ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья содержит описание управленческого опыта внедрения метода проектов в образовательной организации. На примере начального общего образования раскрыты принципы и подходы к системной организации массового обучения детей основам проектной деятельности, способствующей повышению качества образования. Подробно описана апробированная и готовая к распространению технология организации Ярмарки и Фестиваля творческих образовательных продуктов обучающихся в формате «урок-проект».
Ключевые слова: проектная деятельность, начальное общее образование, творческий образовательный продукт.
Важнейшая задача общего образования состоит в создании и развитии такой образовательной среды, в которой ребенок осознавал бы свою гражданскую идентичность, принимал общие национальные ценности, занимал активную жизненную позицию [2]. Одним из системно-деятельностных инструментов развития обучающихся стала социально-проектная деятельность, имеющая практическую значимость для региона, края, области, района, ближайшего социума ребенка. Использование технологии проектной деятельности в обучении
Как цитировать статью: Багринцева Н. Д. Модель организации проектной деятельности в школе и развития гражданской активности обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 59-72.
Н. Д. Багринцева
Заместитель директора по УВР, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Григория Васильевича Кисунько», E-mail: [email protected]
Natalia D. Bagrintseva
Deputy Director for Teaching and Educational Work, Moscow school No. 1430 named after Hero of Socialist Labour Grigory Kisunko, Russia
и воспитании школьников позволяет успешно достигать ими личностных, метапредметных и предметных результатов, формировать межпредметные понятия. Обязательное выполнение проекта на уровне среднего общего образования закреплено федеральным государственным стандартом, индивидуальный проект стал частью учебного плана обучающегося.
Ежегодно в нашей школе реализуется свыше 200 проектов гражданской активности разных уровней: общешкольные, по параллелям, по классам, групповые, разновозрастные, индивидуальные. Как результат накопленного опыта работы определены подходы к формированию у обучающихся компетенций, навыка проектной деятельности на всех уровнях образования, начиная с дошкольного.
Организация проектной деятельности в школе становится способом, инструментом формирования и развития гражданской активности школьников, если она реализуется в системе и является неотъемлемой частью образовательной среды [1]. Мы приступили к созданию своей модели организации проектной деятельности обучающихся в 2007 году.
Именно в 2007 году была разработана и утверждена первая программа развития нашей образовательной организации (ГОУ ЦО № 1430) — «Среда творческого созвучия» (она получила грант Приоритетного национального проекта «Образование» за 2008 год). В ней были выделены следующие основополагающие понятия, определяющие развитие школы:
• миссия — «организация продуктивных взаимодействий в образовательном сообществе Центра как фактор творческого развития и успешной социализации учащихся»;
• концепция продуктивного образования (Рисунок 1): продуктивные взаимодействия основных участников детско-взрослой общности, готовность к выбору будущего поприща, способность создавать продукт, нужный людям;
• творческий образовательный продукт (далее — ТОП);
• ключевые задачи развития школы на 2007-2012 годы.
На тот момент в школе работали несколько учителей-предметников, которые владели технологией проектной деятельности. Они готовили вместе с обучающимися проекты — всего лишь несколько проектов в год — и представляли их на различных конкурсных площадках. В 2007 году аннотации этих работ были представлены в первом ежегодном информационно-тематическом издании школы «Опыт, поиск, результат».
Рисунок 1. Модель организации продуктивного образования
Необходимо было превратить проектную деятельность в один из основных инструментов обучения, воспитания и развития детей в нашей школе, реализуя принципы непрерывности и преемственности. Речь шла о создании системы организации проектной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся на всех уровнях общего образования, позволяющей решать педагогические задачи продуктивного образования, способствующей формированию и развитию гражданской активности школьников [3]. Для этого в первую очередь нужно было обучить технологии создания проекта всех учителей, далее всех учеников; сделать родителей обучающихся единомышленниками, активными помощниками в решении этой задачи.
Становление системы проходило в несколько этапов. Нам потребовалось примерно два с половиной года, чтобы получить первые ощутимые результаты.
С чего мы начали:
- разработали модель циклограммы проектной деятельности обучающегося в организационной структуре учебного процесса;
- разработали Положение о проектной деятельности в школе;
- приняли решение о начале апробации модели на уровне начального общего образования.
Апробация модели на уровне начального общего образования по-
казалась тогда многим неразумной, практически нерешаемой проблемой. Задача действительно оказалась непростой, но ее решение было системообразующим, и мы приступили к ее реализации. Важна была добровольность участия. В 2007 году эту инновационную идею поддержали только несколько учителей начальной школы. Каждый проект выполнялся буквально вручную.
В 2007/08 учебном году проекты были в основном групповые и носили реферативный характер; участие в конкурсах не приносило призовых мест. Следующий учебный год стал более результативным: одна из работ заняла III место на ежегодном городском конкурсе «Мы и биосфера». Ученик начальных классов сделал проект о хлебе в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к проекту: вырастил летом на даче пшеницу, собрал урожай, перемолол зерно, замесил тесто и испек хлеб, которым угощал членов жюри. Таким образом был преодолен стереотип о том, что проектной деятельностью могут заниматься только старшеклассники. Ситуация успеха позволила начать работу постоянно действующего семинара по обучению учителей технологии проектной деятельности. Мы приступили к апробации циклограммы проектной деятельности в школе.
Первые проектные работы были подвергнуты критическому анализу. Можно сказать, что это были творческие совместные работы учителя, ребенка и родителей; мы назвали их «творческим образовательным продуктом» (ТОП) (Рисунок 2).
ТОПы как результат успешности _образования_
Рисунок 2. Механизм формирования портфолио школы
Они носили в основном реферативный характер. Такие работы не конкурентоспособны на окружных и городских конкурсах. Но дети должны иметь возможность показать свою работу, рассказать о ней. Важно было решить задачу формирования устойчивой мотивации у обучающихся к проектной деятельности. Поэтому следующим этапом нашей работы стала организация внутришкольной площадки для защиты учебных проектов для формирования у обучающихся навыка публичного выступления.
В декабре 2007 года была проведена первая мини-ярмарка проектов обучающихся начальной и средней школы, в актовом зале прошла стендовая защита проектных работ. На защиту были приглашены родители, дедушки и бабушки. Первыми членами жюри стала администрация школы во главе с директором, учителя-предметники, имеющие опыт подготовки успешных проектных работ. Все участники ярмарки получили памятные подарки — книги, подписанные директором школы. Для создания ситуации успеха было придумано значимое для детей и их родителей мероприятие «Чаепитие у директора». Дети чувствовали искреннее внимание взрослых, стали «героями». Это событие закрепило у детей положительную мотивацию, легло в основу ежегодной декабрьской Ярмарки творческих образовательных продуктов обучающихся.
Воодушевленные первым успехом, срежиссированным администрацией школы, к проектной деятельности присоединились другие учителя начальной школы вместе со своими обучающимися и их родителями. Первая Ярмарка получила так много теплых отзывов от родителей учеников, что в апреле 2008 года состоялся первый общешкольный Фестиваль проектной деятельности обучающихся, на котором были представлены работы учащихся начальной, основной и средней школы.
Модель соорганизации творческой деятельности детей и взрослых была принята всеми участниками образовательных отношений (Рисунок 3).
2009/10 учебный год принес не только увеличение количества проектов, выполненных обучающимися начальной школы (Таблица 1), но и существенный рост их качества. В результате проекты нашей школы заняли 22 призовых места на главных окружных и городских площадках Москвы.
Рисунок 3. Модель соорганизации творческой деятельности детей и взрослых в школе
Таблица 1
Динамика результатов деятельности по созданию творческих образовательных продуктов в начальной школе
Учебный год Количество проектных работ в классах
1-е 2-е 3-и 4-е Всего
2007/08 2 0 0 2 4
2008/09 3 1 1 4 9
2009/10 - 18 16 5 39
Таким образом, на первом этапе были реализованы следующие задачи:
- мотивирование к учебной проектной деятельности;
- актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии;
- выявление места и причины затруднений при создании учебного проекта;
- разработка критериев оценки творческих образовательных продуктов для обучающихся начальной школы.
Были получены такие положительные эффекты, как формирование у обучающихся навыка публичного выступления, умения формулировать развернутый ответ на поставленные вопросы, снятие психологического напряжения в общении с взрослыми, осознание собственной значимости, были решены задачи ранней профориентации.
На втором этапе мы решили, что положительные социально-психологические образовательные эффекты будут выше, если ученик начальной школы будет рассказывать о своей работе своим сверстникам из класса, параллели, другим обучающимся начальной и основной школы. Так, на следующий год появились первые члены жюри из числа обучающихся основной и средней школы. Организованы маршруты знакомства с творческими образовательными продуктами обучающихся начальной школы, которые в сопровождении эксперта (ученика, имеющего опыт защиты проекта на окружных и городских конкурсных площадках) знакомились с работами, представленными на ежегодной декабрьской Ярмарке и апрельском Фестивале. Реализованы групповые проекты на уровне параллели, разновозрастные и межпредметные проекты на основе интеграции общего и дополнительного образования (Рисунок 4).
Во время защиты проектов реализуется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психологи и логопеды работают в составе жюри, помогают проектантам преодолеть страх перед публичным выступлением, формулировать развернутые ответы на поставленные вопросы, рассказывать о своей работе своими словами, о ее актуальности, целях, задачах, этапах выполнения, полученном результате, делать вывод.
Рисунок 4. Схема организационных форм проектов обучающихся
В процессе проектной деятельности обучающихся начальной школы в 2010/11 учебном году было выполнено 68 проектных работ. Безусловно,
столь существенный рост количества работ обучающихся начальных классов — свидетельство поддержки родителей и законных представителей детей.
Реализация модели организации проектной деятельности обучающихся позволила педагогическому коллективу школы в 2011/12 учебном году приступить к разработке своей модели профильного обучения, в которой проектная деятельность рассматривалась как инструмент пропедевтики предметного обучения, ранней профориентации обучающихся [4]. Концептуальные подходы, реализуемые в модели организации профильного обучения, состояли в том, что в основной школе инициатива в выборе темы проектно-исследовательской или творческой работы устойчиво переходит к ребенку, становится его потребностью. Дети пробуют свои силы в исследовании различных предметных областей, постепенно ребенок делает свой выбор в пользу нескольких предметов, которые, как правило, и включает в свою индивидуальную образовательную траекторию на старшей ступени профильного обучения. Были поставлены задачи организации социально-проектной деятельности. В 2011/12 учебном году в создании ТОПов приняли участие более 80% обучающихся начальных классов; итогом их проектной деятельности стали 102 работы.
На следующем этапе работы необходимо было сделать общешкольные мероприятия обучающими не только для тех, кто защищает проект, но и для тех, кто смотрит, слушает защиту. Мы приступили к апробации технологии организации Ярмарки и Фестиваля творческих образовательных продуктов обучающихся в формате «урок-проект».
В Положение о проектной деятельности были внесены изменения. Появились строгие требования к оформлению стенда проекта: на нем должны быть отражены тема, актуальность, цели, задачи, краткое содержание, продукт. Был утвержден регламент защиты проекта: 5 минут отводится на саму защиту (рассказ о работе); 2-3 минуты — на ответы на вопросы. Такой регламент позволяет обучающемуся за один урок рассказать (защитить) свою работу не менее пяти раз перед разными группами слушателей.
Защита работ происходит в две смены в актовом и спортивном залах по следующему алгоритму:
• формируется общая заявка на участие в ярмарке;
• заявленным к участию работам присваиваются номера;
• для каждого номера участника определяется, в какую смену будет
проходить защита с учетом текущего школьного расписания уроков, времени завтрака в школьной столовой; • маршруты и время их прохождения для каждого класса рассчитываются индивидуально. Пример расчета маршрута приведен на Рисунке 5.
Маршруты по спортивному залу (2 урок). (Номера участников: 19-31, 51-65. Всего 28)
Шифр маршрута Номера тем Класс Время Классный руководитель
1-з-с 19 21 23 65 27 1б 9-15 Лопшиц Е.В.
2-з-с 29 31 51 53 55 1б 9-15
3-з-с 57 59 61 63 20 1б 9-15
4-з-с 22 24 26 28 30 1в 9-25 Горбачева О.В.
5-з-с 52 54 56 58 60 1в 9-25
6-з-с 62 19 21 23 25 1в 9-25
7-з-с 27 29 64 51 53 2в 9-35 Дедкова Л.И.
8-з-с 55 57 59 61 63 2в 9-35
9-з-с 20 22 24 26 28 2в 9-35
10-з-с 30 52 54 56 58 1г 9-45 Исаева Ю.В.
11-з-с 60 62 19 21 23 1г 9-45
12-з-с 25 27 29 31 51 1г 9-45
Рисунок 5. Таблица организации маршрутов обучающихся по классам и номерам тем участников защиты
Учитель заранее получает маршруты и время участия его класса в ярмарке. Он делит класс на три группы. Одну группу сопровождает он сам, другие две — эксперты.
Эксперт, сопровождающий группу слушателей по маршруту, получает инструкцию о том, как:
• задавать вопросы проектанту и мотивировать к этому участников группы;
• следить за регламентом защиты;
• отмечать прослушанные работы стикером;
• изменять последовательность прохождения маршрута в случае необходимости.
Первая смена проходит на втором уроке в соответствии со школьным расписанием.
На третьем уроке — пересменка. В это время участникам первой смены дается возможность еще немного пообщаться, спокойно собрать свои вещи и пойти на следующий урок. К концу третьего урока приходят участники второй смены и готовятся к защите.
В это время эксперты, гости мероприятия и члены жюри имеют возможность обменяться мнениями на круглом столе. Учителя могут поделиться опытом работы. На четвертом уроке начинается защита проектов второй смены.
В состав жюри входят педагоги, психологи, логопеды, представители социальных партнеров школы, родители обучающихся, а также школьники — призеры и победители различных конкурсов, имеющие успешный опыт проектной деятельности.
Сегодня эта технология отработана и готова к тиражированию.
А мы продолжаем развивать модель. В октябре 2014 года в результате реорганизации школа вошла в состав образовательного комплекса, к ней присоединились дошкольные учреждения. Одна из первых обсуждаемых тем на общешкольном методическом совете была связана с особенностями формирования начальных навыков проектной деятельности у дошкольников. В 2015 году на декабрьской Ярмарке были представлены совместные творческие работы воспитанников и воспитателей, подготовленные при активном участии родителей. Самые младшие участники стали «героями дня»: получили настоящие грамоты из рук директора, пообщались со старшеклассниками, с членами жюри.
Ярмарка и Фестиваль стали желанными, значимыми праздниками и для дошкольников. На них торжествует атмосфера содружества, сотворчества, партнерства между детьми и взрослыми. Постоянно развиваются содержательные формы сотрудничества и партнерских отношений детей и взрослых (Рисунок 6).
Формирование гражданской идентичности, гражданской активности школьника сопряжено с выбором темы проекта, с ее практической, социально-экономической значимостью.
Анализируя сегодня темы проектных работ, с уверенностью можно сказать, что практически все они отвечают актуальным запросам социума, потребностям отдельных отраслей экономики региона или района.
Например, в 2010-2013 годах были выполнены межпредметные про-
екты о негативном воздействии на человека Е-добавок, электромагнитного излучения, табакокурения; были созданы школьные агитбригады.
В 2014/2015 учебном году наши девятиклассники в инициативном порядке разработали электронный учебник по органической химии. Позже был создан электронный учебник по физике. В электронных учебниках физические и химические процессы представлены в 3Б-формате, более наглядно.
Соруководитель
Гость ярмарки
Член жюри
Участник мастер-класса
Интеграция общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности
Рисунок 6. Схема форм взаимодействия школы с родителями и социальными партнерами
В числе других ярких работ — проект о вреде рекламы, вынуждающей нас совершать бесполезные покупки; проект навигатора предпринимательской деятельности в виде мобильного приложения для молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет. Один из наиболее значимых социальных проектов школы — школьный музей «Звезды в пустыне» имени Г. В. Кисунько, созданный обучающимися совместно с ветеранами полигона ПРО.
Каждый год в школе выполняется более 250 индивидуальных и групповых работ. Сегодня и наши педагоги объединяются в проектные группы для решения образовательных, методических задач, участвуют в общегородских проектах. Наши ежегодные Ярмарка и Фестиваль творческих образовательных продуктов «Я познаю мир» для воспитанников дошкольных групп и обучающихся по своему формату «урок-про-
ект» и содержанию представляют долгосрочный социальный проект гражданской активности детей и взрослых.
По результатам многолетней работы можно сделать вывод о том, что формирование и развитие гражданской активности обучающихся в нашей школе начинается с создания творческого образовательного продукта, с инициированного желания ребенка сделать что-то интересное для себя и разделить это с другими. Далее следует выбор проблематики, формулировка темы, выполнение проекта (ТОПа), его защита и рефлексия: осознание интереса, важности и значимости данной работы для других. С опытом к обучающимся приходит умение осознанно формулировать проблему, актуальную для экономики, общества, социума; определять тему социального проекта, создавать нужный обществу продукт и нести ответственность за результат.
«Всем было интересно!!!» — это самая главная, ключевая фраза из интервью наших гостей, учеников и их родителей, дедушек и бабушек — всех тех, кто 15 декабря 2017 года стал гостем нашего ежегодного общешкольного мероприятия: XI ежегодной Ярмарки творческих образовательных продуктов обучающихся и дошкольников «Я познаю мир» в формате «урок-проект». Она была посвящена 100-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда Г. В. Кисунько. Более пятисот учащихся, учителей, родителей и социальных партнеров стали участниками Ярмарки. У них были разные роли и задачи, но было одно общее дело — создание творческого образовательного продукта и формирование положительной мотивации, ситуации успеха у наших детей. У каждого ребенка свой талант, свой потенциал, заложенный самой природой. Наша общая цель — раскрыть и развить внутренний мир ребенка, поддержать его в поиске, помочь выбрать будущее поприще, сформировать активную гражданскую позицию.
«Всем было интересно!!!» — эта фраза дорогого стоит для всех членов педагогического коллектива. Мероприятие проходит далеко не в первый раз. В чем ключ к успеху? Концептуально, по своему содержательному наполнению Ярмарка и Фестиваль находятся в постоянном развитии, реализуя на практике принцип непрерывности и преемственности. Совершенствуя технологию организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, мы активно, творчески работаем как над содержанием, так и над формами реализации.
В рамках постоянно действующего семинара организуются прак-
тико-ориентированные круглые столы, на которых рассматриваются различные аспекты реализации деятельностного подхода, а также формирование универсальных учебных действий и межпредметных понятий у обучающихся на основе принципа преемственности и непрерывности. В ходе работы круглых столов обсуждаются такие проблемы, как инновационные формы и способы организации проектной, учебно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся; развитие содержательных форм взаимодействия с родителями и социальными партнерами; непрерывное художественно-творческое развитие и формирование образного мышления у обучающихся; формирование компетенций моделирования и конструирования у обучающихся на всех уровнях общего образования.
В этом году темой для обсуждения на круглом столе стала «Практика применения деятельностного подхода к формированию универсальных учебных действий и межпредметных понятий на примере изучения свойств объектов и материалов».
Сегодня — динамично развивающееся время, время внедрения технологий конвергентного и контекстного образования, а основные задачи — развивать любознательность, желание познавать, придумывать, создавать, ответственно преобразовывать этот мир, формировать гражданскую активность школьника.
Литература
1. Иванова С. В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 91-109.
2. Иванова С. В. О методологических проблемах образования в современном социуме // Ценности и смыслы. 2013. № 1 (23). С. 4-8.
3. Семенова Г. Ю. Инновационная технология позитивного социального становления учащихся // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 83-85.
4. Семенова Г. Ю. Преемственность общего и дополнительного образования в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников // Школа и производство. 2017. № 2. С. 16-23.
MODEL OF ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY IN SCHOOL AND DEVELOPMENT OF PUPILS' CIVIC ACTIVITY
The author of the article describes the management experience of implementing the project method in the educational organization. On the example of primary general education, the author reveals the principles and approaches to the systematic organization of mass education of children in the basics of project activities, which contributes to improving the quality of education. The author describes in detail the tested and ready-to-distribute technology
of organizing the Fair and Festival of creative educational products of students in the format "Lesson-Project".
Keywords: project activity, initial general education, creative educational product.
References
• Ivanova S. V. Gumanizaciya obrazovaniya: celi, zadachi i usloviya // Cennosti i smysly. 2010. № 2. S. 91-109. [In Rus].
• Ivanova S. V. O metodologicheskih problemah obrazovaniya v sovremennom sociume // Cennosti i smysly. 2013. № 1 (23). S. 4-8. [In Rus].
• Semenova G. Yu. Innovacionnaya tekhnologiya pozitivnogo social'nogo stanovleniya uchashchihsya // Vospitatel'naya rabota v shkole. 2013. № 5. S. 83-85. [In Rus].
• Semenova G. Yu. Preemstvennost' obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v organizacii proektnoj i uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov // Shkola i proizvodstvo. 2017. № 2. S. 16-23. [In Rus].