УДК [334.72] (045)
ББК 387.1
Ковальчук Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук г. Санкт-Петербург Kovalchuk Olga Vladimirovna
Candidate of Pedagogics St. Petersburg
Модель муниципальной образовательной системы, ориентированной на
качественные параметры развития Municipal Educational System Model Oriented to Quality Development
Parameters
В статье рассмотрены положения, принципы, идеи, определяющие порядок построения и применения модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития.
The article considers statements, principles and ideas, which determine the sequence of designing and applying a municipal educational system model oriented to quality development parameters.
Ключевые слова: модель, муниципальная образовательная система, качество образования, международные стандарты качества, положения, принципы, идеи, закономерности, типология.
Key words: model, municipal educational system, education quality, international quality standards, statements, principles, ideas, patterns, typology.
Результатом реформ в образовании последних лет явилось формирование многовариантной системы образования, ориентированной на инновационное развитие. Это обусловливает необходимость поиска адекватных механизмов обеспечения качества образования на всех уровнях, включая и муниципальный уровень.
Актуальность совершенствования механизма обеспечения качества в сфере образования, обоснования модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития, определяется наличием следующих противоречий и причин:
противоречие между современными требованиями к качеству общего образования и ограниченностью возможностей решения этих задач с применением традиционных подходов к управлению образовательными системами;
противоречие между инновационными процессами в образовании и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на качество образования;
противоречие между уровнем развития теории и практики внедрения систем менеджмента качества в различных социальных системах и степенью освоенности данного направления образовательной практикой в сфере образования;
появление конкурентной среды в сфере образования; необходимость поиска инструмента обеспечения эффективного использования ограниченных ресурсов.
С конца 90-х годов XX столетия в сфере образования начался этап активного поиска концептуальных подходов к построению и применению систем обеспечения качества образования на всех уровнях, способов, методов, технологий управления и оценки качества [1, 2].
Широкое распространение в сфере высшего профессионального образования получил подход к обеспечению качества образования на основе международных стандартов качества ISO серии 9000:2000. Внедрение подхода ISO к обеспечению качества образовательных услуг продиктовано тем, что, находясь в рыночных условиях, образовательные учреждения вынуждены подчиняться законам и требованиям бизнеса и предъявлять качество своей работы через использующиеся в бизнесе технологии оценки качества и управления им.
Однако освоение в системе общего образования нового направления, связанного с применением международных стандартов качества ISO, характеризуется рядом недостатков, сталкивается с определенными трудностями и препятствиями. Это выражается в следующем [3]:
используемые в системе общего образования подходы, в основном, ориентированы на методы, используемые в сфере производства и услуг;
отсутствует концептуальное единство по вопросам выбора методов, подходов, процедур управления качеством в образовательных системах;
усилия отдельных образовательных учреждений и организаций по освоению системных методов управления качеством на основе подхода ISO никем не координируются, что не способствует объединению наличных интеллектуальных ресурсов и потенциалов;
отсутствуют в достаточном количестве специалисты по применению международных стандартов качества ISO;
требования к качеству системе образования диктуют различные потребители, заказчики, социальные партнеры;
проблема многоаспектности качества образования и, соответственно, выбора средств его оценки.
Оценивая весьма высоко потенциал подхода, основанного на применении международных стандартов качества, можно полагать, что технократический подход в применении международных стандартов качества ISO в сфере общего образования может привести к нежелательным и даже негативным последствиям, в том числе к снижению качества образования. Чтобы этого не произошло, по всей видимости, правильным и перспективным было бы сосредоточение усилий и акцентов применительно к муниципальной образовательной системе на следующем [4]:
учете системогенетических закономерностей развития муниципальных образовательных систем с тем, чтобы проводимые инновационные мероприятия находились в логической преемственной связи с существующими механизмами обеспечения качества образования;
разработке концептуальных основ муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития с учетом адаптации стандартов качества применительно к условиям и специфике конкретной муниципальной образовательной системы;
сосредоточении усилий в научно-методическом плане на тех вопросах и аспектах внедрения в сфере общего образовании систем менеджмента качества, которые получили наименьшее раскрытие и обоснование в теории и практике;
переносе акцентов в механизме управления качеством образовательного процесса с внешнего управления на методики и процедуры, основанные на принципах рефлексивного управления;
распространении создаваемых на муниципальном уровне систем управления качеством на сеть взаимосвязанных процессов, которые оказывают в той или иной мере воздействие на качество образования;
глубоком анализе и учете таких аспектов, как традиции и сложившиеся механизмы обеспечения качества образовательного процесса, организационная структура управления сетью образовательных учреждений, степень участия в управлении общественных органов и др. с тем, чтобы обеспечивалось достижение должного эффекта от внедрения муниципальной системы менеджмента качества.
С учетом изложенных выше положений, изучения практики проектирования и применения систем управления качеством в различных сферах может быть предложено концептуальное видение модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития.
Под муниципальной образовательной системой, ориентированной на качественные параметры развития, подразумевается такая система, которая выстраивается с учетом необходимости непрерывного изучения и максимально полного выполнения многообразных потребностей муниципального сообщества в области образования; в которой нормативно зафиксированы стандарт качества оказания публичной услуги «Общее образование». В данной системе рационально распределены ответственность и полномочия в области качества и координируется деятельность всех субъектов образовательной деятельности; функционируют единые и согласованные процедуры контроля, оценки качества образования, проверки выполнения лицензионных и аккредитационных показателей.
Среди ведущих положений, принципов, идей, определяющих построение и применение такой системы необходимо выделить следующие: 1) положение о множестве факторов и условий, оказывающих воздействие на качество муниципальной образовательной системы; 2) положение о многокритериальности описания качества муниципальной образовательной системы; 3) положение о неравномерности развития в плане качества основных подсистем, структурных элементов, составляющих муниципальную образовательную систему; 4) принцип сочетания программно-целевых и синергетических начал в совершенствовании и улучшении качества муниципальной образовательной системы; 5) принцип
динамичности, изменчивости качества муниципальной образовательной системы; 6) принцип многовариантности организационных и технологических решений и стратегий совершенствования и улучшения качества муниципальной образовательной системы.
Построение и применение модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития, должно характеризоваться реализацией следующих идей: 1) идея дуальности
организации и управления; 2) идея ведущей роли стандартизации как способа ценностного и нормативного закрепления требований к качеству, определения муниципального стандарта оказания публичной услуги «Общее образование»; 3) идея процессного подхода; 4) идея документирования и контроля всех процессов; 5) идея приоритета рефлексивных методов в управлении
муниципальной образовательной системой; 6) идея технологизации (в
отношении процессов и процедур управления и оценки качества муниципальной образовательной системы); 7) идея формализации как условия оценки качества муниципальной образовательной системы; 8) идея стратегического
планирования и разработки серии программ качества, направленных на улучшение качества муниципальной образовательной системы.
Муниципальную образовательную систему, ориентированную на качественные параметры развития, следует рассматривать с позиций глобальных квалитативных тенденций, развивающихся в современном обществе и образовании:
1. Повышение внимания общественности, государства к проблеме качества, поиск механизмов защиты общества от последствий некачественного образования.
2. Развитие квалитативных тенденций в сфере образования, установление приоритета качества образования в реализации цепочки - качество образования - качество человека - качество культуры - качество труда - качество производства - качество продукции и услуг - качество жизни.
3. Переосмысление значения качества образования как жизнеобеспечивающего фактора в социокультурной, социоприродной общественной эволюции.
4. Интеграция наук о человеке, социальных системах, обусловливающая междисциплинарное, синтетическое взаимодействие в самой области методологического знания, обеспечивающая целостное представление о качествах личности, формирующихся в процессе образования, прогнозирование развития образовательных систем.
5. Демократизация управления в сфере образования, проявляющаяся в регулировании взаимоотношений федеральных, региональных и муниципальных управленческих структур, процессов внутренней и внешней оценки деятельности субъектов образовательной деятельности, участников образовательного процесса; выражающаяся в тенденции к большей открытости образовательных систем, участии институтов гражданского общества в решении образовательных проблем и управлении образовательными системами.
6. Усиление конкуренции образовательных систем по качеству, требующей большего акцента на интересы потребителей образовательных услуг, обеспечения доступности качественных услуг, более эффективного использования всех видов ресурсов.
Выявлены следующие научные подходы, составляющие научный базис модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития и, соответственно, разработки и применения такой модели: системный, комплексный, квалиметрический, технологический, кибернетический и ситуационный [5].
Системный подход заключается в рассмотрении любого объекта изучения с позиций целостной системы составляющих ее компонентов в их многообразных связях и отношениях; выявлении компонентов и установлении способов их связей; субординационных отношений, разбиении свойств объекта до иерархических уровней, необходимых для точной оценки, познании объекта как целостности через оценку и анализ свойств элементов его составляющих и т.д. Системный подход требует выявления и успешного выполнения всех видов деятельности, определяющих качество муниципальной образовательной системы.
Реализация комплексного подхода обеспечивает субординацию и координацию целей управления муниципальной образовательной системой, в том числе: обеспечение единства процессов ее функционирования и развития; единство реализуемых в рамках муниципальной образовательной системы процессов и видов деятельности; учет действия всех факторов, определяющих качество муниципальной образовательной системы.
Квалиметрический подход состоит в ориентации на многообразие приемов и способов получения количественных оценок качества различных педагогических объектов и процессов с использованием аппарата и достижений предметных и специальных квалиметрий, всевозможных оценочных процедур.
Технологический подход состоит в реализации принципа технологичности управления муниципальной образовательной системой, использовании квалитативных управленческих и образовательных технологий.
Кибернетический подход предполагает формализацию,
абстрагированность и обобщенность при рассмотрении вопросов обеспечения качества муниципальной образовательной системы.
Ситуационный подход имеет место при рассмотрении и проектировании организационных структур управления муниципальной образовательной системы. Его применение предполагает, что не существует наилучшей структуры какой-либо организации. Она может лишь с той или иной степенью полноты соответствовать целям организации, внешним требованиям, предъявляемым к ней.
Основными педагогическими закономерностями, составляющими теоретический базис модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития, являются:
взаимодействие международного, федерального, регионального и муниципального стандартов как механизмов создания сопряженных оценочно -критериальных систем определения качества муниципальной образовательной системы;
многокритериальность описания качества муниципальной образовательной системы как сложного объекта и феномена;
объективная обусловленность качества муниципальной образовательной системы качеством входящих в нее педагогических и управленческих кадров, контингента обучающихся, качеством внешней социальной и экономической среды;
взаимосвязь внешних и внутренних факторов, воздействующих на качество муниципальной образовательной системы;
единство стабильности и динамичности, преднамеренности и непреднамеренности качества муниципальной образовательной системы;
гетерогенность изменения качества основных подсистем, компонентов качества муниципальной образовательной системы в ходе ее функционирования и развития, обусловленная различием стартовых условий, инерционностью отдельных составляющих, различной емкостью и затратностью ресурсов по улучшению качества;
разнообразие подходов, методик и оценочно-диагностических процедур анализа и оценки качества муниципальной образовательной системы;
зависимость выбора модели качества муниципальной образовательной системы от внутренних и внешних условий ее функционирования, уровня ее развития как организационной системы, сложившихся системогенетических инвариантов, приоритетов и акцентов, зафиксированных в муниципальной политике в области качества.
С точки зрения многообразия вариантов выбора модели качества муниципальной образовательной системы предлагается следующая их типологии:
а) по системному признаку - узконаправленные модели, т.е. модели, ориентированные исключительно на отдельные подсистемы муниципальной образовательной системы (хозяйственно-экономическая, педагогическая, социальная) и интегрированные модели (модели, подразумевающие рассмотрение и учет качества всех трех подсистем;
б) по информационно-кибернетическому признаку - четкие модели (модели, предполагающие высокий уровень описания качества); нечеткие модели (модели, не предъявляющие особых требований к описанию качества)
в) по генетическому признаку - аналитико-описательные модели (модели, содержащие информацию о качестве муниципальных образовательных систем на прежних или современном этапе их функционирования); прогностические модели (модели, с помощью которых делаются попытки прогнозировать изменение качества муниципальных образовательных систем);
г) по признаку инновационности - типовые модели (модели качества муниципальных образовательных систем, не отличающиеся существенной новизной содержащихся в них решений и подходов); эксклюзивные модели (содержат новые, ранее не использовавшиеся подходы и решения).
Таким образом, можно констатировать, что выбор того или иного варианта и описание модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития, является результатом серьъезной и многоплановой аналитической и проектной деятельности управленцев, специалистов, экспертов и консультантов. Разработка, а тем более реализация такой модели требует привлечения значительных временных, человеческих, материально-финансовых усилий и ресурсов. Необходимость ее разработки обусловливается потребностями стратегического планирования муниципальной образовательной системы, создания управляемых условий для улучшения качественных параметров образовательной системы, а также получения эффекта воспроизводимости отдельных технологических решений.
Библиграфический список
1. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) [Текст]/М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -352 с.
2. Субетто А.И. Квалиметрия [Текст]/А.И. Субетто. - СПб.: Издательство «Астерион», 2002. - 288 с.
3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография [Текст]/Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 359 с.
4. Никандров Н.Д., Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие [Текст]/Н.Д. Никандров, А.П. Егоршин. - М.: Нимб, 2004. - 523 с.
5. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуальнопрограммный подход /Под науч. ред. Н.А.Селезневой и А.И. Субетто. Труды Исследовательского центра. - М., 2005. - 199 с.
Bibliography
1. Bordovsky, G.A., Nesterov, A.A., Trapitsyn, S.Yu. Educational process Quality Management: Monograph [Text] / GA. Bordovsky, А.А. Nesterov, S.Yu. Trapitsyn. - SPb.: Publishing House of RSPU named after А.1. Herzen, 2001. - 359 p.
2. New Quality of Higher Education in Modern Russia. Conceptual-and- program Approach / Under the Scient. Edit. of N.A. Selezneva, A.I. Subetto. Works of the Scientific Centre. - М., 2005. - 199 p.
3. Nikandrov, N.D., Egorshin, A.P. Management, Marketing and Economics of Education: Study Guide [Text] / N.D. Nikandrov, А.P. Egorshin. - М.: Nimb, 2004. - 523 p.
4. Potashnik, M.M. Education Quality: Problems and Management Technologies (Questions and Answers) [Text] / М.М. Potashnik. - М.: The Russian Pedagogical Society, 2002. -352 p.
5. Subetto, A.I. Qualimetry [Text] / А.I. Subetto. - SPb.: «Asterion» Publishing House, 2002. - 288 p.