ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Страхование
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Мадина Мовсаровна МАГОМАДОВА
заместитель директора по учебно-организационной работе, старший преподаватель кафедры банковского дела,
Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация
История статьи:
Принята 16.03.2016 Принята в доработанном виде 17.04.2016
Одобрена 16.05.2016
УДК 368.013 JEL: G22
Ключевые слова: семейный такафул, модель, механизм, негосударственные пенсионные фонды, система страхования
Аннотация
Предмет. Современный этап развития нашего общества, полный сложностей и противоречий, ставит перед российскими юристами и экономистами задачу научного анализа правовых институтов, законодательства и практики применения гражданского права. Вызовы последних нескольких лет (политическая изоляция, экономические санкции со стороны США, ЕС и других стран), заставившие пересмотреть вектор развития целых секторов и саму стратегию страны, не отступая, впрочем, от основ рыночной экономики, привлекли особое внимание к финансовой системе, и к страховому сектору в частности. Следовательно, особую актуальность на сегодняшний день приобретает такой финансовый институт, как такафул. Цели. Разработка организационно-экономического механизма внедрения и реализации семейного такафула в России на основе негосударственных пенсионных фондов. Методология. На основе методов логического и сравнительного анализа в исследовании выявлены факторы, преимущества, недостатки и проблемы, определяющие реальные возможности реализации семейного такафула в России в настоящее время. Результаты. Представлены основные элементы организационно-экономического механизма реализации семейного такафула в России, обоснована актуальность и необходимость его развития. Уточнено содержание организационно-экономического механизма реализации семейного такафула. Предложена последовательность мероприятий по внедрению организационно-экономического механизма реализации исламского страхования. Разработана его модель.
Выводы. В условиях отсутствия в России действенных правовых и организационно-экономических основ реализации исламского страхования, его эффективное поступательное развитие представляется сложно реализуемым. Предложенные в настоящем исследовании элементы организационно-экономического механизма представляют собой комплексный научно-методический инструментарий внедрения исламского страхования в России, содержащий ключевые аспекты его функционирования по целям, задачам, субъектам, объектам, принципам и правилам.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Обусловленная историческими и политическими факторами существенная многоконфессиональность России с одной стороны, и демократический характер государства - с другой, требуют проведения экономической политики,
учитывающей запросы и потребности крупных социальных слоев. Несмотря на то что согласно одному из базовых конституционных положений (ст. 14 Конституции РФ) Россия является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства, это не мешает многим фундаментальным положениям из различных религий становиться частью экономических и рыночных отношений. Вопросы взаимодействия и влияния религии на экономику рассматривались в трудах классиков экономической мысли (к примеру, М. Вебера [1]) и различных авторов современности1 [2-4].
Более того, согласно некоторым крупным
исследованиям, прослеживается плодотворное
2
влияние религии на экономику .
В последние годы повысился интерес исследователей к возможностям имплементации отдельных исламских норм в те или иные аспекты хозяйствования. Одним из ключевых принципов формирования экономических отношений в теоретических взглядах исламских ученых-экономистов является достижение социальной справедливости как гарантии прав равного распределения ресурсов.
Влияние исламских норм на экономические отношения проявляется в современных странах в самых различных сферах: в принципах ведения бизнеса, фискальной и налоговой политике,
1 Кубон-Гильке Г. О взаимозависимости экономики и
религии // Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 2. С. 188-194.
2 Плясовских А. Влияние христианства на экономическое развитие стран, или о национальной идее для России. URL: http://nideya.narod.ru /razdel4.htm
управлении спонсорством и благотворительностью, системе страхования и др.
Из более чем 146 млн постоянного населения России3 по разным оценкам порядка 20 млн являются этническими мусульманами. Несмотря на неоднородность мусульманского населения России по степени следования канонам ислама, с каждым годом увеличивается потребность во внедрении отдельных финансовых институтов в национальную систему права. Одним из таких институтов является исламское страхование -такафул. Актуальность данного института в России была доказана нами в предыдущих исследованиях в рамках проведенных социологических опросов в одном из регионов с превалированием мусульманского населения. Так, порядка 30% респондентов, не пользующихся услугами добровольного страхования, назвали одной из основных причин их несоответствие религиозным нормам.
Таким образом, в современных условиях возникает необходимость обеспечения научно-методических условий для имплементации института исламского страхования в российскую систему экономических отношений.
Целью настоящего исследования является разработка организационно-экономического
механизма внедрения и реализации семейного и личного такафула в России на основе негосударственных пенсионных фондов.
Задачами исследования являются:
— уточнение содержания такафула;
— уточнение элементов организационно-экономического механизма исламского страхования;
— разработка модели организационно-экономического механизма внедрения и реализации семейного и личного такафула в России на основе негосударственных непенсионных фондов;
— раскрытие содержания основных элементов модели.
Перед тем как раскрыть сущность такафула, исследуем его принципы, положения и особенности. Отличие традиционного страхования
3 Численность населения. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/dem o11.xls
от такафула согласно ст. 2 шариатского стандарта № 26 состоит в том, что в первом прибыль извлекается из собственно страховых операций, в которых присутствует неопределенность (гарар) и могут присутствовать другие, осуждаемые шариатом виды деятельности, такие как ростовщичество (риба), азарт (мейсир) и пр. Поэтому шариат запрещает традиционное коммерческое страхование. Рассмотрим эти ограничения подробнее.
В соответствии с общепринятым мнением экспертов мусульманского права есть несколько видов проявления неопределенности.
1. Ни одной из сторон страховой операции не известно, будет ли осуществлена страховая выплата.
2. В отдельных видах страхования присутствует неясность, связанная с размерами страхового возмещения.
3. Страхователь не имеет данных относительно того, будет ли у страховщика нужная сумма для выплаты страховки при наступлении страхового случая.
4. В контракте существует неясность относительно сроков наступления страхового случая.
5. Страхователь не обладает уверенностью в том, что уплаченные им деньги будут применяться в операциях, которые разрешены шариатом (что кроме элемента неопределенности вызывает наличие в контракте страхования элемента -запретный вид деятельности (харам)4. [5].
Неопределенность происходит из-за
операционных и информационных проблем и относится ко всякой неясности или случайности условий договора, которая возникла из-за отсутствия данных или контроля в договоре. Ее присутствие ведет к несостоятельности договора и его аннулированию с точки зрения мусульманского права.
По поводу ростовщичества (риба) следует признать, что его элементы в традиционном страховании присутствуют, например, при инвестировании (размещении) собственных средств и средств страховых резервов в такие
4 Харам, харамный (араб. однокоренное слово -гарем) - в шариате запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, - халяльной.
активы, как депозиты банков или активы, связанные с запрещенной исламом деятельностью (производство табака, алкоголя и т.п.). Однако при необходимости от подобных активов в момент размещения средств страховщик может отказаться.
Что касается запрета на мейсир (в данном случае азартное ведение бизнеса - принятие избыточного риска), то для борьбы с ним Банк России в качестве регулятора страхового рынка контролирует соотношение собственных средств страховщика и принятых им обязательств на основании Порядка, утвержденного Указанием Банка России от 28.07.2015 № 3743-У.
С учетом изложенного можно сформулировать основные принципы и положения такафула5 [6]:
— отсутствие избыточной неопределенности благодаря тому, что участники такафула сохраняют права на средства такафул-фонда и прибыль (доходы) от их инвестирования и от страховых операций;
— обеспечение гарантией рисков участников страхового процесса - основная цель такафула, где стороны договора могут выступать и в роли гарантов, и в роли тех, кому предоставляется гарантия;
— использование особого механизма распределения прибыли между участниками и управляющей такафул-фондом компанией, рассматриваемого
далее;
— контроль над деятельностью такафула со стороны специализированного органа (шариатский наблюдательный совет);
— руководство принципом наивысшей добросовестности (utmost good faith) как основным законом, по которому должны действовать все стороны договора такафула;
— возможность участия страхователей в управлении такафул-компанией;
— особенность наследования страховой выплаты, право на которую по нормам шариата имеют все законные наследники страхователя (участника такафула) независимо от назначенного выгодоприобретателя.
5 Магомадова М.М. Такафул как инструмент развития страхового рынка региона // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 36. С. 51-54.
Эти принципы и положения позволяют раскрыть экономическое содержание и дать авторское определение такафула с учетом установленной российским страховым законодательством терминологии.
Такафул представляет собой экономические перераспределительные отношения, основанные на отношениях взаимовыручки и взаимопомощи в целях защиты от неблагоприятных событий (рисков), заключающиеся в добровольной передаче участниками такафула средств в специальный фонд для получения из него выплат при наступлении неблагоприятных (страховых) событий и дохода от инвестирования средств фонда и прибыли от страховых операций при управлении этим фондом самостоятельно или через наемную управляющую компанию на принципах шариата. Наиболее соответствующим задачам настоящего исследования понятием организационно-экономического механизма
видится предложенная В.О. Федоровичем разноуровневая иерархическая система основных взаимосвязанных между собой составляющих и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов, инструментов и пр.), а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию, в ходе и под влиянием которых происходит гармонизация экономических отношений (интересов) государства, предпринимательских и общественных структур [7].
Под организационно-экономическим механизмом внедрения и реализации семейного такафула нами будет пониматься система взаимосвязей между участниками финансовой системы (в том числе рынка страховых услуг), методами управления, правилами, принципами, функциями, на основе которой достигаются цели и задачи исламского страхования.
Анализ основных подходов к формулированию организационно-экономического механизма [8-10] позволяет сделать вывод о том, что для него характерно наличие следующих элементов: субъектов управления; управляемого объекта; целей и задач, которые планируется достичь в ходе реализации механизма; принципов действия механизма; функций его участников; используемых методов и инструментария для достижения задач механизма; факторов взаимодействия субъектов.
С учетом текущего состояния системы страхования в России [11-13] - с точки зрения
возможности имплементации в него механизма исламского страхования - общая последовательность этапов внедрения организационно-экономического механизма реализации такафула может быть представлена образно (рис. 1).
На современном этапе развития российской системы страхования и правовой базы, обеспечивающей эту систему, полноценная имплементация института исламского страхования не требует разработки отдельного нормативного акта и может ограничиться редактированием действующего законодательства в сфере страхования6 в следующих аспектах:
— расширение законодательных норм новыми организационно-правовыми формами, применимыми в том числе к специфике функционирования такафул-операторов;
— создание правовых условий для функционирования исламского страхования в рамках механизма негосударственных пенсионных фондов.
Для уточнения представленной последовательности внедрения и реализации организационно-экономического механизма исламского страхования важно уточнить его структурное содержание. С учетом специфики такафула [14], а также выделенных компонентов организационно-экономического механизма, структура модели организационно-экономического механизма внедрения и реализации исламского страхования в России может быть представлена схематично (рис. 2).
Далее рассмотрим подробно содержание каждого элемента представленной модели. Цель формирования механизма в значительной степени определяет содержание прочих его элементов и заключается в создании действенной и отвечающей нормам шариата системы исламского страхования в России. Достижение данной цели требует решения следующих частных задач в ходе формирования организационно-экономического механизма:
— выбор участников системы исламского страхования и определение функций каждого из них;
— формулирование принципов и правил функционирования механизма;
6 Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
— выбор методов, инструментов и способов реализации механизма - организационных и экономических;
— обеспечение условий для функционирования различных бизнес-моделей исламского страхования.
Как видно из представленной схемы, в качестве основных субъектов данного механизма выделены:
1) такафул-операторы или страховщики -компания, созданная в рамках акционерной организационно-правовой формы или в форме страхового кооператива, целью функционирования которого является оказание услуг исламского страхования [15];
2) государственные регуляторы - уполномоченные органы государственной власти в ведение которых входит регулирование законности операций в рамках такафул-страхования, а также вопросы совершенствования обеспечивающего законодательства;
3) институты обеспечения и развития -негосударственные организации (как правило, некоммерческие), в задачи которых входит развитие и продвижение института исламского страхования в России. Такой организацией может стать союз (объединение) такафул-операторов России.
Объектом управления в предлагаемом механизме является семейное страхование. Семейный такафул предусматривает в большей степени сберегательный характер, в рамках которого выдаются различные полисы, в некоторых аспектах соответствующие классическому страхованию.
В качестве основы реализации организационно-экономического механизма исламского
страхования видится наиболее оптимальной система и порядок функционирования негосударственных пенсионных фондов. Выбор негосударственных пенсионных фондов как одних из потенциальных участников механизма исламского страхования обусловлен их максимальной приближенностью к специфике такафула, в том числе его в большей степени сберегательной, а не страховой направленностью. Другим фактором, определяющим наибольшее соответствие негосударственных пенсионных фондов требованиям исламского страхования,
является то, что основным методом реализации личного страхования в России являются инструменты пенсионного страхования. Данная специфическая особенность российской системы, порождающая в том числе, недоверие к действующим инструментам личного
добровольного страхования, обусловливает наличие значительного потенциала исламского страхования в России.
В основе функционирования любого организационно-экономического механизма
должны лежать принципы, которые в значительной степени определяют содержание его элементов, в том числе функций и применяемых субъектами системы исламского страхования инструментов. Всю совокупность принципов функционирования исламского страхования мы предлагаем разделять на две группы:
1) общие принципы системы исламского страхования как части национальной системы страхования, в том числе [16]:
— наличие имущественного интереса;
— страхуемость риска;
— эквивалентность;
— доверие сторон;
— соответствие возмещению действительным убыткам;
— причинно-следственная связь убытка и вызвавшего его события;
— контрибуция;
2) частные (специальные) принципы функционирования системы исламского страхования, учитывающие ее изначально религиозный базис, в том числе:
— отсутствие элемента неопределенности;
— добровольность;
— дозволенность дохода;
— разделение риска.
Сформулированные принципы определяют правила функционирования организационно-экономического механизма, которые закрепляются в законодательных нормах и внутренних правилах такафул-операторов.
Указанные цели, задачи, принципы, объекты и правила функционирования организационно-экономического механизма внедрения и реализации исламского страхования в России определяют применяемые субъектами данной системы методы и инструменты. Поскольку существует значительное множество методов и инструментов управления и развития исламского страхования, целесообразно рассмотреть ключевые функции участников системы этого вида страхования (табл. 1).
В условиях отсутствия в России действенных правовых и организационно-экономических основ реализации исламского страхования его эффективное поступательное развитие
представляется сложнореализуемым.
Предложенные в настоящем исследовании элементы организационно-экономического механизма представляют собой комплексный научно-методический инструментарий внедрения исламского страхования в России, содержащий ключевые аспекты его функционирования по целям, задачам, субъектам, объектам, принципам и правилам. Мы понимаем, что организационно-экономический механизм реализации исламского страхования является сложным, а его полное раскрытие в рамках формата подобного исследования крайне затруднительно. В связи с этим каждый из представленных элементов организационно-экономического механизма
нуждается в дальнейшей конкретизации и определении возможностей имплементации в российскую систему права и организации страхового дела. Таким образом, задачами будущих исследований в рассматриваемой сфере являются:
— детализация и уточнение организационно-правовых норм функционирования системы исламского страхования в России;
— подробное раскрытие функций субъектов системы исламского страхования -государственных регуляторов, такафул-операторов и институтов развития и обеспечения рынка услуг данного вида страхования;
— детализация организационных аспектов взаимодействия участников системы исламского страхования.
Следовательно, появление такафул-компании на страховом рынке России, с нашей точки зрения, объективно обусловлено следующим:
— деятельность такафул-операторов на территории России может осуществляться без нарушения норм действующего страхового законодательства, и потенциальные клиенты -более 20-25 млн этнических мусульман, проживающих в стране, могут быть вовлечены в страховые сделки;
— для многих торговых и финансовых партнеров России на Ближнем Востоке рискованно вкладывать свои капиталы в различные взаимовыгодные проекты по той причине, что они опасаются нестабильности экономической обстановки и недобросовестности российских коллег;
— страховой рынок России характеризуется развитой конкуренцией. С помощью договоров,
предлагаемых такафул-компаниями, на рынок таких услуг будет внесено разнообразие, тем самым будет поддержано развитие страхования в РФ;
— исследование различных аспектов такафула и возможностей его использования в отечественной практике актуальна. Он расширяет перечень организационно-правовых форм субъектов бизнеса, которые действуют на страховом рынке России, что созвучно с тенденциями развития этого рынка в мире. Это также приведет к расширению номенклатуры страховых продуктов благодаря включению в нее страхования рисков невыплат при наступлении страхового случая, что повлияет на стабилизацию в обществе.
Таблица 1
Функции участников системы исламского страхования
Участник системы исламского страхования Функции
Государственные регуляторы рынка страхования (в лице уполномоченных органов государственной власти) Лицензирование такафул-операторов. Контроль соблюдения прав потребителей исламских финансовых услуг. Контроль рисков деятельности операторов такафул-фондов. Регулирование, контроль и надзор над страховыми и инвестиционными операциями
Такафул-компании 1. Защитные (сберегательные) функции: - оценка страховых рисков; - осуществление страховых выплат; - перераспределение средств между участниками такафул-фонда и др. 2. Накопительные функции: - получение прибыли участниками от инвестирования средств такафул-фонда; - распределение прибыли между участниками. 3. Предупредительные функции: - оценка страховых рисков; - формирование страховых резервов (в рамках такафул-фондов) и др. 4. Инвестиционные функции [17]: - взимание комиссий в такафул фонды; - распределение средств; - инвестиции средств фонда в одобренные религией направления; - принятие взносов в фонд от такафул-операторов. 5. Организационные функции: - формирование договоров с физическими и юридическими лицами и предоставление страховых полисов по личному такафул-страхованию; - продвижение услуг исламского страхования в регионе; - организация компенсационных выплат по личному страхованию; - организация выплат прибыли по семейному страхованию; - организация принятия страховых взносов и др.
Институты развития и обеспечения Контроль соответствия страховых продуктов нормам шариата [18, 19]. Повышение квалификации сотрудников такафул-операторов на общественных и коммерческих началах. Создание и участие во внедрении стандартов финансовой деятельности такафул-операторов. Взаимодействие с уполномоченными органами государственной власти по правовому и организационному совершенствованию института такафула в соответствии с российской юрисдикцией. Продвижение института исламского страхования на федеральном и региональном уровнях и др.
Источник: составлено авторами
Рисунок 1
Алгоритм внедрения и реализации организационно-экономического механизма исламского страхования
Выявление основных правовых проблем, определение целей и задач внедрения организационно-экономического механизма исламского страхования
I =
Определение субъектов и их функций в рамках имплементации исламского страхования в российскую систему страхования
I '
Формулирование принципов и правил (основанных на российском и исламском праве) функционирования субъектов исламского страхования
Выбор организационных и экономических методов, способов и инструментов реализации механизма исламского страхования
Выбор бизнес-модели функционирования операторов рынка исламских страховых услуг
Источник: составлено авторами
Рисунок 2
Модель организационно-экономического механизма внедрения и реализации исламского страхования в России
Цель реализации механизма - создание действенной и отвечающей нормам шариата системы исламского страхования в России.
Задачи реализации механизма:
— установление участников и их функций;
- формулирование принципов и правил функционирования механизма:
- выбор методов, инструментов и способов реализации механизма;
— обеспечение условий для функционирования различных бизнес-моделей исламского страхования
Субъекты реализации механизма:
- такафул-операторы;
- государственные регуляторы;
- институты обеспечения и развития
Объекты управления -
семейное страхование
Принципы реализации механизма:
- общие:
- специальные
Правила реализации механизма:
- развитие российского законодательства;
- учет религиозных требований
Такафулонераторы:
— инструменты привлечения населения и по пуляризации исламского страхования (рекламные и другие коммуникации);
— формирование действенной системы управления рисками и корпоративного управления:
— методы организации приема взносов от страхователей и др.;
Государственные регуляторы:
- создание инструментов адекватного регулирования и контроля рисков деятельности такафул-операторов;
- методы правового регулирования для уточнения норм функционирования такафул-операторов;
- использование административных инструментов текущего
— инструменты расчета страховых взносов и страхового покрытия;
— инструменты осуществления инвестиционной активности в соответствии с принципами исламского страхования:
— инструменты определения комиссионных отчислений в такафул фонды и др.
контроля и координации такафул-операторов и др.;
- инструменты контроля реализации требований к финансовой
обес печенности такафул-операторов;
- инструменты контроля реализации требований к рыночному поведению такафул-операторов и др,
Институты обеспечения и развития:
— использование инструментов коммуникаций для повышения
осведомленности населения об исламском страховании;
— обучающие программы для повышения квалификации работников исламских страховщиков;
— инструменты стандартизации исламских продуктов;
— инструменты развития
■"_ ликвидно сти рынка------------
исламских страховых продуктов и др.;
— методические рекомендации по финансовым
и экономическим аспектам функционирования такафул-операторов:
— повсеместное внедрение стандартов по финансовому состоянию такафул-операторов;
— взаимодействие с органами власти по реализации надзорных требований такафул-операторов и др,
Список литературы
1. ВеберМ. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
2. Алексеева М.С. Этика, религия и экономика: аспекты взаимосвязи в контексте современных социально-экономических проблем // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2014. № 1. С. 28-35.
3. Несправа В.Н. Влияние религии на состояние и темпы роста экономики страны // Экономический нобелевский вестник. 2012. № 1-2. С. 265-270.
4. Козловски П. Принципы этической экономии / под ред. В.С. Автономова. СПб: Экономическая школа, 1999. 344 с.
5. Magomadova M.M. Implementation of Takaful Insurance System in the Russian Federation and its Future // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 16. Iss. 9. P. 1178-1182.
6. Магомадова М.М. Функции такафула в современных условиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 67-69. URL: http://urlid.ru/aim4.
7. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская Финансовая Школа. 2006. № 2. С. 106-115.
8. Голощапова Т.В. Сущность и содержание организационно-экономического механизма функционирования предприятия // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. 2006. № 1. C. 66-72.
9. Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4-26.
10. Ломакина И.Л. Методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления предприятием //. 2007. С. 185-188.
11. Таймасханов Х.Э., Цакаев А.Х. Рынок страховых услуг в Чеченской Республике: риски и возможности роста // Страховое дело. 2014. № 3. С. 52-59.
12. Улыбина Л.К., Окорокова О.А., Ваньян Г.А. Страховой рынок России: оценка индикаторов и перспектив развития // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7. С. 64-68.
13. Натхов Т. Рынок страхования в России: основные тенденции и проблемы развития // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 115-127.
14. Фукина С.П. Особенности организации исламского страхования и перспективы его внедрения на страховой рынок России // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 108-116.
15. Al-Ghadyan A.A. Insurance: The Islamic Perspective and Its Development in Saudi Arabia // Arab Law Quarterly. 1999. Vol. 14. Iss. 4. P. 179-184.
16. Немцева Ю.В., Матвеев А.Л. Рискоориентированный подход к управлению инвестиционной деятельностью страховой организации // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 8. С. 1129-1144.
17. УмаровХ.С. К вопросу об исламском страховании «такафул» // Страховое дело. 2014. № 4. С. 47-53.
18. Archer S., Karim R.A., Nienhaus V. Takaful Islamic Insurance: Concept and Regulatory Issues. Wiley, 2009. 300 p.
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
A MODEL OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF ISLAMIC INSURANCE IMPLEMENTATION IN RUSSIA
Madina M. MAGOMADOVA
Insurance
Chechen State University, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 16 March 2016 Received in revised form 17 April 2016 Accepted 16 May 2016
JEL classification: G22
Keywords: family takaful, model, mechanism, non-State pension fund, insurance system
Abstract
Importance The challenges of recent years (political isolation, economic sanctions imposed by the USA, the EU and others), which have forced to reconsider the vector of development of entire economic sectors and the country's strategy without receding, however, from the fundamentals of the market economy, turned the spotlight on the financial system, and insurance sector in particular. Therefore, takaful insurance as a financial institution is of special importance nowadays. Objectives The aim is to develop an organizational and economic mechanism to introduce and implement the family takaful in Russia based on non-State pension funds.
Methods I apply methods of logical and comparative analysis to unveil factors, advantages, shortcomings and problems determining real opportunities of family takaful realization in Russia. Results The paper presents basic elements of organizational and economic mechanism of family takaful implementation in Russia, underpins the need for its development, specifies its nature and sequence of actions to introduce Islamic insurance in Russia. I developed a model of organizational and economic mechanism of Islamic insurance realization in Russia and defined its elements. Conclusions The offered elements of the organizational and economic mechanism represent sophisticated scientific and methodological tools for Islamic insurance introduction in Russia, specifying the key aspects of its functioning, including its tasks and objectives, subjects, objects, principles and rules.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Weber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva [Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik]. Moscow, Yurist Publ., 1994, 704 p.
2. Alekseeva M.S. [Ethics, religion and economy: aspects of interrelation in the context of modern social and economic problems]. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitel'skoi kooperatsii = Bulletin of Siberian University of Consumer Cooperation, 2014, no. 1, pp. 28-35. (In Russ.)
3. Nesprava V.N. [Influence of religion on condition and growth rates of the national economy]. Ekonomicheskii nobelevskii vestnik = Nobel Economic Herald, 2012, no. 1-2, pp. 265-270. (In Russ.)
4. Kozlovski P. Printsipy eticheskoi ekonomii [The principles of ethical economy]. St. Petersburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1999, 344 p. (In Russ.)
5. Magomadova M.M. Implementation of Takaful Insurance System in the Russian Federation and its Future.
Middle-East Journal of Scientific Research, 2013, vol. 16, iss. 9, pp. 1178-1182.
6. Magomadova M.M. [The functions of a takaful in modern conditions]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2015, no. 16. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/aim4.
7. Fedorovich V.O. [The structure of the organizational and economic mechanism of property management of large industrial corporations]. Sibirskaya Finansovaya Shkola = Siberian Financial School, 2006, no. 2, pp. 106-115. (In Russ.)
8. Goloshchapova T.V. [The nature and content of organizational and economic mechanism of enterprise functioning]. VestnikPovolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa = Bulletin of Volga Region State University of Service, 2006, no. 1, pp. 66-72. (In Russ.)
9. Izmalkov S.B., Sonin K.I., Yudkevich M.M. [Theory of economic mechanisms]. Voprosy Ekonomiki, 2008, no. 1, pp. 4-26. (In Russ.)
10. Lomakina I.L. [Methodological bases of creating an organizational and economic mechanism to manage the enterprise]. Trudy Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Proceedings of Far Eastern State Technical University, 2007, pp. 185-188. (In Russ.)
11. Taimaskhanov Kh.E., Tsakaev A.Kh. [The market of insurance services in the Chechen Republic: risks and possibilities of growth]. Strakhovoe delo = Insurance Business, 2014, no. 3, pp. 52-59. (In Russ.)
12. Ulybina L.K., Okorokova O.A., Van'yan G.A. [Insurance market of Russia: assessment of indicators and development prospects]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 7, pp. 64-68. (In Russ.)
13. Natkhov T. [The insurance market in Russia: main tendencies and problems of development]. Voprosy Ekonomiki, 2006, no. 12, pp. 115-127. (In Russ.)
14. Fukina S.P. [Specifics of organization of Islamic insurance and prospect for its introduction in the Russian insurance market]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2014, no. 1, pp. 108-116. (In Russ.)
15. Al-Ghadyan A.A. Insurance: The Islamic Perspective and Its Development in Saudi Arabia. Arab Law Quarterly, 1999, vol. 14, iss. 4, pp. 179-184.
16. Nemtseva Yu.V., Matveev A.L. [Risk-oriented approach to management of investment activity of insurance companies]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, vol. 16, no. 8, pp. 1129-1144. (In Russ.)
17. Umarov Kh.S. [On Takaful Islamic insurance]. Strakhovoe delo = Insurance Business, 2014, no. 4, pp. 47-53. (In Russ.)
18. Archer S., Karim R.A., Nienhaus V. Takaful Islamic Insurance: Concept and Regulatory Issues. Wiley, 2009, 300 p.