ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
371.13 378(571.56)
У. А. Винокурова, А. Д. Семенова
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА-ВЫПУСКНИКА СВФУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Затрагиваются глобальные проблемы образования, стратегически важные в мировом сообществе. Опираясь на педагогическую научно-творческую практику Якутии, авторы предприняли попытку развить и конкретизировать идеи исследователей мировых систем образования в соответствии с задачами разрабатываемой Концепции непрерывного педагогического образования в СВФУ
Ключевые слова: модернизация образования, модель педагога, интерактивная образовательная технология, компетенции педагога, этнокультурная компетентность.
U. A. Vinokurova, A. D. Semyonova
The model of teacher-graduate of the NEFU in conditions of FSES implementation
The global education problems strategically important in the global society are observed. Basing on pedagogical and scientific-creative practice of Yakutia the authors attempted to develop and concretize the ideas of global education systems researchers according to the issues of the worked Concept of continuous pedagogical education of the NEFU.
Key words: education modernization, teacher model, interactive education technology, teacher’s competences, ethnic cultural competence.
В связи с комплексной модернизацией системы образования в РФ актуализирована разработка модели непрерывного педагогического образования. Данная проблема становится стратегически важной и в мировом сообществе. В журнале «Вопросы образования» (№ 4, 2012) опубликована статья исследователей мировых систем образования М. Барбера, К. Доннелли и С. Ризви [1] о путях повышения качества образования. Межпоколенческий, межцивилизационный, межконтинентальный диалог авторов данной статьи позволил развернуть последовательный синтез системных инноваций в образовании человечества в последнее
ВИНОКУРОВА Ульяна Алексеевна - д. социол. н., к. пси-хол. н., профессор АГИИК PC (Я).
E-mail: [email protected]
Cеменова Александра Дмитриевна - д. п. н., профессор-наставник кафедры начального образования ПИ CBФУ, заслуженный учитель PC (Я).
E-mail: [email protected]
тысячелетие. Ими разработана модель глобального поколения - личностей, укорененных в своих культурах, но открытых миру и уверенных в своей способности творить этот мир.
Опираясь на педагогическую научно-творческую практику Якутии, мы предприняли попытку развить и конкретизировать идеи вышеназванного исследования в соответствии с задачами разработки Концепции непрерывного педагогического образования в СевероВосточном федеральном университете им. М. К. Аммосова.
Педагогическое образование в Якутии, имеющее историю продолжительностью в сто лет (в сентябре 1914 г. начала действовать учительская семинария в г. Якутске), развивается в соответствии с необходимыми требованиями. В начале XXI в. в российском педагогическом сообществе произошли качественные изменения. Современное российское образование характеризуется следующими тенденциями:
• в 2000 году российское школьное образование занимало 25-е место, в 2009 г. - 41-е по оценке Орга-
низации экономического сотрудничества и развития;
• происходит воспроизводство социального слоя со средним профессиональным образованием. Финансовые и социокультурные барьеры, существующие в самой системе образования, не позволяют расширить «социальный лифт» для детей из социально уязвимых слоев населения;
• отмечается застой и деградация вертикальной социальной мобильности. Закрыты каналы восходящей и открылись каналы нисходящей мобильности;
• происходит интеллектуальное оскудение провинции;
• происходит смена традиционных ценностей современными, при этом разрушается этнокультурная идентичность. Это чревато обеднением культурного капитала человека и общества;
• преобладает стратегия выживания, нежели стратегия самореализации и развития;
• усиливается социальная дифференциация населения, усугубляя дистанцию в отношениях «Я - Свой - Другой - Чужой»;
• снижается престиж педагогического, преподавательского труда;
• снижается гуманитарная, антропологическая сущность воспитания, что проявляется в девальвации этических, нравственных ценностей в межличностных отношениях и в иерархии ценностей общества.
Китайский исследователь Хэ Чуаньци провел сравнительные исследования модернизационных процессов в 131 стране и выявил, что Россия очень отстаёт по показателям внедрения инноваций в области знаний и по качеству экономики [2]. Россия, следуя системе образования стран Атлантики, стала участницей Болонского процесса.
На основании глобального изучения педагогических систем стран Атлантики и Тихого океана М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви сформулировали несостоятельность атлантических систем образования перед вызовами наступившего века. Они предлагают новую модель выпускника школы в формуле: «Хорошо образованный = Э (З + М + Л)» [1, с. 164], где Э - этика, выражает универсальные ценности осознания «Один мир» (уважение мнений людей, признание многообразия форм жизни на земле, их взаимозависимости, законность и порядок в обществе и т. д.). З - знания, М - мышление, Л - лидерство. «Смысл этой формулы состоит не только в том, что построенный в соответствии с ней учебный план наилучшим образом подготовит учащихся к предстоящей им жизни в XXI в., но и в том, что сочетание знаний, умения эффективно мыслить и лидерства, подкрепленное этикой, вероятнее всего, раскроет в молодых людях качества, которые помогут им придерживаться инновационного подхода в жизни и в работе и конструктивно взаимодействовать с обществом на
любом уровне, от локального до глобального» [1, с. 164].
М. Барбер и его коллеги уверены, что в XXI в. системы образования должны предоставить каждому учащемуся стартовую площадку в виде высоких минимальных стандартов. Иначе говоря, они должны сделать более высоким тот фундамент, с которого каждый молодой человек начинает свой жизненный путь. В настоящее время даже эффективные системы образования состоят из фундамента по преимуществу из «З», с незначительными добавками «М», а «Л» и «Э» в лучшем случае остаются неучтенными и непроверенными, в худшем случае - вовсе отсутствуют.
Успешность глобального поколения личностей, укорененных в своих культурах, по мнению авторов, состоит из упорного труда быть способным брать ответственность за свою судьбу и открытым инновациям мира. Реализация разработанной модели и формулы возможна при условии качественного образования в каждой школе. Тут авторы спотыкаются и заявляют, «пока так и не знаем, как решить уравнение Э(З+М+Л) для каждого учащегося» [1, с. 174] и приглашают к обсуждению поставленных проблем и предложенной формулы.
Мы предлагаем технологию реализации предложенной формулы, основываясь на научном обобщении педагогических практик в Якутии.
Первый постулат. Обучение состоит из двух процессов: преподавания и учения. Поэтому необходимо повышать качество и того, и другого процесса. Система образования изменится только в том случае, если обучающий и обучаемый будут подготовлены по единой модели. Здесь срабатывает закон подобия: каковы педагоги - таковы и ученики. И если предлагается модель выпускника школы, то, соответственно, должна быть первичной модель педагога, взращивающего выпускника.
Социальность - неотъемлемое свойство человеческого сообщества, а образовательный процесс -это, прежде всего, социализация подрастающего поколения в соответствии с моделью учителя, интегрированного в педагогический коллектив. Следовательно, профессиональный капитал педагогического коллектива состоит из человеческого, социального и методического капитала образовательного учреждения.
В. К. Дьяченко сформулировал новое определение основному понятию дидактики: «Обучение - материальный процесс взаимодействия между учителем и учеником. Это общение между теми, кто имеет знания, опыт, и теми, кто их приобретает» [3, с. 10].
Понятие «общение» шире, чем «обучение», не всякое общение является обучением. В то же время всякое обучение в человеческом обществе - это общение.
Обучение - это педагогическое общение, в процессе которого происходит управляемое познание, адекватная социализация, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение той или иной деятельности и овладение ею.
Общение человека с человеком - это способ развития его индивидуальности. Общаясь во время взаимообучения, удовлетворяют потребность в сотрудничестве с другими членами коллектива для достижения хороших результатов в обучении. Деятельность по взаимообучению обогащает личность отношениями взаимодействия, взаимопомощи и сотрудничества. А. Н. Леонтьев утверждал, что управлять можно только деятельностью личности, а формировать качества личности возможно только через управление ее деятельностью. В процессе взаимообучения и взаимовоспитания создаются условия нравственного становления личности. Деятельность обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности. Учебный процесс, организованный по технологии КСО, осуществляет воспитание, имеющее системный характер и обеспечивает целостное развитие личности. В этом смысле нравственное воспитание в процессе взаимообучения есть управление деятельностью личности. Именно при взаимообучении создаются социально-педагогические условия для становления и творческого совершенствования нравственного сознания и поведения. Только в деятельности формируются такие качества, как активность, принципиальность, целенаправленность, ответственность, способность преодолевать трудности, творческая инициатива, сознательная дисциплина и т. п. Это механизм достижения всесторонности и гармоничности морально-волевых качеств личности, он обеспечивает активность и выполняет функцию самоуправления.
Третий постулат. Введение педагогического общения в динамических структурах социума приведет к реализации искомой модели глобального поколения, так как социальная интеракция как коллективность в процессе обучения - вот главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы в современных образовательных организациях. Работая вместе, помогая друг другу, люди развивают Этические ценности, приобретая Знания, формируя Мышление и достигая Лидерства.
Ценность предложенной модели ученика состоит в том, что в ней связующим приоритетным звеном выделены Этические ценности. Соответственно, этические ценности могут быть воспитаны нравственной личностью учителя.
Какая же модель учителя формируется в России? ФГОС третьего поколения предусматривает уров-невую и непрерывную подготовку педагога. По направлению 050100 Педагогическое образование (бакалавр) предусмотрены 24 вида компетенций, то
есть формируется компетентностная модель учителя. Все виды компетенций рядоположены, то есть не имеют иерархической структуры, ценностного целеполагания приоритета этических ценностей в профессии учителя. Зрелый учитель, работающий в школе, должен соответствовать огромному набору требований и обнаруживать, соответственно, целый набор компетенций в предметной, общепедагогической, профессионально-коммуникативной, управленческой, инновационной сферах, владеть рефлексивной, информационно-коммуникативной
компетенциями. Отдельным блоком аттестационного требования выступают общекультурная, коммуникативная, познавательно-творческая, социальнотрудовая виды компетенций, компетенция личностного самосовершенствования.
Таким образом, у учителей должны быть развиты компетенции, готовность к инновациям и педагогическая направленность на учащихся, на себя и на содержание учебного предмета.
Наконец, учитель должен обнаруживать ценностносмысловую ориентацию, осознание своей роли и предназначения. На наш взгляд, следовало бы добавить еще этнокультурную компетентность педагога, работающего в поликультурной среде.
Набор компетенций, количество которых нарастает в связи с принятием Стратегии в интересах детства, Концепции государственной национальной политики в РФ до 2025 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и других важных направлений воспитания, наводит на мысль о том, что учитель, готовый учить и воспитывать всех детей без исключения, добиваясь их развития в соответствии с ФГОС нового поколения, должен быть и управленцем. Это возможно только в условиях внедрения технологии коллективного способа обучения В. К. Дьяченко, формирующей универсальные учебные действия (УУД) у каждого учащегося. Часть функции учителя по обучению, воспитанию и управлению выполняют обучающиеся, ученическое самоуправление (сводные группы, как у А. С. Макаренко). Деятельность учителей, организующих коллективные учебные занятия, существенно меняется. «Вместо автономно работающих педагогов функционирует преподавательская кооперация. Она, как единый организм, выполняет обучающие, организационные, управленческие, методические функции, распределив их между собой» [3, с. 77]. Работа учителя облегчается и становится высоко результативной за счет коллективного труда. Получают удовлетворенность от своей работы обучающиеся, от хорошей учебы и воспитанности своих детей родители, от высокой результативности своей работы учителя. Профессия учителя станет самой престижной, уважаемой, что сподвигнет ее на
еще больший личностный рост, успешное формирование важных профессиональных качеств, включая готовность к инновационной деятельности.
Этические ценности не обозначены в профессиональных компетенциях российского учителя, соответственно, в вузах уделяется больше внимания академической подготовке, не сформулированы четкие и ясные критерии подготовки профессионалов к работе в образовательной среде, умению рефлексировать и немедленно реагировать на различные социальноэтические ситуации. Учитель, работающий по педагогике любви и счастья, уважает личность ребенка, обладает юмором, находит общий язык с детьми и родителями, честен и строг. Исследования показывают, что большинство молодых педагогов испытывают недостаток знаний в психологии общения, технологиях обучения и воспитания.
Четвертый постулат. Обучение этическим нормам возможно лишь при внедрении соответствующих технологий. Одной из таких технологий является технология взаимообучения, формирующая универсальные учебные действия (УУД). Многолетняя практика внедрения в учебно-воспитательный процесс в школах Якутии позволяет предлагать ее в качестве основной педагогической технологии по педагогическим направлениям СВФУ для подготовки студентов, будущих учителей, к реализации ФГОС общего образования.
Многолетняя пропаганда, руководство экспериментальной работой по внедрению технологии КСО в Якутии, научное сопровождение этапов ее внедрения в различных типах образовательных учреждений, убедительно и наглядно доказали высокую результативность данной интерактивной инновационной технологии [4-10].
В результате научного обобщения процесса внедрения технологии коллективного обучения, нами выведена следующая формула, отражающая совместную деятельность учителя и ученика:
т(ксо) -»о => Гул => УУД => Лх
-'п
Т(КСО) -> СПОаВПО => Гуд => УУД => Л2=>ИСС
•'п
где: Т(КСО) - технология коллективного способа обучения В. К. Дьяченко;
о - обучение (преподавание и учение);
п - процесс преподавания;
у - процесс учения;
| - интеграция процессов преподавания и учения;
УП - учебные предметы (школьные);
УД - учебные дисциплины (профессиональных учебных заведений);
УУД - универсальные учебные действия (требова-
ние стандарта);
СПО - среднее профессиональное образование;
ВПО - высшее профессиональное образование;
Л1 - личность (выпускник школы), соответствующая формуле «Хорошо образованный = Э (З+ М + Л)»;
Л2 - личность (выпускник СПО, ВПО), соответствующая формуле «Хорошо образованный =Э (З+ М + Л)»;
ИСС - интегральный социокультурный строй.
Интеграция процессов преподавания и учения при внедрении инновационной интерактивной технологии взаимообучения и взаимовоспитания обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса. Основой эффективности педагогического процесса является высокая организационная культура этой технологии. В процессе взаимообучения обучающиеся, сотрудничающие друг с другом и оказывающие взаимопомощь, полностью овладевают изучаемым материалом и находятся в комфортных условиях, созданных успехами в учебной деятельности. В условиях атмосферы доброжелательности, взаимной ответственности, терпимого бережного отношения друг к другу и окружающему, обучающиеся с удовольствием усваивают нормы и правила поведения. Успехов в учебной деятельности добиваются все обучающиеся благодаря тому, что в процессе работы по методам КСО формируются универсальные учебные действия у каждого обучаемого. Студенты учатся с большим интересом. Они становятся активными, инициативными, уверенными в себе, самостоятельными, коммуникабельными, лидерами, внутренне заинтересованными во всех делах, проводимых в учебном заведении, и в будущем, в обществе. Нормы и правила поведения интериоризуются всеми членами коллектива. Реализуется вековечная мечта человечества о воспитании совершенной личности.
Предложенная нами формула апробирована на
практике и может стать одним из технологических решений задачи, поставленной М. Барбером,
К. Доннелли, С. Ризви по воспитанию глобального поколения личностей, укорененных в своей культуре и открытых миру.
В этом состоит вклад Арктики как зоны природосообразной гуманистически ориентированной педагогики в Тихоокеанскую инновационную
педагогику и в наступающий социокультурный строй, грядущую ноосферную цивилизацию человечества. Образование - это центр, несущая конструкция строительства цивилизации.
В условиях модернизации педагогического
образования каждый вуз, ведущий педагогическую образовательную деятельность, нацелен на поиск возможных направлений своего развития, раскрывающих его конкурентоспособный потенциал.
В качестве предложений к разработке Концепции непрерывного педагогического образования в СВФУ мы вносим следующие идеи:
Прежде всего, следует освободиться от устаревших идеологий, стереотипов своего места в образовательном сообществе и раскрыть свои преимущества в педагогическом менеджменте в этнорегиональном контексте; во-вторых, искать оптимальные модели педагогического образования и его оптимальной структуры, исходя из оригинальных этнопедагогических и научно-творческих достижений; в-третьих, искать возможности для долгосрочной перспективы, укрепляя вертикальные и горизонтальные связи профессионального сообщества и интегрируясь в социальное партнерство с заказчиками образовательных услуг и удовлетворяя конституционное право на образование как социального блага.
Исходя из этих задач и вышеизложенных аргументов, можно утверждать, что непрерывное педагогическое образование в СВФУ должно строиться на модели учителя, ведущей ценностью которого являются этические ценности, передаваемые от поколения учителей к поколению учащихся благодаря технологии взаимообучения и взаимовоспитания (этнодидактики), выработанной многолетним этнопедагогическим опытом народов мира, в том числе народов Арктики, Севера, Якутии, Северо-Востока России. С учетом этих особенностей должно развиваться педагогическое образование народов Северо-Востока РФ, и только тогда СВФУ выполнит свою миссию.
Реализация разработанной модели требует комплекса организационных и содержательных видов деятельности, научно-методического обеспечения. Прежде всего, СВФУ следует разработать свои стандарты педагогического образования по всем направлениям, в которых учитываются специфические особенности этики, этнокультурных ценностей, педагогической деятельности в сельских, малокомплектных, малочисленных, аграрных и иных типов образовательных организаций, расположенных на территории образовательного округа СВФУ При этом должны учитываться различные категории учащихся, в том числе одарённых, в специфических видах деятельности народов Северо-Востока РФ, способствующих сохранению и развитию их этнокультурной иден-тичности.
Профессиональную переподготовку следует проводить для специалистов муниципальной методической службы, руководителей школ, а также для педагогических коллективов учебных заведений, чтобы укрепить и развивать профессиональный
капитал педагогического коллектива, развивать сетевые проекты, интернет-сообщества, ассоциацию педагогов-выпускников СВФУ, объединенных в
профессиональные сообщества.
На базе СВФУ необходимо открыть Якутское отделение Российской Академии образования, чтобы усилить научно-внедренческую педагогическую деятельность и научные педагогические школы. На базе научных школ следует разработать присвоение звания DВА (доктор бизнес-администрирования) и МВА (мастер управления) в педагогическом управлении для привлечения педагогов-новаторов и организаторов педагогической деятельности.
Будущее общества закладывается в школе. Наступило время по-настоящему глобально заниматься проблемами педагогического образования в нашем вузе.
Л и т е р а т у р а
1. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Океаны инноваций. Атлантический океан, Тихий океан, Мировое лидерство и будущее образования // Вопросы образования. - 2012. - № 4. - С.109-185.
2. Хэ Чуаньци. Обзорный доклад о модернизации в мире и в Китае (2001-2010 гг.). Пер. с англ. - М.: Весь мир. 2011.
3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
4. Винокурова У. А. Циркумполярная цивилизация: идеи и проекты. - Якутск, 2011. - 312 с. (на русском и английском языках).
5. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебновоспитательного процесса. - М., 2001. - 160 с.
6. Мкртчян М. А., Литвинская И. Г. Новые формы
организации образования взрослых: учебно-методическое
пособие. - Красноярск, 2012. - 120 с.
7. Семенова А. Д. Этнопедагогизация целостного
процесса воспитывающего обучения в сельской национальной школе (на материале школ Республики Саха (Якутия). -М., 2003. - 170 с.
8. Семенова А. Д. Современное функционирование
этнопедагогики в технологии обучения и воспитания
саморазвивающейся гармоничной личности. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2005. - 118 с.
9. Семенова А. Д. Научно-методическое обеспечение
этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса
как условие повышения эффективности работы школы. -Якутск : Изд-во ЯГУ, 2009. - 118 с.
10. Семенова А. Д., Ядрихинская Л. С. Формирование универсальных учебных действий : технологический подход : Учебное пособие. - Якутск : Издат. дом СВФУ, 2012. - 148 с.