Сеферян Луиза Ашотовна
Seferyan Luiza A.
Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering Ассистент / the assistant E-Mail: [email protected]
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством, направление строительство
Модель формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством
Model of formation of a control system of housing and communal services
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления перспективного развития модели управления в жилищно-коммунальной сфере. Для решения проблем и определения перспектив предлагаются эффективные решения. Изложено описание структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством.ЖКХ имеет поддержку государства как в организации, координации, так в финансово-экономическом обеспечении, а также является приоритетным направлением социально-экономического развития как регионов, так и РФ в целом.
The Abstract: In article the basic directions of perspective development мmanagement models in housing-and-municipal an economy are considered. For the decision of problems and definition of prospects, effective decisions are offered. The description of structure of management is stated by housing and communal services stated. The housing and communal services have state support as in the organization, coordination so in financial and economic maintenance, and also the Russian Federation as a whole is a priority direction of social and economic development as regions.
Ключевые слова: Жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальный комплекс, финансово-экономический, социально-экономический, самоуправление.
Keywords: Housing and Municipal services; housing and municipal complex; financial and economic; social and economic; self-management.
***
Перефразируя авторов учебно-практического пособия «Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом» [3], жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в современном понимании - это сложная, многофункциональная система, включающая в себя совокупность жилищного, коммунального секторов и инвестиционностроительного комплекса, а также реализующая основные направления в социальноэкономическом секторе развития региона.
Переход от централизованной (государственной) собственности, к частной, с ее множеством организационно-прaвoвых форм, в полном объеме изменил систему управления жилищным фондом [8,9]. Участниками рынка коммунальных услуг и жилья, являются различные субъекты предпринимательской деятельности. Муниципальные органы власти, обязаны и должны знать их круг интересов, также принимать во внимание в своей политике, формировать определенные условия, которыми можно заинтересовывать в конечном результате, всех участников процесса жилищно-коммунального обслуживания (ЖКО), на всех
стадиях жизненного цикла объекта недвижимости, в том числе его интенция и ремонт жилищного фонда, и системы его жизнеобеспечения [7].
Основными участниками, в выше изложенном являются: муниципалитет, население (потребитель жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)) и одновременно собственник приватизированного и приобретенного жилья, предприятия - исполнители жилищнокоммунальных работ, и услуг. Управляющая жилищная организация, которая должна стать основным соединяющим звеном между муниципальными властями, населением и исполнителями ЖКУ (работ).
Изучив опыт работы зарубежных и отечественных ученых, хозяйственников в области ЖКХ, мы видим, что управление деятельностью жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) осуществляется по трем основным направлениям [1,2,10]:
• правовое (контроль за исполнением нормативных и законодательных актов);
• экономическое (ценовая и льготная политика, бюджетное финансирование программ);
• организационно-распорядительное (формирование организационных структур менеджмента).
Системно-комплексный подход, для организации результативной структуры управления ЖКХ, демонстрирует методически связанные между собой управленческие решения и принимаемые на всевозможных уровнях управления, во всех сферах деятельности ЖКХ. Описание структуры управления ЖКХ изложено далее.
Представлена пошаговая модель. Она состоит из основных функциональных систем, последовательно, синхронно, и взаимозависимо работающих для реализации конечной цели управления, которая направлена на повышение качества услуг потребителей (населения), и довольно подробно раскрывает сущность современной системы менеджмента ЖКХ.
Шаг первый (федеральный уровень, охватывает взаимодействие между
стратегическими целями и генеральным направлением), обеспечивает решение и исполнение следующих идей:
• определение политики развития ЖКХ на прогнозируемый период;
• преимущества разработки научно-методического подхода, прогнозируемых стратегических целей, а также технического, и правового;
• охрану окружающей среды;
• координацию эффективного формирования системы управления ЖКХ, и
финансирования ЖКУ, организацию выполнения федеральных стандартов
качества;
• разрабатывание ресурсосберегающих технологий;
• прогресс энергетических мощностей, крупных водопроводно-канализационных сооружений;
• рекреацию земель и благоустройство;
• инвестирование в природные ресурсы;
• формирования нового поколения транспортных средств.
Шаг второй (тактические цели) рассматривает задачи регионального
(субфедерального) уровня, направленные на разрабатывание косвенных методов управления
ЖКХ, а именно:
• принятие правовой базы, функционирования ЖКХ территорий,
государственные общественные стандарты, стоимостные и тарифные корректировки;
• организация работы государственной жилищной инспекции;
• вырабатывание межбюджетных отношений;
• нахождение направлений развития ЖКХ регионов;
• составление реестра предприятий и организаций местных монополистов и
антимонопольное регулирование их деятельности;
• согласование процессов изменения цен и тарифов на услуги в зависимости от
уровня доходов населения и др.
Субъекты Федерации, исполняют федеральные программы, несут ответственность за их исполнение, определяют уровень цен и тарифов на продукцию и услуги крупных компаний, которые обслуживают подотчетную субъекту Федерации данную территорию. Правительства субъектов Федерации несут обязательства за строительство федеральных и республиканских шоссейных дорог, за развитие электросетей и газоснабжения [4].
Шаг третий (оперативные цели) муниципальный уровень, т.е. осуществляет функции прямого управления жилищно-коммунальной сферой и решает задачи:
• организации результативного функционирования объектов ЖКХ;
• корректировки цен и тарифов на ЖКУ;
• разработки и принятия нормативной базы ЖКХ по передаче муниципальных объектов в хозяйственное управление и ведению реестра муниципальных собственников;
• формирование механизмов социальной защиты населения при повышении оплаты жилья и ЖКУ;
• соблюдения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, их параметрам и количеству;
• разрабатывание местных программ реформирования, демонополизации и энергоресурсосбережения в ЖКУ;
• организации контроля качества ЖКУ и работы с обращениями граждан;
• другие вопросы муниципального значения.
Шаг четвертый, который отвечает за решение задач управленческого характера (менеджмента) органов местного самоуправления по организации исполнения ЖКУ предприятиями различных форм собственности, с учетом оптимизации затрат, и необходимостью улучшения качества обслуживания потребителей и воспроизводства основных фондов ЖКХ.
Шаг пятый, раскрывает организационные предпосылки и характерные особенности, связанные с потреблением ЖКУ, а именно:
• приватизация жилищного фонда;
• развитие договорных отношений по найму, аренде жилья, поставке коммунальных услуг;
• организация сбора платежей, рекомендация льгот и субсидий по оплате ЖКУ;
• контроль соблюдения стандартов качества ЖКУ;
• определение правил пользования жилыми помещениями и местами общего
пользования в жилых домах;
• формирование самоуправления в жилищной сфере;
• другие задачи, вытекающие из отношений, складывающихся в жилищной сфере.
Шаг шестой, является основным, общественно значимым, современным и необходимым связующим элементом эффективной системы управления ЖКХ, через которую осуществляется изучение деятельности каждой из пяти шагов. Это функции общественных организаций и организационные структуры. Системный анализ конечных результатов, работы системы менеджмента, позволяет принимать целесообразные управленческие решения в каждом из шагов, и таким образом, создает «самовоспроизводящийся» порядок управления ЖКХ, отвечающий конечным целям управления - повышению качества ЖКО потребителей услуг (населения).
Формирование рыночно-ориентированной структуры ЖКХ вызвало большое изменение субъектов экономических отношений. Со стороны потребителей услуг, это выразилось в появлении здесь ранее неизвестных субъектов рыночных отношений, которые представлены товариществами собственников жилья. Важным фактором эффективной реализации стратегии является ресурсная обеспеченность [8].
С течением времени, объем и состав аккумулируемых ресурсов изменяются, что требует внесения корректив в стратегию управления ЖКХ. У производителей и оказывающих услуги предприятия произошли изменения вследствие роста предприятий частного сектора, которые теперь чаще стали появляться на рынке ЖКУ. Между производителями и потребителями создаются соответствующие управляющие компании. Все это требует формирование соответствующей системы управления, с учетом стратегии развития муниципальных образований региона.
Управление стратегией в сфере ЖКХ должно отражать сущность динамичной природы, как внешней среды, так и собственных ресурсов. Залогом успешного устойчивого развития ЖКХ [5,6] региона является гармоничное сочетание текущих и будущих стратегий. Предназначением текущей стратегии является создание ресурсов для осуществления будущей стратегии. Задачей будущей стратегии является эффективное использование накопленных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Армстронг М., Стратегическое управление человеческими ресурсами // М.: ИНФРА-М, 2002. - С.412.
2. Бенвенисте Г., Овладение политикой планирования // Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1994. - С.240.
3. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом // Учебно-практическое пособие. Под общ. ред. проф. П.Г. Грабового.- М.: Изд-во «АСВ», 2004. - С.528.
4. Зеленцов Л.Б., Рыльков В.И., Аспекты создания организационно -
экономического механизма управления многоквартирными домами в системе ЖКХ // «Инженерный вестник Дона», 2011, №4. - Режим доступа:
http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/250 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Кирсанов А.Л., Актуальные аспекты формирования рынка жилищнокоммунальных услуг // «Инженерный вестник Дона», 2012, №1. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y 2012/250 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Саркисян А.А., Аспекты функционирования и тенденции развития жилищнокоммунального хозяйства и его составных элементов // «Инженерный вестник Дона», 2012, №1. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y 2012/250 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Сеферян Л.А., Организация материально-технического обеспечения при реформировании сферы ЖКХ // Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция. Аналитический журнал, рекомендованный ВАК г. Москва, 2010. - №4. - С.36-38.
8. Сеферян Л.А., Государственная поддержка реформы сферы ЖКХ // Ресурсы
Информация Снабжение Конкуренция. Аналитический журнал,
рекомендованный ВАК г. Москва, 2010. - №3. - С.254-256.
9. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ.
10. Шеина С.Г., Зеленцов Л.Б., Управление качеством жилищного фонда муниципального образования // Монография / С.Г. Шеина, Л.Б. Зеленцов. -Ростов-на-Дону: РГСУ, 2004. - 256с.
Рецензент: Макеев В. А., заведующий кафедрой “экономики и предпринимательства” ФГБОУ ВПО “Ростовский государственный университет путей сообщения”, д.э.н., профессор.