ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2024, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 241164 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11164 УДК 378.147
Модель формирования профессиональной идентичности
студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки
Modelling of the educational process for the formation of professional identity of medical university students
Автор статьи
I
Author of the article
Сиваков Максим Анатольевич,
преподаватель кафедры иностранных языков с курсом русского языка ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, Российская Федерация [email protected] ORCID Ю: 0000-0001-7373-2315
Maxim A. Sivakov,
Lecturer, Department of Foreign Languages with the
Course of the Russian Language, Ryazan State Medical
University named after academician I.P. Pavlov, Ryazan,
Russian Federation
ORCID ID: 0000-0001-7373-2315
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
L
Сиваков М. А. Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 10. - С. 200-213. -URL: https://e-koncept.ru/2024/241164.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11164
M. A. Sivakov, Modeling of the educational process for the formation of professional identity of medical university students // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 10. - P. 200-213. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241164.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11164
Поступила в редакцию Received 04.08.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.09.24
Принята к публикации Accepted for publication 11.09.24 Опубликована Published 31.10.24
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Сиваков М. А., 2024
Аннотация
L
Abstract
L
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза. В современных условиях межкультурного взаимодействия особое значение приобретает языковая подготовка, которая способствует интеграции будущих врачей в международное профессиональное сообщество и обеспечивает доступ к передовым научным достижениям. Моделирование образовательного процесса по формированию профессиональной идентичности студентов медицинского вуза представляет собой важный и многосторонний процесс, включающий не только овладение будущими врачами знаниями и навыками в области медицины, но и развитие их личностных качеств, таких как ответственность, эмпатия и этичность. Целью настоящего исследования является разработка модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. В статье приводится анализ литературы на предмет интерпретации профессиональной идентичности студентов отечественными и зарубежными исследователями, дается авторское определение профессиональной идентичности студента медицинского вуза, описывается модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки, представляющая исследуемый процесс как единое целое и как совокупность взаимосвязанных элементов, которые отражают потребности как медицинской сферы в целом, так и медицинского вуза в частности, в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов. Модель состоит из шести блоков: целевой, методологический, содержательно-организационный, процессуальный, критериально-оценочный, коррекционный - и основана на принципах профессиональной направленности, целостности, междисциплинарной интеграции, коммуникативности и ситуативности, функциональности образовательной среды. Исследование базируется на идеях профессиоло-гического, целостного, интегративно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного и средового подходов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обогащена методология и технология профессионального образования посредством получения научно-технологического обеспечения модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Положения исследования могут стать теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы формирования профессиональной идентичности будущих медицинских специалистов в медицинских вузах России.
Ключевые слова
I
The article is devoted to the current problem of the formation of professional identity among medical university students. In modern conditions of intercultural interaction, language training is of particular importance, which contributes to the integration of future doctors into the international professional community and provides access to advanced scientific achievements. Modelling the educational process for the formation of the professional identity of medical university students is an important and complex process, including not only the acquisition of medical knowledge and skills by future doctors, but also the development of their personal qualities such as responsibility, empathy and ethics. The aim of this study is to test the results of solving an applied pedagogical problem - the development of a model for the formation of professional identity of medical university students in the process of language training. The article provides an analysis of the literature on the interpretation of the professional identity of students by domestic and foreign researchers, gives the author's definition of the professional identity of a medical university student, describes a model for the formation of the professional identity of medical university students in the process of language training, representing the process under study as a whole and as a set of interrelated elements that reflect the needs of both the medical field as a whole and the medical university in particular in the training of highly qualified medical specialists. The model consists of six units: target, methodological, content-organizational, procedural, criteria-assessment, correctional ones and it is based on the principles of professional orientation, integrity, interdisciplinary integration, communication and contextuality, functionality of the educational environment. The model has a practical orientation and its implementation in the process of language training gradually forms a professional identity for students of a medical university. The research is based on the ideas of occupational, holistic, integrative activity-oriented, communicative-cognitive and environmental approaches. The provisions of the study can become a theoretical basis for further development of the problem of forming the professional identity of future medical specialists in medical universities in Russia.
Key words
I
профессиональная идентичность, языковая подготовка, студенты медицинского вуза, моделирование образовательного процесса, модель, межкультурное взаимодействие
professional identity, language training, students of a medical university, modelling of the educational process, model, intercultural interaction
Благодарности
Acknowledgements
Автор выражает благодарность коллегам и студентам ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России за поддержку и помощь в проведении исследования.
The author expresses his gratitude to colleagues and students of the Ryazan State Medical University named after academician I. P. Pavlov of the Ministry of Health of the Russian Federation for their support and assistance in conducting the study.
Введение / Introduction
Существующая трансформация социальных отношений предъявляет особые требования к личности будущего медицинского специалиста, подчеркивая необхо-
димость формирования профессионального самоопределения и развития специфических качеств, присущих профессии врача. Современная медицина представляет собой одну из критически важных сфер человеческой деятельности, которая должна обеспечивать непрерывное функционирование независимо от внешних условий. Основная обязанность врачей и медицинского персонала заключается в поддержании здоровья и спасении жизней пациентов при любых обстоятельствах. В условиях межкультурного взаимодействия медицинские специалисты сталкиваются с рядом сложных задач. В их число входит необходимость эффективного взаимодействия с пациентами и коллегами из различных культурных и национальных сообществ. Это требует овладения навыками межкультурной коммуникации и признания важности языковой подготовки как неотъемлемой части профессиональной идентичности медицинского специалиста.
Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко неоднократно подчеркивал значимость участия российских медицинских специалистов в международных конференциях и ассоциациях, а также необходимость обмена знаниями в области здравоохранения. На современном этапе международное сотрудничество в сфере здравоохранения претерпевает значительные изменения, отражающие эволюцию ранее установленных форматов взаимодействия. Вопросы глобального, регионального и национального здравоохранения все чаще пересекаются со смежными областями, что подчеркивает их междисциплинарный характер. Обеспечение здоровья и благополучия человечества, являясь фундаментом для дальнейшего прогресса и развития в экономической, технологической, научной и политической сферах, становится актуальной темой даже для организаций, не специализирующихся в здравоохранении. В результате на сегодняшний день международное сотрудничество в области здравоохранения приобретает многогранный и комплексный характер. Однако при наличии запроса государства на подготовку медицинских специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной идентичности, наблюдаются трудности в организации педагогической деятельности, направленной на формирование данного качества у будущих врачей.
Обозначенная проблема определила цель исследования - разработку модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Исходя из цели, были сформированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать отечественную и зарубежную литературу по предмету исследования;
2) определить составные компоненты модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки и построить блок-схемы;
3) проанализировать полученные результаты и сделать вывод, отражает ли модель целостное представление об организации языковой подготовки будущего врача и способствует ли повышению уровню самоопределения и самоидентификации студентов медицинских вузов.
Обзор литературы / Literature review
Проблема изучения профессиональной идентичности как психолого-педагогического феномена стала актуальной темой для многих педагогических, психологических и философских исследований. В контексте современного образования проблема
профессиональной идентичности не является новой и рассматривается многими авторами, как отечественными, так и зарубежными, определяющими ее одним из основных показателей профессионального развития личности. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить различные точки зрения исследователей относительно понятия «профессиональная идентичность»: выделяется ряд общих особенностей, но имеются и противоречия как со стороны определения самой сути проблемы, так и со стороны определения компонентов профессиональной идентичности.
Интерес к вопросам идентичности в отечественной психологии и философии возрос благодаря И. С. Кону (1928-2011). В 1980-1990-е годы Кон, продолжая исследования Карла Ясперса, рассматривал человеческое «Я» в его целостности [1]. В своих исследованиях Кон определяет идентичность как условный конструкт личности, включающий динамические мотивационные тенденции. Он выделяет три типа идентичности: психофизиологическую идентичность - единство физиологических и психических процессов организма; социальную идентичность - систему свойств, предполагающую разделение индивидов по классовым признакам и нормам поведения; личную идентичность - совокупность целей, мотивов, жизненных установок и деятельностей индивида [2].
Многогранность и сложность профессиональной идентичности как психологического феномена определяется Л. Б. Шнейдер представлением человека о своем месте в профессиональном сообществе, являющемся результатом профессионального самоопределения человека [3]. Как справедливо подчеркивают С. А. Быков и соавторы, чтобы стать экспертом в своей области, современному студенту необходимо не только освоить образовательную программу, приобретая профессиональные знания, умения и навыки, но и интегрироваться в профессиональное сообщество [4]. Это означает усвоение определенных установок, взглядов и идей, а также правил поведения, которые определяют конкретную профессиональную общность. Сложным личностным образованием, результатом становления человека как профессионала понимает профессиональную идентичность А. А. Зайцева [5]. Н. А. Перинская справедливо подчеркивает, что профессиональная идентичность является осознанной человеком принадлежностью к профессиональной группе, идентифицирующей этого человека «своим» [6]. По мнению Э. Ф. Зеера, «становление профессиональной идентичности осуществляется в процессе овладения субъектом какой-либо профессией (в рамках учебной, а затем профессиональной деятельности) и интегрирования его в профессиональную группу (посредством общения)» [7]. Мы согласны с мнением Е. П. Ермолаевой о том, что профессиональная идентичность - это важнейший фактор психологического благополучия человека, так как она обеспечивает «психоэкологический баланс» - ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах [8].
Л. И. Абдуллина считает, что профессиональное самоопределение следует рассматривать как процесс принятия решений, направленных на создание баланса личных предпочтений, соответствие запросам общества и формирование жизненного стиля, в который включается профессиональная деятельность [9]. Е. А. Климов подчеркивает, что профессиональное самоопределение является важным аспектом психического развития, и предлагает рассматривать два уровня изменений в этом процессе: гностический (изменения сознания и самосознания) и практический (изменения социального статуса) [10]. Н. В. Самоукина утверждает, что профессиональное самоопределение - это долгосрочный субъективный процесс, в отличие от выбора профессии, который относится к поведению человека [11]. Н. П. Долгих отмечает, что
первичным моментом профессионального самоопределения является осознание личных особенностей и возможностей, в то время как ориентация в обществе и выбор профессии выступают как вторичные факторы [12].
Профессиональную социализацию как один из факторов, влияющих на формирование профессиональной идентичности, определяет Ю. П. Поваренков [13]. Кроме того, Е. И. Рогов приводит классификацию факторов, влияющих на профессиональное становление личности: биологический, социальный и внутриличностный [14].
Особую роль в формировании профессиональной идентичности играет этап профессионального обучения в вузе, который представляет собой период интенсивного развития личности, ее профессионального выбора, ориентации и самоопределения. К. С. Вызулина рассматривает получение образования в учебном заведении как основу для формирования и развития профессиональной идентичности. В учебных заведениях студенты приобретают знания, навыки и формируют собственное мнение по различным вопросам [15]. Анализируя важность верно подобранных педагогических условий, необходимых для формирования определенных качеств будущих специалистов, Н. М. Борытко считает, что педагогические условия оптимизируют педагогический процесс и совершенствуют педагогическую систему [16]. О. В. Налиткина отмечает, что создание в вузах образовательной среды, способствующей формированию у студентов основ профессиональной идентичности, ведет к подготовке высококлассных профессионалов в выбранной сфере деятельности [17]. Л. П. Костикова справедливо утверждает, что возможности формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в условиях цифровой образовательной среды вуза разнообразны и очень привлекательны [18]. Е. П. Ермолаева считает, что психологическое благополучие человека, основанное на ощущении стабильности и уверенности, является основной функцией профессиональной идентичности [19].
Анализируя научные работы зарубежных авторов по теме исследования, следует также отметить, что неизвестно, кто первым ввел термин «идентичность», наиболее вероятно, что З. Фрейд был одним из первых исследователей, рассматривавших идентичность с различных точек зрения. Фрейд понимал идентичность как широкое концептуальное явление, как перцептивную структуру и как этнический компонент личности [20]. Также идентичность, по Фрейду, является результатом идентификации, которая сопровождается стремлением человека походить на другого человека [21]. Немецкий философ и психиатр К. Ясперс изучал идентичность в контексте философской антропологии, выделяя ее как один из четырех формальных признаков сознания «Я», к которым относятся чувство активности, осознание собственного единства, осознание своей идентичности и осознание «Я» как отдельного от всего, что не является «Я» [22]. Немецко-американский психолог Э. Эриксон связывал идентичность с чувством собственной подлинности, сопричастности миру и другим людям [23].
Р. Эллис и Э. Хогард в своих изысканиях делают вывод, что профессиональная идентичность имеет как внутренние, так и внешние аспекты. С одной стороны, это то, как индивид видит себя; с другой стороны, это то, как его видят другие [24]. М. Форузанде, М. Киани, Ш. Базми считают, что формирование профессиональной идентичности - это процесс, включающий в себя развитие личной (психосоциальной) и культурной идентичности, которая является результатом объединения профессионального, личностного и этического развития [25]. Л. Чандран, Р. Лули, Л. Страно-Пол отмечают, что формирование профессиональной идентичности должно являться важным направлением деятельности педагогов и что приобретение студентом профессиональной идентичности остается высшей целью медицинского образования [26].
Б. Даль и Э. Клэнси утверждают, что ключевую роль в процессе формирования профессиональной идентичности играет непосредственное общение между представителями одной профессии. Этот процесс зависит от того, как специалисты переживают и описывают свой профессиональный опыт [27]. Американский ученый Х. Уолд описывает три жизненно важных элемента в формировании профессиональной идентичности в медицинском образовании: рефлексию, отношения и стойкость [28]. у. Гофтон и Г. Ре-гер признают значительное влияние учебной среды на процесс формирования профессиональной идентичности, подчеркивая необходимость свободного и безопасного обсуждения уязвимых мест и этических разногласий [29]. Важной темой в процессе профессиональной языковой подготовки студента-медика, по мнению К. Гиллиана, M. Пау-элла, M. С. Линах, является обучение пациент-ориентированным коммуникациям, что является актуальным для медицинского образования в международном масштабе [30]. Профессиональная идентичность, по справедливому замечанию T. Хинкли, Л. Кул и Д. Либиг, способствует эффективному принятию решений, открытому общению и совместной работе в команде, что приводит к удовлетворенности работой, удержанию и, что наиболее важно, безопасному и качественному уходу в здоровой рабочей среде [31]. Понимание важнейших аспектов профессиональной идентичности, по мнению M. Кор-нетт, К. Палермо, С. Эш, необходимо для благополучия медицинских работников и понимания их собственных перспектив в медицинской профессии [32]. Как полагают Ф. Расмуссен, Э. Хендерсон, Ж. МакКалум, Н. Эндрю, профессиональная идентичность, на примере представителей профессии медсестры, связана с работой, ролью медсестры, уходом за пациентом, окружающей рабочей средой, медицинской командой и восприятием остальных членов медицинского сообщества [33].
Проведенный нами обзор литературы показал, что и в российской, и в зарубежной науке достаточно широко обсуждаются вопросы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза, однако роль языковой подготовки в данном процессе изучена недостаточно.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование базируется на идеях профессиологического подхода (А. П. Беляева [34], Э. В. Балакирева [35], Э. Ф. Зеер [36]), предполагающего формирование профессиональных качеств будущих специалистов в университетской среде, и идеях коммуникативно-когнитивного подхода (С. Е. Григоренко [37], С. В. Майборода [38]), предполагающего организацию процесса обучения в соответствии с естественными познавательными стратегиями человека.
Теоретические методы: теоретический анализ, систематизация и обобщение положений научных трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, а также результатов исследований по проблеме, анализ нормативно-правовых документов.
Эмпирические методы: анализ педагогического опыта автора в качестве преподавателя кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, моделирование.
Результаты исследования / Research results
На основе анализа теоретических аспектов, связанных с формированием профессиональной идентичности студентов медицинского вуза, ее компонентов, сущ-
ностных и структурных характеристик, а также анализа роли профессиональной языковой подготовки студентов-медиков нами было заключено, что профессиональная идентичность является сложным психологическим феноменом, который функционирует в системе профессионального образования и характеризуется динамикой и многоуровневостью. С учетом изложенного мы предлагаем рассматривать понятие «профессиональная идентичность студента медицинского вуза» как интегративное качество личности медицинского специалиста, характеризующееся способностью к самоопределению, осознанию собственных профессиональных перспектив и возможностью осуществления профессиональной деятельности в условиях межкультурного взаимодействия с использованием иностранного языка
Далее была разработана модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки, представляющая исследуемый процесс как единое целое и как совокупность взаимосвязанных элементов, которые отражают потребности как медицинской сферы в целом, так и медицинского вуза в частности в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов. Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки состоит из шести блоков (рис. 1): целевой, содержательно-организационный, процессуальный, критериально-оценочный, результативный, коррекци-онный блоки. Целевой блок учитывает наличие социального заказа на подготовку медицинских специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной идентичности.
В основе модели - профессиональная идентичность студента медицинского вуза, формируемая в процессе языковой подготовки. Основные требования в рамках социального заказа отражены в нормативно-правовых документах высшего образования: 1) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ФГОС 31.05.01 Лечебное дело от 09.02.2016 № 95, ФГОС 31.05.01 Лечебное дело от 12.08.2020 № 988; 2) образовательные стандарты. Кроме того, в обязательном порядке были учтены требования профессионального медицинского рынка. В первую очередь это трудовая функция «Диагностика заболеваний по профилю "терапия"» согласно профессиональному стандарту 1006 «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», а также рекомендации международных медицинских агентств и комитетов.
С учетом современных тенденций развития международных отношений и углубления международного сотрудничества в области медицины, происходящего в последние годы, целевой блок был ориентирован на основной вектор развития медицинского специалиста - формирование профессиональной идентичности. Это отражает осознание будущим врачом границ медицинской профессии, позволяет ему занять позицию профессионала в обществе и является результатом профессиональной социализации медицинского специалиста, а также контролируемого процесса становления у него образа профессионала.
Методологический блок в нашем исследовании включает комплекс методологических подходов, основными из которых являются профессиологический, целостный, инте-гративно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный и средовый. Важно отметить, что понимание методологии науки является ключевым для исследователя и для развития науки в целом. Методологический подход - отправная точка, лежащая в основе исследования и определяющая его основную цель. Следует отметить, что ни один методологический подход не обладает универсальностью и не может быть применен ко всем научным задачам без исключения. Поэтому необходимо тщательно оценивать адекватность выбранного подхода с учетом типа исследования, объекта изучения, а также поставленных
целей и задач. Применение совокупности взаимодополняющих подходов, наиболее точно отражающих специфику конкретной исследовательской деятельности, представляется целесообразным. Такой подход обеспечивает получение полной и достоверной информации об изучаемом объекте. Важно также учитывать технологию выполнения научного исследования, которая подразумевает конкретную организацию процесса исследования.
На основе методологических подходов нами были определены принципы, на которых будет строиться образовательный процесс в контексте разрабатываемой модели: принцип профессиональной направленности определяет основные особенности в реализации будущим врачом его профессиональной деятельности и, в контексте данного исследования, подчеркивает важность ориентации языковой подготовки на будущую профессиональную деятельность; принцип целостности направлен на создание условий, при которых обучающиеся могут максимально реализовать свой потенциал, приобретая не только знания, но и навыки, необходимые для успешной и гармоничной жизни в обществе; принцип междисциплинарной интеграции предполагает сближение, взаимосвязь и взаимодополнение различных учебных дисциплин, создание единого образовательного пространства, обладающего целостным потенциалом развития, и включает в себя активное участие студентов в процесс обучения; принцип коммуникативности и ситуативности способствует приобретению студентами-медиками умений и навыков в области профессиональной коммуникации, формируемых с помощью решения коммуникативных задач в процессе языковой подготовки в медицинском вузе; принцип функциональности образовательной среды подразумевает, что образовательная среда должна быть многофункциональной, вариативной, ориентироваться на потребности студента и способствовать активизации познавательной активности как условию формирования профессиональной идентичности.
Содержательно-организационный блок направлен на оптимизацию профессиональной подготовки будущих врачей, акцентирует внимание на формирование их профессиональной идентичности через языковую подготовку. Классические аудиторные занятия по профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза часто оказываются недостаточными для этой цели.
Основные направления педагогической деятельности в этом контексте включают не только образовательную работу, но и организацию самостоятельной и исследовательской деятельности студентов. Важным аспектом является создание ситуаций смоделированного иноязычного общения, способствующих развитию субъект-субъектных и субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом. Одним из направлений педагогической деятельности мы выделяем организацию работы студентов в цифровом образовательном пространстве. Научно-просветительская деятельность педагога, направленная на вовлечение студентов в международное медицинское сообщество, способствует их самоидентификации и самореализации через научную работу. Формы обучения включают индивидуальные, фронтальные, групповые, парные и дистанционные методы, которые наиболее эффективно способствуют процессу языковой подготовки в медицинском вузе.
Одним из ключевых компонентов разработанной модели является процессуальный блок, ориентированный на формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза через языковую подготовку. Это достигается путем внедрения коммуникативно-когнитивного и интегративно-деятельностного подходов, которые включают освоение специализированной медицинской терминологии и развитие навыков межкультурной коммуникации.
Педагогические условия
х £
£ £ га
I Ч п
О х £
х х Б
и та
и m et
«Li О ff
-е а с
Социальный заказ
Подготовка медицинских специалистов, владеющих высоким уровнем языковой подготовки и самоидентифицирующих себя сотрудниками медицинской сферы обслуживания как представителей сложной специфичной отрасли
ПрофсссиологичсскиЙ Целостный
Имтсгративно-деятсльностмый
Комму« |икэтиемо-ког11итмоный Средоеый
OnpMiqxaiHHf iqio^tc____
мяк тичи ости
Методологические принципы.
Профессиоиальиой »отравленности Целостности
Мвхшиа^лликариоА интегр*ции Коммуникативности и ситуативности Функциональности образовательной среды
Эмоцм
I Ьшравления недаготческом деятельности
Учебно-образовательная деятельность в процессе профессиональной языковой подготовки
Организация самостоятельной и исследовательской работы студентов медицинского вуза Организация работы в цифровом образовательном пространстве Научно-просвстнтсльская деятельность
Педагогические технологии
технология классического н современного занятия; цифровые цифровых технологий (онлайн-ресурс Grammarly. чат-боты в канале Телсфам. ресурс El-EVENLABS. Ю. платформа Quizlet. Сервисы Google Docs), технологий активного обучения (ситуационное
модс/шровшис. ролевая нгра«В»г»ггк врачу » («At Üic Doctor's»), «В бол моще» («At the hospital»), анаши конкретных алуацнП (кейс-метод)
Критерии
мотнваннонно—ценностный
лннгвокулыурнын
коммуникативный
»юцноналыю-аффект пвнын
Показатели
с форми ревами ость мотивации к иэуч«нюо иностранного язькл. сформированного полодзпчяьносо отношения к м»£ору профессии. ее пр«{вл«а тел ьм ости,
отоообностъ к претменеиню медициискс« тврмсиолоти на иностракисм язык«, влалеии-"
• способность к мсжкультурнсА коьмумскации Г проффссисмшъиол --фф«, споссйносп. к «ущллвлАНик. профессиональной врачебией деятельности на ююстржтнсм ямке.
стюсобность перелива т». прлобрет»*«*» эчаии.ч, умения и ншш как собспнжный спыт пр«од-:<л«ния учебных и профессискал>иьк МДвЧ. способность студентов 'Х*14р4ЖМВйТЬ подменам н проявлять чувствительность к их потр^ностям Н -Ч4СиНС»4аЛЬНОМ/ оостожито.
Результат
Сформированное ть профессиональной нд ентнчностн студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки
Анализ Оценка
Коррекция
Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза
в процессе языковой подготовки
Практические занятия, симуляции врачебных консультаций, обсуждения медицинских тем, а также участие в междисциплинарных проектах и стажировках способствуют укреплению профессиональной идентичности и уверенности студентов в использовании иностранного языка в профессиональной деятельности. Взаимодействие с иностранными специалистами и выполнение исследовательских работ на
иностранном языке помогают интегрировать профессиональные знания и навыки, осознавать себя частью международного медицинского сообщества.
Формирование профессиональной идентичности студентов реализуется с помощью различных педагогических технологий, включая цифровые (онлайн-ресурс Grammarly, чат-боты в Telegram, ELEVENLABS.IO, платформа Quizlet, сервисы Google Docs) и технологии активного обучения (ситуационное моделирование, ролевые игры, кейс-метод, проектные технологии). Эти технологии применяются на каждом из этапов, которые мы определяем как системное образование, направленное на формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Данный процесс проходил в три этапа: адаптационно-ознакомительный, процессуально-стабилизационный и этап самоактуализации.
Критериально-оценочный блок включает критерии и показатели для оценки сформированности профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Основные критерии: мотивационно-ценностный, эмоционально-когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный. Сформированность профессиональной идентичности будущего врача подразумевает уверенность в себе как в будущем специалисте, владение учебным материалом и его применением, способность анализировать профессиональные проблемы и понимание целей профессии. Студент должен иметь высокую мотивацию к использованию знаний, умений и навыков, стремление к саморазвитию, толерантное отношение к другим культурам, соблюдать нормы профессиональной деятельности и иметь положительное отношение к обучению.
Кроме того, студент должен свободно владеть медицинской терминологией на иностранном языке, переводить тексты, применять коммуникативные навыки в экстренных ситуациях, устойчиво общаться на иностранном языке, проявлять ответственность и эффективно решать профессиональные задачи. Формирование ценностных ориентаций медицинского специалиста и готовность к врачебной практике также являются ключевыми аспектами.
Коррекционный блок модели выделен для анализа и корректировки каждого этапа экспериментальной работы. В гуманитарных системах принцип неопределенности может привести к отклонениям в формировании профессиональной идентичности студентов-медиков. Анализ процесса позволяет выявлять и исправлять неточности. При формировании профессиональной идентичности будущих врачей в процессе языковой подготовки важны правильные педагогические условия, исключающие неоднозначность результатов.
В данном исследовании рассматриваются следующие педагогические условия: профессионально ориентированная языковая подготовка, предполагающая особую траекторию преподавания иностранного языка, ориентированную на медицинскую терминологию и развитие профессиональных коммуникативных навыков; междисциплинарное взаимодействие, обеспечивающее тесное взаимодействие между преподавателями иностранных языков и учет содержания медицинских дисциплин для разработки междисциплинарных учебных программ; индивидуализация обучения: адаптация учебных программ под индивидуальные потребности и уровни подготовки студентов, предоставление возможности выбора специализированных курсов; поддержка и наставничество: введение системы наставничества, где опытные преподаватели и профессионалы поддерживают студентов в процессе обучения и профес-
сионального становления. Реализация достаточных педагогических условий позволяет создать благоприятную образовательную среду, способствующую эффективному формированию профессиональной идентичности студентов медицинского вуза. Это обеспечивает не только высокое качество языковой подготовки, но и готовность студентов к успешной профессиональной деятельности в условиях международного взаимодействия.
Заключение / Conclusion
Таким образом, модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки, представленная процессом профессионального становления личности студента-медика в условиях языковой подготовки, направлена на формирование поликультурных ценностей и норм медицинской профессии, развитие мотивации к овладению профессиональными коммуникативными навыками и компетенциями, а также овладение особенностями употребления лингвокультурных реалий, необходимых для практического обеспечения врачебной деятельности в международном медицинском профессиональном сообществе. В соответствии с созданной моделью языковая подготовка студентов медицинского вуза способствует формированию их профессионального самосознания и выработке собственного стиля профессиональной деятельности в процессе овладения иностранным языком. Использование интернет-ресурсов и цифровых средств обучения значительно расширяет возможности как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов-медиков и помогает в процессе формирования профессиональной идентичности, связанной с развитием языковых и профессиональных навыков.
Участие в исследовательской деятельности на иностранном языке раскрывает перед студентами глубину и сложность медицинской науки, позволяя им лично внести вклад в расширение медицинских знаний. Эти исследования дают будущим врачам шанс не только изучить существующие концепции и методы, но и исследовать новые направления и подходы, что позволяет студенту-медику глубже погрузиться в особенности своей профессии, узнать ее «изнутри» и, как следствие, ассоциировать себя с профессиональным сообществом медиков.
Формирование профессиональной идентичности будущих врачей реализуется на основе принципов профессиологического, целостного, интегративно-деятельност-ного, коммуникативно-когнитивного и пространственно-средового подходов. Выявлены, обоснованы и внедрены достаточные педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза.
Положения исследования могут стать теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы формирования профессиональной идентичности будущих медицинских специалистов в медицинских вузах России.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в поиске путей повышения качества формирования профессиональной идентичности в процессе языковой подготовки, в совершенствовании процесса языковой подготовки будущих медицинских специалистов.
Ссылки на источники / References
1. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 4. - С. 126-137.
2. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.
3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2004. - 599 с.
4. Быков С. А., Волкова Н. А., Медяник Н. П. Применение педагогических инструментов формирования профессиональной идентичности: на примере студентов-первокурсников отраслевых вузов // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 12. - С. 20-25.
5. Зайцева А. А. Формирование профессиональной идентичности у обучающихся биономическим профессиям: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2018. - 194 с.
6. Перинская Н. А. Профессиональная идентичность // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 2. - С. 210.
7. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 11.
8. Ермолаева Е. П. Современные тенденции динамики профессиональной идентичности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. - М.: Институт психологии РАН, 2017. - С. 2580.
9. Абдуллина Л. И. Проектирование процесса профессионального становления специалиста в вузе // Образовательные системы XXI века: проблемы, направления, аспекты. - Тольятти, 2005. - С. 115-123.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
11. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
12. Долгих Н. П. Психология готовности личности к самоосуществлению: учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. - 215 с.
13. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 159 с.
14. Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2003. - С. 5.
15. Вызулина К. С. Профессиональная идентичность студентов на первом этапе учебнопрофессиональной деятельности // International Journal of Medicine and Psychology. - 2023. - Т. 6. - № 6. - С. 136-141.
16. Борытко Н. М., Байбаков А. М., Соловцова И. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. для студ. пед. вузов. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников, 2006. - 40 с.
17. Налиткина О. В. Основы профессиональной идентичности как результат высшего профессионального образования // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2022: сб. науч. тр. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к празднованию 300-летия Российской академии наук, Гатчина, 27-28 мая 2022 года. Т. 1. - Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2022. - С. 382-385.
18. Костикова Л. П. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов в цифровой образовательной среде вуза // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. -2021. - Т. 10. - № 6. - С. 62-66.
19. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 80-87.
20. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
21. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921) // Труды разных лет. Кн. 1. - Тбилиси: Мерани, 1991. - С. 71-138.
22. Ясперс К. Введение в философию / под ред. А. А. Михайлов. - Минск: Пропилеи, 2000. - 191 с.
23. Erikson E. H. The concept of ego identity // Journal of the American Psychoanalytic Association. - 1956. - Vol. 4. -P. 56-121.
24. Ellis R., Hogard E. Professional Identity in the Caring Professions: Meaning, Measurement and Mastery. - London: Routledge, Taylor & Francis, 2021. - 416 p.
25. Forouzadeh M., Kiani M., Bazmi S. Professionalism and its role in the formation of medical professional identity // Medical Journal of the Islamic Republic of Iran. - 2018. - Vol. 32 (1). - P. 765-768.
26. Chandran L., Iuli R. J., Strano-Paul L. et al. Developing "a Way of Being": Deliberate Approaches to Professional Identity Formation in Medical Education // Acad Psychiatry. - 2019. - Vol. 43. - P. 521-527.
27. Dahl B. M., Clancy A. Meanings of knowledge and identity in public health nursing in a time of transition: Interpretations of public health nurses' narratives // Scand. J. Caring. Sci. - 2015. - Vol. 29. - No. 4. - P. 679-687.
28. Wald H. S. Professional identity (trans)formation in medical education: reflection, relationship, resilience // Acad Med. - 2015. - Vol. 90(6). - P. 701-706.
29. Gofton W., Regehr G. What we don't know we are teaching: unveiling the hidden curriculum // Clin Orthop Relat R. - 2006. - Vol. 449. - P. 20-27.
30. Gilligan C., Powell M., Lynagh M. C. et al. Interventions for improving medical students' interpersonal communication in medical consultations // Cochrane Database Syst Rev. - 2021. - 261 p.
31. Hinkley T., Kuhl L., Liebig D. Professional Identity in Nursing: The Role of Efficacy in Navigating the Work Environment // Nurse Leader. - 2023. - Vol. 21. - Is. 2. - P. 174-178.
32. Cornett M., Palermo C., Ash S. Professional identity research in the health professions - a scoping review // Advances in Health Sciences Education. - 2023. - Vol. 28. - P. 589-642.
33. Rasmussen Ph., Henderson A., McCallum J., Andrew N. Professional identity in nursing: A mixed method research study // Nurse Education in Practice. - 2021. - Mar. - 52. - Р. 103039.
34. Беляева А. П Научно-исследовательская и педагогическая деятельность / под науч. ред. И. М. Титовой; сост.-библиограф Т. А. Минина. - СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2008. - 88 с.
35. Балакирева Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 184 с.
36. Зеер Э. Ф. Персонализированное образование: анализ состояния и пути реализации // Векторы взаимодействия: СПО - вуз - предприятие: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Первоуральск, 23 марта 2023 года. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. - С. 62-70.
37. Григоренко С. Е., Сагалаева И. В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 261-265.
38. Майборода С. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 1. - С. 66-68.
1. Kon, I. S. (1987). "Postoyanstvo i izmenchivost' lichnosti" [Constancy and variability of personality], Psihologicheskij zhurnal, t. 8, № 4, pp. 126-137 (in Russian).
2. Kon, I. S. (1984). V poiskah sebya: lichnost' i ee samosoznanie [In Search of Oneself: Personality and Its Self-Awareness], Moscow, 335 p. (in Russian).
3. Shnejder, L. B. (2004). Professional'naya identichnost': teoriya, eksperiment, trening [Professional Identity: Theory, Experiment, Training], Moskovskij psihologo-social'nyj universitet, Moscow, 599 p. (in Russian).
4. Bykov, S. A., Volkova, N. A., & Medyanik, N. P. (2022). "Primenenie pedagogicheskih instrumentov formirovaniya professional'noj identichnosti: na primere studentov-pervokursnikov otraslevyh vuzov" [Application of pedagogical tools for the formation of professional identity: on the example of first-year students of industry universities], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 12, pp. 20-25 (in Russian).
5. Zajceva, A. A. (2018). Formirovanie professional'noj identichnosti u obuchayushchihsya bionomicheskim pro-fessiyam: special'nost' 13.00.08 "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya" [Formation of professional identity among students of bionomic professions: specialty 13.00.08 "Theory and methodology of vocational education"]: dis.... kand. ped. nauk, Moscow, 194 p. (in Russian).
6. Perinskaya, N. A. (2018). "Professional'naya identichnost'" [Professional identity], Znanie. Ponimanie. Umenie, № 2, p. 210 (in Russian).
7. Zeer, E. F., Lomovceva, N. V., & Tret'yakova, V. S. (2020). "Gotovnost' prepodavatelej vuza k onlajn-obrazovaniyu: cifrovaya kompetentnost', opyt issledovaniya" [University teachers' readiness for online instruction: digital competence, research experience], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 3, p. 11 (in Russian).
8. Ermolaeva, E. P. (2017). "Sovremennye tendencii dinamiki professional'noj identichnosti" [Current trends in the dynamics of professional identity], in Zhuravlyov, L., & Kol'cova, V. A. (eds.). Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sov-remennoj psihologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya, Institut psihologii RAN, Moscow, p. 2580 (in Russian).
9. Abdullina, L. I. (2005). "Proektirovanie processa professional'nogo stanovleniya specialista v vuze" [Designing the process of professional development of a specialist at a university], Obrazovatel'nye sistemy HKHI veka: problemy, napravleniya, aspekty, Tol'yatti, pp. 115-123 (in Russian).
10. Klimov, E. A. (1996). Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination], Feniks, Rostov n/D., 512 p. (in Russian).
11. Samoukina, N. V. (2003). Psihologiya professional'noj deyatel'nosti [Psychology of professional activity], Piter, St. Petersburg, 224 p. (in Russian).
12. Dolgih, N. P. (2017). Psihologiya gotovnosti lichnosti k samoosushchestvleniyu [Psychology of the individual's readiness for self-realization]: ucheb. posobie, Izd-vo TOGU, Habarovsk, 215 p. (in Russian).
13. Povarenkov, Yu. P. (2002). Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka [Psychological content of personal professional development], Izd-vo URAO, Moscow, 159 p. (in Russian).
14. Rogov, E. I. (2003). Vybor professii. Stanovlenie professionala [Choosing a Profession. Becoming a Professional], Izd-vo Vlados-press, Moscow, p. 5 (in Russian).
15. Vyzulina, K. S. (2023). "Professional'naya identichnost' studentov na pervom etape uchebnoprofessional'noj deyatel'nosti" [Professional identity of students at the first stage of educational and professional activity], International Journal of Medicine and Psychology, t. 6, № 6, pp. 136-141 (in Russian).
16. Borytko, N. M., Bajbakov, A. M., & Solovcova, I. A. (2006). Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost' [Introduction to teaching profession]: ucheb. dlya stud. ped. vuzov, Izdatel'stvo Volgogradskogo gosudarstvennogo instituta pov-ysheniya kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov, Volgograd, 40 p. (in Russian).
17. Nalitkina, O. V. (2022). "Osnovy professional'noj identichnosti kak rezul'tat vysshego professional'nogo obra-zovaniya" [Foundations of professional identity as a result of higher professional education], Aktual'nye problemy nauki i praktiki: Gatchinskie chteniya - 2022: sb. nauch. tr. po materialam IH Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., pri-urochennoj kprazdnovaniyu 300-letiya Rossijskoj akademii nauk, Gatchina, 27-28 maya 2022 goda. T. 1, Gosudar-stvennyj institut ekonomiki, finansov, prava i tekhnologij, Gatchina, pp. 382-385 (in Russian).
18. Kostikova, L. P. (2021). "Formirovanie professional'noj identichnosti budushchih specialistov v cifrovoj obra-zovatel'noj srede vuza" [Formation of professional identity among future specialists in the digital educational environment of the university], Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika, t. 10, № 6, pp. 62-66 (in Russian).
19. Ermolaeva, E. P. (1998). "Preobrazuyushchie i identifikacionnye aspekty professiogeneza" [Transformative and identification aspects of professional genesis], Psihologicheskij zhurnal, t. 19, № 4, pp. 80-87 (in Russian).
20. Frejd, Z. (1990). Psihologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the unconscious], Prosveshchenie, Moscow, 448 p. (in Russian).
21. Frejd, Z. (1991). "Massovaya psihologiya i analiz chelovecheskogo "Ya" (1921)" [Mass Psychology and the Analysis of the Human Ego (1921)], Trudy raznyh let. Kn. 1, Merani, Tbilisi, pp. 71-138 (in Russian).
22. Yaspers, K. (2000). Vvedenie vfilosofiyu [Introduction to Philosophy], Propilei, Minsk, 191 p. (in Russian).
23. Erikson, E. H. (1956). "The concept of ego identity", Journal of the American Psychoanalytic Association, vol. 4, pp. 56-121 (in English).
24. Ellis, R., & Hogard, E. (2021). Professional Identity in the Caring Professions: Meaning, Measurement and Mastery, Routledge, Taylor & Francis, London, 416 p. (in English).
25. Forouzadeh, M., Kiani, M., & Bazmi, S. (2018). "Professionalism and its role in the formation of medical professional identity", Medical Journal of the Islamic Republic of Iran, vol. 32 (1), pp. 765-768 (in English).
26. Chandran, L., luli, R. J., Strano-Paul, L. et al. (2019). "Developing "a Way of Being": Deliberate Approaches to Professional Identity Formation in Medical Education", Acad Psychiatry, vol. 43, pp. 521-527 (in English).
27. Dahl, B. M., & Clancy, A. (2015). "Meanings of knowledge and identity in public health nursing in a time of transition: Interpretations of public health nurses' narratives", Scand. J. Caring. Sci, vol. 29, no. 4, pp. 679-687 (in English).
28. Wald, H. S. (2015). "Professional identity (trans)formation in medical education: reflection, relationship, resilience", Acad Med, vol. 90(6), pp. 701-706 (in English).
29. Gofton, W., & Regehr, G. (2006). "What we don't know we are teaching: unveiling the hidden curriculum", Clin Orthop Relat R, vol. 449, pp. 20-27 (in English).
30. Gilligan, C., Powell, M., Lynagh, M. C. et al. (2021). "Interventions for improving medical students' interpersonal communication in medical consultations", Cochrane Database Syst Rev, 261 p. (in English).
31. Hinkley, T., Kuhl, L., & Liebig, D. (2023). "Professional Identity in Nursing: The Role of Efficacy in Navigating the Work Environment", Nurse Leader, vol. 21, is. 2, pp. 174-178 (in English).
32. Cornett, M., Palermo, C., & Ash, S. (2023). "Professional identity research in the health professions - a scoping review, Advances in Health Sciences Education, vol. 28, pp. 589-642 (in English).
33. Rasmussen, Ph., Henderson, A., McCallum, J., & Andrew, N. (2021). "Professional identity in nursing: A mixed method research study", Nurse Education in Practice, Mar, 52, p. 103039 (in English).
34. Belyaeva, A. P (2008). Nauchno-issledovatel'skaya i pedagogicheskaya deyatel'nost' [Research and teaching activities], Institut proftekhobrazovaniya RAO, St. Petersburg, 88 p. (in Russian).
35. Balakireva, E. V. (2008). Professiologicheskij podhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu [Professional approach to pedagogical education]: monografiya, Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, St. Petersburg, 184 p. (in Russian).
36. Zeer, E. F. (2023). "Personalizirovannoe obrazovanie: analiz sostoyaniya i puti realizacii" [Personalized education: analysis of the state and ways of implementation], Vektory vzaimodejstviya: SPO - vuz - predpriyatie: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Pervoural'sk, 23 marta 2023 goda, Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-peda-gogicheskij universitet, Ekaterinburg, pp. 62-70 (in Russian).
37. Grigorenko, S. E., & Sagalaeva, I. V. (2014). "Osnovnye polozheniya i kriterii kommunikativno-kognitivnogo obucheniya inostrannomu yazyku" [Basic principles and criteria of communicative-cognitive teaching of a foreign language], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 8, pp. 261-265 (in Russian).
38. Majboroda, S. V. (2016). "Kommunikativno-kognitivnyj podhod v obuchenii svyaznoj rechi inostrannyh studentov-medikov" [Communicative-cognitive approach in teaching coherent speech to foreign medical students], Pedagog-ika vysshej shkoly, № 1, pp. 66-68 (in Russian).