МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ МАССОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ.
В.К. Григорьев, к.т.н., доц. каф. МОВС Тел.:(495) 434-91-32; E-mail:[email protected] Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА)
http://www.mirea.ru
Class of mass professional users ERP systems is defined. Tutoring methods for these class users are discussed. The parameters of case box are analyzed. The evaluation quality criterion of the instruction is proposed.
Введение
Новые информационные компьютерные технологии все более широко проникают
сегодня практически во все сферы жизнедеятельности сотен миллионов людей, изменяют условия их труда и быта, становятся атрибутами новой информационной куль-
*В'Аг,тгоръев к ТУРЫ общества.
' Информационное
развитие России идет быстрыми темпами, поэтому информационная компетентность становится сегодня необходимым условием успешной социализации личности в новой информационной среде общества [1].
Информационная компетентность личности формируется системой образования.
Важнейшую роль в этом процессе играют традиционные образовательные учреждения - вузы, колледжи, лицеи и т.п., -выпускники которых должны быть подготовлены к активному участию в информационном развитии общества, должны обладать знаниями и владеть навыками применения методов и средств информатики и вычислительной техники в решении профессиональных задач по избранной ими специальности [2]. Наряду с традиционными образовательными учреждениями существенный вклад в формирование информационной компетентности личности вносят системы внутрикорпоративного обучения и самообразования.
Развитие информационной компетентности личности в информационном обществе происходит в непрерывном взаимодействии с различного рода информационными, информационно-управляющими системами; как на бытовом уровне, так и в профессио-
нальной деятельности большинство членов информационного общества в той или иной степени являются пользователями информационно-управляющих систем. Причем целью взаимодействия пары пользователь -ИУС является решение задач предметной области. Пользователь находится на границе двух (как минимум) семантических систем: предметной области и информационно-управляющей системы. В подавляющем большинстве внутренние ситуации и задачи информационно-управляющей системы (ИУС) не совпадают с ситуациями и задачами предметной области.
Известно, что каждые 2-4 года происходят огромные изменения в методах и средствах создания программно-аппаратных систем, как следствие необходимо внедрять новые или модифицированные ИУС. Таким образом, задача обучения пользователей ИУС не только не потеряла свою актуальность с течением времени, но и приобрела еще большую остроту.
Важной составляющей успешного решения задачи обучения является корреляция методов обучения с особенностями обучаемых. В переложении для массового обучения пользователей ИУС это звучит как построение соответствия между методами обучения и классами пользователей. При обучении в традиционных образовательных учреждениях требования к уровню знаний и умений определяются в соответствии с учебным планом, позиционированием обучаемого (класс, курс, группа) и обеспечиваются входными или переводными контрольными мероприятиями (системы экзаменов, тестов и т.п.). При обучении по индивидуальному учебному плану требования к уровню знаний и умений обучаемого определяются позиционированием курса во множестве читаемых курсов (перед данным курсом необходимо пройти следующие курсы).
Опыт работы автора в системе повышения квалификации показывает, что никакие требования к уровню знаний обучающихся не предъявляется. Тем более это не практикуется при платном обучении. Поэтому, к сожалению, очень трудно дать ограничивающие характеристики пользователя. Пользователем может быть практически любой человек. Исходя из этого, мы имеем следующие характеризующие признаки: требования к уровню знаний не предъявляются или предъявляются в необязательном виде; образовательный критерий соответствует образовательному критерию пользователя данной предметной области; возрастной критерий отсутствует. Таким образом, мы имеем, что в общем случае к пользователю практически не предъявляется никаких требований, что существенно затрудняет анализ методов обучения.
Определение класса массовых профессиональных пользователей
Разделим пользователей ИУС на два класса:
непрофессиональных пользователей ИУС, которые самостоятельно определяют для себя и необходимый уровень знаний и умений и метод обучения;
профессиональных пользователей, необходимый уровень знаний и умений которых определяется должностными инструкциями, а метод обучения - политикой фирмы.
Остановимся на классе профессиональных пользователей ИУС, т.е. пользователей, для которых ИУС является инструментом их профессиональной деятельности.
Тогда можно описать работу 1111 ИУС в виде алгоритма 1):
1. В текущей ситуации выделить задачи, решение которых является его функциональной обязанностью.
2. Сформулировать эти задачи в терминах предметной области.
3. Построить цепочку действий, решающих эти задачи. Описать эту цепочку в терминах предметной области, может быть неявно.
4. Выделить из этой последовательности действий действия, проводящиеся через ИУС.
5. Сформулировать эти действия в виде последовательности задач ИУС, в терминах ИУС.
6. Построить цепочку действий, решающую эти задачи. Описать эту цепочку в терминах ИУС, может быть неявно.
7. Далее пользователь выполняет обратную задачу по интерпретации полученных в ИУС результатов для разрешения ситуации предметной области.
Из алгоритма видно, что в работе пользователя шаги 1-3 относятся только к предметной области, шаги 5-6 относятся только к ИУС, а шаг 4 относится и к предметной области, и к ИУС.
Для профессиональных пользователей ИУС квалифицирующими признаками типа пользователя служат не его индивидуальные психофизические или интеллектуальные особенности, а его служебные функции. Анализ практической работы ИУС показывает, что упрощенно пользователей системы можно разбить на три условных типа - руководителей, специалистов, технических работников.
Первые обладают большим творческим потенциалом, ответственностью за принятие решений и являются основными потребителями агрегированных ресурсов ИУС.
Вторые формируют интеллектуальный базис управления, выполняют функции по техническому обслуживанию программного и аппаратного обеспечения ИУС, связанные с ее настройкой и разработкой.
Третьи выполняют основную техническую работу, связанную с вводом и обработкой информации, хранимой в ИУС.
Основываясь на третьем типе пользователей, введем класс массовых профессиональных пользователей (МИН) ИУС, который характеризуется следующими свойствами 2):
1. Для конкретной ИУС количество МПП много больше всех остальных профессиональных пользователей. Примером такого класса пользователей могут быть операционисты банков, кассиры авиа и железнодорожных касс, страховые агенты и вообще служащие «front office».
2. АРМ ИУС является основным инструментом для выполнения профессиональных обязанностей МПП.
3. МПП выполняет * небольшое число очень часто* повторяющихся операций ИУС.
4. Операции должны выполняться быстро. Работа должна быть доведена до автоматизма. Ошибка стоит дорого.
В настоящее время сопровождение системы такими элементами, как руководство пользователя и встроенная помощь является стандартом разработки промышленных систем [3]. Однако при внедрении ИУС разра-
ботчики зачастую сталкиваются с проблемой неумения или боязни пользователей принимать определенные технологические решения разработчиков. При этом руководство пользователя или встроенная помощь зачастую являются достаточно сложным для понимания средством, особенно для человека, не являющегося специалистом в области компьютеров. Помимо этого составление документации непосредственно разработчиками, не являющимися специалистами в области обучения, зачастую опускает важные с точки зрения восприятия пользователем аспекты описания системы. Несмотря на большие успехи дизайнеров интерфейсов по разработке «интуитивно ясных интерфейсов» и наличию развитых средств помощи необходимость обучения МПП признается в большинстве компаний [4]. Со времен Платона до нашего времени очное индивидуальное обучение талантливым учителем является наиболее качественной формой обучения, но при этом и самой дорогой. Это, естественно, никак не согласуется с экономическими критериями и не вписывается в планы компаний по обучению МПП. Часто применяемой формой обучения новых работников этого класса является обучение на рабочем месте, что существенно снижает как качество обучения, так и качество обслуживания клиентов. Наиболее остро задача обучения МПП возникает при внедрении новой или модифицированной ИУС. Задача эффективного обучения пользователей сталкивается с проблемой разрыва знаний, когда знания и умение работать в новых системах необходимы большому числу людей, а обладают ими крошечное количество людей, в основном разработчики конкретной ИУС. Это обусловливает необходимость применения электронных средств обучения [4,5].
Ситуационный метод обучения МПП
Исходя из алгоритма 1) работы профессионального пользователя и модели работы МПП (рис.1) видно, что в основе работы МПП лежит ситуация 3):
импп - список ситуаций, разрешение которых входит в должностные обязанности МПП;
Ох - ситуация, за разрешением которой обратились к МПП;
Фх - последовательность операций, разрешающих ситуацию
{¥}х - подпоследовательность Фх операций, выполненных с помощью ИУС;
Я - результат разрешения ситуации;
{¥} - множество операций ИУС, необ-
ходимых для разрешения множества ситуаций (QMnnJ.
В общем случае каждая ситуация Qx может быть разрешена (Fj}x различными последовательностями из элементов множества (Fj}. В связи с тем, что список (QMnn} закрыт. Для V Qx е (Q}Mnn выбирается одна последовательность из (F}, разрешающая ситуацию Qx через ИУС таким образом, что время выполнения Фх, общей последовательности операции по разрешению ситуации Qx, будет минимальна.
Обозначим через Ti время выполнения Фх i , i-го варианта разрешения ситуации Qx , тогда
v Qx е (&}мпп 3 ( Фxmin } такая, что Txmin =MIN(Ti}x. (4)
Введем понятие базовой последовательности . Обозначим через (Fi6}Mnn множество базовых последовательностей, разрешающих множество ситуаций (QMnn}.
Тогда из 3) и 4) определяем
(Fi}x е (Fl6}Mnn тогда и только тогда , когда (Fi}x е ( Фxmin} ,а Qx е &мпп (5)
То есть для выполнения своих служебных обязанностей с помощью ИУС, МПП достаточно знать и уметь выполнять (Fi6}Mnn множество базовых ситуаций.
Учитывая проблему разрыва знаний, финансовые ограничения на расходы по обучению МПП и особенности работы МПП, следует признать, что ситуационный метод обучения (case method) в электронной реализации является наиболее целесообразным методом обучения этого класса пользователей. Ситуационный метод обучения опирается на теорию деятельности А.Н. Леонтьева [5]. Леонтьев считает, что общение ученика с учителем является важным условием усвоения учебного материала, но за обучающим общением всегда стоит деятельность учащегося с предметами действительности или их знаковыми заместителями. Учитель, общаясь с учеником, прежде всего, управляет этой предметной деятельностью учащегося. Новые знания и умения усваиваются сначала в виде сознательно регулируемых актов, т.е., в терминологии Леонтьева, действий. Затем они могут автоматизироваться и превращаться в операции, которые сознаются только в случае, если их автоматический ход наталкивается на препятствия. Компьютерное обучение не изменяет традиционной структуры учебно-познавательной деятельности, однако наполняет ее содержание новыми элементами. При таком обучении происходит изменение
роли преподавателя путем частичного или полного переложения его функций на компьютерные средства. Реализация метода ос-
новывается на представлении набора ситуаций, требующих разрешения и входящих в функциональные обязанности Ml 111.
а
Рис.1. Модель бизнес-процессов работы МПП
Методика выбора учебных ситуаций и контроля качества обучения пользователя
Основываясь на формуле (5), предложим методику выбора Оитт , минимального набора учебных ситуаций, {Еи} множество операций по разрешению которых обеспечивает полное покрытие {Еб}мпп .
Минимальный набор учебных ситуаций определяется на основе весовой функции ситуации
Р(О) = ^ги,, (6)
]
где ТI - среднее время выполнения Е операции в системе;
- частота выполнения операции за
рабочую смену;
Упорядочим последовательность ... ^ ситуаций по убыванию весовой функции
к
РI и выберем {Яитт} = и ^; , где к выбира-
i=1
ется таким образом, что
k-1
U^v >с F >
МПП
U<F} = F}
j > МПП ■
(7)
В результате обучения МПП должен уметь качественно выполнять свои задачи с помощью ИУС, то есть, в соответствии с 3) строить {¥}х - подпоследовательность Фх , последовательности операций, разрешающих ситуацию Ох. Здесь необходимо остановиться на таком неформальном понятии, как качество решения задачи предметной области. Исходя из 2) п. 4, характеризующих признаков МПП (Не делать ошибок и ре-
шить задачу за минимальное время), определим критерий качества работы МПП через время выполнения задачи. Следует отметить, что такое сложное понятие, как характеристики ошибки (тип, сложность и т.д.) в нашем случае можно свести к одной измеряемой характеристике - времени исправления ошибки. Тогда качество можно определить через сумму времени выполнения задачи предметной области и времени исправления ошибки. Причем время исправления ошибок учитывается с наказывающим коэффициентом.
Пусть множество из {О} - множество контрольных ситуаций тогда качество обучения можно выразить через Т.
T = T-Tj + ^ К
(8)
i j
где I - номер ситуации в контрольной задаче;
sl■ - время исправления ошибки в Е,
операции при разрешении 1-й ситуации.
Таким образом, на основе (8) мы имеем формальный, объективный количественный критерий качества знаний и умений, для МПП - это время. Компьютерная реализация сценария обучения и контроля знаний в виде самостоятельной обучающей программы (ОП) или компоненты ИУС и ее использование для обучения МПП обеспечивают эффективное внедрение новых и/или модифицированных ИУС.
Методика использования обучающих программ ИУС
Положительный эффект от разработки и использования ОП ИУС может быть получен при использовании ОП ИУС в регулярном учебном процессе, при самостоя-
а
тельном изучении и при подготовке сотрудников к сертификации. Эффективность группового обучения существенно зависит от величины дисперсии для значений ТР группы. Причем для обучения практическим навыкам работы с ИУС дисперсию увеличивают индивидуальные психомоторные качества студентов. Это снижает эффективность группового обучения, что подтверждается также экспертными оценками. Таким образом для обучения работе в конкретной ИУС, в случае проведения групповых лабораторных и/или практических занятий со студентами, имеется потребность в применении индивидуального метода обучения для массовых потоков.
Практика использования ОП ИУС показывает, индивидуальная подготовка с помощью ОП ИУС обеспечивает быструю, психологическую комфортную коррекцию распределения уровней знаний обучаемых. Полностью детерминированный процесс
обучения с помощью ОП ИУС и наличие оценивающего модуля дает возможность самостоятельной подготовки пользователя к сертификации. Действительно, конкретный набор задач имеет оптимальный способ решения в изучаемом продукте. Поэтому пользователю всегда может быть указан безальтернативный и декомпозированный до минимального возможного действия путь решения задачи. Причем в силу моделирования не всех функций продукта и использования фиксированной небольшой базы данных ОП ИУС требует существенно более слабой программной и аппаратной поддержки. В большинстве случаев достаточно просто клиентской машины и стандартного ПО.
Таким образом, ОП ИУС обеспечивает активное предварительное знакомство с работой в системе и, более того, обучение (или самоподготовку) пользователей до установки системы и начала регулярного обучения.
Литература
1. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе //Открытое образование. -2006. - № 6. - С.50-57.
2. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные и коммуникационные технологии для образования в информационном обществе //Открытое образование. - 2007. - № 5, С. 71-76.
3. Гультяев А.К. Help. Разработка справочных систем. Учебный курс. - Спб: Питер, 2004.
4. Кулагина С.В. Дистанционное обучение как один из факторов повышения конкурентоспособности современных организаций //Открытое образование. - 2006. - № 5. - С. 66-68.
5. Григорьев В.К., Аксенов О.А. Модель системы обучения кадров большой территориально-распределенной корпорации //Труды ТГТУ, 2002. - С.81-85.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М: Политиздат, 1975. - 303 с.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ВУЗА
Н.Н. Горбачев, аси., нач. отдела ИТ Тел.: (+375) 17-328-12-86; E-mail: [email protected] Научный руководитель: А.С. Гринберг, д.т.н., нроф.
Тел.: (+375) 17-291-45-56; E-mail: [email protected], Минский филиал МЭСИ http://www.mfmesi.ru
Successful low-risk decision-making depends on personal competence of specialist. However, dynamically amount of non-standard problem situations increases, which require involving additional information resources (IR) into specialists' workspace. The article describes the model of multiplication of IRs within the knowledge management system of the educational establishment resulting advantages in profit, renewal and practical implementation based on «knowledge alienation» concept.