ББК 74.200.52 УДК 373
МОДЕЛЬ ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕЙСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
О. Б. Емельянов
МОУ Лицей № 1, г. Шадриной
В статье обосновывается актуальность создания модели предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов, соответствующей признакам гуманно ориентированного образования, рассматриваются требования к построению модели образовательного процесса, педагогические условия гуманно ориентированного содействия формированию готовности учащихся 8-9 классов к выбору профиля полного общего образования.
Современное предпрофильное обучение определяется как система дифференцированного обучения, позволяющая выстраивать учащимся образовательные маршруты на основе собственных интересов, склонностей и способностей и тем самым способствующая развитию самоопределения школьников в отношении продолжения образования и выбора профиля полного общего образования.
Введение предпрофильной подготовки в основной школе позволит решить следующие задачи:
- создать условия выпускникам основной школы для осознанного и ответственного выбора;
- предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности;
- обеспечить преемственность между основной и старшей школой, в том числе более эффективно подготовить выпускников основной школы к освоению программ профильной школы;
- расширить возможности социализации учащихся.
Исходя из задач предпрофильного обучения, необходимо обеспечить индивидуальную сферу развития каждого ученика. В связи с этим возникает проблема: как организовать образование учеников, как приблизить направление образования к их собственным траекториям?
Согласно содержанию и технологии системы предпрофильного обучения, учащиеся должны иметь возможность выбора индивидуального темпа обучения, опережения или
углубленного изучения отдельных курсов, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, самооценки своей деятельности и т.д. Поэтому мы поставили перед собой задачу спроектировать образовательный процесс в 8-9 классах таким образом, чтобы содействовать формированию готовности учащихся к выбору профиля полного общего образования. Решению поставленной задачи способствовало построение модели организации предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классах основной школы по оказанию гуманно ориентированного содействия учащимся в формировании готовности к выбору профиля полного общего образования.
Так как рассматриваемая нами организация образовательного процесса является искусственной системой, мы использовали системное обоснование модели. При построении модели образовательного процесса по оказанию гуманно ориентированного содействия формированию готовности мы опирались на следующие основания:
- понятие модели как системы элементов, воспроизводящей определенные стороны, связи, функции предмета исследования [1];
- основные требования, которым должна удовлетворять модель: непротиворечивость (на должна приводить к суждениям, которые могут оказаться одновременно истинными и ложными), полнота (выражает все истины рассматриваемой области), разрешимость (имеет в наличии такие эффективные процедуры, с помощью которых можно установить истинность или ложность вывода) [3];
50
Вестник ЮУрГУ, N2 9, 2006
Емельянов О.Б.
Модель гуманно ориентированного содействия формированию готовности учащихся...
- функциональную модель организации образовательного процесса [4];
- третье положение системного подхода, согласно которому при проектировании любой системы необходимо выделить определенные предпосылки (основания), в соответствии с которыми модель будет функционировать [3];
- первый постулат системно-синергетического подхода, согласно которому проектирование модели осуществляется с учетом свойств ее пользователей [3].
В нашем исследовании модель организации образовательного процесса в 8-9 классах основной школы по оказанию гуманно ориентированного содействия учащимся в формировании готовности к выбору профиля полного общего образования сориентирована на становление готовности учащихся к выбору профиля образования и представляет образовательную систему со следующими элементами:
- входная величина - выявленное состояние готовности учащихся 8-9 классов основной школы к выбору профиля полного общего образования;
- выходная величина - измененное (достигнутое) состояние готовности к выбору профиля полного общего образования;
- связующие компоненты - деятельность преподавателей и учащихся в учебнопедагогическом взаимодействии, оказание гуманно ориентированного содействия, направленные на становление проектируемой готовности к выбору профиля полного общего образования.
Проектируемое состояние готовности учащихся 8-9 классов основной школы к выбору профиля полного общего образования (ВППОО) способствует изменению выявленного ее состояния. Это влечет появление достигнутого уровня готовности, отличающегося от выявленного и приближенного к проектируемому. Поэтому выходные данные имеют обратную связь с исходными данными и их преобразованием.
Разработанная модель формирования готовности основывается на оказании гуманно ориентированного содействия учащимся 8-9 классов основной школы в выборе профиля полного общего образования.
Опираясь на существующие определения гуманно ориентированного содействия как особой педагогической деятельности - взаимодействия с учащимися, обеспечивающей
индивидуальное развитие учащихся в результате создания специальных условий образования, определим понятие гуманно ориентированного содействия формированию готовности учащихся 8-9 классов к выбору профиля полного общего образования. Гуманно ориентированное содействие - это деятельность преподавательского состава по организации форм и методов учебно-воспитательного процесса с целью оказания помощи (поддержки) учащимся 8-9 классов в профильном самоопределении.
Модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия формированию готовности учащихся 8-9 классов к выбору профиля полного общего образования, предполагает отбор форм и методов организации образовательного процесса в соответствии с изменением состояния готовности учащихся к выбору профиля.
На первом этапе формирования готовности учащихся к выбору профиля полного общего образования главный акцент делается на развитии мотивационного компонента готовности. В структуре модели главным элементом становится актуализация потребности учащихся в ВППОО.
Задача педагогов состоит в активизации деятельности учащихся 8-9 классов, актуализации опыта школьной профориентационной деятельности, формирования ценностного отношения к выбору профиля. Деятельность преподавателей должна быть направлена на подбор методов образования, в соответствии с потребностями учащихся продолжать образования на профильном уровне. Перечисленные аспекты деятельности преподавателей входят в гуманно ориентированное содействие формированию готовности учащихся 8-9 классов к выбору профиля полного общего образования.
Содержательно это происходит на основе формирования ценностного отношения к выбору профиля полного общего образования и опоры на личный опыт профориентационной деятельности в школе.
На следующем этапе становления готовности учащихся к ВППОО измененное состояние готовности к профильному самоопределению предыдущего этапа становится выявленным состоянием готовности к ВППОО, которое вновь влияет на отбор содержания образования и элементов деятельности учащихся, преподавателей профильных дисцип-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 8
51
Педагогика гуманно ориентированного образования
лин, на основе которых прогнозируется проектируемое состояние готовности к выбору профиля полного общего образования следующего этапа. В зависимости от уровня сформированнности готовности к выбору профиля образования, учащиеся 9 классов продолжают профильное самоопределение либо изучая два-три профиля, при низком или среднем уровне готовности, либо углубленно изучают один из профилей.
Анализ современного состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогичес-кой литературе и изучение современной педагогической практики позволили выделить следующие педагогические условия гуманно ориентированного содействия формированию готовности учащихся 8-9 классов к выбору профиля полного общего образования:
1) актуализация потребностей учащихся к выбору профиля полного общего образования;
2) личностно-ориентированная направленность отбора содержания, форм и методов организации образовательных процессов на обеспечение возможностей индивидуализации формирования и развития способностей учащихся к выбору профиля полного общего образования и самостоятельного его осуществления;
3) овладение общеучебными умениями и навыками;
4) опора на витагенный (жизненный) опыт учащегося.
Методы, используемые при формировании готовности учащихся 8-9 классов к выбору профиля полного общего образования, обусловлены иерархичностью ожидаемых результатов. Формы и методы призваны обеспечить возможность самоактуализации и соответствовать положениям гуманного образования. Отсюда вытекает использование продуктивных, проблемных и поисковых методов, а также профильных проб, моделирующих элементы конкретного вида образовательной деятельности (завершенный процесс) и способствующих сознатель-
ному, обоснованному выбору профиля полного общего образования.
На всем протяжении гуманно ориентированного содействия формированию готовности учащихся 8-9 классов к выбору профиля полного общего образования необходима постоянная корректировка используемых форм и методов организации образовательного процесса в зависимости от данных, полученных на каждом этапе становления готовности учащихся к ВГТПОО.
В заключение необходимо отметить, что все этапы гуманно ориентированного содействия формирования готовности к выбору профиля полного общего образования были логически взаимосвязаны и каждый этап являлся соответствующим продолжением предыдущего, опирался на достигнутые результаты. Поэтапность проявлялась в организации учебного материала, в применении средств формирования готовности, и в овладении умственными действиями педагогического анализа. Гуманно ориентированное содействие формированию готовности учащихся к выбору профиля полного общего образования осуществлялось с учетом уровня развития способности к данной деятельности каждого учащегося, что позволило сделать его конкретным по отношению к каждому обучаемому.
Литература
1. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / Ю.К Бабанский, В.И. Журавлев, В.Н. Розов, и др.; под ред. В.И Журавлева. - М: Просвещение, 1988. -239 с.
2. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков -М.: ВЛАДОС, 2002. - 336 с.
3. Методы педагогических исследований в высшей школе: научно-методический сборник по материалам семинара вузов Поволжья. - Уфа: Изд-во УГУ, 1976. -184 с.
4. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
52
Вестник ЮУрГУ, № 9, 2006