Научная статья на тему 'Модель патриотического воспитания старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды'

Модель патриотического воспитания старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МОДУЛИ МОДЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ / MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION / CONTENT MODEL / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF REGIONAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGY OF IMPLEMENTATION OF A MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаленко О. Е.

В статье представлена теоретическая модель патриотического воспитания старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды, включающая три модуля (целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный). Описана технология и условия ее реализации, некоторые результаты оценки оценочно-эмоционального и мотивационно-поведенческого критериев патриотического воспитания старшеклассников, а также в решении стратегических задач опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаленко О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS USING THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF REGIONAL ENVIRONMENT

The article presents a theoretical model of patriotic education of students through the use of the pedagogical potential of the regional environment, which includes three modules (targeted, meaningful procedure and the evaluation of result). The paper also describes the technology of its implementation, as well as some of the results of the assessment of value-emotional and motivation-behavioral criteria of patriotic education of high school students. The use of the model in solving strategic tasks of experimental work are presented.

Текст научной работы на тему «Модель патриотического воспитания старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды»

Библиографический список

1. Афанасьев, В.В. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в России. - 2001.- № 4.

2. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М., 2001.

3. Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. - Новокузнецк, 2003.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Э/р]. Р/д: httpV/минобрнауки.рф/

5. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Э/р]. - Р/д: httpV/минобрна-уки.рф/

Bibliography

1. Afanasjev, V.V. Proektirovanie pedtekhnologiyj // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2001.- № 4.

2. Semushina, L.G. Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh professionaljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh / L.G. Semushina, N.G. Yaroshenko. - M., 2001.

3. Surtaeva, N.N. Netradicionnihe obrazovateljnihe tekhnologii. - Novokuzneck, 2003.

4. Gosudarstvennaya programma Rossiyjskoyj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 godih [Eh/r]. R/d: http://minobrnauki.rf/

5. Federaljnihe gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih srednego professionaljnogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://minobrnauki.rf/

Статья поступила в редакцию 10.06.14

УДК 378

Chalenko O.Ye. THE MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS USING THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF REGIONAL ENVIRONMENT. The article presents a theoretical model of patriotic education of students through the use of the pedagogical potential of the regional environment, which includes three modules (targeted, meaningful procedure and the evaluation of result). The paper also describes the technology of its implementation, as well as some of the results of the assessment of value-emotional and motivation-behavioral criteria of patriotic education of high school students. The use of the model in solving strategic tasks of experimental work are presented.

Key words: model of patriotic education, content model, pedagogical potential of regional environment, technology of implementation of a model.

О.Е. Чаленко, директор муниципального казенного учреждения «Центр развития и поддержки системы образования Буденновского района», Ставропольский край, пос. Терский, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье представлена теоретическая модель патриотического воспитания старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды, включающая три модуля (целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный). Описана технология и условия ее реализации, некоторые результаты оценки оценочно-эмоционального и мотивационно-поведенческого критериев патриотического воспитания старшеклассников, а также в решении стратегических задач опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: модель патриотического воспитания, модули модели, педагогический потенциал региональной среды, технология реализации модели.

Проблема патриотического воспитания старшеклассников в контексте использования педагогического потенциала региональной среды является одной из актуальных в педагогической теории и практике, что обусловлено не только требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, но и становлением личностных характеристик выпускника, любящего свой край и свое Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции.

В историко-педагогическом аспекте генезис феномена «патриотическое воспитание» обусловлен процессами этногенеза, культурогенеза, социогенеза и представляет собой целостное исторически сложившееся педагогическое явление, представляющее неотъемлемую часть национальной культурной среды. Неотъемлемым атрибутом патриотического воспитания является свойство приобретать новое содержательное наполнение, адаптируясь к меняющимся внешним условиям. В то же время во все важнейшие периоды государственного и общественного развития содержание патриотического воспитания варьировалось в зависимости от социально-политической обстановки в стране и выдвигаемых обществом задач педагогики и соединялось с идеей национального единства и приобретало общенациональное значение. В настоящее время проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения придается государственный характер.

Контекстом для понимания доминантного понятия исследования «патриотическое воспитание» являются философские

представления о духовной сущности человека (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.Д. Шадриков), о его существовании в пространстве истории и культуры. Пространство патриотического воспитания в этом контексте представляется как мировоззренческая составляющая личности человека, характеризующая его ценностное отношение к Отечеству, к опыту предшествующих поколений, позволяющее старшекласснику проявить собственную активность и самостоятельность, раскрыть творческий потенциал в воспитательно-познавательной деятельности. В современных условиях патриотическое воспитание выступает как «базовая характеристика социальной направленности мировоззрения человека» [1, с. 10; 2, с. 6], социально ценное качество личности является актуальным, а процесс его формирования в юношеском возрасте является наиболее эффективным, поскольку этот период является сензитивным периодом социального преломления, которое обязательно преломляется в образе Я, выражая личное отношение человека к миру.

Согласны с аргументацией А.М. Саранова о том, что «в условиях парадигмальной множественности педагогической реальности, ее инновационным ресурсом является современное философское, гуманитарное, социально-научное знание». Правомерно утверждение ученого, что исследовательские подходы должны использоваться в единстве, именно в этом заключается «преобразовательно-практическая функция методологии, которая ориентирует на моделирование инновационных процессов в развивающейся школе, разработку новых технологий образования и воспитания личности» [3, с. 15]. При этом, отмечает уче-

1. Целевой модуль

Цель: активизация педагогического потенциала региональной среды в патриотическом воспитании старшеклассников

задачи

Факторы: признание инноваций в исследуемом направлении; взаимодействие

субъектов воспитательного

т/

Педагогические условия: Подготовка педагогов компетентной деятельности в исследуемом направлении Программно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности педагогов и учащихся Ориентация старшеклассников на проектировочную деятельность

1. Разработать модель и технологию ее реализации

2. Обследовать систему работы с субъектами воспитательного процесса

3. Разработать диагностические методики

Стратегия инновационной деятельности, основанной на деятельно стно м, аксиологическом, технологическом, культурологическом подходах

Моделирование инновационных

воспитательных программ, проектов по патриотическому воспитанию старшеклассников на уровне образовательного учреждения

Моделирование инновационной деятельности образовательных учреждений и форм ее координации на муниципальном уровне

Концептуальное, организ ационно-деятельно стно е обеспечение инновационной деятельности ОУ на региональном уровне

2. Содержательно-процессуальный модуль

Компоненты педагогической системы: научно-методическое, социокультурное, организационно-деятельностное, кадровое

Направления деятельности с учащимися

УЧАЩИЕСЯ

1. Проектировочная деятельность

2. Развитие творческой рефлексии

3. Создание собственных проектов и их защита

ПЕДАГОГИ

1. Повышение квалификации

2. Проектировочная деятельность

3. Мастер-классы

РОДИТЕЛИ

1.Участие в проектах, мероприятиях

2. Консультации

3. Оценочно-результативный модуль

Методы оценки результатов деятельности субъектов воспитательного процесса: опрос, диагностические карты, анализ продуктов деятельности

Результаты:

2. Развитая потребность у педагогов, старшеклассников в использовании педагогического потенциала региональной среды в патриотическом воспитании

3. Возросшая инициативность, самостоятельность учащихся в проектировочной деятельности

4. Переход старшеклассников на более высокий уровень ответственности в области патриотического воспитания

Рис. 1. Модель патриотического воспитания старшеклассников в контексте использования педагогического потенциала

региональной среды

ныи, не отрицая важности деятельного, личностного, аксиологического и других подходов, что смоделировать и реализовать

инновационные процессы в любой образовательной системе (образовательном учреждении, муниципальной, региональной

системе образования) возможно на основе базового методологического принципа исследования сложноорганизуемых систем, к которым относится целостный подход. По мнению ученого, целостный подход является надежной качественной характеристикой любого социального явления, поможет избежать «односторонности, фрагментарности при изучении и моделировании педагогических процессов как целостной системы» [3, с. 16]. На основе изложенных выше методологических подходов разработана модель патриотического воспитания старшеклассников в контексте использования педагогического потенциала региональной среды в территориальной системе образования.

Последовательность этапов проектирования теоретической модели в контексте использования педагогического потенциала региональной среды была следующей: постановка целей и задач моделирования, определения содержания направлений деятельности и форм работы на разных уровнях образования (образовательного учреждения, муниципальных и региональных). При этом, как отмечает Т.И. Власова, диалектика процесса конструировалась, исходя из методологических подходов к структурным компонентам педагогического процесса [4, с. 182]. Разработанная нами модель является открытой педагогической системой, включающей три модуля: целевой, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный (рис. 1).

В первом модуле определены цель, задачи, факторы, педагогические условия и стратегия инновационной деятельности. В диссертации используется определение Н.М. Борытко, в понимании которого педагогические условия являются «важнейшими обстоятельствами, факторами, оказывающими существенное влияние на протекание педагогического процесса в той или иной степени сознательно сконструированное педагогом» [5, с. 29]. В ходе теоретического анализа выявлены следующие условия: это подготовка педагога, ориентирующая их на опытно-экспериментальную деятельность; педагогическое сопровождение деятельности педагогов и учащихся; ориентация учащихся на проектировочную деятельность в исследуемом направлении.

Стратегия инновационной деятельности предполагает работу на трех уровнях: образовательного учреждения, муниципального и регионального. На региональном уровне осуществляется научный анализ тенденций развития в воспитательной практике региона, обобщение и диссеминация ценного опыта в теории и практике.

На муниципальном уровне создается координационной орган (научная лаборатория), программы обучения педагогов и старшеклассников. На уровне образовательного учреждения создаются экспериментальные площадки, педагогические мастерские, проекты для учащихся.

Содержательно-процессуальный модуль включает компоненты педагогической системы и направления деятельности со всеми субъектами воспитательного процесса (педагоги, учащиеся, родители). Выделенные в модуле компоненты и направления тесно связаны между собой и целостны, в то же время каждый из них в отдельности играет определенную роль, но только в совокупности они обеспечивают итоговый результат - результативность идеи. Третий модуль предусматривает проведение мониторинга качественных изменений.

В разработанной модели педагогический потенциал региональной среды представлен как совокупность средств (ценностных, содержательных и методических) и направлений (кадровое, научно-методическое, социокультурное и организационно-деятельностное), обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность при этом региональная среда, являясь воспитательной системой, продуцирует педагогические отношения, воздействует на объект и способствует сохранению патриотических традиций, привитию любви у старшеклассников к национальной культуре, познанию общечеловеческих ценностей бережного отношения к национальной культуре.

Педагогический потенциал региональной среды может реа-лизовываться на нескольких уровнях. Первый - личностный, на

Библиографический список

котором реализуется система средств и способов деятельности, обеспечивающих взаимодействие личности молодого человека с окружающим его миром. Чтобы региональная среда стала воспитательной, то есть влияла на становление и развитие личности, необходимо принятие его личностью. Второй уровень - учреждения образования, которые несут на себе функциональную нагрузку по созданию системы работы по патриотическому воспитанию учащихся. Третий уровень - муниципальный, предоставляющий возможность самореализации старшеклассников. Четвертый уровень - региональный, выполняющий координирующую роль.

В модели определены наиболее перспективные направления использования педагогического потенциала региональной среды (научно-методическое, социокультурное, оргдеятельнос-тное и кадровое). В ходе реализации модели выявлены факторы, обеспечивающие позитивные изменения в мировоззренческой составляющей личности старшеклассников (фактор признания инноваций в исследуемом аспекте педагогическим сообществом, фактор взаимодействия с субъектами воспитательного процесса).

Технологическое обеспечение практической реализации разработанной модели включает следующую систему педагогических средств: на первой стадии доминирует стимулирование мотивации педагогов к повышению профессиональной компетенции в исследуемом направлении и выведение их на опытно-экспериментальную деятельность; на второй стадии - ситуация освоения опыта проектировочной деятельности старшеклассниками, реализация творческих проектов.

Базой экспериментального исследования по реализации модели патриотического воспитания старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды стали Информационно-методический центр отдела образования администрации Буденновского муниципального района, три общеобразовательные школы Буденновского района. Технология реализации данной модели позволила решить следующие стратегические задачи опытно-экспериментальной работы: 1) выстроить сетевое взаимодействие образовательных учреждений - участников эксперимента и актуализировать опыт в исследуемом направлении деятельности; 2) создать педагогическое сообщество и вовлечь его в опытно-экспериментальную работу для проявления и одобрения новых педагогических инициатив по патриотическому воспитанию старшеклассников через проектную деятельность. Старшеклассники не только участвовали в реализации целевых проектов «Я - Россиянин», «Экскурсия», но и создали собственные проекты летописи родного г. Буденновска и Ставропольского края, экскурсий по наиболее ценным экспонатам школьных музеев и памятникам г. Буденновска и Буденновского района; 3) обобщить и транслировать опыт по патриотическому воспитанию старшеклассников в контексте педагогического потенциала педагогической среды в печатных изданиях. Произошли позитивные изменения в деятельности педагогов-экспериментаторов, на базе школ созданы мастер-классы: «Патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики»; «Возрождение культурно-исторических традиций родного народа как условие воспитания патриотов малой родины; «Патриотическое воспитание учащихся средствами проектировочной деятельности».

Резюмируя вышеизложенное отметим, что модель патриотического воспитания старшеклассников в контексте использования возможностей педагогического потенциала региональной среды строится на основе учета экономической, социокультурной структуры региона, его традиций, научно-педагогического наследия ученых прошлого и настоящего периода общественного развития государства, исторических и национальных особенностей, что позволяет обогатить воспитательный процесс во всех типах образовательных учреждений, обеспечивает формирование патриотических качеств личности.

1. Бердяев, Н.А. Русский путь. - СПб., 1994. - Кн. 1.

2. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. - М., 2010.

3. Саранов, А.М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: монография. - Волгоград, 2000.

4. Власова, Т.И. Педагогика духовности. Духовно ориентированное воспитание школьников и студентов. - М., 2009.

5. Боритко, Н.Н. Педагог в пространстве современного воспитания: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград, 2001.

Bibliography

1. Berdyaev, N.A. Russkiyj putj. - SPb., 1994. - Kn. 1.

2. Rossiyjskiyj patriotizm: istoki, soderzhanie, vospitanie v sovremennihkh usloviyakh. - M., 2010.

3. Saranov, A.M. Innovacionnihyj process kak faktor samorazvitiya sovremennoyj shkolih: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. - Volgograd, 2000.

4. Vlasova, T.I. Pedagogika dukhovnosti. Dukhovno orientirovannoe vospitanie shkoljnikov i studentov. - M., 2009.

5. Boritko, N.N. Pedagog v prostranstve sovremennogo vospitaniya: monografiya / nauch. red. N.K. Sergeev. - Volgograd, 2001.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 378

Taran V.A., Shcherbina V.A. THE ROLE OF MOTIVATION IN SPORTS ACHIEVEMENTS. Competition activity of sportsmen is taking place in the atmosphere of high psychological tension. Only the sportsmen with high developed potential and properties of a personality can achieve success in such struggle. In this research the background and motives aiding sportsmen to achieve the top level of sportsmanship are considered.

Key words: issues, actualization, background, problems, motive, sportsmanship, sportsman, coach, role.

В.А. Таран, канд. пед. наук, доц. каф. физвоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, Email: [email protected]; В.А. Щербина, канд. пед. наук., доц. каф. физ. воспитания ЮФУ, г. Таганрог, E-mail: [email protected]

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ

Соревновательная деятельность спортсменов протекает на фоне высокой психологической напряженности. Успеха в такой борьбе могут достичь лишь спортсмены, обладающие высоким уровнем развития личности. В работе рассмотрены, мотивы позволяющие спортсмену, при прочих равных условиях достичь вершин спортивного мастерства.

Ключевые слова: проблемы, актуализация, цель, задачи, мотив, мастерство, спортсмен, тренер, роль.

Проблема мотивации в спорте поставила перед исследователями важнейшие задачи изучения ее теоретических и практических аспектов. В научной литературе не найдено однозначной трактовки понятия «мотив». В ряде работ мотив рассматривается только как продукт мозговой деятельности, а не реально существующий психологический феномен.

А.Н. Леонтьев [1] подчеркивал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации. Он рассматривает соотношение потребностей, мотивов и цели в структуре деятельности. Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы, приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека. Они могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Мотивы и цели деятельности носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Обычно выделяют два типа мотивации и соответствующие им два типа поведения: внешняя мотивация и соответственно внешне мотивированное поведение; внутренняя мотивация и соответственно внутреннее мотивированное поведение. Мотивы делятся также на позитивные и негативные: первые - понуждают к действию, вторые - избегают действия. Классифицируются потребности и мотивы по времени актуализации (постоянные, устойчивые, циклические, ситуативные), процессуальные и результативные, предметные и функциональные (А.Н. Леонтьев), первичные и вторичные (Г. Халл), органические и надор-ганические, висцерогенные и психогенные (Г. Мюррей), дефицита и роста (А. Маслоу), влечения к жизни и влечения к смерти (3. Фрейд), стремление к власти, превосходству и стремление к принадлежности, общности (А. Адлер) и др. [2]

По нашему мнению следует выделить следующие мотивы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• физического совершенствования;

• дружеской солидарности;

• необходимость посещать занятия по физической культуре;

• соперничества;

• подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно -спортивной деятельности;

• спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

• процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

• игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

• комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В монографии «Психология спорта» Е.П. Ильин [3] раскрывает динамику формирования и развития мотивов занятий спортом на разных этапах спортивной карьеры, подчеркивая, что на начальном этапе выступают, прежде всего, мотивы стремления к самосовершенствованию, к самовыражению и самоутверждению, а также мотивы, связанные с социальными установками и удовлетворением духовных потребностей. На стадии специализации мотивация к занятиям спортом обусловливается повышением интереса к самому виду спорта, стремлением к получению высоких результатов, потребностью в физических нагрузках. Отношения с тренером имеют важное место в поддержании мотивации занятий спортом на данной стадии. На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить свои достижения, завоевать славу в спортивном мире, способствовать развитию данного вида спорта, содействовать прославлению города, страны, а также обеспечение своего материального благополучия. Четвертая стадия (завершения активного выступления на соревнованиях) проявляется в снижении результативности.

Что же движет спортсменом? Ради чего вообще он стал заниматься? Здесь мы касаемся очень важной проблемы - мотивации.

Разработано большое количество теорий мотивации: когнитивная, гедоническая, теория инстинктов, влечения, социальные теории мотивов и др. Каждая из них пытается дать ответ на то, что движет человеком в его деятельности. Существует множество классификаций мотивов, но отсутствует одна всеобъемлющая.

Некоторые классификации дополняют друг друга. Некоторые рассматривают проблему с разных позиций. На наш взгляд, большого внимания заслуживает мнение специалистов Германии, которые на первое место в классификации мотивов выводят желание быть первым, желание прославить свой клуб, город, страну, а уже затем - удовлетворение жизненных запросов. При проведении отбора для продолжения занятий тенни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.