Научная статья на тему 'Модель формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы через учебные Интернет-ресурсы'

Модель формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы через учебные Интернет-ресурсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2846
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИКТ / УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ФГОС / MODERN COMMUNICATORY TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / MODEL OF FORMING OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE / LESSON OF FOREIGN LANGUAGE / FGOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Юлия Михайловна, Аверина Мария Николаевна

В статье обосновывает важность внедрения современных информационно-коммуникативных технологий для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе. Использование сети Интернет, в частности учебных Интернет-ресурсов, позволяет развивать компетенции необходимые для межкультурной коммуникации. Представлена модель формирования социокультурной компетенции с использованием учебных Интернет-ресурсов, которую можно использовать на уроках иностранного языка в средней школе для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Описаны критерии отбора учебных Интернет-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMING OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE BY MEANS OF EDUCATINAL INTERNET RESOURCES AT THE SECONDARY SCHOOL (7 - 9 GRADES)

The importance of introducing of modern communicatory technologies for the forming of social and cultural competence at the secondary school is proved. Due to the Internet (educational Internet resources) the development of the competences necessary for the intercultural communication is possible. The author describes the model of forming of social and cultural competence by means of educational Internet resources which can be used at the foreign language lessons at the secondary school. Selection criteria for educational Internet resources are given.

Текст научной работы на тему «Модель формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы через учебные Интернет-ресурсы»

УДК 373.5

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 - 9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Ю.М. Орехова, М.Н. Аверина1

1 Статья опубликована при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» по результатам Конкурса «Кооперация талантов»

Аннотация. В статье обосновывает важность внедрения современных информационно-коммуникативных технологий для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе. Использование сети Интернет, в частности учебных Интернет-ресурсов, позволяет развивать компетенции необходимые для межкультурной коммуникации. Представлена модель формирования социокультурной компетенции с использованием учебных Интернет-ресурсов, которую можно использовать на уроках иностранного языка в средней школе для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Описаны критерии отбора учебных Интернет-ресурсов.

Ключевые слова: современные ИКТ, учебные Интернет-ресурсы, социокультурная компетенция, модель формирования социокультурной компетенции, урок иностранного языка, ФГОС.

THE MODEL OF FORMING OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE BY MEANS OF EDUCATINAL INTERNET RESOURCES AT THE SECONDARY SCHOOL (7 - 9 GRADES)

Yu. Orekhova, M. Averina

Abstract. The importance of introducing of modern communicatory technologies for the forming of social and cultural competence at the secondary school is proved. Due to the Internet (educational Internet resources) the development of the competences necessary for the intercultural communication is possible. The author describes the model of forming of social and cultural competence by means of educational Internet resources which can be used at the foreign language lessons at the secondary school. Selection criteria for educational Internet resources are given.

Keywords: modern communicatory technologies, educational Internet resources, sociocultural competence, model of forming of sociocultural competence, lesson of foreign language, FGOS.

Социокультурная компетенция - важный структурный компонент коммуникативной компетенции, отвечающий за успешность человека в поликультурном мире. Формирование данной компетенции является обязательным требованием новых ФГОС ООО, реализуемых в средней общеобразовательной школе. В связи с этим возникает необходимость в реорганизации работы учителя, что предполагает выбор эффективного учебно-методического

комплекса, разработка учебно-дидактических материалов, поиск эффективных средств и внедрение современных информационнокоммуникативных технологий.

Внедрение современных ИКТ в преподавание иностранных языков в школе является обязательным требованием нового ФГОС. Информатизация языкового образования имеет восемь направлений, одним из которых является использование ресурсов сети Интернет в учебных целях для

формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий [5].

Учебные Интернет-ресурсы обладают высоким дидактическим потенциалом и позволяют решить ряд учебных и дидактических задач (использовать

аутентичные материалы, повышать качество усвоения знаний по изучаемой теме, развивать познавательную активность, обучать

дистанционно, развивать рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия и т.д.) [3; 4].

Принимая во внимание требования новых ФГОС ООО и высокий дидактический потенциал учебных Интернет-ресурсов, возникает необходимость в разработке модели формирования социокультурной компетенции у обучающихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы через использование учебных Интернет-ресурсов.

1

Спроектированная нами модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков (целевого, концептуального, содержательнопроцессуального и оценочно-

результативного), каждый из которых определяет конкретную цель и нацеливает на результат (схема 1).

Целевой блок

Цель: формирование социокультурной компетенции обучающихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы через использование учебных Интернет-ресурсов

-U-

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК

Методические подходы: коммуникативный, социокультурный, компетентностный и

личностно-ориентированный.

Методические принципы формирования социокультурной компетенции через использование учебных Интернет-ресурсов: личностно-ориентированного обучения,

аутентичности используемых материалов, наглядности, ситуативно-тематической организации обучения, коммуникативной направленности, толерантности, диалога культур, принцип культуросообразоности, культурной вариативности и рефлексии.

Педагогические условия формирования социокультурной компетенции через использование учебных Интернет-ресурсов:

- учет специфики образовательной среды общеобразовательной школы;

- осуществление активизации речемыслительной деятельности обучающихся за счет моделирования системы учебных Интернет-ресурсов с учетом языковой подготовки, интересов и уровня сформированности социокультурной компетенции;

- соблюдение последовательности в работе по выполнению учебных Интернет-ресурсов;

- актуализация взаимодействия учеников и учителей.

и

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЙ БЛОК Средства обучения:

1) Учебно-методический комплекс «English» автора В.П. Кузовлева и др.;

2) Учебные Интернет-ресурсы Формы работы:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая.

Критерии отбора содержания учебных Интернет-ресурсов:

- соответствие изучаемой теме;

- аутентичность отбираемых материалов;

- соответствие лексическо-грамматического материала уровню сформированности у обучающихся коммуникативной и социокультурной компетенции;

- соответствие интересам и возможностям учащихся;

- новизна и глубина изложения материала;

- культуросообразность материала;

- культурная сложность материала;

- доступность Интернет-материалов;

- возможность дистанционного изучения материала.

и

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Результат Показатель эффективности

запланированный уровень сформированности социокультурной компетенции у учащихся 7 - 9классов уровень сформированности у обучающихся конкретных социокультурных знаний, умений и навыков

Схема 1. - Модель формирования социокультурной компетенции у обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы через использование учебных Интернет-ресурсов

Целевой блок модели подразумевает формирование на уроках английского языка у обучающихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы всех

компонентов социокультурной компетенции через использование учебных Интернетресурсов в качестве вспомогательных или

аналоговых аутентичных материалов, имеющих культурологическую ценность. Цели обучения выполняют системообразующую функцию, т.к. реализуют требования новых ФГОС ООО по подготовке выпускника школы, обладающего рядом компетенций, которые

2

позволяют осуществлять коммуникацию в поликультурном мире.

Концептуальный блок включает в себя методические принципы и педагогические условия организации процесса обучения иностранному языку. Достижение

поставленной цели осуществляется за счет методических подходов: коммуникативного, социокультурного, компетентностного и личностно-ориентированного.

Под коммуникативным подходом принято понимать способность осуществлять коммуникацию на иностранном языке с представителями различных

лингвокультурных сообществ, соблюдая языковые и речевые нормы и выбирая правильное коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения.

речевая компетенция -языковая компетенция

КОММУНИКАТИВНАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

ч________________J

социокультурная

компетенция

£

- лингвистическая;

- культурологическая;

- социолингвистическая;

- социально-психологическая;

- психологическая

Рисунок 1. - Модель коммуникативной компетенции

Развитие всех составляющих

субкомпетенций коммуникативной

компетенции приводит к достижению главной цели обучения иностранным языкам в школе: формированию вторичной языковой личности, готовой к интеграции в мировое культурное сообщество.

Основополагающим подходом выступает социокультурный подход, предполагающий взаимосвязанное, взаимодополняющее

обучение языку и культуре, что приводит к формированию коммуникативной и

социокультурной компетенции. Обучение в контексте диалога культур позволяет учащимся осознать свою роль в качестве участников межкультурной коммуникации.

Индивидуализация процесса обучения реализуется через личностно-

ориентированный подход, согласно которому в процессе обучения учитываются личностные особенности каждого обучающегося, что позволяет создать оптимальные условия для его развития [1]. Учитель должен осознать, что в центре обучения находятся мотивы, желания, интересы и способности учащихся.

Компетентностный подход является ведущим подходом, применяемым на уроках иностранного языка в школе в рамках требований ФГОС ООО, т.к. конкретизирует требования относительно результатов обучения. Следует помнить о том, что формирование социокультурной компетенции происходит не в тот момент, когда учащийся получает или расширяет уже имеющиеся знания культурологического характера, а когда

начинает осознавать ценность своей и чужой культуры и использовать свои знания в определенном контексте, приобретая культурологический опыт.

Выделенные нами подходы к обучению иностранного языка предполагают реализацию системы общедидактических и методических принципов, способствующих формированию социокультурной компетенции у обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы через использование учебных Интернет-ресурсов. В разработанной нами модели мы считаем целесообразным

использовать следующие принципы:

личностно-ориентированного обучения,

аутентичности используемых материалов,

наглядности, ситуативно-тематической организации обучения, коммуникативной направленности, толерантности, диалога культур, принцип культуросообразности, культурной вариативности и рефлексии.

Включение современных ИКТ в выстраиваемую педагогическую модель формирования социокультурной компетенции доказывается непротиворечивостью

применение ИКТ классическим принципам дидактики. При этом в учебном процессе с применение учебных Интернет-ресурсов должны реализовываться и специфические принципы, к которым можно отнести

следующие: информатизации, комплексного использования средств мультимедиа, интерактивности и информационной гуманности [3].

3

Таким образом, обучение иностранным языкам, строящееся с учетом обозначенных принципов и применением современных технологий, одной из которых является обучение с использованием учебных Интернет-ресурсов, способно обеспечивать высокое качество образования. Это объясняется тем, что модернизация и информатизация языкового образования делают процесс обучения иностранным языкам личностно-ориентированным и развивают необходимые для межкультурной коммуникации компетенции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммуникативную и социокультурную.

Для осуществления эффективного процесса формирования социокультурной компетенции обучающихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы через использование учебных Интернет-ресурсов необходимо соблюдение определенных педагогических условий, отражающих требования новых ФГОС ООО, специфику предмета «Иностранный язык» и дидактический потенциал современных ИКТ, в частности, учебных Интернет-ресурсов.

Таким образом, мы считает необходимым выполнение следующих педагогических условий:

а) учет специфики образовательной среды общеобразовательной школы;

б) осуществление активизации

речемыслительной деятельности обучающихся за счет моделирования системы учебных Интернет-ресурсов с учетом языковой подготовки, интересов и уровня сформированности социокультурной

компетенции;

в) соблюдение последовательности в работе по выполнению учебных Интернетресурсов;

г) актуализация взаимодействия учеников и учителей.

Содержательно-процессуальный блок модели касается содержания обучения английскому языку обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы по предмету «Иностранный язык (английский язык)». Содержание обучения иностранному языку включает в себя следующие компоненты:

а) знания о системе изучаемого языка и входящих в его структуру единицах языка;

б) знания о культуре носителей изучаемого языка;

в) правила пользования усвоенным учебным материалом в различных ситуациях общения;

г) речевые навыки и умения;

д) способность пользоваться

приобретенными знаниями и

сформированными навыками и умениями в различных ситуациях общения;

е) учебные умения, обеспечивающие возможность эффективно учиться;

ж) речевой материал, представленный в учебном процессе в виде текстов, речевых образцов, моделей предложения, темах и ситуациях общения [1, с. 282].

Критериями отбора содержания разработанных для каждого раздела серии уроков с использованием учебных Интернетресурсов стала тематика УМК «English» для 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы и соответствие содержания запланированному уровню сформированности у обучающихся социокультурной

компетенции. Основными критериями отбора материалов сети Интернет являются:

1) соответствие изучаемой теме;

2) аутентичность отбираемых материалов;

з) соответствие лексическо-

грамматического материала уровню

сформированности у обучающихся

коммуникативной и социокультурной

компетенции;

4) соответствие интересам и возможностям учащихся;

5) новизна и глубина изложения материала;

6) культуросообразность материала;

7) культурная сложность материала;

8) доступность Интернет-материалов;

9) возможность дистанционного изучения материала.

Для формирования социокультурной компетенции через использование учебных Интернет-ресурсов у учащихся 7 - 9 классов на уроках английского языка используются различные формы работы (индивидуальная, парная, групповая), что позволяет формировать отдельные субкомпетенции социокультурной компетенции и развивать УУД. Основными средствами обучения выступают используемый УМК «English» авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др. для 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы и разработанные нами учебные Интернет-ресурсы в соответствии с изучаемыми в 7 - 9 классах темами.

Результативно-оценочный блок модели отражает результат обучения учащихся 7 - 9 классов английскому языку с использование учебных Интернет-ресурсов, выраженный в запланированном уровне сформированности

4

социокультурной компетенции обучающихся. Показателем эффективности будет считаться уровень сформированности у обучающихся конкретных знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть для формирования социокультурной компетенции в рамках изучаемых в этих классах тем.

Применение данной модели на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе абсолютно целесообразно: учебные Интернет-ресурсы

используются в качестве дополнительных материалов при изучении темы для развития

социокультурной компетенции обучающихся. Использование учебных Интернет-ресурсов предполагает выполнение постепенно усложняющихся заданий, которые формируют лингвистическую и культурологическую,

социолингвистическую и информационнотехнологическую компетенции, которые

являются субкомпетенциями социокультурной компетенции. В связи с этим начинать работу следует с самых простых, постепенно переходя к выполнению более сложных видов учебных Интернет-ресурсов.

Т ена «What it b е £t ab out у our c ountry 7 » (7 класс)

ТЕМА УРОКА УЧЕБНЫЙ ИНТЕРНЕТ-РЕ ОТО РАЗВИВАЕМАЯ КОМПЕ ТЕНЦИЯ УПРАЖНЕ НИЕ! ЗАДАНИЕ

1 Сюшалы маей страны Хотлнст лннгБысгачккая нн ф ориацн онно- Т 5ЯН ОПОГНЧКЕСаЯ Дополнить исходный хотлист сайтами по теме (2-Зсайтщ) к каждой подтеме.

2 Я гор^усьсвоен страной! Мд ьтым г дынный СКрШбУЕ к vi ьт \р оп опгч г с Еса я нн ф ормацн онно- Т SSH СЛОГНЧКЕСаЯ Дополнить хотлист ^пересылками на фото и аидео по те ме; Создать саою .muь тимедийму ю коллекцию по теме а соответствии с сайтпами J(о ип иста

Тема «Ео you have an example to follow?» (7 класс)

ТЕМА УРОКА УЧЕБНЫЙ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРС РАЗБИВАЕМАЯ КОМ ПЕТЕНЦИЯ УПРАЖНЕНИЕ Э.ЛДАННЕ

1 Известные ЛЕЧВОСТВ Хотлнст ПНКГБНСТНЧ-ЭСЕаЯ нк-форыацнокко-т-гы-гопогнч-а-: Еая Допознижъ 1^хсь£:ч:&гСЛ"<?з«'г.ьг:и £айжа.ии ко теме (2-3

2 Л »дн, заслужив- а ниц не уважения ЫуП Е-ТН1С-ЭДННК ЫН СЕрэпбул лультуропогнч-а-: Еая ккфорас-ащкскко-т-эякопогнч-а-: Еая С'О зда .ft; Ь £-££№ хо.пехцкю по же.ие е £ООЖвеЖ£ЖВ1П1 £ гяй HSffiJi.1 ХОЖЛЦСЖа

3 Они - настоящие ге рои! 1^5жацкт лультуропогнч-а-: Еая нк-форлацнокко-т-гы-гопогнч-а-: Еая Еъгпоанжъа задания Тре>са ханжа. ихколазря слйкьг хожлигжа

4 Знаменитости нашего в реме ви Сабж^ЕТ -^icjura яультуропогнч-5-: Еая нк-форыацнокко-т-гы-гопогнч-а-: Еая JdZHiH.14 шч ь кайшцг= & еел ыхйи те.з-м-гте. теокс^ьрС ■гьрзърваяк е &СХ1Щ ен ш

5 Ур-ок защиты проектов «Человек, которым я горжу сьх- Хотлнст Ычпьтки-гдкнк ын СЕрЭПбуЛ ТЪежаяйнт Сабж^ЕТ -^icjura ПНКГБНСТНЧ-ЭСЕаЯ лультуропогнче-: Еая СОЦНО ПН КГ БН-1ГНЧ5С ЕЗЯ нк-форлацнокко-т-гы-гопогнч-а-: Еая Предсжаеижъ пр&гхжы g gидg холигаюжгрных крезенжац ий ко же.ие (fe карах)

Рисунок 2. - Включение учебных Интернет-ресурсов в рабочую программу по английскому языку

В начале изучения темы учащимся сразу сообщается, чем она будет завершаться (проект, электронная презентация, круглый стол, телемост и т.д.). На первом уроке ученики получают самый простой вид учебного Интернет-ресурса - хотлист. Дома они должны ознакомиться со списком сайтов по изучаемой

теме и добавить в этот список те, которые покажутся им интересными и познавательными. На следующем уроке происходит обсуждение и хотлист дополняется наиболее полезными сайтами по теме и учащиеся приступают к выполнению следующего учебного Интернет-

5

ресурса, т.е. работают над созданием своей мультимедийной коллекции по изучаемой теме.

На одном из последующих уроков предполагается выполнение задания трежа ханта. Ученики получают список вопросов по теме, ответы на которые они могут найти на сайтах хотлиста. При выполнении трежа хант используются разные формы работы.

При работе с сабджэкт сэмпла учащимся необходимо заполнить сводную таблицу используя для этого сайты хотлиста. На следующем уроке мы эту таблицу обсуждаем, сравниваем, делаем выводы. Именно эта работа готовит их к следующему, завершающему уроку по теме, настраивая их на разговор.

На старшей ступени обучения запланированы уроки, предполагающие выполнение самого трудного учебного Интернет-ресурса - вебквеста. К 9 классу учащиеся научатся использовать ресурсы сети Интернет в учебных целях, справляться с конкретными учебными задачами, работать как индивидуально, так в парах и группах.

Таким образом, разработанная нами модель состоит из 4 блоков - целевого, концептуального, содержательно-

процессуального и результативно-оценочного. В представленной модели, строящейся на использовании учебных Интернет-ресурсов в рамках предмета «Иностранный язык», отражена специфика процесса формирования

социокультурной компетенции у обучающихся 7

- 9 классов средней общеобразовательной школы.

Учебные Интернет-ресурсы создают уникальные условия для знакомства с культурологическими особенностями стран изучаемого языка, могут быть признаны дидактическими средствами. Систематическое использование учебных Интернет-ресурсов способствует формированию коммуникативной и социокультурной компетенций и развитию универсальных учебных действий у учащихся 7

- 9 классов на уроках английского языка в школе.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с.

2. Галустян О.В. Реализация личностно-

ориентированного подхода в условиях контроля учебных достижений студентов // Научные ведомости Белгородского государственного

университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 18(113). - С. 242-247.

3. Драгунова А.А. Формирование иноязычной

коммуникативной компетенции у студентов факультета иностранных языков через

использование учебных интернет-ресурсов на

основе технологий Веб 2.0: дис. ... канд. пед. наук.

- Ярославль, 2014. - 331 с.

4. Орехова Ю.М. Учебные Интернет-ресурсы

как дидактическое средство формирования

социокультурной компетенции обучающихся 7 - 9 классов школ средней общеобразовательной школы // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6.

- С. 86-88.

5. Сысоев П.В. Направления и перспективы

информатизации языкового образования // Вестник Московского государственного гуманитарного

университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2013. - № 4. - С. 83-95.

Сведения об авторах:

Орехова Юлия Михайловна (г. Ярославль, Россия), аспирант Ярославского государственного педагогического университета, e-mail: nikitina_89@bk.ru

Аверина Мария Николаевна (г. Ярославль, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Data about the authors:

Yu. Orekhova (Yaroslavl, Russia), postgraduate student at Yaroslavl State Pedagogical University named after K. Ushinsky, e-mail: nikitina_89@bk.ru

M. Averina (Yaroslavl, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, head of the Department of Theory and Methods of Teaching Foreign Languages of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. Ushinsky.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.