28
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 376.5
М. С. Галенко
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»
В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации как следствия нарушенной социализации и основного симптома личностного неблагополучия; предложена инвариантная модель комплексного сопровождения развития ребенка «группы риска».
Введение
В современном обществе каждому ребёнку в идеальной форме представлены как позитивные, так и негативные пути развития. Одной из важнейших задач воспитательной работы школы является создание таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нем творческий потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.
Вместе с тем развитие общества на современном этапе привносит в жизнь ребенка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьезных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей «группы риска».
Воспитательная система школы еще не справляется в полной мере с задачами социализации детей «группы риска», их социально-педагогической реабилитацией и коррекцией социальных установок. Поэтому возникает необходимость в переориентации части воспитательной работы на выполнение задач профилактики безнадзорности и правонарушений младших школьников и выделении из общей системы воспитания специально-организованной педагогической деятельности - комплексного сопровождения развития ребёнка, находящегося в социальноопасной ситуации и имеющего ряд проблем.
Результаты исследования и их обсуждение
С точки зрения концептуального подхода в группе риска оказываются дети, «особое» положение которых определяется тем, что они в силу социальных, как правило, не зависящих от них обстоятельств, находятся в трудных условиях существования. Это дети-сироты, лишившиеся родительского попечения; дети - жертвы насилия, притеснения и пренебрежения значимыми потребностями и интересами; дети из семей, испытывающих серьезные социально-экономические лишения (малоимущие, безработные, беженцы, эмигранты) [1].
Именно воздействие таких негативных социальных факторов, как депривация (лишение, ограничение) или дистресс (тяжелое переживание конфликта или семейного кризиса), определяет в этой группе детей высокий, социально обусловленный риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, трудновоспитуемость, школьную неуспеваемость и проблемы девиантного поведения.
Отдельную группу составляют дети с отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности. При этом отклонения могут быть как в сторону снижения какой-либо способности, так и в сторону ее повышения. Для этих детей характерно то, что при отсутствии стойкого психического дефекта их потребности в образовании и развитии ярко выраженных способностей не могут быть удовлетворены традиционными программами воспитания и обучения.
Дополнительно выделяют группу детей, имеющих стойкий физический или психический недостаток (дефект): это выраженные формы умственной отсталости, ослабленное зрение или слепота, тугоухость или глухота.
Проведенный в ходе исследования анализ работы воспитательных систем в школах г. Мозыря показал, что в большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» крайне редко бывают включены в эту деятельность,
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
29
в лучшем случае они посещают футбольные или баскетбольные секции. Вместе с тем анкетирование школьников показало, что участие несовершеннолетних в общественных организациях, творческих объединениях и секциях является для них не столько способом структурирования свободного времени, сколько возможностью удовлетворения личностно значимых потребностей: в принятии, признании, уважении, автономии, личностной самореализации [2].
Для решения данной проблемы необходимо, прежде всего, организовать деятельность по сопровождению ребенка из дезадаптированной семьи.
Комплексное сопровождение - это специально организованная деятельность специалистов школ и партнёров по взаимодействию, направленная на раннее выявление факторов риска в социальной ситуации развития конкретного ребенка, разработку и реализацию индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия, а также разностороннюю помощь команды специалистов в выводе ребенка или его семьи из социально-опасного положения [3].
Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.
В последние годы в Беларуси наметился комплексный подход в создании региональных социально-педагогических учреждений, что позволяет по определенной системе оказывать разнообразную помощь каждому ребенку, нуждающемуся в социальной, педагогической и психологической помощи, определять его дальнейшую судьбу.
Имеющийся опыт создания системы социальной психо лого-педагогической поддержки детства показывает, что данный подход позволяет:
- во-первых, создать условия для обучения и воспитания всех категорий детей «группы риска» (дезадаптированных, педагогически запущенных, слабоуспевающих, сирот, оставшихся без попечения родителей, подвергшихся жестокому обращению, перенесших травмы);
- во-вторых, осуществить реабилитацию (педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и т. д.) всех нуждающихся в ней детей и подростков [4].
На наш взгляд, данная деятельность должна также включать обучение ребенка навыкам социальной компетентности, обеспечивать условия для реализации его творческого и личностного потенциала, удовлетворения базовых потребностей в безопасности, принятии, признании и уважении личности ребенка во всём многообразии её проявлений.
На основе анализа известных подходов к педагогическому моделированию и управлению, опыта построения гуманистически ориентированных воспитательных систем нами разработана инвариантная модель комплексного сопровождения развития ребенка «группы риска», интегрирующая в себе следующие взаимосвязанные и дополняющие друг друга виды деятельности команды специалистов: правовая защита и правовой всеобуч, педагогическая поддержка, социальная помощь, психологическое сопровождение индивидуального развития, обучение навыкам социальной компетентности (рисунок 1).
Структурная модель сопровождения, на наш взгляд, должна включать:
30
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Субъекты взаимодействия:
^ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА
е» УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Т СПОРТА
а ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ & КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ ^ ПРЕДПРИЯТИЯ
^ ИДН
0 ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Ш УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
® ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА % КУЛЬТУРЫ
а КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ft ЦЕРКОВЬ □ СМИ
й КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
^ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ * АКТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ______
____________________________________________________________________
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
СОСТОЯЩИЙ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ, СЛУЖБ, ВЕДОМСТВ
Рисунок 1 - Структурная модель комплексного сопровождения развития ребенка
«группы социального риска»
Системообразующим элементом модели является цель, для реализации которой необходима координация деятельности органов и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на трех уровнях взаимодействия; разработка и реализация перспективных программ и проектов, направленных на социальную адаптацию детей из дезадаптированных семей и создание условий для предотвращения факторов риска детского неблагополучия через личностно ориентированное воспитание и партнёрское взаимодействие всех субъектов системы профилактики.
Осуществлять взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики может Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий из представителей различных органов, служб, ведомств. Цель Совета: содействие реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав через координацию деятельности органов, служб, учреждений, осуществляющих данную деятельность на территории города.
Совет профилактики осуществляет следующие функции:
- Участие в формировании социальной и семейной политики в области социальнопедагогической поддержки и сопровождения (патронажа, попечительства, правового регулирования) детей и семей «группы социального риска».
- Координация деятельности органов и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Разработка альтернативных мер профилактики и применения санкций к несовершеннолетним правонарушителям.
- Создание системы выявления случаев грубого нарушения прав ребенка, выработка механизмов их предотвращения, восстановления детей в своих правах.
- Привлечение на конкурсной основе учреждений, организаций и отдельных специалистов для проведения исследований по данной проблематике, создание базы данных семей «группы социального риска», системы их мониторинга и комплексного сопровождения, разработки и реализации образовательных программ для работников социально-педагогических центров, служб, участников социальных программ и проектов. Экспертиза и ресурсное обеспечение социальных, исследовательских и образовательных программ.
- Разработка технических заданий, положений о конкурсах городских грантов, направленных на реабилитацию, ресоциализацию и социальную адаптацию детей из дезадаптированных семей.
- Разработка проектов создания центров и служб, оптимально решающих задачи профилактики безнадзорности и правонарушений, поддержки членов семей «группы социального риска», реорганизация и оптимизация деятельности существующих учреждений.
- Подготовка документации и обоснованных предложений по финансированию перспективных программ и проектов в данной области.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
31
Одним из путей сближения органов и служб различных ведомств могут стать семинары -совещания, где специалисты будут осваивать проектные технологии, методы наработки и принятия совместных решений, согласовывать и обогащать новым содержанием свои методы и формы работы, разрабатывать программу совместных действий.
Комплексное сопровождение осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребенка, оказавшегося в трудной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:
- Выявление детей этой категории в детской среде.
- Мониторинг социальной ситуации развития.
- Организация работы с детьми.
- Организация работы с семьей и ближайшим окружением ребенка.
Многообразие проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, должна принадлежать команде школьных специалистов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Модель работы школьных специалистов по комплексному сопровождению
детей «группы риска»
32
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Таким образом, модель комплексного сопровождения может быть представлена и как воспитательная система работы школы, направленная на определение социальной ситуации развития ребенка, выявление факторов риска в его окружении, внутренних и внешних ресурсов, разработку и реализацию на этой основе индивидуальной программы сопровождения по предупреждению возникновения дезадаптации и противоправного поведения, формированию способности преодолевать трудную жизненную ситуацию и решать проблемы, связанные с социализацией и личностным становлением.
В данном случае под моделью комплексного сопровождения понимается система работы школы, основанная на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей знаний, навыков и способности преодолевать трудную жизненную ситуацию самостоятельно или обращаясь за помощью к другим людям, решать проблемы, связанные с социализацией и личностным становлением [5].
Работу на первых двух этапах сопровождения целесообразно поручить специалистам школ, подключая на стадии реализации программ специалистов других ведомств, а эффективность деятельности команды специалистов оценивать комиссией по делам несовершеннолетних с помощью привлечённых специалистов.
Выводы
1. Модель комплексного сопровождения призвана обеспечить отслеживание эффективности предпринятых мер и степени их влияния на изменение неблагоприятной ситуации развития несовершеннолетнего, нормализацию процесса его социализации и создание базы данных, включающей всю информацию о ребенке «группы социального риска».
2. Модель работы команды школьных специалистов, которые в комплексе могли бы более эффективно решать выявленные проблемы ребенка и его семьи, позволит своевременно выявить факторы риска в развитии и окружении несовершеннолетнего, а также реализовать индивидуальную программу его сопровождения.
3. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет заказ на разработку программ и технологий предотвращения факторов риска детского неблагополучия, проводит контроль над их исполнением, анализирует эффективность реализации моделей комплексного сопровождения, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции.
Литература
1. Алексеева, И. А. Дети риска / И. А. Алексеева. - М. : Модек, 2002. - 113 с.
2. Галенко, М. С. К вопросу о профилактике безнадзорности и правонарушений в детской среде / М. С. Галенко // От идеи - к инновации : материалы XIV Респ. студ. науч.-практ. конф., г. Мозырь, 26 апр. 2007 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина ; редкол: И. Н. Кралевич (отв. ред.) [и др.]. - Мозырь, 2007. - С. 18.
3. Кибирев, А. А. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: теоретические подходы и социальные технологии / А. А. Кибирев, И. В. Сенчукова. -Хабаровск : ДВАГС, 2004. - 109с.
4. Ясман, Л. С. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних / Л. С. Ясман. - Комсомольск-на-Амуре : ИРРО, 1996. - 204 с.
5. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М. : Приор-издат, 2003. - 159 с.
Summary
The article reveals the problem of school disadaptation as a consequence of infringement of socialization and the basic symptom of individual trouble; elaborates the invariant model of complex accompaniment for the development of the children that come from riskgroup.
Поступила в редакцию 14.09.10.