УДК 37.017
МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Ирина Владимировна Вагнер Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова ФГНУ «Институт семьи и воспитания Российской академии образования»
экологическая этика, гуманитарно-экологическое образование, экологическая культура, высшее образование
Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально- и психологопедагогических факультетов, направлена на развитие у них экологической культуры; создание условий для освоения будущими педагогами содержания и методики гуманитарно-экологического образования школьников.
MODEL OF HUMANITARIAN-ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR STUDENTS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL SPECIALIZATIONS Irina Wagner
Sholokhov Moscow State University for the Humanities Institute for Family and Education of the Russian Academy of Education
environmental ethics, humanities and environmental education, environmental culture and higher education
The model of humanitarian-environmental education for students of social- and psycho-pedagogical faculties, aims at the development of ecological culture; creation of conditions for the mastering of future teachers of the content and methods of humanitarian-environmental education of schoolchildren.
Необходимость специальной подготовки будущих педагогов к реализации Экологической этики как гуманитарного компонента экологического образования и воспитания, к развитию у школьников экологической культуры, духовно-нравственных основ отношения к природе, обусловлена объективными тенденциями современного этапа развития цивилизации, теории и практики экологического образования и воспитания. Технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами природы: потребляя, человечество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Осознание первопричины такого состояния окружающей среды привело специалистов разных областей знаний к заключению о том, что экологический кризис по сути своей носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. Это означает, что выход из него связан с переориентацией представлений современной молодежи о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе, с восприятия природы как утилитарной ценности, то есть с потребительской культуры на ценности экологической этики, гармоничного сосуществования природы и общества,
коэволюции, устойчивого развития.
Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания, представлений на фоне тревожной динамики экологического опыта. В настоящее время доминирование идеологии природопользования, потребления в экологическом образовании противоречит необходимости кардинального культурологического, аксиологического переворота в отношения современного человека к природе, утверждении нравственного императива его взаимодействия с природой, экологизации духовной культуры человека и одухотворению взаимодействия человека с природой.
Экологическая культура - многоаспектное масштабное понятие, в которое разные авторы вкладывают разное содержание. Общим является определение сущности экологической культуры в противопоставлении ее деструктивному поведению в природе, хищническому отношению к природным ресурсам. Однако необходимо рассматривать сущность экологической культуры не столько с позиций «хорошо - плохо», но проанализировать, и прежде всего, в аксиологическом плане, какое качество экологической культуры может быть принято за «хорошо». Необходимо различать, как минимум, два контекста: экологическую культуру, трактуемую с позиций потребления - т.е. тип потребительской экологической культуры, которая формируется в контексте грамотного использования природных ресурсов и экологическую культуру как гармоничное сосуществование человека и природы, признание природы как равновеликой ценности.
Опасным проявлением современного этапа экологического кризиса является не только сам факт участившихся экологических катастроф, а то, что эти экологические катастрофы в совокупности становятся экологическим опытом подрастающего поколения, точкой отсчета их представлений об «экологической норме, благополучии». Экологический опыт современного ребенка перенасыщен негативными примерами взаимодействия человека и природы. Экологическое образование, которое идет по пути воспитания «от противного», демонстрации того, «как нельзя обращаться с природой» идет в никуда, так как количество негативного экологического опыта ребенка ведет не столько к формированию у него готовности к продуктивной экологической деятельности, сколько к искажению понятия «экологической нормы», «экологического благополучия». Другим проявлением экологического кризиса является тенденция отчуждения ребенка от природы. Между ребенком и живой природой непреодолимо красочной, информативной, комфортной и мертвенно-искусственной стеной встает цивилизация. Усиление негативного экологического опыта вместе с отчуждением человека от природы получает закономерное продолжение в тревожной тенденции развития экологического образования в контексте экологической безопасности. Такое экологическое образование акцентирует на привитии ребенку навыков обеспечения своего личного экологического благополучия в отдельно взятой экосистеме «я - мир» и способствует укреплению в его сознании представлений об экологическом благополучии как защите от последствий антропогенного влияния на природу. В такой логике непросто найти место для формирования ценностного отношения к природе, т.к. она в данном случае - не жертва человеческого эгоизма, а источник зла, опасности, нечто враждебное человеку. Измерение степени загрязненности воды, атмосферы, почвы, широко практикуемое в современных экологических программах, приведет любого здравомыслящего человека к желанию защитить себя, свое здоровье от воздействия этой воды, атмосферы и почвы. Нужен прочный мостик, по которому ребенок дойдет до культуры гармонии с природой, признания ее самоценности и осознания необходимости защитить природу от антропогенного воздействия ради природы и ради того, чтобы не доводить до абсурда бегство цивилизации от экологического бумеранга. Таким мостиком должно стать гуманитарное экологическое образование.
Подготовка будущих педагогов к реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания необходима для того, чтобы
обеспечить формирование у детей знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; экокультурных ценностях и эколого-эстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран, знаний о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; навыков реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе. Гуманитарное экологическое образование будет формировать у детей потребность в диалоге с живой природой, которое расширит опыт наблюдения живой природы, обеспечит формирование эмоциально-чувственного отношения к природе.
Реализация настоящей модели направлена на подготовку будущих педагогов к формированию у детей экологически развитой эмоционально-чувственной сферы, способности к переживанию и стремления к постижению чувства гармонии с природой, наслаждения ее красотой, сострадания, сочувствия ей в трагичных ситуациях, воспитания у детей и молодежи активной нравственно-экологической позиции.
Подготовка студентов по данной образовательной программе позволит им реализовать потенциал изобразительного искусства, литературы, музыки в экологическом образовании, что в свою очередь поможет ребенку в формировании позитивной картины природы, подлинных представлений о гармонии с ней, ее неповторимости, эстетической ценности. Курс ориентирует будущих педагогов на формирование у детей опыта соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретации эмоционального опыта в различных видах творческой деятельности; оценки и самооценки с этических позиций поведения человека в природе, отношения его к окружающему миру; анализа экокультурной ситуации и субъективного отношения человека к окружающей среде; проектирования моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, эколого -эстетическим идеалам и этическим принципам взаимодействия с природой.
Гуманитарная экология, востребовавшая богатый потенциал гуманитарных областей знания в экологическом воспитании, позволит обеспечить формирование у детей такой экологической культуры, которая будет означать их переориентацию с позиций природопользования на позиции гармонии взаимодействия человека и природы, единство экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности. Достижение этого результата возможно лишь при условии сформированности у педагогов соответствующей педагогической и нравственно-экологической позиции личности, системы воспитательных и экологических ценностей, на что направлена настоящая модель гуманитарно-экологического образования студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей.
Модель носит алгоритмический характер, что означает выстроенную в ней логическую взаимосвязь инвариантных линейных модулей, развитие которых осуществляется посредством интеграции содержательных и структурно-функциональных модулей образовательного процесса.
Модуль "Целеполагание"
Цель. Гуманитарно-экологическое образование студентов социально-педагогических и социально-психологических специальностей направлено на развитие у них экологической культуры личности; создание условий для освоения будущими педагогами содержания и методики реализации гуманитарно-экологического образования учащихся разного возраста; акцентирование внимания на необходимости переориентации учащихся с ценностей потребительской культуры на ценности экологической этики как основы формирования у них культуры отношения к природе; развития профессионально-экологической компетентности, готовности к реализации экокультурных ценностей и активной социально-экологической позиции в профессиональной деятельности.
Предполагаемые результаты гуманитарно-экологического образования.
3.1. Профессиональные компетенции, включающие в себя способность:
ПК1 междисциплинарная компетентность в области развития экологической культуры личности, интегрирующей знания в области философии, экологии человека, социальной экологии, экологической культурологи, экопсихологии, экопедагогики;
ПК2 социально-экологическая и эколого-этическая компетентность в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира;
ПК3 социально-педагогическая компетентность в области теории и методики гуманитарно-экологического образования и воспитания.
3.2. Владение философско-педагогическими основами гуманитарно -экологического образования, экологического воспитания школьников; теоретическими подходами к проектированию процесса гуманитарно-экологического образования; опытом моделирования экологического воспитания; профессиональными навыками педагогической деятельности по формированию у учащихся гуманитарно-экологических знаний, эмоционально-нравственного отношения к природе, навыками социально-экологической деятельности; представлениями о предмете и основных идеях экологической этики; знаниями в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарно-экологического образования; оценки результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности.
3.3. Умения проектировать содержание гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; реализовывать воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании экологической культуры учащихся; развивать их экологический опыт; формировать пространство экологических инициатив учащихся; стимулировать их социально-экологическую деятельность; контролировать результаты гуманитарно-экологического образования, развития у учащихся нравственно-экологической позиции; реализовывать на практике современные формы, технологии и методы эколого-этического образования и воспитания.
3.4. Знание стратегических приоритетов государственной политики в России в области устойчивого развития, экологического образования и формирования в обществе экологических ценностей; основные положения ведущих международных стратегий в области экологического развития; ведущих документов и теоретических концепций, определяющих состояние и направления развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержания федеральных государственных образовательных стандартов, обусловливающего возможности формирования экологической культуры учащихся.
3.5. Сформированность воспитательной эколого-этической позиции; эколо-педагогической культуры, ценностного отношения к природе, мотивации к реализации ценностей экологической этики в профессиональной, воспитательной и социально-экологической деятельности.
Модуль "Содержание" (кооперация содержательных модулей)
Содержание модели структурировано по 5 тематическим модулям, рассчитанным на последовательное освоение студентами и слушателями теории и методики формирования у детей и молодежи культуры отношения к природе на основе ценностей экологической этики.
I. Стратегические приоритеты государственной социально -экологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе.
II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и экологоэтического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.
III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Технологии формирования у учащихся
культуры отношения к природе.
IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания.
V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики"
Характеристика содержания модулей
Содержательный модуль I: Стратегические приоритеты государственной социальноэкологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе.
Содержание первого модуля программы ориентировано на формирование у педагогов представлений о современной философско-экологической картине мира, сущности и развитии идей экологической этики, определяющем значении экологической этики в формировании системы экокультурных ценностей, ее аксиологической роли в становлении экологической культуры личности.
Реализация первого модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области философско-педагогических основ, теоретических подходов к организации гуманитарно-экологического образования, экологического воспитания школьников; междисциплинарной компетентности в области развития экологической культуры личности, интегрирующей знания в области философии, экологии человека, социальной экологии, экологической культурологи, психологии, экопедагогики.
В рамках первого модуля рассматриваются следующие вопросы: Становление и развитие экологической этики как философско-экологического мировоззрения. Эколого-этические учения отечественных и зарубежных философов. Развитие экологических идеалов в отечественной и зарубежной культуре. Этика благоговения перед жизнью. Идеи русского космизма и ноосферы. Экологическая культурология. Экологическая этика в структуре философско-педагогического знания. Аксиологические функции экологической этики как основы процесса формирования у учащихся отношения к природе. Культурологический подход к экологическому образованию. Этнопедагогические основы экологического воспитания. Идеи коэволюции природы и общества, холизма, антропокосмизма как теоретико-методологические основы гуманитарно-экологического образования и воспитания. Зарубежные концепции экопедагогики. Феномен экологической культуры: экологическая культура как новый уровень взаимодействия общества и природы, компонент общей культуры личности. Природа как ценность культуры. Концепция устойчивого развития. Стратегия образования для устойчивого развития.
Содержательный модуль II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.
Содержание второго модуля программы ориентировано на формирование у педагогов представлений о содержании педагогического процесса, гуманитарно-экологического образования, его основных направлениях, инвариантных и вариативных составляющих, подходах к проектированию и реализации; принципов отбора содержания образования, имеющего особое значение для воспитания экологической культуры; о содержании процесса экологического воспитания как совместной деятельности детей и взрослых, содержания детских социальноэкологических инициатив, создания условий для формирования у учащихся позитивного экологического опыта.
Реализация второго модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарноэкологического образования; развитие умений и навыков проектирования педагогического процесса, создания организационно-методических условий для эффективной реализации гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания, проектирования пространства детских экологических инициатив.
В рамках второго модуля рассматриваются следующие вопросы: Содержание экологического образования и воспитания. Экологический опыт обучающегося как цель и результат воспитания. Воспитательный потенциал содержания экологического образования. Воспитательный потенциал содержания гуманитарного образования (литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, потенциал уроков русского и иностранного языка, гуманитарных программ дополнительного образования) в формировании представлений об экологической этике, культуры отношения к природе. Содержание этнопедагогического компонента гуманитарно-экологического образования и процесса воспитания экологической культуры личности. Создание условий для формирования у учащихся духовно-нравственных основ отношения к природе, ценностей экологической этики, расширения эмоционального опыта взаимодействия с природой, навыков реализации ценностного отношения к природе в социальноэкологической деятельности.
Содержательный модуль III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Технологии формирования у учащихся культуры отношения к природе.
Содержание третьего модуля программы ориентировано на формирование у педагогов знаний в области методики гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания; представлений о формах и методах гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся, моделировании процесса реализации содержания экологического воспитания, методических основах и требованиях к технологиям экологической этики, видах социально-педагогических технологий, реализуемых в системе эколого-этического образования и воспитания, механизмах социального партнерства, направленных на формирование пространства социально-экологических инициатив учащихся.
Реализация третьего модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарноэкологического образования; развитие умений и навыков проектирования педагогического процесса, создания организационно-методических условий для эффективной реализации гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания, проектирования пространства детских экологических инициатив.
В рамках третьего модуля рассматриваются следующие вопросы: Методические основы экологической этики как гуманитарного и воспитательного компонента экологического образования. Технологии проектирования и моделирования процесса гуманитарно -экологического образования и эколого-этического воспитания. Модели и механизмы реализации содержания гуманитарно-экологического образования и процесса формирования учащихся культуры отношения к природе. Применение проектных, игровых, арт -технологий в совместной социально-экологической деятельности учащихся и педагогов образовательного учреждения. Применение этнопедагогических средств, организация исследовательской, познавательной, природоохранной, трудовой, творческой, художественной, литературной, информационной деятельности учащихся в процессе гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Экологическая этика в экологическом краеведении. Организация творческих конкурсов, тематических дней, длительных игр, выставок, профильных объединений учащихся по экологической этике (Экологический театр, студия экодизайна,
экологический пресс-центр и др.).
Содержательный модуль IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого -этического воспитания.
Содержание четвертого модуля программы ориентировано на формирование у педагогов представлений о теоретических подходах к оценке результативности процессов экологического образования и воспитания, феномене экологической культуры личности, уровнях ее сформированности на разных этапах развития личности, экологической этике в структуре экологической культуры личности, видах экологического опыта учащихся, методических основах диагностики и развития экологической культуры; критериях и показателях сформированности у учащихся культуры отношения к природе, формах контроля и методах оценки результатов гуманитарно-экологического образования и условий, созданных для формирования у учащихся духовно-нравственных основ отношения к природе.
Реализация четвертого модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области теории и методики оценки результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности; навыков проектирования, контроля и оценки результатов гуманитарно-экологического образования, диагностики экологического опыта учащихся, уровня развития их нравственно-экологической позиции.
В рамках четвертого модуля рассматриваются следующие вопросы: Экологическая культура личности как результат образования и воспитания: критерии, показатели, уровни. Экологическая этика в структуре экологической культуры личности. Методы диагностики и развития у учащихся ценностного отношения к природе. Методы контроля и оценки гуманитарно-экологических знаний учащихся, их социально-экологической и экологоэтической компетентности. Экологический опыт личности: методы диагностики и развития. Виды экологического опыта (опыт наблюдения, ролевого взаимодействия, социально -экологической деятельности, эмоциональный опыт и др.). Критериально-оценочный аппарат экологической этики. Изучение нравственных установок учащихся по отношению к природе. Нравственно-экологическая позиция, ее уровни и проявления. Результаты социальноэкологической деятельности учащихся. Проявление этического отношения к природе в продуктах творческой деятельности. Методика анализа результатов творческой деятельности учащихся по мотивам природы. Инструментарий оценки условий, созданных в образовательном учреждении для формирования у учащихся культуры отношения к природе. Подходы к экспертизе программ экологического воспитания.
Содержательный модуль V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики". В программе практических занятий предусмотрены творческие и проектные мастерские, ориентированные на повышение у слушателей курсов педагогического мастерства, развитие навыков практической педагогической деятельности по реализации гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; посещение и проведение уроков экологической этики, внеурочных занятий по экологической этике, в центре дополнительного образования; внеклассных мероприятий в рамках процесса эколого-этического воспитания во внеучебное время.
Примерный учебно-тематический план реализации содержательных модулей модели
№ п/п Наименование модулей, разделов и тем всего часов В том числе:
Лекции Практические занятия (семинары), лабораторные работы Выездн ые занятия
1 2 3 4 5 6
Модуль I. Стратегические приоритеты государственной социально-экологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе. 14 12 2
Раздел 1. Г осударственная политика в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества.
Тема 1. Г осударственная политика в области устойчивого разбития, в области охраны окружающей среды. Экологические приоритеты стратегии 2020. 2
Тема 2. Государственная политика в области образования, приоритетные задачи модернизации экологического образования. 2
Тема 3. Государственная поддержка образования для устойчивого развития, деятельности общественных экологических организаций. 2
Раздел 2. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе.
Тема 1. Экологическая этика в структуре философско-педагогического знания. Становление и развитие экологической этики как философско-экологического мировоззрения 2
Тема 2. Экологическая культурология. Развитие экологических идеалов в отечественной и зарубежной культуре. Экологическая этика в этнокультурных традициях народов России и других стран. 2
Тема 3. Аксиологические функции экологической этики как основы процесса формирования у учащихся отношения к природе. 2
Тема 4. Экологическая этика как теоретикометодологическая основа гуманитарноэкологического образования и воспитания. 2
Модуль II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического 16 10 6
образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.
Раздел 1. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся.
Тема 1.Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Содержание гуманитарного компонента экологического образования. 2
Тема 2.Экологический опыт обучающегося как цель и результат воспитания. 2
Тема З.Воспитательный потенциал содержания экологического образования. 2
Тема 4.Основные направления, тематические модули содержания Экологической этики 2
Тема 5. Содержание этнопедагогического компонента гуманитарно-экологического образования и процесса воспитания экологической культуры личности. 2
Раздел 2. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.
Тема 1. Повышение и реализация потенциала гуманитарных дисциплин экологическом воспитании 2
Тема 2. Формирование у учащихся духовнонравственных основ отношения к природе в процессе изучении истории, русского и иностранного языка, средствами литературы, изобразительного искусства, музыки. 4
Модуль III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарноэкологического образования и экологоэтического воспитания. Технологии формирования у учащихся культуры отношения к природе. 18 8 10
Раздел 1. Методические основы экологической этики как гуманитарного и воспитательного компонента экологического образования.
Тема 1. Технологии проектирования и моделирования процесса гуманитарно-экологического образования и экологоэтического воспитания. 4
Тема 2. Модели и механизмы реализации содержания гуманитарно-экологического образования и процесса формирования учащихся культуры отношения к природе. 2
Тема 3. Применение этнопедагогических средств в эколого-этическом воспитании 2
Раздел 2. Технологии гуманитарноэкологического образования и формирования
культуры отношения к природе.
Тема 1. Применение арт-технологий в совместной социально-экологической деятельности учащихся и педагогов образовательного учреждения. 2
Тема 2. Применение проектных, игровых, в совместной социально-экологической 2
деятельности учащихся и педагогов образовательного учреждения. Экологическая этика в экологическом краеведении.
Тема 3. Организация исследовательской, познавательной, природоохранной, трудовой, творческой, художественной, литературной, информационной деятельности учащихся в процессе гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. 4
Тема 4. Организация творческих конкурсов, тематических дней, длительных игр, выставок, профильных объединений учащихся по экологической этике 2
Модуль IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания. 12 6 6
Раздел 1. Критериально-оценочный аппарат экологической этики.
Тема 1. Экологическая культура личности как результат образования и воспитания: критерии, показатели, уровни. Экологическая этика в структуре экологической культуры личности. 2
Тема 2. Экологический опыт личности: методы диагностики и развития. Виды экологического опыта (опыт наблюдения, ролевого взаимодействия, социально-экологической деятельности, эмоциональный опыт и др.). 2
Тема 3. Изучение нравственных установок учащихся по отношению к природе. Нравственно-экологическая позиция, ее уровни и проявления. Проявление этического отношения к природе в продуктах творческой деятельности. 2
Раздел 2. Методы диагностики и оценки результативности процесса гуманиарно-экологического образования и экологоэтического воспитания
Тема 1. Методы диагностики и развития у учащихся ценностного отношения к природе. 2
Тема 2. Методы контроля и оценки гуманитарноэкологических знаний учащихся, их социальноэкологической и эколого-этической компетентности. Методика анализа результатов творческой деятельности учащихся по мотивам природы.. 2
Тема 3. Инструментарий оценки условий, созданных в образовательном учреждении для формирования у учащихся культуры отношения к природе. Подходы к экспертизе программ экологического воспитания 2
Модуль V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики" 8 8
Тема 1. Уроки экологической этики: содержание, методика, планирование 4
Тема 2. Внеклассная работа по экологической этике. Дополнительное образование 2
Тема 3. Организация процесса экологоэтического воспитания во внеучебное время. Внешкольная работа. 2
Таблица 2.
Модуль
"Контроль и оценка результатов гуманитарно-экологического образования"
Наименование модулей Основные показатели оценки Формы и методы контроля и оценки
Модуль I. Стратегические приоритеты государственной социально-экологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе. формирование междисциплинарной компетентности в области развития экологической культуры личности, интегрирующей знания в области философии, экологии человека, социальной экологии, экологической культурологи, экопсихологии, экопедагогики; формирование представлений о философско-педагогических основах гуманитарно-экологического образования, экологического воспитания школьников; об экологической этике как философско-аксиологической основе процесса формирования культуры отношения к природе. формирование знаний о стратегических приоритетах государственной политики в России в области устойчивого развития, экологического образования и формирования в обществе экологических ценностей; знания основных положений ведущих международных стратегий в области экологического развития; ведущих документах и теоретических концепциях, определяющих состояние и направления развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях. тестирование, контрольные работы, устный опрос, дискуссии, рефераты
Модуль II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе. формирование социально-экологической и эколого-этической компетентности в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира; формирование социально-педагогической компетентности в области теории и методики гуманитарно-экологического образования и воспитания формирование представлений о теоретических подходах к проектированию процесса гуманитарно-экологического образования; о предмете и основных идеях экологической этики; моделировании экологического воспитания; развитии эмоционально-нравственного отношения к природе, знаний в области экологической тестирование, контрольные работы, защиты авторских программ вариативных модулей гуманитарноэкологического образования и педагогических проектов в области экологического воспитания
педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, развитии экологической культуры личности. формирование умений проектировать содержание гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; реализовывать воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании экологической культуры учащихся; развивать их экологический опыт; формировать пространство экологических инициатив учащихся; стимулировать их социально-экологическую деятельность. формирование знаний о ведущих документах и теоретических концепциях, определяющих состояние и направления развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержании федеральных государственных образовательных стандартов, обусловливающем возможности формирования экологической культуры учащихся.
Модуль III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Технологии формирования у учащихся культуры отношения к природе. формирование социально-экологической и эколого-этической компетентности в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира; формирование социально-педагогической компетентности в области методики гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания формирование представлений о подходах к разработке моделей реализации содержания экологического воспитания и гуманитарно-экологического образования, современных технологиях развития эмоционально-нравственного отношения к природе; знаний в области экологической педагогики, методики экологического воспитания, дидактики формирование умений реализовывать на практике современные формы, технологии и методы эколого-этического образования и воспитания тестирование, контрольные работы, защиты моделей реализации содержательных модулей гуманитарноэкологического образования, моделей реализация содержания экологического воспитания, проведение творческих методических мастерских по проектным и арт-технологиям
Модуль IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания. формирование социально-экологической и эколого-этической компетентности в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира; формирование социально-педагогической компетентности в области теории и методики оценки результативности гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания формирование представлений о теоретических и методических подходах к тестирование, контрольные работы, взаимная экспертиза авторских программ вариативных модулей гуманитарноэкологического образования и экологического
оценке результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности. формирование умений контролировать результаты гуманитарно-экологического образования, развития у учащихся нравственно-экологической позиции воспитания
Модуль V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики" формирование социально-педагогической компетентности в области методики гуманитарно-экологического образования и воспитания развитие навыков социально-экологической деятельности; представлениями о предмете и основных идеях экологической этики; знаниями в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарноэкологического образования; оценки результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности. развитие умений проектировать содержание гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; реализовывать воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании экологической культуры учащихся; развивать их экологический опыт; формировать пространство экологических инициатив учащихся; стимулировать их социально-экологическую деятельность; контролировать результаты гуманитарно -экологического образования, развития у учащихся нравственно-экологической позиции; реализовывать на практике современные формы, технологии и методы эколого-этического образования и воспитания. - развитие воспитательной эколого-этической позиции; эколого-педагогической культуры, ценностного отношения к природе, мотивации к реализации ценностей экологической этики в профессиональной, воспитательной и социально-экологической деятельности. творческие мастерские, анализ проведенных уроков экологической этики, внеклассных мероприятий