Научная статья на тему 'Модель образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбереження учащихся'

Модель образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбереження учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Марина Аркадьевна

Статья посвящена проблеме формирования индивидуального опыта здоровьесбереження учащихся. Автор видит разрешение данной проблемы через моделирование ценностноструктурных преобразований образовательной среды школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Марина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбереження учащихся»

УДК 371.7

М. А. Ермакова

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Выдвижение проблемы сохранения и развития здоровья молодежи в число приоритетных задач социального и экономического развития нашей страны обуславливает актуальность ее теоретической и практической разработки, необходимость проведение соответствующих научных исследований и выработку организационно-педагогических подходов к сбережению и укреплению здоровья учащихся.

По данным Всемирной организации здравоохранения и российской Межведомственной комиссии по охране здоровья населения, наибольший рейтинг среди факторов, обеспечивающих здоровье современного человека, составляет направленность личности на здоровый образ жизни, принятие здоровья как ценности, повышение уровня культуры здоровья подрастающего поколения, развитие здравотворческих умений, опыта здоровьесбере-жеиия [3; 5]. Это обуславливает актуальность обращения системы образования и педагогической науки к формированию здорового образа жизни школьников. В этом процессе принципиальную значимость для развивающейся личности приобретает готовность к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя, сво его здоровья, окружающего мира. Степень развития данной готовности характеризует человека как субъекта собственной жизни, способного принимать решения и нести за них ответственность [4; 6].

Вместе с тем, в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, хотя государство и ориентирует педагогический персонал учебных заведений на применение различных форм здоровьесбережения, организацию здоровьеформирующей среды школы и использование оздоровительных технологий. Однако, в подавляющем большинстве, работа по сохранению и развитию здоровья учащихся носит эпизодический характер. В практике работы общеобразовательных школ основное внимание уделяется устранению в образовательном процессе внешних факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся. Педагогические коллективы стремятся снизить перегрузки учащихся, правильно чередовать труд и отдых своих воспитанников, организовывать сбалансированное питание, устранить стрессовые ситуации в учебном процессе. В меньшей степени решаются вопросы обучения учащихся сбережению собственного здоровья, привитию культуры здоровья, формирова-

нию собственного опыта ребенка, приобретаемого в конкретных усилиях, связанных с заботой о здоровье.

Таким образом, на сегодняшний день актуализируется проблема формирования индивидуального опыта здоровье сбережения учащихся, что обусловлено как потребностями учеников, так и задачами школы и общества. В рамках данного исследования процесс формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся рассматривается в рамках образовательной среды школы.

Под образовательной средой в нашем исследовании понимается система влияний и условий формирования личности, а также совокупность содержащихся в окружении возможностей для ее саморазвития. Образовательная среда, по мнению В. А. Ясвина, представляет собой систему встроенных, взаимопересекающихся образовательных микросред, определяющих функциональные структуры педагогических систем (педагогическое творчество, сотрудничество, общение, диагностика, управление и т.д.) [7].

Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, обеспечивающих восстановление и развитие его здоровья, а также условий содействующих интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы при моделировании образовательной среды школы, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счет широкого и вариативного использования здоровьесберегающих и здоровьетворящих технологий обучения.

Научные требования, которым должна соответствовать любая теоретическая модель, сформулированы в ряде работ по методологии и методике педагогических исследований: теоретические основы и практическая реализация педагогического моделирования (Н. М. Борытко), методы исследования в педагогической деятельности (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский), дидактические основы моделирования в педагогике (И. Я. Лернер), теория педагогического проектирования (В. М. Монахов).

В нашем исследовании мы исходили из определения модели как «мысленно представленной или материально реализованной системы, воспроизводящей некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [1, с. 228]. Это определение охватывает все основные признаки модели и способы ее использования в научном исследовании. В методологии исихолого-педагогических исследований выделяют следующие типы моделей [2, с. 96-100]: модель процесса становления исследуемого феномена, модель педагогических условий (или совокупности типов деятельности воспитанника) как педагогической среды становления этого свойства, модель профессиональной деятельности педагога по организации деятельности воспитанника (или педагогических условий), предусмотрен ной предыдущей моделью.

В контексте нашего исследования целесообразно рассмотрение всех трех вышеуказанных моделей в их единстве, что предопределило создание интегративной модели образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся. Основой данной модели является информационная база данных, сформированная на научных подходах к понятийному полю исследования: системном, аксиологическом, культурологическом и компетентностном.

Системный подход (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, С. О. Доннел, Г. Кунц, В. Н. Садовский, Ф. Тейлор, А. Файоль и др.) определяет наличие совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного видения предмета исследования. Система характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям; ее можно представить целостным образованием только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективно существующие связи и отношения, выделяется из окружающей среды. Системный подход как неотъемлемое свойство социальных систем обусловливает комплексное взаимодействие со средой и динамику развития системы.

С позиции аксиологического подхода (В. И. Гинецинский, А. Г. Здраво-мыслов, И. Б. Котова, Э. С. Макарян, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, Е. Н. Ши я нов, А. Я. Иванюшкин, Д. В.Колесов, В. П. Петленко, Н. В. Сократов, Д. Н. Давиденко и др.) здоровье понимается как главная ценность жизни, и занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.

Культурологический подход (Е. В. Бондаревская, П, С. Гуревич, В. В. Розанов, А. Тофлер и др.) в образовательной среде школы носит надпредмет-ный характер и призван охватить национальную, общечеловеческую, современную культуру общества, региона, социальной группы, семьи, личности, в общем, и культуру здоровья учащихся в частности. С учетом этнической и культурной мозаичности региона важно, чтобы образовательная среда школы выполняла коммуникативную функцию, давала достаточные знания о здоровье, способах его сохранения и формирования.

Компетентностный подход (И. А. Зимняя, Е. Я. Коган, В. В. Лаптев, М. Д. Лаптева, О. Е. Лебедев, В. С. Леднев, И. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и др.) определяет изменения образовательного процесса, его приоритеты, является содержательным резервом развития личностного потенциала для решения различного рода компетентностей и нравственно-целесообразного преобразования действительности.

Разработанная интегративная модель образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся включает следующие системообразующие элементы (рисунок):

- ориентацию процесса образования школьников на широкое и вариативное использование ценностного потенциала образовательной среды школы;

- программно-содержательное и дидактическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся;

- педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся;

- структуру индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся, представленную когнитивным, ценностно-потребностным, эмоционально-волевым и деятельностно-практическим компонентами, отражающими соответственно уровень сформированности системы знаний о здоровом образе и стиле жизни, ценностные ориентации на здоровье; ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; настойчивость в укреплении своего здоровья; уровень самостоятельности в здоровьесбережении; способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику.

Ценностный потенциал образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся заключается в актуализации проблемы укрепления здоровья ребенка в системе образования; в организации функционирования школьных служб здоровья; в создании здорового эмоционально-поведенческого пространства школы; в разработанности системы интеграции содержания предметов, ориентированных на формирование здорового образа и стиля жизни; в направленном использовании ценностей физической культуры; в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса по обеспечению сохранения и преумножения индивидуального здоровья подростков; в межведомственном сотрудничестве школы с представителями различных общественных организаций по охране, укреплению и развитию здоровья.

Программно-содержательное обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся представлено комплексной программой «Подари себе здоровье», реализующейся при доминирующей роли интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей, подростков, социума в реализации педагогических воздействий.

Содержание программных мероприятий предусматривает их интеграцию в программы и предметы естественно-научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руководителя и представлено: циклом интегрированных уроков в стандартных учебных дисциплинах (биология, история, математика, ОБЖ. физическая культура, химия, обществознание, русский язык, литература); системой воспитательной работы (классные часы, дни здоровья, социально-образовательные проекты и др.); системой работы с родителями (реализация программы родительского университета «Здравия желаем»); системой взаимодействия с социальными институтами.

Модель образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьеебережения учащихся

Реализация мероприятий программы «Подари себе здоровье» осуществляется в основных направлениях деятельности: образовательное направление - проведение системы интегрированных и бинарных уроков, реализация вариативной программы «Быть здоровым - это модно» для учащихся; программы родительского университета «Здравия желаем»; спортивно-оздоровительное направление - комплекс внеклассных и внешкольных спортивно-оздоровительных мероприятий (спортивные праздники, соревнования, экологические и туристические слеты и т. д.); информационно-про-светителъское - комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий, включающих проведение недель и дней здоровья, тематических встреч со специалистами социальных институтов - вузов, учреждений культуры и спорта, волонтерское движение, конкурсы, викторины работу школьного радио, детской газеты, наглядную агитацию - стенды, плакаты.

Дидактическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся представлено: принципами (здоровь-етворения через образование; уникальности личности; дополнительности; непрерывности; природ о сообразности); средствами (технологии витагенного образования (А. С. Белкина); игровых технологий; технологии современного проектного образования); методами (моделирование ситуаций; решение ситуативных задач, творческое моделирование идеальных образовательных объектов; решение проблемных ситуаций; учебное исследование; эвристические беседы); формами организации занятий (классно-урочные, внеурочные, внешкольные).

Основными педагогическими требованиями к реализации программносодержательного обеспечения процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся являются:

- доминирующая роль классного руководителя в реализации педагогических воздействий;

- педагогическое взаимодействие в системе (педагог - родитель - ученик -социальные институты), инициирующее в подростке принятие собственного здоровья как личностной и общественной ценности;

- этапный характер процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся и учет логики развития от самопознания себя как субъекта жизнедеятельности до саморазвития в процессе жизнетворче-ства;

- построение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Таким образом, использование совокупности систематических и интегративных педагогических воздействий на основе моделирования ценностно-структурных преобразований существующей образовательной среды школы обеспечит становление сущностных характеристик индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся.

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -288 с.

2. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч./ Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А, Соловцова, под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - Ч. 1 —120 с.

3. Виленский, М. Я, Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры: научно-практический журнал -2004, -№ 11-С. 2-7.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУРДО-ЛОГОГ1ВДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЁРА «ДЭЛЬФА-130»...

4. Петленко, В. П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко- СПб.,1998 — 124 с.

5. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Н. В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Харитонов, В. И. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся / В. И. Харитонов, В. В. Ким, А. В. Ненашева, С. А. Лигачина// Теория и практика физической культуры.: научно-теоретический журнал. — 2002. - №1.

7. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. / В. А. Левин -М.: Сентябрь, 2000,- 128 с.

УДК371. 64/69: 376

Е. В. Шевченко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУРДО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЁРА «ДЭЛЬФА-130» КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА"

Важнейшей задачей коррекционного обучения детей с недостатками слуха остается проблема формирования их устной речи, без которой невозможны контакты с окружающим, «слышащим» миром. Чем меньшими остатками слуха располагает ребенок, тем меньше у него возможностей для восприятия информации о фоне тических элементах речи, в связи с чем возрастает роль сохранных анализаторов, которые обеспечивают получение дополнительной информации, расширяющей границы возможностей восприятия глухими детьми элементов звучащей речи, как чужой, так и собственной [2].

К основным задачам работы сурдопедагога в области формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха относятся:

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование правильного голосообразования и стабильного голосоведения;

- формирование у ребёнка умения говорить слитно, в нормальном темпе, голосом нормальной громкости;

- формирование правильного речевого дыхания [4].

Влияние снижения слуха у ребёнка сказывается не сразу. Родившийся глухим ребёнок кричит так же, как и слышащий. Он гулит и начинает лепе-

’ Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 0ё-06-00431а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.