педагогические науки
Гаврилюк Людмила Евгеньевна МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0012
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ АДАПТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ВО РФ
© 2019
Гаврилюк Людмила Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Начертательная геометрия и графика Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (440028, Россия, Пенза, ул. Германа Титова, д.28, корпус 3, e-mail: iusilda_07@ mail.ru)
Аннотация. Рынку кадастровых услуг в настоящее время требуются профессионалы в сфере землеустройства и кадастра. В России образовательная база подготовки специалистов в этой области полностью сформирована, 77 высших образовательных организаций готовят специалистов рынка кадастровых услуг по более 20 разным учебным программам. Однако процесс трудоустройства молодых специалистов затруднен вследствие ряда причин. Одной из причин является низкий уровень развития пространственного мышления. Данное обстоятельство подтверждается количеством кадастровых ошибок, как графических, так и текстовых. Развитие и формирование пространственного мышление и переход этого качества из внешнего во внутреннее состояние (интернализация) осуществляется в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам. Фактическое отсутствие пропедевтической подготовки, которую образует школьный курс геометрии и черчения, затрудняет освоение комплекса геометро-графических дисциплин и многих учебных дисциплин профессионального цикла. И как результат процесс адаптации выпускников вузов к конъектуре рынка затруднен вследствие отсутствия интернализации пространственного мышления, являющейся компетентностной составляющей адаптации. Предложенная в статье модель комплексной адаптационной системы профессионального обучения, прошла апробацию в учебном процессе ПГУАС. Статистический анализ ошибок кадастровых инженеров Пензенской области показал, что выпускники нашего вуза совершают меньше кадастровых ошибок (графических и текстовых).
Ключевые слова: рынок кадастровых услуг, кадастровый инженер, интернализация, пространственное мышление, адаптация, модель, компетентностный подход, когнитивно-информационный подход, ценностно-мотивацион-ный подход, геометро-графические дисциплины
A MODEL OF A COMPLEX ADAPTIVE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF THE SYSTEM IN RUSSIA
© 2019
Gavrilyuk Lyudmila Evgenevna, senior lecturer, Department of descriptive geometry and graphics Penza State University of Architecture and Construction (440028, Russia, Penza, ul. German Titov, d. 28, building 3, e-mai:l iusilda_07@ mail.ru)
Abstract. The cadastral services market currently requires professionals in the field of land management and cadastre. In Russia, the educational base for training specialists in this field is fully formed, 77 higher educational institutions prepare specialists of the cadastral services market for more than 20 different training programs. However, the process of employment of young professionals is difficult due to a number of reasons. One of the reasons is the low level of spatial thinking. This fact is confirmed by the number of cadastral errors, both graphic and text. The development and formation of spatial thinking and the transition of this quality from the external to the internal state (internalization) is carried out in the process of teaching geometric and graphic disciplines. The actual lack of propaedeutic training, which forms the school course of geometry and drawing, complicates the development of a complex of geometric and graphic disciplines and many academic disciplines of the professional cycle. And as a result, the process of adaptation of graduates to the market environment is difficult due to the lack of internalization of spatial thinking, which is the competence component of adaptation. Suggested in the article the model of a complex adaptive system of professional training, has been tested in the educational process, PGWS. Statistical analysis of errors of cadastral engineers of the Penza region showed that graduates of our University make fewer cadastral errors (graphics and text).
Keywords: cadastral services market, cadastral engineer, internalization, spatial thinking, adaptation, model, competence approach, cognitive-information approach, value-motivational approach, geometric-graphic disciplines
Развитие рынка недвижимости и существенные законодательные изменения стали катализатором для возникновения рынка кадастровых услуг. Фактически становление рынка кадастровых услуг в России началось в 2010 году, когда появился первый кадастровый инженер - новый обязательный профессиональный участник, оказывающий услуги по подготовке документации для постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, а также ряд сопутствующих работ.
Для удовлетворения спроса рынка кадастровых услуг на молодых специалистов потребовалось существенное расширение образовательной базы, поэтому многие вузы в регионах России начали обучать по направлению «Землеустройство и кадастры». Авторские исследования, затронувшие 137 высших учебных организаций из 876 вузов страны, показали, что 77 их них готовят специалистов рынка кадастровых услуг по более 20 разным учебным программам, это говорит о существенных различиях в базовом образовании молодых специалистов рынка кадастровых услуг в регионах страны.
Начиная с 2007 года отмечен значительный рост спроса на выпускников направления «Землеустройство и ка-
дастры», не спадающий и в настоящее время. Основная масса выпускников поступает на работу в коммерческие организации, занимающиеся землеустройством, территориальным планированием, кадастровыми работами, оценкой земли и недвижимости (40 %). Стабильным остается трудоустройство выпускников в государственные учреждения: территориальные управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), филиалы ФГБУ Федеральной кадастровой палаты, ФГБУ Федерального научно-технического центра геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»; а также -отделы городских и сельских администраций, занимающиеся вопросами управления земельными ресурсами и объектами капитального строительства (30 %).
Однако, как показывают результаты социологических исследований, процесс трудоустройства молодых специалистов рынка кадастровых услуг затруднен вследствие ряда причин. Во-первых, из-за недостаточно развитой институциональной платформы рынка недвижимости, во-вторых, из-за отсутствия квотирования
Gavrilyuk Lyudmila Evgenevna A MODEL OF A COMPLEX ...
pedagogical sciences
мест трудоустройства соответствующих выпускников, в-третьих - из-за несформированных необходимых знаний и компетенций у молодых кадров, составляющих основу профессионала, что «выталкивает» их из выбранной сферы деятельности. Последнее обстоятельство подтверждается стабильно большим количеством совершаемых ими кадастровых ошибок. Наиболее распространенными ошибками являются графические, возникающие вследствие низкого уровня развития пространственного мышления. Неразвитость пространственного мышления определяет также и допущение ошибок в области составления текстовых документов. Следовательно, пространственное мышление является одним из ключевых факторов компетентности молодых специалистов рынка кадастровых услуг.
Проблема развития мышления, в том числе творческого, рассматривалась в науке многими специалистами: философами, психологами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щу-кина,Д.Б. Эльконин.
Достаточно подробно различные аспекты мышления исследованы и раскрыты в трудах отечественных ученых Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, Н.Л. Лошкаревой, М.Н. Шардакова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Т.Н. Шамовой и др.; зарубежных психологов и педагогов: Б. Блума, Ф. Зейферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже и др.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Г.Д. Глейзер, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я Каплунович, В.А. Крутецкий, Е.Ф. Рыбалко, В.С. Столетнев И.С. Якиманская.
Несмотря на существенный интерес исследователей и значительность полученных к настоящему времени результатов, проблема интернализации пространственного мышления средствами геометро-графических дисциплин, как важного фактора социальной адаптации студентов в образовательной среде высшего образования и в дальнейшей профессиональной занятости, следовательно, и профессиональной компетенции выпускника, по-прежнему в достаточной степени не решена.
Выход из сложившейся ситуации нам представляется применением комплексного адаптационного подхода направленного на интернализацию пространственного мышления специалистов рынка кадастровых услуг и разработки модели комплексной адаптационной системы профессионального обучения.
Актуальность изучения адаптации возрастных когорт в системе социально-структурных отношений определяется задачами оптимизации учебной деятельности, разработкой мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов, выявлением факторов успешной адаптации. В целях научного исследования адаптация рассматривалась с позиций мыслительной деятельности, в частности с позиций интернализации пространственного мышления. Интернализация являясь механизмом социализации, отличается от нее высокой степенью проникновения во внутренние структуры сознания.
Модель комплексной адаптационной системы профессиональной подготовки в условиях системы ВО РФ представлена уровневой структурой (трехэлементной) на основе комплексного подхода с учетом положений системного подхода к образованию (уровневого подхода в социологии образования).
Первый уровень - институциональный или макроуровень (правовая и нормативно-регламентирующая база процесса).
Второй уровень - организационный или мезо-уро-вень («инженерная школа», адаптационные курсы, ВУЗы, организации, объединения).
Третий уровень системы - индивидуально-личност-
ный или микро-уровень (школьники, абитуриенты, студент, студенческая группа).
На рис. 1 показано, что каждый уровень развертывается как по горизонтали (однородные элементы системы), так и по вертикали - элементы системы находящиеся в соподчинении и взаимозависимости, связанные как прямыми, так и обратными связями.
Рисунок 1 - Модель многофункциональной комплексной адаптационной системы профессиональной подготовки в условиях системы ВО РФ
По оси У элементы адаптационной системы раскрываются как целостные единицы, связанные друг с другом отношениями преемственности во времени (этапы), последовательности шагов, причины и следствия:
1) курсы «Черчения» для школьников в рамках университетской программы «Инженерная школа»;
2) адаптационные курсы «Черчение» с будущими первокурсниками;
3) обучение интегрированному курсу «Начертательная геометрия. Компьютерная графика».
По оси X элементы адаптационной системы знания обуславливается структурой методологии исследования - комплексным подходом, имеющим в своей структуре подсистемы:
1) компетентностный подход;
2) когнитивно-информационный подход;
3) ценностно-мотивационный подход.
По оси Ъ элементы адаптационной системы разворачиваются как уровни иерархии, связанные друг с другом связями соподчинения в направлении от вышележащего уровня к нижележащему и обратно.
К элементам системы относятся:
- с позиций компетентностного подхода: модель структуры личности специалиста в области рынка кадастровых услуг, структура профессиональных компетенций, критерии сформированности профессиональных компетенций» [1];
- с позиций когнитивно-информационного подхода: иерархические структуры процесса обучения, геометро-графической информации, теоретические и операциональные знания, направленные на интернализацию пространственного мышления, подсистемы педагогических принципов и критериев оценивания;
- с позиций ценностно-мотивационного похода: модель мотивации, модель структуры инвариантных свойств мотивации, аксиологическая матрица знаний для создания логической структуры интегрированного учебного курса» [2,3].
Представленная модель, в случае ее практического применения позволит избежать проблемы нарушения взаимосвязи сформированных и формируемых компетенций в учебных дисциплинах геометро-графического комплекса и компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности выпускника [4].
60
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Гаврилюк Людмила Евгеньевна МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ...
Таким образом, создание в профессиональной системе образования комплексной адаптационной системы профессиональной подготовки будет способствовать сокращению количества кадастровых ошибок, вследствие интернализации пространственного мышления будущих специалистов рынка кадастровых услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гаврилюк Л.Е. Качественные критерии и инвариантные свойства профессиональной готовности, и определение ее места в профессионализации / Л.Е. Гаврилюк News of Science and Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 024-028
2. Гаврилюк Л.Е Формирование мотивации средствами геометро-графических дисциплин. Критерии и показатели сформиро-ванности./ Л.Е. Гаврилюк Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. № 6-1. С. 18-23.
3. Гаврилюк Л.Е. Реализация модели формирования мотивации (на примере преподавания геометро-графических дисциплин) /Л.Е. Гаврилюк Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. № 6-1. С. 8-18.
4. Гаврилюк Л.Е. Проблемы нарушения взаимосвязанности компетенций, формируемых в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам /Л.Е. Гаврилюк Проблемы научной мысли.2018.Т.4 №-2. С.003-009
Статья поступила в редакцию 23.01.2019
Статья принята к публикации 27.02.2019