ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
УДК 332.142.2
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЗОНЫ ОСОБОГО
СОЦИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ*
Г.Ф. БАЛАКИНА, доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Тувинского Института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН E-mail: balakina.gal@yandex.ru
Г.И. ПОПОДЬКО, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник
E-mail: pgi90@bk.ru Красноярский отдел Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
О. С. НАГАЕВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: ecpro@mail.ru Красноярский отдел Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
Предмет/тема. Статья посвящена развитию депрессивных регионов Российской Федерации, в том числе Республики Тыва, отличительной особенностью которой являются богатые запасы природных ресурсов, благоприятные возможности для развития сельского хозяйства и уникальные природные ландшафты.
* Статья подготовлена в рамках исследований по гранту РГНФ N»13-12-17002 «Разработка организационного механизма формирования целевой экономической зоны на территории Республики Тыва».
Цели/задачи. Цель исследования - разработка модели создания целевой экономической зоны как механизма развития депрессивного региона в новых экономических условиях, в том числе зоны особого социоэкологического режима природопользования в Республике Тыва.
Методология. Использованы факторный анализ и экспертные оценки, позволяющие сделать вывод о необходимости развития особой экономической зоны на основе каркасно-кластерного подхода, который включает формирование инфраструктурного каркаса и различного вида опорных зон.
Доказано, что компенсационный механизм развития депрессивных регионов несостоятелен, так как он формирует иждивенческое отношение и не способствует поиску внутренних резервов экономического роста региона.
Предложено создание трех типов опорных зон (зоны ускоренного промышленного и сельскохозяйственного развития, зоны активного освоения перспективных месторождений природных ресурсов и зоны рекреации и туризма). Кроме этого, разработаны система показателей развития опорных зон и механизм управления формированием зоны особого социоэкологического режима природопользования. Показана роль этого механизма в обеспечении высокого уровня развития энергетической, транспортной и инженерной инфраструктур, в создании условий для благоприятного инвестиционного климата, в повышении социально-экономической эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов, в возрождении традиционного хозяйства коренных народов.
Выводы/значимость. Сделан вывод о необходимости создания зоны особого социоэкологического режима природопользования для развития и экономического роста Республики Тыва. Результаты исследования подтверждены расчетами предполагаемого социально-экономического эффекта.
Ключевые слова: целевая экономическая зона, опорные зоны, депрессивный регион, зона особого социоэкологического режима природопользования
Депрессивное развитие регионов в России обусловлено объективными причинами, главными из которых являются:
- удаленность от центров экономического роста;
- слаборазвитая инфраструктура;
- низкий уровень развития человеческого капитала;
- практически полное отсутствие производств с высокой добавленной стоимостью.
Для оптимального развития такого региона необходимо не только учитывать все особенности территории, но и увеличивать ее конкурентные преимущества [18, 20].
Разработка стратегии развития депрессивных регионов и поиск путей решения их экономических проблем широко представлены в современной экономической литературе. Следует отметить работы Н.Ж. Номшиевой, Ж.Б. Сушкеева, Р.Н. Гаджиева, П.М. Мансурова и многих других авторов, посвященные разработке стратегий и направлений развития депрессивных территорий [2, 7, 11]. В этих исследованиях не только указаны проблемы, которые обусловливают депрессивный характер
развития региона, но и предложены направления вывода экономики из стагнирующего состояния. К данным направлениям относятся [10, 12]:
- точечное освоение минерально-сырьевых месторождений;
- развитие «полюсов роста» экономики в местах освоения минерально-сырьевых ресурсов в целях наращивания промышленного потенциала территории;
- создание диверсифицированной экономики;
- выделение дотаций из федерального бюджета на реализацию социально-экономических региональных программ.
В основе предложенных методов развития депрессивных регионов лежит компенсационный механизм. Однако существующая практика экономического развития депрессивных регионов доказала несостоятельность такого подхода. Это связано с тем, что он формирует иждивенческое отношение и не способствует поиску внутренних резервов экономического роста депрессивного региона.
Авторами настоящего исследования предложено развитие депрессивных регионов на основе использования механизма формирования целевых экономических зон на примере Республики Тыва, которая по состоянию на 01.01.2013 характеризуется следующим уровнем экономического развития [15]:
- 83-е место по объему производства товаров и услуг;
- 82-е место по отношению среднедушевых денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора;
- 82-е место по ожидаемой продолжительности жизни;
- 81-е место по уровню безработицы;
- 75-е место по объему консолидированного бюджета на душу населения.
Основными причинами такого положения являются крайне низкий уровень развития промышленного потенциала территории, слабая освоенность богатейших запасов природных ресурсов, неразвитые транспортная и энергетическая инфраструктуры, а также нехватка квалифицированных кадров в отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства.
Как следствие, в регионе наблюдаются высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни, постоянный отток населения за пределы региона, а также полная зависимость от дотаций регионального и местных бюджетов.
Вместе с тем республика обладает неоспоримыми конкурентными преимуществами, главными из которых являются:
- удобное географическое положение, которое позволяет развивать внешнеторговую деятельность как приоритетную;
- богатый природный ландшафт, наличие уникальных лечебных источников;
- значительные запасы природных ресурсов, в том числе энергетического характера;
- многовековые традиции развития сельского хозяйства, и прежде всего животноводства.
В связи с этим стоит задача разработки новой модели развития, которая бы учитывала достоинства и недостатки социально-экономического развития региона и способствовала росту его конкурентных преимуществ.
Законодательное решение этой проблемы определено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 3261 Республика Тыва отнесена к территориям, где могут развиваться целевые экономические зоны, позволяющие обеспечить ускоренный социально-экономический рост. Но при этом модель развития такой целевой экономической зоны определяется исходя из специфики и перспектив развития конкретного региона.
Проблеме создания особых экономических зон региона в экономической литературе уделено большое внимание [13, 17, 19]. Исследователи исходят из необходимости создания целевых экономических зон на основе нормативного подхода, предполагающего особый режим ведения предпринимательства, налоговые и иные льготы.
В настоящей работе для создания целевой экономической зоны на территории Республики Тыва предложено использовать каркасно-кластерный подход. Он предполагает создание инфраструктурного каркаса (энергетического, транспортного, логистического, сервисного, социального) и опорных зон развития территории. Применение каркасно-кластерного подхода особо эффективно для территорий с низким уровнем экономического развития, слаборазвитой инфраструктурой и наличием значительного ресурсного потенциала.
Преимуществом такого подхода является возможность выделения приоритетных направлений
1 Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития: постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 326.
развития территории (на основе создания так называемых опорных зон) исходя из региональных и национальных интересов [14]. Это означает, что привлечение инвестиций может быть обосновано этапами развития целевой экономической зоны.
Так, на первом этапе необходимо формирование транспортной, энергетической и сервисной инфраструктур. На втором этапе - интенсивное освоение запасов природных ресурсов, имеющих важное народно-хозяйственное и региональное значение. На третьем этапе - развитие промышленных и сельскохозяйственных производств индустриального типа. На четвертом этапе - создание зоны рекреации и туризма.
Современные технологии управления территориальным развитием позволяют одновременно развивать несколько направлений и сочетать этапы развития, что, безусловно, лишь ускорит создание особой зоны социоэкологического режима природопользования.
Учитывая специфику социально-экономического развития Республики Тыва, предлагается создать три типа опорных зон:
1) зону ускоренного промышленного и сельскохозяйственного развития, включающую предприятия и производства с высокой добавленной стоимостью на базе широкого использования передовых инновационных технологий;
2) зону активного освоения перспективных месторождений природных ресурсов, обеспечивающих развитие индустриального потенциала республики;
3) зону рекреации, туризма и развития промыслов коренного населения на основе бережного отношения к дикой природе и сохранения естественной природной среды.
Модель развития целевой экономической зоны Республики Тыва основана на объединении трех типов опорных зон в зону особого социоэкологи-ческого режима природопользования. Зона особого социоэкологического режима природопользования (ЗОСЭРП) - это новый порядок организации и ведения хозяйственной деятельности на определенной территории, основанный на сохранении ее экологического, исторического и культурного потенциалов и росте экономического и социального развития.
Создание ЗОСЭРП будет способствовать достижению следующих целей:
- устойчивое социально-экономическое развитие территории за счет рационального исполь-
зования природных ресурсов на основе передовых инновационных технологий;
- обеспечение высокого уровня жизни для населения на основе гарантированности и доступности общественных благ, формирующих высокий уровень развития человеческого капитала;
- сохранение благоприятной экологической среды путем рационального сочетания экологических, экономических и социальных интересов развития территории;
- ускоренное развитие производств, обеспечивающих жизненную основу существования коренного населения республики.
Промышленной основой развития зоны особого социоэкологического режима природопользования Республики Тыва должны стать богатейшие запасы природных ресурсов [9]. Низкий уровень их освоения в республике определяется неразвитой транспортной, энергетической и сервисной инфраструктур. Поэтому задачей первостепенной важности является строительство автомобильных и железных дорог, которые не только позволят ускорить освоение месторождений природных ископаемых, но и создадут основу для дальнейшего промышленного развития региона [5].
В настоящее время промышленный потенциал республики формируют малые и средние предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства. В основном это предприятия сырьевой направленности. Для формирования зоны особого социоэкологического режима природопользования необходимо создание крупных предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие которых может осуществляться на основе использования передовых (инновационных) и экологически чистых технологий.
Особое место должно занимать индустриальное развитие животноводства как основной отрасли региона. Это означает, что приоритетное развитие должны получить предприятия по глубокой переработке сельскохозяйственной и животноводческой продукции, что обеспечит продовольственную безопасность республики.
Туристско-рекреационная зона может быть развита на основе комплекса услуг (спортивный, лечебный, экстремальный, деловой, научно-познавательный виды туризма). Значительное место в туристско-рекреационной деятельности должны занимать промыслы коренных этнических народов Республики Тыва.
Создание зоны особого социоэкологического режима природопользования направлено в первую очередь на повышение уровня экономического и социального развития территории. Это позволяет рассматривать ЗОСЭРП как социально-экономическую систему, состоящую из нескольких подсистем (производственно-экономической, социальной и экологической). В производственно-экономическую подсистему входят предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, а также агропромышленный сектор производства. В социальную подсистему включены объекты социальной инфраструктуры, формирующей благоприятные условия жизни населения. Экологическую подсистему ЗОСЭРП составляют предприятия и организации туристической и рекреационной деятельности, а также промыслы коренных народов республики.
Для оценки развития ЗОСЭРП предлагается система показателей, которая учитывает развитие каждой из выделенных подсистем (табл. 1).
Формирование зоны особого социоэкологичес-кого режима природопользования требует разработки соответствующего механизма, направленного на обеспечение условий развития опорных зон. По мнению авторов, структура данного механизма должна включать совокупность мероприятий, рычагов воздействия и инструментов по следующим основным направлениям:
- развитие транспортной, энергетической и инженерной инфраструктур;
- формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности;
- повышение социально-экономической эффективности освоения минерально-сырьевых месторождений;
- создание условий для развития традиционного хозяйства коренных этнических народов.
Структура механизма формирования зоны особого социоэкономического режима природопользования Республики Тыва, а также инструменты управления представлены в табл. 2.
Основным условием реализации каркасно-кластерного подхода для развития депрессивной экономики Республики Тыва является развитая транспортная инфраструктура. В настоящее время остро стоит проблема строительства железной дороги Курагино - Кызыл [5] и продолжение строительства автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. По уровню развития
Таблица 1
Показатели развития зоны особого социоэкологического режима природопользования
Подсистема зоны особого социоэкологического режима природопользования Показатели развития
Производственно-экономическая Объем производства продукции отраслей специализации, млн руб./год. Доля обрабатывающих производств в ВРП, %. Сальдированный финансовый результат отраслей специализации, млн руб./год. Количество используемых передовых производственных технологий, ед. Инновационная активность предприятий, %
Социальная Индекс развития человеческого потенциала. Соотношение прожиточного минимума и среднедушевых доходов населения, %. Коэффициент дифференциации доходов. Уровень зарегистрированной безработицы, %. Количество родившихся на 1 000 чел. населения
Экологическая Количество предприятий, загрязняющих экологию, тыс. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, т на 1 000 чел./ год. Количество заболевших на 1 000 чел. населения. Количество умерших на 1 000 чел. населения. Детская смертность в возрасте до года на 1 000 родившихся детей
Источник: авторская разработка.
Таблица 2
Инструменты управления формированием зоны особого социоэкологического режима природопользования в Республике Тыва
Механизм формирования зоны особого природопользования Инструменты управления
Развитие энергетической, транспортной и инженерной инфраструктур Участие в федеральных целевых программах. Прямое инвестирование за счет средств республиканского бюджета. Использование форм и методов частно-государственного партнерства
Формирование благоприятного инвестиционного климата Прямое инвестирование из средств инвестиционного фонда развития, формируемого за счет доходов от освоения сырьевых ресурсов территории. Предоставление государственных и муниципальных гарантий. Предоставление бюджетных кредитов из региональных и местных бюджетов на финансирование инвестиций в приоритетные проекты. Субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам. Предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. Предоставление инвестиционного налогового кредита, льгот по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. Информационно-коммуникационная поддержка
Повышение социально-экономической эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов Предоставление прав на пользование недрами (условия лицензии; использование конкурсной системы предоставления прав на пользование недрами). Усиление эффективности контроля за выполнением условий пользования недрами, разработка и реализация механизма приостановления действия или аннулирования лицензий совместно с федеральными органами власти. Применение инструментов налогового регулирования, предоставление государственных и муниципальных гарантий для стимулирования геологоразведочных работ и разработки месторождений на начальной стадии, а также на этапе сокращения добычи для обеспечения необходимой степени выработки запасов месторождений. Заключение соглашений с недропользователями, регулирующих использование местных трудовых ресурсов для освоения месторождений, участие недропользователей в создании социальной инфраструктуры и финансировании социальных программ
Создание условий для развития традиционного хозяйства коренных народов Принятие законов об особо охраняемых природных территориях. Разработка и реализация республиканских программ поддержки и развития коренных народов. Заключение соглашений с недропользователями о возмещении убытков. Прямая инвестиционная поддержка традиционных хозяйств. Предоставление субсидий и налоговых льгот традиционным хозяйствам
Источник: авторская разработка.
автомобильных дорог в 2012 г. Тыва занимала 73-е место в Российской Федерации. Так, показатель плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в республике снизился за последние 5 лет на 17% и составил 15 км дорог на 1 000 км2 территории [8]. В связи с этим предлагается сформировать особую инфраструктурную политику республики, основными целями которой являются:
- выявление потребностей республики в инфраструктурных объектах;
- обеспечение сбалансированности различных элементов инфраструктуры и определение графика строительства наиболее значимых транспортных объектов;
- сглаживание различий в уровне развития инфраструктур в пределах республики.
Развитие инфраструктуры требует значительных инвестиционных вложений, и решение данной задачи самой республике не под силу [3]. Наряду с общеизвестными способами привлечения федеральных бюджетных средств посредством участия в федеральных целевых программах развития предлагается использовать концессии. Для развития объектов инфраструктуры Республики Тыва можно использовать следующие схемы предоставления концессий:
- схема № 1, в соответствии с которой инфраструктурный объект создается за счет концессионера, после чего эксплуатируется им в течение срока, необходимого для его окупаемости, и передается собственнику;
- схема № 2, в соответствии с которой объект, находящийся в собственности государства, передается в частные руки на условиях осуществления модернизации с последующей эксплуатацией при соблюдении ряда ограничений;
- схема № 3, в соответствии с которой заключается контракт на управление, по которому часть прибыли используется на снижение издержек объекта управления, а собственник не меняется.
Для масштабного создания и развития предприятий опорных зон Республики Тыва, безусловно, необходимы крупные инвестиции. Поэтому предлагаются разработка и применение специальных механизмов, направленных, с одной стороны, на формирование благоприятного инвестиционного климата республики в целом, с другой - на адресную поддержку реализации приоритетных проектов. По мнению авторов, для этого должен использоваться
инвестиционный фонд развития республики, формируемый за счет доходов от освоения ее сырьевых ресурсов. Этот фонд может создаваться за счет части рентных доходов от освоения природных ресурсов республики и расходоваться для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Средства этого фонда могут использоваться на следующих направлениях:
- прямое участие в финансировании проектов развития инфраструктуры;
- непосредственное участие в финансировании инвестиционных проектов, связанных со структурной перестройкой экономики и развитием приоритетных отраслей экономики;
- приобретение акций/долей предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории республики и занимающихся разработкой и внедрением инновационных проектов;
- финансирование разработки и реализации инновационных проектов;
- выдача льготных кредитов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов за кредиты, полученные на реализацию приоритетных инвестиционных проектов;
- гарантии для инвесторов перед другими кредиторами.
Для создания зоны особого социоэкологичес-кого режима природопользования Республики Тыва необходима реализация специальной стратегии природопользования, которая должна обеспечивать максимальную социально-экономическую эффективность использования природных ресурсов республики. Она предполагает применение различных подходов в отношении возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов.
Стратегия природопользования возобновляемых природных ресурсов предусматривает:
- использование возобновляемых природных ресурсов в темпах, не превышающих скорость их восстановления;
- обеспечение условий для восстановления природных ресурсов;
- организацию глубокой переработки ресурсов, позволяющей наиболее эффективное их использование и создание продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Особенностью невозобновляемых природных ресурсов является их исчерпаемый характер.
Поэтому стратегия освоения невозобновляемых природных ресурсов должна ориентироваться на максимизацию социально-экономических эффектов от разработки месторождений и на создание условий для осуществления замены невозобновляемого потенциала возобновляемыми ресурсами. В этой связи стратегия освоения минерально-сырьевых ресурсов должна предусматривать:
- очередность вовлечения месторождений в разработку, планирование объемов и темпов добычи сырья таким образом, чтобы обеспечить максимальную продолжительность периода получения социально-экономических эффектов от освоения месторождений;
- стимулирование геолого-разведочных работ;
- эффективный и рациональный отбор сырья, для чего по каждому месторождению следует установить нижний предел годового темпа отбора сырья, что исключает выборочную отработку более производительных и более легких объектов добычи;
- создание надежной системы контроля за соблюдением недропользователями экологического законодательства и экологических нормативов;
- использование при освоении месторождений преимущественно местных трудовых ресурсов.
Республика Тыва является исконным местом проживания тувинцев-тоджинцев. Поэтому развитие традиционного хозяйства коренных народов в республике играет не только социальную, но и экономическую роль. Необходимо также учитывать, что этнические группы являются наиболее уязвимой частью населения территорий активного промышленного освоения природных ресурсов. В связи с этим механизм формирования зоны особого социоэкологического режима природопользования в республике должен предусматривать:
- во-первых, сохранение среды проживания коренных народов;
- во-вторых, содействие развитию традиционного хозяйства этнических групп населения республики.
Для реализации модели организации зоны особого социоэкологического режима природопользования в Республике Тыва до 2025 г. необходимо решить задачу обеспечения роста основных социально-экономических показателей (табл. 3).
Таким образом, формирование зоны особого социоэкологического режима природопользования Республики Тыва позволит сохранить экологический и этнографический потенциалы региона, а
Таблица 3
Предполагаемый социально-экономический
эффект создания зоны особого социоэкологического режима природопользования в Республике Тыва
Показатель 2013 г. (факт) 2025 г. (прогноз)
Темп промышленного производства, % к 2012 г. 102,5 198,6
Доля собственных доходов в бюджете республики, % 22,0 64,0
Среднедушевые доходы, тыс. руб. 21,9 57,5
Уровень зарегистрированной безработицы, % 19,3 7,2
Источник: Регионы России. Социально-экономичес -кие показатели. 2013 г. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138623506156.
также будет способствовать существенному росту экономического развития, улучшению социальных показателей и повышению уровня жизни населения.
Список литературы
1. Абрамова Е.А., Ксенофонтова О.Л. Депрессивные регионы как результат неравномерного территориального социально-экономического развития // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 6. С. 130-131.
2. Антонов Н.И., Мункодугарова А.Б. Депрессивные приграничные регионы: проблемы развития // ЭКО. 2014. № 6. С. 142-152.
3. Балацкий О.Ф., Белышев Д.В., Гурман В.И. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. М.: Наука, 2001.175 с.
4. Бондаренко Е., Васильев С., Иванов П., Кор-мановский А. Как развивают депрессивные территории // Управленческое консультирование. 2003. № 1. С. 33-38.
5. Деменцев А.А. Приоритеты в недропользовании для стратегии устойчивого роста качества жизни населения сырьевого региона // Регион: экономика и социология. 2004. № 3. C. 52-68.
6. Дугарова Г.Б. Депрессивные территории: возможные пути оздоровления // ЭКО. 2003. № 2. С.89-97.
7. Исакин М.А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения регионов // Регион: экономика и социология. 2005. № 1. С. 92-109.
8. Лебедев В.И., ЛебедеваМ.Ф., Лебедев Н.И. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва
и перспективы его освоения // Экономическое возрождение России. 2009. № 3. С. 66-72.
9. Лексин В.Н. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения // Российский экономический журнал. 2001. № 9. С.35-63.
10. Мансуров П.М., Мансурова Г.И. Депрессивные регионы: сущность, критерии отнесения. Основные проблемы // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-2. С. 506-510.
11. Михеева Н.Н., Ананьева Р.И. Инструменты региональной политики: оценка эффективности использования // Регион: экономика и социология. 2011. № 3. С. 39-57.
12. Номшиева Н.Ж., Сушкеев Ж.Б. Формирование стратегии социально-экономического развития депрессивного региона (на примере Республики Бурятия) // Проблемы прогнозирования. 2005. № 4. С.72-85.
13. Особые экономические зоны. М.: ИЭПП, 2007. 268 с.
14 . Пчелинцев О.С. Региональные условия экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2004. № 3. С. 53-70.
15. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: Инфра-М, 2010. 384 с.
16. Семина И.А. Депрессивные регионы России: подходы к выделению и дифференциации // Проблемы региональной экологии. 2009. № 4. С.109-115.
17 . Смагин Б.И., Неуймин С.К. Освоенность территории региона: теоретические и практические аспекты: монография. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2007. 124 с.
18 . Скоч А. Особые экономические зоны как эффективный механизм региональной кластерной политики государства // Общество и экономика. 2006. № 7-8. С. 202-214.
19. Соян М.К. Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны // Экономическое возрождение России. 2011. № 2. С. 132-138.
20 . Фрумкин Д.С. Благополучные и депрессивные регионы в социальном пространстве России // Экономика и управление. 2008. № 6. С. 215-218.
Regional Economics: Theory and Practice Environmental Economics
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
A MODEL OF ORGANIZING A ZONE OF SPECIAL SOCIO-ECOLOGICAL CONDITIONS OF NATURAL RESOURCE USE FOR DEPRESSIVE REGIONS' DEVELOPMENT
Galina F. BALAKINA, Galina I. POPOD'KO, Ol'ga S. NAGAEVA
Abstract
Importance The article considers the development of depressed regions of the Russian Federation, including the Tuva Republic, the distinctive features of which are rich natural resources, favorable conditions for the development of agriculture and the unique natural landscapes
Objectives The purpose of the study is the development of models to generate a targeted economic zone as a mechanism for the development of the depressed region in the new economic environment, including the area of special socio-environmental management regime in the Tuva Republic
Methods We used a factor analysis and expert assessment to conclude on the necessity to develop a special economic zone based on the frame-and-cluster approach, which includes infrastructure and various types of supporting zones .
Results We invite to create three types of control zones: a zone of accelerated industrial and agricultural development; an area of active development of promising fields of natural resources; and a recreational and tourism zone. In addition, we have developed a system of indicators of the zones' development, as well as a mechanism of formation of zones of special social-environmental management regime The mechanism
will contribute to ensuring a high level of development of energy, transport and engineering infrastructure, to creating conditions for a favorable investment climate, to enhancing the socio-economic efficiency of mineral and raw material resources, to the revival of traditional indigenous farming .
Conclusions and Relevance We concluded on the necessity to organize a zone of special socio-ecological conditions of natural resource use for the development and economic growth of the Republic of Tuva The study results are confirmed by calculations of expected socio-economic impacts
Keywords: target economic area, basic zone, depressive region, special socio-ecological mode, environmental management
References
1. Abramova E.A., Ksenofontova O.L. De-pressivnye regiony kak rezul'tat neravnomernogo territorial'nogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Depressive regions as a result of uneven territorial social and economic development]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education, 2012, no. 6, pp. 130-131.
2. Antonov N.I., Munkodugarova A.B. Depres-sivnye prigranichnye regiony: problemy razvitiya [Depressed border areas: problems of development]. EKO = ECO, 2014, no. 6, pp. 142-152.
3. Balatskii O.F., Belyshev D.V., Gurman V.I. Modelirovanie sotsio-ekologo-ekonomicheskoi sistemy regiona [Modeling a socio-ecological-economic system of the region]. Moscow, Nauka Publ., 2001, 175 p.
4. Bondarenko E., Vasil'ev S., Ivanov P., Kor-manovskii A. Kak razvivayut depressivnye territorii [How to develop depressed areas]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting, 2003, no. 1, pp. 33-38.
5. Dementsev A.A. Prioritety v nedropol'zovanii dlya strategii ustoichivogo rosta kachestva zhizni naseleniya syr'evogo regiona [Priorities in subsurface use for the strategy of steady growth of quality of life of the population of a raw materials region]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economy and Sociology, 2004, no. 3, pp. 52-68.
6. Dugarova G.B. Depressivnye territorii: voz-mozhnye puti ozdorovleniya [Depressive territories: possible ways of improvement]. EKO = ECO, 2003, no. 2, pp. 89-97.
7. Isakin M.A. Postroenie integral'nykh in-dikatorov kachestva zhizni naseleniya regionov [A creation of integrated indicators of quality of life of the population of regions]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economy and Sociology, 2005, no. 1, pp.92-109.
8. Lebedev V.I., Lebedeva M.F., Lebedev N.I. Mineral'no-syr'evoi potentsial Respubliki Tyva i per-spektivy ego osvoeniya [The mineral and raw materials potential of the Tuva Republic and the prospects of its development]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2009, no. 3, pp.66-72.
9. Leksin V.N. Depressivnye territorii: prezhnie problemy i novye varianty ikh resheniya [Depressive territories: old problems and new decisions]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2001, no. 9, pp. 35-63.
10. Mansurov P.M., Mansurova G.I. Depressivnye regiony: sushchnost', kriterii otneseniya. Osnovnye problemy [Depressive regions: the essence, criteria of reference. Major problems]. Fundamental'nye issle-dovaniya = Fundamental Research, 2012, no. 6-2, pp.506-510.
11. Mikheeva N.N., Anan'eva R.I. Instrumenty regional'noi politiki: otsenka effektivnosti ispol'zovaniya [Tools of regional policies: assessing the efficiency of their application]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economy and Sociology, 2011, no. 3, pp. 39-57.
12. Nomshieva N.Zh., Sushkeev Zh.B. Formi-rovanie strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya depressivnogo regiona (na primere Respubliki Buryatiya) [The formation of the strategy of socioeconomic development of the depressed region (the Republic of Buryatia case study)]. Problemy prog-nozirovaniya = Problems of Forecasting, 2005, no. 4, pp.72-85.
13 . Osobye ekonomicheskie zony [Special economic zones]. Moscow, IEPP Publ., 2007, 268 p.
14. Pchelintsev O.S. Regional'nye usloviya eko-nomicheskogo rosta [Regional economic growth]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2004, no. 3, pp. 53-70.
15. Raizberg B.A. Gosudarstvennoe upravlenie ekonomicheskimi i sotsial 'nymi protsessami [Public administration of economic and social processes]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010, 384 p.
16. Semina I.A. Depressivnye regiony Rossii: pod-khody k vydeleniyu i differentsiatsii [The depressive
regions of Russia: approaches to allocation and differentiation]. Problemy regional'noi ekologii = Problems of Regional Ecology, 2009, no. 4, pp. 109-115.
17. Smagin B.I., Neuimin S.K. Osvoennost' ter-ritorii regiona: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: monografiya [Territory reclamation of the region: theoretical and practical aspects: a monograph]. Michurinsk, Michurinsk State Agricultural University Publ., 2007, 124 p.
18. Skoch A. Osobye ekonomicheskie zony kak effektivnyi mekhanizm regional'noi klasternoi politiki gosudarstva [Special economic zones as an effective mechanism of regional cluster policy of the State]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economy, 2006, no. 7-8, pp. 202-214.
19. Soyan M.K. Kontseptsiya razvitiya "osobogo" regiona putem formirovaniya tselevoi ekonomicheskoi zony [The special-region concept through the formation of a targeted economic zone]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2011, no. 2, pp. 132-138.
20. Frumkin D.S. Blagopoluchnye i depressivnye regiony v sotsial'nom prostranstve Rossii [Safe and depressive regions in the social space of Russia]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2008, no. 6, pp. 215-218.
Galina F. BALAKINA
Tuva Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation balakina . gal@yandex . ru
Galina I. POPOD'KO
Krasnoyarsk Department of Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of RAS, Krasnoyarsk, Russian Federation pgi90@bk.ru
Ol'ga S. NAGAEVA
Krasnoyarsk Department of Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of RAS, Krasnoyarsk, Russian Federation ecpro@mail . ru
Acknowledgments
The article was prepared within the framework of research under the Russian Foundation for Humanities, grant No. 13-12-17002 "Developing an institutional mechanism of formation of target economic zones in the territory of the Republic of Tuva" .