УДК 378.1 Шкиль Ольга Сергеевна
старший преподаватель кафедры дизайна Амурского государственного университета [email protected]
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА В ВУЗЕ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Shkil Olga Sergeevna
Senior Lecturer of the Design Department, Amur State University [email protected]
MODEL OF TEACHING BACHELORS OF DESIGN TO SOLVE VOCATIONAL TASKS BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION
TECHNOLOGIES
Аннотация:
В статье дается описание модели подготовки бакалавров дизайна в вузе к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий, рассматривается ее компонентный состав, организационнопедагогические условия реализации.
Ключевые слова:
модель, система требований, цель, принципы, этапы, результат, компоненты, критерии, уровни готовности.
Summary:
The article describes a model of training Bachelors of Design to solve the vocational tasks by means of information and communication technologies. The author considers its components, organization of educational conditions for implementation of the model in the higher school.
Keywords:
model, system of requirements, purpose, principles, stages, result, components, criteria, levels of competence.
Одним из современных требований работодателей к специалисту дизайна является готовность выпускников к использованию информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности. В условиях ориентации высшего образования на требования социального заказа первостепенное значение имеет разработка модели подготовки бакалавров дизайна к решению профессиональных задач средствами ИКТ.
Анализ научных работ показал, что вопросы моделирования подготовки бакалавров дизайна к решению профессиональных задач средствами ИКТ недостаточно изучены. В основном, исследователи занимаются проблемой подготовки обучающихся к применению данных технологий в решении художественно-эстетических и проектно-технологических задач дизайн-деятельности. Однако на современном этапе задачи дизайнера отличаются сложностью и многообразием. Проведенное исследование [1] позволило нам определить группы профессиональных задач, которые выполняет дизайнер на практике: аналитико-исследовательские, художественно-эстетические, проектнотехнологические, конструкторско-технические, эргономические, экономические, производственноорганизационные. Разрабатываемая нами модель направлена на формирование готовности будущих дизайнеров к реальным условиям рынка труда и предусматривает подготовку бакалавров соответствующей специальности к решению вышеперечисленных задач средствами ИКТ.
При построении модели мы опирались на опыт моделирования профессиональной подготовки специалистов к использованию ИКТ В.А. Магина [2], А.П. Болозович [3], Н.В. Евладовой [4]. Работы этих авторов интересны тем, что их представления обучения основываются на теоретических положениях системного и деятельностного подходов. Мы пришли к выводу, что модель подготовки бакалавров дизайна к решению профессиональных задач средствами ИКТ должна иметь следующий компонентный состав: система требований, цель, принципы, этапы, результат, компоненты, критерии, уровни готовности к профессиональной деятельности.
Система требований к профессиональной подготовке дизайнеров разрабатывается с учетом условий трех групп: внешней, профессиональной и образовательной сред. Требования внешней среды обусловлены современными тенденциями в области дизайна, социальноэкономическим и политическим развитием государства, требованиями рынка дизайн-услуг, нормативно-правовой базой (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ). Важным требованием данной группы выступает формирование информационной компетентности будущих специалистов. Профессиональная среда представлена требованиями архитектурно-дизайнерских фирм, рекламных агентств, дизайн-мастерских и студий, строительных организаций, индивидуальных предпринимателей. На этапе диагностического эксперимента нами был выявлен тот факт, что представители профессиональной среды отмечают необходимость
использования ИКТ в профессиональной дизайн-деятельности. Требования образовательной среды определяются соответствующими стандартами (далее - ФГОС ВПО), учебными планами вуза, его социокультурной средой и техническим обеспечением. На основе контент-анализа ФГОС ВПО по направлению «Дизайн» [5] мы выявили, что он ориентирует преподавателей на подготовку дизайнеров к решению профессиональных задач и овладению основными методами, способами получения, хранения, переработки информации, правилами набора и верстки.
Итак, исследование позволило сформулировать общие требования к подготовке дизайнеров в области ИКТ. Бакалавр дизайна должен иметь навыки решения профессиональных задач, знать понятия информатики, основные операционные системы, файловые структуры, уметь работать в графических редакторах, сети Интернет, вести компоновку и трехмерное моделирование, владеть компьютерным обеспечением процесса проектирования.
Следующий компонент разрабатываемой нами модели - цель, которая подразумевает подготовку компетентного бакалавра дизайна к решению многообразных профессиональных задач средствами ИКТ.
При моделировании образовательного процесса дизайнеров мы руководствовались общедидактическими принципами: научность, систематичность и последовательность, системность, межпредметные связи, связь теории и практики обучения с жизнью, профессиональная направленность, наглядность, доступность, дифференциация и индивидуализация, создание положительного отношения к учению и мотивация [6]. Кроме того, опираясь на теоретические положения системного, деятельностного и компетентностного подходов в педагогике, нами определены специфические принципы обучения дизайнеров: принцип адекватности современным требованиям; целостности, интеграции; структуризации, системности и множественности; динамичности; активности. На наш взгляд, они обеспечивают подготовку специалистов в соответствии с изменяющимися требованиями социального заказа.
Большое значение в подготовке специалистов имеет содержание образования, которое, согласно теории В.А. Сластенина, представляет собой совокупность четырех компонентов: теоретической и практической готовности, опыта творческой деятельности, мотивационноценностного отношения к профессиональной деятельности [7]. Основываясь на теоретических положениях автора и его педагогическом опыте, в разрабатываемой модели мы предусматриваем четыре этапа подготовки к решению профессиональных задач средствами ИКТ.
Первый этап характеризуется формированием базовых знаний, умений и навыков в области иКт, объектной стадии мотивационно-ценностного отношения к их использованию, потребности в опыте творческой деятельности путем включения обучающихся в решение анали-тико-исследовательских, экономических, производственно-организационных задач профессиональной деятельности дизайнера средствами ИКТ.
Второй этап обеспечивает становление универсальных профессиональноориентированных знаний, умений и навыков в области ИКТ, объектно-субъектной стадии мотивационно-ценностного отношения к их использованию, опыта творческой деятельности на основе включения обучающихся в профессиональную работу дизайнера посредством решения художественно-эстетических задач.
Третий этап направлен на создание специализированных профессиональноориентированных знаний, умений и навыков в области ИКТ (изучение более сложных технологий компьютерной графики, субъект-объектной стадии мотивационно-ценностного отношения к использованию ИКТ, накопление обучающимися творческого опыта посредством решения проектно-технологических, конструкторско-технических и эргономических задач профессиональной деятельности дизайнера).
Четвертый этап способствует развитию системных знаний, умений и навыков в области ИКТ, их практической реализации в решении сложных профессиональных задач в области дизайн-деятельности в процессе производственной практики, курсового и дипломного проектирования, собственно субъектной стадии мотивационно-ценностного отношения, рефлексивной деятельности в решении сложных задач профессиональной работы дизайнера средствами ИКТ.
Результатом профессиональной подготовки бакалавров дизайна, под которой мы понимаем способность дизайнера к профессиональной деятельности, обусловленной наличием четырех компонентов: теоретической и практической готовностей в области ИКТ, опытом творческого труда и мотивационно-ценностным отношением к решению профессиональных задач, -выступает готовность к решению профессиональных задач средствами ИКТ. Теоретическая готовность бакалавра дизайна характеризуется системными знаниями, нормативно определенными ФГОС ВПО и учебными программами. Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях (действиях): аналитико-исследовательских, художественных, инженернотехнических, конструкторских, проектных, организаторских. Опыт творческой деятельности про-
является в способности самостоятельно переносить приобретенные знания и умения в новую ситуацию; комбинировать ранее усвоенные и известные способы в новый; в построении принципиально нового способа решения. Мотивационно-ценностное отношение обусловлено побуждением к действиям, необходимостью развития и совершенствования знаний и умений в решении профессиональных задач средствами ИКТ.
Готовность бакалавров дизайна к решению профессиональных задач средствами ИКТ определяется критериями (когнитивный, деятельностно-практический, мотивационный) и уровнями сформированности (высокий, средний, низкий, критический). Разработанная нами модель подготовки бакалавров дизайна, характеризующаяся единством взаимозависимых и взаимосвязанных компонентов (системы требований внешней, профессиональной и образовательной сред, цели, общедидактических и специфических принципов обучения, этапов и результата), носит открытый характер и может пополняться новыми компонентами.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были определены и интегрированы в практику организационно-педагогические условия реализации модели подготовки бакалавров дизайна к решению профессиональных задач средствами ИКТ:
1) конструирование содержания образования бакалавров дизайна к решению профессиональных задач средствами ИКТ на основе их интеграции в учебный процесс и междисциплинарных связей дисциплин информационной направленности с экономическими, общепрофессиональными и профессиональными дисциплинами, производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием;
2) применение в учебном процессе технологий активного обучения;
3) вовлечение работодателей в профессиональную подготовку дизайнеров на основе выработки механизмов взаимодействия субъектов образовательной и профессиональной сред;
4) вовлечение обучающихся в творческую деятельность, способствующую формированию креативного опыта и мотивационно-ценностного отношения к использованию ИКТ в решении профессиональных задач дизайнера.
Проведение опытно-экспериментальной работы подтвердило эффективность нашей модели. Результаты эксперимента показали, что уровень готовности будущих бакалавров дизайна к решению профессиональных задач средствами ИКТ имеет тенденцию к возрастанию, достигая к последнему курсу необходимых показателей. Безусловно разработанная нами модель подготовки способствует повышению качества профессионального образования дизайнеров и обеспечивает их конкурентоспособность на современном рынке труда.
Ссылки:
1. Шкиль О.С. Этапы и задачи профессиональной деятельности дизайнеров // Вектор науки. 2013. № 2 (13).
2. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.
3. Болозович А.П. Методика формирования проектной компетентности специалиста в сфере инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
4. Евладова Н.В., Бурдуковская Е.А., Шумейко А.А. Формирование информационной компетентности будущих экономистов: моногр. Благовещенск, 2006.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению 072500 «Дизайн». М., 2009.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2008.
7. Сластенин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования: моногр. М., 2000.