педагогически науки
Лысогорова Людмила Васильевна, Зубова Светлана Павловна МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ...
UDC 373
МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
© 2018
Лысогорова Людмила Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, заведующий кафедрой начального образования Зубова Светлана Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Блюхера, 25, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье описывается характеристика модели интеллектуального развития детей, охватывающую возраст ребенка от 5,5 до 8 лет, поскольку именно в этот период интеллект развивается наиболее интенсивно. Проведенный анализ психолого-педагогической, научно-математической и методической литературы позволил нам выявить сущность интеллектуального развития дошкольников и младших школьников. Выявлены факторы интеллектуального развития дошкольников и младших школьников. Интеллект имеет сложную структуру, включающую три блока компонентов: действия, содержание, результаты. Владение интеллектуальными действиями определяет содержание и результаты, получающиеся по выполнении действий. На основании этих фактов нами сделан вывод о том, что, формируя интеллектуальные действия у обучающихся, мы, тем самым, развивает их интеллект. Используя технологический подход, мы разработали эту модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника в трех аспектах: научном (характеристика методологической основы), процессуально-описательном (описание процесса, результатов, способов действий участников процесса, критериальных материалов) и процессуально-действенном (разработана программа интеллектуального развития старших дошкольников на математическом содержании). Единая методологическая основа способов интеллектуального развития дошкольников и младших школьников явилась базой для осуществления преемственности интеллектуального развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: образование, интеллектуальное развитие дошкольников, интеллектуальное развитие младших школьников, преемственность, модель развития.
MODEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN AND YOUNGER SCHOOLBOYS
© 2018
Lysogorova Lyudmila Vasilyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education, Head of the Department of Primary Education Zubova Svetlana Pavlovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education, Samara State University of Social Sciences and Education
(443090, Russia, Samara, Blucher Street, 25, e-mail: [email protected]
Abstract. The article describes the characteristics of the model of intellectual development of children, covering the age of the child from 5.5 to 8 years, because it is during this period that the intellect develops most intensively. The analysis of psychological, educational, scientific, mathematical and methodical literature allowed us to reveal the essence of the intellectual development of preschoolers and younger students. The factors of intellectual development of preschoolers and younger students. Intellect has a complex structure that includes three blocks of components: actions, content, results. Possession of intellectual actions determines the content and results obtained by performing actions. Based on these facts, we concluded that by shaping intellectual actions in students, we thereby develop their intellect. Using a technological approach, we developed this model of intellectual development of a preschooler and a younger student in three aspects: scientific (characterizing methodological basis), procedural descriptive (description of the process, results, methods of actions of participants of the process, criteria materials) and procedural-effective (developed intellectual development of older preschoolers on mathematical content). The unified methodological basis for the intellectual development of preschoolers and primary school children was the basis for the implementation of the continuity of the intellectual development of a child in preschool and primary school age.
Keywords: education, intellectual development of preschoolers, intellectual development of younger schoolchildren, continuity, development model.
Проведенный анализ психолого-педагогической, научно-математической и методической литературы позволил нам выявить сущность интеллектуального развития дошкольников и младших школьников [1-15]. Показано, интеллект трактуется по-разному разными авторами:
- как совокупность способностей;
- как совокупность мыслительных операций;
- как умение решать проблемы.
Интеллект и мышление тесно связаны, однако, не являются идентичными понятиями. Кроме мыслительных операций (умственных действий), составляющих мышление, интеллект включает умение адаптироваться к новым условиям, то есть находить решение для новых проблем (задач), а также умение работать с большим объемом информации.
Интеллект имеет сложную структуру, включающую три блока компонентов: действия, содержание, результаты. Владение интеллектуальными действиями опреде-
ляет содержание и результаты, получающиеся по выполнении действий.
На основании этих фактов нами сделан вывод о том, что, формируя интеллектуальные действия у обучающихся, мы, тем самым, развивает их интеллект.
Анализ литературных источников позволил нам выявить следующие факторы интеллектуального развития детей:
- созревание организма и нервной системы ребёнка, которые определяют стадии развития интеллекта (Ж.Пиаже);
- деятельность индивида, собственная активность человека, осуществляемая под влиянием внешних воздействий, но всегда преломляемых через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн);
- условия обучения (А. Н. Леонтьев);
- уровни развития ребёнка: уровень актуального развития, а также уровень потенциального развития, так называемая зона ближайшего развития (Л. С. Выготский);
Lysogorova Lyudmila Vasilyevna, Zubova Svetlana Pavlovna pedagogical
MODEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT ... sciences
- состояние видов деятельности [17].
Выявленные теоретические положения стали методологической основой разработки модели технологии интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.
В настоящее время разработано много разных методик, способствующих интеллектуальному развитию дошкольника или младшего школьника. Перечислим наиболее распространенные из них:
Методика М. Монтессори, ее основные положения:
• Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
• Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
• Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
• Дети принимают самостоятельные решения.
• Занятия проходят в специально подготовленной среде.
• Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
• Полноценное саморазвитие как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
• Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
• Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Приведенные основные положения свидетельствуют, что ее теоретической базой является деятельност-ный и личностно-ориентированный подходы.
Однако такой подход предполагает малое количество детей в группе, что в настоящий момент возможно только в некоторых дошкольных организациях.
Кроме того, здесь отрицается основное положение Л.С. Выготского: «обучение влечет за собой развитие», более того, роль учителя сводится только к подготовке образовательной среды.
Мы стоим на другой позиции: учитель должен управлять деятельностью ребенка. Управление происходит через постановку специальных проблемных заданий.
Методика Н.А. Зайцева. Ее основные положения:
• От общего к частному и от частного к общему.
• От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
• Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия.
• Системная подача материала.
• Алгоритмизация учебных действий.
• Учет физиологии восприятия учебной информации.
Как видно из основных принципов методики, она носит развивающий характер. В то же время не совсем понятно, какие положения психологии учитываются в этой методике.
Методика «Система развивающих игр» А.В. Долго-половой. Методика разработана на основе системного и целостного подхода к педагогическим явлениям; сущностной природы психического развития ребенка, представлений об игре как ведущей деятельности дошкольника; теоретического анализа современных продуктивных способов организации обучения и развития дошкольника.
Все описанные методики нельзя трактовать как технологии, поскольку ни одна из них не охарактеризована в трех аспектах, не все элементы технологии представлены.
Мы разработали собственную технологию интеллектуального развития, охватывающую возраст ребенка от 5,5 до 8 лет, поскольку именно в этот период интеллект развивается наиболее интенсивно. Характеристические свойства разработанной технологии представлены в таблице 1. 46
Таблица 1 - Структура технологии интеллектуального развития В ДОО и начальной школе
Свойства технологии
Элементы
Научный Методологическая основа: — деятельностныии лично стно-ориентированный подходы к образованию дошкольника и младшего — учет психологических закономерностей процесса усвоения материала: — теорияпоэтапного формированияумственных действий ПЛ. Гальперина; — субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса.
Дидактическая - Реализация дифференцированного подхода; - Реализация принципов развивающего обучения.
Норыативно- Выполнение требованийФГОС ДО и НОО
Броцессуально-о mica тельный Цели образования интеллектуальное развитие дошкольника и младшего школьника.
Подцели:
1 i 1. Формирование отдельных операций из состава интеллектуальных действий (преимущественно дошкольный период)
I 2. Формирование мотивации к познавательной деятельности (дошкольный и школьный периоды)
3. Формнр ованне универсальных учебных действий (дошкольный и школьный периоды)
Содержание обучения В содержание обучениявключаютсяУУД как объекты изучения
Средства педагогического воздействия - Постановка проблемных заданий; - Преимущество частично-поискового метода обучения; - Метод проектов; - Преобразование обучающих (тренировочных)заданийв
Педагогическое взаимодействие Авторитарно-демократический стиль общения
Учитель Организатор деятельности обучающихся
Ученик Субъект образовательного процесса
Ожидаемые результаты Интеллектуальноеразвитиеиа высоком уровне (сформнр ованно сть интеллектуальных действий -поишвтапшпУУД)
Процессуально-действенный Осуществление деятельности
Нами были сформулированы исходные положения технологии интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.
1. Технология интеллектуального развития дошкольников и младших школьников строится на интегрированной основе, в которой уделяется большое внимание деятельности обучающегося; она соотносится с содержанием учебного материала, то есть предметные умения формируются в единстве с универсальными учебными действиями. Это означает, что для целенаправленного интеллектуального развития дошкольников и младших школьников не нужно дополнительное время, так как это происходит в специально организованном процессе обучения предметному содержанию.
Ученик понимается как субъект вместе со своей деятельностью, следовательно, в первую очередь организуется деятельность ученика через подбор специальных заданий на предметном материале.
2. Операционные составы интеллектуальных умений в соответствии с психологической закономерностью процесса усвоения знаний требует поэтапного формирования его составляющих операций. Предлагаемая система занятий построена с учётом этих операций. Все задания в занятии подобраны так, что их выполнение предполагает использование либо отдельных операций из состава универсальных учебных действий, либо всех операций из их структуры. В этом случае происходит косвенное управление учебной деятельностью обучающихся [16].
3. Разработанные занятия образуют систему, т. к. они, взятые в определённой последовательности, имеют единое математическое содержание, решают единую учебную задачу, охватывают операционные составы интеллектуальных умений, взаимосвязаны и взаимозависимы и функционируют в образовательном процессе как единое целое.
Приведенные исходные положения технологии интеллектуального развития дошкольников и младших школьников являются инвариантными относительно предметного содержания. Это означает, что возможно перенести их на содержание разных предметов. Более того, для формирования прочных обобщенных интеллектуальных умений это сделать необходимо.
Системно-деятельностный подход реализован следующим образом: на каждом этапе урока деятельность учащихся организована таким образом, что ученики, отвечая на вопросы, активно мыслят, осуществляют поиск Balkan Scientific Review. 2018. № 1
педагогически науки
и «открывают» новые способы действий. Такое «открытие» осуществляется с использованием таких приемов учения, как эмпирическое обобщение, анализ, сравнение.
Используется теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина: сначала формируется ориентировочная основа действия (способ решения задачи на разностное сравнение) в предметной форме (задача с яблоками), затем выполняются действия в перцептивной форме (со схематизированными рисунками), затем во внешнеречевой форме, на последнем этапе - действие во внутреннем плане, то есть мысленно. затем этот способ действия включается в систему действий уже изученных. В течение всего урока деятельность ученика активна, продуктивна. Роль учителя на этом уроке - организатор деятельности субъектов обучения - учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
2. Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения // "Школа 2000". М.: Баллас, 1987. Вып. 2.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 2008. — 479 с.
4. Артемов, А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах/А.К. Артемов. - Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1995. - 120 с.
5. Артемов, А.К. Обобщение в обучении математике/А.К. Артемов//Начальная школа.-1985. -№11.-С. 65-68.
6. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследования мышления в советской психологии/П.Я. Гальперин. - М.: Педагогика, 1996. -162с.
7. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3 (4). С. 5-7.
8. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 98-100.
9. Зайцева О.Ю., Карих (Канащенкова) В.В. Социокогнитивный подход к развитию художественного мышления дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 53-56.
10. Ремезова Л.А. К проблеме развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в условиях реализации требований фгос дошкольного образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 132-136.
11. Морозова Н.Л. Специфика развития самовосприятия детей с интеллектуальной недостаточностью // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 113-117.
12. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.
13. Дмитриева Н.А. Психолого-педагогические основы формирования зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 23-26.
14. Репринцева Г.А., Серых Л.В. Субъектно-событийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 142-145.
15. Галкина И.А., Теплых Е.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 211-213.
16. Зубова С.П., Липенская И.А. Технология создания деятель-ностных сценариев как основа проектирования игропрактик (аналитический обзор проблемы)// Известия самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19. № 2-1. С. 38-43
17. Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников//«Сибирский педагогический журнал» №9 - Новосибирск, 2007. — С. 134-137.
Лысогорова Людмила Васильевна, Зубова Светлана Павловна МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ...