Научная статья на тему 'Модель и условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом'

Модель и условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БЛОГ / МЕТОДИСТ / ПЕДАГОГ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / БЛОГООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Людмила Сергеевна

В статье представлена проблема формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом в рамках работы школьного методического объединения, показаны возможности данного процесса через реализацию специально созданной модели и внедрение комплекса выявленных педагогических условий, направ-ленных на усиление действия предложенной модели. Ее достоинствами являются прописанные формы, методы и средства деятельности методиста и педагогов-участников формирования указанного вида готовности, что акцентирует внимание на двусторонней специфичности процессов познания и управления, а представленные изменения в личности педагога на этапах реализации модели позволяют отследить динамику появления новообразований. Заявленный, подробно описанный и проверенный в ходе опытно-экспериментальной работы комплекс педагогических условий свидетельствует о корректности его выбора, эффективности реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model and conditions of the teacher’s technological readiness to work with personal blog

The article discusses the problem of the teacher’s professional technological readiness formation to work with the personal blog within the work of the school methodological association. The opportunities of this process are shown. Also the sample demonstrates the logical way of how to get that readiness is presented. The advantages of the sample focus on the methods of the educator and the teachers who take an active part are in the process of being in readiness. It draws the attention to two-sided relationship in education. The pedagogical conditions makes the process more effective. The results prove successful work based on implantation.

Текст научной работы на тему «Модель и условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом»

УДК 374.13

Модель и условия формирования

профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом

Л. С. Науменко

The model and conditions of the teacher's technological readiness to work with personal blog

L. S. Naumenko

Аннотация. В статье представлена проблема формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом в рамках работы школьного методического объединения, показаны возможности данного процесса через реализацию специально созданной модели и внедрение комплекса выявленных педагогических условий, направленных на усиление действия предложенной модели. Ее достоинствами являются прописанные формы, методы и средства деятельности методиста и педагогов-участников формирования указанного вида готовности, что акцентирует внимание на двусторонней специфичности процессов познания и управления, а представленные изменения в личности педагога на этапах реализации модели позволяют отследить динамику появления новообразований. Заявленный, подробно описанный и проверенный в ходе опытно-экспериментальной работы комплекс педагогических условий свидетельствует о корректности его выбора, эффективности реализации.

Abstract. The article discusses the problem of the teacher's professional technological readiness formation to work with the personal blog within the work of the school methodological association. The opportunities of this process are shown. Also the sample demonstrates the logical way of how to get that readiness is presented. The advantages of the sample focus on the methods of the educator and the teachers who take an active part are in the process of being in readiness. It draws the attention to two-sided relationship in education. The pedagogical conditions makes the process more effective. The results prove successful work based on implantation.

Ключевые слова: профессионально-технологическая готовность, персональный блог, методист, педагог, модель формирования профессионально-технологической готовности, педагогические условия, опытно-экспериментальная работа, блогообразовательная среда, дистанционная поддержка, творческая самореализация, распространение опыта.

Keywords: professional-technological readiness, personal blog, educational specialist, teacher, model of formation of professional and technological readiness, educational environment, experimental work, blogging environment, distance support, creative self-realization, dissemination of experience.

Развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых технических устройств приводят к изменениям в системе образования, повышению требований к квалификации педагогов и уровню осуществления профессиональной деятельности ими. Достижение требуемого обеспечивается непрерывным образованием педагогических кадров, освоением новых образовательных технологий и формированием у них особого вида профессиональной готовности. Такой вид готовности именуется нами как профессионально-технологическая готовность.

Следует отметить, что в определении понятия «профессиональная готовность» мы опираемся на позицию К. К. Платонова, согласно которой профессиональная готовность - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить [1]. В свою очередь профес-

сионально-технологическую готовность педагога мы понимаем как вид его профессиональной готовности, характеризующейся совокупностью профессиональных знаний, умений, направленности и личностных качеств.

Формирование профессионально-технологической готовности педагога обеспечивает перо-нальный блог1, создаваемый и реализуемый им в деятельности самостоятельно.

Ведение и использование персональных блогов педагогами в практике российского образования оценивается положительно (решение практических задач в профессиональной деятельности [2], развитие компетенций обучающихся [3], формирование и повышение уровня ИКТ-компетентности педагога [4] и др.), однако не имеет массового характера. Это вызвано рядом затруднений, связанных с освоением технологической составляющей в структуре персонального блога (рис. 1).

Ситуация может быть скорректирована участием школьного методического объединения, реализующего специально созданную модель и усиливающие ее действие педагогические условия эффективного функционирования.

Представим модель и условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным бло-гом.

1 В нашей работе мы имеем в виду блог (вебсайт, интернет-журнал, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения и мультимедиа), созданный лично педагогом, реализуемый им же для решения практических задач в профессиональной деятельности в урочное и внеурочное время, а также наполняемый личностно-значимой для участников образовательного процесса информацией, которая подобрана педагогом в соответствии с возрастными особенностями пользователей блога, их уровнем интеллектуального развития.

В работе представлена деятельность педагогов в рамках школьного методического объединения, где методист (специалист в области преподавания какого-либо предмета, занимающийся внедрением новых технологий в образовательную практику, распространяющий собственный продуктивный опыт, готовый работать по обучению коллег-педагогов) сопровождает процесс освоения технологической составляющей персонального блога и способствует формированию профессионально-технологической готовности к работе с ним.

В понимании «модели» придерживаемся определения, данного Б. М. Бим-Бадом, о том, что модель - это образ, аналог объекта, процесса, используемый в качестве его «заменителя» [5].

Структура модели развертывается следующим компонентным составом: мотивационно-сти-мулирующим, содержательно-процессуальным и оценочно-корректирующим блоками (рис. 2).

Мотивационно-стимулирующий блок модели нацелен на побуждение методистом (при непрямом участии других субъектов стимулирования) педагогов к деятельности по формированию профессионально-технологической готовности к работе с персональным блогом, а также усиление и подкрепление воздействий первого на последних различными видами стимулирования: морального, организационного, свободным временем, денежного.

Деятельность методиста сводится к презентации существующих педагогических блогов, описанию их возможностей, объяснению преимуществ наличия таковых для решения практических задач в профессиональной деятельности.

Учителя наблюдают за презентуемыми бло-гами, изучают их возможности, задают интересующие вопросы методисту. Активность педагогов на данном этапе целесообразно назвать предваряющей основной деятельностно-практический этап.

Содержательно-процессуальный блок модели направлен на оказание содействия методистом в освоении педагогами технологий наполнения персональных блогов и формирования профессионально-технологической готовности к работе с ними.

Процессуальность формирования исследуемой готовности представлена совокупностью последовательно реализуемых содержательных этапов, отражающих двусторонность выполнения деятельности субъектов; регулирующих управленческую деятельность методиста и учебно-познавательную деятельность педагогов.

О результативности упомянутых выше этапов можно судить по степени достижения новообразований в личностях учителей и приращению качеств в компонентах профессионально-технологической готовности.

Представим комплекс методов работы педагога с персональным блогом с рамках реализации содержательно-процессуального блока модели на рисунке 3.

гоцейсгйд,

м. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

Рис. 1. Персональный блог педагога: технологический компонент

Оценочно-корректирующий блок модели направлен на организацию методистом диагностических процедур, включающих выбор методов диагностики, создание оценочных материалов, определение уровней, критериев и показателей сформированное™ профессионально-технологической готовности; проведение с участием педагогов контрольных мероприятий выбранными методами диагностики; анализ полученных данных методистом по представленным критериям и показателям; интерпретация результатов в соответствии с принятыми уровнями сформированности; планирование корректирующих действий компенсирующего характера.

Для эффективного функционирования модели профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом необходимо обеспечить наличие некоторых условий.

В определении понятия «педагогические условия» мы придерживаемся точки зрения Е. В. Яковлева [6] о том, что педагогические условия - это совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности.

Принимая во внимание позиции исследователей (С. Н. Исакова [7], М. П. Крюкова [8] и др.) относительно выделения педагогических условий, а также учитывая выбор методологических подхо-

дов (системный и технологический) к проблематике исследования и собственную позицию, мы выявили следующие педагогические условия: 1) наполнение образовательной среды персонального блога совместно с активными пользователями; 2) организация дистанционной поддержки педагогов в процессе работы с персональным бло-гом; 3) активизация процесса творческой самореализации педагогов и распространение продуктивного опыта использования персонального блога.

Раскроем содержание каждого условия.

Первое условие - наполнение образовательной среды персонального блога совместно с активными пользователями - предполагает содержательное насыщение блогообразовательной среды2 за счет взаимодействия педагога и активных пользователей, где главным механизмом взаимодействия становится непосредственная (личная) и опосредованная (дистанционная) коммуникация на основе сотрудничества, диалога, доверительных и уважительных отношений.

2 Блогообразовательная среда является авторским понятием и определяется нами как совокупность условий, в которых осуществляется обучение и воспитание блогокруга (т. е. активных пользователей персонального блога педагога).

Социальный заказ * -

— Нормативно-правовая база

Подходы: системный, технологический

Цель: формирование профессионально-технологической готовности (ГГГГ) педагога к работе персональным блогом (ПБ)

Мотивационно-стимулирующий блок Задача: мотивировать педагогов к работе с ПБ

Мотивационный элемент Деятельность Деятельность Этапы

методиста учителей мотивации

Методы объяснение фрирайгннг предметная беседа

Средства: презентация мультимедиа ПЕ педагогов

Содержание деятельности:

- изучение норма-т ни пых документов н локальных актов; ' - изучение и анаши существующих ПБ педагогов

Методы экспертирование * ПБ педагогов бсссда Средства: документы компьютеры ПБ педагогов

-осознание побуждения ■принятие мотива -реализация мотива

- его закрепление

-актуализация

побуждения

I

Функции: побудительная;

ориентировочная Стимулирующий элемент

Виды Субъекты

стимулирования стимулирования

организационное, моральное, свободным временем; выплаты стимулирующего характера, премии

тгг

методист - директор, администрация 00, спонсоры, шефы

"TTг

Устав 00, Эффективный контракт, Рейтинг достижений. Бонусная система

Содержательно-процессуальный блок Задача: поэтапное формирование ПТГ педагогов к работе с Деятельность методиста Деятельность учителей

1.Информационно- 1. Этап репродукгивно-презентационный этап ознакомительной деятельности

ПБ

Функции: содействующая;

программно -технологическая Компоненты ПТТ

Методы: рассказ практические Средства: презеша-цилмульгнмед иа, чек-листы

Содержание деятельности: - изучение существующих ПБ педагогов для работы наЭНуровне;

-реализация технологии ЭН уровня на собственном ПБ; -работа педатота с

контентом на ПБ

Методы: экспертирование апдейт ПЕ

Средства: Интернет компьютеры ПБ педагогов ПБ учителей

2. Проблемно- 2. Этан комплекено-конструирующий этап аиро б ац иоиной дед ельно ст и^

Методы: описание кейс-стади

Средства; мультимедиа ситуационные карточки

Содержание деятельности:

- изучение существующих ПБ педагогов для работы на СД уровне.

- реализация технологий СД уровня на собственном ПБ;

- работа педагога со

структурой ПБ

Метода: экспертирование ПБ. кейс-стади апгрейд ПБ

Средства: компьютеры, ПБ педагогов и учителей, карточки

3. Перспективно- 3. Этап интегратнвно-1 стратегический этап творческой деятельности

Методы: брейнстормннг вокршоп

Средства: презентация мультимедиа ПБ педагогов

Содержание деятельности:

- изучение существующих ПБ педагогов для работы на ВТ уровне;

- изучение технологий

ВТ уровня;

- реновация ПБ педа-

гогами

Методы: экспертнров ание.' апдейт, апгрейд

Средства: компьютеры ПБ педагогов и учителей

когнитивный операциональный направленности субъектный

Элементарно-необходимый (ЭН) уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наличие

знаний о возможностях ПЕ в рамках

технологий ЭН уровня

умение применять технологии ЭН уровня: создание блога; работа с сообщениями; работа со ссылками

желание расширить знания о ПБ для ведения деятельности; неосознанная технологичность

мобильность, ответственность; ИКТ-срамот-ность

Средне-достаточный наличие умение применять знаний о технологии СД возможно- уровня: размещение стяхПБв фото, еидсо; работа с доп. страницами, доп. панелью; доку-

рамках

техно логий СД уровня

ментами в облачном хранилище Google диск

(СД) уровень интерес углубить знания о ПЕ для увеличения возможностей в деятельности; стремление к технологичности

углубление качеств, комму-ника-бель-нос тъ; рефлексия

наличие

знаний о возможностях ПБ в рамках

техно логий ВТ уровня

Высоко-творческий (ВТ) уровень овладение ВТ технологиями создание форм, таблиц, презентаций; применение ЭН и СД технологий для систематизации материалов на ПБ

наличие

убеждения в реализации ПБ для деятельности других; склонность к технологичности

творчество, самореализация, саморазвитие

Корректируют ис действия :

Методы: консультация, беседа, _описание_

Средства: листы наблюдения, карты оценивания, карточка-алгоритм и др.

Создание КИМов анкеты, опросные листы, листы наблюдения, листы оценки

Методы диагностики беседа с педагогами, опрос, экспертирование ПБ педа- Критерии когнитивно-операциональный, направленности, субъектный

гогов, продуктов размещенных на страницах ПБ Показатели

ЕШ

Уровни сформированное™ ПТГ педагога низко-отрицающий, элементарно-необходимый, средне-достаточный, высоко-творческий

Оценочно-корректирующий блок 1

Этапы диагностики

1. Организация Подбор и создание днатностн-'_ческнх материалов_

2. Осуществление Проведение мероприятий

3. Анализ Анализ полученных данных

4. Интерпретация Толкование данных в соответ-_ствии с уровнями_

Функции: диагностическая

Результат: сформированная ПТГ педагога к работе ПБ

Рис. 2. Модель формирования профессионально-технологической готовности педагога

к работе с персональным блогом

ЧИППКРО

1. МЕТОДЫ ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО БЛОГА (ПБ) (процесс самостоятельного изучения педагогами собственных персональных слогов и блогов коллег для достижения поставленной цели)

X

ПБ учителей-коллег

2

Г1Б педагога

I

Метод дегустационного эксиертирования (экспертиза инновационных продуктов (персональных блогов и материалов, представленных на страницах) и деятельности других педагогов с целью оценки значимости/необходимости, оригинальности) Метод рефлексивного эксиертирования (дооформление, изменение и наращивание характеристик собственного блога, материалов, продуктов и др. на его страницах)

1 г 1 г

Целеполагающгш этап Процессуально-статистический этап Оценочный этап

Принятие решения

2. МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО БЛОГА (процесс изменения персонального блога педагогом с целью развития его содержания и объема, совершенствования взаимодействия работы его компонентов)

Метод апдейта ПБ (работа с контентом, изменение содержания)

1. Работа с сообщениями.

2. Работа с папками.

3. Работа с файлами.

4. Размещение видеоматериалов.

5. Размещение фотографий.

6. Размещение слайд-шоу

''Результат, апдейга ПБ '

Функционирующий ПБ за счет использования содержания

Метод апгрейда ПБ (работа со структурой ПБ, ее изменение, совершенствование, замена элементов)

1. Работа со страницами.

2. Работа с боковой панелью.

3. Работа с форматом сообщений.

4. Работа с шаблоном

Результат апгрейда ПБ

Функционально-развивающий ПБ за счет учета объема понятия

Метод реновации ПБ (работа по модернизации ПБ в целом, его апдейт+апгрейд)

2. 3.

4.

5.

Пересмотр концепции ПБ. Кардинальные изменения. Работа над возможным рассогласованием элементов и нарушением целостности структуры. Работа с шаблоном: Установление взаимосвязи компонентов

Результат реновации ПБ

Функционирующий и непрерывно-раз вив ающийся ПБ

Рис. 3. Комплекс методов работы с персональным блогом

Последняя осуществляется через инструменты, обеспечивающие получение обратной связи, присутствие на блоге которых становится главенствующим. В связи с этим методистом оказывается помощь педагогам в виде практико-ориентированных занятий, направленных на размещение средств получения фидбэка (обратной связи). Результатом указанной деятельности становится наличие активных средств, позволяющих взаимодействовать субъектам образовательного процесса между собой, запрашивать дополнительную информацию у педагога и, тем самым, способствовать обогащению образовательной среды собственным участием. Указанное положительно влияет на разработанную модель и проявляется в самостоятельном освоении учителем более высоких уровней технологий через его работу с обучающими материалами.

Второе условие - организация дистанционной поддержки педагогов в процессе работы с персональным блогом - направлено на оказание методистом опосредованного недирективно управляемого содействия самостоятельному освоению педагогами персонального блога за счет создания и обеспечения функционирования методистом особого пространства, в котором им же органично объединены техническая, методическая и организационно-административная стороны данного процесса. Указанные стороны прослеживаются в создании методистом соответствующих по содержанию и целям материалов, отвечающих логике последовательного освоения технологий работы с блогом, принципам обучения взрослых и т. д. (методическая сторона); размещении материалов для их максимально результативного пользования педагогами, обеспечении синхронного и асинхронного взаимодействия и т. д. (техническая сторона); отведении места на блоге методиста; организации материалов и их упорядочении в соответствии с иерархией овладения технологиями работы с бло-гом, внесении корректив для более эффективного осуществления деятельности педагогов, упорядочении взаимодействия между субъектами деятельности, установлении режима их общения и т. д. (организационно-административная сторона).

Третье условие - активизация процесса творческой самореализации педагогов и распространение продуктивного опыта использования персонального блога - направлено на увеличение активности педагогов в вопросах популяризации собственной эффективной и

полезной практики пользования собственным блогом.

Для реализации условия необходимо предоставить возможности педагогам для творческой самореализации и распространения ими продуктивного опыта.

Под указанным мы подразумеваем мероприятия, целью которых является анализ собственного опыта использования персонального блога, умение представить его, высвечивая новизну, оптимальность, целесообразность, результативность применения и внедрения в массовую практику и др., а также подготовка коллегам рекомендаций, вспомогательных материалов и др.

Организация названного может быть выражена следующими формами: участием учителей в методических советах, проблемных семинарах и практикумах, организованных как методистом для учителей, так и самими учителями для своих коллег.

Кроме этого, это могут быть: школа передового опыта учителей, дебаты, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, проведение открытых и показательных уроков, семинаров, веби-наров, онлайн-встреч, проводимыми учителями для коллег.

Выделенная совокупность мероприятий дополняется написанием статей педагогами, обобщением опыта деятельности, выступлениями на конференциях и др., основной целью которых является активизация рефлексивных умений собственной деятельности, изучение опыта деятельности коллег, оценка личных достижений и достижений других педагогов, распространение опыта, обучение и просвещение коллег, оказание им помощи в вопросах образования в целом и методики преподавания конкретного предмета с использованием персонального блога в частности.

Реализация модели и условий в ходе проведения опытно-экспериментальной работы (образовательные организации, задействованные в эксперименте, - №№ 52, 95, 97, 115 г. Челябинска; общее количество участвовавших педагогов - 85 человек, где: КГ - 18 человек, ЭГ1 - 17 человек, ЭГ2 -22 человека, ЭГ3 - 28 человек) показала: наиболее существенные позитивные изменения распределения педагогов по уровням сформированности произошли в ЭГ3 (рис. 4, 5). В данной группе реали-зовывалась модель и комплекс педагогических условий.

ЧИППКРО

высокотворческий уровень

средне-

д о статочный

уровень

элементарно-не обходимый уровень

ш низ ко -отрицающий

Рис. 4. Распределение педагогов по уровню сформированности профессионально-технологической готовности к работе с персональным блогом.

Нулевой срез (количество чел.)

Таким образом, процесс формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом является результативным при реализации разработанной модели и комплекса педагогических условий, ведет к приращению когнитивного, операционального, личностного компонентов и компонента направленности в структуре профессионально-технологической готовности педагога, а значит, может быть внедрен в практику образовательных организаций в качестве основного направления повышения квалификации педагогического коллектива, а также в качестве работы школьного методического объединения, районного и/ли городского учебно-методического центра, института переподготовки педагогических кадров и повышения их квалификации.

Библиографический список:

1. Лекция 35. Профессиональная готовность специалиста. Понимание и виды профессиональной готовности специалиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studme.org/ 181504095557/psihologiya/professionalnaya_gotovno st_spetsialista (дата обращения: 27.05.2017).

2. Скрипкина Ю. В. Новые подходы к развитию коммуникативных компетентностей учащихся: образовательный потенциал социальных сетей и блогов [Электронный ресурс] / Ю. В. Скрипкина. - Режим доступа: http://

высокотворческий уровень

S' средне-д о статочный уровень

элементарно-не обходимый уровень

% низ ко -отрицающий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Распределение педагогов по уровню сформированности профессионально-технологической готовности к работе с персональным блогом.

Контрольный срез (количество чел.)

www.eidos.ru/journal/2011/1023-09.htm (дата обращения: 27.05.2017).

3. Сысоев П. В. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 2-9.

4. Дюкачева Т. Персональный сайт педагога как средство формирования и повышения уровня ИКТ-компетентности / Т. Дюкачева // Учитель. - 2013. - № 3. - С. 56-59.

5. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации [Электронный ресурс] / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php? aid=102 (дата обращения: 27.05.2017).

6. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

7. Исакова С. Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Н. Исакова. - Нижний Новгород, 2005. - 258 с.

8. Крюков М. П. Формирование технологических компетенций будущих специалистов-техников на основе задачного обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. П. Крюков. - Астрахань, 2011. - 183 с.

References:

1. Lection No. 35. Technological readiness of the specialist. Undertanding and types of the technological readiness of the specialist [Profession-al'naja gotovnost' specialista. Ponimanie i vidy professional^ gotovnosti specialista]. Access mode: http: //studme.org/181504095557/psihologiya/profe ssionalnaya_gotovnost_spetsialista (accessed date: 05/27/2016).

2. Scripkina U. V. New approaches to the development of the students' competences though blogging [Novye podhody k razvitiju kommunikativnyh kom-petentnostej uchashhihsja: obrazovatel'nyj potencial social'nyh setej i blogov] Web journal «Eidos», access mode: http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-09.htm (accessed date: 05/27/2016).

3. Sisoev P. V. Modern web resources in the foreign language learning [Sovremennye uchebnye Internet-resursy v obuchenii inostranno-mu jazyku] / Foreign languages at school, 2008, No. 6, pp. 2-9.

4. Dukachova T. Personal site of the teacher as a development tool for his IT competence [Person-al'nyj sajt pedagoga kak sredstvo formirovanija i povyshenija urovnja IKT-kompetentnosti], 2013, No. 3, pp. 56-59.

5. Bim-Bad B. M., Petrovskiy A. V. Education in socialization context [Obrazovanie v kontekste socializacii]. Access mode: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/artide_fun.php?aid=102 (accessed date: 05/27/2016).

6. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogical research: content and results presentation [Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov], Chelyabinsk: RBIM, 2010.316 p.

7. Isakova S. N. The formation of students' readiness in pedagogical college to use the IT-technologies in their profession: Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences [Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k ispol'zovaniju informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v profession-al'noj dejatel'nosti], Nizhniy Novgorod, 2005. 258 p.

8. Krukov M. P. The formation of technological competence of the future technical specialists on the base of task education: Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences [Formirovanie tehno-logicheskih kompetencij budushhih specialistov-tehnikov na osnove zadachnogo obuchenija], Astrakhan, 2011.183 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.