УДК 378+37.0
Круне Татьяна Ивановна
Круне Татьяна Ивановна - старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected], Новосибирск
модель формирования профессиональной КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос подготовки студентов инженерно-экологического факультета на основе компетентностного подхода и предлагается способ запускающий механизм формирования профессиональной компетентности студентов в результате внедрения педагогической модели в образовательный процесс.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетнтность, компетенция, педагогическая технология, педагогическая модель.
Krune Tatyana Ivanovna
Senior lecturer at the sub-department of vital activity safety of Novosibirsk State Architectural Civil Engineering University, [email protected], Novosibirsk
THE MODEL OF FORMING VOCATIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF ECOLOGICAL ENGINEERING DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING
Abstract. This article describes the actual problem of training students of ecological engineering department on the basis of competence-based approach. The author suggests a method that triggers mechanism of students’ professional competence as a result of pedagogical model introduction into educational process.
Keywords: competence approach, professional competence, competency, pedagogical technology, pedagogical model.
Тенденции и стремительные темпы развития современного общества задают новые требования, предъявляемые к выпускникам технических вузов. Современное высшее образование должно быть ориентировано не на получение студентом готовых конкретных знаний и формирование частных умений, а на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к овладению новыми знаниями, развитие самостоятельности в принятии ответственных решений. Ряд таких проблем в образовательном процессе призван решить компетент-ностный подход.
Важным элементом подготовки студентов инженерно-экологического факультета (ИЭФ) в строительном вузе является формирование профессиональных качеств выпускника. Поэтому при разработке современных образовательных программ и педагогиче-
ских моделей необходимо предусматривать формирование не только общих (личностных и социальных), но и профессиональных компетентностей (ПК).
Вопросам профессиональной компе-
тентности (ПК) посвящено достаточное количество исследований отечественных и зарубежных педагогов [1-3 и др.]. Проанализировав предлагаемые данными авторами определения, приходим к выводу, что профессиональная компетентность представляет интегральную характеристику личности (будущего специалиста), которая отражает уровень профессионально значимых знаний, умений и опыта, необходимых для выполнения ею своих профессиональных функций.
На основе изучения психолого-педагоги-ческой и методической литературы, а также опроса студентов, педагогов и специалистов, нами была установлена совокупность
компетенций, входящих в состав ПК студентов ИЭФ: проектная, коммуникативная, информационная и экологическая.
В соответствии с социальным заказом государства и общества на основе системного, личностно-деятельностного и компе-тентностного подходов нами разработана педагогическая модель1 формирования перечисленных выше компетенций будущих ин-женеров-строителей (рис.).
Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности у студентов строительного вуза состоит из двух контуров: внешнего и внутреннего.
Рассмотрим содержание блоков, входящих во внешний контур педагогической модели формирования профессиональной компетентности студентов ИЭФ.
Научные подходы. В ходе построение педагогической технологии формирования профессиональной компетентности студентов строительного вуза были выделены личностно-деятельностный, компетентностный и системный подходы.
Личностно-деятельностный подход позволяет усилить практико-ориентированную направленность педагогического процесса, активизировать процесс накопления профессионального опыта, знаний, умений, которые необходимы при организации будущей профессиональной деятельности студента.
Компетентностный подход предусматривает ориентацию целей обучения и воспитания студентов строительного вуза на формирование системы компетенций входящих в состав профессиональной компетентности.
Системный подход, при разработке педагогической модели, предполагает развитие системных знаний у студентов ИЭФ, на основе интеграции гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин.
Педагогические условия. Современная ориентация образования на формирование
1 Проанализировав различные трактовки понятия «педагогическая модель», в качестве рабочего было выбрано определение, которое дает дает А. В. Могилев: «модель - это образ реального объекта или явления «заместитель» некоторого «оригинала», воспроизводящего его с той или иной достоверностью или подробностью. Модель - представление объекта в некоторой форме, отличной от формы его существования».
компетенций как готовности и способности студента к будущей профессиональной деятельности предполагает выявление педагогических условий и внедрение их в образовательный процесс учебного заведения. В связи с этим были выявлены следующие педагогические условия: организация проектировочной деятельности студентов ИЭФ; построение критериального аппарата оценки уровней сформированности профессиональной компетентности будущего инженера; формирование рефлексии у студентов строительного вуза. Экспериментальная проверка выявленных педагогических условий в реальной педагогической практике показала, что они способствуют формированию профессиональной компетентности, которая в будущем позволит студентам успешно выполнять свою профессиональную деятельность.
В основу разработки модели формирования профессиональной компетентности у студентов, были положены следующие принципы: целостность, ориентированность обучения на личность, ориентированность обучения на профессиональное саморазвитие, целеустремленность, технологичность, гарантированность результатов учебной деятельности обучающихся [6].
Функции. Обучающие функции заключаются в приобретении студентами строительного вуза компетенций, характеризующих знания, умения и навыки профессиональной деятельности. Развивающие - в развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д. Воспитывающие - в способности осознания студентом своей будущей профессиональной деятельности в единстве с окружающей средой.
Рассмотрим содержание блоков, входящих во внутренний контур педагогической модели формирования профессиональной компетентности студентов ИЭФ.
Целевой блок формируется на основе анализа социального заказа на специалиста и заключается в формировании ПК студентов ИЭФ.
Содержательный блок включает в себя информационно - образовательную среду, которая позволяет студенту осуществлять свою учебную деятельность. В структуру содержательного компонента входят:
Социальный заказ и требования к качеству подготовки студентов строительного вуза
Л
Целевой блок
А
в
8
»
В
В
&
К
Цель: формирование профессиональной компетентности студентов строительного вуза
Содержательный блок
Интегрированный Научно-методическое Компьютерная
курс сопровождение поддержка
л
о
к
Технологический блок
Методы обучения
Средства обучения
Организационные формы обучения
Педагогический мониторинг
Л
Результативный блок
Проектная компетенция
Экологическая
компетенция
Коммуникативная
компетенция
Информационная
компетенция
Уровень сформированности профессиональной компетентности
Специалист
Соответствует требованиям
Не соответствует требованиям
8
8
*
8
е
А
8
Т
Я
X
Рис. Модель формирования профессиональной компетенции студентов инженерно-экологичкского Кокультета строительного вузов
- интегрированный курс по учебной дисциплине «Экология»;
- учебно-методическое сопровождение (рабочая учебная программа интегрированного курса; календарный план; дидактические материалы; материалы для самообразо-
вательной деятельности студента);
- компьютерная поддержка (оболочкой сетевого курса «МооШе)».
Технологический блок модели представляет собой технологию формирования профессиональной компетентности студентов
строительных специальностей.
Проанализировав различные трактовки понятия «педагогическая технология», в качестве рабочего было выбрано определение, которое дает Л. М. Кустов: «педагогическая технология - знание о структурированном способе получения положительного педагогического результата, задаваемого нормами обучающихся и действиями управляющих программ в условиях адекватных целям образования» [3, с. 123].
Технология, решающая задачи формирования ПК студентов ИЭФ, включает в себя различные методы, средства и организационные формы обучения.
Среди описанных в педагогической литературе методов формирования ПК студентов мы выделили: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; исследовательский и проектный методы.
Поскольку наша основная задача заключается в формировании профессиональной компетентности студентов посредством взаимодействия с другими обучающимися, то наряду с традиционными формами мы использовали интерактивный формы обучения (учебные групповые дискуссии, интерактивные семинары, деловые и ролевые игры).
Основой повышения качества системы подготовки высококвалифицированных специалистов становится применение педагогических средств, интегрирующих новые информационные и традиционные образовательные технологии.
В педагогической литературе средства принято классифицировать на материальные и идеальные [4; 8 и др]. В качестве материальных средств, в рамках нашего исследования будем рассматривать средства информатизации: компьютерное и программное обеспечение, интернет и мультимедиа-технологии. В качестве идеальных средств, в рамках исследования выступают: диагностические средства (анкеты, тесты, система оценивания знаний и т. д.); средства прямого реагирования (инженерно-экологические задачи, творческая работа студентов при выполнении экологического проекта, методические указания и т. д.).
На современном этапе образования важнейшим функциональным и структурным компонентом педагогической системы является оценивание результативности педаго-
гического процесса по конечным продуктам, в качестве которых в нашем исследовании выступают: проектная, коммуникативная, информационная и экологическая компетенции. Именно поэтому, в технологический компонент педагогической модели развития профессиональной компетентности студентов ИЭФ помимо методов, средств и организационных форм входит педагогический мониторинг, на основе которого создается база данных результативности учебной деятельности студентов.
Мониторинг качества сформированности ПК у студентов ИЭФ включает в себя следующие компоненты: входной контрольный срез знаний, умений и навыков студентов в области инженерной экологии, до внедрения в педагогический процесс интегрированного курса; промежуточная диагностика освоения модулей входящих в состав ИК; итоговый контроль сформированности ПК; диагностика удовлетворенности студентов качеством образования в области инженерной экологии.
Следующий блок модели - результативный. При планировании результата процесса формирования ПК у студентов ИЭФ, мы исходили из уровневого подхода. Проблема определения уровня сформированности умений решается во многих работах педагогов и психологов. Опираясь на точку зрения А. В. Усовой [7], было выделено три уровня сформированности ПК (низкий, средний, высокий), каждый из которых характеризуется определенным набором критериев и их показателей, широко представленных в педагогической литературе.
Важнейшим показателем эффективности внедрения педагогической модели в процесс обучения является сформированность проектной, коммуникативной, информационной и экологической компетенций, которые необходимы будущему специалисту для успешной реализации профессиональной деятельности. Если при внедрении модели не будут решаться задачи формирования ПК у студентов ИЭФ, то педагогу необходимо скорректировать её содержание и структуру, обратившись в первую очередь к ее целевому блоку и составляющим внешнего контура.
Предложенная нами модель является инструментальным средством формирования профессиональной компетентности студен-
тов инженерно-экологического факультета строительного вуза и обеспечивает подготовку учащихся к конкретной профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). - М.: «Информатик», 1995. - 220 с.
2. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2. -С. 14-15.
3. Кустов Л. М. Исследовательская деятельность инженер-педагога: основа педагогической теории. - Челябинск: ИРПО, 1996. - 207 с.
4. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М.: 1998. - 574 с.
5. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
6. Скибицкий Э. Г., Скибицкая И. Ю., Шмидт Н. М. Педагогические условия и средства подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления - Новосибирск: САФБД, 2010. - 210 с.
7. Усова А. В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе. - Челябинск: Изд-во Челяб: гос. пед. ин-та, 1980. - С. 156-167.
8. Хуторской А. В. Современная дидактика. -СПб.: 2001. - 355 с.