Е. В. Юшкевич
(Санкт-Петербург)
МОДЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ТЕЗАУРУСА УЧАЩИХСЯ
MODEL OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTION: DEVELOPMENT OF STUDENTS' PERSONAL THESAURUS
В статье рассматривается модель научно-методического сопровождения педагогов образовательного учреждения в развитии личностного тезауруса учащихся. Подробно рассмотрены основные этапы и элементы «модели научно-методического сопровождения» с позиции педагогической науки и практики.
Ключевые слова: модель, научно-методическое сопровождение, личностный тезаурус, диагностика, развитие, система.
The article examines the model of teachers' scientific and methodological support for the development of students' personal thesaurus. The basic steps and elements of the «model of scientific and methodological support» from the point of pedagogical science and practice are described in detail. Key words: model, scientific and methodological support, personal thesaurus, diagnostics, development, system.
Понятие «сопровождение» обычно используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей [1]. В условиях образовательного учреждения сопровождение, как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, основывается на следующих принципах [2]:
• приоритетность интересов сопровождаемого,
• мультидисциплинарность (комплексный подход),
• непрерывность сопровождения.
Несмотря на то, что понятие «сопровождение» используется в педагогической науке последние 20-25 лет, понятие «научно-методического сопровождения» является для отечественного и зарубежного образования сравнительно новым. При этом одним из ус-
ловий готовности образовательной организации к введению ФГОС ОО в документе [3] названо создание системы регулярной методической работы, обеспечивающей сопровождение педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС ОО.
Нам близка позиция ряда исследователей [4], которые трактуют научно-методическое сопровождение деятельности учителей как реализуемую в многообразных формах и технологиях систему взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры.
Важнейшей особенностью современного мира является проблема быстрой переработки информации. По мнению отечественных и зарубежных педагогов, одним из критериев успеха в освоении знаний служит
развитый словарный запас учащихся. При этом для успешного овладения знаниями простого «словарного» свода понятий зачастую недостаточно. В XXI веке все большее значение приобретают контекст, связь понятий, их смысловая систематизация. Это, в частности, отмечено в Федеральном Государственном стандарте общего образования в требованиях к предметным результатам освоения базового курса родного языка: они должны отражать сформирован-ность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание базовых понятий лингвистики; основных единиц и категорий языка; сформированность навыков различного вида анализа слов, словосочетаний, предложений, а также многоаспектного анализа текста [8].
Таким образом, происходит естественный переход от «словарного» мышления к мышлению категориями «тезауруса». С учетом ориентации современного образовательного процесса на развитие личности и общества как самоценности образования все большую важность в педагогике приобретает личностный подход и связанный с ним «личностный тезаурус». Понятие «личностного тезауруса» становится еще более актуальным сейчас, когда «учащиеся наряду с традиционными предпочтениями к предметам, которые могут помочь им в будущем быть успешным в профессиональном мире, все больше отдают предпочтение предметам, способствующим их личностному развитию» [5].
«Личностым тезаурусом» будем называть операциональное понятие, которое имеет количественную оценку и представляет собой сложную многоуровневую систему понятий, вошедших в опыт человека, слов, вызывающих эти понятия из памяти человека, и связей между ними, характеризующуюся открытой, иерархичной и динамичной структуризацией и служащую как для хранения в памяти имеющихся знаний и опыта человека, так и для добывания новых, перечень основных знаний со структурированными, контролируемыми соотношениями понятий в прикладной области.
Несмотря на декларативную важность проблемы, изучение реальной педагогической практики показывает, что развитие
личностного тезауруса не только не является предметом особой заботы педагогов, но зачастую отсутствует в перечне целей обучения. Одна из причин такого состояния видится в том, что развитие личностного тезауруса требует реализации адекватного научно-методического сопровождения этого процесса. Следовательно, проблема научно-методического сопровождения педагогов в развитии личностного тезауруса для своего разрешения требует серьезного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны образовательной организации. Создание моделей такого сопровождения является актуальной задачей.
Анализ работы современных исследователей [7] показывает, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет такие преимущества:
• более индивидуализировано и гибко;
• имеет более тонкую инструментовку;
• в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;
• более многоаспектно;
• предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения;
• осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;
• необходимость учета динамики профессионального роста сетевого учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития;
• имеет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;
• имеет постоянный характер.
Ученые М. Н. Певзнер и О. М. Зайченко
[4] отмечают, что процесс научно-методического сопровождения педагога как сложное, многоаспектное явление, продуцирующее многообразие целей и средств профессиональной помощи, должен быть соотнесен с основными приоритетами педагогической деятельности, которые находят отражение
в различных ее моделях. Фундаментом создания моделей научно-методического сопровождения педагогов образовательного учреждения служат следующие основные принципы:
1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения.
2. Принцип совместной деятельности.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики.
5. Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов.
6. Принцип создания условий для активной деятельности педагога.
Указанные принципы легли в основу двух моделей научно-методического сопровождения [4]: «Комплиментарной» и «Вытесняющей».
Мы придерживаемся мнения, что практическая деятельность педагогов много-векторна и зачастую разнонаправлена в зависимости от сложившейся педагогической ситуации и практики. Поэтому целесообразно, не ограничивая себя рамками той или иной модели научно-методического сопровождения, выделять наиболее сильные элементы каждой из них и делать акцент именно на общих чертах. В рамках нашей работы будем называть нашу модель «Комплексной», основанной на базовых этапах как «Вытесняющей», так и «Комплиментарной» моделей.
Критерии качества модели научно-методического сопровождения педагогов образовательного учреждения в развитии личностного тезауруса учащихся могут быть сформулированы следующим образом [9]:
• Целенаправленность модели научно-методического сопровождения в развитии личностного тезауруса учащихся.
• Эффективность модели научно-методического сопровождения в развитии личностного тезауруса учащихся.
Эти критерии могут быть положены в основу оценки модели научно-методического сопровождения педагогов образовательного учреждения по развитию личностного тезауруса.
На базе «Комплексной» модели научно-методического сопровождения, в контексте развития «личностного тезауруса» и
с учетом выбранных критериев, нами была разработана «Модель научно-методического сопровождения педагогов образовательного учреждения в развитии личностного тезауруса учащихся». Рассмотрим элементы этой модели детальнее.
I. Этап планирования и подготовки. Целями этого аналитико-диагностического этапа являются:
1. Анализ затруднений учителей и диагностика профессиональной позиции учителя по проблеме ликвидации разницы в словарном запасе учащихся.
2. Теоретическая подготовка учителей к работе с личностным тезаурусом.
3. Диагностика и анализ затруднений у учащихся, выявление проблемы в развитии личностного тезауруса учащихся, обоснование ее актуальности.
4. Выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.
Методы, используемые на данном этапе, должны быть личностно ориентированными, рефлексивными, диалогичными.
II. Этап сопровождения. На этом проектировочном этапе составляется программа научно-методического сопровождения развития личностного тезауруса с учётом выявленных ранее запросов, где происходит индивидуальный отбор форм, средств и методов сопровождения письма, развития словаря и личностного тезауруса, совершенствование учебного процесса в интересах развития личностного тезауруса.
III. Этап использования результатов обучения. Целью этапа реализации маршрута, как отмечено в исследовании Е. Р. Бобровни-ковой [7], является преодоление диагностированных затруднений в профессиональной деятельности учителя на основании выбранных форм и методов научно-методического сопровождения. Эта цель обуславливается, с одной стороны, образовательными приоритетами и особенностями образовательного учреждения, с другой - личными профессиональными задачами деятельности педагога.
Здесь реализуются индивидуальные маршруты научно-методического сопровождения, под которыми мы понимаем про-
цесс выполнения учителем своих профессиональных функций с учетом отобранных форм, методов, технологий, направленный на решение определенных задач.
Результатом реализации индивидуального плана научно-методического сопровождения является осмысление педагогом своей профессиональной по-зиции и выстраивание собственной траектории профессионального развития в условиях деятельности в образовательном учреждении, а также решение про-фессиональ-ных затруднений учителя, в конечном итоге - повышение качества образования.
IV. Этап поддержки. Для этого этапа характерны: неформальный контроль и отслеживание изменений в деятельности педагогов, поддержка и развитие профессиональных инициатив и экспериментальных проектов, организация информационного обмена и контактов между педагогами.
В основу данного этапа целесообразно заложить проектно-исследовательскую деятельность,
V. Этап итогового анализа. Целью этого контрольно-оценочного этапа являются мониторинг и оценка реализации маршрута сопровождения.
Здесь происходит мониторинг результатов, рефлексия, оценка эффективности и систематизация накопленного материала.
Переход к практической поэтапной реализации «модели научно-методического сопровождения педагогов образовательного учреждения в развитии личностного тезауруса учащихся» требует понимания приоритетности следующих критериев ее воплощения: максимальное самоопределение каждого педагога в выборе форм, средств и методов развития личностного тезауруса учащихся, включение педагога в экспериментальную, поисковую, исследовательскую деятельность в развитии личностного тезауруса.
Литература
1. Мардахаев Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. -2010. - №6. - С. 7-10.
2. Кондратьева И. А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 14-18.
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4. Певзнер М. Н., Зайченко О. М., Букетов В. О., Горычева С. Н., Петров А. В., Ширин А. Г. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
5. Крылова О. Н. Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы // Человек и образование. - 2012. - №1. - С. 28-31.
6. Гребенюк Т. Б. К вопросу о формировании профессионального тезауруса будущего специалиста. История педагогики и образования // Известия БГАРФ. - 2012. - №21. - С. 76-82.
7. Бобровникова Е. Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 2. - С. 24-28.
8. Приказ №1578 от 31.12.2015 о внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 №413.
9. Ларина В. П. Теоретические подходы к оценке качества системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ // Юраванне у адукацьп. - Минск. - 2005. - №9. - С. 16-20.