Модель информационной
системы мониторинга регионального инновационного развития
Ю. Максимов
д. т. н., профессор, заместитель проректора по научной работе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
С. Митяков
д. ф-м. н., профессор заведующий кафедрой прикладной математики Нижегородского государственного технического университета
Д. Бондин
аспирант
Нижегородского
государственного
технического
университета
В статье обоснована целесообразность создания информационной системы управления региональной инновационной системой (АСУ РИС) Нижегородской области. Приведена структурная схема функционирования АСУ РИС, выделены ее основные элементы, включая базу данных инновационно-активных предприятий, модули анализа и обработки. Рассмотрены основные цели и задачи системы.
Model of information system for monitoring of regional innovation development
The reason for creation of an informational system for monitoring of innovational development of Nizhny Novgorod is given. The structure of such a system as well as its main goals is proposed.
Ключевые слова: мониторинг, региональная инновационная система.
Переход на инновационный путь развития России, в целом, и регионов страны, в частности, предполагает государственный подход к организации инновационного процесса. При этом большая роль принадлежит органам региональной исполнительной власти, как структурам, создающим необходимые условия для развития этого рода экономической активности и материально-техническую базу инновационной деятельности в виде соответствующей инфраструктуры. Очевидно, что решение этих непростых и дорогостоящих вопросов должно опираться на скрупулезный анализ, базирующийся на точных сведениях о конкретной ситуации в инновационной сфере.
Исследования инновационной активности промышленных предприятий Нижегородской области [1] обнаружило необходимость создания региональной информационной системы, обеспечивающей необходимые полноту и точность информации о научно-инновационном потенциале региона. Целесо-
образность разработки такой системы обусловлена
следующими факторами:
• значительной ролью информации и информационных ресурсов в построении эффективной региональной инновационной системы;
• необходимостью создания системы постоянного мониторинга инновационной деятельности в регионе;
• невозможностью осуществления эффективного мониторинга инновационной деятельности региона без внедрения АСУ РИС и важнейшей ее составляющей — региональной базы данных инноваций и инновационно-активных предприятий;
• необходимостью совершенствования статистики инноваций в регионе, доработки методики регионального статистического наблюдения, технологии проведения статистического наблюдения, включая поиск информации, проверку ее достоверности, заполнение исходных баз данных, первичную и итоговую обработку;
• необходимостью детального анализа влияния различных факторов на инновационное развитие нижегородской промышленности;
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
га
с ц
„ * ю
По
федеральному списку
>
Форма №4 — Инновация
>
По
региональному
списку
П
га і
12 13
^ га ^ із ,ш >. I- о о
5
Дополнительные
запросы
Данные
первичной
обработки
с>
ф £1 X с -О * X .0 X I га ш з & * 2 ^ га і
ш о
га
Экспертиза
форм
Модуль
факторного
анализа
Интерфейсный
модуль
(ввод,
отображение,
перенос
информации)
Итоговая
информация
о
Модуль обработки по методике ССП
І £ І і
Администрирование
базы
Разработка методик, программных модулей, обработки данных, анализ
Консалтинговая группа при Министерстве промышленности и инноваций
Рис. 1. Структурная схема функционирования ИСУ РИС
• наличием положительного отечественного и зарубежного опыта разработок отдельных элементов АСУ РИС.
Структурная схема модели АСУ РИС приведена на рис. 1.
Здесь представлены основные субъекты, взаимодействующие в процессе сбора и анализа информации. К ним относятся:
• инновационно-активные предприятия (ИАП), выявленные в результате анализа формы № 4 — Инновация по федеральному списку предприятий, а также малые инновационные предприятия и научно-производственные организации, включенные дополнительно в ходе регионального статистического обследования;
• Территориальный орган государственной статистики Нижегородской области (ТОГС НО), осуществляющий сбор информации и заполнение первичной базы;
• консалтинговую группу при Межрегиональном фонде содействия инновациям (КГ МСФО), которая в тесном взаимодействии с ТОГС НО проводит анализ и коррекцию первичной информации с целью повышения ее достоверности, осуществляет дополнительные запросы с целью детализации информации по отдельным предприятиям;
• Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области (МПиИ НО), которое является основным пользователем разрабатываемой системы.
Центральным звеном ИСУ РИС является база данных инновационно-активных предприятий региона (БД ИАП), структура которой представлена на рис. 2.
Рис. 2. Функциональная структура БД ИАП
База данных имеет многоуровневое построение. Рассмотрим последовательность ее уровней.
1-й уровень представлен структурой разбиения множества промышленных предприятий Нижегородской области по виду деятельности. Анализ кодов по ОКВЭД для нижегородских предприятий позволил выделить следующие десять групп:
• машиностроение;
• радиоэлектроника, приборостроение, информатика и связь;
• энергетика, предприятия ЖКХ и коммунального сервиса;
• производство стройматериалов и добывающая промышленность;
• химическая и нефтехимическая промышленность, производство медикаментов и стекла;
• целлюлозобумажная промышленность и деревообработка;
• черная и цветная металлургия;
• легкая промышленность;
• пищевая промышленность;
• научное и инфраструктурное обеспечение инноваций в промышленности.
2-й уровень представлен перечнем промышленных предприятий каждой группы (отрасли). Перечень структурирован в виде таблицы, полями которой являются:
• порядковый номер предприятия в данной группе (используется как идентификационный параметр данного предприятия в базе данных);
• цветное идентификационное поле, отражающее принадлежность данного предприятия к крупным, средним или малым предприятиям (здесь же приведено среднесписочное количество работников на предприятии);
• код предприятия по ОКВЭД;
• название предприятия (это поле окрашено в зеленый цвет для инновационно-активных предприятий);
• поля, дающие информацию о типах инноваций (продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные) и уровнях инноваций (базисные, улучшающие, псевдоинновации), реализуемых данным инновационно-активном предприятием.
3-й уровень содержит сведения о конкретных инновационных проектах, реализуемых данным предприятием. Эти сведения раскрываются в следующих разделах.
• название проекта;
• назначение работы и область применения;
• стадия разработки;
• конкретное инновационное решение;
• существующие аналоги;
• структура привлечения финансовых ресурсов;
• объем отгруженной инновационной продукции (для проектов, находящихся в стадии реализации).
В состав ИСУ РИС также входят программные модули, сопрягаемые с базой данных:
• модуль факторного анализа, реализующий анализ влияния факторов, препятствующих инновациям, анализ влияния результатов инновационной деятельности на развитие промышленных предприятий, а также анализ значимости для предприятий источников информации для инноваций;
• модуль обработки данных по методике сбалансированной системы показателей (ССП), позволяющей выбрать систему показателей для количественной оценки уровня инновационной активности предприятий и региона в целом и по отдельным направлениям инновационной деятельности (финансы, клиенты, внутренние биз-
нес-процессы, обучение и развитие, трансфер технологий, государственная поддержка);
• интерфейсный модуль, осуществляющий ввод, отображение и перенос информации. Предложенная концептуальная модель ИСУ
РИС Нижегородской области является начальным этапом активного использования информационного ресурса региона. В перспективе данная модель может иметь развитие и при соответствующей проработке стать полномасштабной автоматизированной системой управления инновационными процессами в регионе, не имеющей аналогов в России.
Основной целью создания ИСУ РИС является обеспечение аппарата Правительства Нижегородской области полной, оперативной и достоверной информацией об инновационных процессах, протекающих на данной территории, для выработки и принятия управленческих решений. Кроме того, система имеет своей целью объединение основных участников инновационного процесса в регионе, обеспечение их своевременной и полной информацией о состоянии его инновационного развития.
Основные задачи ИСУ РИС:
• систематическое обследование состояния региона в целях диагностики его инновационного развития;
• оценка и анализ результатов инновационной деятельности, соотнесение этих результатов с определенными критериями, выявление причин неудачной деятельности;
• прогнозирование инновационной деятельности, выявление наметившихся тенденций с целью корректировки направления инновационного развития;
• подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до соответствующих органов управления и власти.
• формирование перечня инновационно-активных предприятий, отраслей, а также отдельных инновационных проектов;
• непрерывное совершенствование процедур оценки инновационного потенциала, эффективности трансфера технологий и коммерциализации инноваций;
• создание информационной системы взаимодействия субъектов инновационной деятельности;
• консалтинговое сопровождение инновационных проектов.
Основой АСУ РИС может стать информационный портал, развернутый при Правительстве Нижегородской области. Это позволит, на наш взгляд, существенно усилить информационный ресурс Губернатора и Правительства Нижегородской области в области инновационной деятельности. Органы управления регионом смогут получать оперативную информацию об основных параметрах РИС, к которым можно отнести следующие:
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
1. Уровень инновационной активности региона,
включая:
• процент инновационно-активных предприятий;
• затраты на технологические инновации;
• удельный вес инновационно-активной продукции;
• количество приобретенных и переданных новых технологий;
• обобщенный индекс инновационного развития региона в динамике по годам и в сравнении с другими регионами, который определяется в соответствии с разработанной методикой сбалансированных показателей;
• индексы инновационного развития региона по отдельным направлениям РИС: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие, трансфер технологий, государственная поддержка.
2. Уровень инновационной активности промышленных предприятий региона, включая:
• сравнительный анализ инновационной активности предприятий региона по видам деятельности (отраслям);
• сравнительный анализ инновационной активности предприятий региона по их масштабу (среднесписочному составу работников), включая три категории предприятий: малые, средние и крупные;
• информацию о типах инноваций, реализуемых на каждом инновационно-активном предприятии (продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные);
• информацию об уровне новизны инноваций, реализуемых на каждом инновационно-активном предприятии (базисные инновации, улучшающие инновации, псевдоинновации);
• количественные показатели инновационной деятельности предприятий, полученные в результате обработки статистической отчетности по форме № 4 — инновация:
объем инновационных товаров и услуг за отчетный год;
— затраты на инновации;
— количество совместных проектов, типы партнерства;
— патентование и другие методы защиты объектов инновационной деятельности;
— количество приобретенных и переданных новых технологий;
• качественные показатели инновационной деятельности предприятий, полученные в результате обработки статистической отчетности по форме № 4 — инновация:
— данные об инновационной активности;
- факторы, препятствующие инновациям; влияние результатов инновационной деятельности на развитие организации; источники информации для формирования инновационной политики организации;
— информация об организационных и маркетинговых инновациях;
3. Данные об отдельных проектах, включенных в базу данных инновационных проектов РИС, включая:
• общую характеристику проекта;
• объемы необходимых финансовых ресурсов;
• источники финансирования;
• общественную значимость;
• конкурентные преимущества;
• стадию жизненного цикла;
• параметры экономической эффективности (период окупаемости, внутренняя норма доходности, чистая текущая стоимость);
• параметры финансовой реализуемости проекта;
• анализ устойчивости проекта, анализ рисков.
4. Данные о системе трансфера технологий в регионе, включая:
• показатели научной деятельности региона;
• результаты деятельности региональных технопарков;
• параметры отдельных проектов в рамках системы технологического трансфера;
• правовые аспекты коммерциализации инноваций и охраны интеллектуальной собственности;
• общую оценку индекса регионального трансфера технологий.
Внедрение данной системы позволит руководству Нижегородской области оперативно проводить анализ показателей инновационной активности региона, оценивать эффективность принимаемых мер по повышению конкурентоспособности промышленной продукции.
Литература
Никонов Н. А., Максимов Ю. М., Митяков С. Н, Митякова О. И. Результаты обследования уровня инновационной активности промышленности Нижегородской области // Инновации (в печати).