Научная статья на тему 'Модель оценки влияния человека на функционирование человеко-машинных систем'

Модель оценки влияния человека на функционирование человеко-машинных систем Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
218
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЕ СИСТЕМЫ / MAN-MACHINE SYSTEMS / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Аксенов Владимир Алексеевич, Завьялов Антон Михайлович

Статья рассматривает возможный подход к построению модели оценки влияния человека на функционирование человеко-машинных систем. Формализация процедур по анализу влияния человека в системе «человек машина среда» для их дальнейшей интеграции в систему управления рисками, внедряемую в настоящее время в ОАО «РЖД», позволит повысить качество оценки и анализа рисков и, соответственно, обеспечить требуемый уровень безопасности на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Аксенов Владимир Алексеевич, Завьялов Антон Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF EVALUATION OF HUMAN RIGHTS IN THE OPERATION OF MAN-MACHINE SYSTEMS

The article examines a possible approach to the construction of evaluation model of human influence on the functioning of human-machine systems. Formalization of procedures for the analysis of human influence in the «man machine environment» for their further integration into the risk management system is being implemented at JSC «Russian Railways» will improve the quality assessment and risk analysis, and, accordingly, to ensure the required level of security in rail transport.

Текст научной работы на тему «Модель оценки влияния человека на функционирование человеко-машинных систем»

УДК 658.5

В. А. Аксенов, А. М. Завьялов

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМ

Статья рассматривает возможный подход к построению модели оценки влияния человека на функционирование человеко-машинных систем. Формализация процедур по анализу влияния человека в системе «человек -машина - среда» для их дальнейшей интеграции в систему управления рисками, внедряемую в настоящее время в ОАО «РЖД», позволит повысить качество оценки и анализа рисков и, соответственно, обеспечить требуемый уровень безопасности на железнодорожном транспорте.

Учет человеческого фактора является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Рассмотрение деятельности человека в системе «человек - машина - среда» (ЧМС) (рисунок 1) позволяет точнее конкретизировать участие и роль человека в нежелательных событиях, возникающих в процессе функционирования ЧМС.

Основательное развитие работ, посвя-

А

щенных исследованию человеко-машинных систем в нашей стране, началось со средины прошлого века, когда началось осуществление перехода к комплексным системам автоматизации технологических процессов. На этой стадии выяснилось, что при автоматизации управления рационально часть работ оставлять человеку-оператору. Исследованию и формализации операторских функций человека в человеко-машинных системах посвящены работы А. И. Губинского, Е. Б. Цоя, М. А. Котика, Г. В. Дружинина и многих других ученых [1 - 3]. Стоит отметить, что в большинстве научных исследований центральным звеном в системе ЧМС является связь «человек -машина». Оптимальная организация данного взаимодействия обеспечивает эффективность функционирования всей системы ЧМС. При этом в большей степени рассматривались физиологические характеристики человека с реализацией его возможностей как оператора сложной автоматизированной системы.

В авиации для представления взаимодействия между различными компонентами авиационной системы используется разработанная профессором Элвином Эдвардсом модель SHELL (рисунок 2) [4, 5], которая по своей сути является аналогом ЧМС. Изначальная концептуальность данных моделей не предполагала дальнейшей их формализации, но реализация такой возможности помогает углубить исследование влияния человеческого фактора в ЧМС.

В данной модели совпадающие или несовпадающие границы блоков (интерфейсы) так же важны, как и характеристики самих блоков. Несовпадение границ может быть источником ошибок.

Окружающая среда

м ч

Система «человек - машина»

Социальная среда

Рисунок 1 - - Система «человек - машина - среда»

Рисунок 2 - Модель «SHELL»: S - установка (процедуры, символы и т. д.); Н - объект (машина); Е - среда; L - субъект (человек)

116 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 1(17) 2014

- _ = Е Е

В центре модели SHELL находится субъект (человек) как наиболее критический и гибкий компонент, а остальные компоненты модели должны быть соответствующим образом согласованы с этой центральной частью модели.

Анализ причин нарушения безопасности движения поездов и производственного травматизма, проведенный на основании анализа состояния безопасности движения на железных дорогах ОАО «РЖД» в 2012 г. и анализа состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2012 г., показывает, что основной причиной данных происшествий на железнодорожном транспорте является нарушение человеком технологии производства работ. Это выражено как в непосредственном нарушении технологического процесса, так и в нарушении трудовой и производственной дисциплины, неприменении средств индивидуальной защиты, использовании неисправного оборудования, машин, механизмов и т. п. Таким образом, технология должна являться ключевым звеном модели оценки влияния человека на функционирование человеко-машинной системы с учетом взаимосвязей и закономерностей вышеобозначенных моделей (рисунок 3).

Окружающая среда

Объект (машина)

CC

Социальная среда

Установка (процедуры, символы и т. д.)

Субъект (человек)

Окружающая среда ( С

Техника М

Человек

Социум

Рисунок 3 - Формирование модели оценки «человеческого фактора»

Формализацию данной модели можно реализовать с применением теории графов. Для представленной модели матрица смежности изображена на рисунке 4.

Ч Т С М Л

0 1 0 0 0

Т 1 0 1 1 1

С 0 1 0 0 0

М 0 1 0 0 0

Л 0 1 0 0 0

Рисунок 4 - Матрица смежности модели

Ч

■■И ИЗВЕСТИЯ Транссиба 117

Представленная на рисунке 4 модель отражает идеальный сценарий, когда работник идеально выполняет все требования технологического процесса. Тогда происходящие нежелательные события будут вызваны причинами, не связанными с ошибочными действиями человека, реализующего технологический процесс. К таким причинам будут относиться как непосредственно несовершенство технологического процесса, так и конструктивные недостатки, несовершенство, ненадежность машин, механизмов, подвижного состава, воздействие природных факторов, противоправные вмешательства и т. д. Как показывает ежегодно проводимый на железнодорожном транспорте анализ, происшествий, вызванных данными причинами, происходит в разы меньше, чем происшествий, вызванных причинами, связанными с ошибочными действиями человека. Поэтому более точной является модель, представленная на рисунке 5 в виде взвешенного графа и его матрицы смежности.

Wrr

^WWH—-

Wтч-

Ч

Wлч

Ч Т С М Л

0 Wтч Wсч Wm Wлч

Т w„ 0 Wмт Wлт

С Wсч 0 0 0

М Wмч Wмт 0 0 0

Л Wлч млт 0 0 0

Рисунок 5 - Взвешенный граф модели оценки влияния человеческого фактора

Здесь появившиеся связи (ребра графа) с весами WC4, Wm, Жлч обусловлены нарушениями работником технологии производства работ. Так, например, весовой коэффициент W^ определяет нарушения, связанные с неприменением средств индивидуальной и коллективной защиты и т. п.; Wm - применение неисправного оборудования, машин, механизмов и т.п.; Wa4 связан с неудовлетворительной организацией производства работ и т. п.

Значения весовых коэффициентов Wy е {0, 1} для конкретной профессии определяются на основе статистических данных по расследованиям произошедших нежелательных событий.

Уточняя данную модель в части раскрытия факторов, определяющих вершины графа (так, человека характеризуют антропометрические, физиологические, психологические, психосоциальные и другие факторы), можно расширить возможности учета влияния человеческого фактора в части более глубокого анализа причинно-следственных связей, обусловливающих ошибочные действия человека, которые в конечном итоге приводят к нарушению безопасности движения и производственному травматизму.

Интеграция данного подхода в систему управления рисками [6, 7], активно внедряемую на железнодорожном транспорте, позволит на основе результатов такого анализа производить формирование адресных корректирующих действий, направленных на обеспечение правильности и точности выполнения технологического процесса, что даст возможность существенно снизить вероятность наступления нежелательных событий, вызванных человеческим фактором в ходе реализации технологических процессов.

Список литературы

1. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: Справочник [Текст] / А. Н. Адаменко, А. Г. Ашеров и др.; Под общ. ред. А. И. Губинского и В. Г. Евграфова. - М.: Машиностроение, 1993. - 528 с.

2. Котик, М. А. Природа ошибок человека-оператора [Текст] / М. А. Котик, A. M. Емельянов. - М.: Транспорт, 1993. - 252 с.

118 ИЗВЕСТИЯ Транссиба №.1(!7)

3. Дружинин, Г. В. Учет свойств человека в моделях технологий [Текст] / Г. В. Дружинин / МАИК «Наука/Интерпериодика». - М., 2000. - 327 с.

4. Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов [Текст] / Междунар. организация гражданской авиации (ИКАО). -Монреаль, Канада, 2002. - 224 с.

5. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности производственных процессов на транспорте [Текст] / В. А. Аксенов, А. М. Завьялов и др. // Восточноукраинский нац. ун-т им. В. Даля / Вюник СНУ ïm. В. Даля. - Луганск. - 2013. - № 18 (207). - Ч. 2. -C.151 - 155.

6. Аксенов, В. А. Совершенствование системы управления рисками для решения задач по обеспечению безопасности производственных процессов [Текст] / В. А. Аксенов, Д. Л. Раенок, А. М. Завьялов // Надежность. - М. - 2013. - № 3 (46). - C. 103 - 111.

7. Аксенов, В. А. Пути повышения эффективности содержания объектов инфраструктуры железных дорог [Текст] / В. А. Аксенов, А. М. Завьялов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2013. - № 2 (14). - С. 113 - 117.

V™ ИЗВЕСТИЯ Транссиба 119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.