Принцип управления основан на закономерности, согласно которой педагогическая система является управляемой, а эффективность ее функционирования зависит от качества её управления на различных этапах педагогического процесса.
Для рассматриваемой системы международного академического сотрудничества принцип управления прослеживается в выстраивании нисходящей управленческой связи: ректор - проректор по учебно-методической работе - начальник отдела совместных образовательных программ - директор представительства КНИТУ. От эффективности построения административных связей зависит эффективность координирования сетевого взаимодействия вуза и партнеров во Вьетнаме.
Принцип развития связан с социально-педагогической закономерностью, в соответствии с которой педагогическая система представляет собой часть социальной системы, ориентируясь на развитие личности и коллектива. По мнению П.Н. Осипова, идеи развития «самопроцессов» - самовоспитания, самообразования, самоуправления, лежат в основе формирования конкурентоспособных профессионалов, а рынок труда становится стимулом для развития самостоятельности [9].
Развитие системы академического сотрудничества КНИТУ с партнерами во Вьетнаме связано с укрупнением партнерской сети, расширением форм сотрудничества, переходом от наставнического образа обучения к самообучению, самовоспитанию и самоуправлению.
В основе принципа информативности лежит закономерность, суть которой заключается в том, что педагогическая система является открытой, а эффективность педагогического процесса зависит от эффективности поиска, передачи, преобразования, распределения, хранения и использования информации.
Принцип информативности играет важную роль в вопросах привлечения абитуриентов из Вьетнама. Грамотно проведенная кампания о возможностях обучения в КНИТУ определяет количество заявок от абитуриентов на программы инженерного профиля, а также их контингент.
Библиографический список
Принцип социализации определяется следующей закономерностью: педагогическая система является открытой и представляет собой часть социальной системы, подчиняясь её целям. Данный принцип определяет то, насколько легко студенты адаптируются к жизни за пределами привычной социальной среды, осваивают навыки межкультурного общения, комфортно чувствуют себя вдали от родины.
В основе принципа индивидуализации лежит закономерность, согласно которой развитие личности в педагогическом процессе зависит от эффективности индивидуализации различных видов деятельности обучающихся.
Принцип индивидуализации проявляет себя в выстраивании отношений между российскими и вьетнамскими преподавателями, административными сотрудниками и студентами. Каждый отдельно взятый случай построения диалога между представителями двух национальностей требует индивидуального подхода, будь это общение вьетнамского аспиранта с научным руководителем из российского вуза или официальная встреча ректора КНИТУ с руководством вуза-партнера.
Таким образом, каждый из перечисленных принципов находит свое место в педагогической системе академического сотрудничества КНИТУ и научно-образовательных центров Вьетнама.
Международное академическое сотрудничество - сложный, многоаспектный и многостадийный процесс, требующий создания организационных условий и зависящий от взаимодействия его участников. Личные пристрастия и межличностные отношения играют важную роль в установлении контактов и налаживании отношений между удаленными партнерами. Рассмотрение этого процесса как педагогической системы позволяет выявить основные закономерности и принципы, которым подчиняется международное академическое сотрудничество в целом, и в нашем конкретном случае - с партнерами во Вьетнаме. Моделирование педагогической системы международного академического сотрудничества КНИТУ с научно-образовательными центрами Вьетнама позволяет выделить основные пути оптимизации взаимоотношений.
1. Джуринский A.H. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. Москва: Прометей, 2017.
2. Муравьева A.A., Олейникова O.H. Теоретическое осмысление процессов интернационализации в высшем образовании. Качественное образование: проблемы и перспективы. Москва, 2016: 199 - 213.
3. Ханс де Вит. Глобализация исследований высшего образования. Международное высшее образование. 2016; 85: 13 - 15.
4. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Эдиториал УРССС, 1997.
5. Aндреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. ^зань: Центр инновационных технологий, 2000.
6. Спирин Л.Ф. Теория и технология педагогических задач. Москва: Рос. пед. агентство, 1997.
7. Сухристина A.C., Зиятдинова Ю.К, ^чнев AM. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт ^ИТУ. Высшее образование в России. 2016; 11: 10 - 110.
8. Деловой совет по сотрудничеству с Вьетнамом. Available at: http://www.bccv.ru/events/index.wbp
9. Осипов П.К От воспитания - к самовоспитанию. ^занский педагогический журнал. 2003; 1: 52 - 57.
References
1. Dzhurinskij A.N. Vysshee obrazovanie vsovremennom mire: trendy iproblemy. Moskva: Prometej, 2017.
2. Murav'eva A.A., Olejnikova O.N. Teoreticheskoe osmyslenie processov internacionalizacii v vysshem obrazovanii. Kachestvennoe obrazovanie: problemy iperspektivy. Moskva, 2016: 199 - 213.
3. Hans de Vit. Globalizaciya issledovanij vysshego obrazovaniya. <https://ihe.hse.ru/article/view/2938>Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. 2016; 85: 13 - 15.
4. Blauberg I.V. Problema celostnostiisistemnyjpodhod. Moskva: 'Editorial URSSS, 1997.
5. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
6. Spirin L.F. Teoriya i tehnologiya pedagogicheskih zadach. Moskva: Ros. ped. agentstvo, 1997.
7. Suhristina A.S., Ziyatdinova Yu.N., Kochnev A.M. Setevoe vzaimodejstvie vuzov kak forma internacionalizacii: opyt KNITU. Vysshee obrazovanie vRossii. 2016; 11: 10 - 110.
8. Delovoj sovet po sotrudnichestvu s V'etnamom. Available at: http://www.bccv.ru/events/index.wbp
9. Osipov P.N. Ot vospitaniya - k samovospitaniyu. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2003; 1: 52 - 57.
Статья поступила в редакцию 11.07.17
yflK 378
Shamkhalov R.I., elementary school teacher, MBOU"Gymnasium № 6" (Kaspiisk, Russia), E-mail: patimat-shahbanova@mail.ru Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat-shahbanova@mail.ru
THE MODEL OF TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR RURAL SCHOOLS. The article pays special attention to issues of education in rural areas. Challenges that are common to all rural schools in the country may be overcome in different ways, taking into account local conditions, material and human possibilities. In this regard, the system-activity approach to the organization of training and education of rural students is becoming more and more important. The model is understood as a theoretical project of a certain practical activity in the formation of professional competence of future primary school teachers for rural schools, which contains the basic principles and conditions of pedagogical system of training of students at a college. Integrative learning activity helps students to make a conscious choice of various forms of training and education of young students.
Key words: values of education, college, future primary school teacher, rural school, training of students, alternative forms of learning, integrative learning activities.
Р.И. Шамхалов, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 6», г. Каспийск, E-mail: patimat-shahbanova@mail.ru
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф. ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: patimat-shahbanova@mail.ru
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
В данной статье уделено специальное внимание вопросам образования в условиях села. Трудности, характерные для всех сельских школ страны, преодолеваются по-разному с учётом местных условий, материальных и кадровых возможностей. В связи с этим всё более актуальным становится системно-деятельностный подход к организации обучения и воспитания сельских школьников. Модель понимается как теоретический проект определённой практической деятельности по формированию профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы, в котором заложены основные принципы и условия учебно-педагогической системы обучения студентов в колледже. Интегративная учебная деятельность подводит студентов к осознанному выбору вариативных форм обучения и воспитания младших школьников.
Ключевые слова: ценности образования, колледж, будущий учитель начальных классов, сельская школа, система подготовки студентов, вариативные формы обучения, интегративная учебная деятельность.
Педагогическое образование - самостоятельный, относительно завершённый уровень профессионального образования. Оно является традиционно сложившейся и исторически утвердившейся частью системы педагогического образования в России. Научной основой подготовки педагогических кадров выступают изыскания В.М. Бехтерева, В.П. Вахтеро-ва, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.П. Нечаева, К.Д. Ушинского и др.
Изменение ценностей современного образования, введение вариативных дидактических систем в начальной школе, определённые трудности социально-профессиональной адаптации у выпускников педагогических учебных заведений вызывают необходимость разработки новых подходов к формированию профессиональной компетентности будущего учителя.
В данной статье специальное внимание уделено вопросам образования в условиях села. Современному исследователю социально-педагогических проблем важно опираться на прогрессивные идеи, изложенные в трудах писателей, ученых, организаторов работы сельских школ конца XIX - начала XX вв.: В.П. Вахтерова, А.Ф. Иванова, Н.К. Калугина, С.А. Рачинского, В.А. Сухомлинского, М.К. Тенишевой, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, А.Н. Энгельгарда.
Различные аспекты развития сельской школы отражены в психолого-педагогической литературе конца XX - начала XXI вв.: социальная роль сельской школы в гармонизации отношений человека с окружающей средой (В.И. Величкина, П.А. Гагаев, Е.Н. Зайцев, Т.А. Степанова); своеобразие воспитания и обучения сельского школьника (П.А. Жильцов, Г.В. Пичугина, Е.Н. Степанов, Г.Ф. Суворова, В.В. Цветков); психолого-педагогические особенности организации обучения в классах с малой наполняемостью (И.Н. Димура, М.И. Зайкин, В.А. Кишеев, А.И. Ломоносова, P.M. Шерайзина).
Современную сельскую школу мы рассматриваем как наследницу культурно-педагогической традиции, заложенной деятелями земского образования и известными русскими педагогами. Особый интерес для нас представляют те критерии педагогического труда, которые обосновали создатели и теоретики отечественной школы Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, С.А. Рачинский, М.К. Тенишева, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
В обобщенном виде требования к труду учителя по критериям педагогического образования можно сформулировать следующим образом: помочь воспитаннику найти своё место в жизни; учить учиться, возбуждая интерес ученика к познанию; ученику передать не только те или иные знания, но и развить в нём желание и способность самостоятельно приобретать новые; создать условия детям для проявления и развития своих творческих возможностей; сохранять естественность отношений между учащим и учащимся; считать тот метод лучше, который побуждает детей к учению; признать особое значение наглядности при обучении в начальной школе; быть деятелем, чтобы подавать достойный пример ученикам.
При создании модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов, мы основывались на готовности выпускников колледжа к обучению и воспитанию учащихся начальных классов в сельской школе. Поэтому данная модель является адекватным отражением учебно-педагогической системы обучения студентов в колледже, по-
нимаемая как теоретический проект определенной практической деятельности [1; 3].
Созданная нами модель предусматривает систему подготовки студентов к осознанному выбору вариативной системы обучения младших школьников сельской школы. Структуру модели составляют следующие блоки: целевой (предполагает конечный результат формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы), методологический (принципы организации учебного процесса, подбор адекватных и оптимальных средств достижения, как тактических целей; каждого этапа, так и общей стратегической цели исследования); содержательно-процессуальный (совокупность организационно-методических аспектов моделирования), контрольно-результативный блок (самоанализ и проектирование дальнейших образовательных маршрутов).
В методологическом блоке представлены, исходные в нашем исследовании методологические: психолого-педагогические концепци, целостный подход (A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков), компетентностный подход (А.А. Вербицкий), де-ятельностный подход (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) (субъективность, диалог, свобода, саморазвитие, смысловая сфера, рефлексия: как форма самопроявления личности)
В модели представлена система подготовки студентов к осознанному выбору вариативной системы обучения математике младших школьников. Обучение происходит в определенной последовательности ее этапов, и может быть представлена как «смена уровней динамической системы взаимосвязанных дея-тельностей» преподавателей и студентов, осуществляемая на ценностном содержании [2].
В модели представлена технология формирования профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к работе учителя начальных классов в сельской школе, которая предполагает проведение формирующего эксперимента, которая включает в себя:
- отбор научно-теоретических концепций и теорий, как методологическая основа построения модели экспериментальной педагогической системы;
- разработку научно-теоретических и организационно-методических аспектов моделирования, для оптимального построения педагогической системы подготовки студентов к осознанному выбору методической системы обучения;
- выявление психолого-педагогических условий и средств, позволяющих эффективно осуществлять опытно-экспериментальную работу в вузе.
При разработке модели подготовки студентов педагогического колледжа к обучению математике в начальных классах сельской школы, мы так же учитывали функции интегративной учебной деятельности:
обеспечение студентов возможностью самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями с помощью уже известных способов или конструируя новые интегративные способы;
способствовать формированию профессиональной деятельности, а в частности умению выбирать и применять современные вариативные системы обучения.
Информация о ценностях педагогического процесса; ценностях педагогической культуры определялась в экспериментальной работе с целью формирования системного видения
педагогического процесса будущим педагогом. Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями ее элементов, а связана, прежде всего, с характером; взаимодействий между элементами [4, с. 147]. Следовательно, на первый план нами выдвигалась задача познания и механизма этих связей и отношений. Через поиск смысла собственной педагогической деятельности мы знакомили студентов с альтернативными направлениями, концепциями, опытом педагогов-новаторов, современными методическими и дидактическими системами обучения младших школьников, инновациями в образовании. Авторские, инновационные, новаторские формы педагогической деятельности предполагают новое содержание педагогического процесса и способствуют формированию отношения к педагогической деятельности как к преобразованию, развитию форм; методов, приемов в новых ситуациях и альтернативных системах обучения. Выработать у будущего учителя профессиональные взгляды, убеждения, оценки, критическое отношение к отдельным сторонам учебно-воспитательного процесса в современной сельской начальной школе, интерес к вариативным системам обучения младших школьников, потребность в их выборе и творческом применении в реальной практике сельской школы является ещё и дидактической функцией моделирующего обучения.
На сегодняшний день одной из основных проблем подготовки будущих учителей в колледже является рассогласованность многих компонентов, так как, практически, ни один курс по педагогике не в состоянии обеспечить все требования к умственной деятельности студентов. То есть формирование творческих способностей и активизация умственной деятельности должна поддерживаться всей учебной работой учебного заведения [3]. Следовательно, задача формирования профессионально направленной личности учителя должна рассматриваться в рамках системного пути, в основе которого лежит понятие «система».
Изучение психолого-педагогической литературы и анализ современных исследований показал, что нет однозначного определения к категории «педагогическая система». Изучив психолого-педагогическую литературу (В.П. Беспалько, Е.П. Белозерцев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.Л. Татур и др. Мы пришли к выводу, что наиболее близкое к нашему исследованию определение «педагогической системы» - это целостный, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс подготовки специалиста, в котором все элементы, составляющие единство, работают на конечную цель - формирование профессионально направленной личности будущего специалиста.
Педагогическая система формирования учебной деятельности студентов рассматривалась нами как единство, представляющее взаимосвязанный комплекс этапов опытно-экспериментальной работы, расположенных в определённой логической последовательности, конкретных целевых установок, решаемых на каждом этапе, определенного предметного содержания. В основу системы был положен: такой системообразующий фактор как принцип преемственности и его взаимодействие с рядом других принципов: профессиональной направленностью, интеграцией, единства обучения и воспитания, мотивацией учения и труда, проблемностью, индивидуализацией обучения.
Этапы формирования у студентов готовности к осознанному выбору вариативной системы обучения младших школьников совпадают с этапами профессиональной подготовки. Это объясняется необходимостью рассмотреть процесс профессионального становления будущего учителя, определить особенности его воспитания, самовоспитания, саморазвития, способствующие успешному формированию у студентов готовности к осознанному выбору вариативной системы обучения младших школьников. Осуществление педагогического процесса по формированию у студентов готовности к осознанному выбору вариативной системы обучения младших школьников предполагало в нашем исследовании изучение особенностей личности студента и его деятельности.
Нами изучены и проанализированы существующие в отечественной практической психологии исследования С.А. Ар-
Библиографический список
хангельского, Н.Н. Нечаева и др., в которых рассматриваются различные аспекты развития личности студентов [6]. В данных работах вскрывается ряд противоречий:
• между сравнительно невысокой социальной значимостью учебно-познавательной деятельностью студента в колледже и будущей профессиональной деятельностью;
• между большими психическими и физическими возможностями и небольшим жизненным опытом;
• между относительной свободой в организации умственной деятельности и необходимостью иметь рациональный распорядок и четкий алгоритм в своей учебной деятельности.
Учитывая данные противоречия студенческого возраста, мы предполагали, организуя опытно-экспериментальную работу, что на становление творческой личности учителя, формирование у студентов готовности к осознанному выбору вариативной системы обучения младших школьников значительное влияние оказывают все стороны обучения в колледже. Но важнейшим элементом учебного процесса является учебно-познавательная деятельность студентов, направленная; на приобретение и усвоение теоретических и практических знаний, методов и приемов, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо учитывать некоторые подходы к изучению структуры учебно-познавательной деятельности студентов.
Изучением психологической структуры учебно-познавательной деятельности студентов занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей [П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Е.М. Машбиц, Е.Н. Кабано-ва-Меллер, Д. Брунер, И. Лингард и др.). Можно говорить о многозначности оснований подходов к выделению структуры учебной деятельности. В структуре данной деятельности выделяется содержательный, операционный, мотивационный, рефлексивный компоненты. Специфика этих компонентов определяет все основные особенности учебно-познавательной деятельности, в том числе ее репродуктивный и творческий характер. Следовательно, наше исследование предусматривало изучение указанных компонентов в аспекте создания условий для формирования профессиональной компетентности будущего учителя.
Разработанная модель отражает ключевые задачи процесса подготовки учителей начальных классов, профессионально компетентных в своей будущей педагогической деятельности. С целью реализации педагогических условий, выявленных нами в ходе исследования, в колледже, создана «Лаборатория будущего учителя», практико-ориентированная среда которой способствовала решению основных, на наш взгляд, задач:
1) разработка программы с интегрированным содержанием традиционной системы обучения и инновационных подходов для подготовки профессионально компетентных учителей начальных классов сельских школ;
2) психолого-педагогический практикум для будущих учителей, организованный на основе современной инновационной технологии обучения в начальных классах и новыми формами контроля уровней владения учащимися предметной, коммуникативной и социокультурной компетенциями;
3) соблюдение связи теории и практики во время обучения;
4) совершенствование этнокультурной, инфморационной и коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов;
5) создание условий, мотивирующих будущих учителей к самообразованию, творческой инициативе и инновационной деятельности [5].
Таким образом, в ходе построения модели формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов сельской школы нами предпринята попытка интегрировать базовые профессиональные знания как фундаментальную основу обучения, с инновационными формами и методами развития профессионального мышления будущих учителей, в связи с этим практико-ориентированный, исследовательский подход к разрешению конкретных образовательных проблем имеет важное значение.
1. Байденко В.И. Диверсификация среднего педагогического образования. Москва, 1995.
2. Багге М.Б. Школа С.А. Рачинского как педагогическая система. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1999.
3. Верб М.А. Педагогическая культура личности. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Москва, 2003.
4. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. Москва, 2000.
5. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Москва, 1992.
6. Воробьева О.В. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов в современных образовательных условиях. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции. Часть I. Новосибирск, 2012.
References
1. Bajdenko V.I. Diversifikaciya srednego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 1995.
2. Bagge M.B. Shkola S.A. Rachinskogo kak pedagogicheskaya sistema. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.
3. Verb M.A. Pedagogicheskaya kul'tura lichnosti. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost': Uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
4. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. A.S. Robotova, T.V. Leont'eva, I.G. Shaposhnikova i dr. Moskva, 2000.
5. L'vova Yu.L. Tvorcheskaya laboratoriya uchitelya. Moskva, 1992.
6. Vorob'eva O.V. Professional'naya podgotovka buduschego uchitelya nachal'nyh klassov v sovremennyh obrazovatel'nyh usloviyah. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam XXI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chast' I. Novosibirsk, 2012.
Статья поступила в редакцию 18.07.17
УДК 372.879.6
Krainik V.L., Dr. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Kaznacheev S.V., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Physical Education and Recreation, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: doc_kazna@mail.ru
Yudin D.S., postgraduate, Head of Department of Physical Education and Recreation, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS EXCUSED FROM ATTENDING PHYSICAL TRAINING ON THE BASIS OF THE ELECTIVE COURSE "THE HUMANITIES". The paper studies a relevant problem of the involvement of students excused from attending the classes of physical training into the process of sports activity in a form that is available for students, who suffer from chronic illnesses. According to the authors' opinion, the elective course on "The Humanities" has this opportunity to involve students into sports activities. The contents of this course covers some the issues of the constitutional organization of a man's body, his biological and social age, prevention of reduced quality of health. The work reveals the results of the pedagogical experiment on introduction of the elective course into the educational process of the Siberian Institute of Management (a branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation). The paper presents some conclusions about the effectiveness of the pilot innovations and prospects of its further implementation in different educational organizations.
Key words: physical education, recreation, humanities, exemption from physical training, students.
B.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru
C.В. Казначеев, д-р мед. наук, проф., проф. каф. физического образования и рекреации Сибирского института управления - филиала РАНГХиГС, г. Новосибирск, E-mail: doc_kazna@mail.ru
Д.С. Юдин, аспирант, зав. каф. физического образования и рекреации Сибирского института управления - филиала РАНГХиГС, г. Новосибирск, E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ»
Поднимается актуальная проблема вовлечения студентов, по медицинским показаниям освобождённых от занятий физической культурой, в процесс физкультурно-спортивной деятельности в форме, доступной для учащихся, страдающих хроническими недугами. По мнению авторов, такую возможность предоставляет элективный курс «Человековедение», содержанием которого являются вопросы конституциональной организации человека, его биологического и социального возраста, профилактики снижения качества здоровья и др. Раскрываются результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанного элективного курса в учебно-воспитательный процесс Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Делается вывод об эффективности экспериментального нововведения и перспективах его дальнейшей реализации в различных образовательных организациях.
Ключевые слова: физическая культура, рекреация, человековедение, освобождение от занятий физической культурой, студенты.
Вопросы освобождения учащихся от занятий по физической культуре регулируются в нашей стране законодательными регламентами различного уровня и, прежде всего, федеральным, общегосударственным законодательством. Необходимо отметить, что физическая культура относится к тем учебным дисциплинам, которые являются обязательными для изучения. Освобождение от физической культуры, как от предмета, от учебной дисциплины, невозможно. По фактическим признакам от занятий
физической культурой в любом учебном заведении могут быть освобождены только лица с ограниченной дееспособностью, не имеющие возможности обучаться на общих основаниях в рамках стандартных учебных заведений. По формальному основанию большинство учащихся получает освобождение от физической культуры только при наличии явных признаков наличия какого-либо заболевания, зафиксированного врачом, с последующим оформлением в клинико-экспертной комиссии медицинской