Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО ДИАЛОГА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ XXI ВЕКА'

МОДЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО ДИАЛОГА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультикультурализм / мультикультуральная идентичность / глобальный диалог / диалог культур / Азербайджан / multiculturalism / multicultural identity / global dialogue / dialogue of cultures / Azerbaijan

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егана Акиф Алиева

Выявлена уникальность азербайджанской модели мультикультурализма. Прокомментирован «Бакинский процесс» глобальное движение, пропагандирующее идеи мультикультуральности и толерантности. Проведен анализ конструктивных основ модели глобального диалога культур, предложенных азербайджанскими интеллектуалами. Азербайджанская модель глобального диалога основана на идеологиях азербайджанизма, мультикультурализма, тюркизма и на принципах исламского гуманизма. Проводится теоретико-методологический анализ модели азербайджанского мультикультурализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL CULTURAL DIALOGUE MODEL AT THE CULTURAL MEETINGS OF THE 21ST CENTURY AZERBAIJANI INTELLECTUALS

The article provides a cultural analysis of the constructive foundations of the Azerbaijani model of multiculturalism and intercultural dialogue. The modern culturological reflection of the traditions of multiculturalism and intercultural dialogue in Azerbaijan is analyzed. In order to convincingly and reasonably justify the uniqueness and novelty of the position of Azerbaijani intellectuals, the article outlines the principles of multiculturalism and the grounds for their problematization in the modern world in this context. In the course of scientific discourse, the concepts of “international identity”, “civil identity”, “transnational identity” of Azerbaijan, which are important for understanding the strategy of a state focused on tolerance and intercultural dialogue, are revealed. The author, taking into account the new conditions of socio-cultural realities, clarifies such categories as high cultural values and universal (universal) values. The article notes the novelty and uniqueness of the position of Azerbaijani humanitarians, clearly formulates its conceptual outlines. The author conducts a theoretical and methodological analysis of the effectiveness of the Azerbaijani multiculturalism model in practice. The formation of the identity of a tolerant multicultural society (multicultural identity) is especially noted. Since 2008, Azerbaijan has been the initiator of the global movement “Baku process”, which promotes dialogue between cultures and civilizations. The uniqueness of the Azerbaijani model of intercultural dialogue lies in the fact that along with the involvement of scientific, political intellectual potential in this work, the creative capabilities of creative intellectuals are also involved. The article analyzes the ideas of the global dialogue of cultures, namely the “concept of multicultural globalization” by Mehriban Aliyeva, the program of “transition to the human type “Homo culturalis”” by Fuad Mammadov and the idea of “creating the history of world philosophy” by Zumrud Kulizade. The article deals with the issue of “Islam and globalization”, reveals the role of Islam in the process of global dialogue, traces the constructive effects of interreligious dialogue, which Azerbaijan is focused on. The Azerbaijani model of global dialogue is based on the ideologies of Azerbaijanism, multiculturalism, Turkism and the principles of Islamic humanism. By appealing to the highest humanistic values, such as tolerant coexistence and stability, Azerbaijan is fulfilling its mission of peacebuilding and unity in a globalizing world.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО ДИАЛОГА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ XXI ВЕКА»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 53. С. 5-22.

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 53. pp. 5-22.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Научная статья

УДК 008:1-027.21

doi: 10.17223/22220836/53/1

МОДЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО ДИАЛОГА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ XXI ВЕКА

Егана Акиф Алиева

Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана, Баку, Азербайджан, [email protected]

Аннотация. Выявлена уникальность азербайджанской модели мультикультурализма. Прокомментирован «Бакинский процесс» - глобальное движение, пропагандирующее идеи мультикультуральности и толерантности. Проведен анализ конструктивных основ модели глобального диалога культур, предложенных азербайджанскими интеллектуалами. Азербайджанская модель глобального диалога основана на идеологиях азербайджанизма, мультикультурализма, тюркизма и на принципах исламского гуманизма. Проводится теоретико-методологический анализ модели азербайджанского мультикультурализма.

Ключевые слова: мультикультурализм, мультикультуральная идентичность, глобальный диалог, диалог культур, Азербайджан

Для цитирования: Алиева Е.А. Модель глобального диалога в культурологических воззрениях азербайджанских интеллектуалов XXI века // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 53. С. 5-22. doi: 10.17223/22220836/53/1

CULTUROLOGY, THE THEORY AND CULTURAL HISTORY

Original article

GLOBAL CULTURAL DIALOGUE MODEL AT THE CULTURAL MEETINGS OF THE 21ST CENTURY AZERBAIJANI INTELLECTUALS

Yegana A. Aliyeva

Institute of Architecture and Art, Azerbaijan National Academy of Science, Baku, Azerbaijan,

eqana-aliyeva@yandex. ru

Abstract. The article provides a cultural analysis of the constructive foundations of the Azerbaijani model of multiculturalism and intercultural dialogue. The modern culturological

© Е.А. Алиева, 2024

reflection of the traditions of multiculturalism and intercultural dialogue in Azerbaijan is analyzed.

In order to convincingly and reasonably justify the uniqueness and novelty of the position of Azerbaijani intellectuals, the article outlines the principles of multiculturalism and the grounds for their problematization in the modern world in this context. In the course of scientific discourse, the concepts of "international identity", "civil identity", "transnational identity" of Azerbaijan, which are important for understanding the strategy of a state focused on tolerance and intercultural dialogue, are revealed. The author, taking into account the new conditions of socio-cultural realities, clarifies such categories as high cultural values and universal (universal) values.

The article notes the novelty and uniqueness of the position of Azerbaijani humanitarians, clearly formulates its conceptual outlines. The author conducts a theoretical and methodological analysis of the effectiveness of the Azerbaijani multiculturalism model in practice. The formation of the identity of a tolerant multicultural society (multicultural identity) is especially noted.

Since 2008, Azerbaijan has been the initiator of the global movement "Baku process", which promotes dialogue between cultures and civilizations. The uniqueness of the Azerbaijani model of intercultural dialogue lies in the fact that along with the involvement of scientific, political intellectual potential in this work, the creative capabilities of creative intellectuals are also involved.

The article analyzes the ideas of the global dialogue of cultures, namely the "concept of multicultural globalization" by Mehriban Aliyeva, the program of "transition to the human type "Homo culturalis"" by Fuad Mammadov and the idea of "creating the history of world philosophy" by Zumrud Kulizade.

The article deals with the issue of "Islam and globalization", reveals the role of Islam in the process of global dialogue, traces the constructive effects of interreligious dialogue, which Azerbaijan is focused on. The Azerbaijani model of global dialogue is based on the ideologies of Azerbaijanism, multiculturalism, Turkism and the principles of Islamic humanism. By appealing to the highest humanistic values, such as tolerant coexistence and stability, Azerbaijan is fulfilling its mission of peacebuilding and unity in a globalizing world.

Keywords: multiculturalism, multicultural identity, global dialogue, dialogue of cultures, Azerbaijan

For citation: Aliyeva, Ye.A. (2024) Global cultural dialogue model at the cultural meetings of the 21st century azerbaijani intellectuals. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 53. pp. 5-22. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/53/1

Введение

Интеллектуалы XXI в. являются движущей силой реализации диалога глобальных идей. Мировая общественность уже давно единогласно признала тот факт, что сегодня недостаточно быть носителем и популяризатором своей культуры. Ныне реальность диктует актуальность не только обсуждений, но и практических инициатив в реализации идей мультикультурализма и глобального диалога. В этом деле большая ответственность возлагается на отдельные личности, которые являются носителями культуры плюрализма. Не исключение и восточные интеллектуалы - представители «транснациональной идентичности», в мировоззрениях которых реализуются ценностные значения различных культур. Как известно, культура является выражением социального опыта, и каждая культура имеет право на полноправное сосуществование в современном глобальном мире. Обмен или заимствование культурного опыта ни в коем случае не должно трактоваться как столкновение культур. Диалог и взаимовлияние культур обусловливают развитие и сохранение культурной самобытности. Тенденции постмодернистского дискурса

отражающие состояние культуры, актуализируют культурологический анализ глобального диалога культур и цивилизаций. Сегодня не только западная мысль, но и восточные интеллектуалы предлагают мировой общественности альтернативные модели глобального развития. В период духовного кризиса постмодернизма представители культурологической мысли Азербайджана предлагают мировой общественности уникальную модель мультикультура-лизма и глобального диалога, который призван содействовать формированию толерантной и гармоничной реальности. Основная цель нашего исследования -выявить потенциал культурологической мысли Азербайджана, направленной на разработку конструктивных идей глобального диалога культур.

Сегодня Азербайджан в политическом и культурно-интеллектуальном контексте успешно претворяет в жизнь историческую миссию интеграции цивилизаций Востока и Запада. Глобальные форумы, международные конференции, встречи на высоком уровне и другие мероприятия свидетельствуют об активном участии страны в глобальном диалоге культур. Азербайджан занимает полярную позицию между Востоком и Западом. Новизной представленного нами исследования является систематизация и культурологический анализ идей азербайджанских государственных деятелей, ученых-интеллектуалов и творческой интеллигенции относительно проблемы глобального диалога культур, основанной на ценностях гуманизма.

Основная цель исследования - выявить потенциал азербайджанского культурологического мышления в глобальном диалоге конструктивных идей, которые могут послужить основой для вывода человечества из кризиса в постмодернистском мире, особенно в сложившейся постпандемийной реальности. Многовековые традиции мультикультурального сосуществования Азербайджана могут служить основой для глобального межкультурного диалога, а также способствовать формированию конструктивной и гармоничной реальности.

Глобализация, мультикультурализм и толерантность - одни из самых актуальных и обсуждаемых тем азербайджанской общественной мысли. Следует отметить, что анализ самой идеи глобального диалога в культурологической мысли Азербайджана не осуществлялся ни в зарубежной и ни в отечественной научной практике.

Материалы и методы. Для полноценной реконструкции модели глобального диалога культур, предлагаемой азербайджанскими интеллектуалами был использован методологический арсенал междисциплинарных исследований, в том числе и культурологический подход. Изучение концептов отечественной идеи глобального диалога обусловило применение принципа историзма, методов кросс-культурного анализа, философской и культурологической компаративистики. Поставленная нами задача выявления идей культурного диалога была проведена на анализе зарубежной и отечественной научной литературы последних лет, посвященной различным аспектам глобализации.

Обзор литературы. В статье с использованием вышеуказанных научных методов проанализировано большое количество публицистических и научных работ, отражающих позиции азербайджанских гуманитариев относительно мультикультурализма и диалога культур. С целью провести объективный теоретико-методологический анализ действенности модели азербайджанско-

го мультикультурализма на практике к исследованию было привлечено большое количество бумажных и электронных изданий, отражающих материалы мероприятий, проводимых в рамках «Бакинского процесса». В источниках [1-6], освещающих работу всемирных форумов межкультурного диалога, опубликованы выступления и речи государственных деятелей, нобелевских лауреатов, ученых с мировым именем. Данные издания стали важной источниковедческой базой для исследования поставленной проблемы, в том числе и выявления культурологической составляющей мировоззрений как западных, так и восточных интеллектуалов XXI в. Помимо этого, важной источниковедческой базой явились монографии отдельных ученых и творческие работы деятелей культуры и искусства Азербайджана. Следует отметить, что немаловажное значение в данном исследовании сыграли работы таких отечественных и зарубежных ученых в области глобалистики, диа-логистики и мультикультурализма, как Э.А. Саламзаде, Р.Г. Абдуллаева [7], Ф.Т. Мамедов [8], З. Кули-заде [9, 10], И.А. Василенко [11], Э.Г. Кочетова [12], М.С. Каган [13], В.С. Библер [14], Л.И. Медведенко [15], В. Мухина [16], С.В. Камашев [17], Ли Теин [18] и других, сформировавшие методологическую базу для оценки отечественной культурологической мысли.

Выводы. Исходя из концептуальной идеи нашего исследования, мы сделали следующий вывод: Азербайджан предлагает мировой общественности уникальную модель глобального диалога культур, основанную на идеологии азербайджанизма, мультикультурализма, тюркизма и принципах исламского гуманизма. Исследование выявило уникальность предлагаемой модели межкультурного диалога в ее конструктивности, предполагающей сохранение культурного многообразия и развитие глобального диалога.

Обсуждение

Проблематизация принципов мультикультурализма в современном мире. В XXI в. человек вошел в новую гомогенную эру. Каковым будет мир будущего: биполярным или многополярным? Ответ на это вопрос совсем не прост. Но ясно одно: геополитическое устройство мира никогда уже не станет биполярным, потому что оно себя не оправдало. Человечество на ментальном уровне уже успело прочувствовать, насколько разнообразна и самобытна культурная палитра мира. Человечество успело услышать мелодию многоголосия разных культур мира. «Новый человек» XXI в. понимает, что возможности полифонии безграничны. У многополярной модели мира больше шансов. Главной силой объединения в мозаике человечества является культура. Современный мир - это мир сложнейших взаимоотношений не только межличностного характера, но и между государствами, национальностями, народами, представителями различных религиозных конфессий. Сегодня мультикультурализм как идейное движение, опирающееся на принципы свободы и равенства, справедливости и толерантности, призвано ответить на многие наболевшие вопросы.

Обзор научной и популярной литературы, а также материалов СМИ по состоянию на 2022 г. позволил проследить различные интерпретации муль-тикультурализма и отношения к нему, начиная от признания провала мульти-культуральной модели общества [19], провозглашения конца мультикульту-ральной эпохи [20], осуждения политики мультикультурализма [21] до

канонизации мультикультурализма как чуть ли не единственного способа сосуществования человечества в условиях глубоких духовных трансформаций.

Спектр обозначения социальных, политических и культурных явлений понятием «мультикультурализм» достаточно широкий. Прежде всего, муль-тикультурализм - это политика поощрения культурного плюрализма, который предполагает сотрудничество и диалог различных этнических групп с учетом сохранения культурной самобытности и индивидуальности. Основными принципами мультикультурализма, исходящими из культурного плюрализма, являются уважение прав всего населения страны независимо от этнических, расовых и религиозных различий. К основным принципам мультикультурализма или «конструктивного плюрализма» также можно отнести и равноправный межкультурный диалог, опирающийся на взаимное понимание и уважение.

Мультикультуральное общество - это то общество, в котором каждый гражданин страны имеет равные права в развитии своей культуры, языка, традиций, этнических и религиозных ценностей. В странах, в которых интеллектуальной и политической элитой активно поддерживается идея мульти-культурализма, открываются национальные школы, выпускаются газеты и журналы на национальных языках. Мультикультурализм в культурном контексте расширяет социально-культурные задачи культуры в условиях, когда перед человечеством стоит цель разработать механизм гармоничного и толерантного сосуществования в ситуации культурного разнообразия.

Новизна, уникальность позиции азербайджанских гуманитариев, четкая формулировка ее концептуальных

контуров

В азербайджанском обществе в понятие «толерантность» вкладывается смысловое содержание очень близкое к его терминологическому и этимологическому значению. На азербайджанском языке слово «толерантность» употребляется созвучно латинскому (от лат. «tolerantia» - терпение) - «tolerantliq», обозначая терпимость к мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям представителей других культур. Выражение «tolerant olmaq» в переводе с азербайджанского языка означает «быть толерантным» и имеет глубокую смысловую конструкцию, которая не ограничивается всего лишь принятием «чужого». В лингво-ментальном контексте на азербайджанском языке выражение «быть толерантным» означает также принятие инаковости и доброжелательное отношение к «другому». Это больше, чем просто понятие уважения, которое предполагает восхищение, а значит и не исключает принижения. Толерантность как основной принцип азербайджанской модели мультикультурализма поощряет непохожесть и инаковость.

Центральная идея азербайджанской модели мультикультурализма -интеграция без ассимиляции. Азербайджанский мультикультурализм это прежде всего гуманистическое мировоззрение. Обзор работ ведущих отечественных ученых К. Абдуллы, Ф. Мамедова, Э. Наджафова, Р. Мирзазаде, Э. Саламзаде, Р. Абдуллаевой и многих других показал, что они едины в одном мнении - азербайджанская модель мультикультурализма может быть примером параллельного сосуществования культур, а также наглядным примером процесса взаимного обогащения и развития культур.

Профессор Ф. Мамедов рассматривает мультикультурализм как гуманистическую и демократическую концепцию, а также воплощение толерантности. Можно согласиться, что «без толерантности невозможен гуманизм, высокая культура человечества и международных отношений, взаимопонимание, взаимообогащение» [22. С. 278]. Академик К. Абдулла отличительной чертой азербайджанского мультикультурализма считает то, что испокон веков народ жил этими идеями и воспитывал не одно поколение в духе толерантности. Социолог Этибар Наджафов считает «качественным показателем» стратегии демократических государств, основанные на мультикульту-рализме.

Международная идентичность Азербайджана. Международная идентичность Азербайджанской Республики имеет сложную и многопластовую структуру, обусловленную особенностями географического месторасположения, а также историческими, религиозными и культурными составляющими. Известно, что понятие «международная идентичность» означает самосознание граждан одной страны, вовлеченных в многосторонние международные отношения на различных интеграционных площадках. Азербайджан взаимодействует со многими странами мира на многочисленных интеграционных площадках в рамках авторитетных международных организаций. Географически Азербайджан находится в Европе (член ЕС). Религиозно Азербайджан является неотделимой частью исламского мира (член ОИС). В культурно-лингвистическом контексте Азербайджан является частью Тюркского мира (член Организации тюркских государств). На протяжении 200 лет Азербайджан входил в состав Российской империи, затем СССР и сегодня входит в состав СНГ. Уникальность «международного самосознания» Азербайджана в том, что страна в силу геополитического расположения неотделима от европейского, исламского, а также тюркского пространства. Азербайджан во всех региональных платформах обладает пограничным статусом, занимает место на периферии.

«Гражданская идентичность» Азербайджана. Уникальность азербайджанской гражданской идентификации в том, что какая бы периферия не преобладала на определенном историческом этапе развития, какие бы общие ценности и взгляды она не разделяла, будь это страна европейского, исламского или тюркского мира, жители Азербайджана всегда обладали стопроцентным самосознанием того, что они граждане именно Азербайджана. Такой консолидации и сплоченности общества способствовала национальная идея азербайджанства, автором которой является общенациональный лидер Гейдар Алиев. На современном этапе президент Ильхам Алиев успешно реализует политику, цель которой - не создавать условия для влияния извне на внутреннюю политику государства, так как Азербайджан намерен сохранить позицию страны, которая не была и не будет пространством борьбы мировых центров сил. У жителей Азербайджана наблюдается высокое индивидуальное чувство принадлежности к гражданской общности страны. Национально-гражданскую идентичность подтверждает тот факт, что Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной. События последних лет, которые требовали консолидации всех гражданских сил, в том числе пандемия COVID-19, 44-дневная война, являются примерами осознанной гражданской идентичности.

«Транснациональная идентичность» Азербайджана. Сложный и многогранный феномен «транснациональной идентичности» отражает глубинные интеграционные процессы Азербайджана на современном этапе. С распадом СССР союзным республикам пришлось отказаться от модели «советского человека» и формировать свою «национальную идентичность». Сегодня в Азербайджане существует несколько исторических моделей идентификации по религиозной, языковой и этнической принадлежности, что обусловливает и «транснациональную идентификацию» населения страны.

Одна из моделей «транснациональной идентичности» в Азербайджане обусловлена исторически сложившимися политическими, экономическими и социокультурными взаимосвязями с Россией. В Азербайджане ярко выражена языковая идентификация населения с русской культурой. Другая историческая модель идентификации Азербайджана - это соотношение основного населения страны с тюркским этнонациональным сообществом. Третья историческая модель транснациональной идентификации - это идентификация азербайджанского населения с исламским миром. Отметим, что отождествление себя с мусульманским сообществом - не столько религиозное убеждение, а национально-культурная традиция. Сегодня в Азербайджане формируется четвертая модель транснациональной идентификации - «бикультурная идентичность», представителями которой в основном является молодежь, которая гибко реагирует на процессы глобализации и массовой культуры, а также находится под влиянием и миграционных процессов.

Высокие культурные ценности и общечеловеческие (универсальные) ценности в условиях социокультурных реалий

В системе ценностей любой культуры можно выделить высшие и менее значимые ценности, обусловленные теми или иными тенденциями культурно-исторического развития народа, нации или государства в целом. Понятие «высокая культурная ценность» относительно для разных исторических этапов развития культуры, обусловленной политическими, идеологическими, религиозными убеждениями. Высокая культурная ценность каждого общества определенной исторической эпохи определяет его своеобразие, формируя тем самым ядро культуры.

В системе ценностей культуры выделяют также общечеловеческие (универсальные) культурные ценности, формирование которых в эпоху глобализации и сближения культур - главная задача человечества. Такие универсальные ценности, как любовь, право на жизнь, гуманизм, достоинство, человеческая солидарность, свобода, равенство, всегда имели важное место в системе ценностей каждой культуры.

В центре общечеловеческих ценностей стоит человек, а именно его жизнь, продукты духовной и материальной культуры, созданные во благо человечества. Как отмечает ученый-культуролог Ф. Мамедов, культурные ценности - это «устойчивые культурные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность человека и составляющие идеологическую основу политики государства» [8. С. 48-49]. По его мнению, трансформационные процессы культуры в первую очередь проявляют себя в форме изменений в сфере духовных ценностей. Ф. Мамедов в иерархии культурных ценностей особо выделяет

«общесоциальные (общезначимые ценности)» и отмечает их совпадение с общечеловеческими, которые в силу этнических характеристик культуры отличаются своим своеобразием. Мерилом высокой культурной ценности является интеллектуальный потенциал страны и гуманистическое отношение к человеку.

Действенность модели азербайджанского мультикультурализма на практике: теоретико-методологический анализ

Население Азербайджана независимо от этнической и религиозной принадлежности на равноправных условиях вносит вклад в развитие страны. Как аргумент можно привести высказывание Архиепископа Бакинской и Азербайджанской епархии Русской православной церкви А. Ищеина международной конференции на тему «Религиозная толерантность: культура сосуществования в Азербайджане» (2015, Париж): «У нас нет религиозных кварталов или национальных или религиозных улиц. На одной улице, в одном доме, здании проживают представители разных народов и разных национальностей. У нас очень много смешанных браков. И если, например, мусульмане празднуют Гурбан или Рамазан байрамы, то это праздник всех граждан Азербайджана, вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности. Если это Рождество или Пасха, то также все граждане знают об этом и поздравляют друг друга с праздником... Вот такая реальная ситуация в нашей стране» [23].

В 2014 г. был создан Бакинский международный центр мультикультурализма (БМЦМ), филиалы которого действуют в различных странах мира (Германия, Израиль, Россия, Италия, Казахстан). В Центре ведется работа по обеспечению и сохранению толерантности, разрабатываются теоретико-методологические основы мультикультурализма. Азербайджанская модель мультикультурализма принимается во всем мире. По данным на 2020 г., учебный предмет «Азербайджанский мультикультурализм» преподавался в 39 университетах страны и 24 университетах мира при учебной и научно-методической поддержке БМЦМ. В качестве доказательства действенности механизмов или мер по популяризации азербайджанской модели мульти-культурализма можно привести тот факт, что опыт Баку по толерантному сосуществованию этнических и религиозных групп привлекает ООН [24].

Известно, что идея мультикультурализма была выдвинута в экономически развитых странах мира со значительным показателем уровня притока иммигрантов. В современной Европе под мультикультурализмом понимается механизм включения иммигрантов - выходцев из стран «третьего мира» в культурное поле страны прибытия. История показывает, что на земле Азербайджана всегда находили кров преследуемые по национальному и религиозному признаку, так как здесь всегда было терпимое отношение к меньшинствам и нетитульным этносам.

Другим примером толерантности Азербайджана является работа по реставрации религиозных памятников, святилищ (Русский православный собор или же Кафедральный собой Святых Жен-Мироносиц, Русская православная церковь Александра Невского в Гяндже), постройка религиозно-культурного центра Бакинской и Азербайджанской епархии и др.

Формирование идентичности толерантного мультикультурного общества (мультикультурная идентичность)

После обретения независимости в Азербайджане культура национальных меньшинств и этнических групп расценивается как составная часть культуры страны. На территории страны вместе с азербайджанскими тюрками в мире и согласии проживают этнические группы, а именно горные евреи, курды, талыши, таты, молокане, цахуры, авары, лезгины, ассирийцы, хыналыги, бу-духи, грызы, цыгане, ингилои, удины, которые считают себя гражданами страны. Азербайджанская Республика принимает активное участие в различных программах и проектах ЮНЕСКО, СЕ и ОБСЕ по «культурному разнообразию».

В стране национальным меньшинствам и этническим группам предоставляется возможность создания культурных центров, деятельность которых регулируется Конституцией и законами Азербайджанской Республики. В Азербайджане действуют также национально-культурные центры, как Та-лышский культурный центр, Курдский культурный центр (Допш), Лезгинский культурный центр (Самур), Культурный центр азербайджанских славян, Общество русской общины, Общество азербайджанских грузинов и других, главная задача которых - сохранение и развитие культурных традиций национальных меньшинств и этнических групп от влияния естественных процессов доминирующей культуры и глобализации.

В контексте понятия аккультурации азербайджанский народ, составляющий основную часть населения и являющийся доминирующей культурой страны, относится с глубоким уважением и толерантностью к культурам национальных меньшинств и этнических групп. Процесс взаимовлияния культур (аккультурация) на территории Азербайджана происходит на фоне взаимного обогащения. Пеструю этническую палитру населения страны объединяет общая историческая память, а также общие смыслы бытия.

На современном этапе процесс вхождения человека в «неродную культуру» - инкультурацию как социальный процесс можно наиболее ярко проследить в отношении азербайджанского населения к мигрантам, прибывающих с целью учебы, поиска работы или организации личного бизнеса. Миграционная политика Азербайджана сформирована на принципах уважения прав и свобод человека.

Приведем пример эффективных мероприятий по инкультурации мигрантов в Азербайджане. Каждый год 20 ноября по случаю празднования «Всемирного дня прав детей» Государственная Миграционная Служба Азербайджанской Республики организуют для детей беженцев праздничные мероприятия [25], для детей сотрудников дипломатических миссий и международных организаций проводится республиканский конкурс «Что я знаю об Азербайджане» [26]. Целью мероприятий является создание более ясного представления о стране, вовлечение в общественную и социально-культурную жизнь. Главная задача государства - это повышение эффективности процесса инкультурации не только среди азербайджанского населения, но и среди мигрантов, иностранцев, не являющихся гражданами Азербайджана, и беженцев.

Глобальное движение - «Бакинский процесс»

С 2008 г. Азербайджан является инициатором глобального движения, названного «Бакинским процессом», цель которого - обеспечение взаимопонимания, развитие диалога и толерантности между различными культурами Востока и Запада, устранение религиозной и культурной напряженности между народами [27]. Вице-премьер России О. Голодец считает, что «Бакинский процесс» способен «превратить соседство различных национальностей, культур и религий в мощный созидательный процесс... который требует объединения всех прогрессивных сил мирового сообщества» [28]. Прогнозируя будущее «Бакинского процесса» Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев отмечает, что «подобные форумы привлекают внимание к теме межкультурного диалога, выдвигаются новые идеи и подходы. Мы наводим мосты. Мы находимся между Европой и Азией» [29].

Уникальность «Бакинского процесса» заключается в том, что этот форум оптимально использует культурный фактор в межкультурном диалоге и сотрудничестве. В проекте «Деятели искусства ради диалога» деятели искусства и творчества получили возможность на особом языке искусства влиться в глобальный диалог культур. Хореографические концертные программы «Сказание ветра» (2011), «Свет возвращается» (2015) [30], показанные на Глобальных Бакинских форумах по межкультурному диалогу, явились художественным воплощением идеи глобального диалога творческих интеллектуалов.

Концепции идеи глобального диалога культур

Сегодня в научной литературе феномен глобализации представлен на двух уровнях анализа: универсалистской и мультикультурной глобализации. Универсалистская глобализация основана на евроцентрической модели прогресса и рассматривается многими исследователями как бесполезный подход, учитывая унификацию и однородность мира. Мультикультурная глобализация, как более популярный подход, предлагает модель развития, основанную на неоднородности мира и культурном разнообразии [31. С. 86].

Концепция мультикультуральной глобализации Мехрибан Алиевой. Общественный деятель М. Алиева предлагает ко вниманию мировой общественности концепцию мультикультурального диалога, суть которого заключается в пропаганде принципов высокого гуманизма. М. Алиева отмечает, что глобальные вызовы современности разрушили многие иллюзии ХХ века. Историческая реальность XXI в. расшатала фундамент догматических теорий. М. Алиева подчеркивает необходимость избавления от двойных стандартов, ложных стереотипов и призывает рассматривать диалог между цивилизациями не как абстрактное явление, а как вопрос, связанный с людскими судьбами. Она считает ошибочным ложное мнение о том, что культурные ценности общечеловеческой цивилизации - это только результат созидательной деятельности избранных народов. Мировая общественность должна принять тот факт, что универсальные ценности цивилизации являются результатом интеллектуальной и практической деятельности всего человечества [32]. Мехрибан Алиева призывает к межкультурному диалогу, сославшись на существование универсальных ценностей, которые объединяют и согласовывают на основе всех религий.

Программа перехода к человеку типа Homo culturalis Ф. Мамедова.

Культуролог, профессор Ф. Мамедов в контексте мультикультурной глобализации развивает идею глобального диалога и высококультурного общества. Ученый предлагает механизмы реализации данной идеи, а также призывает к созданию культурных центров, служащих этой цели. Предусматривается, что эти культурные центры будут заниматься проблемами аккультурации и ин-культурации. Эти центры должны работать на основе международной идентичности, а не на этнической принадлежности. Выход из кризиса в условиях глобализации он видит в гармоничном формировании интеллектуальной и нравственной культур человека. Ассимиляция мультикультурализма не означает исчезновение одной культуры под тенью другой, а скорее объединение людей разных культур и этнических групп вокруг национальной культуры. Мультикультурализм способствует процессам культурогенеза, синтезу традиций и нововведений, взаимному обогащению этнических и национальных культур. В своей концепции Ф. Мамедов подчеркивает, что пришло время перехода человека типа Homo sapiens к человеку типа Homo culturalis [8. С. 269]. Главной характеристикой этого типа постсовременного человека является высокая интеллектуальная и этическая культура, такие качества, как эмпатия, сочувствие и альтруизм. Homo culturalis вместо понятия «чужая» культура в своих взглядах и поведении предпочтение будет отдавать гуманистическим принципам.

Идея «создания истории всемирной философии» З. Кули-заде. Профессор З. Кули-заде выдвинула идею «создания всемирной истории философии», которая в глобальном масштабе сможет положить конец неадекватному отношению к восточной культуре и образу мышления [33]. Исторически мультикультурализм и синтез культур являются стимулирующим фактором развития восточной и западной культур в целом. По словам З. Кули-заде, создание «истории всемирной философии» имеет научное, этическое и политическое значение в реализации идеи глобального диалога. З. Кули-заде утверждает, что гуманизация общества может быть достигнута, если через историю всемирной философии показать единство мышления человечества. Профессор считает необходимым предотвратить тенденцию европоцентризма в современной науке. Так, в последние годы наблюдаются неадекватные, в то же время выходящие за рамки норм научной этики интерпретации культурного наследия народов Востока, включая народы исламского региона. Такие случаи создают дезинформацию в общественном мнении, приводят к конфликтам и провокациям современного мультикультурализма в США и Европе [34. C. 296].

Глобализация и Ислам. Азербайджанские интеллектуалы, проповедуя идею глобального диалога, стремятся раскрыть человеческие и интегратив-ные черты Ислама. Во многих проектах и мероприятиях, законодательных актах по развитию межрелигиозного и культурного диалога, реализующихся в Азербайджане, можно проследить гуманистические идеи Ислама. При этом отметим, что в Азербайджане религия отделена от государства.

Ислам ценит человеческое сосуществование и поддерживает культурное и религиозное разнообразие. В Азербайджане сформировалась яркая палитра этнической и религиозной идентичности. Согласно Конституции Азербайджана, все религиозные конфессии могут свободно практиковаться. В Азер-

байджане Ислам используется как консолидирующая сила мусульманского и немусульманского населения. Межрелигиозная толерантность в Азербайджане проявляется в том числе в том, что на официальные мероприятия с участием главы страны приглашаются представители четырех общин - председатель Управления мусульман Кавказа, епископ Русской православной церкви Баку и Прикаспийской епархии, председатель Религиозной общины горских евреев и глава Католической церкви.

Религия в Азербайджане служит одним из факторов формирования гражданской идентичности. На открытие 15 ноября 2013 г. Православного религиозно-культурного центра Бакинской и Азербайджанской епархии, построенного на территории Кафедрального собора Святых Жен-Мироносиц, Архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр, оценивая взаимоотношение религиозных конфессий в стране, отметил, что представители всех религий и религиозных общин в стране говорят уже не о толерантности, а о конструктивном межрелигиозном диалоге [35]. Примером межрелигиозного диалога в стране является тот факт, что мусульманское население с большим трепетом относится к тому, что в Русской православной (Александро-Невской) церкви в Гяндже проводятся церемонии поминания (чтения молитв за упокой) погибших воинов мусульман (шехидов) в результате военных провокаций [36].

Конструктивные эффекты межрелигиозного диалога. В Азербайджане функционируют шесть синагог, еврейские культурные центры и религиозные организации. В стране также действуют православные и католические храмы, существуют общины протестантских направлений (баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы). Община бахаи почти с самого начала возникновения этой религии действует в Азербайджане, а с 2004 г. официально зарегистрировано Национально Духовное Собрание Бахаи Азербайджана. В 2004 г. в Баку была реконструирована армянская церковь Святого Георгия Просветителя. Каталикос всех армян Гарагин стал свидетелем того, что в церкви хранятся более 5 тыс. книг на армянском языке [37].

Только в столице Азербайджана в Баку живут 25 тыс. евреев, для которых созданы все условия для активной жизни. Власти Азербайджана периодически выделяют денежную помощь и гранты религиозным общинам, для поддержания работ синагог и еврейских школ. Глава общины горских евреев М. Евдаев в своих выступлениях не раз отмечает, что «строительство в мусульманском государстве синагоги на финансовые средства главы страны является беспрецедентным случаем во всем мире. Евреи, даже уезжая в другие страны, не прерывают связи с Азербайджаном и не отрицают, что являются азербайджанцами» [38].

Большой интерес представляет этнорелигиозная группа молокан в постсоветском Азербайджане, а именно социальные механизмы сохранения молоканской этнорелигиозной идентичности в современных условиях. Поселения молокан символизируют искреннюю дружбу и взаимную поддержку азербайджанского и русских народов. Из истории известно, что в годы Второй мировой войны жители села Ивановка спасли от голода более 500 азербайджанцев, а в 50-е гг. XX в. во время засухи и нехватки продовольствия азербайджанцы поделились необходимым для возрождения хозяйства молокан.

Азербайджан за последние годы провел ряд глобальных культурных форумов в рамках международных организаций, объединяющих мусульманские страны. 12-22 мая 2017 г. прошли Игры исламской солидарности. В 2019 г. Азербайджан был объявлен столицей исламской культуры, в том же году проведена шестая Бакинская конференция министров культуры государств -членов ОИС. Данные практические шаги можно оценить как инициативу укрепления исламской солидарности и призыв к единству всего человечества.

Азербайджан стремится показать всему человечеству, что ислам - религия мира, братства и солидарности, богатая идеями гуманизма и толерантности. Так, чтение аятов из Священного Корана 21 декабря 2017 г. на церемонии открытия в Баку Международной конференции «2017 - Год исламской солидарности: межрелигиозный и межкультурный диалог» было своего рода посланием всему человечеству, о том, что ислам - религия мира и милосердия.

Заключение

Концептуальная идея нашего исследования заключалась в выявлении и систематизации теорий глобального культурного диалога азербайджанских философов и интеллектуалов, которые являются неотъемлемой частью тюркского мира, и выделить личностный фактор в культурном диалоге. Наше исследование ясно показывает, что азербайджанская модель межкультурного диалога отличается конструктивным характером. Предлагаемая Азербайджаном модель глобального диалога основана на идеологиях азербайджанизма, мультикультурализма, тюркизма и на принципах исламского гуманизма. В своих культурологических воззрениях азербайджанские интеллектуалы предлагают механизмы защиты культурного разнообразия и эффективного развития межкультурного диалога на фоне процессов объективной интеграции человечества.

Отметим еще один важный вывод нашего исследования. Азербайджан исторически и в XXI в. открыт для оптимального развития идеи глобального диалога. Исследование теоретических взглядов и практических действий дает нам основание утверждать, что азербайджанские политики и интеллектуалы XXI в. адекватно оценивают существующие риски глобализации, объективно анализируют коммуникативное поведение страны в мировом сообществе и предлагают долгосрочные прогнозы дальнейшего развития человечества в контексте мультикультуральной глобализации.

Список источников

1. Материалы Бакинского международного гуманитарного форума (2-3 октября 2014 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2016. Т. 1. 356 с. (на азерб.). URL: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2016/09/Forum2014I-.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

2. Материалы Бакинского международного гуманитарного форума (2-3 октября 2014 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2016. Т. 2. 412 с. (на азерб.). URL: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2016/09/Forum2014II.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

3. Материалы Бакинского международного гуманитарного форума (31 октября - 1 ноября 2013 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2014. Т. 1. 368 с. (на азерб.). URL: https:// bakufomm.az/wp-content/uploads/2015/02/book2.pdf. (дата обращения: 20.05.2021).

4. Материалы Бакинского международного гуманитарного форума (31 октября - 1 ноября 2013 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2014. Т. 2. 376 с. (на азерб.). URL: https://baku-forum.az/wp-content/uploads/2015/03/book_2013_az_2.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

5. Материалы Бакинского международного гуманитарного форума (4-5 октября 2012 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2013. 544 с. (на азерб.). URL: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2015/03/book_2012_az_2.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

6. В Баку начал работу V Всемирный форум межкультурного диалога. Президент Азербайджана Ильхам Алиев участвовал на открытии Форума (на азерб.). URL: http://mct.gov. az/az/umumi-xeberler/forum-acilis (дата обращения: 18.03.2021).

7. Саламзаде Э.А., Абдуллаева Р.Г. Мультикультурализм - действенная модель культурной политики Азербайджана // Наследие веков. 2019. С. 62-68. (на азерб.). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41420428_98077065.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

8. Мамедов Ф.Т. Культурология, культура, цивилизация. Баку : «OL» ntpk., 2015. 300 с.

9. Кули-заде З. Проблема создания истории всемирной философии в свете эволюции науки и мультикультурализма (размышление над концепцией и структурой) // Материалы Бакинского международного гуманитарного форума (2-3 октября 2014 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2016. Т. 2. 412 с. (на азерб.). URL: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2016/09/Fo-rum2014II.pdf (дата обращения: 10.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кули-заде З. Выбор приоритетов при исследовании истории духовной культуры. XXI век. (статья на русском) // Материалы Бакинского международного гуманитарного форума. (31 октября - 1 ноября 2013 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2014. Т. 1. 368 с. (на азерб.). URL: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2015/02/book2.pdf (дата обращения: 15.12.2020).

11. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М. : Логос, 360 с. URL: http://yourlib.net/content/category/4/125/134 (дата обращения: 28.12.2020).

12. Кочетов Э.Г. Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен. М. : Экономика, 2011. 733 с. URL: https://sng1lib.org/book/3243406/ ba8939?id=3243406&secret=ba8939 (дата обращения: 26.09.2020).

13. Каган М.С. Традиции и новации в современных философских дискурсах (текст выступления) // Серия Symposium, Традиции и новации в современных философских дискурсах. Выпуск 14 : материалы круглого стола 8 июня 2001 г. Санкт-Петербург. СПб. : СПб. филос. о-во, 2001. C. 39-42. URL: http://anthropology.ru/ru/text/kagan-ms/tradicii-i-novacii-v-sovremennyh-filosofskih-diskursah-tekst-vystupleniya (дата обращения: 30.03.2021).

14. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры : Два философских введения в XXI век. М. : Политиздат, 1991, 412 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/kul-turologija/bibler_v_s_ot_naukoucheni (дата обращения: 10.10.2020).

15.Медведенко Л.И. Дихотомия - Восток-Запад. Глобалистика - Versus ориетнатистика // Доклад выступления на 38-м «Международном конгерессе по изучений Азии и Северной Африки» (ICANAS). Анкара, Турция, 2007. URL: http:lit.lib.ru/rn/medvedenko (дата обращения: 18.04.2020).

16. Мухина В. Диалог идей в великом идеополе общественного сознания // Развитие личности. 2008. № 3 (8). С. 8-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-idey-v-velikom-ideopole-obschestvennogo-soznaniya/viewer

17. Камашев С.В. Диалог мировоззрений - основание для безопасного развития мировой цивилизации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 91-97. URL: https://www.sibran.ru/ journals/issue.php?ID=120701&ARTICLE_ID=137287 (дата обращения: 26.09.2020).

18. Ли Теин. Диалог и развитие идей : выступление Ли Теина в МГУ, 2002. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/jylx/jywlxx/t69783.htm (дата обращения: 13.06.2018).

19. Меркель заявила о провале мультикультурализма. URL: https://www.bbc.com/russian/in-ternational/2010/10/101016_merkel_multiculturalism_failed (дата обращения: 15.09.2022).

20. Ионин Л.Г. Конец мультикультуральной эпохи. URL: https://www.perspektivy.info/book/ konec_multikulturnoj_epohi_2010-12- 13.htm

21. Британский премьер осудил политику мультикультурализма. URL: https://lenta.ru/ news/2011/02/05/multicult/ (дата обращения: 17.09.2022).

22. Мамедов Ф. Культурология: ответы на вызовы XXI века. Казань : Центр инновационных технологий, 2019, 480 с.

23. Конференция в Париже на тему «Религиозная толерантность: культура сосуществования в Азербайджане». URL: https://heydar-aliyev-foundation.org/ru/content/view/66/4028 (дата обращения: 24.09.2022).

24. На 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН приветствована атмосфера мультикультурализма в Азербайджане. URL: https://azertag.az/ru/xeber/Na_77_i_sessii_Generalnoi_Assamb-lei_00N_privetstvovana_atmosfera_multikulturalizma_v_Azerbaidzhane-2302754 (дата обращения: 24.09.2022).

25. В Азербайджане был проведен праздник для детей иностранных беженцев (на азерб.). URL: https://news.milli.az/country/701542.html (дата обращения: 24.09.2022).

26. В Азербайджане будет проведен конкурс для детей иностранных дипломатов (на азерб.). URL: https://az.trend.az/azerbaijan/society/1907153.html (дата обращения: 12.10.2022).

27. Введение в мультикультурализм : учеб. для высшей школы. Баку : Восток-Запад, 2019. 431 с. (на азерб.).

28. Ильхам Алиев принял участие в официальной церемонии открытия VI Международного гуманитарного форума в Баку. URL: https://ru.president.az/articles/30430/print (дата обращения: 07.09.2021).

29. Речь Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева на церемонии открытия V Всемирного форума межкультурного диалога. 02.05.2019 // В Баку Начал работу V Всемирный форум межкультурного диалога (на азерб.). URL: http://mct.gov.az/az/umumi-xeberler/forum-acilis (дата обращения: 21.03.2021).

30. Волшебный спектакль, великолепные танцы и «Сказание ветра». «525-ая Газета», 09.04.2011. (на азерб.). URL: https://old.525.az/view.php?lang=az&menu=6&id=26830&type=1#gsc.tab=0 (дата обращения: 05.04.2021).

31. Коробейникова Л.А., Водопьянова Е.В. Культурное разнообразие и глобальность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 80-91. URL: http://journals.tsu.ru/culture/&journal_page=archive&id=2057&ar-ticle_id=46130 (дата обращения: 02.06.2021).

32. В Баку начал работу Международноый Форум «Расширение роли женщин в межкультурном диалоге». (Выступление в Баку М. Алиевой на церемонии открытия. 10.06.2008) (на азерб.). URL: https://mehribanaliyeva.preslib.az/media-f6531e5cca.html (дата обращения: 05.05.2021).

33. Кули-заде З. Проблема создания истории всемирной философии в свете эволюции науки и мультикультурализма (размышление над концепцией и структурой) (на русском) // Материалы Бакинского международного гуманитарного форума (2-3 октября 2014 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2016. Т. 1. С. 107-110. (на азерб.). URL: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2016/09/Forum2014I-.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

34. Кули-заде З. Выбор приоритетов при исследовании истории духовной культуры. XXI век (статья на русском) // Материалы Бакинского международного гуманитарного форума. (31 октября - 1 ноября 2013 года) : в 2 т. Баку : Восток-Запад, 2014. Т. 1. С. 296. (на азерб.). URL: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2015/03/book_2013_az_2.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

35. Ильхам Алиев принял участие в открытии Православного религиозно-культурного центра Бакинской и Азербайджанской епархии. URL: https://president.az/ru/articles/view/10086 (дата обращения: 07.11.2022).

36. В Русской православной церкви в Гяндже проходит церемония поминания шехи-дов. URL: https://report.az/ru/karabakh/v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-gyandzhe-prohodit-ceremoniya-pominaniya-shehidov (дата обращения: 13.11.2022).

37. Ильхам Алиев - Маргарите Симонян: Граждане с армянскими фамилиями могут беспрепятственно посещать Азербайджан : видео. URL: https://1news.az/news/20220224015220410-Ilkham-Aliev (дата обращения: 15.11.2022).

38. Милих Евдаев: Было бы хорошо объединить еврейские религиозные общины в Азербайджане : интервью. URL: https://report.az/ru/religiya/melih-evdaev-ob-edinenie-evrejskih-religioznyh-obshin-v-azerbajdzhane-bylo-by-horosho-interv-yu (дата обращения: 20.11.2022).

References

1. Azerbaijan. (2016a)Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma (2-3 ok-tyabrya 2014 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum (October 2-3, 2014)]. Vol. 1. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/up-loads/2016/09/Forum2014I-.pdf (Accessed: 20th May 2021).

2. Azerbaijan. (2016b) Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma (2-3 oktyabrya 2014 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum (October 2-3, 2014)]. Vol. 2. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2016/09/Forum2014II.pdf (Accessed: 20th May 2021).

3. Azerbaijan. (2014a) Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma (31 oktyabrya - 1 noyabrya 2013 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum

(October 31 - November 1, 2013)]. Vol. 1. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2015/02/book2.pdf. (Accessed: 20th May 2021).

4. Azerbaijan. (2014b) Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma (31 oktyabrya - 1 noyabrya 2013 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum (October 31 - November 1, 2013)]. Vol. 2. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2015/03/book_2013_az_2.pdf (Accessed: 20th May 2021).

5. Azerbaijan. (2013a) Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma (4-5 oktyabrya 2012 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum (October 4-5, 2012)]. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/up-loads/2015/03/book_2012_az_2.pdf (Accessed: 20th May 2021).

6. Azerbaijan. (2019a) V Baku nachal rabotu V Vsemirnyy forum mezhkul'turnogo dialoga. Prezident Azerbaydzhana Ilkham Aliev uchastvoval na otkrytii Foruma [The 5th World Forum of Intercultural Dialogue begins its work in Baku. President of Azerbaijan Ilham Aliyev attended the opening of the Forum]. [Online] Available from: http://mct.gov.az/az/umumi-xeberler/forum-acilis (Accessed: 18th March 2021).

7. Salamzade, E.A. & Abdullaeva, R.G. (2019) Mul'tikul'turalizm - deystvennaya model' kul'turnoy politiki Azerbaydzhana [Multiculturalism is an effective model of Azerbaijan's cultural policy]. Nasledie vekov. 3(19). pp. 62-68. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_41420428_98077065.pdf (Accessed: 12th December 2021).

8. Mamedov, F.T. (2015) Kul'turologiya, kul'tura, tsivilizatsiya [Culturology, culture, civilization]. Baku: "OL" ntpk.

9. Kulizade, Z. (2016a) Problema sozdaniya istorii vsemirnoy filosofii v svete evolyutsii nauki i mul'tikul'turalizma (razmyshlenie nad kontseptsiey i strukturoy) [The problem of creating a history of world philosophy in the light of the evolution of science and multiculturalism (reflection on the concept and structure)]. In: Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma (2-3 oktyabrya 2014 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum (October 2-3, 2014)]. Vol. 2. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2016/09/Forum2014II.pdf (Accessed: 10th February 2021).

10. Kulizade, Z. (2014a) Vybor prioritetov pri issledovanii istorii dukhovnoy kul'tury. XXI vek [Choosing priorities when studying the history of spiritual culture. The 21st century]. In: Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma. (31 oktyabrya - 1 noyabrya 2013 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum. (October 31 - November 1, 2013)]. Vol. 1. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2015/02/book2.pdf (Accessed: 15th December 2020).

11. Vasilenko, I.A. (2003) Politicheskaya globalistika [Political Global Studies]. Moscow: Logos. [Online] Available from: http://yourlib.net/content/category/4Z125/134 (Accessed: 28th December 2020).

12. Kochetov, E.G. (2011) Dialog: Dialogistika kak nauka o sud'bakh cheloveka i mira v kontekste global'nykh peremen [Dialogue: Dialogue as a science about the destinies of man and the world in the context of global changes]. Moscow: Ekonomika. [Online] Available from: https://sng1lib.org/book/3243406/ba8939?id=3243406&secret=ba8939 (Accessed: 26th September 2020).

13. Kagan, M.S. (2001) Traditsii i novatsii v sovremennykh filosofskikh diskursakh (tekst vystupleniya) [Traditions and innovations in modern philosophical discourses (speech)]. In: Gafanova, Y.F. (ed.) Symposium, Traditsii i novatsii v sovremennykh filosofskikh diskursakh [Symposium. Traditions and innovations in modern philosophical discourses]. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society. pp. 39-42. [Online] Available from: http://anthropology.ru/ru/text/kagan-ms/tradicii-i-novacii-v-sovremennyh-filosofskih-diskursah-tekst-vystupleniya (30th March 2021).

14. Bibler, V.S. (1991) Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskikh vvedeniya v XXI vek [From scientific teaching to the logic of culture: Two philosophical introductions to the 21st century]. Moscow: Politizdat. [Online] Available from: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/kul-turologija/bibler_v_s_ot_naukoucheni (Accessed: 10th October 2020).

15. Medvedenko, L.I. (2007) Dikhotomiya - Vostok-Zapad. Globalistika - Versus orietnatistika [Dichotomy - East-West. Global Studies - Versus Oriental Studies]. Report of the speech at the 38th "International Congress for Asian and North African Studies" (ICANAS). Ankara, Turkey, 2007. [Online] Available from: http:lit.lib.ru/rn/medvedenko (Accessed: 18th April 2020).

16. Mukhina, V. (2008) Dialog idey v velikom ideopole obshchestvennogo soznaniya [Dialogue of ideas in the great ideofield of public consciousness]. Razvitie lichnosti. 3(8). pp. 8-17. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-idey-v-velikom-ideopole-obschestvennogo-soznaniya/viewer

17. Kamashev, S.V. (2012) Dialog mirovozzreniy - osnovanie dlya bezopasnogo razvitiya mirovoy tsivilizatsii [Dialogue of worldviews - the basis for the safe development of world civilization]. Filosofiya obrazovaniya. 5(44). pp. 91-97. [Online] Available from: https://www. sibran.ru/journals/issue.php?ID=120701&ARTICLE_ID=137287 (Accessed: 26th September 2020).

18. Lee Thein. (2002) Dialog i razvitie idey: vystuplenie Li Teina v MGU, 2002 [Dialogue and development of ideas: speech by Lee Thein at Moscow State University, 2002]. [Online] Available from: http://ru.china-embassy.org/rus/jylx/jywlxx/t69783.htm (Accessed: 13th June 2018).

19. BBC. (2010) Merkel' zayavila o provale mul'tikul'turalizma [Merkel declared the failure of multiculturalism]. [Online] Available from: https://www.bbc.com/russian/international/ 2010/ 10/101016_merkel_multiculturalism_failed (Accessed: 15th September 2022).

20. Ionin, L.G. (2010) Konets mul'tikul'tural'noy epokhi [The end of the multicultural era]. [Online] Available from: https://www.perspektivy.info/book/konec_multikulturnoj_epohi_2010-12-13.htm

21. Lenta.ru. (2011) Britanskiy prem'er osudil politiku mul'tikul'turalizma [The British Prime Minister condemned the policy of multiculturalism]. [Online] Available from: https://lenta.ru/ news/2011/02/05/multicult/ (Accessed: 17th September 2022).

22. Mamedov, F. (2019) Kul'turologiya: otvety na vyzovy XXI veka [Culturology: Responses to the challenges of the 21st century]. Kazan: Center for Innovative Technologies Technologies.

23. Lenta.ru. (n.d.) Konferentsiya v Parizhe na temu "Religioznaya tolerantnost': kul'tura sosushchestvovaniya vAzerbaydzhane" [Conference in Paris on the topic "Religious tolerance: culture of coexistence in Azerbaijan"]. [Online] Available from: https://heydar-aliyev-foundation.org/ru/con-tent/view/66/4028 (Accessed: 24th September 2022).

24. Azerbaijan. (2022a) Na 77-y sessii General'noy Assamblei OONprivetstvovana atmosfera mul'tikul'turalizma v Azerbaydzhane [The atmosphere of multiculturalism in Azerbaijan was welcomed at the 77th session of the UN General Assembly]. [Online] Available from: https://azertag.az/ru/xeber/Na_77_i_sessii_Generalnoi_Asamblei_OON_privetstvovana_atmosfera_mu ltikulturalizma_v_Azerbaidzhane-2302754 (Accessed: 24th September 2022).

25. Azerbaijan. (2018a) V Azerbaydzhane byl proveden prazdnik dlya detey inostrannykh bezhentsev [A holiday was held in Azerbaijan for the children of foreign refugees]. [Online] Available from: https://news.milli.az/country/701542.html (Accessed: 24th September 2022).

26. Azerbaijan. (2018b) V Azerbaydzhane budet proveden konkurs dlya detey inostrannykh diplomatov [A competition will be held in Azerbaijan for the children of foreign diplomats]. [Online] Available from: https://az.trend.az/azerbaijan/society/1907153.html (Accessed: 12th October 2022).

27. Kyzy, S. (2019) Vvedenie v mul'tikul'turalizm [Introduction to multiculturalism]. Baku: Vostok-Zapad.

28. The President of the Republic of Azerbaijan. (n.d.) Il'kham Aliev prinyal uchastie v ofitsial'noy tseremonii otkrytiya VI Mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma v Baku [Ilham Aliyev took part in the official opening ceremony of the 6th International Humanitarian Forum in Baku]. [Online] Available from: https://ru.president.az/articles/30430/print (Accessed: 7th September 2021).

29. Azerbaijan. (2019b) Rech' Prezidenta Azerbaydzhanskoy Respubliki Il'khama Alieva na tseremonii otkrytiya V Vsemirnogo foruma mezhkul'turnogo dialoga [Speech by the President of the Republic of Azerbaijan Ilham Aliyev at the opening ceremony of the 5th World Forum of Intercultural Dialogue]. 2nd May. [Online] Available from: http://mct.gov.az/az/umumi-xeberler/forum-acilis (Accessed: 21st May 2021).

30. 525-aya Gazeta. (2011) Volshebnyy spektakl', velikolepnye tantsy i "Skazanie vetra" [Magic performance, magnificent dancing and "The Tale of the Wind"]. 9th April. [Online] Available from: https://old.525.az/view.php?lang=az&menu=6&id=26830&type=1#gsc.tab=0 (Accessed: 5th April 2021).

31. Korobeynikova, L.A. & Vodopiyanova, E.V. (2020) Cultural diversity and globality. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culturology and Art History. 40. pp. 80-91. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/40/7

32. Azerbaijan. (2008) V Baku nachal rabotu Mezhdunarodnoyy Forum "Rasshirenie roli zhenshchin v mezhkul'turnom dialoge. " (Vystuplenie v Baku M. Alievoy na tseremonii otkrytiya. 10.06.2008) [The International Forum "Expanding the role of women in intercultural dialogue" began work in Baku. (Speech in Baku by M. Aliyeva at the opening ceremony. June 10, 2008)]. [Online] Available from: https://mehribanaliyeva.preslib.az/media-f6531e5cca.html (Accessed: 5th May 2021).

33. Kulizade, Z. (2016b) Problema sozdaniya istorii vsemirnoy filosofii v svete evolyutsii nauki i mul'tikul'turalizma (razmyshlenie nad kontseptsiey i strukturoy) [The problem of creating a history of world philosophy in the light of the evolution of science and multiculturalism (reflection on the concept and structure)]. In: Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma

(2-3 oktyabrya 2014 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum (October 2-3, 2014)]. Vol. 1. Baku: Vostok-Zapad. pp. 107-110. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2016/09/Forum2014I-.pdf (Accessed: 20th May 2021).

34. Kulizade, Z. (2014b) Vybor prioritetov pri issledovanii istorii dukhovnoy kul'tury. XXI vek [Choosing priorities when studying the history of spiritual culture. The 21st century]. In: Materialy Bakinskogo mezhdunarodnogo gumanitarnogo foruma. (31 oktyabrya - 1 noyabrya 2013 goda) [Materials of the Baku International Humanitarian Forum. (October 31 - November 1, 2013)]. Vol. 1. Baku: Vostok-Zapad. [Online] Available from: https://bakuforum.az/wp-content/uploads/2015/03/book_ 2013_az_2.pdf (Accessed: 20th May 2021).

35. Azerbaijan. (2013b) Il'kham Aliev prinyal uchastie v otkrytii Pravoslavnogo religiozno-kul'turnogo tsentra Bakinskoy i Azerbaydzhanskoy eparkhii [Ilham Aliyev took part in the opening of the Orthodox Religious and Cultural Center of the Baku and Azerbaijan Diocese]. [Online] Available from: https://president.az/ru/articles/view/10086 (Accessed: 7th November 2022).

36. Azerbaijan. (2020) V Russkoy pravoslavnoy tserkvi v Gyandzhe prokhodit tseremoniya pominaniya shekhidov [A ceremony to commemorate martyrs is taking place at the Russian Orthodox Church in Ganja]. [Online] Available from: https://report.az/ru/karabakh/v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-gyandzhe-prohodit-ceremoniya-pominaniya-shehidov (Accessed: 13th November 2022).

37. Azerbaijan. (2022b) Il'kham Aliev - Margarite Simonyan: Grazhdane s armyanskimi familiyami mogut besprepyatstvenno poseshchat'Azerbaydzhan [Ilham Aliyev - Margarita Simonyan: Citizens with Armenian surnames can freely visit Azerbaijan]. [Video]. [Online] Available from: https://1news.az/news/20220224015220410-Ilkham-Aliev (Accessed: 15th November 2022).

38. Evdaev. M. (2017) Bylo by khorosho ob"edinit' evreyskie religioznye obshchiny v Azerbaydzhane [It would be good to unite Jewish religious communities in Azerbaijan]. [Online] Available from: https://report.az/ru/religiya/melih-evdaev-ob-edinenie-evrejskih-religioznyh-obshin-v-azerbajdzhane-bylo-by-horosho-interv-yu (Accessed: 20th November 2022).

Сведения об авторе:

Алиева Е.А. - доктор философии в области культурологии, доцент, ведущий научный сотрудник Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Aliyeva Ye.A. - leading researcher at the Institute of Architecture and Art of the National Academy of Sciences of Azerbaijan (Baku, Azerbaijan). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.06.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2022; принята к публикации 15.02.2024.

The article was submitted 25.06.2021; approved after reviewing 30.11.2022; accepted for publication 15.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.