программы являются результаты лицензирования и аккредитации. Таким образом, мы предполагаем, что работа в данном направлении поможет подготовить специалистов вуза различных категорий к аккредитации образовательных учреждений, которая в тоге будет представлять собой особый вид поиска и профессиональной подготовки, предполагающий развитие профессионально-педагогической культуры педагогов и администрации, развитие образовательного учреждения, а значит, и средство управления качеством образования.
Литература
1. Боженко, О.П. Аттестация образовательных учреждений как средство управления качеством образования: дис. ... канд. пед. наук / О.П. Боженко. - Калининград, 2006.
2. Денисова, О.П. Психологическая и профессиональная готовность специалистов к аттестации вуза / О.П. Денисова // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3. - С. 105 - 110.
3. Конев, B.C. Курс «Философия образования (культу-рантропологический аспект)» / B.C. Конев. - Самара, 1996.
4. Кузьмина, Н.В. Понятие «Педагогическая система» и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980.
5. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Официальные документы в образовании. - 2005. - № 13. - С. 76 - 77.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 2000. - Т. 1.
7. Самсонов, Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. Научно-методическое пособие для работников органов управления в образовании и образовательных учреждениях / Ю.А. Самсонов. - М., 2000.
8. Стратегия и тактика управления качеством образования: Методическое пособие / В. Н. Нуждин [и др.]. -Иваново, 2003.
9. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П.И. Третьяков. - 2004.
10. www.obmadzor.gov.ru
11. www.newseducation.ru
УДК 372.881.161.1
О.В. Дорфман
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Пономарева МОДЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧЕТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается модель художественной речетворческой деятельности учащихся на этапах восприятия, воспроизведения и продуцирования художественного текста.
Художественная речетворческая деятельность, художественный текст, восприятие, воспроизведение, продуцирование.
The paper considers the model of an artistic speech activity of pupils at the stages of perception, reproduction and production of an artistic text.
Artistic speech activity, artistic text, perception, reproduction, production.
- соотносить замысел автора с его художественной речевой реализацией.
На этапе воспроизведения нам представляется возможным развитие следующих ХРС учащихся:
- излагать текст в соответствии с авторским замыслом;
- воспроизводить текст в соответствии с композиционной формой;
- излагать текст, используя потенциал его образных средств;
- воспроизводить текст, используя образные средства в соответствии с их местом в замысле автора;
- излагать текст в соответствии с направленностью авторских ассоциаций;
- излагать текст в соответствии с художественной реализацией замысла.
При продуцировании художественного текста необходимо развивать следующие ХРС учащихся:
Художественная речетворческая деятельность -это деятельность по восприятию, воспроизведению и продуцированию художественных текстов, направленная на развитие художественных речетворческих способностей (ХРС) учащихся. ХРС заключаются в способностях воспринимать готовый, созданный мастерами слова художественный текст, воспроизводить его и продуцировать на его основе собственный. На каждом из этапов речетворческой деятельности развиваются определенные ХРС. Так, на этапе восприятия целесообразно развивать следующие ХРС учащихся:
- определять замысел автора;
- выявлять композиционную форму текста;
- находить образные средства в тексте;
- определять место образных средств в замысле автора, в образной системе художественного текста;
- выявлять направленность авторских ассоциаций в тексте;
- создавать замысел текста;
- выбирать композиционную форму воплощения замысла;
- использовать образные средства в тексте, отбирая их в соответствии с замыслом;
- создавать образные средства, адекватные замыслу, используя образный потенциал слова;
- направлять ассоциации в тексте по адекватному замыслу руслу;
- совершенствовать текст, приводя его в полное соответствие с замыслом.
Каждый этап художественной речетворческой деятельности обладает своими особенностями. Восприятие речи - это сложный процесс, представляющий собой «свертывание речевого произведения к исходной (ядерной) речевой схеме, образующейся во внутренней речи и передающей глубинную смысловую структуру текста» [4, с. 89]. По мнению Н.С. Болотновой, текст есть продукт речемыслительной деятельности, реализующей определенное коммуникативное намерение, концептуально отражающий один из фрагментов его языковой картины мира. С точки зрения автора, с точки зрения читателя, текст -это объект познавательной деятельности, имеющий коммуникативно и концептуально значимую информацию, репрезентированную лингвистически [2, с. 133]. Оба аспекта коммуникации (восприятие и порождение) основаны на языковой способности и компетенции автора и читателя. Несомненно, что каждый читатель «вычитывает» из текста несколько разное содержание, несмотря на информативность текста.
И.Р. Гальперин предлагает различать три вида информации в тексте: содержательно-фактуаль-ную (СФИ), содержательно-концептуальную (СКИ), со-держательно-подтекстовую (СПИ) [3, с. 28]. На наш взгляд, в процессе восприятия художественного текста учащиеся воспринимают именно СФИ, содержащую сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем мире, действительном или воображаемом. СФИ эксплицитна по своей природе, она всегда выражена вербально. По методической терминологии СФИ - это тема, а СКИ - основная мысль текста. Таким образом, для реципиента наиболее важной задачей становится выявление именно этих двух видов информации: на этапе восприятия -СФИ, на этапе воспроизведения - СКИ.
В процессе восприятия текст рассматривается комплексно, ведущим механизмом выступает ком-плексирование, трактуемое как способность к расширению словаря, арсенала грамматических моделей, типов текстов. Комплексирование - это накопление речевого опыта. Следовательно, первый этап художественного речетворчества позволяет, восприняв художественное слово, обогатить свой речевой опыт, воспользовавшись образцами словесности.
Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную (оперативную) память. Несмотря на видимую репродуктивность дея-
тельности, воспроизведение - это активный, творческий процесс, связанный с реконструкцией воспроизводимого материала, которая зачастую приводит к искажению исходного текста. Если на этапе восприятия художественного произведения учащиеся оценивают содержательно-фактуальную информацию (СФИ), то на этапе воспроизведения происходит выявление содержательно-концептуальной информации (СКИ). СКИ присуща текстам разных функциональных стилей, в художественных же текстах СКИ представляет собой авторский замысел и его содержательную информацию. Воспроизведение текста в соответствии с авторским замыслом и является одной из основных задач изложения как вида текстовой деятельности. СКИ служит для передачи понимания автором отношений между явлениями, их значимости. Такая информация представляет собой творческое переосмысление концептов, представляемых писателем в созданном его воображением мире. Этот мир приближенно отражает объективную действительность в ее реальном воплощении. СКИ не всегда выражена с достаточной ясностью, поэтому дает возможность разных толкований. Эта информация может быть различно интерпретирована, так как она, как правило, имплицитна, т.е. вербально не утверждается. На этом основании И.Р. Гальперин считает содержательно-концептуальную, глубинную информацию, лишь опосредованно выявляемую в содержа-тельно-фактуальной, категорией преимущественно художественных текстов [3, с. 34], т.е. СКИ сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ. Это выводит нас на уровень концептуализации, которая интерпретируется в современной лингвистике как «некоторый «сквозной» для разных форм познания процесс структуризации знаний и возникновения разных структур представления знаний из неких минимальных концептуальных единиц» [6, с. 15]. Концептуализация - это «процесс образования и формирования концептов в сознании, осмысление новой информации, ведущей к образованию концепта» [1, с. 19]. Сознание человека, выделив в объективной или субъективной (мысленной) действительности некоторую отдельную область, сферу, осмысляет ее, выделяя ее отличительные признаки и подводя ее под определенный класс явлений. Это и является концептуализацией. Результат концептуализации - концепт, мысленное отражение выделенных признаков данной области, выступающей денотатом концепта, то есть той реальной сферой, которая нашла в концепте мыслительное отражение.
Различные способы воспроизведения художественного текста помогают активизировать творческую работу учащихся, сделать их «соавторами», помочь почувствовать сопричастность к созданию образца художественного слова. За счет воспроизведения происходит обогащение словарного запаса, позднее многие слова, словосочетания, фразы, крылатые выражения переходят в активный словарь ученика. Таким образом, происходит обогащение памяти учащихся лучшими образцами словесности, которые мы находим в художественных текстах.
Обогащенный активный словарь ученика, в свою очередь, поможет им выразить свои мысли полнее, точнее, красочнее, что, безусловно, оказывает непосредственное воздействие на развитие речетворческих способностей.
Очень важной оказывается работа учителя на этапе продуцирования учениками собственного текста. Предложить верный оттенок темы, открыть выход в речетворческую деятельность учащихся, заинтересовать их, создать мотивацию художественного речетворчества - вот его основные задачи. Учитель должен быть направляющим, поддерживающим творческий поиск, а не требующим лишь безукоризненно выполненной в грамматическом отношении работы. Только тогда все этапы подготовки собственного художественного текста - от подготовки материала до совершенствования написанного текста
- смогут обеспечить высокую самостоятельность учащихся, создавая условия для речетворчества.
Выявленная на этапе восприятия содержательно-фактуальная информация (СФИ) на этапе воспроизведения проявляется как содержательно-концептуальная информация (СКИ), а на этапе продуцирования представлена содержательно-подтекстовой информацией (СПИ). СПИ обусловлена тем, что добавляется скрытая информация, исходящая из модели данного объекта. Подтекст сосуществует с вербальным выражением и сопутствует ему, запланирован и реализуется автором текста; это своего рода «диалог» между содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной разновидностями информации. По И.Р. Гальперину [3, с. 35], целесообразно различать СПИ двух видов: ситуативную и ассоциативную. Ситуативная СПИ возникает в связи с фактами, событиями, ранее описанными в целом произведении. Ассоциативная СПИ не связана с фактами, описанными ранее, а возникает в силу свойственной сознанию привычки связывать изложенное вербально с накопленным личным или общественным опытом. Ассоциативная СПИ сравнительно с ситуативной более эфемерна, размыта и неопределенна. Если учащиеся пишут изложение с продолжением, то чаще всего вступает в действие ситуативная СПИ, если предполагается речетворческая деятельность по созданию собственного текста - ассоциативная. Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую информацию. Подтекст всегда имплицитен. Он присутствует не во всех текстах. Поэтому данный вид информации является факультативным в отличие от первых двух основных видов.
Если этапу восприятия свойственен уровень ком-плексирования, этапу воспроизведения - концептуализации, то на этапе продуцирования текста учащиеся находятся на уровне категоризации. Результаты преломления действительности упорядочиваются через распределение их по некоторым более или менее четко сформированным группам - категориям, а «процесс опознавания воспринимаемых сущностей или осмысления новых сущностей через отнесение их к уже имеющимся группам, характеристики членов которых приписываются этой новой сущности и
учитываются на разных уровнях осознаваемости как выводное знание, называют категоризацией» [5, с. 98].
Следовательно, в процессе художественной речетворческой деятельности учащиеся работают со всеми видами информации (от восприятия СФИ, воспроизведения СКИ к продуцированию СПИ) и находятся на разных уровнях обобщения: уровень ком-плексирования, уровень концептуализации, уровень категоризации. Успешность художественной речетворческой работы на этапе восприятия обусловливает продуктивность деятельности на этапах воспроизведения и продуцирования: воспроизведение текста становится доступнее, если понятен авторский замысел; после речетворческого анализа способов реализации замысла текста учащимся становится понятнее и обратная работа - от замысла к его воплощению.
Таким образом, модель художественной речетворческой деятельности может быть представлена в виде следующей схемы (см. рисунок), отражающей ХРС на каждом из ее этапов: восприятия, воспроизведения и продуцирования. Так, на этапе восприятия: через определение авторского замысла - выявление композиционной формы - нахождение образных средств и определение их места в замысле -выявление направленности авторских ассоциаций -учащиеся находят способы реализации авторского замысла, оперируя содержательно-фактуальной информацией (СФИ) на уровне комплексирования. На этапе воспроизведения: от воспроизведения авторского замысла - изложения текста в соответствии с его композиционными особенностями - отражения образных средств в соответствии с их местом в замысле автора - воссоздания направленности авторских ассоциаций - к воспроизведению текста в соответствии с авторской реализацией замысла при анализе содержательно-концептуальной информации (СКИ) на уровне концептуализации. На этапе продуцирования: от создания собственного замысла - выбора композиционной формы - создания образных средств в соответствии с замыслом - направленности ассоциаций - к реализации собственного замысла, используя содержательно-подтекстовую информацию (СПИ) на уровне категоризации.
Продуцирование текста является высшей ступенью художественной речетворческой деятельности. Схема отражает этапы развития каждой художественной речетворческой способности (ХРС): от определения замысла автора - воспроизведения текста в соответствии с авторским замыслом - к созданию собственного замысла; от выявления композиционной формы предлагаемого художественного текста -его изложения в соответствии с особенностями композиционной формы - к выбору композиционной формы для собственного текста; от нахождения авторских средств выразительности и определения их места в замысле - их использовании в тексте изложения в соответствии с замыслом - к созданию собственных образных средств; от выявления направленности авторских.
Литература
1. Болдырев, Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 18 - 36.
2. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. - Томск, 2006.
3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М., 2008.
4. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М., 2004.
5. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику /
А.А. Залевская. - М., 1999.
6. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. - Минск, 2004.
УДК 378:37.032-057.875
В.В. Захарьящева, В.Л. Захарьящев, В.Н. Кабанец
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы современного технического образования, его роли в подготовке конкурентоспособного будущего специалиста и творческой личности.
Рассматривая личность студента как субъекта познавательной деятельности и взаимодействия в образовательном пространстве вуза, авторы отмечают, что современная высшая техническая школа, использующая современные образовательные технологии, имеет реальные возможности не только в формировании профессионализма деятельности, но профессионализма личности.
Инженер, интерес, индивидуальность, конкурентоспособность, личность, мотивация, модернизация образования, потребности производства, развитие, свобода, технологии, техническое образование.
The article considers topical issues of modem technical education, its role in training the competitive specialist and creative person. Considering the student’s personality as the subject of cognitive activity and cooperation in the educational space of the university, authors note that the modern high technical school using up-to-date educational technologies has real possibilities not only in formation of professionalism of the activity, but the personality as well.
Engineer, interest, individuality, competitiveness, personality, motivation, modernization of education, manufacturing needs, development, freedom, technologies, technical education.
Залогом развития благосостояния народа и процветания любого государства являются: высокие технологии, развитая высокотехнологическая промышленность, высокий уровень фундаментальных и прикладных исследований, уровень развития образо-
вания и культуры. Но состояние каждого общества, общественного строя зависит от многих условий. В частности, одним из факторов риска являются кризисы общественного развития. Как показывает практика, в преодолении кризиса в экономике нашего госу-