УДК 378.B 74.58 В M-53 МЕСЕНИНА Е.Л
кандидат педагогических наук, 21 кафедра (БУА и УВД.] Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Челябинск. E-mail: Ivoeka term а @уа ndex, ru
UDC 378.V 74.58 V M-53 MESENINA E.L.
Candidate of Pedagogic Sciences, 21st Department of combat aviation and air traffic control, a branch of Military Training Scientific Center of Military Air Forces «Military Air Academy» in Chelyabinsk. E-mail: lvoekaterina@yandex.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПО БОЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ АВИАЦИЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
THE MODEL OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES FORMATION OF FUTURE OFFICERS IN COMBAT AVIATION CONTROL DURING THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE MILITARY SCHOOL
В статье рассмотрены профессионально значимые качества будущего офицера по боевому управлению авиацией. Определена специфика процесса формирования соответствующих качеств у курсантов вуза, обучающихся по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Данная специфика системно отражена посредством моделирования образовательного процесса. Сформулированы педагогические условия формирования профессионально значимых качеств будущих офицеров по боевому управлению авиацией. Опираясь на выдвинутые нами педагогические условия, представлена модель формирования профессионально значимых качеств будущих офицеров по боевому управлению авиацией.
Ключевые слова: образовательный процесс, педагогические условия, формирование, профессионально значимые качества, квалификация, профессиональная готовность, мастерство, компетентность, офицер.
The article describes professionally significant qualities offuture combat aviation control officers. The specific of the formation process of appropriate qualities of future at the military school at the faculty of Combat Aviation Control is determined. This specific is systemically reflected with the modeling of the educational process. Pedagogical conditions of professionally significant qualities formation offuture combat aviation control officers are formulated. The model of professionally significant qualities formation of future combat aviation control officers, based on the pedagogical conditions, is presented in the article.
Keywords: educational process, pedagogical conditions, formation ofprofessionally significant qualities, qualification, professional training, skill, competence, officer.
Процесс профессионального образования курсантов, обучающихся в военных вузах по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», во многом определяется требованиям государственного заказа на осуществление профессиональной деятельности офицеров по боевому управлению авиацией (ОБУ). Эти требования изложены в Федеральных государственных стандартах профессионального образования. В то же время современный образовательный процесс требует более расширенного и углубленного подхода к определению важнейших характеристик профессиональной образованности офицеров. Поэтому, изучая теоретические взгляды на понятие профессионально значимых качеств ОБУ, мы опираемся на такие дефиниции, как квалификация, профессиональная готовность к военной службе, мастерство, компетентность и др.
Анализируя требования нормативных документов к профессиональным знаниям и умениям ОБУ и теоретических предпосылок данной проблемы, можно констатировать, что современный офицер должен отвечать
таким характеристикам, как высокая профессиональная военная подготовка, оперативно-тактическое мышление, морально-боевые и организационные качества: способность решать поставленные боевые задачи в любых условиях обстановки; умение использовать современные технические средства на высоком уровне; творческие умения; высокий уровень коммуникативных качеств; знание нормативно-правовой документации.
Профессионально значимые качества будущего ОБУ целесообразно рассматривать в таких аспектах, как военно-профессиональная компетентность, инициативность, дисциплинированность, командирская воля, организаторские способности, творческая активность, психологические и физические качества. При этом военно-профессиональная компетентность определяется военно-профессиональными знаниями, которые необходимы для уверенного исполнения служебных обязанностей. Знания, умения и навыки определяются требованиями, предъявляемыми к должности. Дисциплинированность офицера проявляется в его внутренней убежденности, в необходимости сознательного
© Месенина Е.Л. © Mesenina E.L.
выполнения требований законов РФ, Военной присяги, воинских уставов, умении управлять своим поведением в любой обстановке. Под командирской волей понимается инициатива, целеустремленность, решительность, настойчивость в достижении целей, самостоятельность, требовательность к себе и подчиненным, выдержка и самообладание, умение выполнять поставленные задачи в любых условиях.
Организаторские способности это умение выделять главное в работе, умение четко распределить обязанности между правильно подобранными исполнителями, способность мобилизовать подчиненных на эффективное выполнение задач и при этом непрерывно управлять ими в боевой обстановке, обеспечить контроль исполнения, создать в подразделение благоприятный морально-психологический климат.
Под творческой активностью мы понимаем творческий подход и инициатив}', постоянный поиск новых путей с целью решения поставленных перед подразделением задачи, интуицию и предвидение.
Психологические качества предполагают у офицера психологическую устойчивость, способность быстро ориентироваться в часто меняющейся обстановки, преодолевать страх и т.п.
Структурно-содержательные характеристики профессионально значимых качеств будущих офицеров боевого управления позволяют конкретизировать проектируемый результат, на достижение которого направлена наша деятельность. Целесообразно остановиться на определении специфики процесса формирования соответствующих качеств у курсантов вуза, обучающихся по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Системно отразить данную специфику, по нашему мнению, можно на основе моделирования образовательного процесса.
Под моделированием профессиональной деятельности понимается выявление типовых задач в ходе учебного процесса, трансформация их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения [2. с. 170].
При проектировании модели мы опираемся на системный подход как ведущее методологическое основание процесса моделирования. Системный подход является формой внутринаучной рефлексии. Его содержательной стороной является субординация целей, связей элементов и отношений.
При построении модели формирования профессионально значимых качеств будущих ОБУ необходимо выявить основные цели и задачи их профессиональной подготовки.
Анализируя цели и задачи, поставленные в федеральном государственном образовательном стандарте, можно констатировать, что специалист по эксплуатация воздушных судов и организации воздушного движения, должен быть готов осуществлять организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов; организацию использования воздушного пространства; организацию и обслуживание воздушно-
го движения; организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ; обеспечение безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства; организацию и обеспечение авиационной безопасности; организацию и обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ; организацию и обеспечение безопасности технологических процессов и производств на воздушном транспорте.
Достижение вышеуказанных целей и задач требует, прежде всего, выявления содержательных особенностей формирования профессионально значимых качеств будущих офицеров боевого управления. Деятельность человека, ее виды рассматривается в качестве элементов содержания образования. Такой подход может быть применен и в отношении деятельности будущих ОБУ
Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития курсанта, формирования его мышления, познавательных интересов и подготовки к профессиональной деятельности. Содержание образования должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества и государства. Именно потребности в наибольшей степени направляют содержание образования и включение его в программу авиационных вузов.
В учебном процессе необходимо адекватно соотносить количество гуманитарных и естественных дисциплин. При изучении гуманитарных дисциплин формируется гуманистический тип мышления, лич-ностно ориентированного миропонимания, обучаемые понимают смысл жизни человека, который в любых условиях должен не только быть источником рабочей силы, но и сохранять свою самооценку и самобытность.
В программах обучения должны содержаться сведения, учитывающие общественные и индивидуальные потребности, отражающие основное современное содержание познавательной ценности. Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы курсант индивидуализировал свою работу с учетом интересов своей будущей профессии. В рамках межпредметных связей должно быть обращено внимание на взаимосвязь отдельных разделов и тем. Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементами структуры являются отдельные знания, которые могут быть связаны между собой различным образом. Мы придерживаемся смешанной структуры, которая позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по дисциплинам. В учебном плане находят отражение воспитательный процесс, намеченные цели, концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерности учебно-воспитательного процесса, организационных требований, программы предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями.
Исходя из этого, главной содержательной особенностью формирования профессионально значимых качеств будущих офицеров по боевому управлению авиацией, по нашему мнению, является необходимость интеграции его по основанию профессиональной готовности в области боевого управления авиацией.
Реализация данных содержательных особенностей требует определения основных форм, методов и средств образовательного процесса способствующих эффективному формированию профессионально значимых качеств будущих ОБУ
Успешность обучения невозможна без четкой организации учебного процесса. Формы организации обучения являются выражением согласованной деятельности педагогов и обучаемых, порядок и режим которой установлен.
1. Лекционно-семинарская форма. При этой форме организации учебные занятия проводят в виде лекций, семинаров, практических упражнений, групповых занятий проводятся как с различными потоками, группами и подгруппами курсантов, так и по индивидуальному плану для отдельных лиц.
Формы обучения в своей основе имеют прагматическою (практическую) и абстрактно-логическую (философскую) направленность. Эти направления развития вызывались объективными причинами. Первая - целенаправленная подготовка людей к конкретному виду деятельности. вторая - обеспечить образованностью, дать выход на карьеру, государственную службу и т.п.
Наша педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистического и этического в содержании образования;
- принцип научно-образовательной направленности;
- принцип фундаментальности и системности в содержании образования;
- принцип связи образования с практикой;
- принцип интегративности в содержании курсов;
- принцип развивающего и воспитывающего характера учебного материала;
- принцип межпредметной взаимосвязанности.
Методы обучения представляют собой пути и способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, которая направлена на решение педагогических задач. Метод обучения - основной инструмент педагога. Варьируя методами, он передает знания, формирует знания и умения обучаемых, стремясь к всестороннему воздействию на их личностное развитие. Владение методическим арсеналом является профессиональной потребностью и показателем мастерства педагога.
Активизация традиционных методов и форм обучения осуществляется за счет использования современных технических средств, предоставления возможности обучаемым на основе ассоциаций, воображения и фантазии генерировать разнообразные идеи. При таком обучении устраняются стереотипы мышления, стимулируются интуитивные и эмоциональные компоненты умственной деятельности обучаемых.
Таким образом для повышения эффективности формирования профессионально значимых качеств будущих офицер боевого управления на наш взгляд имеет смысл сделать акцент на активные методы обучения и практикоориентированные формы образовательного процесса данных специалистов.
Реализация выше названных форм, методов, средств и содержания образовательного процесса осуществляется с четко установленной направленностью. Установление этой направленности осуществляется путем формирования конкретных педагогических условий достижения поставленных в исследовании задач.
Условия являются немаловажной предпосылкой, влияющей на систематизацию учебного процесса.
Нами выделены следующие педагогические условия формирования профессионально значимых качеств будущих ОБУ сформулированы нами следующим образом:
1. Направленность профессиональной подготовки курсантов на учет требований социального заказа к компетенциям специалиста в области эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения.
2. Интеграция содержания образования курсантов по основанию профессиональной готовности в области эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения.
3. Включенность курсантов в практическую составляющую в области их профессиональной деятельности.
Социальный заказ излагается в Федеральном государственном образовательном стандарте. Для выявления требований социального заказа на подготовку офицеров по боевому управлению авиацией, а так же с целью изучения состояния этой проблемы нами было проведено исследование среди курсантов и преподавателей авиационных вузов. Респондентам были предложены различные вопросы для выявления их мнения относительно требований социального заказа к профессионально значимым качествам ОБУ Обобщив результаты опроса можно выявить наиболее слабые места в подготовке ОБУ и на основе этого сформировать основные требования социального заказа к будущим офицерам по боевому управлению авиацией:
1. Усилить подготовку будущих ОБУ в области организации и управления воздушным движением.
2. Повысить практическую составляющую в подготовке будущих ОБУ
3. Совершенствовать психолого-педагогические основы военной подготовки для формирования гармонично развитой личности военноелужащего.
Вторым педагогическим условием формирования профессионально значимых качеств будущих ОБУ является интеграция содержания образования курсантов по основанию их профессиональной готовности. Для выявления возможностей осуществления интеграции с о от ветст ву ю щс го содержания образования нами был проведен теоретический анализ данной проблемы. который показал, что в основе системы профессиональной подготовки будущих ОБУ должен лежать
дидактический принцип межпредметных связей с его нормативными и сущностными функциями [11, с. 23] и психологический принцип единства сознания, личности и деятельности [10, с. 83].
Третьим педагогическим условием является включенность курсантов в профессиональную практическую деятельность. В процессе практики реализуются теоретические знания по специальным дисциплинам, что способствует не только закреплению, но и более глубокому раскрытию их содержания и более осмысленному усвоению.
Учитывая основные составляющие образовательного процесса, направленного на профессиональную подготовку курсантов, обучающихся по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», определяющие канву моделирования объекта нашего исследования, и опираясь на выдвинутые нами педагогические условия, модель формирования профессионально значимых качеств будущих офицеров по боевому управлению авиацией можно представить в виде схемы. На основании выше изложенного материала нами построена модель формирования профессионально значимых качеств будущих ОБУ (рисунок 1).
Таким образом осуществление процесса формирования профессионально значимых качеств будущих офицеров по боевому управлению авиацией в представленной логике способствует достижению целей и
задач профессиональной подготовки курсантов военных вузов обучающихся по специальности 25.05.05 -«Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и обеспечению социально востребованного уровня сформированности их профессионально значимых качеств
Рис. 1. Модель формирования профессионально значимых качеств будущих офицеров по боевому управлению авиацией.
Библиографический список
1. Липатов О.С. Основы методологического мышления/ М. : Внешторгиздат, 1989. 412 с.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : метод, основы. М. : Просвещение, 1982. 192 с.
3. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие. Екатеринбург : Деловая книга, 1996. 344 с.
4. Бухарова Г Д. Модели. Решение исследовательских задач по методике преподавания физики. Екатеринбург : Изд-во УрГППУ, 1995. 146 с.
5. Герисунский Б.С. Педагогическая прогностика : методология, теория, практика. Киев : Высшая школа, 1989. 200 с.
6. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М. : Знание, 1991. 160 с.
7. Кпарин М. В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной практике. //Педагогика. 1994. №5. С. 104-109.
8. Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода. // Вопросы философии. 1983. № 3. С. 18-29.
9. Наин, А.Я. Инновации в образовании. Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 1995. 288 с.
10. Петров А.В. Развивающее обучение : монография; ЧГПУ Челябинск : Факел, 1997. 261 с.
11. Петров А.В. Сущностные и нормативные функции основополагающего дидактического принципа межпредметных связей в системе развивающего обучения / А. В. Петров, А. И. Гурьев, В. Г. Жданов // Наука и образование. Горно-Алтайск, 1998. № 2. С. 20-24.
References
1. Anistmov O.S. Methodological foundations of flunking, Moscow: Vneshtorgizdat, 1989. 412 p.
2. Babcniskii Tu. K. Optimization of educational process: method, main. M: Education, 1982. 192 p.
3. Beznikova VS. Pedagogy, Projective pedagogy: manual. Ekaterinburg: Business book, 1996. 344 p.
4. Bukharova G.D. Model. The decision of research tasks the methodology of teaching physics. Ekaterinburg: Publishing house Urgpu, 1995. 146 p.
5. GershimskyB.S. Pedagogical prognostics : methodology, theory and practice. Kiev : Higher school, 1989, 200 p.
6. GorstkoA.B. Experience with mathematical modeling. M. : Znanie, 1991. 160 p.
7. Klarin M. V. Innovative models of education in modem foreign practice // Pedagogy. 1994. No. 5. Pp. 104-109.
8. Kiizmin VP. of Various directions of development of system approach. // Questions of philosophy. 1983. No. 3. Pp. 18-29.
9. NaytiA.Y. Innovations in education. Chelyabinsk : publishing house of Chelyabinsk state University, 1995. 288 p.
10. PetrovA.V. Developmental education : monograph; Chelyabinsk state pedagogical University. Chelyabinsk , 1997. 261 p.
11. Petrov A. V. Essential and regulatory functions of fundamental didactic principle of intersubject connections in the system of developing education / V. A. Petrov, A. I. Gusev, V. G. Zhdanov // Science and education. Gomo-Altaysk, 1998. No. 2. Pp. 20-24.