УДК 338(574)
Р.Б. ГАБДУЛЛИН, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела проблем управления экономикой
Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Алматы, Республика Казахстан
МОДЕЛЬ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
Цель: заключается в определении и обосновании условий и предпосылок формирования индустриально-инновационной модели развития Республики Казахстан.
Методы: логико-теоретический метод.
Результаты: На основе глубокого теоретического анализа процессов моделирования экономического развития в различных условиях рыночной среды определены приемлемые сценарии и варианты посткризисного развития национальной экономической системы Казахстана.
Научная новизна: Определены и структурированы механизмы государственного воздействия на макроэкономические процессы социально-экономического развития. Кроме того, в работе дополнен и расширен понятийно-категориальный аппарат такими специфическими механизмами, как: программно-целевой, факторно-целевой, экс-пантеграционный, инновационный.
Практическая значимость: В случае использования предлагаемых нами механизмов воздействия на систему организации экономики при реализации стратегической цели по скорейшему и эффективному внедрению инновационно-индустриальной модели развития возможно получение дополнительного синергетического эффекта на всех ее уровнях.
Ключевые слова: развитие; экономика; управление; метод; модель.
Введение
Мировая глобальная система находится в процессе непрерывного изменения: создаются новые регионы, интеграционные группировки, перекраиваются размеры транснациональных корпораций, все большая часть хозяйственных операций осуществляется в рамках глобальных производственных комплексов и информационных сетей. В результате этих процессов конфигурация международной экономической системы приобретает новые контуры, трансформируется и модифицируется положение ведущих игроков на мировом рынке. В связи с этим актуализируется значение научно-технических параметров экономического развития и кардинального изменения роли и места Казахстана в международном разделении труда. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует ускоренному созданию новых видов товаров и услуг и освоению их производства и сбыта. С помощью информационно-коммуникационных технологий появляется возможность обеспечить
высокий уровень автоматизации и оптимизации производственных процессов, снизить энерго-и материалоемкость производства. Именно в сфере новых видов деятельности Казахстану необходима своя ниша в системе международного разделения труда.
Чтобы придать импульс экономическому развитию в масштабах страны, по нашему мнению, следует выделить три аспекта. Во-первых, необходимо определить основные направления интенсификации процессов развития техники и технологий и вносить соответствующие коррективы и оценки в процессы модернизации. Во-вторых, важно оценить востребованность технико-технологических направлений для решения актуальных проблем развития национальной экономики. В-третьих, - определить сектора, требующие крупных капитальных затрат, так как улучшение экономической конъюнктуры требует повышения нормы вложений в основной капитал. Эффективность развития зависит от овладения современными методами воздействия на ход эконо-
мических процессов, решения социальных задач, связанных с обеспечением занятости населения.
Страны, обладающие высоким научно-техническим потенциалом, будут определять критерии глобальной конкуренции. Глобальная конкуренция, базирующаяся на преимуществах, связанных с концентрацией знаний, с накоплением капитала, стратегической, производственной, коммерческой и торговой деятельностью, в сущности и составляет содержание модернизации как в глобальном пространстве, так и в отдельно взятой стране. При этом такие важные компоненты, как высокие технологии, высококвалифицированный менеджмент, развитые услуги - финансы, страхование, консультирование и коммерческие услуги, внутренние и внешние связи, информация и управление, научные достижения и НИОКР находятся в центре всех экономических процессов и сводятся в конечном счете к интеграции знаний и информационных потоков на национальных и глобальном уровнях.
Развивающиеся на данной основе новые инвестиционно-инновационные технологические, экономические, финансовые и торговые отношения и процессы являются главными предпосылками устойчивых и качественных изменений в национальной экономике. Они активно включаются в процессы глобальной интеграции финансовых рынков, инноваций и научных достижений, организационных преобразований и международного разделения труда, выражающихся в устранении диспропорций в научно-техническом, экономическом развитии предприятий, отраслей, национальных экономик и во взаимном сближении международной политики экономического взаимодействия, регулирующего эти процессы. В связи с этим важно иметь представление о характере связей и отношений национальной экономики в составе глобальной, с одной стороны, о стратегических приоритетах, принципах построения модели инновационно-индустриального развития национальной экономики - с другой.
Формирование инновационной экономики -это процесс, затрагивающий не только и даже не столько сферу экономики и науки. Этот процесс гораздо масштабнее и охватывает все сферы государственного устройства, образования и культуры. Это радикальная трансформация общественного сознания, отказ от пассивного усвоения
и трансляции знаний и навыков в пользу креативности, инновационности, предприимчивости. Другими словами, чтобы создать дееспособную национальную инновационную систему, необходимо пройти долгий и трудный путь. В своем движении к инновационному обществу Казахстан намерен опираться на те значительные заделы, которые были достигнуты мировым научно-техническим прогрессом в самых различных областях жизнедеятельности человека.
Для формирования модели инновационно-индустриального развития национальной экономики необходима четко ориентированная, сбалансированная с конкретными отраслями и сферами экономики крупномасштабная экономическая политика. В мировой практике используется два варианта экономической политики модернизации. Первый основан на совокупности отраслевых и межотраслевых инвестиционных процессов, имеющих целью улучшение показателей по отдельным отраслям и производствам в рамках концепции догоняющего развития. Второй -системный (интегральный), предусматривающий качественное изменение национальной экономики: коренную модернизацию структуры производства на основе перехода к индустриально-инновационному способу производства; реализацию программы индустриально-инновационного развития с четко обозначенной системой приоритетов, источниками ресурсов (государственных, корпоративных, что предполагает повышение нормы их накопления в обществе); партнерство государства и предпринимательского сектора; проведение постиндустриальных реформ и поддержание стабильного курса и т.д.
Формированию модели индустриально-инновационного развития соответствует второй вариант, преимущества которого заключаются в целевом использовании ресурсов в строгом соответствии с выбранными приоритетами, выбором и обоснованием применения конкретных эффективных технологий. В стране сделан выбор в пользу индустриально-инновационного развития. Весь вопрос в том, как реализовать этот выбор. Первый вариант, когда посредством крупных государственных вложений в науку и коммерциализацию ее достижений создаются мощные «центры превосходства» [1] в ряде областей и тем самым обеспечивается поток
инноваций, достаточный для конкуренции в новейших секторах экономики (изменения в институтах и культуре, затрагивающие интересы общества, не понадобятся). Второй вариант, когда в авангард выносятся институциональные изменения (в экономике, политической системе, государственном устройстве), которые рассматриваются как фундамент массового вовлечения граждан в креативную деятельность (крупномасштабные инвестиции в науку, образование и инновационную индустрию, опирающуюся на фундаментальную базу).
Индустриально-инновационное развитие невозможно без трансформации политической, экономической, социальной, управленческой, экологической и других сфер деятельности на основе современных технологий и нововведений различного рода. Исходной базой такой модели является индустриально-инновационный воспроизводственный процесс. Его организация - это по существу взаимосвязанные самостоятельные циклы общественного производства. В каждом из этих циклов свои цели и задачи, механизмы реализации, критерии оценки, результаты деятельности и предъявляемые требования, ориентированные на конечный результат, поскольку они готовят задел для последующих циклов воспроизводственного процесса. В общем плане индустриально-инновационный воспроизводственный процесс - это процесс производства и реализации современных технологий и новшеств на каждом этапе (цикле), охватывающий конкретные отрасли и сферы деятельности, отражающий специфику индустриально-инновационного цикла (новых технологий, новой организации труда и производства, новой мотивационной системы, предпринимательства и системной техники нового типа), а также сферы, влияющие на получение конечного результата. Все эти компоненты в логической взаимосвязи и взаимообусловленности представляют собой индустриально-инновационную систему, способную преобразовать экономическую, производственную, социальную и другие сферы общественного производства, обновляя производственный аппарат и создавая условия для эффективного его использования.
При разработке такой модели необходимо исходить из следующих условий и методологических предпосылок:
Во-первых, индустриально-инновационный воспроизводственный процесс есть метасистема - совокупность взаимодействующих систем
Во-вторых, индустриально-инновационный воспроизводственный процесс ограничен во времени и пространстве.
В-третьих, индустриально-инновационный воспроизводственный процесс как совокупность взаимосвязанных систем подчиняется определенным закономерностям и принципам.
В-четверт ых, индустриально-инновационный процесс может дифференцироваться по видам трудовой деятельности в различных отраслях и сферах экономики - научно-исследовательской, производственной, управленческой, предпринимательской, организационно-посреднической, физической, торговой и т.д., соответствующим современному уровню развития производительных сил технико-технологическим, организационным, экономическим и социальным преобразованиям на индустриально-инновационной основе, характеризующих уровень согласованного, сбалансированного совокупного труда.
В-пятых, индустриально-инновационный воспроизводственный процесс строится на усилении интеграции между отдельными циклами и этапами воспроизводственного процесса: образования - науки - производства - предпринимательства - сферы услуг - торговой и др.
Управление, обеспечивающее качественную и количественную согласованность и сбалансированную интеллектуализацию этих сфер деятельности, - важное условие обеспечения комплексности, интенсивности и продуктивности внутренних и внешних взаимосвязей и взаимодействия между подсистемами, элементами, циклами и этапами воспроизводственного процесса. Данная тенденция особенно четко проявляется в процессе формирования структуры воспроизводственного процесса и входящих в его состав индустриальных и инновационных организационных форм или их частей - корпораций, фирм, различного рода межотраслевых и межрегиональных, научно-производственных, научно-исследовательских, финансово-промышленных структур, макротехнологических систем, инновационных и венчурных систем и т. д.
Основой для организации управления индустриально-инновационным воспроизводствен-
ным процессом является стратегия разработки инновационных систем, продуктов или процессов высокой наукоемкости с акцентом на взаимодействие и четкую согласованность инновационной политики, процессов, методов и механизмов регулирования, нацеленных на конечный результат.
В качестве исходного положения экономики индустриально-инновационного типа выступает потенциал индустриально-инновационного развития экономики и любой ее хозяйственной формы. Содержание индустриально-инновационного потенциала характеризует сущность и специфику перевода экономики на качественно новый уровень развития, позволяющий ей проявлять важнейшие свойства в рыночной системе - экономическую устойчивость, конкурентоспособность и производительность.
Для осуществления структурно-технологических сдвигов необходимы: новая техника и системные технологии, квалифицированные трудовые ресурсы, организационные и управленческие ресурсы, информация, предпринимательство, финансы, инвестиции. В центре этих ресурсов - хозяйственные структуры, отрасли, различные сферы деятельности, составляющие совокупность производительных сил, взаимосвязанных и взаимодействующих организационно-экономических и социальных отношений. Все они обладают рядом признаков целостности, которые рассматриваются в качестве их основных свойств. Это взаимодействие и взаимоотношения, составляющие основу структуры и механизмов управления; пропорциональность и сбалансированность подсистем и элементов; способность к автономному функционированию; наличие внутренних факторов и средств саморазвития.
Потенциал развития как важная составляющая процесса функционирования индустриально-инновационной системы формируется, во-первых, в таких сферах, как ведение национального бизнеса, управление проектами и программами, коммерциализация исследований, стимулирование креативного сознания; развитие системы образования в течение всей жизни; во-вторых, в снятии барьеров на пути создания новых (включая инновационные) предприятий; в проведении экспериментов, направленных на повышение эффективной деятельности как бизнеса, так и органов государственной власти.
Как следствие - развитие конкуренции, отказ от жестких законодательных ограничений в деятельности предприятий и коммерческого бизнеса, но с использованием контрольных функций, в том числе и на основе независимой профессиональной судебной системы; ликвидация препятствий для закрытия бесперспективных и неэффективных предприятий и преобразование неэффективных рабочих мест в эффективные.
В реальной практике инновационное развитие полностью не вытесняет индустриальное, а постепенно, под влиянием совокупности разнообразных условий и факторов, определяет в каждый конкретный период оптимальное их соотношение под воздействием механизма инновационного развития общественного производства. В экономике Казахстана индустриальный потенциал определяет пропускные способности и возможности, а также результативную часть экономического развития, а инновации определяют дальнейшие направления развития экономики. К числу инновационных факторов относится новая коммуникационная система, основанная на цифровой сетевой интеграции, которая связывает субъекты в рамках единой организационной системы и позволяет реинтегрировать территории, регионы, предприятия в функциональных сетях, выдвигая взамен пространства местности пространство потоков. Такая информационная сеть является фундаментом, базой многих проектов и программ, в совокупности определяющих стратегическую цель и представляющих сведения для выработки или изменения стратегии различных участников.
Новая парадигма индустриально-инновационного развития требует от казахстанской экономики развития новых отраслей специализации. При этом надо учитывать, что глобализация обусловливает особую гибкость и способность перестраивать свою экономическую структуру и повышать качество выпускаемой продукции в ответ на усиление конкуренции со стороны традиционных и новых зарубежных производителей. Для Казахстана с учетом нынешней экономической структуры и наличия факторов производства - задача архиважная. Для ее решения могут быть использованы механизмы реализации программы «Стратегия 2020», в числе которых диверсификация экономики, улучшение условий
бизнес-климата, которые позволят привлечь инвестиции в размере запланированных 20 млрд долл. США. Эти средства должны обеспечить ввод в действие десятков объектов несырьевого сектора, инфраструктуры и совместных предприятий.
Процессы диверсификации, по нашему мнению, являются производными от процессов модернизации и экспантеграции, создающими на этой базе новые виды экономической деятельности. Основу модернизации национальной экономики составляют экспантеграционные процессы, привнося в нее новые достижения науки и техники развитых стран, новые модели развития, менеджмента, логистики и других форм и методов управления, соответствующих мировым стандартам.
Диверсификация и экспантеграция национального бизнеса и капитала могут происходить в следующих направлениях и формах. Определяющими условиями и факторами этих процессов в национальной экономике являются разные тенденции в развитии глобализации и интеграционного движения: окружающая среда, в которой должны функционировать бизнес и сервисные структуры, а также спрос на конкретные виды продукции и услуг. Общее увеличение спроса на финансовые услуги и международную торговлю товарами являются главными факторами интенсификации процессов экспантеграции и диверсификации.
Целевые ориентации экспантеграционной модернизации и диверсификации национальной экономики связаны с выбором направлений и механизмов государственного вмешательства в интеграционные процессы национального бизнеса. Акцент делается на направленность действий государства и на принципы их реализации, для чего необходимо выработать:
- согласованную экономическую политику, регулирующую формирование общественных, производственных, социально-экономических связей, отношений и процессов, обеспечивающих фундаментальную основу модернизации национальной экономики;
- финансовую политику, регулирующую формирование и контроль использования финансовых ресурсов на цели модернизации экономики;
- кредитно-денежную политику и другие формирующие систему меры государственного
воздействия на процессы модернизации с учетом выбора механизмов реализации на каждом их этапе.
Важно, чтобы используемые при этом направления и механизмы соответствовали глобализаци-онным процессам. При этом, если на начальных этапах интеграции национальной экономики в глобальное пространство основная ее цель сводилась к внешнеторговой либерализации, то в обозримой перспективе гораздо большее значение по сравнению с торговлей приобретают включение отечественных компаний в международную инвестиционную сферу, производственную и научно-техническую кооперацию с зарубежными фирмами, встраивание в международные производственные комплексы, а где возможно, и их создание на собственной базе. И здесь необходима государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности отечественных компаний.
Участие национального бизнеса в глобали-зационных процессах, обеспечивающих технологический и социальный прогресс - мощный ресурс для экономического и социального развития, повышения общего уровня благосостояния населения.
В работах К. Хаусманна и Е. Ясина [2] рассматриваются вопросы диверсификации экспорта. Проведенные исследования показывают: диверсификация экономики редко осуществляется путем перемещения вверх по вертикальным производственным цепочкам. При сложившейся структуре национальной экономики нужны инструменты стимулирования инвестиций в производство не только существующих диверсифицированных товаров, но и находящихся в тех агломерациях, где возможна органическая диверсификация, максимально приближенная к сложившейся инфраструктуре и окружающей среде. Подобные инвестиции носят венчурный характер, поскольку не всегда можно просчитать коммерческий успех. Здесь свою роль должны сыграть государственные институты, поддерживающие гибкость экономических структур и стимулирующие экспериментирование (с новыми технологиями, формами организации труда, менеджмента, обеспечивающие повышение производительности) со стороны как бизнеса, так и государства.
Для диверсификации экономики, имеющей структуру типа казахстанской, используется два вида институтов: государственные институты (в Казахстане ФНБ «Самрук-Казына», стимулирующий инвестиции в новые сферы деятельности), а также частные и государственные институты, обеспечивающие работу предприятий в новых секторах на национальном и глобальном рынках.
Поэтому экономическая политика, прежде всего, должна быть направлена на формирование институциональной среды, соответствующей уровню развития стран, находящихся на передовых технологических рубежах и стимулирующей инновации. Для этого необходимы:
- стимулирование инноваций и инвестиций в новые отрасли и сферы деятельности, что связано с повышенным риском;
- организация институтов, решающих информационные проблемы, возникающие у бизнеса при вхождении в новые сферы деятельности или в процессе работы в них (консалтиговые услуги, юридические услуги и т.д.);
- разработка системы защиты контрактов и прав собственности, обеспечивающей отстаивание интересов сторон даже в условиях высокой неопределенности и больших рисков;
- наличие механизмов финансирования рискованных проектов (разделение финансовых рисков между различными группами инвесторов);
- создание системы подготовки и переподготовки кадров и приобретение компетенций, способной быстро перестраиваться с учетом потребностей новых сфер деятельности.
Таким образом, потенциал индустриально-инновационного развития представляет собой комплексную трансформацию совокупности факторов воспроизводства, сведение их в интегральную целостность, обеспечивающую конкурентоспособность экономики и, в конечном счете, возможность воспроизводить экономическую деятельность, нацеленную на экономический рост.
Благодаря новым тенденциям в развитии мировой экономики модель индустриально-инновационного развития национальной экономики нацелена на экономное и рациональное использование природных ресурсов, преобразование материальной базы традиционных отраслей и появление новых видов производств и отраслей, на оздоровление окружающей среды, повышение
уровня и качества образования и здравоохранения, на новые организационно-экономические формы хозяйствования.
В связи с этим в процессе формирования модели индустриально-инновационного развития ведущую роль будут играть следующие потенциалы:
- Индустриально-инновационный потенциал -обеспечение выпуска конкурентоспособной по технической вооруженности и номенклатуре продукции с высокой добавленной стоимостью.
- Интеллектуальный потенциал - важнейший воспроизводственный и стимулирующий ресурс национальной экономики, где представлен самый главный капитал - человеческий и его ресурсы: здоровье, образование, духовность, творческое развитие.
- Социальная инфраструктура - социализация экономики, обеспечивающая максимальные возможности для реализации человеческого капитала.
- Культурная среда - потенциал развития морально-этического общества, формирующего свое мировоззрение, философию отношений, политику, что способствует развитию человеческого интеллекта и поведения - главных факторов жизнедеятельности.
Рассматриваемые потенциалы развиваются по определенным принципам и закономерностям, свойственным индустриальной рыночной экономике, основанной на власти капитала, но постепенно видоизменяющейся по мере перехода от позднеиндустриальных к постиндустриальным технологиям, развития механизмов сознательного регулирования рынка, социализации капитала и т. д. В каждом из данных потенциалов исследуются развивающиеся социально-экономические процессы, имеющие достаточно устойчивую взаимосвязь и соответствующие им механизмы развития.
В частности, для индустриальной экономики адекватны рынок свободной конкуренции, капитал на международном рынке и механизмы государственного регулирования на внутреннем рынке. Для постиндустриальной экономики приоритет отдается механизмам государственного регулирования и социализации экономики. Структуризация механизмов государственного управления позволяет выделить два его блока, отражающие их характер и содержание.
I. Основные структурно-функциональные механизмы - организационно-правовые, социально-экономические, финансовые, инновационно-интеллектуальные и др.
II. Специфические, отвечающие характеру непрестанно меняющегося содержания экономического развития:
- системный механизм, отражающий уровень и динамику развития процессов макроуровня -конкурентоспособности, эффективности, индексы человеческого развития, качества жизни и т. д.;
- программно-целевой механизм, представляющий совокупность механизмов управления научно-техническими, экономическими, социальными, производственными и другими программами;
- факторно-целевой механизм, обеспечивающий выявление ключевых факторов, влияющих на экономику и ее составные части. Выбор механизмов факторно-целевого воздействия зависит от содержания конкретных целей и задач;
- экспантеграционный механизм, охватывающий всю систему интеграционных отношений, где интеграция и экспансия - два объективно взаимосвязанных процесса интернационализации хозяйственной жизни, использующие все способы международного обмена в области современных технологий, инноваций, менеджмента, форм и методов социально-экономического развития, способных создать на национальном уровне индустриально-инновационную систему;
- инновационный механизм, обеспечивающий долгосрочные вложения капитала в отрасли национальной и глобальной экономики.
Рассматриваемый организационно-экономический механизм в самом общем плане представляет собой совокупность способов и методов воздействия на объект - экономику и ее составляющие - индустриально-инновационную, эконо-
мическую и социальную стороны посредством трансформации материальной базы, структуры (в которой смыкаются две стороны единого целого - структурная и функциональная) и процесса ее организации с использованием системы политических, организационно-экономических рычагов и стимулов для достижения поставленных целей индустриально-инновационного развития как основы модернизации экономики.
Идеальной моделью индустриально-инновационного развития национальной экономики считается взаимное соответствие всех процессов - технологических, инновационных, интеллектуальных, организационных, экономических, социальных и политических на каждом этапе и фазе индустриально-инновационного воспроизводственного процесса при прочих равных благоприятных условиях.
Самыми устойчивыми параметрами в рамках каждого из этапов индустриально-инновационного воспроизводственного процесса обладают те экономические системы, при которых достигается адекватность индустриально-инновационной базы и институционально-политической формы. По мере научно-технического (инновационного) прогресса экономика, абсорбируя все необходимые структурные, организационно-правовые, интеллектуальные, экономические и другие составляющие, ведет к генезису новых элементов, обладающих уже другими свойствами, формирующих новую экономическую систему.
Список литературы
1. Гудков Л., Дубинин Б., Левада Ю. Проблема элиты в сегодняшней России. - М.: Либеральная миссия, 2007. -С. 179-201.
2. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации // Вопросы экономики. -№ 5. - 2011. - С. 15.
В редакцию материал поступил 01.04.13 © Габдуллин Р.Б., 2013.
Информация об авторе
Габдуллин Ренат Булатович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела проблем управления экономикой, Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан Адрес: 050010, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Габдуллин Р.Б. Модель индустриально-инновационного развития: методология, объективные условия и предпосылки (на примере Республики Казахстан) // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2(26). - С. 41-48.
R.B. GABDULLIN,
PhD (Economics), senior researcher of the department of management in economy issues
Institute for economy of the committee on science of the Ministry of education and science of Kazakhstan Republic,
Almaty, Kazakhstan Republic
THE MODEL OF INDUSTRIAL-INNOVATIVE DEVELOPMENT: METHODOLOGY, OBJECTIVE CONDITIONS AND PREREQUISITES (ON THE EXAMPLE OF KAZAKHSTAN REPUBLIC)
Objective: determining and grounding the conditions and prerequisites of forming the industrial-iinovative model of development of Kazakhstan Republic.
Methods: logical-theoretical method.
Results: Basing on the deep theoretical analysis of the processes of modeling economic development under various conditions of the market environment, the acceptable scenarios and variants of post-crisis development of the national economic system of Kazakhstan are determined.
Scientific novelty: The mechanisms of state influence on macro-economic processes of social-economic development are detetrmined and structured. Besides, the work complements and broadens the notion-categorial apparatus with such specific mechanisms as: program-objective, factor-objrective, expantergrational, innovative mechanism.
Practical value: In case of using the proposed mechanisms in influence on the economic organization system when realizingthe strategic goal of the fastest and efficient introduction of innovative-industrial model of development, it is possible to obtain the additional synergetic effect at all its levels.
Key words: development; economy; management; method; model.
References
1. Gudkov L., Dubinin B., Levada Yu. ProblemaelityvsegodnyashneiRossii (The problem of elite in the modern Russia), Moscow: Liberal'naya missiya, 2007, pp. 179-201.
2. Yudaeva K., Yasin E. Strategiya-2050: spravitsya li Rossiya s vyzovami globalizatsii (Strategy-2050: will Russia cope with challenges of globalization), Voprosy ekonomiki, No. 5, 2011, p. 15.
Information about the author
Gabdullin Renat Bulatovich, PhD (Economics), senior researcher of the department of management in economy issues, Institute for economy of the committee on science of the Ministry of education and science of Kazakhstan Republic Address: 29 Kurmangazy Str., 050010, Almaty, Kazakhstan Republic E-mail: [email protected]
How to cite the article: Gabdullin R.B. The model of industrial-innovative development: methodology, objective conditions and prerequisites (on the example of Kazakhstan Republic), Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava, 2013, No. 2(26), pр. 41-48.
© Gabdullin R.B., 2013