4. Мещанинов, А.А. Дизайн. Точка над i. - СПб., 2008.
5. Харитонова, Е.В. Социально-профессиональная востребованность личности на этапах жизненного и профессионального пути: монография. - Краснодар, 2011.
Bibliography
1. Tarasov, V. K. Iskusstvo upravlencheskoyj borjbih. - M., 2008.
2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj standart obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 072500 Dizayjn (kvalifikaciya (stepenj) «magistr»): ehlektronnihyj resurs.
3. Chernyavskaya, V.S. Strategicheskoe mihshlenie buduthego dizayjnera v kontekste psikhologii professionaljnoyj vostrebovannosti / V.S. Chernyavskaya, I.I. Polivanov, A.V. Sudorgina // Koncept. - 2012. - № 8.
4. Methaninov, A.A. Dizayjn. Tochka nad i. - SPb., 2008.
5. Kharitonova, E.V. Socialjno-professionaljnaya vostrebovannostj lichnosti na ehtapakh zhiznennogo i professionaljnogo puti: monografiya. -Krasnodar, 2011.
Статья поступила в редакцию 13.05.13
УДК 378 (075.8)
Alieva R.R. MODEL OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE FUTURE TEACHER TRAINING.
The article presents a model of the organizational culture of the future teacher in the process of training.
Key words: organizational culture, the modeling method, future teacher.
P.P. Алиева, аспирант каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rukisha@bk.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье представлена модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Ключевые слова: организационная культура, метод моделирования, будущий учитель.
Современная профессиональная подготовка будущего учителя предполагает становление новой философии педагогического образования, в которой сам учитель выдвигается на первый план. Это связано с осуществлением результативной самоорганизации, соорганизации, организационной культурой, признаки сформированности которой определяются уровнем инновационных знаний, умений и ценностных ориентации, формированием ценностных установок личности, принятием норм, правил, стандартов образовательно-воспитательного учреждения, сопричастности к нему и отношениями в коллективе. Теоретический анализ научно-педагогических исследований в отечественной научной и зарубежной литературе, посвященной проблеме формирования организационной культуры, выявил многообразие и многоаспектность ее направлений. В исследованиях организационной культуры значительное место отводится изучению различных типов модели формирования организационной культур, когда одна модель строится «на понимании исторически сложившихся система общих традиций, ценностей, символов, убеждений» (Соломанидина Т.О., Тихомирова О.Г.); другая - «на формальных и неформальных правилах поведения членов организации, которые выдержали испытание временем» (Буева И.И., Жалило Б., Шендель Т.В., Ясницкая В.Р).
Несмотря на имеющийся материал, к настоящему времени недостаточно разработаны теоретические основы к моделированию процесса формирования организационной культуры личности будущего учителя в условиях профессиональной подготовки в вузе. Автором статьи разработана модель данного процесса (рис. 1).
Ход реализации модели процесса формирования организационной культуры личности будущего учителя в условиях профессиональной подготовки в вузе включает следующие этапы -адаптационный, формирующий, итоговый. Модель представлена следующими блоками.
Первый блок - целевой, включающий государственный заказ на выпускника педагогического вуза, требования ФГОС ВПО, требования к организационной культуре школы, требования работодателей к уровню организационной культуры учителя, суть которого в следующем. Переход средней общеобразовательной школы на профильное обучение диктует и необходимость опережающего развития профессионального педагогического образования. Государственный заказ на выпускника педагогического вуза преследует главную цель - повышение профессионально-
го уровня педагогов и формирование нового состава педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, которое рассматривается как необходимое условие модернизации системы профессионального образования России.
Второй блок отражает требования ФГОС ВПО, суть которого в том, что повышение профессионального уровня выпускников педагогических вузов предполагает усвоение ими определенных знаний, умений и навыков, которые являются основой для формирования следующих компетенций:
• способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
• способность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества образовательного процесса (ПК-3);
• способностью уметь организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
• готовностью использовать систематизированные знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).
Третий блок модели отвечает за требования к организационной культуре школы, которая зависит от сформированной организационной культуры каждого ее члена, каждого учителя и каждого сотрудника. В условиях демократизации всех сфер жизнедеятельности общества, современная школа переживает острую потребность в собственной демократизации, обновлении, инновациях, новшествах. Ей необходимо иметь чёткие ориентиры как для учащихся, так и для учителей, администрации школы на систему формальных и неформальных правил и норм конструктивной деятельности. Если эти условия будут соблюдены, то школа будет переживать взлет творческих идей и предложений от педагогов и сотрудников, новое рождение и появление новых школьных обычаев и традиций, которые интегрируют индивидуальные и групповые интересы педагогов. Все перечисленное отпечатывается на особенностях стиля поведения администрации школы, учителей и самих учащихся. Школа приобретает собственный имидж эффективно организованной системы обучения, воспитания и развития. Критерием организационной культуры учителя является уровень удовлетворенности его работой, эффективным сотрудничеством с коллегами, учениками, администрацией школы [1].
Ценностный блок:
ценностных установок личности, сформированных усвоение норм, правил, стандартов школьной организации, понимание миссии школы; патриотизм, неравнодушие к школьным делам; толерантность, активность
Рефлексивный блок:
самооценка, самоменеджмент, самоорганизация, профессиональная притязательность; саморегуляция и стрессоустойчивость, открытость и готовность к новшествам, адаптивность к постоянно меняющейся образовательной среде, карьерные устремления (акмеология).
Коммуникативный блок:
сотрудничество с коллегами, учениками, администрацией школы, сопричастность, конформизм, активность, стремление к интеграции, организационный стиль поведения, удовлетворенность работой, идентификация себя с организацией и целями ее развития, доверие, преданность, принятие кодекса организационного поведения
Информативный блок:
информированность о целях, задачах и концепции развития школы, ее идеологии; нормы, правила, стандарты школьного учреждения, результативная самоорганизация, сопричастность к традициям и обычаям школьного коллектива, педагогические ценности (любовь и уважение к ребенку, оптимизм
і
1
Этапы: адаптационный, формирующий, итоговый
1
Результат: понимание миссии организации, принятие ее ценностных установок, сформированные нормы, усвоенные правила, стандарт учреждения и отношений в коллективе
Рис. 1. Модель формирования организационной культуры личности будущего учителя
Четвертый блок модели отвечает за требования работодателей к уровню организационной культуры учителя. В своей совокупности вышеперечисленные компоненты в виде организационной культуры могут одновременно выражать и требования, которые предъявляют директора школ к своим подчиненным. А именно (Буева И.И., Жалило Б., Темрюков Ю.Ю., Ушаков К.М.):
а) стремление учителя к внутренней интеграции (она порождает согласованность в действиях педагогов, усиливает их взаимопонимание, чувство общности; выступает эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать педагогический коллектив на достижение поставленных целей:
б) определенный имидж учителя, отвечающего имиджу образовательного учреждения, что определяет лицо школы. По организационной культуре школы можно понять, что принято и что не одобряется в школе, как поступать человеку в той или иной ситуации (Буева И.И., Руднев Е.А.);
в) усвоение и закрепление общешкольных ценностей (отношение к ученикам, школе и т.д.), формирование у себя определенных взглядов и убеждений, которые будут обеспечивать целостность и единство «образа мира» школьного учреждения (Ясницкая В.Р., Шендель Т.В., Ушаков К.М.).
Далее рассмотрим блоки, которые непосредственно отвечают за структуру и функциональные показатели организационной культуры будущего учителя.
Ценностный блок модели отвечает за понимание будущего учителя миссии учреждения, в котором он будет работать, усвоение ценностных установок, сформированные нормы, правила, стандарты школьной организации и отношений в коллективе. Также данный блок предполагает формирование у студентов гражданственности, патриотизма и неравнодушия к школьным делам; толерантность, уважение ко всем нациям; убежденность; общественную активность; любовь к своей профессии. А также признание и принятие школьных обычаев и традиций, взглядов, принятие единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся.
Рефлексивный блок отражает способность студента к самооценке, владение самоменеджментом, самоорганизацией, профессиональной притязательностью, способностью к саморегуляции и стрессоустойчивости, общую физическую подготовку, открытость и готовность к новшествам, адаптивность к постоянно меняющейся образовательной среде, карьерные устремления к высотам учительской профессии (акмеология).
Коммуникативный блок предполагает удовлетворенность педагогической деятельностью, удовлетворенность прохождением педагогической практики, эффективным сотрудничеством с коллегами, учениками, администрацией школы, сопричастность, конформизм, активность, стремление к интеграции в коллективе, организационный стиль поведения, удовлетворенность работой, уровнем взаимного сотрудничества, идентификация себя со школой и целями ее развития, доверие, преданность администрации школы, принятие кодекса
Библиографический список
организационного поведения и укоренившихся школьных ритуалов и школьных традиций.
Информативный блок предполагает информированность о целях, задачах и концепции развития школы, ее идеологии; знаний, умений ценностных ориентаций и установок, знание личностью ценностных установок и стандартов школьного учреждения, результативная самоорганизация, владение Информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными программами, информированность о традициях и обычаях школьной жизни, определенный уровень профессиональных знаний, оптимизм, понимание основ организационной культуры, ее основных этапах и технологиях и т.д.
Разработанная модель в условиях учебно-воспитательного процесса вуза строится на основе комплекса принципов:
• идивидуализация процесса обучения создает благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала будущего педагога, логически это становится возможным при разработке творческих заданий, учитывающих индивидуальные качества личности студента;
• креативность предполагает наличие способности к «сверхнормативной активности», что способствует переходу моральных норм, заданных в идеальном содержании внешней для индивида деятельности, во внутренние стимулы его активности, стимулирует выработку нетривиальной стратегии творческого мышления, повышает способность к более гибким ассоциациям, в результате чего может быть найдено несколько вариантов творческого решения проблемы, из которых можно выбрать оптимальный;
• адаптивность будущих учителей школ заключается в том, что выпускники готовы к самореализации в школьной практике и являются более конкурентоспособными на рынке образовательных услуг;
• регионализации, который заключается в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей с учетом специфики региона (национальные обычаи, традиции, менталитет).
Рассмотренные принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, составляя комплекс положений, определяющих творческую стратегию профессиональной подготовки в вузе.
В результате анализа практики и педагогических наблюдений сделан вывод, что эффективному воспитанию, мотивации и интересу к профессиональной деятельности, формированию организационной культуры, качеств личности и деловых качеств будущего учителя, будут способствовать использованные в ходе обучения многоплановые педагогические технологии. Разработанная модель формирования организационной культуры личности будущего учителя предстает в виде целостной, динамичной педагогической системы, является открытой для постоянного обновления, и способствует усвоению будущими учителями ценностей, норм, правил, принятых и поддерживаемые в области организационных отношений того или иного учреждения.
1. Запорожец, А.В. Психология профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М., 2001. Bibliography
1. Zaporozhec, A.V. Psikhologiya professionaljnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 20.06.13
УДК 53(07)
Andrievskih N.V. HEURISTIC METHODS OF TEACHING PHYSICS AS COMPONENTS OF THE TECHNOLOGY OF SELF-DEVELOPMENT OF PUPILS OF SECONDARY SCHOOL. The article deals we consider the specifics of the technology's development on the basis of heuristic methods (techniques of teaching physics. Mapped developmental and саморазвивающее training. The author proves that developing training directed to the formation of cognitive independence of theoretical thinking of students in the process of the development of cognitive and regulatory universal academic actions. But self-development disciple is connected with his self-realization for achieving productive results based formed communicative universal academic actions.
Key words: physics, secondary school students, heuristic methods, techniques, technology development, cognitive independence, cognitive activity, universal educational actions (regulatory, communicative).
Н.В. Андриевских, аспирант каф. теории и методики обучения физике Челябинский гос. педагогический
университет, г. Челябинск, E-mail: anata72@mail.ru