Посилання на статтю_
Тесля Ю.Н. Модель мультипроекта модернизации системы управления качеством подготовки специалистов в вузах всех уровней аккредитации / Ю.Н. Тесля, И.Ю. Потай // УправлЫня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. -Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006 - №2(18). - С. 72-85._
УДК 65(083.94)
Ю.Н. Тесля, И.Ю. Потай
МОДЕЛЬ МУЛЬТИПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ ВСЕХ УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ
Представлена модель мультипроекта модернизации Системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗах, которая позволяет систематизировать подходы к развитию системы управления качеством образования путем формализации системы оценки знаний, умений, навыков студентов, направленной на обеспечение необходимого уровня подготовки выпускника ВУЗа. Рис. 1, табл.1, ист. 11.
Ключевые слова: управление, мультипроект, ресурсы, работа, информационная модель, структурные связи, проекты изменений.
Ю.М. Тесля, 1.Ю. Потай
МОДЕЛЬ МУЛЬТИПРОЕКТУ МОДЕРН1ЗАЦП СИСТЕМИ УПРАВЛ1ННЯ ЯК1СТЮ П1ДГОТОВКИ СПЕЦ1АЛ1СТ1В У ВНЗ УС1Х Р1ВН1В АКРЕДИТАЦП
Представлено модель мультипроекта модерызацп Системи управл1ння яюстю подготовки спец1ал1ст1в у ВНЗ, що дозволяе систематизувати пщходи до розвитку системи управл1ння як1стю осв1ти шляхом формал1зац1Т системи оц1нки знань, ум1нь, навичок студент1в, спрямованоТ на забезпечення необхщного р1вня п1дготовки випускника ВНЗ. Рис. 1, табл. 1, дж. 11.
Yuriy N. Teslya, Inna Y. Potay
MULTIPROJECT MODEL OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM MODERNIZATION FOR PREPARATION SPECIALISTS IN DIFFERENT ACCREDITATION LEVEL HIGH SCHOOL
Multiproject model of the quality management system modernization for preparation specialists in high school is offered. It allows to systematize approaches to the education quality management system development due to formalizing the evaluation system of knowledge, abilities, skills, which is directed on maintenance necessary level of graduate preparation.
Постановка проблемы. Процесс обучения является объектом управления, который связан с решением трех задач: формулировкой стратегии управления, принятием решений с учетом ограничений, а также выполнением принятых решений. Основной задачей ВУЗа любого уровня аккредитации является подготовка высококвалифицированных специалистов. На это
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
1
направлены усилия Министерства образования и науки Украины и всех его структурных подразделений. Гарантия качества образования как на уровне каждого ВУЗа, так и на государственном уровне является главным условием конкурентоспособности отечественной системы высшего образования и его интеграции к европейскому образовательному процессу.
На качество подготовки специалистов влияет множество факторов: индивидуальные способности студентов, организация и учебно-методическое обеспечение учебного процесса, кадровый состав педагогов, нормативная и материальная база ВУЗа и т.д. [1]. Повышение уровня подготовки молодых специалистов особенно важно при интеграции Украины в единое образовательное пространство Европы, развитии рыночных отношений в экономике, открытии новых предприятий, банков, фирм. Именно это является причиной переосмысления существующего, а также формирования нового подхода к подготовке будущих специалистов. При этом необходимо учитывать, какие специалисты будут востребованы в недалеком будущем, должны ли они иметь знания в определенной области или для них необходима фундаментальная подготовка с возможностью адаптации к конкретным условиям их работы [2,3].
Выделение нерешенной проблемы. Процесс управления в высших учебных заведениях характеризуется целой совокупностью свойств: сложностью и неопределенностью, многокритериальностью решений, динамическим характером процессов, противоречивостью и формализованным характером функционирования элементов системы управления [4,5]. В святи с этим модернизация и внедрение эффективной системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе требует развития теоретических основ и методов управления проектами, созданных благодаря многим известным ученым: С.Д. Бушуеву, В.И. Воропаеву, К.В. Кошкину, В.И. Польшакову, В.А. Рачу, А.И. Рыбаку, и др.
Наличие нерешенных проблем построения и применения современных методов управления, таких как методы управления проектами в системах управления в ВУЗе, а также экстренная проблема их решения обусловили актуальность представленных научных исследований и разработок.
Задача исследования вызвана отсутствием в настоящее время эффективных моделей и средств управления мультипроектной средой в процессе модернизации систем управления качеством, как в высшем образовании, так и в других областях профессиональной деятельности. В результате этого работы в области построения систем управления качеством подготовки специалистов в ВУЗах носят функционально- (а не проектно-) ориентированный характер, что не позволяет решить проблему повышения качества образования [6,7].
На основе анализа существующей в Украине ситуации в сфере подготовки специалистов с высшим образованием, на основе предположений о путях повышения качества обучения, достижение сформулированной цели представляет собой последовательность решения ряда научных задач:
- разработка проектно-ориентированной математической модели управления мультипроектом модернизации Системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе;
- разработка научно-обоснованных подходов к многопроектной структуризации мультипроекта модернизации Системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе;
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
- разработка научно-обоснованных подходов к моделям управления изменениями в проектах модернизации Системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе.
Цель данного исследования - повышение качества подготовки специалистов в ВУЗе за счет эффективного управления мобильной мультипроектной средой модернизации Системы управления качеством подготовки специалистов (СУКПС) на основе разработки проектно-ориентированной математической модели управления мультипроектом модернизации СУКПС в ВУЗе и научно-обоснованных подходов к многопроектной структуризации мультипроекта модернизации СУКПС.
Основной материал статьи. Управление проектами рассматривает две группы процессов - формирование продуктов проектов и управление формированием продуктов проектов. Управление качеством изначально относится ко второй группе процессов, т.е. к процессам управления. При необходимости повышения качества проекта производится воздействие не на процессы формирования продуктов проекта, а на процессы управления. Следовательно, процессы управления качеством являются процессами усовершенствования. Функция управления качеством образования возлагается на некоторую организационно-технологическую и программно-техническую систему, получившую название Системы управления качеством подготовки специалистов (СУКПС) [8,9]. По аналогии с управлением проектами для повышения качества подготовки специалистов необходимо воздействовать не на учебный процесс, а на систему управления учебным процессом через модернизацию СУКПС.
Как показывает опыт, традиционные формы и методы формирования проектов модернизации системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗах не эффективны. Поэтому, для решения имеющихся в управлении качеством подготовки специалистов в ВУЗах проблем предлагается использовать мультипроектный подход, когда совокупность изменений представляет собой разделенную во времени и в связях совокупность действий, инициализация которых зависит от успешности предыдущих. Поскольку модернизация осуществляется через множество замыслов - то вся их совокупность может быть представлена через один мультипроект, в котором каждый проект - это отдельный замысел совершенствования Системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе.
Динамика управления мультипроектом модернизации СУКПС определяется инвариантностью реализации проектов изменений, входящих в него. Для повышения эффективности СУКПС необходимо решить ряд следующих задач:
1. Выбрать те изменения в СУКПС, которые обеспечат повышение качества подготовки специалистов.
2. Инициировать те проекты, которые обеспечат необходимые изменения СУКПС.
3. Разработать такие схемы действий в инициированных проектах, которые обеспечат необходимую модернизацию СУКПС.
Для эффективного решения перечисленных задач необходимо создать формальный математический базис, в основу которого положена математическая модель мультипроекта модернизации СУКПС. Выделим основные атрибуты этого мультипроекта и опишем их взаимозависимость с целью определения тех методов, которые позволят в реальной ситуации принимать правильные решения в части реализации всех действий по модернизации СУКПС. Модель, имитирующую среду мультипроекта модернизации Системы управления качеством подготовки специалистов
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
3
(СУКПС) в ВУЗе, назовем информационной моделью мультипроекта (ИММ). Информационная модель мультипроекта - это модель взаимодействия объектов информационной среды ВУЗа. Атрибутами этой модели являются: модель мультипроекта; модель проекта изменений; модель работы; модель продуктов (результатов); модель ресурсов СУКПС.
Модель мультипроекта, входящего в структуру ИММ представляем формальной шестеркой:
¥=</ 2 М Ж N° Nп > (1)
ти' ти' ти ти > *ти> * ти ' ^ '
где 1ти - название мультипроекта; 7ти - перечень проектов изменений, входящих в мультипроект; Мти - состояние мультипроекта; Wmu - причинно-следственные
связи между проектами изменений; Nати - момент активизации мультипроекта;
N п
ти - момент пассивизации мультипроекта. Для объединения отдельных проектов изменений, входящих в состав мультипроекта модернизации СУКПС для достижения единой системы целей используется параметр связи между отдельными проектами. Эти связи отражают возможность реализации одного проекта изменений после окончания реализации предыдущего. Момент активизации мультипроекта отражает момент времени, когда необходимо начинать модернизацию СУКПС. Момент пассивизации является параметром, отображающим момент окончания модернизации СУКПС.
Модель проекта изменений, входящего в структуру ИММ представляем формальной семеркой:
2 =</ г Е М Ж N° ^ > (2)
ти ^ рг 5 рг 5 рг 5±у± рг э" рг 5 * рг 5 * рг ^ '
где 1рг - название проекта изменений; 7рг - перечень действий (работ), необходимых для реализации проекта; Ерг- продукт проекта (ресурс СУКПС);
№
Мрг - состояние проекта; Wpr - связи между работами проекта; 14рг - момент
Nп
активизации проекта; ^ рг - момент пассивизации проекта.
Каждый проект изменений может находиться в одном из трех состояний: активный (0), пассивный (-1), пассивизированый (1). Условия активности и параметры всех объектов представляют собой декларативные знания (параметры моделируемых объектов и их значения). Для реализации перехода между работами одного проекта изменений, входящего в состав мультипроекта модернизации СУКПС необходимым параметром является связь между работами проекта. Эти переходы отражают возможность реализации одной работы после окончания реализации предыдущей. Момент активизации модели проекта отражает момент времени, когда необходимо начинать выполнение проекта. Момент пасивизации модели проекта является параметром, отображающим момент окончания времени реализации проекта. Модель работы ИММ представляем формальной шестеркой:
2рг >, о)
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
где I,« - название проекта; Rw - множество необходимых для выполнения
ЛТП
работы ресурсов; М, - состояние работы проекта; - момент пассивизации
работы; ^ - момент активизации работы; - стоимость работы.
В названии модели работы, так же как и в модели проекта, содержится информация, описывающая данную работу по модернизации СУКПС. Параметр «множество ресурсов работы проекта» представляет собой перечень ресурсов, необходимых для выполнения работы. Состояние работы проекта изменений может принимать следующие значения: пассивная (-1), активная (0), пассивизированая (1). Момент активизации и момент пассивизации работы проекта является необходимым параметром для анализа разработанной ИММ.
Модель продуктов (результатов) проекта представляем формальной семеркой:
Е =<1 М Е Т Р Б Ж > (4)
рг пр ■> пр ■> пр ■> пр ■> пр ■> пр ■> пр ' \ '
где 1пр - название продукта (результата) проекта; Мпр - состояние продуктов (результатов) проекта; Рпр - множество ресурсов (факторов) СУКПС, которые необходимы для реализации организационных и учебно-методических мероприятий, направленных на повышение качества подготовки специалистов в ВУЗах любого уровня аккредитации; Тпр - организационно-технологические модули, обеспечивающие реализацию функций СУКПС; Бпр - затраты на использование продукта проекта; Wпр - приведенная полезность продукта проекта; Рпр - программно-информационные модули, обеспечивающие реализацию функций СУКПС.
Построение информационной модели мультипроекта модернизации СУКПС требует определения материально-технического и финансового обеспечения проекта. Эти элементы называются моделями ресурсов проекта. Общий вид модели ресурсов проекта представлен формальной четверкой:
/С =<1рес ,Нрес, 8рес, ирес >, (5)
где 1рес - название модели; Нрес - тип модели ресурсов проекта; Брес - стоимость ресурса; ирес - состояние модели ресурсов системы, ирес ={0,1}.
Название 1рес идентифицирует ресурс. Параметр «тип модели ресурсов» Нрес может принимать следующие значения: исполнители; документы; материально-технические ресурсы; финансовые ресурсы; программные средства.
Состояние модели ресурсов системы - это атрибут, отображающий текущее состояние ресурсов и может принимать три значения: ресурс отсутствует (-1), свободный ресурс (0), ресурс используется (1).
Исходя из структуры ИММ, делается следующее допущение: рассматриваемые модели отвечают структуре мультипроекта и позволят создать эффективные вычислительные методы, а также средства моделирования и управления мультипроектом. Используем их для формализации конфигурации, структур и действий в мультипроекте.
Схема управления проектом изменений в структуре жизненного цикла мультипроекта модернизации СУКПС вытекает из изложенного научно-методического обоснования использования мультипроектного подхода к модернизации СУКПС и представлена на рис. 1.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
5
Рис. 1. Схема управления проектом изменений в структуре жизненного цикла мультипроекта модернизации СУКПС
Конфигурация проектов изменений, входящих в структуру жизненного цикла мультипроекта модернизации СУКПС в ВУЗах, описывается следующими параметрами: структура работ проекта изменений, время выполнения проекта изменений, стоимость выполнения проекта изменений, требования к исполнителям, внешняя информация, информационная система и представлена следующим образом:
Мг (6)
где Мг - окончательный перечень учебно-организационных и учебно-методических мероприятий, направленных на повышение качества подготовки специалистов в ВУЗах любого уровня аккредитации; Б - содержание (структура работ) проекта изменений; Т - время выполнения проекта изменений; W - стоимость выполнения проекта изменений; в - требования к исполнителям; К - внешняя информация; Ы- информационная система.
Конфигурация проекта изменений представляет собой совокупность действий и мероприятий, направленных на повышение качества подготовки
специалистов Мг ^ Мг1
Содержание проекта изменений представляет собой совокупность работ
^ 2 : которые направлены на формирование ресурсов в, К, N. необходимых для проведения учебно-организационных и учебно-методических мероприятий Мг:
Б = Г(Мг).
План проекта изменений представляет собой модель проекта, позволяющего определить основные стоимостные и временные параметры проекта:
С = Г(Б); Т = ^Б).
Выполнение работ проекта изменений в структуре проекта модернизации СУКПС - это деятельность, направленная на координацию действий (усилий) и ресурсов, а также на выполнение работ Б в условиях, ограниченных С и Т.
СУКПС представляет собой сформированную совокупность ресурсов в, К, Ы, позволяющую осуществлять деятельность учебно-организационных и учебно-6 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
методических мероприятий по повышению качества подготовки специалистов в ВУЗах всех уровней аккредитации Мг=^О,К,Ы).
Приведенная ожидаемая оценка эффективности управления проектом изменений, входящего в структуру мультипроекта модернизации СУКПС, определяется как разница между эффективностью полученных результатов после выполнения необходимых мероприятий по повышению качества подготовки выпускников в ВУЗах, затратами на создание СУКПС и затратами, выделенными на проведение необходимых учебно-организационных мероприятий СУКПС:
3 = 1¥пр-2х-2г, (7)
где и - приведенная ожидаемая оценка эффективности управления проектом изменений, входящего в структуру мультипроекта модернизации СУКПС - затраты, выделенные на создание СУКПС; - затраты, выделенные на проведение необходимых учебно-организационных и учебно-методических мероприятий СУКПС.
Величина определяется эффективностью деятельности по управлению проектом изменений, входящего в структуру жизненного цикла мультипроекта модернизации СУКПС и, соответственно, рассчитывается как совокупность стоимостей выполнения работ проекта и ресурсов
¿1= IX + 2>'Г ■ (8)
Е-е7 Е е7
Величина 72 представляет собой затраты, необходимые на заполнение информационной базы СУКПС, обработку информации, генерации конечного продукта и передачи ее пользователю
22 - 8пр . (9)
Таким образом
J=wnp-
Е-е.7 F■e7
/ ти Е]^7ти
Под эффективной деятельностью СУКПС понимается деятельность, позволяющая проводить учебно-организационные и учебно-методические
мероприятия по повышению качества образования ^ только тогда,
когда и>0.
Под эффективным управлением проекта изменений, входящего в многопроектную структуру мультипроекта модернизации СУКПС в ВУЗах различных уровней аккредитации понимается деятельность, обеспечивающая формирование ресурсов, необходимых для проведения учебно-организационных и учебно-методических мероприятий СУКПС с минимальными затратами.
Таким образом, возникает необходимость в определении оптимального содержания мультипроекта, т.е. только тех работ, которые направлены на формирование ресурсов проекта изменений СУКПС, необходимых для его эффективной деятельности. Это условие, в свою очередь, требует определения
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
7
именно тех элементов Мг-еМ1 которые позволяют максимизировать выражение (10). На данном этапе может возникнуть проблема, связанная с неопределенностью проектов изменений, не имеющих аналогов, и реализация которых требует учета особенностей ВУЗа, в котором будет реализован мультипроект. Необходимость введения мероприятия М| в СУКПС может быть
охарактеризована вероятностью соответствия данного мероприятия оптимальной СУКПС. В этом случае эффективность проектных решений будет равна:
2Х-
F■e7
^ рес
F е7
Правило формирования перечня мероприятий М1 основывается на условии: если и(М|)>0, то формирование М| целесообразно, в противном случае - нет.
Целевая функция формирования перечня мероприятий СУКПС выглядит следующим образом:
& (М, )= X
М:СМ
пр
М
Е ¡=7
тах
, (11)
при ограничениях:
<S,
проект
ъ крЛ
S
эксплуатации '
где Зпроект - стоимость проекта изменений, входящего в структуру мультипроекта модернизации СУКПС; Зэксплуатации - допустимые затраты на функционирование СУКПС.
Чтобы определить, какие мероприятия необходимы для СУКПС в конкретном ВУЗе, предлагается использовать метод экспертных оценок [10].
Степень соответствия мероприятия М^ требованиям конкретного ВУЗа вычисляется по формуле:
£> =
I
¡=1
а
(12)
где й| - общая экспертная оценка необходимости включения мероприятия M¡ в перечень мероприятий мультипроекта модернизации СУКПС в ВУЗе; п-количество мероприятий.
Данная характеристика принимает значения от 0 (мероприятие не нужно) до 1 (мероприятие необходимо). Она может быть интерпретирована как
вероятность возникновения необходимости в данном учебно-методическом или учебно-организационном мероприятии для конкретного ВУЗа. На основе
п
8
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
результатов такой экспертной оценки формируется перечень мероприятий для проекта модернизации СУКПС в конкретном ВУЗе любого уровня аккредитации.
Если рассматривать эту модель более расширенно, можно определить необходимость в том или ином ресурсе (факторе). Для этого необходимо сформулировать перечень возможных ресурсов (факторов), которые могут быть использованы в деятельности конкретного ВУЗа. Затем определить, насколько эти ресурсы (факторы) необходимы для всех учебно-организационных и учебно-методических мероприятий проекта модернизации СУКПС (методом экспертных оценок). В качестве ресурсов можно использовать учебно-организационные и учебно-методические факторы, приведенные в [11]. Результаты оценки могут быть расположены в порядке, представленном в таблице 1.
Таблица 1
Определение необходимости в ресурсах для ВУЗа
Проект (мероприятия) Экспертная оценка сложности мероприятия Ресурс (фактор) е ■
е1 е2 е т
Ме1 т т &12 С1т
Ме2 т ,=1 &21 ^21 &21
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
9
мт т ТРз, 3=1 сп, Сп, С,
Экспертная оценка важности ресурса п г= 1 п п 2 г=1 п г = 1 п г= 1
& у е |*Д_ - экспертная оценка учета ресурса ^ для выполнения
м ПЕ пм
мероприятия м1. и Ог принимают значения от 1 для условия «мероприятие необходимо» до значения 0 - для условия «мероприятие не нужно».
Таким образом, появилась возможность определить не только перечень учебно-организационных и учебно-методических мероприятий СУКПС, являющихся важнейшими для данного конкретного ВУЗа, но и ресурсы (учебно-организационные и учебно-методические факторы), необходимые для выполнения данных мероприятий. На основании этого можно сформулировать основную цель мультипроекта модернизации СУКПС в ВУЗах различного уровня аккредитации следующим образом: выполнение работ, необходимых для формирования ресурсов (учебно-организационных и учебно-методических факторов) в], с помощью которых будут выполняться учебно-организационные и учебно-методические мероприятия Мг.
Данная оценка дает возможность выявить наиболее важные ресурсы (учебно-организационные и учебно-методические факторы) для конкретного ВУЗа, т.е. выявить ресурс в], для которого является справедливым использование критерия максимума важности ресурса:
п
IX
^--> тах > ] =1,2,3...,т (13)
п
Этот критерий целесообразно использовать для формирования структуры проектов изменений мультипроекта и для определения структуры работ проекта изменений таким образом, чтобы работы, направленные на формирование необходимого ресурса (учебно-организационного и учебно-методического фактора) СУКПС, выполнялись в первую очередь, менее важного - во вторую и т.д. Определим оптимальный порядок формирования этих ресурсов - структуру продуктов мультипроекта.
Рациональный порядок инициирования и реализации проектов изменений в мультипроекте определяется:
- неудовлетворительным качеством реализации учебного процесса как в целом, так и его компонентов, в частности;
- ограниченными ресурсами;
- зависимостью продуктов каждого из проектов изменений.
Учет этих факторов приводит к тому, что задача формирования эффективной конфигурации мультипроекта модернизации СУКПС будет состоять:
10
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
- в идентификации продуктов каждого из проектов изменений, их взаимонеобходимости и определении влияния этих продуктов (ресурсов, факторов СУКПС) на качество учебного процесса;
- в оценке затрат на реализацию проектов изменений;
- в подготовке к реализации тех проектов изменений, которые формируют такой ресурс СУКПС, который обеспечивает необходимый уровень качества учебного процесса;
- в идентификации действий, по реализации мультипроекта модернизации СУКПС;
- в отслеживании хода выполнения мультипроекта.
Технология работ в мультипроекте модернизации СУКПС определяется порядком формирования ресурсов СУКПС. Цель построения эффективной технологии заключается в формировании такой последовательности выполнения этапов проекта, которое обеспечит получение наиболее существенных результатов в кратчайший срок. Исходя из этого, проектный менеджер при формировании топологии сетевого графика проекта должен учитывать не только технологические ограничения (формируемые, в основном причинно-следственными связями), но и выигрыш от быстроты формирования наиболее важных продуктов мультипроекта модернизации СУКПС.
Для специфицирования требований по созданию продукта мультипроекта модернизации СУКПС выделим этапы формирования ресурсов СУКПС. Назовем ресурсы (факторы) продуктами 1-го порядка, если для их формирования используются имеющиеся ресурсы (факторы) СУКПС. Тогда те ресурсы (факторы) которые не могут быть сформированы непосредственно исходя из существующей СУКПС, но могут быть получены после получения продуктов 1 -го порядка назовем продуктами 2-го порядка и т.д.:
- множество продуктов 1-го порядка, если
di е О - , которая обеспечена ресурсами, принадлежащими
СУКПС г <е , и которая позволяет сформировать этот продукт;
- множество продуктов 2-го порядка, если
, ек <£ ЕСУКПС существует такая совокупность действий с1т <е , которая обеспечена ресурсами, принадлежащими СУКПС гу е Ксукпс > или продуктам 1-го порядка и которая позволяет сформировать продукт 2-го порядка;
у - множество продуктов \Л/-го порядка, если
пр \/е е &Е
^ пр' ^ *= ^сукпс существует такая совокупность
действий е , которая обеспечена ресурсами,
Г £= Я
принадлежащими СУКПС у сукпс _ или продуктам р-го порядка (р<^ и которая позволяет сформировать продукт W-го порядка.
Мультипроект модернизации СУКПС ориентирован на формирование всех продуктов, обеспечивающих такое функционирование СУКПС, которое
__рг,-] .__существует такая совокупность действии
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
11
обеспечит достижение необходимого уровня качества образования. Каждый из проектов изменений формирует отдельный продукт (ресурс СУКПС).
В общем случае, продукты мультипроекта модернизации СУКПС являются продуктами разного порядка и для их получения необходимы разные ресурсы. Поэтому порядок реализации проектов изменений должен быть направлен на максимальную и наиболее быструю выгоду с учетом как дирек-тивного времени формирования ресурсов СУКПС (продуктов мультипроекта модернизации СУКПС), так и затрат на формирование такого продукта.
Работы мультипроекта модернизации СУКПС отображают действия по включению в схему управления учебным процессом более эффективных методов и средств. Для создания рациональной схемы реализации проектов изменений в мультипроекте модернизации СУКПС необходимо увязать процесс формирования ресурсов СУКПС в оптимальную технологическую последовательность относительно некоторого критерия. Эта последовательность определяется порядком формирования продуктов мультипроекта.
В общем случае математическая постановка задачи определения желательного порядка реализации проектов изменений, а, следовательно, и порядка действий может быть представлена через введение меры приоритета для получаемых ресурсов СУКПС. Более приоритетным можно считать формирование тех ресурсов СУКПС, которые позволяют более быстро и дешево получить продукты более высоких порядков. И, что очень важно, приводят к более быстрому формированию продуктов, максимизирующих целевую функцию (13).
Предлагается использовать следующий критерий оценки приоритета реализации проектов изменений в мультипроекте модернизации СУКПС, который учитывает не только разность порядков формирования продуктов мультипроекта модернизации СУКПС до и после получения одного из продуктов, но и близость завершения работ по формированию тех или иных продуктов мультипроекта модернизации СУКПС, а также изменение порядка формирования продуктов мультипроекта модернизации СУКПС.
Кык -
I
ы1м СУКПСМ
I
МеМ СУКПС к
Чы^м. (Мк)~ 1^(Ик)- I ] (М,)^. (Мк)
1 Е. с7 1
- приведенный результат, который можно получить после выполнения
учебно-организационного (учебно-методического мероприятия) (целесообразность проекта изменений, направленного на формирование ресурсов этого мероприятия) по повышению качества подготовки выпускников в ВУЗах различных уровней аккредитации;
^пр (Мк) - приведенный результат от учебно-организационного (учебно-
методического мероприятия) М^ который можно будет получить после того, как будет реализовано мероприятие Мк;
12
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
+ - затраты на проект изменений, обеспечивающей
Е1с7ти Е ] ти
формирование ресурсов мероприятия М1; ^З?(Мк) + ^Зрес(Ык) - затраты на проект изменений, обеспечивающей
формирование ресурсов мероприятия М^ после того, как будут получены ресурсы для мероприятия Мк;
8ПР - затраты на реализацию мероприятия М^
8ПР(Мь) - затраты на реализацию мероприятия М^ после того, как будут
получены ресурсы для мероприятия Мк.
Поскольку операционные затраты на мероприятия не зависят от порядка
формирования продуктов проекта (8"р(Мк) = 8"р), получим
(
Кмк -
I
МеМ СУКПС,Ы
\
щкрт)- т^к)- I т(Мк)
у
Р-е7
X
М^МСУКПС к
\
чмГКРг IX- 1>Г
Р ¡=7
—» тах
(14)
Для максимизации выражения (14) необходимо уменьшить затраты на выполнение работ по проекту. Это можно сделать за счет рациональной организации мультипроекта, когда одинаковые работы различных проектов изменений выполняются один раз.
Создание эффективной схемы выполнения действий в мультипроекте может базироваться на такой структуризации проектов изменений и работ которое обеспечивают реализацию необходимых организационных и учебно-методических мероприятий, направленных на повышение качества подготовки специалистов в ВУЗах любого уровня аккредитации. Задача построения рационального содержания проекта изменений в структуре мультипроекта модернизации СУКПС формулируется таким образом: исходя из представленной математической модели СУКПС, сформировать такое функциональное наполнение работ, для которого:
^>7' Г —> тш (15)
еСЛИ ^ 8рес +8а+ £рес > оа орес зндчиТ £ ^ £ 1 0 .
' ' ] ] г+У г+У 1 !
где 71 - множество работ по формированию ресурсов мероприятия М^.
Мультипроект модернизации СУКПС функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные и другие факторы. Он всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
13
осуществляется полномочным руководством проекта, руководителем проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту.
В работах по проекту - как правило, на условиях частичной занятости -могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений организаций, участвующих в мультипроекте и ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование.
Управление мультипроектом модернизации СУКПС представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного (проектного) цикла мультипроекта, направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Центральным звеном системы управления качеством подготовки специалистов является образовательный процесс. В каждом ВУЗе он имеет свои особенности, которые определяются спецификой направлений научно-методической работы, квалификацией преподавательского состава, наличием научных школ, связями с предприятиями и научными учреждениями, организацией и обеспечением самостоятельной работы студентов и другими факторами. При этом, важное значение имеют ресурсы (кадровые, материальные, информационные и т.п.), которые обеспечивают учебный процесс. Соответственно, наличие системы управления качеством подготовки специалистов необходимо для выявления наиболее слабых сторон учебного процесса посредством: самоанализа деятельности ВУЗа, проводимого в соответствии с критериями стандартов высшего образования; проведения регулярного опроса (анкетирования) студентов, выпускников и их потенциальных заказчиков; введения кредитно-модульной системы организации учебного процесса. В свою очередь создание эффективной системы подготовки специалистов с высшим образованием в ВУЗах Украины возможно на основе построения рациональной структуры мультипроекта модернизации Системы управления качеством подготовки специалистов и создания специфичных методов и моделей оценки необходимости реализации отдельных проектов изменений и управления этими проектами в мультипроектой среде. Это обеспечивает:
- формирование учебных планов и программ, сориентированных на кредитно-модульную систему организации учебного процесса;
- оптимизацию соотношения видов занятий; аудита и самоаттестации, внедрения информационных технологий и т.д.;
- совершенствование системы оценки знаний, введение рейтинговой системы на основе единых требований к содержательным модулям и их межуниверситетского признания;
- создание системы показателей (критериев) качества, которые могут быть использованы при аккредитации ВУЗа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Потай 1.Ю. Фактори впливу на якють навчання в системм безперервноТ пщготовки фахiвцiв з вищою осв^ою // Проблеми освiти: Наук.-метод. зб./ Кол. авт. - К.: Наук.-метод. Центр вищоТ освiти, 2003. - Вип. 31. - С.55-60.
14
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
2. Полщук В., Тесля Ю., Триус Ю., Левкiвський К. Дослiдження норматив та управлiння розрахунками навчального навантаження у вищому навчальному 3aKr^i ocBi™. // Вища школа, 2006. - Вип. №1. - С.35-52.
3. Потай И.Ю., Драган С.В. Влияние кредитно-модульной системы организации учебного процесса на успеваемость студентов старших курсов / Новi технологи навчання. Наук.-метод. збiрник. Спец. випуск. Материалы Всеукраинской научно-практической конференции «Модерызаця вищоТ освiти УкраТни: iсторiя, досвiд, перспективи», Киев - Николаев, 2005. - С. 33 - 36.
4. Потай И.Ю. Управление проектами в системе учебного процесса ВУЗа // Зб. наук. праць УДМТУ. - МиколаТв: № 2 2002, - С. 180-186.
5. Потай И.Ю. Проектно-ориентированное управление системой учебно-организационного обеспечения качества подготовки выпускников ВУЗов. Тезисы докладов II международной конференции «Управление проектами - от видения к реальности» - К.: КНУБА, 2005. - С.75-77.
6. Тесля Ю.Н., Оберемок И.И. Система задач и структура матричной информационной технологии управления высшим учебным заведением// Вестник ЧИТИ, 1999. - №2. -С. 8-12.
7. Лега Ю.Г. , Оберемок I.I., Тесля Ю.М. Математична модель i алгоритм структуризаци шформацмного середовища проекпв навчання. // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2002. - № 1(4). - С.145-149.
8. Потай И.Ю. Приминение информационных технологий для создания автоматизированной системы анализа качества подготовки специалистов в ВУЗах. // Вестник Херсонского национального технического университета. - 2006. - Вип. №1(24). - С. 432-437.
9. Потай И.Ю. Разработка функциональной модели Системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе.// Зб. Наук. Праць НУК. - МиколаТв: НУК, 2006. -Вип.№5. - С. 72-81.
10. Потай И.Ю., Драган С.В. Экспертная оценка качества подготовки выпускника технического ВУЗа к профессиональной деятельности. Зб. наук. праць НУК iм. адм. Макарова. - МиколаТв. - №6, 2004. - С. 155-164.
11. Потай И.Ю., Мочалов А.А. Разработка методики управления учебным процессом на основе повышения качества уровня подготовки выпускников ВУЗов.// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005. - № 1(13). - С.164-174.
Стаття надмшла до редакцп 26.05.2006 р.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 2(18)
15