Научная статья на тему 'Модель обучения техническим действиям юношей в смешанном боевом единоборстве с учетом функциональной асимметрии'

Модель обучения техническим действиям юношей в смешанном боевом единоборстве с учетом функциональной асимметрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ БОЕВОЕ ЕДИНОБОРСТВО / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ТЕХНИКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ / МОДЕЛЬ / ПЕРЕНОС ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимов Максим Петрович

Сегодня дальнейшее развитие смешанного боевого единоборства как вида спорта невозможно без научно обоснованного подхода к построению учебно-тренировочного процесса. Эффективность использования различных методов и средств спортивной подготовки находится в прямой зависимости от многих факторов и наряду с ними индивидуальные особенности занимающихся. В данной работе представлена модель обучения техническим действиям юношей, учитывающая функциональную асимметрию, характеризующуюся доминированием левого или правого полушария головного мозга и проявляющаяся в латеральных предпочтениях при выполнении движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимов Максим Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for training to the technical actions of the young men in the mixed fighting single combat taking into account functional asymmetry

Today the further development of the mixed fighting single combat as sport event is impossible without evidence-based approach to planning of the educational and training process. Efficiency of application of the various methods and means of sports preparation is in direct dependence on many factors and along with them the specific features of the engaged. This article presents the model for the training to the technical actions of the young men considering the functional asymmetries, being characterized by domination of the left or right cerebral hemisphere, and revealed in the lateral preferences when performing the movements.

Текст научной работы на тему «Модель обучения техническим действиям юношей в смешанном боевом единоборстве с учетом функциональной асимметрии»

7. Mosunova, M.D. (2005), Learning to swim in a rooming-in water coach and a disabled child (for example epilepsy), dissertation, St. Petersburg.

8. Patrashev, A.N., Kivak, L.A. and Gozhy, S.I. (1970), Applied Fluid Mechanics, publishing house of Military Defense of the USSR, Moscow.

9. Prigogine, I. and Stengers, I. (2003), Time, chaos, quantum, Editorial URSS, Moscow.

10. Sheptulin, A.P. (1983), The dialectical method of cognition, Politizdat, Moscow.

11. Emoto, M. and Fliege, Yu (2007), Water Healing Information-vibration-matter, Publishing LLC "Sofia", Moscow.

Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2015.

УДК 796.8

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНОШЕЙ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

АСИММЕТРИИ

Максим Петрович Анисимов, доцент,

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ)

Аннотация

Сегодня дальнейшее развитие смешанного боевого единоборства как вида спорта невозможно без научно обоснованного подхода к построению учебно-тренировочного процесса. Эффективность использования различных методов и средств спортивной подготовки находится в прямой зависимости от многих факторов и наряду с ними индивидуальные особенности занимающихся. В данной работе представлена модель обучения техническим действиям юношей, учитывающая функциональную асимметрию, характеризующуюся доминированием левого или правого полушария головного мозга и проявляющаяся в латеральных предпочтениях при выполнении движений.

Ключевые слова: смешанное боевое единоборство, подготовка спортсменов, техника, индивидуализация, профиль асимметрии, модель, перенос двигательного навыка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p12-15

MODEL FOR TRAINING TO THE TECHNICAL ACTIONS OF THE YOUNG MEN IN THE MIXED FIGHTING SINGLE COMBAT TAKING INTO ACCOUNT FUNCTIONAL ASYMMETRY

Maxim Petrovich Anisimov, the senior lecturer, St. Petersburg State Agrarian University

Annotation

Today the further development of the mixed fighting single combat as sport event is impossible without evidence-based approach to planning of the educational and training process. Efficiency of application of the various methods and means of sports preparation is in direct dependence on many factors and along with them the specific features of the engaged. This article presents the model for the training to the technical actions of the young men considering the functional asymmetries, being characterized by domination of the left or right cerebral hemisphere, and revealed in the lateral preferences when performing the movements.

Keywords: mixed fighting single combat, training of athletes, technique, individualization, asymmetry profile, model, carrying over of movement skill.

Смешанное боевое единоборство является одним из наиболее популярных видов единоборств в мире. В нем соединено максимально возможное количество технических действий, разрешенных использовать спортсменам. Это динамичный, захватывающий вид спорта, адаптированный к потребностям современного зрителя. И это объясняется тем, что согласно правилам проведения соревнований, можно эффективно использовать как ударную технику руками и ногами, так и технику борьбы (в стойке и партере) с применением полного арсенала болевых и удушающих приемов. В современном смешанном

боевом единоборстве (СБЕ) применяются техники из более чем 30 видов единоборств [6]. Высокая степень динамичности соревновательной деятельности требует от спортсмена применять более разносторонние и вариативные технико-тактические действия. А это в свою очередь требует поиска соответствующих эффективных методик тренировки, которые необходимо использовать именно на этапах начальной и углубленной специализации, так как именно здесь формируется основа и фундамент для дальнейшего спортивного совершенствования [2]. Однако, несмотря на возрастающую популярность смешанных единоборств, проблема подготовки спортсменов по сравнению с другими видами единоборств в данном случае изучена пока недостаточно. Процесс обучения техническим действиям, как правило, осуществляется на основе собственного опыта тренеров, в большей степени в основе используются методические рекомендации из других видов единоборств. Практика показывает, что такой подход не является эффективным, так как отдельное использование технических приемов ударных видов единоборств и видов борьбы не учитывает специфику смешанных единоборств и индивидуальные особенности спортсменов. Кроме того, существующие программы подготовки спортсменов смешанных единоборств, как правило, ориентированы на подготовку взрослых, имеющих достаточный уровень подготовки в других видах единоборств, а не начинающих спортсменов [7]. При подготовке юношей тренерам приходится использовать методику предсоревно-вательной подготовки взрослых спортсменов, или методику других видов единоборств, но это не всегда возможно ввиду специфики смешанного боевого единоборства (СБЕ) [5].

Проанализировав ситуацию, которая наблюдается в смешанном боевом единоборстве можно сделать выводы: несомненно, данный вид единоборства приобретает все большую популярность, наблюдается стремительный рост количества клубов и занимающихся, но к сожалению многие аспекты управления подготовкой спортсменов в данном виде единоборства изучены недостаточно, на сегодняшний день отсутствует представление о процессе подготовки детей и юношей. В связи с этим можно говорить о способах решения обозначенных проблем в СБЕ путем индивидуализации подготовки спортсменов, то есть осуществлять построение учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, а различия типологических свойств нервной системы должны определять совокупность и последовательность использования средств, методов и различных форм занятий, тем самым создавая условия эффективного учебно-тренировочного процесса.

Проведя анализ научно-методической литературы, в которой раскрываются вопросы индивидуализации подготовки спортсменов, можно констатировать, что одним из значимых факторов определяющим максимально широкий круг характеристик спортсмена является индивидуальный профиль асимметрии. Данный фактор позволяет определять не только различия спортсменов в организации двигательных функций, но и различия в восприятии и обработке информации, способности к адаптации и поведением в меняющихся условиях [1, 4, 9]. Все это обусловлено межполушарной асимметрией, определяющей латеральные предпочтения в организации работы многих функций и систем спортсмена.

На основании этого была разработана и предложена модель обучения технике СБЕ спортсменов юношей (рисунок 1), учитывая их индивидуальные особенности, а именно межполушарную асимметрию головного мозга, проявляющейся в латеральных предпочтениях организации двигательных действий. В модели приведена разность соотношения методических приемов обучения и использование специальных упражнений, выполняемых в ту или иную сторону в соответствии с типологическими особенностями нервной системы спортсменов юношей.

В заключение необходимо отметить, что в основе предложенной модели обучения технике СБЕ находятся физиологические процессы, обуславливающие явление положи-

тельного переноса двигательного навыка [10].

Рис. 1. Модель обучения технике СБЕ спортсменов юношей

Это, несомненно, оказывает положительное влияние на рост спортивного мастерства, так как позволяет спортсменам повысить вариативность и разносторонность индивидуальной техники ведения соревновательной борьбы. Использование данного подхода к построению процесса обучения техническим действиям смешанного боевого единоборства целесообразно после того, как спортсмены юноши полноценно овладели основами техники СБЕ и приобрели способность свободно выполнять ее в удобной для себя стойке. Перспектива дальнейших исследований использования предложенного варианта обучения технике СБЕ позволит оптимизировать индивидуализацию подготовки спортсменов в данном единоборстве, а также точно и целенаправленно формировать индивидуальный стиль соревновательной деятельности, основанный на функциональной асимметрии спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аганянц, Е.К. Очерки по физиологии спорта / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, А.Б. Трембач. - Краснодар : Экоинвест, 2001. - 203 с.

2. Бакулев, С.Е. Спортивное прогнозирование в спортивной деятельности тренера (на материале бокса) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бакулев С.Е. - СПб., 1998. - 22 с.

3. Бердичевская, Е.М. Медико-биологические основы спортивного отбора и ориентации / Е.М. Бердичевская. - Краснодар : Экоинвест, 1995. - 103 с.

4. Доброхотова, Т.А. Левши / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. - М. : Наука, 1994. - 230 с.

5. Климов, К.В. Содержание и методика технико-тактической подготовки спортсменов в комплексных единоборствах : дис. канд. ... пед. наук / Климов К.В. - СПб., 2007. - 175 с.

6. Правила вида спорта «Смешанные боевые единоборства (ММА)» утверждены Министерством спорта РФ 29.10.2012, приказ № 333; с комментарии от 31 мая 2013 [Электронный ресурс] // URL : http://moscow-mma.ru/images/docs/off-docs/mma_rules_with_comments.pdf. - Дата обращения 01.06.2015.

7. Романов, В.М. Подготовка боксеров-юношей / В.М. Романов. - М. : Физкультура и спорт, 1959. - 144 с.

8. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика : учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры / Е.Б. Сологуб, В. А. Таймазов. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 127 с.

9. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий : учеб. пособие / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 281 с.

10. Чермит, К.Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия-асимметрия» в физическом воспитании : дис. ... д-ра. пед. наук / Чермит К.Д. - Майкоп, 1993. - 369 с.

REFERENCES

1. Aganyants, E.K., Berdichevskaya, E.M. and Trembach, A.B. (2001), Sketches on sportphysi-ology, Ecoinvestment, Krasnodar.

2. Bakulev S.E. (1998), Sports forecasting in sports activity of the trainer (on boxing material): dissertation, St. Petersburg.

3. Berdichevskaya, E.M. (1995), Medico-biological bases of sports selection and orientation, Ecoinvestment, Krasnodar.

4. Dobrokhotova, T.A. and Bragina, N.N. (1994), Lefthanders, Science, Moscow.

5. Klimov K.V. (2007), The contents and a technique of technical and tactical training of athletes in complex single combats: dissertation, St. Petersburg.

6. The rules of the sport of mixed martial arts (MMA), are approved by the Ministry of sport of the Russian Federation 29.10.2012, the order No. 333; about comments of May 31, 2013, available at: http://moscow-mma.ru/images/docs/off-docs/mma_rules_with_comments.pdf.

7. Romanov, V.M. (1959), Training of boxers young men, FIS, Moscow.

8. Sologoub, E.B. and Taymazov, V.A. (2000), Sports genetics, Terra-Sport, Moscow.

9. Khomskaya, E.D., Yefimova, I.V. and Budyka, E.V. (1997), Neuropsychology of individual distinctions, Russian pedagogical agency, Moscow.

10. Chermit, K.D. (1993), Refraction of the all-natural principle "symmetry asymmetry" in physical training, dissertation, Maikop.

Контактная информация: bysido2006@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2015.

УДК 796.82

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ ПЕТЕРБУРГСКИХ БОРЦОВ НА ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ 2015 ГОДА ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ

БОРЬБЕ

Роман Николаевич Апойко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ результатов выступления борцов Санкт-Петербурга на чемпионате России 2015 года по греко-римской борьбе. Выявлена устойчивая тенденция повышения спортивных результатов петербургских борцов в последние годы, что ярко проявилось на анализи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.