ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 378 ; 796.03
Воронов Михаил Владимирович
кандидат медицинских наук, доцент
Токман Андрей Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент
Карпов Владислав Викторович
Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко [email protected], [email protected], [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
В статье отмечено, что здоровье студенческой молодежи имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что свидетельствует о необходимости разработки модели формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, реализация которой в учебно-воспитательном процессе позволит сформировать у студентов сознательное отношение к собственному здоровью и будет проявляться в соответствующих положительных поступках и действиях.
Авторами предложена модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, которая находится в органической связи с педагогическим процессом, где формируется мотивация студентов к сохранению и укреплению здоровья и задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, мотивация к сохранению и укреплению здоровья.
Состояние здоровья молодежи по данным целого ряда ученых свидетельствует о том, что сейчас отмечается ежегодное ухудшение здоровья молодежи, прежде всего, в результате курения, употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ [6]. По нашим данным 58% студентов ведут неправильный образ жизни, у большинства из них отсутствуют навыки сохранения и укрепления здоровья.
Анализ процесса формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья свидетельствует о необходимости разработки модели формирования соответствующей мотивации, реализация которой в учебно-воспитательном процессе ВУЗа позволит сформировать у студентов сознательное отношение к собственному здоровью и будет проявляться в соответствующих положительных поступках и действиях.
Необходимость построения модели формирования у студентов ВУЗов мотивации к сохранению и укреплению здоровья обусловлена рядом недостатков. Во-первых, процесс формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, ведения здорового образа жизни имеет эпизодический, не систематизированный характер. Так, студенты во время учебных занятий по различным дисциплинам получают информацию о здоровье человека, его особенностях, необходимости его сохранения и укрепления, но такие знания не являются систематизированными и взаимосогласованными, а больше направлены на повышение общей осведомленности по проблемам здоровья человека. Во-вторых, проводимые воспитательные мероприятия не отличаются использованием новых
достижений педагогической теории и практики. То есть отсутствуют специально созданные педагогические условия, направленные на формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья. В-третьих, недостаточно внимания уделяется формированию у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья во внеучеб-ное время [5; 6].
Разрабатывая модель формирования мотивации у студентов к сохранению и укреплению здоровья, мы опирались на исследования Н. Амосова, Н. Артамонова, К. Байера, И. Брехмана, Т. Бойчен-ко, Г. Голобородько, А. Здравомыслова, Т. Круце-вич, С. Лапаенко, Ю. Лисицына, Р. Мотылянской, В. Оржеховского, И. Смирнова, Л. Сущенко, В. Яз-ловецкого, П. Яременко, М. Яхнина и др.
Разработка модели формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья предполагает достижение и решение таких задач:
1) создание условий для укрепления здоровья студентов;
2) создание в ВУЗе воспитательной среды с целью формирования положительной мотивации к ведению здорового образа жизни;
3) совершенствование форм и методов формирования у студентов мотивации к ведению здорового образа жизни.
Методологической основой формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья является гуманистическая модель образования, суть которой заключается в создании благоприятной ситуации способствующей развитию готовности студентов к восприятию и адекватному реагированию на воспитательные воздействия учебной и социальной среды [4].
© Воронов М.В., Токман А.А., Карпов В.В., 2016
Именно поэтому, при разработке модели мы опирались на личностно-ориентированный, дея-тельностный и системный подходы к формированию у студентов положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Личностно-ориентированный подход предполагает последовательное отношение педагога к студенту как к личности, ответственного субъекта учебно-воспитательного воздействия, что предполагает: помощь студенту в его личностном развитии, в выявлении и раскрытии его возможностей, в развитии самосознания, в осуществлении личностно и общественно-значимых дел, в самоопределении, самореализации и самоутверждении. Личностно ориентированный подход опирается на свойственное каждому человеку стремление «быть личностью», то есть проявлять активность, отличаться от других людей, влиять на окружающую среду, иметь собственные убеждения, личные духовные ценности и смыслы, самореализовываться в социально значимой деятельности, выполнять определенную роль в обществе.
Деятельностный подход заключается в культивировании действенной позиции личности с целью собственного становления и развития, нравственного и духовного самосовершенствования.
Системный подход предполагает целостность в практической деятельности, направленной на комплексную реализацию здорового образа жизни.
При построении модели нами были выделены базовые принципы формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья:
- принцип гуманизма заключается в отношении к личности как высшей ценности, учете возрастных и индивидуальных особенностей, удовлетворении фундаментальных потребностей (в смысле, познании, принятии, справедливом отношении); повышении сознательного отношения личности к своему поведению, деятельности, жизненным выборам;
- принцип целенаправленности заключается в повышении эффективности функционирования собственного организма и сознательного положительного отношения к нему;
- принцип индивидуализации обучения и воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих их индивидуальным особенностям, включение студентов в различные виды деятельности с учетом их возможностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во вне-учебной деятельности, предоставление возможности каждому студенту для самореализации и самораскрытия;
- принцип создания воспитательной среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание,
взаимную помощь, способность вместе преодолевать трудности;
- принцип научности и доступности знаний предполагает адаптацию соответствующих научных знаний к особенностям различных возрастных категорий, взаимосвязь науки о здоровье с практическим опытом;
- принцип системности означает, что процесс формирования здоровья человека, природных и социальных условий его сохранения и укрепления организуется как системный педагогический процесс, в логической связи всех его этапов; направлен на гармоничное и разностороннее развитие личности;
- принцип непрерывности и практической целенаправленности предполагает преемственность в реализации направлений и этапов этой работы на разных образовательных уровнях; охватывает все сферы жизнедеятельности студентов; осуществляется в различных социальных институтах, в учебной и вне учебной деятельности;
- принцип интегративности предполагает синтез теоретических, эмпирических и практических знаний в целостной картине о здоровье и здоровом образе жизни;
- принцип открытости заключается в систематическом пополнении, обновлении, совершенствовании знаний о здоровом образе жизни [1; 2; 3; 5; 6].
Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Поэтому наиболее перспективной моделью формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья является та, которая по мнению М. Яхнина содержит социальные (познавательные, поведенческие) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности [6, с. 14].
Поэтому представляется возможным выделить три этапа, через которые должен проходить студент в своем становлении и развитии мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Первый характеризуется такой степенью сфор-мированности мотивации студентов к сохранению и укреплению здоровья, при котором механизм саморегуляции «обязывает» студента к так называемому минимальному самоограничению. На этом этапе студент осваивает шкалу ценностей.
Для второго этапа характерно осознание норм, принципов, критериев оздоровительной деятельности и др., понимание их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения. На этом уровне у личности формируется социальная ориентация, происходит своеобразная «переоценка ценностей». Поведение студента свидетельствует о принятии соответствующих норм и ценностей, об отказе ведения нездорового образа жизни.
Третьему этапу свойственно наличие убежденности студента в необходимости соблюдения всех
требований здорового образа жизни, а также устойчивой привычки к оздоровительной деятельности. Этот этап, по нашему мнению, соответствует наличию у личности оздоровительной культуры, состоящей из убежденности, умения применять знания в жизненных повседневных ситуациях, а также готовности отстаивать эту убежденность и бороться с негативными проявлениями социальной среды и наличии склонности к постоянному самосовершенствованию.
Таким образом, разработанная нами модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья предусматривает работу по следующим направлениям: физическая активность и профилактика гиподинамии, профилактика возникновения вредных привычек (курения, употребление алкоголя, наркотиков и др.), со-
матических заболеваний, болезней, передающихся половым путем и СПИДа, повышение культуры рационального питания и др.
Предложенная нами модель является механизмом взаимодействия компонентов целостного педагогического процесса и предполагает реализацию стратегии, тактики и техники формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья (см. рис. 1).
Цель предложенной модели - формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья в учебно-воспитательном процессе направлена на решение следующих задач; 1) повышение осведомленно-
Рисунок 1. Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья
сти студентов в сфере здоровья и здорового образа жизни; знании основных факторов риска; понимании роли здоровья и здорового образа жизни в обеспечении активной и длительной жизни; 2) формирование у студентов активно-положительного эмоционального отношения и мотивации к сохранению и укреплению здоровья; 3) формирование умений и навыков здорового образа жизни; 4) развитие навыков рефлексии, самовоспитания и самосовершенствования.
Разработанная нами модель в учебно-воспитательном процессе выполняет следующие функции:
- организационную - создание в ВУЗе воспитательного здоровьесберегающего пространства;
- учебно-воспитательную (что предполагает скоординированную работу всех участников учебно-воспитательного процесса, осуществление целенаправленного педагогического влияния на формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья в учебно-воспитательном процессе во время аудиторных и внеаудиторных занятий с использованием интерактивных методов обучения (проведение семинарских, практических занятий, организация самостоятельной работы студентов);
- социально-профессиональную (привлечение к процессу формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья врачей, диетологов, спортсменов, психологов и др.);
- оценочно-диагностическую - изучение сфор-мированности у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья на разных этапах обучения с помощью разработанных нами анкет.
Предложенная нами модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, поэтому важно найти место каждому компоненту в учебно-воспитательном процессе, поскольку целостное функционирование предлагаемой модели является результатом взаимодействия всех ее компонентов, что характерно для универсальной закономерной связи.
При этом формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья будет проходить путь от выяснения сути основных понятий, формирования знаний, навыков и умений до практической реализации требований здорового образа жизни, что предусматривает создание положительного мотивационного фона учебно-воспитательной деятельности в учебном заведении, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. При этом, воздействие на студентов должно осуществляться посредством использования традиционного механизма (знания, получаемые из семьи и ближайшего окружения), институционального (общественно-одобряемый опыт, который усваивается посредством взаимодействия учебно-воспитательной системы ВУЗа с профес-
сиональной средой) и рефлексии (ответственность личности и осознание субъективной принадлежности к социальной группе).
При построении модели мы опирались, прежде всего, на личностно ориентированный подход, с позиции которого все звенья образовательного процесса должны стимулировать профессиональный и личностный рост субъектов обучения и воспитания. Студент выступает здесь не только в виде фактора, который учитывается, а как звено, способное принимать, перерабатывать, хранить информацию и на этой основе принимать интеллектуальные решения. То есть студент выступает как в качестве объекта, так и субъекта обучения и воспитания, что характеризует субъект-субъектное взаимодействие преподавательского состава и студентов в учебно-воспитательном процессе.
На первый план выдвигаются целостные характеристики человека, прежде всего деятельностные, в которых оказываются как человеческие качества, так и профессиональные компетенции. Сама модель рассчитана не на усредненный уровень студента, а ориентируется на каждого из них, предлагая каждому собственный путь развития. Акценты смещаются в сторону саморегулирования, саморазвития, самоконтроля и собственной активности студентов. Студенты сами инициируют процесс своего развития. При этом растет гуманистическая ценность самоопределения личности по мере разрешения профессионально-значимых задач.
Модель находится в органической связи с педагогическим процессом, где формируется мотивация студентов к сохранению и укреплению здоровья и задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования.
Важным отличием проектируемой модели является то, что ее структурные и функциональные компоненты характеризуются подвижностью и динамичностью вследствие непрерывных изменений в содержании и характере учебной деятельности, стремительных изменений научных, технических и технологических параметров сферы профессиональной деятельности.
Такое видение проблематики позволяет рассматривать вопросы формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья с позиций переосмысления традиционного воспроизводства средств и методов педагогического воздействия, что позволяет реализовать личност-но ориентированные технологии учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, разработанный нами механизм формирования мотивации студентов к сохранению и укреплению здоровья выглядит следующим образом: знания и представления подкрепляются соответствующей мотивацией, что определяет эмоциональную окраску (ощущения и отношения)
и закрепляется на уровне умений и навыков личности, находит воплощение в соответствующих поступках и поведении.
При этом особенностью механизма формирования мотивации студентов к сохранению и укреплению здоровья является отсутствие принципа взаимозаменяемости. Это означает, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Кроме того, при использовании одного компонента обязательно предполагается влияние на все остальные.
Итак, одной из важнейших задач современного высшего образования является формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, что предполагает разработку соответствующей модели. Внедрение и экспериментальная проверка разработанной нами модели
в учебно-воспитательный процесс является перспективным направлением нашего исследования.
Библиографический список
1. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания // Мир психологии. - 2000. - № 1. - С. 68-75.
2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни. - М.: Мир, 1999. - 368 с.
3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.
4. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М.: Вече, 2001. - 461 с.
5. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины: Критический аналiз. -М.: Медицина, 1982. - 362 с.
6. Яхнин М.В. Здоровье молодежи. - М.: Вла-дос, 2013. - 214 с.