу «Культура межнационального общения младшего школьника».
Целью спецкурса является, во-первых актуализация теоретических знаний по общепрофессиональному блоку дисциплин, во-вторых, изучение методологических оснований поликультурного образования, в-третьих формирование положительного отношения к проблеме воспитания культуры межнационального общения младшего школьника, в-четвертых применение знаний для разработки конкретных фрагментов уроков.
Кроме того, нами были использованы и такие формы организации внеаудиторной воспитательной работы педагогов со студентами, как: социальноориентированные, этические и эстетические воспитательные мероприятия. Наиболее удачными были: организация и проведение праздников, утренников и фестивалей для младших школьников выставки и смотры художественного творчества, встречи и переписка с людьми разных национальностей.
Организация процесса профессиональной подготовки включала четыре этапа: подготовительный, теоретический, практический и обобщающий.
На подготовительном этапе решались следующие задачи:
- изучение индивидуальных особенностей студентов и характера взаимодействия студентов как друг с другом, так и с преподавателями;
- изучение мотивов профессионального выбора, формирование мотивационной установки на воспитание культуры межнационального общения младшего школьника;
-выявление отношения к проблеме воспитания культуры межнационального общения младшего школьника и исходного уровня знаний по данной проблеме.
Второй этап - теоретический - нацелен на ознакомление студентов с теоретико-методологическими основаниями поликультурнош воспитания. Указанные задачи преимущественно решались с помощью активных методов: дискуссий, анализа ситуаций, тренингов.
Практический этап связан с решением задач по формированию практических навыков воспитания культуры межнационального общения младшего школьника и систематизацией усвоенных знаний и умений, развитием педагогического творчества. Наряду с ранее используемыми методами практиковались различные игры, микропреподавание. Одними из эффективных форм обучения в экспериментальных группах являлись деловые игры и тренинги.
Задачи обобщающего этапа заключались в систематизации знаний по проблеме и совершенствовании практических умений. На данном этапе широко использовался метод наблюдения и научный поиск.
Реализация задач всех этапов осуществлялась модульным, комплексным и дополняющим способами. Модульный способ давал возможность показывать социокультурное своеобразие того или иного народа в рамках отдельных тем. Комплексный способ предусматривал создание интегрированного спецкурса, в котором идеи, понятия, явления, процессы и факты, показывающие особенности культуры страны изучаемого языка раскрываются на материале основ взаимосвязанных наук. Дополняющий способ заключается в том, что необходимый материал, использовался во внеаудиторной деятельности.
Модель подготовки студентов к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника предполагала использование собственноколлективной, коллективно - парной, коллективно — групповой форм работы.
Сконструированная нами модель подготовки учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника и программа реализации показали ее эффективность, что было проверено опытно-экспериментальным путем. Анализ полученных данных выявил прирост показателей за период между первым и итоговым срезами в экспериментальной группе по всем критериям.
Библиографический список
1. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко. - М.: Айрис.Пресс, 2004, - 235 с.;
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. - № 4. - 2002. - С. 2-4;
3. Матис, В. И. Педагогика межнационального общения / В. И. Матис, -■ Барнаул, 2003. - 506 с.
4. Об образовании: Закон Российской Федерации № 12-ФЗ от 13.01.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 3. - Ст. 150, с. 701
5. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988
6. Примерные программы по иностранным языкам. Пояснительная записка / Иностранные языки в школе. — 2005. - № 5. — С. 2-33.
7. Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. В 2-х т. Т. II / Под ред. Юркова Е. Е. и др. - СПб., 2003. - С. 37-43.
УДК 37. 104 (471. 67)
Д. М. Абдуразакова
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА ДАГЕСТАНА КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В 1995 г. ООН приняла « Декларацию принципов терпимости», в которой провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, указаны пути их реализации.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной, важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [2].
Проблема воспитания толерантности стала особенно актуальной в наши дни из-за возросшей напряженности в человеческих отношениях.
Толерантность в современном понимании имеет широкий спектр трактовок и интерпретаций. Ее понимание не однозначно в разных культурах.
П. Степанов подчеркивает, что «толерантность можно рассматривать в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как к представителям иных со-