УДК 378.018 ББК 481.352
Саликов Демьян Хамитович
преподаватель г. Челябинск
Salikov Demyan Hamitovich
Lecturer Chelyabinsk
Модель патриотического воспитания студентов вузов Model of Students' Patriotic Education at Universities
В статье рассматривается модель осуществления патриотического воспитания студентов, включающая в себя целевой, содержательный теоретико-методический, технологический, организационно-исполнительный и уровнево-результативный компоненты модели. Особое внимание уделено содержательному компоненту разработанной модели, включающему идеи философии образования, принцип культуросообразности и идеи народной школы, идеи всесторонне развитой личности.
This article describes a model of carrying out students' patriotic education at universities. Much attention is paid to educational philosophy concept, cultural conformity principal and the idea of a national educational basis and a notion of all-round personality.
Ключевые слова: мировоззрение, патриотическое воспитание студентов, культура, модель, социальная безопасность.
Key words: world view, students' patriotic training/patriotism rising in students, culture, model, social security.
Процессы перехода от тоталитарной системы к культуре нового общественного строя, демократического по характеру, открытого для мирового сообщества, ориентированного на вхождение России в фазу постиндустриального развития, выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе. Это, прежде всего, снижение уровня образованности и воспитанности молодёжи, радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей, безыдейность нового поколения, безнравственное и асоциальное поведение.[4,9-11]
Для решения проблем консолидации общества была создана, в частности, специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Авторы Программы отмечали крайне неблагоприятные условия, сложившиеся в обществе для патриотического воспитания. Невнимание к патриотическому воспитанию в условиях экономической дезинтеграции, социальной дифференциации, девальвации духовных ценностей резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В результате общество стало утрачивать традиционное российское патриотическое сознание, что привело, по мнению авторов данного документа, к обострению национального вопроса, росту национализма, распространению равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, агрессивности, неуважения к государству и социальным институтам.
Патриотическое воспитание необходимо для сохранения общественной стабильности, восстановления экономики и укрепления обороноспособности страны. Оно также позволяет решать и те задачи, которые озвучены в законе об образовании. Патриотизм является тем фундаментом, без которого сложно воспитывать в молодёжи уважение к правам и свободам человека, к разным мировоззрениям, культурам и народам. Это основа зрелости личности, нравственно-мировоззренческий стержень, благодаря которым возможна интеграция в мировую культуру, воспитание толерантности и т.п.
Патриотическое воспитание, гласит Программа, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. [2,2208].
Основой патриотического воспитания является обращение к героическим событиям отечественной истории, выдающимся достижениям нашего народа в различных сферах. «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества»[2, 2209].
Основной силой в функционировании системы патриотического воспитания является государство, которое мобилизует творческий потенциал общественных институтов, в том числе и деятелей науки, для решения проблем воспитания патриотизма среди молодёжи. Результатом реализации Программы должно стать обеспечение духовно-нравственного единства общества, возрождение истинно духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации.
Таким образом, основы патриотического воспитания определяются названными нормативными актами: «Законом об образовании РФ», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», в которых говорится о необходимости воспитания любви к Родине, в том числе через обращение к российской культуре. Оно необходимо для сохранения стабильности в обществе, для воспитания уважения к собственному народу, его истории и культуре через изучение представлений народа о ценностях, смысле жизни и т. п.
Государство объявляет образовательную область приоритетной и в своей политике основывается на следующих принципах:
1) гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, своеобразного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единстве федеративного культурного и образовательного пространства; защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
4) светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свободе и плюрализме в образовании;
6) демократическом, государственно-общественном характере управления образованием; автономности образовательных учреждений.
Слова «патриотизм» и «патриот» известны каждому с детства. Во все времена это были сакральные понятия, которые у разных народов ассоциировались со всем возвышенным и прекрасным в человеке. Величайшие исторические деятели, которые были и остаются образцами для подражания, известны, прежде всего, как патриоты своего народа и Отечества, а уж затем как полководцы, правители, реформаторы и так далее. Жанна дАрк и Зоя Космодемьянская, Муций Сцевола и Николай Гастелло, Луи Пастер и Н.И. Пирогов, И.Г. Фихте и М.В. Ломоносов, В. Скотт и А.С. Пушкин и многие другие - все они черпали силы для своей деятельности в патриотизме.
«Философский словарь» даёт следующее определение этому понятию: «Патриотизм (греческое раШБ - Отечество) - нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [5,358]. Патриотом поэтому называют того, кто высоко ценит страну, в которой он родился и живёт, её традиции, культуру и историю, искренне готов встать на защиту своего Отечества в случае угрозы со стороны врагов.
Если характеризовать теоретико-методическую основу предлагаемой нами модели формирования патриотизма, то следует отметить, что современная концепция патриотического воспитания находится в состоянии поиска. Педагогика предусматривает в его содержании интеграцию этических, политических, правовых, экономических знаний. Патриотизм рассматривается как интегративное качество, поскольку предполагает соответствующий уровень культурного, духовно-нравственного развития. Учёные в патриотизм, как правило, включают: добросовестный труд, чувство ответственности, активную жизненную позицию (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).
Также подчёркиваются такие составляющие патриотизма как: связь патриотического и политического воспитания, позитивное отношение к прошлому, интерес к национальной идее, единство духовной и гражданской зрелости, фактор развития и консолидации общества, фактор мобилизации масс на достижение целей, катализатор активной гражданской позиции личности, черта национального характера, единство духовности и гражданственности (А.К. Быков, В.И. Лесняк, Б.Т. Лихачёв, В.И. Лутовинов, Н.П. Овчинникова, А.А. Щёголев).
При разработке модели патриотического воспитания студентов мы исходили из принципов, изложенных в государственной программе, из рассмотрения проблемы в педагогической теории и практике, а также из того, что система ценностей студентов должна быть условием обеспечения стабильности общества, обеспечения национальной и информационной
безопасности страны, условием интеграции молодого поколения в целостную культуру общества.
Модель необходима для того, чтобы сформулировать цели патриотического воспитания и добиться определённости в вопросе о том, каким мировоззрением будет обладать студент в результате воспитательной работы. «Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом» [5,284] Главной целью является повышение уровня патриотизма студентов вузов. Данная модель основывается на следующих положениях: -во-первых, культура - это информационное явление, нуждающееся в стабильности и защитных механизмах (Л.В. Астахова, А.И. Ракитов и д.р.);
-во-вторых, патриотическое воспитание - есть главная задача воспитательного процесса в школе, так как приобщает студентов к достижениям отечественной культуры, формирует чувство любви, уважения к народу и его истории (В .Я. Авдонькин, А. А. Корольков, В.В.Усманов);
-в-третьих, воспитание студентов строится на комплексном подходе к проблеме, когда патриотическое и гражданское воспитание связано с правовым, интернациональным, эстетическим воспитанием (Ю.Н. Васильев, Б.Т. Лихачев, В.И. Пирогов);
-в-четвёртых, воспитание студентов есть средство сохранения духовной преемственности поколений, оно должно иметь последовательную идеологическую направленность (М.Н. Глазков, Д. Д. Зуев, С.Е. Матушкин, В.В. Усманов, А.В. Усова, Е.С. Троицкий и др.);
-в-пятых, патриотическое воспитание не столько методологическая, сколько идейно-мировоззренческая проблема, проблема гуманитарно-нравственного воспитания (А.Г. Дугин, С.Г. Кара-Мурза, В.И. Лутовинов, А.Н. Садриева, И.Н. Сиземская, А. А. Щёголев и др.).
Как мы отмечали, модель включает наряду с теоретико-методологическим компонентом, следующие: целевой, содержательный, технологический, организационный, уровнево-результативный компоненты.
Целевой компонент определяет цели и задачи модели. В качестве цели мы рассматриваем формирование патриотизма у студентов, то есть уважения и любви к истории, культуре, традициям российского народа. Задачей является достижение более высокого уровня патриотизма. В частности, формирование патриотизма приведёт к противодействию со стороны студентов национализму и шовинизму, видам экстремизма в национальном вопросе.
Содержательная специфика данной модели заключается в интеграции нескольких блоков - идей философии образования, принципов культуросообразности и народной школы, идеи всесторонне развитой личности, что способствует достижению более высокого уровня формирования патриотизма студентов.
Первый блок: философия образования как направление педагогической мысли (П.П. Блонский, В. Дильтей, Э.В. Ильенков, Я.А. Коменский и др.).
Формирует личность, открытую миру идей, пробуждающих волю, дух, самосознание. Формирует тип мышления, который можно назвать философским, дух критики и созидания ( философия рассматривается как основа образования, о чём писал ещё Я.А. Коменский; «руководящая дисциплина» в платоновском смысле; гуманитарные дисциплины - средство формирования личности, а философские проблемы как способ формирования активной жизненной и гражданской позиции человека).
Второй блок: принцип культуросообразности и идея народной школы (А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).
Формирует национально-культурное самосознание, основанное на национальных ценностях, традициях народов России, уважении иных этнических общностей и стремлении к пониманию особенностей культурно-исторического развития народов нашей страны и народов мира через их сравнение.
Третий блок: Идея всесторонне развитой личности (И.-В. Винкельман, И.Ф. Гербарт, И.Ф. Гердер, И.-В. Гёте, В.А. Сухомлинский, Ф. Шиллер и др.).
Формирует основу для определения нравственного идеала, представлений о нравственности и духовности в человеке - всесторонне развитой личности; духовного развития личности благодаря освоению классической культуры. Формирует потребность в самопознании, стремление к преобразовательной деятельности, пробуждает потребность в размышлении и переживании по поводу вечных ценностей и вечных проблем.
Технологической составляющей разработанной нами модели формирования патриотизма является применение системы поисково-исследовательских задач и проблемные лекции. Акцент приходится на формы самостоятельной деятельности студентов, в частности, такие как: «круглые столы», диспуты, ролевые игры, беседа по вопросам студентов, реферирование монографий, анализ телевизионных передач, контрольные и самостоятельные работы по темам, коллоквиумы.
Организационно-исполнительный компонент включает комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих их эффективную реализацию.
Уровнево-результативный компонент модели нужен для диагностики начального, промежуточного и конечного уровня формирования патриотизма студентов. Мы использовали для этого следующие критерии: ценностно-ориентационный, когнитивный, мотивационный.
Ценностно-ориентационный критерий показывает уровень формирования основ мировоззрения, самосознания, нравственно-этической культуры студентов, стремления к знаниям как высокой ценности.
Когнитивный критерий показывает уровень формирования общей системы знаний, умений, навыков.
Мотивационный критерий деятельности демонстрирует уровень формирования у студентов установки на саморазвитие в освоении ценностей и традиций социума.
1) Ценностно-ориентационный критерий показывает, насколько сформированы такие свойства у студентов, как:
- Личность, развивающаяся на основе национальных (с учётом многонациональности России) ценностей и традиций.
- Личность духовная, то есть с развитыми духовными потребностями, с потребностями поиска смысла жизни, идеала, воспринимающая самопознание как ценность.
- Личность образованная, ориентирующаяся на освоение богатств мировой и отечественной культуры, прежде всего, основ философии, этики, эстетики, других гуманитарных наук.
- Личность творческая, то есть стремящаяся проявлять творческое начало во всех сферах деятельности, имеющая потребность в творческой деятельности.
Также свойствами студентов являются: знание угроз национальной безопасности России; признание роли государства и системы образования как институтов, ответственных за защиту молодёжи от экстремистских и антигосударственных идей; взгляд на систему образования как на институт, способствующий формированию личности гражданина; отношение к социально-политическим дисциплинам как предметам, формирующим гражданскую ответственность и патриотизм; отношение к элите как защитнице и носительнице национальных интересов России; осознание необходимости для общества нравственных идеалов и норм; осознание того, что образование- это возможность удовлетворять душевно-духовные потребности личности; осознание того, что одна из главных угроз национальной безопасности страны - нравственная деградация общества.
2) Когнитивный критерий показывает, какие знания, умения и навыки сформированы у студентов: знание фактов и геополитической теории; умение анализировать факты; умение выяснять причины и
следствия общественных явлений; знание закономерностей общественных явлений; умение выявлять тенденции общественного развития; умение работать с документами, научной и справочной литературой, периодической печатью, умение сравнивать информацию из разных источников, содержащиеся в них оценки событий, обосновывать своё отношение к ним; умение готовить аналитические записки, знание терминологии, умение работать с картой. 3) Мотивационный критерий показывает уровень формирования потребности к учебно-познавательной деятельности.
Проведённая опытно-поисковая работа показала, что разработанная нами модель формирования патриотизма студентов вузов может эффективно функционировать лишь при наличии определённого комплекса организационно-педагогических условий.
При создании комплекса педагогических условий, способствующих эффективному функционированию разработанной модели патриотического воспитания, мы исходили из требований государственных образовательных стандартов и социального заказа общества, а также исходя из результатов анализа состояния проблемы патриотического воспитания в теории и практике педагогики.
В результате был выявлен следующий комплекс организационно-педагогических условий. Рассмотрим сущность каждого из них. Первое условие касается корректировки содержания ряда дисциплин. Второе затрагивает организацию учебного процесса. И третье условие связано с условиями образовательного процесса - его учебно-методическим обеспечением.
1) Внесение патриотической проблематики в преподавание социально-политических дисциплин (история, геополитика, политология, культурология, социология и других) и использование в качестве факторов их содержания идеи евразийства, этатизма, корпоративизма, элитаризма. Это позволит внести гражданскую направленность занятиям со студентами. Названные
нами идеи позволяют затронуть актуальные темы современности и истории и пробудить интерес к предмету.
2) Методы активного и проблемного обучения как организационная составляющая преподавания социально-политических дисциплин. Эти методы позволяют реализовать воспитывающий потенциал названных дисциплин, избавить обучение и воспитание от односторонних оценок и выводов, создают атмосферу поиска и дискуссии.
3) Включение студентов в патриотический контекст информационно-социальной практики в процессе преподавания социально-политических дисциплин за счет применения современных информационных технологий. Необходимость в этом объясняется тем обстоятельством, что без возможностей современных информационных технологий поиска, отбора, анализа, проверки информации, отражающей социальную практику патриотических и лжепатриотических движений, весьма сложно найти качественную информацию по проблемам современности и истории нашего общества, а также невозможно сформировать адекватное представление о состоянии патриотических основ общества.
Выявленный и апробированный комплекс организационно-педагогических условий обеспечивает эффективную реализацию разработанной нами модели формирования патриотизма студентов вузов. Доказательством этому служит опытно-поисковая работа, проведённая нами.
Для проверки эффективности предложенной нами модели формирования патриотизма студентов вузов мы провели опытно-поисковую работу, состоящую из констатирующего и формирующего этапов.
Констатирующий этап позволил определить состояние уровня патриотизма студентов. Формирующий этап был направлен на реализацию модели формирования патриотизма, а также на реализацию комплекса педагогических условий эффективного формирования патриотизма.
С целью выявления уровня патриотизма студентов нами выделены две группы - контрольная и экспериментальная. Выявленные нами показатели
формирования патриотизма студентов отражают специфику исследуемой проблемы.
Формирующий этап опытно-поисковой работы проходил в соответствии с предложенной моделью.
При завершении опытно-поисковой работы был проведён контрольный срез уровня развития патриотизма студентов.
На основании проверки мы можем сделать вывод, что уровень патриотизма студентов экспериментальной группы выше, чем в контрольной группе. Повышение уровня произошло под влиянием совокупности выделенных нами организационно-педагогических условий, что означает -использованные нами условия способствуют решению задачи повышения уровня патриотизма студентов.
Результаты исследования послужили основанием для следующих выводов:
1. Анализ литературы показал, что проблема формирования патриотизма у студентов вузов недостаточно изучена. Вместе с тем, новые тенденции в образовании, социальный заказ общества в воспитании студентов, делают проблему актуальной.
2. Ведущим понятием исследования является «патриотизм», под которым мы понимаем нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины и народа.
3. Разработана модель патриотического воспитания студентов вузов, состав которой задаётся интеграцией целевого, содержательного, технологического, организационно-исполнительного и уровнево-результативного компонентов. При этом содержательный компонент включает в себя идеи философии образования, принцип культуросообразности и идею народной школы, идею всесторонне развитой личности. Технологической составляющей модели
являются система поисково-исследовательских задач и проблемных лекций.
4. Предлагаемая нами модель патриотического воспитания студентов вузов может эффективно функционировать при наличии комплекса организационно-педагогических условий, который включает в себя: 1) Внесение патриотической проблематики в содержание социально-политических дисциплин и использование в качестве факторов содержания идей евразийства, элитаризма, корпоративизма, этатизма; 2) Методы проблемного и активного обучения как организационная составляющая преподавания социально-политических дисциплин; 3) Включение студентов в патриотический контекст информационно-социальной практики в процессе преподавания социально-политических дисциплин.
5. Организованная опытно-поисковая работа показала существенное повышение уровня патриотизма в экспериментальной группе. Уровнево-результативный компонент модели позволил объективно оценить результаты формирования патриотизма в экспериментальной группе.
6. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, показали, что выделенные нами организационно-педагогические условия являются необходимыми для эффективного формирования патриотизма у студентов вузов.
Проведённое исследование не исчерпывает всё многообразие вопросов, связанных с изучением процесса патриотического формирования студенческой молодёжи и требует дальнейшего изучения.
Библиографический список
1) Астахова, Л.В. Информационная безопасность в регионе: социально-гуманитарные проблемы [Текст]/ Л.В.Астахова // Границы безопасности и безопасность границ/ под ред. В.Е.Хвощева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 486 с.
2) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» // Собрание законодательства РФ. 26 февраля 2001 года, №9. - 4138с.
3) Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В.И. Лутовинов // Педагогика, 2006, №5. - 52-59с.
4) Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи [Текст] / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. - 184 с.
5) Философский словарь [Текст] / И.Т. Фролов (ред.) - М.: Политиздат, 1987. -590с.
Bibliography
1. Astakhova, L.V. Information Safety in Region: Social and Human Problems [Text]/ Astakhova L.V. // Boundaries of the Safety and the Safety of Boundaries./ V.E. Khvochshov (editor). -Chelyabinsk: Publisher SUSU, 2001. - 486 р.
2. Lutovinov, V.I. Civilian and Patriotic Upbringing Today [Text] / Lutovinov V.I. // Pedagogics, 2006, № 5. - 52-59p.
3.Smirnov, I.P., Tkachenko, E.V. New Principle of Upbribging: the Youth-Centered Orientation [Text]/ I.P. Smirnov, E.V. Tkachenko. - Yekaterinburg: ID «Socrates», 2005. - 184 p. 4. State Program "Patriotical Upbringing of the Russian Federation Citizens from 2001 till 2005."// A Legislation Meeting of Russian Federation. On 26th February 2001, № 9. - 4138p. 5.Philosophical Dictionary [Text] / Frolov I T. (Editor) - M.: Politizdat, 1987. - 590p.