ности к достойному служению Отечеству. В более конкретном плане речь идет о необходимости принятия на вооружение новой концепции военно-патриотического воспитания и долговременной комплексной целевой Программы, ориентированной на практическую реализацию основных положений этой концепции.
Данные положения не претендуют на полное и всестороннее решение вопросов военно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Они ориентированы на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений, определений в одном из важнейших направлений воспитания и, следовательно, на создание условий для перемен в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих социальных и государственных институтов. Высказанные положения являются конкретными предложениями для решения важнейших задач воспитания современной молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества в интересах его успешного реформирования и укрепления.
Список литературы
1. О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи : указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 727.
2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795.
3. Бирковский, В. Г. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи / В. Г. Бирковский. - М. : Прогресс, 2005.
4. Бублик, Л. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи: теория, система, опыт / Л. А. Бублик. - М. : Мысль, 2008.
УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ
РЕФЛЕКСИВНО-ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Л. Г. Светоносова
В статье даны определения понятий «педагогическая культура», «рефлексивно-пиктографические задачи», представлена модель формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей на основе рефлексивно-пиктографических задач.
The article gives definitions of «pedagogicculture», «reflexive-pictorial task» presents a model the formation of pedagogical culture pedagogical highschool students and beginning teachers based reflexive-pictorial task.
Актуальность проблемы формирования и совершенствования педагогической культуры учителя объясняется наметившейся тенденцией к раскрытию индивидуального потенциала личности, ее творческих способностей
в образовательном процессе и предъявлением новых требований к личностным качествам и педагогической деятельности учителя, среди которых: высокий уровень педагогической культуры, психолого-педагогическая компетентность, конкурентоспособность, мобильность, толерантность, эмпатия, способность к творческой и инновационной деятельности.
Изучение различных подходов к раскрытию понятия педагогической культуры позволяет сформулировать авторское определение данного понятия. Под педагогической культурой мы понимаем высокую степень развития личностных и профессиональных качеств учителя, сочетающую в себе ценностное отношение к детям и педагогической деятельности, ценностное самоотношение, опору в педагогической деятельности, общении и поведении на общекультурные нормы, стремление к инновациям и творчеству.
Педагогическая культура, в отличие от педагогической компетентности, подразумевающей владение учителем необходимой совокупностью знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания, имеет свои специфические особенности: отношение к детям, педагогической деятельности, самому себе как к ценности; передача социокультурного опыта учащимся путем руководства культурными нормами в педагогической деятельности; использование инновационных педагогических технологий, критическое отношение к ним и творческое преобразование педагогической деятельности.
Ретроспективный анализ многочисленных литературных источников позволяет выделить следующие компоненты, которые легли в основу эталона для определения показателей педагогической культуры: личностно-творческий (ценностное самоотношение, ценностные ориентации, творческое воображение), эвристический (педагогическая компетентность, педагогическое мышление, педагогическая импровизация) и деятельностный (коммуникативные и организаторские способности, толерантность, эмпатия).
На основе анализа подходов многих авторов (Е. В. Бондаревской, Л. В. Заниной, И. Ф. Исаева, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Масленниковой, Н. Е. Щурковой и др.) мы выявили, что педагогическая культура выполняет функции: развития - содействует раскрытию потенциальных творческих способностей студентов в процессе обучения в педагогическом вузе; социализации - способствует усвоению и активному воспроизводству социокультурного опыта; оценки - содействует осознанию студентами своей педагогической культуры и необходимости ее развития в процессе обучения в педагогическом вузе и совершенствования в профессиональной деятельности начинающими учителями.
Традиционным средством формирования педагогической культуры является педагогическая задача, которая исследуется в трудах Г. А. Балла, Б. З. Вульфова, Л. В. Заниной, Ю. А. Ивановой, Л. П. Качаловой, Л. В. Конд-рашовой, Ю. Н. Кулюткина, Г. А. Петровой, М. М. Поташник, Н. Я. Сайгу-шева, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, Л. М. Фридмана, М. Л. Фрумкина, Д. Б. Эльконина, Н. М. Яковлевой и др. В педагогической литературе она рассматривается как: задача, при решении которой необходимо выяснить причины происходящего явления (А. А. Грин); некоторая проблемная ситуация, моделирующая процесс обучения и воспитания, решение которой требует ее анализа, соотнесения данного и искомого на основе применения педагогических понятий и идей (Ю. А. Иванова).
Цель: формирование педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей, включающей компоненты
личностно-творческий (ценностное самоотношение, ценностные ориентации, творческое воображение) эвристический (педагогическая компетентность, педагогическое мышление, педагогическая импровизация) деятельностный (коммуникативные и организаторские способности, толерантность, эмпатия)
Средства - рефлексивно-пиктографические задачи
Рефлексивно-проектировочные:
- соотнесение своей педагогической культуры с эталоном (ценностное самоотношнение, рефлексия);
- формирование ценностного отношения к детям, учительскому труду и др. (ценностные ориентации);
- побуждение
к разгадыванию, излечению смысла изображенной ситуации; раскодированию информации (творческое воображение)_
Рефлексивно-эвристические:
- осмысление теоретических знаний, их практическое применение (педагогическая компетентность);
- анализ изображенной ситуации, ее причин, последствий, роли в ней учителя, уровня его педагогической культуры (педагогическое мышление);
- развитие импровизаторских умений - оперативно реагировать на проблемную ситуацию (педагогическая импровизация)
Рефлексивно-имитационные:
- развитие умений работать в коллективе; отстаивать свою точку зрения с опорой
на культурные нормы (организаторские и коммуникативные способности);
- активизация стремления
к пониманию (эмпатия) и принятию точки зрения другого (толерантность) путем имитации педагогической деятельности
Функции РПЗ
Культурообразующая *
► Мотивационно- Ч ~~ побуждающая —
Ценностно-ориентирующая
Интеллектуально-обогащающая
Механизм решения РПЗ
Возникновение на основе внешней наглядности образа восприятия, который зависит от прошлого опыта, личностных особенностей и т.д. —> понимание смысла изображенной проблемной ситуации, роли в ней учителя и уровня его педагогической культуры —> возникновение на основе внутренней наглядности образа представления (творческое и воссоздающее воображение) —> поиск вариантов решения изображенной ситуации, целесообразных с точки зрения педагогической культуры учителя, выбор оптимального варианта решения —> рефлексия__
Педагогические условия
Интенсивное использование РПЗ в образовательном процессе (в лекциях, семинарских и практических занятиях, деловых играх, дискуссиях, диспутах и т.п.); включенность обучающихся в самостоятельную разработку рефлексивно-пиктографических задач
т
т
Уровни сформированности педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей
Повышенный
Достаточный
Недостаточный
Результат: социально востребованный уровень педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей_
Рис. 1. Модель формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей на основе РПЗ
Разновидностью педагогических задач являются рефлексивно-пиктографические задачи (РПЗ) - реалистичные рисунки, наглядно отражающие проблемную ситуацию в педагогическом взаимодействии между его субъектами, успешность решения которых в групповом и индивидуальном обсуждении зависит от личностных особенностей, творческих способностей и педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей. РПЗ присущи следующие характеристики: графическое изображение проблемных ситуаций во взаимодействии субъектов образовательного процесса, связанных с проявлением педагогической культуры; дивергент-ность (множество вариантов интерпретации ситуаций и их конструктивных решений); противоречивость; альтернативность выполнения задания.
В процессе создания модели формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей мы исходили из того, что она должна соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к качеству педагогической подготовки студентов и учителей и отражать основные идеи исследований по проблеме оптимизации их подготовки [1, с. 64].
Разработанная модель формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей с использованием рефлексивно-пиктографических задач (рис. 1) включает структурные компоненты педагогической культуры, соответствующие им типы рефлексивно-пиктографических задач, механизм решения РПЗ и педагогические условия, обеспечивающие формирование педагогической культуры.
Методологической основой процесса формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей является личностно ориентированный подход, поскольку он направлен не только на формирование педагогических знаний, умений и навыков, но и способствует развитию педагогических способностей, педагогического мышления, толерантности, эмпатии, творческого воображения и т. д. Личностно ориентированный подход, по определению Е. Н. Степанова, - методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности [2, с. 2].
Организация процесса формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей с позиции личностно ориентированного подхода позволяет учитывать личностную позицию каждого испытуемого, его знания, умения, ценностные ориентации, мотивы, интересы и др. Основной целью использования личностно ориентированного подхода в нашем исследовании является обеспечение мотивации к обучению, познанию и самопознанию, накоплению знаний о педагогической культуре, овладению навыками профессионального поведения в соответствии с усвоенными знаниями о педагогической культуре. Необходимо подчеркнуть, что рефлексивно-пиктографические задачи отвечают требованиям к дидактическому материалу (системе учебных заданий) личностно ориентированного обучения, а именно: они предусматривают различные способы выполнения, содержат описание приемов выполнения, а также предполагают организацию самостоятельного поиска выполнения [3, с. 31-42].
Процесс формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей опирается и на культурологический подход, который трактуется как совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, культурная деятельность и интересы и т.д. [4, с. 65].
Исходя из культурологического подхода, в нашем исследовании процесс формирования педагогической культуры студентов и учителей будет основываться на следующих идеях:
1) понимание педагогической культуры как части общей культуры студента и учителя;
2) мотивация к осуществлению педагогической деятельности в соответствии с компонентами педагогической культуры учителя;
3) создание условий для саморазвития и самореализации студента и учителя на основе диалога в процессе решения РПЗ.
Задачный подход как методологическая основа процесса формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей позволяет выявить сущностные характеристики РПЗ, выделить их типы, механизм решения.
Интеграция культурологического и задачного подходов в процессе формирования педагогической культуры студентов и учителей позволяет проецировать типы РПЗ на выявленные структурные компоненты педагогической культуры учителя (рис. 2).
Типы рефлексивно-пиктографических задач
Рефлексивно- Рефлексивно- Рефлексивно-
проектировочные эвристические имитационные
ч г
Личностно-творческий Эвристический Деятельностный
Структурные компоненты педагогической культуры учителя
Рис. 2. Проекция типов РПЗ на структурные компоненты педагогической культуры учителя
Рассмотрим условия формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей.
1. Интенсивное использование РПЗ в образовательном процессе (в лекциях, семинарских и практических занятиях, деловых играх, дискуссиях, диспутах и т.п.). Для реализации данного условия мы пришли к необходимости разработки РПЗ, исходя из того, что педагогическая культура учителя проявляется в его педагогической деятельности, общении и поведении, особенно ярко в ситуациях неопределенности, когда необходимо действовать быстро, оригинально и конструктивно решать возникшую проблемную ситуацию.
Так, каждая лекция спецкурса начиналась с демонстрации РПЗ и ее решения. На семинарских занятиях мы применяли, например, задание «Разыгрывание ролей». Студенты и учителя объединялись в подгруппы, каждая из которых придумывала свою педагогическую ситуацию на основе РПЗ при соблюдении двух условий: 1) обязательно в сценке должна быть роль учителя; 2) показ детей разных возрастов по договоренности между подгруппами. Студенты и учителя имитировали поведение дошкольников, младших
школьников, подростков и старшеклассников. Участникам задания предлагалось использовать музыкальное оформление, костюмы, реквизит, необходимый для сценки. После каждой инсценировки студенты/учителя анализировали ее, соответствовали ли действия учителя педагогической культуре, как необходимо было поступить, что сказать учащимся. Участникам сценок предлагалось рассказать о своих впечатлениях в определенной роли. Таким образом, такого рода задания способствовали формированию педагогической культуры, наглядно демонстрируя поведение учителя в разных педагогических ситуациях.
2. Включенность обучающихся в самостоятельную разработку рефлексивно-пиктографических задач. Данное условие подразумевает стимулирование творческой активности обучающихся путем разработки ими РПЗ.
В процессе самостоятельной разработки РПЗ (придумывания проблемной ситуации, ее графического изображения, составления вопросов к ней) студенты и учителя опирались на свой прошлый опыт (обучение в школе, педагогическая практика, работа в школе), осмысливали проблемные ситуации, анализировали и оценивали в них роль педагогической культуры учителя.
Студенты и начинающие учителя разрабатывали РПЗ как индивидуально, так и коллективно на учебных занятиях. В процессе создания РПЗ обучающиеся развивают творческие способности; осуществляют самопознание, самоанализ педагогической культуры путем представления себя в роли учителя; актуализируют прошлый опыт.
Итак, разработанная модель формирования педагогической культуры студентов педагогического вуза и начинающих учителей на основе РПЗ включает структурные компоненты педагогической культуры, соответствующие им типы рефлексивно-пиктографических задач, механизм их решения, педагогические условия, уровни сформированности педагогической культуры студента и начинающего учителя.
Список литературы
1. Романов, Е. В. Моделирование образовательных процессов в учебно-творческой деятельности студентов / Е. В. Романов // Образование и наука. - 2000. -№ 4 (6). - С. 61-75.
2. Степанов, Е. Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности / Е. Н. Степанов // Воспитание школьников. - 2003. - № 2. - С. 2-5.
3. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-42.
4. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста : метод. пособие / Н. Б. Крылова. - М. : Высш. школа, 1990. - 142 с.
УДК 301
ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
А. А. Скворцова
Данная статья посвящена проблеме формирования и трансформации ценностных ориентаций. Понятие «ценность» рассматривается в динамике, анализируются внутренние и внешние факторы, влияющие на их изменение.