Научная статья на тему 'Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения'

Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / MUSEUM PEDAGOGICS / EDUCATIONAL SYSTEM / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Т. В.

В статье представлен опыт эффективной работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся средствами музейной педагогики по направлениям: духовно-нравственное, историко-краеведческое, социально-патриотическое, гражданско-патриотическое. Теоретически обоснована педагогическая модель гражданско-патриотического воспитания старшеклассников средствами музейной педагогики, включающая структурные блоки: целевой, содержательный, критериальный и результативный; показаны новые формы музейной коммуникации: музейный урок, урок-путешествие, урок-эксперимент, урок-экскурсия. В статье делается вывод, что реализация модели гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики способствовала: формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащихся через организацию творчески развивающей работы с обучающимися; включению учащихся во внеучебную, творческую деятельность в процессе организации и постановки различных видов и форм литературно-художественных праздников, созданию проектов и программ, способствующих организации эффективной творческой, социально активной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPROVEMENT OF SCHOOL EDUCATION

The article presents the experience of effective school work of civil-patriotic education by means of museum pedagogics in different spheres: moral, historical, social and civil-patriotic. The author theoretically substantiates a pedagogical model of civil-patriotic education of high school students by means of museum pedagogics. This education includes such structural blocks as a task-related, contents-based, criteria-oriented and result-related units. The author defines new forms of museum communication: a museum lesson, a travelling lesson, a lesson-procedure to make a discovery, a tour lesson. The article concludes that the implementation of the model of civil-patriotic education of students by means of museum pedagogics promotes formation of civil-patriotic and moral qualities of students through the organization of creative educational work with students, inclusion of students in extra-curricular, creative activity in the process of organizing and staging of various types and forms of literary festivals, creating projects and programs that contribute to effective creative and social activities among students.

Текст научной работы на тему «Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения»

13. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

14. Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. Комсомольск на Амуре, 1997.

15. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. Учебное пособие. Москва: «Академия», 2005.

16. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФРАН, 1999.

References

1. Chuprova L. V. K voprosu ob obrazovatel'nom processe v vuze v kontekste ego garmonizacii. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya. Materialy II mezhdunarodnoj nauchnoj konf., maj 2012 g. Perm': Merkurij, 2012: 167-170.

2. Uskova S.A. Sovremennoe rossijskoe obrazovanie: ot paradigmy formirovaniya k paradigme soprovozhdeniya samorazvitiya. Transformation of approaches to education in Russia and CIS states / ed. by K.Reiss. Stuttgart: ORT Publishing, 2013: 215-225.

3. Koblyakov A.A. V prostranstve poiskov smysla. Moskva, 1981.

4. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki: Sinergeticheskoe mirovidenie. Sinergetika: ot proshlogo k buduschemu. Moskva: URSS, 2014; 20.

5. Starikova O.G. Sovremennye obrazovatel'nye strategii vysshej shkoly: poliparadigmal'nyj podhod. Avtoreferat dissertacii ... doktora peda-gogicheskih nauk. Krasnodar, 2011.

6. Kornetov G.B. Civilizacionnyjpodhod k izucheniyu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo processa. Moskva: ITP i MIO RAO, 1999.

7. Manujlov Yu.S. Sredovojpodhod v vospitanii. Moskva - Nizhnij Novgorod, 2002.

8. Koroleva N.Yu., Mitina E.G., Ryzhova N.I. Principy vzaimodejstviya obrazovatel'nyh sred v usloviyah virtualizacii uchebnogo processa (na primere podgotovki uchitelej biologii i informatiki). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6-2; 271-274.

9. Karakozov S.D., Lopatkin V.M. Pedagogicheskoe proektirovanie informacionnyh sistem upravleniya obrazovaniem. Polzunovskij vestnik. 2005; 1: 185-198.

10. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I. Virtual'naya sreda obucheniya predmetu kak interpretaciya metodicheskoj sistemy obucheniya v usloviyah IKT-nasyschennoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 2: 196-199.

11. Hutorskaya L.N. Informacionnaya pedagogika. Pedagogika. Osnovy obschej pedagogiki. Didaktika. Uchebnoe posobie. I.I. Prokop'ev, N.V. Mihalkovich. Minsk: TetraSistems, 2002.

12. Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shveckij M.V. Metodicheskaya teoriya obucheniya informatike. Aspekty fundamental'noj podgotovki. Sankt-Pe-terburg: SPbGU, 2003.

13. Yudin V.V. Tehnologicheskoe proektirovanie pedagogicheskogo processa. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

14. Gorshkova V.V. Pedagogika dialoga. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii. Komsomol'sk na Amure, 1997.

15. Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskaya prakseologiya. Uchebnoe posobie. Moskva: «Akademiya», 2005.

16. Arshinov V.I. Sinergetika kak fenomen postneklassicheskojnauki. M.: IFRAN, 1999.

Статья поступила в редакцию 20.01.15

УДК 376.09

Sklyarova T.V., Director of High School № 6 (Pyatigorsk, Stavropol Krai, Russia), Е-mail: asch06.5gor@list.ru

MODEL OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPROVEMENT OF SCHOOL EDUCATION. The article presents the experience of effective school work of civil-patriotic education by means of museum pedagogics in different spheres: moral, historical, social and civil-patriotic. The author theoretically substantiates a pedagogical model of civil-patriotic education of high school students by means of museum pedagogics. This education includes such structural blocks as a task-related, contents-based, criteria-oriented and result-related units. The author defines new forms of museum communication: a museum lesson, a travelling lesson, a lesson-procedure to make a discovery, a tour lesson. The article concludes that the implementation of the model of civil-patriotic education of students by means of museum pedagogics promotes formation of civil-patriotic and moral qualities of students through the organization of creative educational work with students, inclusion of students in extra-curricular, creative activity in the process of organizing and staging of various types and forms of literary festivals, creating projects and programs that contribute to effective creative and social activities among students.

Key words: civil-patriotic education, museum pedagogics, educational system, high school students.

Т.В. Склярова, директор МБОУ СОШ № 6 г. Пятигорска Ставропольского края, E-mail: asch06.5gor@list.ru

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье представлен опыт эффективной работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся средствами музейной педагогики по направлениям: духовно-нравственное, историко-краеведческое, социально-патриотическое, гражданско-патриотическое. Теоретически обоснована педагогическая модель гражданско-патриотического воспитания старшеклассников средствами музейной педагогики, включающая структурные блоки: целевой, содержательный, критериальный и результативный; показаны новые формы музейной коммуникации: музейный урок, урок-путешествие, урок-эксперимент, урок-экскурсия. В статье делается вывод, что реализация модели гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики способствовала: формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащихся через организацию творчески развивающей работы с обучающимися; включению учащихся во внеучебную, творческую деятельность в процессе организации и постановки различных видов и форм литературно-художественных праздников, созданию проектов и программ, способствующих организации эффективной творческой, социально активной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, музейная педагогика, воспитательная система, старший школьный возраст.

Наше общество столкнулось с серьёзнейшими проблемами в области духовно-нравственного развития личности: растущая популярность негативных идей и идеологий в молодежной среде; преступность, алкоголизм и наркомания. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, понимание свободы как вседозволенности (Н.Б. Ромаева, А.П. Ромаев и др.) [1 - 4]. Поэтому создание в МБОУ СОШ №6 г. Пятигорска Ставропольского края целостной системы граж-данско-патриотического воспитания позволило преодолеть проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и духовности молодёжи. Для этого были созданы условия формирования у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности по отношению к прошлому, настоящему и будущему.

Мы считаем, что в эпоху массового снижения нравственных ценностей очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое целое, музей и образование формируют духовность человека, его гражданско-патри-отическую позицию [5; 6].

Для создания комплекса педагогических условий реализации модели гражданско-патриотического воспитания старшеклассников средствами музейной педагогики работа велась по следующим направлениям: духовно-нравственное, истори-ко-краеведческое, социально-патриотическое, гражданско-па-триотическое.

Музей Боевой Славы, разнообразные музейные уроки, мероприятия вошли в сферу жизненных интересов старшеклассников, помогли соприкоснуться с общемировыми ценностями, с памятниками истории и культуры, стали источником для пополнения знаний, а также местом для отдыха и развлечений. Педагоги, учитывая возрастные особенности учащихся старших классов, использовали методы музейной деятельности, которые побуждали к общению, взаимодействию, так как в этот период важно развивать сотворчество.

В школе была разработана педагогическая модель граждан-ско-патриотического воспитания старшеклассников средствами музейной педагогики, включающая несколько структурных блоков: целевой, содержательный, критериальный и результативный.

Целевой блок направлен на углубление знаний о культуре родного края, страны с целью сохранения собственной этнокультурной самоидентификации.

Содержательный блок включает краеведческую и поисковую деятельность; научно-исследовательскую деятельность; тематические вечера; литературно-музыкальные композиции; виртуальные экскурсии; музейные уроки.

В школе разработаны и апробированы новые формы музейной коммуникации:

- программы для проведения цикла музейных уроков «Наш Пушкин», «Один день с Лермонтовым»;

- элективный курс «Меняющийся музей в меняющемся мире»;

- интерактивные занятия в системе дополнительного образования по теме «Наш Лермонтов», «Музей Боевой Славы школы № 6»;

- музейный урок в классе, музее, в рамках которого ребёнок учится наряду с содержательной частью воспринимать произведения искусства, рассматривать и понимать мысли художника, знакомится с понятийным аппаратом и терминологией искусства, учится художественному восприятию, переживанию, эстетическому предпочтению («Здесь каждый шаг - живые письмена», «Недаром помнит вся Россия...» и другие);

- урок-путешествие помогает составлять путеводитель, виртуальные экспозиции: «Памятники архитектуры и культуры Пятигорска времён М.Ю. Лермонтова»; «Пятигорск в императорский период»; «Памятники архитектуры и культуры Пятигорска, упоминаемые в произведениях А.С. Пушкина», «Хмелита»;

- урок-экскурсия учит владеть аудиторией, систематизировать, переносить увиденное в самостоятельную творческую работу: «Экскурсия по Лермонтовским местам», «Храм-крепость у подножия Машука»;

- урок-эксперимент с элементами поисковой деятельности направлен на серьёзную исследовательскую работу. Учащиеся успешно представляли свои работы на конференциях, конкурсах. Так учащаяся 10 класса Сотникова Т. (исследовательская работа «Магия имени Мария в творчестве А.С. Пушкина») заняла 1 ме-

сто в России во Всероссийском творческом конкурсе, получила грант президента для одарённых детей. Исследовательские работы: «Пятигорск на страницах литературы»; «КМВ - моя малая родина», Проект «Книга Памяти МБОУ СОШ № 6», «Слава российского оружия!» - стали лучшими на городских научно-практических конференциях.

Старшеклассники активно участвовали в проекте «Почта Татьяны Лариной», разрабатывается проект «Музейная почта».

Проводится воспитательно-просветительская работа среди учащихся школы с целью приобретения музейных предметов, принадлежащих старшему поколению в семьях детей, за счет чего значительно пополняются музейные фонды, что позволяет расширить экспозицию и тематику экскурсионной работы учащихся.

Интересная форма музейной коммуникации - это создание Альбомов памяти. Завершается работа о выпускниках МБОУ СОШ № 6, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Систематически волонтерской группой музейного актива учащихся проводятся беседы с учащимися школы по классам с целью разъяснения целей, задач создания музея, его значимости для самих ребят в их становлении гражданина, дальнейшей успешной социализации выпускников.

В течение учебного года проходят открытые уроки, литературно-музыкальные вечера, конкурсные программы, познавательные викторины, научно-практические конференции: Литературная гостиная «В слезах угасла мать моя.» (образ матери в творчестве М.Ю. Лермонтова»), проект «Широкая Масленица», Фестиваль национальных культур «Хоровод наций», «Пришла любовь с тобой страдать» - музыкально-поэтический вечер в гостиной Полины Виардо в музее Домик Алябьева. Традиционными стали мероприятия и спектакли на базе Государственного музея М.Ю. Лермонтова. Так в 2014 г был показан спектакль «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» в рамках международной акции «Ночь в музее».

Обновление форм взаимодействия происходит и в организации внеурочной деятельности, особенно при проведении предметных недель. Появились такие мероприятия, как: «Экскурсия с элементами викторины «Из прошлого в настоящее» о жизни известных писателей и поэтов, «Экспонат для музея». Проведена большая организационная и методическая работа по подготовке учащихся для интервьюирования с целью проведения экскурсий по родному городу.

Музейные уроки, экскурсии помогают учащимся осознать, что культура - это живой организм, который помогает ребёнку в его повседневной жизни. Здесь сливаются в единое целое обучение и воспитание. Музейная деятельность создаёт единое социализирующее пространство, способствует гражданско-патрио-тическому воспитанию обучающихся.

Критериальный блок модели гражданско-патриотического воспитания старшеклассников состоит из 4 показателей: культурно-образовательный, гражданско-патриотическая позиция, эмоционально-ценностный, активно-деятельностный. При диагностике анализируется знание и понимание сущности и ценностей патриотизма и гражданственности; знание истории своей Родины, соблюдение традиций и обычаев своего народа; осознание ответственности за судьбу своей Родины, желание служить её интересам; толерантное отношение к другим взглядам и идеям, взаимодействие с представителями других культур; развитие культуры мышления и самостоятельности; самовоспитание и самосовершенствование патриотических чувств; коммуникативная компетентность; гражданско-правовая культура.

В целом, анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, о том, что мы приближаемся к высокому уровню эффективности воспитательного процесса в школе. Старшеклассники с интересом изучают историю и культуру России, осознают личную ответственность за судьбу России, проявляют социальную активность и гражданскую зрелость, принимая активное участие в акциях и мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Реализация модели гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики способствовала:

- формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащихся через организацию творчески развивающей работы с обучающимися;

- включению учащихся во внеучебную, творческую деятельность в процессе организации и постановки различных видов и форм литературно-художественных праздников,

- созданию проектов и программ, способствующих организации эффективной творческой, социально активной деятельности обучающихся.

Таким образом, применение в воспитательной работе раз-

Библиографический список

нообразных методов, форм музейной педагогики, создание определенных организационно-педагогических условий позволило обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотиче-ского воспитания в школе.

1. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Этапы развития категории «свобода» в отечественной педагогике и образовании. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2012; 3.

2. Ромаева Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России (середина XIX-XXВВ. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2003.

3. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация. Педагогическое образование и наука. 2006; 5.

4. Склюева Е.С. Свободный выбор как условие формирования самостоятельности младших школьников в трудах Л.Н. Толстого. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).

5. Музейная педагогика. Музееведение. Музеи исторического профиля. Москва,1988.

6. Музей и образование: Обзорная информация. Москва, 1989.

References

1. Romaeva N.B., Romaev A.P. 'Etapy razvitiya kategorii «svoboda» v otechestvennoj pedagogike i obrazovanii. Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 3.

2. Romaeva N.B. Razvitie gumanisticheskoj pedagogiki Rossii (seredina XIX-XX VV. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2003.

3. Romaeva N.B., Romaev A.P. Gumanisticheskaya pedagogika Rossii: tipologiya i periodizaciya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006; 5.

4. Sklyueva E.S. Svobodnyj vybor kak uslovie formirovaniya samostoyatel'nosti mladshih shkol'nikov v trudah L.N. Tolstogo. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).

5. Muzejnaya pedagogika. Muzeevedenie. Muzei istoricheskogo proilya. Moskva,1988.

6. Muzej i obrazovanie: Obzornaya informaciya. Moskva, 1989.

Статья поступила в редакцию 19. 01.15

УДК 371 (571.72)

Sunduy G.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading researcher, Laboratory of Ethnopedagogycal Research of Ministry

of Education and Science of Tuva Republic (Kyzyl, Russia), E-mail: sundui@inbox.ru

THE AAL'S ETIGUETTE AS A FERTILE GROUND OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF A PERSONALITY. The

present article introduces a concept of a scientific revolution "aal's etiquette', understood as a subsystem of nomadic culture, structure-forming components that are the moral regulation of behavior, conscientious attitude and moral consciousness. The system of moral regulation of behavior consists of values (the people, the earth and conscience), norms (rules, conscientious installation instruction and measure), the ideal of the perfect man. The aal's etiquette provides conscientious attitude to themselves and others, to nature, to work, to objects of the external world, to culture, and society. The author describes the spiritual potential of the aal's etiquette as primarily a specific moral value, norms and installations, which are present in the unity of personal and social consciousness and affect the welfare of the family and society. The analyzed material opens up the prospect of further study of the object of the research as a fertile ground of spiritual and moral formation of children in modern conditions.

Key words: etiquette, aal, aal's etiquette, aal's territory, conscientious attitude, spiritual objects.

Г.Д. Сундуй, канд. пед. наук, вед. науч сотрудник лаборатории этнопедагогических исследований Министерства

образования и науки Республики Тыва, г. Кызыл, E-mail: sundui@inbox.ru

ААЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ КАК БЛАГОДАТНАЯ ПОЧВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В настоящей статье вводится в научный оборот понятие аальный этикет, понимаемый как подсистема кочевой культуры, структурообразующими компонентами которой выступают нравственная регуляция поведения, добросовестные отношения и нравственное сознание. В систему нравственной регуляции поведения входят ценности (человек, земля, совесть); норма (правила, совестливые установки, предписания, мера); идеал совершеннного человека. Аальный этикет обеспечивает добросовестное отношение человека к себе и другим людям, природе, труду, предметам внешнего мира, культуре, обществу. Духовный потенциал аального этикета - это, прежде всего, конкретные духовные ценности, нормы и установки, в которых наличествует единство личностного и общественного сознания, сказывающее на благополучие семьи и общества. Проанализированный материал открывает перспективу дальнейшего его изучения как благодатной почвы духовно-нравственного формирования детей в современных условиях.

Ключевые слова: этикет, аал, аальный этикет, аальная территория, добросовестные отношения, духовные объекты.

При всей очевидности глобальной потери совести в современном обществе, носящей массовый характер, возникает острая необходимость поиска ценностно-смыслового ядра воспитания детей [1, с. 10]. Духовно-нравственное формирование личности в образовательном учреждении протекает эффек-

тивно, если в его основу заложен онтологический подход, опирающийся на целостный бытийный и бытовой опыт. Одним из возможных путей преодоления духовно-нравственного кризиса в современных условиях является обращение к опыту воспитательных народных традиций, в частности -этноэтикету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.