Научная статья на тему 'Модель магистральной структуры электроснабжения для исследования режимов работы совокупности асинхронных двигателей'

Модель магистральной структуры электроснабжения для исследования режимов работы совокупности асинхронных двигателей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
87
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ / ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / РЕЖИМЫ РАБОТЫ / ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ / MODEL / STRUCTURE OF POWER-SUPPLY / GENETIC ALGORITHM / ELECTROMECHANIC MODULE / OPTIMUM PARAMETERS / STATES OF WORKING / PROCESSES OF TRANSFORMATION OF ENERGY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Негадаев Владислав Александрович

Рассматривается модель магистральной структуры электроснабжения для исследования режимов работы совокупности асинхронных двигателей. Модель состоит из отдельных электромеханических модулей, которые могут содержать различное количество двигателей. Модули подключаются в разных точках к магистральному кабелю, проложенному от трансформатора до самого удаленного модуля. На основе этой модели разработано программное средство, предназначенное для нахождения оптимальных параметров структуры сети электроснабжения с использованием генетического алгоритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Негадаев Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the main structure of power-supply for research of states of working collections of induction motors

Model of the main structure of power-supply is considered for research of states of working collections of induction motors. Model consists of separate electromechanic modules, which can contain different amount of motors. Modules are connected in different points to main cable, laid from transformer before remoted module. On base of this model is developed software program, intended for finding of optimum parameters of structure of network of power-supply with use the genetic algorithm.

Текст научной работы на тему «Модель магистральной структуры электроснабжения для исследования режимов работы совокупности асинхронных двигателей»

УДК 621.31

В. А. Негадаев

МОДЕЛЬ МАГИСТРАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СОВОКУПНОСТИ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Известна математическая модель и схема электроснабжения приводов горных машин, состоящая из отдельных электромеханических модулей [1] (рис. 1).

На рис. 1 обозначено:

Ыт - число электродвигателей в модуле;

N - число двигателей в системе;

Ми=іпї ((І+^-1)Шт) - номер модуля (функция іпґвыделяет целую часть выражения в скобках);

] - номер двигателя;

- двигатель;

ика, ик0 - составляющие падения напряжения на кабеле по осям а, в;

Ьо - длина общего участка питающего кабеля;

Ь{ - длина кабеля /-го электромеханического модуля.

Рис. 1 Рис. 2

На рис. 2 представлена магистральная структура сети электроснабжения, частным случаем которой является структура на рис. 1

В отличие от схемы на рис. 1, схема электроснабжения на рис. 2 состоит из отдельных электромеханических модулей, которые могут содержать различное количество двигателей, подключенных в разных точках к магистральному кабелю, проложенному от трансформатора до самого удаленного модуля.

Введем следующие дополнительные обозначения: Nmod - количество модулей; і - номер модуля; индекс М будет относиться к параметрам магистрального кабеля, а индекс К - к параметрам кабелей, проложенным от магистрального кабеля к модулям.

Состояние 7-го двигателя описывается совокупностью дифференциальных и алгебраических связей:

ШЩ

а

Ші

= ыса] - Я.і

ца] ^уїа]'

ШЩ

в

Ші

= Ыс

с в] К]ісв;

Щ к ■

і = а г щ Ча]~ > > ^гаа;

=щв-к.щ

ісв = / / щгв;

(і)

а = п ■ щ .

&— = -к^а - р.® щгв; Ші = ~кг]ігв + р]®] щга;

&Щгв

Тс] Тс]

щ ■ к

= ^га щ

га г г са;

тг тг

■ -Щгв-к]щ

ЬА ' ' щэ$.

Ьг] тг]

Из (1) видно, что состояние ]-го двигателя характеризуется угловой скоростью вращения ротора и составляющими напряжений статора двигателя.

Поэтому рассмотрим алгоритм формирования составляющих напряжений статора в схеме электроснабжения на рис. 2, чтобы получить в итоге математическую модель асинхронного двигателя в данной структуре электроснабжения.

Зная количество двигателей Шш(і) в каждом і-ом модуле, изменяя номер модуля і в заданных пределах от 1 до Ытоё, определяем номера] двигателей і-го модуля из следующего неравенства:

2 Ш(/) < ] <2 Ыт(/).

/=1 /=1

С целью упрощения вида дальнейших выражений введем некоторые сокращения:

10 =2 Нт( 8 -1) +1

я-1

Іі =2 ш( 8);

8=1

Ъ =2 Нт(Ъ -1) +1;

к=1

Ъ = N,

где р соответствует номеру модуля и изменяется в пределах от 1 до 1.

С учетом последних сокращений искомое напряжение на обмотке статора /-го двигателя определится следующим образом:

и 11 л 1 С \ \

х1—^ С*/

Ы„

а

■ Ыа - КК 2 'аі - ЬКг 2 “ЩТ -2 КМр 2 *

і=1о Ш р=1 I

і=іо

цаЬ

У

і ( Ъ1 ші Л

^ Т У1 ШаЪ .

р=1 V Ъ=Ъо ш у

11 11 Ші і ( Ъ1 Л

Ыв = Ыв-кк2іФ- 1кі2^-2 кмр2і*ръ

(2)

і=іо

і=І0

р=1

V

у

і ( Ъ Ші ^

^ т V в

Мр

р=1 V Ъ=Ъ0

Ші

Дифференцируя і!ІСд и і!ір] из (1), получаем:

Ші

а

1 Ш¥ші к] Ш¥ті ,

Ші

Ь. Ші

•V

Ші

в

1 Ш^Рі к] ШV

гв

Ші Т Ші Ші

Подставляя (3) в (2):

Ы = Ы - п 2 і - Т V — Ш^аі +т 2 кгі Ш^га1

иш] а ІХКі£и1ші ^Кі£и т' , ^-^Кі^і т' ,

і=іо і=іо Ьсі Ші і=іо Тсі Ші

і ( Ъ Л і ( Ъ1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-2 кмр 2 іа -2 Тмр 2

1 Шш

цаЪ

Л і ( '' къ Ш¥„

р=1

Т- Ші

+2 Тмр 2

у р=1 V Ъ=Ъо ^сЪ Ы1 у р=1 V Ъ=Ъо ^сЪ

і ^ 1 ШШві , т ^ кл ШШв

+ткі 2'

Т„и Ші

ы в. — ы в К-К 2 і йі ТКі 2

•Д; в К^ в К^ т-' , К^ ^ Т' і

і=іо Ці Ш і=іо Тсі Ш

і=іо

2 Кмр 2 ів> 2 Тмр 2 7-'

р=1 V ъ=Ъо Ру р=1 V ръ=Ъо ЦЪ Ші

+2 Тмр 2-

р=1 V Ъ=Ъо Ця Ші у

и объединяя (1) и (4), получим для ]-го двигателя:

, т 1 ШУа

ШУа + т 2^ ШУа + 2(т 2 1 Шш

+ткі 2Т' м +2 тмр 2

БаЪ

Ші

і=іо ЬсІ Ші р=1V р*=Ъо ТЪ Ш у

Ы + т 2 к Шч/Піі +>2(т 2 кл шуп

■иа+ ЬКі 2 Г М 2 Ьмр 2‘

і=іо Ці Ші р=1 V Ъ=Ъо ТЪ Ш у

11 і ( Ъ Л

ККі 2 2 ісаі 2 2 Кмр 2 2 ісоС

Ъ=Ъ,

і=іо р=1 V Ъ=Ъо

в + т V 1 ШУф

;

Шш$ві , Т ШУцрі + 2 т 2 1 Ш,1/-Чв ^

Т Ші 2 мр2Т, Ші

Ші

■+тю 2-

і=і0^сі

\

■11 -І-Т >Г ^тІ^Угрі ^ т ^ Кл^Ггв

в Кі 2 т Ші 2 мр 2 Т Ші

і=іо Ьсі Ш р=1V Ъ=Ъо ЬЪ Ш у

і1 і ( ъ Л

Ккі 2 2 кмр 2 ісв

і=іо р=1 V Ъ=Ъ0 у

ШШга' -Я і -рюш в;

гі га -Ті іт грі “

Я і в.;

•5

Ші

ШУгР}

Ші

■-Кіп. + рюш с.

г гв г] іт а

(4)

(5)

Учтем влияние трансформатора на процесс электромеханического преобразования энергии.

Модель трансформатора:

щщ,

Ші

ііга =

= иіїа Rіsiіsа.

= иіга - Кігііга; Щіга - кіц ХЩіза .

Ш¥,

гїР _ лі 0 .

Ші = иіїв кіsiіsp.

ШЩі

*гр _ лі 0 . и

Ші = иігв кігііг Р;

Ь

іігв

щгр кґ,с Щіца

іг

Ь

іг

Условия сопряжения моделей (5) и (6) по правилам Кирхгофа:

Ыа + иіга = 0; Ы в + иігв = 0

Ъ Ъ

ііга = 2 іцад; ііга в = 2 іцвд

д=1

Объединяем (5) и (6) с учетом (7) и (8):

д=1

(6)

(7)

(8)

&уза] + т .I (Т I 1 &узаь

+ Тп£иГ л* 2 ТМр/^

\

& ‘и 1л & и

г

&

кг,&Уга,.-Ъ \Г Ь кгЬ&УП

1Ч Тз, &

-I тМр2-

Р=1 V Ь=Ьо ТзЬ &

,1 ( ^ 1 Ь

ВКг II ‘ за, I I *Мр 1\ ^ заЬ ^з^зав Вгг 1\ ^ заЬ ;

1=10 р=1 у Ь=Ьо у Ь=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ 1 Т I 1 &УзвЬ 1 . &уг

&УяР] + т &Узв,

&

=ьв!

1=,о Тз, & р=1 V Ь=Ьо ТзЬ & у

ггф _______

&

кг1 &угв, . ^ т 'ЧТ'^гЬ™ Г г в

/ у ьМр 2—1

\

1=,о Тз, &

Р=1 V Ь=Ьо ТзЬ & у

(

В-Кг I ‘ зф, I ВМр I ‘зфЬ Вз]‘зф] I

зфЬ ’

р=1 V Ь=Ьо

Дифференцируя г Га и ‘{гр в (6), получаем:

Отсюда получим:

1га 1 уга к, гз

£,г л ь1 Л г

II ^3 1 аур к,з &у,зр

& т & гг 4 л

= т Л„ + к Уа.

& * л &

;^3 II +к, Ур

„ & гг ж &

Учитывая (3) и (8), запишем:

&У г

Г 1 &Уа г ^ Кь угаь + к &Уз

& ь=1 Тзь &

=т, I

- Тг I

&

Ь=1 ТзЬ &

1 ТзЬ &

-т:, г I к±.‘!ув+к

^ Т &

Ь=1 ТзЬ &

&

&Узр

&

(9)

(1о)

(11)

(12)

Используя (9) и (12), получим искомую модель для исследования процессов электромеханического преобразования энергии:

~ 1 У ^( ^ 1 У У УшЪ =

&Узав + т тЪ &Ут, + ^ т V 1

' + Тп^ г л + 2-, тмр2-.

&

,=,о Тз, & р=1 V Ъ=Ь ТзЬ &

= т I кг, &Уга, . I ( т I кгЬ &УгаЪ ^

= Ьк‘ I ь, л ^ Ьмр I

р=1 V Ь=Ьо

л

+ тг I

=1 Ьь &

^ кгЪ ЛУгаЬ и &Уз,

1 ТзЪ &

Л

(

ВК‘ I I Ка1 1\ ВМр I I ^эаЪ Вз/заа I I ‘

р=1 V Ь=Ьо

зв]

&

=тк!

+ ТК11

1 у

■+! тМр

1 &¥з,

фЬ

,=,о Тз, & р=1 V Ь=Ьо ТзЪ Л

+41

1

фЬ _

Ъ=1 ТзЬ &

г1______________

1^1 &

-I Ьмр I-

р=1 V Ь=Ьо ТзЪ Л

+ Тг I

УЬ г гфЪ

1 ТзЬ &

1зф

&

I I ‘ зф, I I ВМр I I ‘ зрЬ Щзфв В1г I 11

р=1 V Ь=Ьо

Ъ=1

з/ЗЪ>

dt,

raj

dt

dVrPl

dt

dWtsa dt

dtsp

dt

dtra

dt

dtrrP

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dt

-R i .

Г raj

'PPtrPP

=-Rie+ pm.w

Г rPJ r j jr raj’

Utsa Rtsitsa;

= u „ — R. i. в

tsp ts ts в

b1

< I

1 dyi

sab

1 Lsb 1

dt

dtsPb

, b1 к

- h I f-

b=1 L

dt-

rab

sb

b1 к

- t-r I k-b

dt

dtrPb

sb

dt

dtsa

dt

dtsp

dt

dt b=1 Ць

Таким образом, на основе использования структуры на рис. 2 возможно описание состояния электромеханической системы при преобразовании электрической энергии в сети электроснабжения в форме, удобной для определения оптимальной магистральной структуры с помощью генетического алгоритма.

На основе математической модели (13) разработано программное средство, предназначенное для нахождения оптимальной по различным критериям структуры сети электроснабжения при различных режимах работы электродвигателей с использованием генетического алгоритма. Программное средство, также предназначенное для моделирования переходных процессов в горных машинах или промышленных установках в номинальных режимах работы, разработано в системе визуального объектноориентированного программирования Borland Delphi 7.

Рассмотрим работу данного программного средства на примере поиска оптимальной структуры сети электроснабжения очистного участка, а также проведем анализ результатов.

На рис. 3 показана схема электроснабжения очистного забоя 3-1-1 на шахте ЗАО «Распадская». Электроснабжение конвейера, перегружателя и дробилки предусмотрено от энергопоезда с трансформатором BRUSH 1250-6/1,2. На рис. 4 приведена схема расположения электрооборудования очистного забоя. В таблице 1 приведены параметры потребителей электроэнергии участка.

Таблица 1. Перечень потребителей участка

Наименование механизма Тип электродвигателя Ш, В P^ кВт Режим работы

Конвейер А35 ДКВ355LB4 1140 2x315 S3

Перегружатель ПСП-308 ДКВ3^4 1140 200 S3

Дробилка ДУ-910 АВР280L4 1140 160 S3

Энергопоезд

Конвейер А35

Рис. 3. Принципиальная схема электроснабжения очистного забоя

Энергопоезд

Ш

ПСП-308 ДУ-910

Конвейерный штрек е

ё£

I I I I I I п

МП

А35 / [Р

KGS-445 0

(N

О,

iU

Вентиляционный

штрек

Рис. 4. Схема расположения электрооборудования очистного забоя

В результате поиска оптимальной структуры электроснабжения очистного забоя по критерию минимума потерь электроэнергии и минимума потерь напряжения в кабельной сети получена магистральная структура, показанная на рис. 5. Для данной схемы потери электроэнергии составили 80% от потерь электроэнергии по схеме на рис. 3, а среднее значение напряжения уменьшилось на 2,1 В.

Энергопоезд

Конвейер А35

Рис. 5. Оптимальная структура электроснабжения очистного забоя по критерию минимума потерь электроэнергии и минимума потерь напряжения в кабельной сети

В качестве нагрузки на валах электродвигателей конвейера, перегружателя и дробилки имитировался момент сопротивления, величина которого задавалась аналитическим выражением:

Ms = M пом + 0,4 - Mпом - sin (12-nt) + 0,4 - M пом - sin ( 26-nt) ,

где Ms — вычисляемый момент сопротивления на исполнительном органе; M^m - номинальный электромагнитный момент двигателя.

На рис. 6 - 9 показаны динамические характеристики основных показателей электромеханической системы при пуске двигателей в системе электроснабжения очистного участка. При одновременном пуске электродвигателей перегружателя и дробилки из рис. 6 видно, что происходит снижение напряжения на зажимах двигателей примерно на 12%. После разгона двигателей их токи снижаются (рис. 7), и напряжение восстанавливается через 0,5 с до уровня меньше прежнего примерно на 20 В, то есть на величину потерь напряжения в кабелях сети и в трансформаторе. Последнее неблагоприятно отражается на запускаемых электродвигателях конвейера в момент времени 1 с. При запуске двигателей конвейера их токи формируют падения напряжения на общих с работающими двигателями участках магистрального кабеля. Происходит снижение напряжения на зажимах уже работающих двигателей в зависимости от

протяженности общих участков кабелей двигателей, а также за счет дополнительного падения на сопротивлениях вторичных обмоток трансформатора. Это оказывает влияние на электромагнитный момент (рис. 9) и скорость (рис. 8) двигателей дробилки и перегружателя.

Время, с

Рис. 6. Изменение амплитуды напряжения на обмотках статоров двигателей

[Верхний привод конвейера

■; Нижний щит од Конвейера

Дробилка

Перегружатель

1,5 2 2,5

4,5 5 5,5

Время, с

6,5 7 7,5

9,5

Рис. 7. Изменение амплитуды токое на обмотках статоров двигателей

160 150 140 130 120 110 100 90

.... ■ ■ ' |п ...

; ; Нр . • ■

- :

Нижнії II ПріІВОД;

Т\ конвеї ера ; ;

'Вернш ш привод

\ конвеї ера , |

; 1 \ ; ; ;

\ Перёгр ужа те ль

■ ■ ■

^ ДІЇобш [ка :

; ;

Г [ ]

! ІІ

I

'■II 1 ■ ■ ■ — • • • —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 .

Время, с

Рис. 8. Изменение угловой скорости двигателей

6,5 7 7,5

9,5

Момент у двигателя верхнего привода конвейера меньше, чем у двигателя нижнего привода, из-за большей удаленности от трансформатора. Так для самого удаленного от трансформатора двигателя верхнего привода конвейера снижение напряжения составляет примерно 30% от номинального значения.

При работе под нагрузкой это может привести к затяжному пуску и, в худшем случае, к опрокидыванию электродвигателя. Затем напряжение восстанавливается через 0,5 с до уровня меньше прежнего примерно на 25 В. В момент времени 2 с на двигатели подается резко-переменная нагрузка, что приводит к колебаниям напряжения на зажимах двигателей и отрицательно сказывается на их работе. Колебания напряжения в сети приводят к возникновению электромеханических колебаний на валах электродвигателей (рис. 9).

20 ООО 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 5 8 000

6 000 | 4 000

о 2 000 0

-2 000 -4 000 -6 000 -8 000 -10 000

0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7 7,5 8 8,5 9 9,5

Время, с

Рис. 9. Изменение электромагнитных моментов двигателей

При отключении двигателей дробилки и перегружателя в момент времени 3 с напряжение на включенных двигателях конвейера повышается примерно на 25 В. В момент времени 4 с двигатели конвейера отключаются. С момента времени 5 с вышеописанный цикл повторяется, так как двигатели работают в повторно-кратковременном режиме 83 с продолжительностью включения 60%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ещин Е. К. Электромеханические системы многодвигательных электроприводов. Моделирование и управление. - Кемерово: Кузбасский гос.техн.ун-т, 2003. - 247 с.

□ Автор статьи:

Негадаев Владислав Александрович

- старший преподаватель кафедры электропривода и автоматизации КузГТУ.

Тел. 8-3842-. 58-23-29.

Ннжнып привод конвейера;

Б РІІ.ЩШ прїів од конвейера! Дробилка і Пер егружа т ель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.