Научная статья на тему 'Модель комплексного сопровождения развития ребёнка «Группы социального риска»'

Модель комплексного сопровождения развития ребёнка «Группы социального риска» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галенко Марина Сергеевна, Жук А. И.

В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации как следствия нарушенной социализации и основного симптома личностного неблагополучия; предложена инвариантная модель комплексного сопровождения развития ребенка «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problem of school disadaptation as a consequence of infringement of socialization and the basic symptom of individual trouble; elaborates the invariant model of complex accompaniment for the development of the children that come from riskgroup.

Текст научной работы на тему «Модель комплексного сопровождения развития ребёнка «Группы социального риска»»

28

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 376.5

М. С. Галенко

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»

В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации как следствия нарушенной социализации и основного симптома личностного неблагополучия; предложена инвариантная модель комплексного сопровождения развития ребенка «группы риска».

Введение

В современном обществе каждому ребёнку в идеальной форме представлены как позитивные, так и негативные пути развития. Одной из важнейших задач воспитательной работы школы является создание таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нем творческий потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

Вместе с тем развитие общества на современном этапе привносит в жизнь ребенка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьезных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей «группы риска».

Воспитательная система школы еще не справляется в полной мере с задачами социализации детей «группы риска», их социально-педагогической реабилитацией и коррекцией социальных установок. Поэтому возникает необходимость в переориентации части воспитательной работы на выполнение задач профилактики безнадзорности и правонарушений младших школьников и выделении из общей системы воспитания специально-организованной педагогической деятельности - комплексного сопровождения развития ребёнка, находящегося в социальноопасной ситуации и имеющего ряд проблем.

Результаты исследования и их обсуждение

С точки зрения концептуального подхода в группе риска оказываются дети, «особое» положение которых определяется тем, что они в силу социальных, как правило, не зависящих от них обстоятельств, находятся в трудных условиях существования. Это дети-сироты, лишившиеся родительского попечения; дети - жертвы насилия, притеснения и пренебрежения значимыми потребностями и интересами; дети из семей, испытывающих серьезные социально-экономические лишения (малоимущие, безработные, беженцы, эмигранты) [1].

Именно воздействие таких негативных социальных факторов, как депривация (лишение, ограничение) или дистресс (тяжелое переживание конфликта или семейного кризиса), определяет в этой группе детей высокий, социально обусловленный риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, трудновоспитуемость, школьную неуспеваемость и проблемы девиантного поведения.

Отдельную группу составляют дети с отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности. При этом отклонения могут быть как в сторону снижения какой-либо способности, так и в сторону ее повышения. Для этих детей характерно то, что при отсутствии стойкого психического дефекта их потребности в образовании и развитии ярко выраженных способностей не могут быть удовлетворены традиционными программами воспитания и обучения.

Дополнительно выделяют группу детей, имеющих стойкий физический или психический недостаток (дефект): это выраженные формы умственной отсталости, ослабленное зрение или слепота, тугоухость или глухота.

Проведенный в ходе исследования анализ работы воспитательных систем в школах г. Мозыря показал, что в большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» крайне редко бывают включены в эту деятельность,

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

29

в лучшем случае они посещают футбольные или баскетбольные секции. Вместе с тем анкетирование школьников показало, что участие несовершеннолетних в общественных организациях, творческих объединениях и секциях является для них не столько способом структурирования свободного времени, сколько возможностью удовлетворения личностно значимых потребностей: в принятии, признании, уважении, автономии, личностной самореализации [2].

Для решения данной проблемы необходимо, прежде всего, организовать деятельность по сопровождению ребенка из дезадаптированной семьи.

Комплексное сопровождение - это специально организованная деятельность специалистов школ и партнёров по взаимодействию, направленная на раннее выявление факторов риска в социальной ситуации развития конкретного ребенка, разработку и реализацию индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия, а также разностороннюю помощь команды специалистов в выводе ребенка или его семьи из социально-опасного положения [3].

Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.

В последние годы в Беларуси наметился комплексный подход в создании региональных социально-педагогических учреждений, что позволяет по определенной системе оказывать разнообразную помощь каждому ребенку, нуждающемуся в социальной, педагогической и психологической помощи, определять его дальнейшую судьбу.

Имеющийся опыт создания системы социальной психо лого-педагогической поддержки детства показывает, что данный подход позволяет:

- во-первых, создать условия для обучения и воспитания всех категорий детей «группы риска» (дезадаптированных, педагогически запущенных, слабоуспевающих, сирот, оставшихся без попечения родителей, подвергшихся жестокому обращению, перенесших травмы);

- во-вторых, осуществить реабилитацию (педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и т. д.) всех нуждающихся в ней детей и подростков [4].

На наш взгляд, данная деятельность должна также включать обучение ребенка навыкам социальной компетентности, обеспечивать условия для реализации его творческого и личностного потенциала, удовлетворения базовых потребностей в безопасности, принятии, признании и уважении личности ребенка во всём многообразии её проявлений.

На основе анализа известных подходов к педагогическому моделированию и управлению, опыта построения гуманистически ориентированных воспитательных систем нами разработана инвариантная модель комплексного сопровождения развития ребенка «группы риска», интегрирующая в себе следующие взаимосвязанные и дополняющие друг друга виды деятельности команды специалистов: правовая защита и правовой всеобуч, педагогическая поддержка, социальная помощь, психологическое сопровождение индивидуального развития, обучение навыкам социальной компетентности (рисунок 1).

Структурная модель сопровождения, на наш взгляд, должна включать:

30

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Субъекты взаимодействия:

^ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА

е» УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Т СПОРТА

а ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ & КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ ^ ПРЕДПРИЯТИЯ

^ ИДН

0 ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ш УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

® ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА % КУЛЬТУРЫ

а КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ft ЦЕРКОВЬ □ СМИ

й КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

^ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ * АКТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ______

____________________________________________________________________

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

СОСТОЯЩИЙ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ, СЛУЖБ, ВЕДОМСТВ

Рисунок 1 - Структурная модель комплексного сопровождения развития ребенка

«группы социального риска»

Системообразующим элементом модели является цель, для реализации которой необходима координация деятельности органов и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на трех уровнях взаимодействия; разработка и реализация перспективных программ и проектов, направленных на социальную адаптацию детей из дезадаптированных семей и создание условий для предотвращения факторов риска детского неблагополучия через личностно ориентированное воспитание и партнёрское взаимодействие всех субъектов системы профилактики.

Осуществлять взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики может Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий из представителей различных органов, служб, ведомств. Цель Совета: содействие реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав через координацию деятельности органов, служб, учреждений, осуществляющих данную деятельность на территории города.

Совет профилактики осуществляет следующие функции:

- Участие в формировании социальной и семейной политики в области социальнопедагогической поддержки и сопровождения (патронажа, попечительства, правового регулирования) детей и семей «группы социального риска».

- Координация деятельности органов и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

- Разработка альтернативных мер профилактики и применения санкций к несовершеннолетним правонарушителям.

- Создание системы выявления случаев грубого нарушения прав ребенка, выработка механизмов их предотвращения, восстановления детей в своих правах.

- Привлечение на конкурсной основе учреждений, организаций и отдельных специалистов для проведения исследований по данной проблематике, создание базы данных семей «группы социального риска», системы их мониторинга и комплексного сопровождения, разработки и реализации образовательных программ для работников социально-педагогических центров, служб, участников социальных программ и проектов. Экспертиза и ресурсное обеспечение социальных, исследовательских и образовательных программ.

- Разработка технических заданий, положений о конкурсах городских грантов, направленных на реабилитацию, ресоциализацию и социальную адаптацию детей из дезадаптированных семей.

- Разработка проектов создания центров и служб, оптимально решающих задачи профилактики безнадзорности и правонарушений, поддержки членов семей «группы социального риска», реорганизация и оптимизация деятельности существующих учреждений.

- Подготовка документации и обоснованных предложений по финансированию перспективных программ и проектов в данной области.

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

31

Одним из путей сближения органов и служб различных ведомств могут стать семинары -совещания, где специалисты будут осваивать проектные технологии, методы наработки и принятия совместных решений, согласовывать и обогащать новым содержанием свои методы и формы работы, разрабатывать программу совместных действий.

Комплексное сопровождение осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребенка, оказавшегося в трудной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:

- Выявление детей этой категории в детской среде.

- Мониторинг социальной ситуации развития.

- Организация работы с детьми.

- Организация работы с семьей и ближайшим окружением ребенка.

Многообразие проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, должна принадлежать команде школьных специалистов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель работы школьных специалистов по комплексному сопровождению

детей «группы риска»

32

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Таким образом, модель комплексного сопровождения может быть представлена и как воспитательная система работы школы, направленная на определение социальной ситуации развития ребенка, выявление факторов риска в его окружении, внутренних и внешних ресурсов, разработку и реализацию на этой основе индивидуальной программы сопровождения по предупреждению возникновения дезадаптации и противоправного поведения, формированию способности преодолевать трудную жизненную ситуацию и решать проблемы, связанные с социализацией и личностным становлением.

В данном случае под моделью комплексного сопровождения понимается система работы школы, основанная на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей знаний, навыков и способности преодолевать трудную жизненную ситуацию самостоятельно или обращаясь за помощью к другим людям, решать проблемы, связанные с социализацией и личностным становлением [5].

Работу на первых двух этапах сопровождения целесообразно поручить специалистам школ, подключая на стадии реализации программ специалистов других ведомств, а эффективность деятельности команды специалистов оценивать комиссией по делам несовершеннолетних с помощью привлечённых специалистов.

Выводы

1. Модель комплексного сопровождения призвана обеспечить отслеживание эффективности предпринятых мер и степени их влияния на изменение неблагоприятной ситуации развития несовершеннолетнего, нормализацию процесса его социализации и создание базы данных, включающей всю информацию о ребенке «группы социального риска».

2. Модель работы команды школьных специалистов, которые в комплексе могли бы более эффективно решать выявленные проблемы ребенка и его семьи, позволит своевременно выявить факторы риска в развитии и окружении несовершеннолетнего, а также реализовать индивидуальную программу его сопровождения.

3. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет заказ на разработку программ и технологий предотвращения факторов риска детского неблагополучия, проводит контроль над их исполнением, анализирует эффективность реализации моделей комплексного сопровождения, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции.

Литература

1. Алексеева, И. А. Дети риска / И. А. Алексеева. - М. : Модек, 2002. - 113 с.

2. Галенко, М. С. К вопросу о профилактике безнадзорности и правонарушений в детской среде / М. С. Галенко // От идеи - к инновации : материалы XIV Респ. студ. науч.-практ. конф., г. Мозырь, 26 апр. 2007 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина ; редкол: И. Н. Кралевич (отв. ред.) [и др.]. - Мозырь, 2007. - С. 18.

3. Кибирев, А. А. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: теоретические подходы и социальные технологии / А. А. Кибирев, И. В. Сенчукова. -Хабаровск : ДВАГС, 2004. - 109с.

4. Ясман, Л. С. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних / Л. С. Ясман. - Комсомольск-на-Амуре : ИРРО, 1996. - 204 с.

5. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М. : Приор-издат, 2003. - 159 с.

Summary

The article reveals the problem of school disadaptation as a consequence of infringement of socialization and the basic symptom of individual trouble; elaborates the invariant model of complex accompaniment for the development of the children that come from riskgroup.

Поступила в редакцию 14.09.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.